Задания для проектной деятельности в рамках реализации проекта "Космос для детей"
картотека по окружающему миру (старшая группа)
Предлагаем вашему вниманию увлекательные задания для детей в рамках проектной деятельности по теме Космоса
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 834.89 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ
- Реактивный двигатель
https://www.youtube.com/watch?v=XRCIzZHpFtY
Педагог предлагает детям запустить в честь праздника свою ракету: только как её оживить?
Дети предлагают свои варианты запуска, пробуются все возможные – в итоге срабатывает вариант с реактивным двигателем через запуск ракеты со спускающимся воздушным шариком.
- Масштабная экскурсия
Во время виртуальной экскурсии педагог задает вопросы детям на закрепление:
http://stars.chromeexperiments.com/
https://www.360cities.net/image/curiosity-mars
http://www.bbc.com/future/bespoke/20140304-how-big-is-space-interactive/index.html
3 Костюмы космонавтов
https://www.youtube.com/watch?v=hEyWM6AH6PE
Скафандр. История и устройство 24
Скафандр — это не просто костюм. Это космический корабль, повторяющий форму тела. И появился он задолго до первых полётов в космос. В начале ХХ века учёные уже знали, что условия в космосе и на других планетах сильно отличаются от земных. Для будущих космических полётов нужно было придумать костюм, который защищал бы человека от воздействия убийственной внешней среды.
Скафандр — это чудо техники, космическая станция в миниатюре… Вам-то кажется, что скафандр переполнен, как дамская сумочка, но на самом деле всё сделано так компактно, что просто красота… В общем, скафандр мой был похож на первоклассный автомобиль, а шлем — на швейцарские часы.
4 Запуск зондов в космос
https://www.youtube.com/watch?v=cm-eDKSfHSY
Игра: запуск бумажных заготовок на дальность (метание)
https://www.youtube.com/watch?v=k7LcxkHr2Ig
Можно предложить детям сделать свой спутник из пластилина
5 Зарядка с космической обезьяной
https://www.youtube.com/watch?v=6tC8c3nciDo
6 Белка и Стрелка в космосе
https://www.youtube.com/watch?v=223SjqZ8UwQ
Собаки Белка и Стрелка. После полета в 1957 году собаки Лайки, которая не вернулась на Землю (подробнее о ней будет рассказано позже), было решено отправить собак в суточный орбитальный полет с возможностью возвращения на Землю в спускаемом аппарате. Для космического полета нужно было выбрать собак со светлым окрасом (так их лучше видно на мониторах наблюдательных устройств), вес которых не превышает 6 кг, а высота – 35 см, и они обязательно должны были быть самками (для них проще разработать приспособление для справления нужды). И к тому же, собаки должны были быть привлекательными, ведь, возможно, они будут представлены в СМИ. По всем этим параметрам подходили беспородные собаки Белка и Стрелка.
В рамках подготовки этих животных к полету их приучали есть желеобразную пищу, которая была призвана обеспечить потребность в воде и питании на борту корабля. А самым сложным было научить собак проводить длительное время в маленьком тесном контейнере в условиях изоляции и шума. Для этого Белку и Стрелку в течение восьми суток держали в металлическом ящике, по размерам сопоставимым с контейнером спускаемого аппарата. На последнем этапе тренировок собаки проходили испытания на вибростенде и центрифуге.
За два часа до старта «Спутника-5», который произошел 19 августа 1960 года в 11:44 по московскому времени, кабину с собаками поместили в космический корабль. И как только он стартовал и начал набирать высоту, у животных наблюдались сильно учащенное дыхание и пульс. Стресс прекратился только после взлета «Спутника-5». И хотя большую часть полета животные вели себя довольно спокойно, во время четвертого витка вокруг Земли, Белка начала биться и лаять, пыталась снять с себя ремни.
7 Космическая математика
8 Загадки о космосе
Самый первый в Космосе
Летел с огромной скоростью
Отважный русский парень
Наш космонавт … .
ОТВЕТ
Посчитать совсем не просто
Ночью в темном небе звезды.
Знает все наперечет
Звезды в небе … .
ОТВЕТ
Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
И называется … .
ОТВЕТ
Сверкая огромным хвостом в темноте
Несется среди ярких звезд в пустоте,
Она не звезда, не планета,
Загадка Вселенной - … .
ОТВЕТ
Океан бездонный,
Океан бескрайний,
Безвоздушный, темный,
И необычайный,
В нем живут Вселенные,
Звезды и кометы,
Есть и обитаемые,
Может быть, планеты.
ОТВЕТ
Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть,
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе не заснет … .
ОТВЕТ
Медведь на глыбе ледяной,
Подружка в небе над волной.
Она – созвездье, он живой
В блестящей шубе меховой.
Он дружит с ветром и водой,
Она – с Полярною звездой.
Никак не могут встретиться
Медведь с Большой … .
ОТВЕТ
Почти что со скоростью света
Осколок летит от планеты,
К Земле направляясь, летит и летит
Небесный космический … .
ОТВЕТ
Галактика молочная,
В которой мы живем,
Рассыпалась космическим
Сверкающим дождем.
Мы облететь сумеем
Ее когда-нибудь,
Зовем свою галактику
Мы просто… .
ОТВЕТ
На корабле воздушном,
Космическом, послушном,
Мы, обгоняя ветер,
Несемся на … .
ОТВЕТ
Специальный космический есть аппарат,
Сигналы на Землю он шлет всем подряд,
И как одинокий путник
Летит по орбите … .
ОТВЕТ
Есть специальная труба,
В ней Вселенная видна,
Видят звезд калейдоскоп
Астрономы в … .
ОТВЕТ
Объект есть во Вселенной
Коварный, не простой,
Он звезды пожирает
Как бутерброд с икрой.
Опасно незаметная
И глазом не видна,
Такая темно-темная … .
ОТВЕТ
Обгоняя ночь и день, вкруг земли бежит олень.
Задевая звезды рогом, в небе выбрал он дорогу.
Слышен стук его копыт, он Вселенной следопыт.
Ответ: спутник
Обгоняя ночь и день, вкруг земли бежит олень.
Задевая звезды рогом, в небе выбрал он дорогу.
Слышен стук его копыт, он Вселенной следопыт.
Ответ: спутник
Из какого ковша не пьют, не едят, а только на него глядят?
Ответ: Большая Медведица или Малая Медведица
9 Поэзия о космосе
По порядку все планеты
Назовет любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть -Сатурн,
Семь — Уран,
За ним -Нептун.
Он восьмым идет по счету.
А за ним уже, потом,
Летит бывшая планета
Под названием Плутон.
Звёздное небо
Вот звёздное небо! Что видно на нём?
Звёзды там светят далёким огнём!
Только ли звёзды на небе сияют?
Нет! Среди звёзд там планеты блуждают!
Как так блуждают? Дороги не знают?
Нет! Это кажется, будто блуждают!
Все они - Солнца большая семья.
И под влияньем его притяжения
Вечно творят круговые движения!
И вместе с ними планета моя -
Та, что зовётся планетой "Земля",
Та, на которой живём ты и я!
Юрий Гагарин
В космической ракете
С название «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звёздам смог.
Поёт об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.
(Автор: Владимир Степанов)
В космосе так здорово (отрывок)
В космосе так здорово!
Звёзды и планеты
В чёрной невесомости
Медленно плывут!
В космосе так здорово!
Острые ракеты
На огромной скорости
Мчатся там и тут!
Млечный Путь
Чёрный бархат неба
Звёздами расшит.
Светлая дорожка
По небу бежит.
От края и до края
Стелется легко,
Как будто кто-то пролил
По небу молоко.
Но нет, конечно, в небе
Ни молока, ни соку,
Мы звёздную систему
Свою так видим сбоку.
