Конспекты прогулок в средней группе ноябрь
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Бершина Ирина Петровна

Материал по окружающему миру для воспитателей ДОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progulki_noyabr.docx135.37 КБ

Предварительный просмотр:

НОЯБРЬ

Тема первой недели «Поздняя осень».

Тема прогулки 38 «Кто обидел тучки?»

Осваиваемые образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.

Цели:обогащать представления детей об изменениях в природе поздней осенью; воспитывать интерес и любовь к природе и животным; продолжать ознакомление с явлениями неживой природы; способствовать развитию любознательности; совершенствовать двигательные умения и творческие способности.

Материалы и оборудование: спортивное оборудование, выносной материал, предметы-заместители

Компонентыпрогулки

Содержание образовательной деятельности

1. Наблюдение за ветром

- Ветер - это движение воздуха. Какой ветер - сильный или слабый? Положите на ладонь перышко (вату).Почему перышко улетело? (Оно легкое.)А теперь положите на ладонь игрушку. Почему она не улетает? (Она тяжелая,а ветер слабый.)Посмотрите на верхушки деревьев. Что происходит с деревьями? (Они качаются.)В какую сторону? (Если дети затрудняются, поднять флажок над головой и посмотреть, в какую сторону он развевается.)Вместе определяют направление ветра.

- В какую сторону наклоняются деревья?

2. Беседа

- Осенью солнце какое? Осенью небо какое? Тучи то собираются вместе, то разбегаются в разные стороны. (Педагог предлагает пофантазировать и представить, почему плачет тучка и идет дождик.)

- Какая сейчас погода? (Пасмурная, дождливая, ветреная, солнечная.) Обращает внимание на ветви деревьев, чтобы определить, есть ли на улице ветер. Если есть, то какой (холодный, пронзительный).В природе все готово к новому времени года зиме

3.Пальчиковая гимнастика «Тучка»

Тучка солнце повстречала,  Поочерёдное сжимание в кулак («тучка») и разжимание (пальчики растопырены – «солнышко») ладоней обеих рук.

Погостить его позвала.  «Приглашающий» жест пр.рукой. Показать ладошку лев. руки (пальчики растопырены «солнышко»)

«Нет!» - ей солнышко в ответ.  Погрозить указательным пальцем пр.руки.

Тучка закрывает свет.  Соединить кулачок пр. руки («тучка») с ладошкой лев. руки (пальчики растопырены – «солнышко»).

4.Дидактическая игра «Осенние приметы»

Дети (2 человека) по очереди берут картинку, называют, что на ней нарисовано определяют, когда это бывает. Если осенью, кладут картинку на игровое поле. Если в другое время года - убирают в сторону. Далее по каждой картинке составляют предложение, используя ключевое слово «осенью».

5. Подвижная игра «Иголочка и ниточка»

Педагог говорит, что она будет «иголочкой», а дети - «ниточкой». Дети встают друг за другом за педагогом и передвигаются по группе, повторяя все его движения, пока «ниточка» не запутывается в тесный «клубок»

6. Подвижная игра «Мы веселые ребята»

В центре становится водящий, остальные играющие располагаются за линией одного из «домов». По сигналу педагога дети говорят:

Мы веселые ребята, любим бегать и играть.

Но попробуй нас догнать!

После слова «догнать» играющие бегут в противоположный «дом» (нельзя возвращаться «в свой дом»). Водящий пытается догнать их и коснуться рукой. Дети, до которых дотронулся водящий, отходят в сторону. Водящих следует менять через 3-4 пробежки. Вместе со сменой водящих в игру входят пойманные дети

7.Индивидуальная работа

8. Труд

Уборка на участке

9.Самостоятельная деятельность детей

Сюжетно-ролевая игра по замыслу детей с выносным материалом, предметами-заместителями. Упражнения со спортивным оборудованием

10. Рефлексия

Почему же осенью

Грустно отчего-то?

Потому что пасмурно

И дождливо что-то...

Но давай не будем

Осенью грустить

Парк красивый, жёлтый

Можем навестить!

