Проект "Оренбургский пуховый платок"
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 «Степнячок»
Акбулакского района Оренбургской области
Информационно – практический проект:
«Оренбургский пуховый платок».
Подготовила: Н.Н. Хакимова
2022г.
Информационно – практический проект:
«Оренбургский пуховый платок».
Паспорт проекта.
Тип информационно-практический.
По количеству участников- коллективный.
По продолжительности – краткосрочный 10.10.22-14.10.22.
Участники проекта: дети, родители, воспитатели.
Проблема: недостаточное знание детей о народных промыслах.
Актуальность обоснования темы
«Народ, который не знает
своей культуры и истории –
презрен и легкомыслен»
Н. М. Карамзин
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из самых актуальных задач нашего времени, включающая в себя воспитание любви к близким, детскому саду, родному городу, родной стране. В детском возрасте формируются основные качества личности человека. Поэтому так важно напитать восприимчивую душу ребенка высокими человеческими ценностями, зародить интерес к истории России и родного города.
Гипотеза: Если процесс патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста строить с учетом принципов системности, интегративности, сотворчества детей, родителей и педагогов в совместном процессе освоения регионального культурно-исторического наследия, ориентацией на эмоционально чувственную сферу ребенка, то у детей будет развито чувство гордости за свою страну, родной любимый поселок, бережное отношение к родной земле, культурно-историческим и духовным ценностям.
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать богатство.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём крае. Усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. Мы живем в п. Акбулак Оренбургской области, который богат своими обычаями, традициями, его населяет интересный народ. И нам захотелось помочь детям узнать, чем славен наш край.
В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона, поэтому наш проект актуален. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период и в тоже время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
Все это объединяет одна главная цель – побудить в ребёнке любовь к родной земле, приобщить к традиционному народному наследию, к духовным ценностям, которые являются человеческим началом, объединяющим всех людей.
Цель проекта: воспитывать патриотические чувства у детей на основе традиций своего народа, формировать чувство гордости за свой край.
Основные задачи:
1. Развивать интерес детей к народным традициям и промыслам.
2. Дать первоначальное сведение из истории появления пуховых платков.
3. Учить думать, анализировать и сравнивать то, что видят в окружающей жизни.
4. Развивать интерес к жизни поселка, к истории родного края, любознательности.
5. Показать самобытность акбулакского народа, проявляющуюся в творчестве народных умельцев в устном народном творчестве.
6. Воспитывать уважительное отношение к традициям родного края.
7. Создать эмоциональное настроение, оставить яркие впечатления от рассказов и бесед, экскурсий и прогулок.
8. Формировать творческое воображение через поэзию, художественное творчество, музыку.
9. Способствовать развитию личности в духе патриотизма.
Принципы построения педагогического процесса:
1.Принцип историзма
Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим поколениям – прошлое и настоящее.
2.Принцип гуманизации
Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к родному краю.
3.Принцип дифференциации
Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о традициях родного края с учётом возраста, пола ребёнка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.
4.Принцип интегративности
Реализуется в сотрудничестве с семьёй, библиотекой, краеведческим музеем.
Реализация принципа интеграции в работе с дошкольниками является организацией педагогического процесса на основе тематического планирования. Это позволяет видеть разные аспекты явлений: социальные, нравственно-эстетические, естественнонаучные, художественно-эстетические.
Кроме того, «погружение» в ту или иную тему позволяет объединить детей чувствами, переживаниями при проведении совместных утренников, досугов, выставок.
Условия реализации проекта
•Ознакомление дошкольников с традициями родного края должно входить в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей базовой программы, решаемых на фоне краеведческого материала.
•Введение краеведческого материала в работу с детьми с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку личностно-значимого к менее близким культурно-историческим фактам.
•Формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности, повышение личностной значимости для них того, что происходит вокруг.
•Развитие музейной педагогике, дающей возможность наладить диалог ребёнка с культурным наследием прошлого и настоящего.
•Осуществление деятельного подхода в приобщении детей к истории, культуре, выбор ими самими той деятельности, в которой они хотели бы передать свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, аппликации, рисование).
•Создание такой развивающей в группе и ДОУ среды, которая способствовала бы развитию личности ребёнка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал (мини-музей Оренбургского пухового платка, предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка и др.)
•Организация работы с родителями, их знания и любовь должны передаться детям.
Основные тематические блоки работы воспитателя с детьми:
1. История пуховых платков.
2. Знакомство с пуховязальным промыслом.
3. Как рождается узор.
4. Традиции и тепло души Оренбургских платков.
5. Всемирная известность.
План проведение проекта
Первый блок
Тема: История пуховых платков
Форма проведения:
- Дидактическая игра- алгоритм «Как платок на плечи пришел»,
- Беседы: «Кружевное чудо-Оренбургского края»
- Электронная презентация «Нетающий узор пухового платка».
Результаты: НОД «Оренбургский пуховый платок- символ Оренбуржья».
Второй блок
Тема: Знакомство с пуховязальным промыслом.
Форма проведения:
- Экскурсия в мини-музей «Оренбургский пуховый платок»
- Сюжетно-ролевая игра «Мастерицы».
Результаты: Создание уголка предметов народного промысла. Выставка семейных реликвий.