Так видим мы Галактики
Родной далёкий свет -
Простор для космонавтики
На много тысяч лет.
(Автор: Римма Алдонина)
10 Земное притяжение
https://www.youtube.com/watch?v=BnqARaDrgYQ
https://www.youtube.com/watch?v=LOoD_tJMS3E
Воспитатель проводит опыт №1 «Орбита»: (воспитатель перечисляет предметы, которые используются в опыте; одевает шапочку «Солнце» и объясняет что она - Солнце, а мячик – планета Земля).
Воспитатель кладет в ведро пластмассовый шарик. Переворачивает ведро - шарик падает. Вращает ведро на веревке, постепенно, поднимая его выше головы, - шарик из ведра не выпадает. Подводит детей к выводу: когда предметы очень быстро двигаются по кругу, они не падают. То же происходит и с планетами: пока они быстро вращаются вокруг Солнца, они не падают.
Воспитатель: Может ли Луна упасть на Землю?
Дети: Луна, испытывая силу притяжения, не может упасть, потому что быстро вращается вокруг Земли.
Физкультурная минутка (играет космическая музыка)
Превратился я в звезду-
Руки разом разведу.
В космосе летаю (движения руками вправо - влево)
И кружась, сверкаю (повороты).
Воспитатель: Мы с вами живем на планете Земля и сегодня знакомимся с силой земного притяжения. Благодаря земному притяжению мы знаем, где верх, а где низ. И не только мы, а все звери, птицы и даже растения. Потому-то деревья и растут корнями вниз. Ну, и все упавшие предметы летят вниз. Только надо помнить, что Земля - она круглая. И предметы падают не вниз, а по направлению к центру Земли.
Воспитатель: Покажите на глобусе, как стоим мы и как стоят полярники в Антарктиде? (Воспитатель дает по фигурке человека двум детям. Они приклеивают их к глобусу.)
Дети: И мы стоим ногами к центру Земли, и полярники в Антарктиде стоят ногами к центру Земли, хотя по отношению к "нашему" верху стоят ногами.
Воспитатель: Раскроем подробнее, как эта загадочная сила действует на Земле.
Воспитатель проводит опыт №2 «Книга на руке»
Вот мы кладем книгу на руку - она нам кажется тяжелой, мы скажем "у нее большой вес". Вес - это то давление, которое чувствует наша рука, преграждая книге путь к Земле. Мы уберем руку - книга упадет на пол. Пока она будет падать - веса у нее не будет. А когда книга упадет на пол, она опять станет весить. Потому что книга станет упираться в пол, который загораживает книге путь к центру Земли. В тот момент, когда книга падала, она была в невесомости! Потому что не имела веса и не давила своей массой на опору или подвеску.
Воспитатель: Итак, что называют весом? (ответы детей). Вес – это сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес.
Какие предметы быстрее падают на Землю, легкие или тяжелые? (ответы детей).
Правильно, тяжелые. Говорят: на предметы действует сила тяжести. Вес – это сила тяжести.
Что произойдет, если исчезнет вес? (Возникнет невесомость.)
Состояние отсутствия веса называется невесомостью.
Воспитатель: Поэтому такое, казалось бы, чисто космическое понятие как "невесомость", на самом деле нам хорошо знакомо. На Земле очень часто приходится встречаться с явлением если не полной невесомости, то частичной потери веса, но земных условиях она продолжается очень недолго. Легкие предметы парят в воздухе дольше.
Особенно заметна частичная потеря веса в момент начала
опускания лифта.
А на качелях? Когда качели опускаются, происходит тоже частичная потеря веса. (Воспитатель показывает картинки с изображением человека в лифте, ребенка на качелях, парашютистов т. д.)
Но самое продолжительное состояние периодической потери веса наступает во время шторма на море. Когда палуба «уходит из-под ног», наступает потеря веса, многие переносят это с трудом и заболевают "морской" болезнью. При занятиях водным спортом, при прыжках с вышки в воду или при прыжках на батуте, когда гимнаст парит в воздухе, наступает состояние полной потери веса, полной невесомости. Даже просто подпрыгнув, вы на пару секунд оказываетесь в невесомости. Каждый прыжок — это несколько секунд невесомости.
К сожалению, в условиях Земли невесомость можно почувствовать только на несколько секунд. Дольше всего ее испытывают летчики на самолетах, которые выполняют полет по специальной траектории (почти параболе). Такие полеты как раз и проводятся для того, чтобы за эти 30-40 секунд полной невесомости (пока самолет как-бы падает на Землю) в нем могли тренироваться будущие космонавты.
Вы сможете почувствовать себя космонавтом, выполняя физические упражнения (кувырок через голову, прыжки со скакалкой). Давайте испытаем состояние невесомости, поиграем и в малоподвижную игру «Сделай фигуру».
Малоподвижная игра «Сделай фигуру».
По сигналу воспитателя все играющие останавливаются на месте, где их застала команда, и принимают какую-либо позу. На следующий сигнал (играет музыка) все дети двигаются как спортсмены. Воспитатель отмечает тех, чьи фигуры ему понравились (оказались наиболее удачными). Игра повторяется 2—3 раза (можно назначить, выбрать водящего, который будет определять, чья фигура лучше).
Воспитатель проводит опыт №3 «Соревнование». Предлагаю вам посоревноваться с земным притяжением и выяснит, кто кого?
Постройтесь двумя колоннами, друг напротив друга. Стоящие справа возьмите со стола полоску картона, поделенную на 6 равных частей (отрезков). Поднимите полоску вертикально. По команде «пуск» надо отпустить полоску. Стоящий напротив попробует схватить картон как можно быстрее за нижний конец.
Воспитатель проводит опыт, подводит итог.
А теперь поменяйтесь ролями. Теперь стоящие слева будут помощниками - держат полоску картона.
Ведущий повторяет опыт, подводит итог и предлагает детям сесть на места.
Воспитатель: Хотя это задание кажется легким, ты не сможешь поймать полоску картона за нижний отрезок. Почему? Давайте разберемся.
Твоя рука движется по сигналу? Что управляет рукой? Откуда идет сигнал? (из мозга). Почему же ты не успеваешь поймать полоску за нижний отрезок?
Пока сигнал из твоего мозга доходит до руки, сила земного притяжения сделала свое дело, и ты не успеваешь поймать полоску за нижний край.
Воспитатель: Вам понравилось соревноваться? Тогда продолжим.
Воспитатель проводит опыт №4 «Соревнование»
Постройтесь двумя колоннами, друг напротив друга. Стоящие справа возьмите со стола трубку и теннисный шарик. По команде «пуск» надо отпустить мячик в трубку. Стоящие напротив возьмите линейку, встаньте на колено, держите линейку у нижнего конуса трубки и попробуйте отбить мячик до того, как он упадет на пол.
Воспитатель проводит опыт, подводит итог.
А теперь поменяемся ролями. Теперь стоящие слева будут помощниками – держат трубку и бросают мячик.
Воспитатель: Почему ты не можешь с легкостью отбить мячик?
Сила притяжения заставляет мячик падать так быстро, что мы не успеваем быстро подумать, увидеть, отбить.
11 Небесные тела – астероиды
https://www.youtube.com/watch?v=OpoMya9xlqE
https://www.youtube.com/watch?v=IWLSzAZHoX0
Астероиды (греч. "подобный звезде") - это малые планеты. Большинство астероидов представляют собой бесформенные каменные глыбы с поперечником в несколько тысяч, а иногда сотен метров. В Солнечной системе их общая масса не превышает 0,001 массы земного шара.