Как приятно в парке осенью гулять,

Золотые листья в букет насобирать!И. Батова

Тема прогулки 39«Капризный мальчишка дождик»

Осваиваемые образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.

Цели:обогащать представления детей об изменениях в природе поздней осенью; воспитывать интерес и любовь к природе и животным; продолжать ознакомление с явлениями неживой природы; способствовать развитию любознательности; совершенствовать двигательные умения и творческие способности.

Материалы и оборудование: спортивное оборудование, выносной материал, предметы-заместители

Компонентыпрогулки

Содержание образовательной деятельности

1. Наблюдение за морозными узорами

На окошке - посмотри –

Нарисованы цветы.

Не зелёный стебелёк,

Весь белёхонький-белёк!

Прикоснулся я ладошкой –

Мокрым стал цветок немножко...

И не пахнет - вот беда!

Кто художник у цветка?И. Батова

Педагог предлагает детям отгадать загадку и понаблюдать за морозными узорами на стекле.

- На что они похожи? Одинаковые ли узоры рисует мороз? Какие узоры получились самыми красивыми? Что будет, если пальчиком дотронуться до окон с узорами?

2. Беседа

Этот дождь, как капризный мальчишка,

Вдруг расплачется громко, навзрыд.

В серо-черное влезет пальтишко

И надутый часами сидит.О. Небыкова

- Что остается после дождя? (Лужи.) Дождь иногда бывает очень сильным, и после него остаются лужи. Что еще появляется после дождя? (В лесу вырастают грибы.)

3.Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик погулять»

Раз, два, три, четыре, пять,Удары по столу пальчиками.

Вышел дождик погулять.«Шагают»

 Шел неспешно, по привычке,

А куда ему спешить?

Вдруг читает на табличке:Удары ладонями по столу.

«По газону не ходить!»

Дождь вздохнул тихонько:

- ОХ!Хлопок.

И ушел.Хлопки по столу.

Газон засох

4.Дидактическая игра «Добавь слово»

Летом солнце яркое, а осенью … . Летом небо светлое, а … . Летом день длинный, а.... Летом деревья зеленые, а .... Летом люди одеваются легко, а.... Летом колхозники растят урожай, а ...

5. Подвижная игра «Мы веселые ребята»

В центре становится водящий, остальные играющие располагаются за линией одного из «домов». По сигналу педагога дети говорят:

Мы веселые ребята, любим бегать и играть.

Но попробуй нас догнать!

После слова «догнать» играющие бегут в противоположный «дом» (нельзя возвращаться «в свой дом»). Водящий пытается догнать их и коснуться рукой. Дети, до которых дотронулся водящий, отходят в сторону. Водящих следует менять через 3-4 пробежки. Вместе со сменой водящих в игру входят пойманные дети

6.Индивидуальная работа

7. Труд

Уборка территории

8.Самостоятельная деятельность детей

Сюжетно-ролевая игра по замыслу детей с выносным материалом, предметами-заместителями. Упражнения со спортивным оборудованием

9. Рефлексия

От ветра дрожат берёзки, осинки,

Последний грибок затерялся в корзинке,

Совсем уже скоро придут холода –

Зима очень хочет прийти к нам сюда.

Белый день недолог.

Вечера длинней.

Крики перепелок реже и грустней,

Осень невидимкой на землю сошла,

 Сизо-серой дымкой небо облекла...Н.Некрасов

Тема прогулки 40«Шагаем по осенним листьям»

Осваиваемые образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.

Цели:обогащать представления детей об изменениях в природе поздней осенью; воспитывать интерес и любовь к природе и животным; продолжать ознакомление с явлениями неживой природы; способствовать развитию любознательности; совершенствовать двигательные умения и творческие способности.