Третий блок
Тема: Как рождается узор
Форма проведения:
-Непосредственно образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию «Оренбургский пуховый платок»
- Дидактическая игра «Сложи узор».
-Мастер- класс для детей и педагогов «Рождение палантина»
Результаты: Акция «На Покров день – пуховый платок надень»
Настоящие пуховые изделия знамениты на весь мир. Своей популярностью они обязаны сырью, из которого изготавливается пряжа - пуху уральских коз. В чем же его особенность?
Пух оренбургских коз самый тонкий в мире
Толщина пуха оренбургских коз — 16-18 мкм, это в пять раз тоньше человеческого волоса.По структуре он тоньше и длиннее шерсти мериносов. Поэтому изделия из оренбургского пуха — особенно нежные и мягкие.
Козий пух - это натуральное волокно, которое отталкивает воду, но при этом поглощает влажность, даря сухое тепло.
При взаимодействии с кожей стимулирует кровообращение, а благодаря своему химическому составу обладает лечебными свойствами. Более подробно о пуховых платках для здоровья читайте тут.
Немного истории
Ранее, коза была необходима в небольшом хозяйстве. Ласковое, домашнее животное давало молоко, шерсть, пух, кожу, мясо. В мире много пород коз, живущих в разных широтах. Но у них нет такого пуха, как у козы оренбургской. Когда же она появилась в южно- уральских степных краях?
З десь, русский географ Рычков изучил домашних и диких коз и в своем докладе Академии наук он высказался об извлечении «еще одной выгоды из коз» - вычесывании пуха и вязании из него одежды.
Великий географ провел исследование и предложил организовать в крае пуховязальный промысел, который улучшит положение местных жителей. Но к его мнению не прислушались.
Но к оренбургской козе проявили интерес зарубежные деловые люди. Пух из Оренбургского края отправлялся во Францию, где вязались красивые шали под названием «каша». Фирма процветала и получала огромную прибыль. По их примеру стала работать и английская фирма. Перевозка сырья в Европу обходилась предпринимателям дорого, поэтому было решено завести коз поближе к производству. Их стали увозить в Англию, Францию, страны Южной Америки…
Показательным стал пример профессора Жубера, которому пух оренбургской козы показался лучше, чем у тибетской, вследствие чего он закупил аж 1300 голов. Французы бережно отнеслись к этим животным и наладили тщательный уход за ними. Но, как бы они не старались, все животные потеряли все свои выдающиеся пуховые качества. У одних коз пух стал грубеть, у других выпадать. И за несколько лет они превратились в обычных коз. Тоже произошло на пастбищах Англии, Южной Америки.
Стало понятно: для созревания пуха нужны особые климатические условия, а именно Оренбургские степи.
Как делают пух?
Период линьки у коз приходится на начало весны. Именно в этот период ее начинают вычесывать. Следующий раз вычесывают через пару недель.
Для вычесывая используют деревянную гребенку. Это деревянные лопатки с длинными, загнутыми в виде полуколец зубьями.Сначала пух чешут редкой гребенкой, затем частой.Все действия выполняются медленно и плавно, чтобы не повредить кожу животного. С одного животного получается около 250-300 грамм пуха. В сравнение, придонские козы дают около 500 грамм сырья.
Затем пух сортируют, очищают , расчесывают и отделяют растительный сор и волосинки. Задание, требующее усидчивости и концентрации - нужно вручную перебрать весь материал и только потом его мыть и обезжиривать.
Для достижения лучшего результата пух промывают два раза. После этого его нужно тщательно прополоскать в мягкой воде ( добавив уксус, к примеру) для того, чтобы нейтрализовать мыло.
После, пух сушат и вновь прочесывают гребнем.
Благодаря всем этапам процесса пух становится мягким, шелковистым. Их него уже можно изготавливать пряжу. Более подробно о прядении мы писали в статье «Об изготовлении пухового платка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оренбургский пуховый платок.
история создания пухового платка...
Мини-музей "Оренбургский пуховый платок"
Мини-музей «Оренбургский пуховый платок» Мне платок подарили пуховый,Оренбургский пуховый платок.Он согреет, как теплое слово,Даст мне силы, как влаги глоток. Этот пух, оренбургские козыНара...
"Оренбургский пуховый платок"
Заботясь о сохранении народных промыслов, народной культуры, мы формируем у детей чувство принадлежности к своему народу....
Тема: «Оренбургский пуховый платок».
Цель: Формирование умение создавать образ на белой ткани. ...
«Оренбургский пуховый платок»
Парциальная образовательная программа «Оренбургский пуховый платок» рассчитана на детей дошкольного возраста. Данная программа реализуется в средней группе ДОУ в процессе взаимодействия со взрослыми, ...
Оренбургский пуховый платок
Конспект интегрированного занятия в старшей группе Тема: «Оренбургский пуховый платок» Вид деятельности детей: Коммуникативная, познавательная, игровая, восприятие художественной литературы, музык...
Золотые руки мам (Пуховый платок)
Мамочки нашей группы откликнулись на призыв поделиться своим мастерством вязания платка, который хранит в себе память поколений.Традиции семьи живы и будут жить в нашем Оренбуржье....