Строение Солнечной системы
Пояс астероидов находится между Марсом и Юпитером
Наблюдать за астероидами очень трудно. Они столь малы, что их орбиты изменяют большие планеты и даже их собственные собратья - более массивные астероиды. Самые крупные астероиды - Паллада и Веста. Диаметр этих небесных тел - около 500 км. Ранее самым крупным астероидом считалась Церера (ее диаметр 950 км, а масса составляет 32% от массы всего пояса астероидов). Но с 2006 г., когда в результате жарких дискуссий о Плутоне был введен новый статус небесных тел Солнечной системы - карликовые планеты, Церера перешла в эту категорию вместе с Плутоном, Эридой и другими.
12 Космос волнуется раз
https://www.youtube.com/watch?v=5hMXYFhjTvY
Педагог предлагает детям поиграть в игру «Море волнуется раз» с превращением в космические фигуры: ракета, планеты, созвездия, космонавты, фигуры и т.д.
13 Послушать музыку о космосе
https://www.youtube.com/watch?v=5hMXYFhjTvY
https://www.youtube.com/watch?v=N4oN02LB3CU
14 Мультфильм о космосе
https://www.youtube.com/watch?v=wCqLDIugYbM
15 Космические осколки пазл
Дети складывают изображения небесных тел из частей картинки
16 Звуки космоса
https://spacegid.com/media/sounds/planets.html
https://www.youtube.com/watch?v=ZYNr4-TBQKA
Звуки, которые издают планеты
В космосе нет воздуха, а значит и звук там распространяться не способен. Но и о полной тишине речи нет: каждая планета испускает электромагнитные, инфракрасные и гамма-волны, не говоря уже о рентгеновском излучении. Ученые перевели звуки Вселенной в слышимый диапазон и показали, как на самом деле звучат планеты.
Галактика невероятно огромна. Само собой, «голоса» всех планет ученые записать пока не могут. Зато удачно были зафиксированы радиоволны Меркурия, Венеры, Солнца и, конечно, Земли.
Нам еще предстоит узнать и услышать многое. Сейчас НАСА пытаются определить, издают ли звуки Черные дыры. Было бы очень интересно понять, что они пытаются нам передать.
17 Еда космонавтов
https://www.youtube.com/watch?v=BTHqR5pAc2I
Продукты, которые разрешаются космонавтам
Многих людей интересует вопрос питания человека в условиях невесомости. Конечно же, рацион покорителей космоса значительно отличается от того, что мы каждый день видим у себя в тарелках. Специально для этих людей зарубежные и российские учёные разрабатывают особое питание. Разбираемся, что едят российские астролетчики во время полётов.
Набор продуктов в космос
Набор продуктов в космос
Разумеется, еда должна быть удобной для употребления, высококалорийной (энергетическая ценность дневного рациона российского космонавта составляет более трёх тысяч килокалорий) и, безусловно, вкусной. Но при этом стоит учитывать, что еда не должна иметь большие вес и объём. Поэтому продукты обрабатывают специальным образом. Так что же можно употреблять покорителям космоса?
Рацион современного человека в космосе довольно разнообразен. Это и различные мясные блюда, например, мясо с черносливом, жаркое с овощами или крупами, котлеты и бифштексы, мясо птицы под соусом. Не оставляют звездолетчиков и без наваристого первого блюда. Кстати, вегетарианство тут не в чести, поскольку любой суп в рационе должен быть приготовлен исключительно на мясном бульоне — так значительно повышается питательность готового блюда. Разнообразие в меню вносят различные овощи и фрукты, хлеб, сыр. Кроме того, космонавты имеют возможность употреблять соки и лакомиться десертами: специально для них учёные разрабатывают рецепты печенья, шоколада и пирожных. А особо желанным блюдом, как ни странно, считается творог с орехами, рецептура приготовления которого разработана российскими учеными.
Отличия от земной еды
В космос, нельзя взять пищу в привычной нам упаковке: туда берут, как правило, сублимированные продукты. Перед сублимацией приготовленные блюда замораживают при помощи жидкого азота, разделяют на порции и извлекают лишний лёд. Такую еду упаковывают в специальные вакуумные пакеты. Даже суп сохраняют толькох в порошкообразном виде.
Сублимированные продукты для космонавтов
Сублимированные продукты для космонавтов
Стоит отметить, что после обработки в пище сохраняются практически все питательные вещества и витамины. Энергетическая ценность сублимированных продуктов также остаётся неизменной. Зато вес готовой пищи уменьшается примерно на 70%, что, безусловно, очень важно, поскольку в сутки космонавт должен употреблять больше пяти килограммов еды и воды. Взять такое количество груза на космический корабль попросту не представляется возможным.
Что категорически нельзя есть
Конечно, далеко не каждое блюдо можно употреблять в космосе. Так, например, хлеб можно брать только в виде миниатюрных буханочек на один укус. Иначе не избежать крошек, а это может быть смертельно опасно: маленькая крошка хлеба в условиях невесомости способна проникнуть в дыхательные пути человека и привести к необратимым последствиям. Это касается и любой другой еды, которая запросто способна раскрошиться, рассыпаться или пролиться.
В космосе нельзя есть продукты, которые могут раскрошиться
В космосе нельзя есть продукты, которые могут раскрошиться
Кроме того, в меню космонавтов строго-настрого запрещены продукты, вызывающие повышенное газообразование — в частности, все виды бобовых. Также в «чёрном списке» оказался и такой полезный продукт, как чеснок. Данное требование тоже объясняется весьма просто: в закрытом пространстве корабля нет достаточного количества свежего воздуха, а обеспечивать его очистку и без того довольно проблематично. Поэтому и необходимо исключить всё, что так или иначе может вызвать у астронавтов трудности с дыханием.
Прошлое, настоящее и будущее еды в космосе
Не вызывает сомнений тот факт, что пища космонавтов в середине прошлого века и сегодня значительно отличается. Так, меню во время полетов стало гораздо более обширным и разнообразным. В рационе появились, например, такие блюда, как мясная солянка, суп с грибами, рис с тушёными овощами, омлет с куриной печёнкой или греческий салат. Кстати, перед введением блюда в постоянный рацион его обязательно дегустируют сами покорители вселенной, оценивая вкусовые качества пищи по шкале из десяти баллов. Если еда получает оценку ниже пяти баллов, то её из списка исключают. Однако некоторые блюда сохраняются в рационе этих отважных людей на протяжении долгого времени. Например, это борщ, говяжий язык и антрекоты.
Так упаковывают супы и мясо в космосе
Так упаковывают супы и мясо в космосе
За несколько десятилетий изменились не только сами блюда и их состав, но и упаковка. Допустим, многие слышали о том, что еда космонавтов упаковывается в специальные тюбики — наподобие тех, в которых мы покупаем зубную пасту. Однако такие тубы специалисты из «Звездного городка» уже давным-давно не используют: вакуумная упаковка позволяет ещё больше уменьшить вес и объём блюда.
Интересные факты о космическом питании
Тем, кто интересуется жизнью космонавтов и всем, что с ней связано, наверняка будет интересно узнать несколько любопытных фактов и об их еде. Вероятно, многие из них вы ранее никогда не слышали. Конечно, в жизни эти факты вам вряд ли пригодятся, но любопытство усмирить точно сумеют.
Первая еда космонавтов была безвкусной.
Если сейчас покорители межпланетного пространства могут лакомиться чуть ли не деликатесами во время полёта, то продукты, которые приходилось есть первым астронавтам, мало походили по вкусу на привычные нам. Хотя пища, помещенная в железные тубусы, и носила названия знакомых всем блюд, по факту она представляла перетёртую пасту, практически не имеющую вкуса. Эта пресная масса, конечно, позволяла утолить голод и насыщала организм нужными калориями, белками, жирами и углеводами вкупе с витаминами и минералами. Но вот удовольствие поглощающим её людям она вряд ли приносила. Кстати, сейчас космонавты едят практически обычную пищу, разве что приготовленную и упакованную несколько своеобразным образом.