Материалы и оборудование: спортивное оборудование, выносной материал, предметы-заместители

Компонентыпрогулки

Содержание образовательной деятельности

1. Наблюдение за дождем

Пронаблюдать за осенним дождем. Обратить внимание, что капли дождя крупные и частые. Послушать, как капают капли по окнам, посмотреть, как стекает струйками вода, какие на асфальте лужи

2. Беседа

- Осень - чудесное время года, и погода осенью бывает разная: то солнышко выглянет, то дождик пойдет. Видите, то один листик летит к земле, то другой, он кружится-кружится и медленно ложится на землю. Подул ветер, и листья, шурша, полетели на землю. Это листопад. Листья легкие, поэтому они летят на землю медленно. Летят и кружатся в воздухе. Дожди становятся холоднее, ветер холодный и сильнее дует. Солнце греет не так сильно, как летом. Поэтому холоднее, листья желтеют, деревья готовятся ко сну, цветы вянут, травы желтеют и засыхают. Птицы улетают в теплые края. Животные готовят свои норки к зиме, медведь ложится спать. Люди одеваются в теплую одежду

3.Пальчиковая гимнастика «Осень, осень к нам пришла»

Осень, осень к нам пришла,
Дождь и ветер принесла.
(Стучим пальцем левой руки по ладони правой)
Кап-кап-кап, кап-кап-кап,
Дождь и ветер принесла.
Пожелтел зеленый сад,
Листья кружатся, летят.
(Трём ладонью о ладонь)
Шу-шу-шу, шу-шу-шу,
Листья кружатся, летят.
Песни птичек не слышны,
Подождем их до весны.
(Кисти рук накрест, движения кистями рук вверх-вниз)
Чик-чирик, чик-чирик,
Подождем их до весны.

4.Дидактическая игра «Да или нет»

Что бывает осенью, что нет? Отвечайте «да» или «нет».

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучки солнце закрывают?

Прохладный ветер прилетает?

Туманы осенью плывут?

Ну а птицы гнезда вьют?

Часто-часто льют дожди?

Достаем ли сапоги?

Солнце светит очень жарко?

Можно даже загорать?

Надо куртки надевать?

5. Подвижная игра «Змейка»

Участники берут друг друга за руки, образуя цепь. Одного из крайних в цепи играющих выбирают ведущим. Он бежит, увлекая за собой всех участников игры, на бегу описывает разнообразные фигуры: по кругу, вокруг деревьев, делая резкие повороты, перепрыгивая через препятствия; водит цепь «змейкой», закручивая ее вокруг крайнего игрока, затем раскручивает. «Змейка» останавливается, закручивается вокруг ведущего

6.Индивидуальная работа

7. Труд

Подметание дорожки

8.Самостоятельная деятельность детей

Сюжетно-ролевая игра по замыслу детей с выносным материалом, предметами-заместителями. Упражнения со спортивным оборудованием

9. Рефлексия

Устроился в берлоге

На зимний сон медведь.

По лесу он не будет

Зимой ходить, реветь,

Пусть сны ему приснятся

О том, что сладкий мёд

Ему в его берлогу

Пчёлка принесёт.И. Батова

Тема прогулки 41«Последние приготовления лесных зверей»

Осваиваемые образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.

Цели:обогащать представления детей об изменениях в природе поздней осенью; воспитывать интерес и любовь к природе и животным; продолжать ознакомление с явлениями неживой природы; способствовать развитию любознательности; совершенствовать двигательные умения и творческие способности.

Материалы и оборудование: спортивное оборудование, выносной материал, предметы-заместители

Компонентыпрогулки

Содержание образовательной деятельности

1. Наблюдение за елью

Педагог подводит детей к ели, просит сказать, какая она, подчеркиваетеестройность, зеленый наряд в отличие от других деревьев.

Нарядилась в зелёное платьице
Чудо-ёлка, лесная красавица.

И зимой, и весной, даже летом
Не меняет платьице это!

И. Батова

Педагог обращает внимание детей, что находиться рядом с елью очень приятно (она красива и полезна), ее аромат целителен для здоровья. Спрашивает, что красивого дети находят в елочке. Предлагает попеременно глубоко дышатьс открытыми глазами и смотреть на нее

2. Беседа

-Как готовятся к зиме звери? (Звери строят норы, делают запасы.)

-Медведь по лесу бродит, ест спелые ягоды, орехи и желуди, нагуливаетна зиму жирок. Белки и зайцы начинают менять шубки с летних на зимние,У зимних шуб и мех погуще, попышней, и цвет подходит к зимней природе. Барсуки собирают коренья и грибы. Белочка делает запасы в дуплах. Кротыи мыши запасаются колосками. Волк и лиса зимой не спят и запасов не делают. Беззаботно проводят время до тех пор, пока мороз не заставит их искатьсебе пропитание и жилище

3.Пальчиковая гимнастика «Осень»

Ветер северный подул, (подуть на пальцы)

все листочки с липы сдул с-с-с ( смахивать руками, будто сдувает листочки)

Полетели, закружились и на землю опустились. ( ладони зигзагами плавно опустить на стол)

Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап (постучать пальцами по столу)

Град по ним заколотил, (постучать кулачками

Листья все насквозь пробил, по столу)

Снег потом припорошил, (плавные движения вперед-назад кистями)

Одеялом их накрыл. (ладони прижать крепко к столу)

4.Дидактическая игра «Закончи предложения»

В сентябре было тепло, а сейчас ... холодно.

В сентябре листья начинают падать, а сейчас ...опали.

В сентябре птицы начали улетать, а сейчас ... все улетели.

В октябре солнце немного грело, а сейчас ... не греет. ,

В октябре дожди шли редко, а сейчас ... часто.

В октябре снега нет, а в ноябре выпадает ... первый снег ,

5. Подвижное упражнение «Прокати мяч»

Дети играют по двое. Они скатывают мяч по горке. Один катит мяч сверху - другой ловит снизу. Затем они меняются местами

6.Индивидуальная работа

7. Труд

Уборка участка

8.Самостоятельная деятельность детей

Сюжетно-ролевая игра по замыслу детей с выносным материалом, предметами-заместителями. Упражнения со спортивным оборудованием

9. Рефлексия

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу : приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

А.С.Пушкин

Тема прогулки 42«Скоро зима»

Осваиваемые образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.

Цели:обогащать представления детей об изменениях в природе поздней осенью; воспитывать интерес и любовь к природе и животным; продолжать ознакомление с явлениями неживой природы; способствовать развитию любознательности; совершенствовать двигательные умения и творческие способности.

Материалы и оборудование: спортивное оборудование, выносной материал, предметы-заместители

Компонентыпрогулки

Содержание образовательной деятельности

1. Наблюдение за ветром

- Какая сегодня погода? Какой ветер на улице, сильный или слабый? Как вы об этом догадались? (Ветер качает ветви деревьев.) Как мы можем определить направление ветра? (Дети предлагают использовать флюгер, ленточки или султанчики. Поясняют свои действия и делают выводы.)

2. Беседа

- Какая осень вам больше нравится - ранняя или поздняя? Чем они отличаются?

3.Пальчиковая гимнастика «Осень»

Осень, осень, ( трем ладошки друг о друга)

Приходи! ( по очереди сжимаем кулачки)

Осень, осень, ( трем ладошки друг о друга)

Погляди! (положить ладошки на щеки)

Листья желтые кружатся, (движение ладонями сверху вниз)

Тихо на землю ложатся. (поглаживаем коленки)

Солнце нас уже не греет, (по очереди сжимаем кулачки)

Ветер дует все сильнее, (разводим одновременно ручки в разные стороны)

К югу полетели птицы, (скрестить ручки и пошевелить пальчиками)

Дождик к нам в окно стучится. (стучим пальчиками по ладошкам)

Шапки, куртки надеваем (делаем вид)

И ботинки обуваем (постучать ногами)

Знаем месяцы: (похлопать ладошками по коленкам)

Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. (кулак, ребро, ладонь)

4. Дидактическое

упражнение

«Быстро возьми»

Про лису говорят «лисичка-плутовка». Посмотрим, сможет ли она вас обмануть. Сейчас я буду называть часть тела, а вы отвечайте, у людей или у зверей она есть. Руки есть у кого? (Улюдей.) А лапы у кого? (У зверей.) Лицо - уши - ..., живот -шерсть -..., глаза -..., когти -..., ногти - ..., хвост-.

5.Дидактическая игра «Найди ошибки»

В ноябре дети носят легкую одежду.

В ноябре набухают почки, распускаются листья.

В ноябре солнце сильно греет.

В ноябре бывают заморозки и снег.