Конечно же, посадить в космическом корабле сложные растения или разводить скот никто не станет, зато куда менее прихотливые водоросли (например, хлорелла) растут там весьма охотно. Употребление водорослей в космосе помогает не только утолить голод, но и отчасти решить проблему недостатка витаминов и минеральных веществ. Хлореллу выращивают астронавты со всего мира во время длительных полётов. Наверное, тот факт, что идея употребления водорослей в космосе пришла в голову японского ученого, вам не покажется удивительным.
18 Оренбург и космос
https://www.youtube.com/watch?v=2ye0t7tLHmw
12 апреля весь мир отмечает День авиации и космонавтики - памятную дату, посвященную первому полету человека в космос. Это особенный день - день триумфа науки и всех тех, кто сегодня трудится в космической отрасли и готовит специалистов «космических» профессий. Россия по праву носит звание ведущей мировой космической державы. А Оренбургская земля стала стартовой площадкой для многих летчиков и летчиков–космонавтов, окончивших Оренбургское высшее авиационное училище им. Полбина. Оренбургская областная полиэтническая детская библиотека приглашает совершить виртуальное путешествие в историю Оренбургской космонавтики, вспомнить наших земляков – покорителей космоса.
19 Рассказ о космосе
Сказка «Звездочёт» Сыроваткина О.Н.
20 Космические лабиринты
21 Чёрная дыра
https://www.youtube.com/watch?v=lP5wz8SlfiM
Для caмыx мaлeнькиx poдитeли или в шкoлe дoлжны oбъяcнить, чтo вocпpинимaть чepную дыpу кaк пуcтoe мecтo – гpубeйшaя oшибкa. Haoбopoт, в нeй cкoнцeнтpиpoвaнo нeвepoятнoe кoличecтвo мaтepии, кoтopaя зaмкнутa в мaлeнькoм пpocтpaнcтвe. Чтoбы oбъяcнeниe для дeтeй былo бoлee кpacoчным, пpocтo пpeдcтaвьтe, чтo вы взяли звeзду в 10 paз мaccивнee Coлнцa и пoпытaлиcь впиxнуть в oблacть paзмepoм c Hью-Йopк. Из-зa тaкoгo дaвлeния, гpaвитaциoннoe пoлe oбpeтaeт нacтoлькo бoльшую cилу, чтo никтo и дaжe cвeтoвoй луч нe мoжeт выpвaтьcя. C paзвитиeм тexнoлoгий HACA удaeтcя вce бoльшe узнaть oб этиx зaгaдoчныx oбъeктax. Haчaть oбъяcнeниe для дeтeй мoжнo c тoгo, чтo тepминa «чepнaя дыpa» нe cущecтвoвaлo дo 1967 гoдa (ввeл Джoн Уилep). Ho дo этoгo ужe нecкoлькo вeкoв упoминaлocь o cущecтвoвaнии cтpaнныx oбъeктoв, кoтopыe cвoeй плoтнocтью и мaccивнocтью нe выпуcкaют cвeт. Иx дaжe пpeдcкaзaл Aльбepт Эйнштeйн в oбщeй тeopии oтнocитeльнocти. Oнa дoкaзaлa, чтo пpи cмepти мaccивнoй звeзды ocтaeтcя нeбoльшoe плoтнoe ядpo. Ecли звeздa пo мacce в тpoe пpeвышaeт coлнeчную, тo cилa тяжecти пpeвoзмoгaeт ocтaльныe cилы, и мы пoлучaeм чepную дыpу.
Koнeчнo, вaжнo oбъяcнить дeтям, чтo иccлeдoвaтeли лишeны вoзмoжнocти нaблюдaть эти ocoбeннocти нaпpямую (тeлecкoпы нaxoдят лишь cвeт, peнтгeнoвcкoe излучeниe и пpoчиe фopмы элeктpoмaгнитнoгo излучeния), тaк чтo ждaть фoтo чepнoй дыpы нe пpиxoдитcя. Ho мoжнo выcчитaть иx мecтoпoлoжeниe и дaжe oпpeдeлить paзмep из-зa влияния, кoтopoe oни oкaзывaют нa oкpужaющиe oбъeкты. Haпpимep, ecли oнa пpoйдeт cквoзь oблaкo мeжзвeзднoй мaтepии, тo в пpoцecce нaчнeт втягивaть вeщecтвo внутpь – aккpeция. To жe caмoe пoвтopитcя, ecли вблизи пpoйдeт звeздa. Пpaвдa звeздa мoжeт paзopвaтьcя. B мoмeнт пpитягивaния вeщecтвo нaгpeвaeтcя и уcкopяeтcя, выпуcкaя в пpocтpaнcтвo peнтгeнoвcкиe лучи. Heдaвниe oткpытия зaмeтили нecкoлькo мoщныx вcплecкoв гaммa-лучeй, дeмoнcтpиpуя пpoцecc пoжиpaния дыpoй coceдниx звeзд. B этoт мoмeнт oни cтимулиpуют pocт oдниx и ocтaнaвливaют у дpугиx. Cмepть звeзды – нaчaлo для чepнoй дыpы Бoльшaя чacть чepныx дыp пoявляeтcя из ocтaтoчнoгo мaтepиaлa умиpaющиx кpупныx звeзд (взpыв cвepxнoвoй). Meньшиe пo paзмepу звeзды пpeвpaщaютcя в плoтныe нeйтpoнныe, кoтopым нe xвaтaeт мaccивнocти, чтoбы удepживaть cвeт. Ecли мacca звeзды бoльшe coлнeчнoй в З paзa, тo oнa cтaнoвитcя кaндидaтoм нa пocт чepнoй дыpы. Baжнo oбъяcнить дeтям oдну cтpaннocть. Koгдa звeздa paзpушaeтcя, тo ee пoвepxнocть пpиближaeтcя к вooбpaжaeмoй пoвepxнocти (гopизoнт coбытий). Bpeмя нa caмoй звeздe cтaнoвитcя мeдлeннee, чeм у нaблюдaтeля. Koгдa пoвepxнocть нacтиглa гopизoнтa coбытий, тo вpeмя зaмиpaeт, и звeздa бoльшe нe мoжeт paзpушaтьcя – зaмopoжeнный paзpушaющийcя oбъeкт.
Бoлee кpупныe чepныe дыpы cпocoбны пoявлятьcя пocлe звeзднoгo cтoлкнoвeния. Пocлe зaпуcкa в дeкaбpe 2004 гoдa тeлecкoпу HACA удaлocь зaмeтить cильныe мимoлeтныe cвeтoвыe вcпышки – гaммa-излучeния. Пocлe этoгo Чaндpa и Xaббл coбpaли дaнныe o coбытии и пoняли, чтo эти вcпышки мoгли быть cлeдcтвиeм cтoлкнoвeния чepнoй дыpы и нeйтpoннoй звeзды, чтo пopoждaeт нoвую чepную дыpу. Xoтя в пpoцecce oбpaзoвaния дeти и poдитeли ужe paзoбpaлиcь, нo зaгaдкoй ocтaeтcя oдин мoмeнт. Kaжeтcя, будтo дыpы cущecтвуют в двуx paзныx мacштaбax. Ecть мнoжecтвo чepныx дыp – ocтaтки мaccивныx звeзд. Kaк пpaвилo, oни в 10-24 paз мaccивнee Coлнцa. Учeныe пocтoяннo видят иx, ecли пocтopoнняя звeздa пpиближaeтcя кpитичecки близкo. Ho бoльшинcтвo чepныx дыp cущecтвуют изoлиpoвaннo и иx пpocтo нeльзя зaмeтить. Oднaкo, ecли cудить пo кoличecтву звeзд, oблaдaющиx дocтaтoчным paзмepoм, чтoбы cтaть кaндидaтoм нa чepную дыpу, тo в Mлeчнoм Пути тaкиx чepныx дыp дoлжнo пpиcутcтвoвaть дecятки миллиoнoв миллиapдoв.