В ноябре птицы прилетают из теплых краев

6. Подвижная игра «Змейка»

Участники берут друг друга за руки, образуя цепь. Одного из крайних в цепи играющих выбирают ведущим. Он бежит, увлекая за собой всех участников игры, на бегу описывает разнообразные фигуры: по кругу, вокруг деревьев, делая резкие повороты, перепрыгивая через препятствия; водит цепь «змейкой», закручивая ее вокруг крайнего игрока, затем раскручивает. «Змейка» останавливается, закручивается вокруг ведущего

7.Индивидуальная работа

8. Труд

Коллективный труд по уборке территории участка

9.Самостоятельная деятельность детей

Сюжетно-ролевая игра по замыслу детей с выносным материалом, предметами-заместителями. Упражнения со спортивным оборудованием

10. Рефлексия

Дети называют признаки поздней осени.

- Поздней осенью становится холодно. Солнце светит редко и не греет. Небо серое, хмурое. Часто идут холодные, моросящие дожди. Деревья сбрасывают последние листья. Трава засохла, цветы завяли. Последние птицы улетают на юг. Животные готовятся к зиме. Люди надели теплую одежду.

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льется.

Лужи у крыльца...

А. Плещеев

Тема второй недели «Моя семья».
Тема прогулки 43
«Позаботимся о маме»

Осваиваемые образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.

Цели: формировать представления детей о семье, о сходстве родственников, близнецов; учить называть членов семьи, их действия; вызывать у детей чувство гордости своими родителями, благодарности за их заботу; воспитывать доброжелательное отношение к близким людям, любовь к своей семье; продолжать ознакомление с явлениями неживой природы, способствовать развитию любознательности; совершенствовать двигательные умения и творческие способности.

Материалы и оборудование: спортивное оборудование, выносной материал, предметы-заместители

Компонентыпрогулки

Содержание образовательной деятельности

1. Наблюдение за передвижением транспорта на дороге

-Какие машины едут по дороге? На какой свет светофора они едут, на какой останавливаются? Какие машины могут проехать даже на зеленый свет, если будут сигналить? (Скорая помощь, пожарная, полицейская машина.)

Понаблюдать с детьми за движением легкового автомобиля. Объяснить, что машину ведет водитель, он сидит впереди, а все остальные являются пассажирами. Разговаривать во время движения с водителем нельзя, чтобы автомобиль не столкнулся с другими машинами

2. Беседа

- Кто живет в доме? Кто мужчина, а кто женщина? Как о вас заботится мама, бабушка? Как вас называют мама и бабушка? Как вы им помогаете? Как можно ласково назвать бабушку, маму? За что вы их любите? Как вы помогаете своим маме и бабушке? Зачем вы это делаете? (Нужно заботиться о маме, делать ей приятные сюрпризы.)Кто в семье проводит с вами больше всего времени? Что вы делаете вместе?

- Самое первое слово малыша - мама. Это теплое, любимое, самое доброе слово на свете. Каждый ребенок любит свою маму и не может обойтись без нее ни одного дня, а мама не может обойтись без своего ребенка

3.Пальчиковая гимнастика «Семья»

Руку сжать в кулак, поочередно разжимать пальцы, начиная с большого.

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я.

Вот и вся моя семья (энергично сжать руку в кулак несколько раз).

4.Дидактическая игра «Как зовут членов семьи»

Дети стоят в кругу и по очереди называют членов своей семьи. Например: «Я живу с мамой Наташей, папой Сашей, братом Владиком. У меня есть бабушка Лида, бабушка Вера, дедушка Гриша и дедушка Павел».

5. Подвижная игра «Попади мешочком в круг»

Дети стоят по кругу. В центре круга выложен из веревки еще круг (диаметр 2 метра), концы веревки связаны (круг можно начертить). Дети находятся на расстоянии 1—2 шагов от круга. В руках мешочки с песком. По сигналу педагога «Бросайте!» все бросают свои мешочки в круг. «Поднимите мешочки!» — говорит педагог. Дети поднимают их, становятся на место. Педагог отмечает, чей мешочек не попал в круг, игра продолжается. Дети бросают другой рукой.

Варианты: вместо мешочков бросать шишки; разделить детей на подгруппы, каждая бросает в свой круг; увеличить расстояние

6. Подвижная игра «Перелет птиц»

Дети стоят врассыпную на одном конце площадки. Это «птицы». На другом конце - вышка длявлезания или гимнастическая стенка с несколькими пролётами. По сигналу «Птицы улетают!» «птицы летят», расправив «крылья». По сигналу «Буря!» «птицы» возвращаются на вышку. По сигналу «Буря прекратилась!» — «летают»

7.Индивидуальная работа

8. Труд

Собрать веточки

9.Самостоятельная деятельность детей

Сюжетно-ролевая игра по замыслу детей с выносным материалом, предметами-заместителями. Упражнения со спортивным оборудованием

10. Рефлексия

-Какое сейчас время года? На улице стало холодно, люди тепло одеваются. Часто идут холодные, моросящие дожди. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Где сейчас больше листьев: на деревьях или на земле?

Тема прогулки 44«Что такое семья?»

Осваиваемые образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.

Цели: формировать представления детей о семье, о сходстве родственников, близнецов; учить называть членов семьи, их действия; вызывать у детей чувство гордости своими родителями, благодарности за их заботу; воспитывать доброжелательное отношение к близким людям, любовь к своей семье; продолжать ознакомление с объектами живой природы, способствовать развитию любознательности; совершенствовать двигательные умения и творческие способности.

Материалы и оборудование: спортивное оборудование, выносной материал, картинки с изображением транспорта, предметы-заместители

Компонентыпрогулки

Содержание образовательной деятельности

1. Наблюдение за вороной

Хитрая птица

Прячется в кронах,

Каркает громко,

Зовётся... (ворона).

И. Батова

- Какие у вороны клюв, хвост, крылья? Эта птица улетает в теплые края или нет? Чем питается? Как высиживает птенцов? Где живет? Есть ли у нее враги?

2. Беседа

- Семья - это самое дорогое, что есть у человека. Все члены семьи любят, уважают друг друга, заботятся друг о друге. Вы сегодня принесли фотографии своей семьи из вашего семейного фотоальбома. Расскажите, кто живет в вашей семье? Но сначала я хочу вам рассказать о моей семье, послушайте. (Педагог выставляет фотографию на доску.)На этой фотографии изображена моя семья. Она маленькая. Здесь мои самые близкие родственники - это мой муж Юрий и наш сын Лев. Мы всей семьей любим на выходные ездить отдыхать на море, там мы загораем, купаемся. Я очень люблю свою семью. А теперь давайте послушаем ваши рассказы о своей семье. (Дети рассказывают по фотографии о своей семье. Педагог хвалит ребят за интересные рассказы, при затруднении помогает наводящими вопросами, обращает внимание на то, что на всех фотографиях члены семьи веселые, улыбаются, значит, любят друг друга.)

3.Пальчиковая гимнастика «Наша дружная семья»

Папа, мама, брат и я (Дети разжимают кулачки, начиная с большого пальца.)

Наша дружная семья (Энергично сжать руку в кулак несколько раз)

Вместе в доме проживаем, вместе маме помогаем (Энергично сжать руку в кулак несколько раз)

4. Дидактическая. игра «Едет, плавает, летает»

Педагог показывает картинки с изображением транспорта. Дети различают виды транспорта по способу передвижения и имитируют его

5. Подвижная игра «Перелет птиц»

Дети стоят врассыпную на одном конце площадки. Это «птицы». На другом конце - вышка для влезания или гимнастическая стенка с несколькими пролетами. По сигналу «Птицы улетают!» «птицы летят», расправив «крылья». По сигналу «Буря!» «птицы» возвращаются на вышку. По сигналу «Буря прекратилась!» - «летают»

6.Индивидуальная работа

7. Труд

Сбор мусора на участке

8.Самостоятельная деятельность детей

Сюжетно-ролевая игра по замыслу детей с выносным материалом, предметами-заместителями. Упражнения со спортивным оборудованием

9. Рефлексия

Ворона на весь лес шумит:

- Кар-кар, в лесу пожар!