Ecть тaкжe и cвepxмaccивныe чepныe дыpы, кoтopыe в миллиoн и дaжe миллиapд paз пpeвocxoдят пo paзмepaм нaшe Coлнцe. Пoлaгaют, чтo тaкиe мoнcтpы oбитaют в цeнтpax пpaктичecки вcex кpупныx гaлaктик (и в нaшeй). Для caмыx мaлeнькиx будeт интepecнo узнaть, чтo дoлгoe вpeмя учeныe пoлaгaли, будтo cpeднeгo paзмepa для чepныx дыp нe cущecтвуeт. Ho дaнныe Чaндpы, XMM-Newton и Xaбблa пoкaзывaют, чтo oни ecть. Boзмoжнo, cвepxмaccивныe чepныe дыpы пoявляютcя из-зa цeпнoй peaкции, вызвaннoй cтoлкнoвeниeм звeзд в кoмпaктныx cкoплeнияx. Из-зa этoгo нaкaпливaeтcя oчeнь мнoгo мaccивныx звeзд, кoтopыe paзpушaютcя и пpoизвoдят чepныe дыpы. Зaтeм эти cкoплeния зaнимaют гaлaктичecкий цeнтp, гдe чepныe дыpы cливaютcя и пpeвpaщaютcя в cвepxмaccивнoгo пpeдcтaвитeля. Bы ужe мoгли пoнять, чтo у вac нe пoлучитcя пoлюбoвaтьcя нa чepную дыpу в выcoкoм кaчecтвe в peжимe oнлaйн, пoтoму чтo эти oбъeкты нe выпуcкaют cвeт. Ho дeтям будeт интepecнo изучить фoтo и cxeмы, coздaнныe нa ocнoвe кoнтaктa чepныx дыp и oбычнoй мaтepии.
22 Плутон – бывшая планета
http://www.bbc.com/future/bespoke/20140304-how-big-is-space-interactive/index.html
https://spacegid.com/media/sounds/planets.html
Планета Плутон для детей
Как переводится имя Плутон?
pluton-300x300В древней мифологии бог подземного мира, в который люди попадали после смерти, носил имя Плутон. Из греческой мифологии нам этот бог известен под именем Аид.
Какой бы ваш вес был на Плутоне?
Очень интересно знать вам, юные любители астрономии, какой бы ваш вес был на планете Плутон? Планета Плутон имеет настолько маленькие размеры, по сравнению с другими планетами, что вы бы весили очень мало, если бы оказались на нем. Если ваш вес на земле около 32 кг, то на Плутоне вы бы весили 2,5 кг. Вы бы оказались необычайно легкими!
Карликовая планета
Планета Плутон знаменита еще и тем, что является единственной планетой, которую назвал ребенок. Планета была открыта в 1930 году, а имя ей придумала 11-летняя Венеция Берни, английская девочка, проживавшая в Оксфорде. Именно Венеция предложила, чтобы новую планету назвали в честь римского бога, правившего подземным миром. Дедушка девочки отправил письмо с предложением в обсерваторию города Лоуэлл и оно было принято.
По своим размерам Плутон даже меньше семи спутников нашей Солнечной системы. Его размеры меньше на две трети, чем размеры Луны. Из-за очень маленьких размеров Плутона некоторые ученые не считают его планетой вообще, и группой ученых в 1999 году была принята попытка классифицировать Плутон не как планету, а как комету. Поэтому 24.08.2006 года Плутона официально поменял свой статус и стал относиться не к планетам, а к карликовым планетам. Многие десятилетия было принято считать, что наша Солнечная система имеет девять известных планет, а, учитывая последние изменения, их осталось всего восемь. Эти изменения способствовали появлению новой категории малых планет, получивших название Плутоиды.
Интересные факты
Примечательно, что орбита Плутона, по которой он вращается вокруг Солнца, имеет не форму круга, как у остальных планет Солнечной системы, а скорее напоминает форму эллипса или яйца и имеет существенное смещение от уровня плоскости, по которой движутся остальные планеты нашей Солнечной системы.
Благодаря космическому телескопу Хаббл ученные получили множество восхитительных фотографий этой далекой карликовой планеты. И сегодня мы получаем данные с космического телескопа Хаббла, который продолжает исследование Плутона и его спутников, но из-за дальнего расположения планеты данных о Плутоне и количестве его спутников, получено еще очень мало.
Спутники
На сегодня известно 4 спутника Плутона, крупнейший из которых назван Харон. Его размеры только немного меньше, чем у самой планеты, поэтому Плутон и Харон еще относят к системе двойных планет. Два более маленьких спутника Плутона получили название Никс и Гидра, а недавно открытый при помощи космического телескопа Хаббл новейший спутник назвали P4. Его орбита находится между орбитами более больших спутников Никса и Гидры.
23 Нептун
https://www.youtube.com/watch?v=xsvdU12Eq1Y
Планета Нептун для детей
Откуда возникло имя планеты Нептун?
neptun-300x288Эту планету назвали так в честь римского бога воды, который так же считался покровителем всех морей и океанов. В греческой мифологии его называли Посейдоном.
Интересные факты
Если бы вам, юным астрономам, удалось побывать на планете Нептун, то там ваш вес составлял бы 36 килограмм, в отличие от 32 земных килограмм веса.
Многие сотни лет человечеству было ничего не известно о существовании планеты Нептун и только в 1846 году ее обнаружили астрономы Иоганн Галле и Генрих д`Аппе.
Но более полную информацию о Нептуне, ученные получили после посещения планеты космическим аппаратом Вояджер-2 в августе 1989 года. Специальной аппаратурой Вояджера-2 было сделано большое количество снимков планеты, которые запечатлели великолепную сияющую голубую планету, опоясанную вокруг своей оси тонким поясом белых облаков.
Маленький гигант
Нептун самая маленькая планета из всех газовых гигантов нашей Солнечной системы. Как и у всех газовых гигантов в состав ее атмосферы входят водород, метан и гелий.
Круговая орбита планеты относится к самым отдаленным от солнца в нашей системе, и периодически ее траектория смещается от центра. С момента открытия в 1846 году планета Нептун только в 2011 году завершила свой полный круг движения по орбите.
Ветреная планета
Вояджер-2, посетивший Нептун, отметил на планете наличие быстро передвигающегося вокруг планеты большого белого облака. Так же на фотографиях, полученных с аппарата, виден бушующий, как на Юпитере, гигантский шторм, имеющий вид огромного темного пятна на поверхности планеты. Этот шторм астрономы так и назвали — «Большое темное пятно». Нам пока не известен период максимальной активности этой бури и бушует ли она до сих пор на планете. Но последние фотографии, полученные на Земле космическим телескопом Хаббла, не зафиксировали никаких признаков гигантского шторма «Большое Темное Пятно».
Ни на какой другой планете Солнечной системы не гуляют такие сильные ветра, как на Нептуне. Скорость ветра в районе «Большого темного пятна» достигала порядка 1931 км в час. Предполагается, что именно очень сильные бури и способствуют образованию и исчезновению таких больших темных пятен.
Кольца
Вокруг пояса планеты насчитывается шесть нерегулярных колец, которые предположительно относительно молодые. Причем кольца планеты Нептун гораздо больших размеров, чем кольца других планет.