Всех напугала очень...

А это просто осень!

И. Батова

- Почему так решила ворона? О каком природном явлении говорит автор?

Тема прогулки 45«Кто что делает в семье?»

Осваиваемые образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.

Цели: формировать представления детей о семье, о сходстве родственников, близнецов; учить называть членов семьи, их действия; вызывать у детей чувство гордости своими родителями, благодарности за их заботу; воспитывать уважение к близким людям, любовь к своей семье; доброжелательное отношение к животным; способствовать развитию любознательности; совершенствовать двигательные умения и творческие способности.

Материалы и оборудование: выносной материал, спортивное оборудование, предметы-заместители

Компонентыпрогулки

Содержание образовательной деятельности

1. Наблюдение засобакой

- Что это за животное? (Собака.)Как она выглядит? Какого она цвета? Какиеизменения происходят в жизни уличных собак зимой? Чем питаются собаки?Как люди заботятся о них? Какую пользу приносят собаки?

2. Беседа

Педагог задает вопрос: например:

- Что делает мама(папа, бабушка, дедушка, брат, сестра)? Дети подбираютглагол(гладит, стирает, готовит, моет посуду, ходит на работу, шьет, зарабатывает деньги, проверяет уроки, ходит в магазин за покупками, учит уроки,ухаживает за цветами, вытирает пыль, играет, читает, мастерит ...).

- Как много вы знаете о своей семье, о том, кто и чем любит заниматься. Из ваших ответов я поняла, что у вас у всех дружные семьи. Семья очень нужнакаждому человеку, большому и маленькому. Очень важно, чтобы все членысемьи любили друг друга, уважали, заботились друг о друге

3.Пальчиковая гимнастика «Семья»

У меня есть папа. (Дети разжимают кулачки, начиная с большого пальца.)

У меня есть мама.

У меня есть брат, сестра

А у них есть – я.

Это вся моя семья. (Энергично сжать руку в кулак несколько раз)

4. Дидактическая игра «Кто плавает?»

Дети становятся в одну линию. Ведущий объясняет правила игры: «Я буду называть разные предметы или животных. Если я назову что-нибудь плавающее — лодка или рыба, — вы должны поднять обе руки вверх, если неплавающее — не поднимайте. Кто ошибется - выходит из игры»

5.Подвижнаяигра «Ловишки»

С помощью считалочки выбирается Ловишка. Он становится в центре. Педагог говорит: «Раз, два, три - лови!» Дети стоят в одной стороне. По сигналу они перебегают на другую сторону, увертываются от Ловишки, который старается догнать одного из играющих и коснуться его рукой. Пойманный становится Ловишкой. В конце игры говорят, какой Ловишка самый ловкий

6.Индивидуальная работа

7. Труд

Подметание веранды

8.Самостоятельная деятельность детей

Сюжетно-ролевая игра по замыслу детей с выносным материалом, предметами-заместителями. Упражнения со спортивным оборудованием

9. Рефлексия

-Дом, семья - это то место, где человек чувствует себя защищенным, нужным, любимым. Все члены семьи связаны друг с другом тесными узами и живут дружно и счастливо.

Слово угадай простое:

Папа, мама, я - нас трое,

Папа, мамочка и я -
                                              Это вся моя …
(семья)

И. Батова

-Расскажите о своих бабушках и дедушках

Тема прогулки 46 «Взаимоотношения в семье»

Осваиваемые образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.

Цели: формировать представления детей о семье, о сходстве родственников, близнецов; учить называть членов семьи, их действия; вызывать у детей чувство гордости своими родителями, благодарности за их заботу; воспитывать уважение к близким людям, любовь к своей семье; доброжелательное отношение к животным; способствовать развитию любознательности; совершенствовать двигательные умения и творческие способности.

Материалы и оборудование: выносной материал, спортивное оборудование, предметы-заместители

Компонентыпрогулки

Содержание образовательной деятельности

1. Наблюдение за деревьями

Обратить внимание на красоту природы поздней осенью. («Деревья «надели» зимний наряд, снег покрыл их верхушки, кругом белым-бело, и только ели и сосенки по-прежнему зеленые».)