Спутники
Нам известно только о 13 спутниках планеты, но возможно их гораздо больше. Потому, что планета Нептун очень удалена от Земли, сложно обнаружить еще многие другие спутники, вращающиеся вокруг нее. Возможно, в будущем вам, сегодняшнему юному любителю астрономии, удастся обнаружить еще много лун этой удивительной голубой планеты. Первый спутник этой планеты обнаружил английский астроном-любитель Уильям Лассел, буквально через 17 дней после того, как была открыта сама планета. Спутник получил название Тритон. Остальные спутники Нептуна носят название Деспина, Halimede, Галатея, Laomedeia, Наяда, Лариса, Нереида, Протей, Neso, Thalassa, Psamathe и Сан.
24 Уран
https://www.youtube.com/watch?v=xBNgubF8vhg
Почему эта планета называется Уран?
uran-188x300Седьмая планета Солнечной системы получила свое название в честь бога неба, который в греческой мифологии назывался Уран. Открыл ее английский астроном Уильям Гершель. Уран третья по объему планета Солнечной системы и четвёртая по массе. Но интересен тот факт, что еще до открытия Гершелем этой планеты, Уран уже был изображен приблизительно на 20 звездных картах как самостоятельная звезда.
Что интересного на Уране?
Уран относится к планетам, называемым газовыми гигантами. Атмосфера Урана очень плотная, похожая на атмосферу Сатурна, состоящую из газов водорода, метана и гелия. По мнению ученых в состав поверхности Урана входят горные породы и лед, а внутри большое ядро из камня. Уран считается очень холодной планетой, поэтому его еще называют «ледяным гигантом».
Что особенно интересно, существует предположение ученых, что поверхность планеты покрыта огромным горячим океаном, температура которого приближается к 2760 градусам по Цельсию. Уран имеет просто огромное планетарное давление и поэтому в его толще могут образоваться миллиарды бриллиантов, причем некоторые из них могут достигать огромных размеров. Уран очень похож по своим структурным свойствам на соседнюю планету Нептун.
swertgНо есть у него и определенные особенности, что заметно выделяет его среди других планет Солнечной системы. Его вращение направленно в другую сторону, чем у остальных планет, и угол наклона оси планеты очень большой. Предполагается, что еще в начале образования нашей Солнечной системы космическое тело очень большого размера столкнулось с планетой. Объект был настолько огромным и мощным, что это привело к изменению направления вращения планеты и наклона его оси. Согласно другой теории, наклонную ось Урана изменил пролетающий в непосредственной близости от планеты очень крупный космический объект. Гравитационное поле этого объекта было настолько мощным, что удаляясь от Урана, оно вызвало изменение угла наклона его оси.
Кольца Урана
Известно ли вам, ребята, что Уран, как и Сатурн, тоже имеет кольца, правда не такие вытянутые, но они тоже состоят из множества частиц космической пыли и разного размера камней.
Спутники
У Урана насчитывается 27 спутников разных размеров. Эти космические тела в свое время попали в зону притяжения планеты и не смогли ее преодолеть. Особенно выделяются среди них пять самых крупных спутников Титания, Умбриэль, Оберон, Ариэль и Миранда. Остальные более мелкие спутники имеют не менее интересные имена: Джульетта, Офелия, Белинда, Корделия, Крессида, Бьянка, Калибан, Дездемона, Розалинда, Порция и Пак.
25 Сатурн
https://www.youtube.com/watch?v=A4xIwB648dQ
26 Юпитер
https://www.youtube.com/watch?v=nyY4OQVeN3M
Планета Юпитер для детей
Благодаря Юпитеру мы воочию можем видеть, как устроена наша Вселенная. Открытие Галилеем в 1610 году четырех самых больших спутников Юпитера, да еще и вращающихся вокруг определенной планеты, полностью подтвердило правильность теории Коперника, в которой ученный утверждал, что центр Вселенной это вовсе не Земля, и не Солнце вращается вокруг нашей планеты, а наоборот. С тех пор спутники Юпитера Ио, Ганимед, Европа и Каллисто получили название Галилеевы спутники.
Что означает имя Юпитер?
Юпитер в древней мифологии известен как царь богов. В греческой мифологии этот бог назывался Зевс и управлял Олимпом. Как повествуют древнегреческие мифы — для достижения абсолютной власти Зевс забрал власть у своего отца Сатурна и сверг его. В последствии он отдал часть власти над Вселенной своим братьям Нептуну и Плутону.
Сколько мы будем весить на Юпитере?
Давайте помечтаем о тех временах, когда мы сможем отправиться в отпуск на планету Юпитер. Интересно, какой бы у нас там был вес? Как вы помните, наш вес на любой планете зависит от массы и величины этой планеты. Учитывая тот факт, что Юпитер самая огромная планета в нашей Солнечной системе, и поэтому сила ее притяжения очень велика, то мы бы весили много. Если на Земле ваш вес составлял бы 32 кг, то на Юпитере он будет достигать 84 кг. Поэтому, как видите, оказавшись на Юпитере, вы сразу потяжелели.
Красивая планета
Юпитер не только самая большая, но и очень красивая планета Солнечной системы. Наша Земля меньше Юпитера в1000 раз. Юпитер очень неспокойная планета, с постоянно бушующими над ее территориями бурями, которые, кажется, движутся бесконечно по всей атмосфере планеты. Постоянные перемещения потоков атмосферы образуют необычно красивые облака, а ураганные вихри в атмосфере создают супершторма, которые передвигаются через огромные площади поверхности. Например, гигантский шторм, бушующий над Юпитером на протяжении 300 лет, имеет с Земли вид большого красного пятна. Благодаря своеобразной форме оно получило название «Око Юпитера».
Юпитер относится к газовым гигантам из-за отсутствия твердой поверхности. Если заглянуть за его атмосферу, то мы сможем увидеть огромный бушующий океан водорода и воды. Причем четкой границы между атмосферой и жидким океаном не существует. По мере повышения плотности атмосферы постепенно эта грань совершенно исчезнет, и небо станет океаном. Но в этом бушующем жидком океане никто и никогда не сможет поплавать на лодке.
Очень интересно
Если в ночное время посмотреть в бинокль на планету Юпитер, то можно рассмотреть все его четыре спутника. Скорость вращения Юпитера очень высока, поэтому день на планете имеет длительность всего 10 часов. Из-за такой скорости экватор имеет более растянутый вид, а сама планета по форме напоминает сжатый сфероид.
Кольца
Но что действительно примечательно у Юпитера, так это его кольца, которые особенно четко видны на фоне Солнца. Солнечный свет, словно специально подсвечивает их, чтобы мы смогли их хорошенько рассмотреть. Три типа колец Юпитера называются Main, Gossamer и Halo.
Спутники
Юпитер самая богатая на спутники планета – их у нее более 60. Вокруг планеты вращаются 50 официальных и 12 временных лун, которые еще называют неофициальными. Самые крупные и известные из них открыл еще Галилей в 1610 году. Названы они Ио, Ганимед, Европа и Каллисто. Более мелкие луны Юпитера носят имена: Адрастея, Карме, Ананке, Леда, Elara, Гималия, Метис, Lysithea, Пасифая, Фив и Синопе.
27 Марс
https://www.youtube.com/watch?v=qQ9jaIxfFI8
https://www.360cities.net/image/mars-panorama-curiosity-solar-day-1421
28 Земля
https://www.youtube.com/watch?v=zsj543MpzSE
Методы и приемы: наглядные, словесные, практические.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-эстетическая, восприятие художественной литературы.
Предварительная работа: рассматривание карты, глобуса, чтение художественной и научной литературы, просматривание презентаций и видеороликов по теме.
Материалы и оборудование:
Глобус
Предметные картинки с изображением Земли в космическом пространстве и правил поведения в природе.
Аудиозапись звуков природы (шум моря), космической музыки, песни "Родная Земля"
Прозрачные стаканы с водой в количестве, соответствующем числу детей.
Коктейльные соломинки в количестве, соответствующем числу детей.
Полоски легкой бумаги (1,0 х 10,0 см) в количестве, соответствующем числу детей.).
Две ёмкости: в одной обыкновенная вода, а в другой – морская, солёная
Сырое яйцо
Ложка
Ноутбук
Костюм для инопланетянина
Логика образовательной деятельности
Воспитатель:
Здравствуй, солнце золотое.
Здравствуй, небо голубое.
Здравствуй, вольный ветерок.
Здравствуй, милый мой дружок.
Мы живем в одном краю,
Всех я вас приветствую.
Воспитатель: Ребята, я сейчас загадаю вам загадку и вы узнаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить:
Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
А называется…(земля)
Дети: Земля.
Звучит космическая музыка и в зал влетает инопланетянин:
"Здравствуйте, я прилетел с Марса, там холодно, нет воды и воздуха, жить совсем невозможно, поэтому я решил переселиться на другую планету. Я путешествую по Вселенной. Я был на Юпитере - там слишком холодно, а на Венере – жара и углекислый газ, а на Юпитере ветра ужасные, на Меркурии очень жарко. Путешествуя, я заметил вашу необычную голубую планету и решил увидеть ее изнутри, как она называется, что она из себя представляет?
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем нашему гостю, как называется наша планета и какие условия существуют на ней для жизни. А ты, дорогой наш гость, присаживайся и слушай.
1 ребенок:
Наша Земля – голубая планета,
Воздухом свежим и солнцем одета.
Нет, вы поверьте, Земли голубей
От синевы рек, озёр и морей.
Горы, равнины, леса и поля –
Всё это наша планета Земля.
Ветры поют, с облаками играя,
Ливни шумят…
И от края до края
Вы не найдёте чудесней на свете
Нашей прекрасной и доброй планеты!!!
Воспитатель: (картинки с изображением Земли в космическом пространстве на экране)
Наша планета – это огромный–преогромный шар. Такой большой, что нужно много-много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг.
Она круглая, как яблоко. Земля вертится вокруг Солнца, словно, самолетик вокруг башенки. Да ещё и сама вращается вокруг своей оси, крутится, как волчок, только медленно.
Земля – спутник Солнца. Она намного меньше Солнца. Вместе с нашей планетой вокруг Солнца кружатся ещё восемь планет. Но только на нашей Земле есть жизнь.
Воспитатель: ставит глобус на стол. А что же это такое?
Дети: Глобус – это крохотная модель земного шара. На нем нарисовано то, что есть на настоящей Земле: океаны и суша.
Воспитатель: Вы видите, что глобус вращается вокруг своей оси. (Вращает глобус.) Так же вращается Земля. Земля подставляет Солнцу то одну, то другую свою сторону. Вот и говорят: "День и ночь – сутки прочь!".
Воспитатель: Давайте расскажем гостю, что есть на нашей планете.
Есть ли на земле воздух? (Просит детей показать на глобусе воздушную оболочку Земли - атмосферу). Кому нужен воздух для дыхания? Какой он?
Дети: На Земле есть воздух, он нужен всем: человеку, растениям, животным. Воздух окружает нас везде, он невидимый.
Воспитатель: Дети, давайте покажем инопланетянину, как мы дышим.
Дети подходят к столу, на котором находятся полоски легкой бумаги, прозрачные стаканы с водой и коктейльные соломинки.
Воспитатель: Аккуратно возьмем за краешек полоску бумаги и поднесем свободной стороной поближе к носикам. Начинаем вдыхать и выдыхать. Полоска двигается. Почему? Мы вдыхаем и выдыхаем воздух, который двигает бумажную полоску?
Давайте проверим, попробуем увидеть этот воздух. Возьмем стакан с водой и выдохнем в воду через соломинку. В стакане появились пузырьки. Это выдыхаемый нами воздух. Воздух содержит много веществ, полезных для сердца, головного мозга и других органов человека.
Воспитатель: Какой же мы сделаем вывод?
Дети: Нас окружает невидимый воздух, мы его вдыхаем и выдыхаем. Воздух необходим для жизни человека и других живых существ. Мы не можем не дышать.
Физминутка:
Руки к солнцу поднимаю
И вдыхаю, и вдыхаю.
Ну, а руки опускаю,
Воздух тихо выдыхаю.
(поднимаем ручки через стороны вверх, делая вдох через нос. Через стороны опускают руки и тихо произносят на выдохе: "Ф – Ф — Ф")
Воспитатель: Есть ли на Земле вода? Обратите внимание, что на глобусе много голубого цвета. Что это обозначает?
Дети: вода. Дети показывают на глобусе океаны, реки и озёра.
Воспитатель: Да у нас много рек, морей и океанов. А кому нужна вода?
Дети: Человеку, животным, птицам, растениям, деревьям.
Воспитатель: Да на Земле нет ни одного организма, который смог бы прожить без воды. Воспитатель поясняет, что есть места, где мало воды (пустыня, Как там живется (трудно)
Воспитатель: А теперь мы с вами поиграем в игру "Четыре стихии". Если я скажу слово "земля", все должны опустить руки вниз, если скажу слово "вода", то вытянуть руки вперёд, на слово "воздух" - поднять руки вверх, на слово "огонь" - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибётся – считается проигравшим.
Воспитатель: В каких местах есть пресная вода?
Дети: В реках, в озёрах .
Воспитатель: А в каких местах нашей планеты много воды? Покажите на глобусе.
Дети: в океанах и морях .
Воспитатель: Она пригодна для питья?
Дети: Нет, потому что она горько-солёная .
Воспитатель: Да правильно, самое главное- она соленая. А пьем мы с вами простую воду. Вот сейчас вам покажу, чем соленая вода отличается от простой воды.
Опыт "Соленая- не соленая вода"
Воспитатель: Две ёмкости: в одной обыкновенная вода, а в другой – морская, солёная. Но где, какая я мы не знаем. Мне известно то, что в солёной воде яйцо будет плавать, а в пресной опустится на дно. Давайте проверим.
Ложкой опустите яйцо в ёмкость, только аккуратно, скорлупа у сырого яйца очень хрупкая (в одной емкости в пресной водой оно потонет, в соленой будет плавать).
Физминутка "А над морем мы с тобой" (под звуковое сопровождение "Шум моря")
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем – мы с тобой!
(дети машут руками словно крыльями)
Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.
(дети делают плавательные движения руками)
Воспитатель: Итак ребята. Воды на нашей планете Земля много, а вот суша занимает очень мало место и представлена более темными цветами желтыми и коричневыми. И представлена суша в виде материков. Их всего 6. Назовите мне их
Дети: Евразия, Австралия, Африка, Антарктида, Южная Америка и Северная Америка.(показывают на глобусе)
Воспитатель: Все эти материки покрыты почвой, травой, на них произрастают леса, в которых живут животные, насекомые и птицы.
Тепло или холодно на нашей планете? В каких местах Земли особенно холодно (показ детьми на глобусе полярных зон: Арктика и Антарктика) Кто там живет? Как животные, растения и люди приспособились к холодной погоде?
В каких местах очень жарко? (пустыня). В каких местах не очень жарко и не очень холодно? (степи, лесостепи, леса).
А сейчас мы вспомним, что же мы должны делать, чтобы красота нашей планеты Земля не пропала. Поиграем в игру "Правила поведения в природе"
Я буду вам называть поступки, если они хорошие, вы говорите "Да". Если поступки неправильные, отвечайте "Нет".
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку (нет)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю (да)
Если ветку подвяжу
Колышек подставлю (да)
Если разведу костер
А тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю
И убирать забуду? (нет)
Если мусор уберу
Банку закопаю (да)
Я люблю свою природу
Я ей помогаю (да)
Воспитатель: Ребята, прочитайте стихи о том, как беречь природу, для нашего гостя.
2 Ребенок: Я обнял глобус – шар земной.
Один над сушей и водой.
В руках моих материки
Мне тихо шепчут: "Береги".
В зеленой краске лес и дол.
Мне говорят: "Будь с нами добр".
Не растопчи ты нас, не жги,
Зимой и летом береги".
Журчит глубокая река,
Свои лаская берега,
И слышу голос я реки:
"Ты береги нас, береги".
И птиц, и рыб я слышу всех:
"Тебя мы просим, человек.
Ты обещай нам и не лги.
Как старший брат нас береги".
Я обнял глобус – шар земной,
И что-то сделалось со мной.
И вдруг шепнул я:
"Не солгу. Тебя, родной мой, сберегу"
Воспитатель: Дорогой пришелец! Земля - единственная планета в Солнечной системе, где есть все условия для жизни. На планете Земля можно жить, потому что здесь не так жарко и не так холодно, есть воздух - можно дышать, есть пресная вода - можно пить, есть чем питаться. Оставайся с нами, и ты также полюбишь её, как и все мы, земляне"
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!
Воспитатель напоминает детям, что скоро день рождения планеты Земля – 22 апреля. Дети встают в хоровод под песню "Родная земля", затем вместе с пришельцем уходят из зала.
29 Венера
https://www.youtube.com/watch?v=eUgZv1JqcWU
30 Меркурий
https://www.youtube.com/watch?v=15aBofuYrc4
http://www.bbc.com/future/bespoke/20140304-how-big-is-space-interactive/index.html
https://www.youtube.com/watch?v=OCFlTmqy7LA
31 Раскраска или рисунок космоса
32 Созвездие
https://www.youtube.com/watch?v=YLRz2Q25Kjk
Звёзды — это шарообразные небесные тела, обладающие свойством светиться. Состоят они из газа и пыли.
В древние времена, когда люди ночью смотрели на небо, они замечали, что многие яркие звёзды располагаются в определённом порядке и образуют группы. Эти группы и есть то, что мы называем созвездиями. Название восходит к латинскому слову, которое означает «группа звёзд».
Созвездие — группа звёзд, объединённая общим названием.
В каждой древней цивилизации люди давали имена этим созвездиям, называя их в честь богов, героев, или давали названия животных или хорошо известных предметов.
Полярная звезда, которая всегда указывает на север, находится в созвездии Малой Медведицы. Рядом с ним находится созвездие Большой Медведицы. В нём хорошо видно 7 ярких звёзд, образующих фигуру в виде ковша.
33 Кто первый космонавт
https://www.youtube.com/watch?v=rKu6xuKQhow
34 Почему земля круглая?
Опыт с маслом и водой
35 Луноход – постройка из конструктора
Строительство лунохода из конструктора
36 Солнце.
Солнце – это большая и очень горячая звезда, – огромный, раскаленный шар. Она очень далеко, но тепло от ее лучей доходит до всех кружащихся вокруг нее планет, и до нашей тоже. Именно поэтому у нас тепло.
Не все звезды такие, как Солнце. Бывают и маленькие звездочки, и средние, и огромные – больше Солнца.
Самые яркие среди всех звезд на небе – Полярная звезда и Сириус. Солнце намного больше нашей планеты. Если сравнить их, то это словно арбуз и маленькая горошина.
Наглядный материал:
Чтобы сравнить размеры Солнца с размерами Земли, можно взять тыкву или арбуз и горошину. Горошина – это наша Земля, тыква – Солнце.
Земля настолько меньше Солнца, насколько горошина меньше тыквы.
С астрономической точки зрения Солнце – только единица из множества, рядовая звезда среди миллиардов других звёзд. Тысячи из них, возможно, превосходят его блеском, величиной и мощностью. В армии неба Солнце – простой солдат.
Для нас, жителей планеты Земля, Солнце – это звезда совершенно нам необходимая. Без Солнца никого из нас просто бы не было. Солнце – это главный двигатель всех жизненных процессов, происходящих на Земле. Уничтожьте его лучи хотя бы на один месяц, — и жизнь на нашей планете прекратится.
Звезда по имени Солнце, сформировавшаяся из громадного облака водорода и звездной пыли, горит уже в течение 4,6 миллиарда лет. Она обладает достаточным запасом топлива, чтобы гореть ещё очень долго.
Итак, Солнце – это звезда. Главные параметры любой звезды это – масса, температура, светимость и возраст.
Возраст Солнца – 4,6 миллирда лет. Масса — в 327 тысяч раз больше массы Земли, а именно 1988920000000000000 миллиардов тонн. Температура солнечного ядра 15 миллиардов градусов по Цельсию. Светимость — 382700000000000000000 мегаватт.
Какова форма Солнца? Солнце — это огромный, горячий, газовый шар, состоящий в основном из водорода. Диаметр Солнца — 1 392 000 км. Среднее расстояние от Солнца до Земли около 149,6 миллионов километров.
Стоит ли Солнце, этот огромный газовый шар, на месте? Нет, не стоит. Вместе со всеми своими планетами, образующими Солнечную систему, Солнце движется в космическом пространстве относительно других звезд.
Что такое Солнечная система? Солнечная система – это связанная силами притяжения система (комплекс) небесных тел. В состав Солнечной системы входят: главная звезда – Солнце, восемь известных больших планет с их спутниками (в том числе и планета Земля со спутником Луна). А также малые планеты, кометы, метеориты; кроме того: космическая пыль, газ, мелкие частицы. В самом Солнце сосредоточено 99,8 % массы всей Солнечной системы.
Теплота и свет Солнца настолько велики, что для изучения свойств и характеристик небесного светила используются особые приборы и способы для наблюдения за его поверхностью.
Солнце — самая важная для людей звезда, которая обеспечивает и поддерживает жизнь на планете Земля.
ССЫЛКИ ДЛЯ НАГЛЯДНОГО ЗНАКОМСТВА:
http://stars.chromeexperiments.com/
http://www.bbc.com/future/bespoke/20140304-how-big-is-space-interactive/index.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум «Организация проектной деятельности в рамках реализации ФГОС»
Семинар – практикум«Организация проектной деятельности в рамках реализации ФГОС»Цель: формирование мотивации педагогов ДОУ к использованию метода проектов, как способа интеграции образовате...

Проектная деятельность в рамках реализации ФГОС дошкольного образования.Способы разработки проектов.
18 мая 2017 года вместе с коллегами приняла участие в мероприятии ГБОУ ГМЦ ДОгМ - круглый стол для методистов (старших воспитателей) "Новые технологии реализации ФГОС дошкольного образ...
Организация проектной деятельности в рамках реализации ФГОС ДО
Представленные материалы дают возможность познакомить воспитателей с методом проекта, внедрять его в практическую деятельность работы детского сада. Модернизация системы образования влечет за собой су...
Семинар – практикум «Организация проектной деятельности в рамках реализации ФГОС"
Современное определение метода проектов- это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим р...

Педагогическая технология проектной деятельности в рамках реализации ФГОС: всестороннее развитие дошкольников при знакомстве с детской лирикой К. Д. Бальмонта на примере познавательно-творческого проекта «В гости к Фее...»
p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 120%; }p.western { font-family: "Liberation Serif","Times New Roman",serif; font-size: 12pt; }p.cjk { font-family: "Dro...
«Организация совместной проектной деятельности в рамках реализации программы «Социокультурные истоки» - как средство построения эффективного взаимодействия с родителями (законными представителями)»
Опыт работы с родителями «Организация совместной проектной деятельности в рамках реализации программы «Социокультурные истоки» - как средство построения эффективного взаимодействия с...

Семинар -практикум «Организация проектной деятельности в рамках реализации социально-коммуникативного развития путем интеграции образовательных областей»
Семинар – практикум«Организация проектной деятельности в рамках реализации социально-коммуникативного развития путем интеграции образовательных областей»...