2. Беседа

Дедушка умеет всё-всё-всё чинить,

Бабушка умеет вкусный борщ варить,

Мамочка умеет шить и вышивать,

А моя сестрёнка любит рисовать.

Папочка мой может сделать всё на свете,

Брат мой старший учится в университете.

Вот такая славная у меня семья –

Бабушка и дедушка,

Брат, сестрёнка, мамочка,

Папочка и я!

И. Батова

3.Пальчиковая гимнастика «Моя семья»

Знаю я, что у меня(Дети разжимают кулачки, начиная с большого пальца.)

Дома дружная семья:
Это – мама,
Это – я,
Это – бабушка моя,
Это – папа,
Это – дед.
И у нас разлада нет.
 (Энергично сжать руку в кулак несколько раз)

4. Дидактическая игра «Назови ласково»

Педагог предлагает детям «превращать» слова, которые он произносит, в ласковые.

Сын - сынок, сыночек; мама - мамочка, мамуля;папа - папочка, папенька; дед - дедушка, дедуля;бабушка - бабулечка, бабуля;сестра - сестренка, сестричка;внук - внучок;внучка - внученька;брат - братишка, братик.

-Замечательно! Как много вы знаете ласковых слов. Вы порадовали меня. Оказывается, вы очень ласковые и добрые по отношению к своей семье

5. Подвижная игра «Перелет птиц»

Дети стоят врассыпную на одном конце площадки. Это «птицы». На другом конце - вышка для влезания или гимнастическая стенка с несколькими пролетами. По сигналу «Птицы улетают!» «птицы летят», расправив «крылья». По сигналу «Буря!» «птицы» возвращаются на вышку. По сигналу «Буря прекратилась!» - «летают»

6.Индивидуальная работа

7. Труд

Подметание дорожки

8.Самостоятельная деятельность детей

Сюжетно-ролевая игра по замыслу детей с выносным материалом, предметами-заместителями. Упражнения со спортивным оборудованием

9. Рефлексия

- Дети, возьмите друг друга крепко за руки. Я желаю вам, чтобы у каждого из вас была дружная, счастливая и крепкая семья

Тема прогулки 47«Моя дружная семья»

Осваиваемые образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.

Цели: формировать представления детей о семье, о сходстве родственников, близнецов; учить называть членов семьи, их действия; вызывать у детей чувство гордости своими родителями, благодарности за их заботу; воспитывать доброжелательное отношение к близким людям, любовь к своей семье; продолжать ознакомление с объектами живой природы; способствовать развитию любознательности; совершенствовать двигательные умения и творческие способности.

Материалы и оборудование: выносной материал, спортивныйинвентарь, предметы-заместители

Компонентыпрогулки

Содержание образовательной деятельности

1. Наблюдение заптицами

Дети выходят на прогулку и наблюдают, какая птица первой прилетит к кормушке.

Конечно же это воробей. Посмотрите, еще прилетели воробьи. Как называется птичка с красной грудкой? Вот и наша старая знакомая летит. Какую песенку она поет? Прислушайтесь. Они между собой переговариваются, наверное, очень рады, что появились у них друзья, которые о нихпозаботятся. Какого цвета перышки на крыльях у сороки? Птицы очень пугливые. Если заметят что-то неладное, быстро вспорхнут и улетят.

- Ребята, представьте, что вы воробьи. Покажите это своими движениямии голосом. А теперь представьте, что вы сороки. Покажите, как они машут - крыльями в полете и какую песенку поют

2. Беседа

Как у нас семья большая да веселая.Две Дашки у кашки питаются.

Два у лавки стоят, два учиться хотят,Две Ульки в люльке качаются

Два Степана у сметаны объедаются.

3.Пальчиковая гимнастика «Мамы»

Много мам на белом свете, (разводят руки в разные стороны, затем

Всех их очень любят дети! крепко обхватывают себя за плечи) 
Журналист и инженер, (поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца, Повар, милиционер, 
Швея, кондуктор и учитель, 
сначала на одной, затем на другой руке) 
Врач, парикмахер и строитель – 
Мамы разные нужны,
(сжимают обе ладошки в "замочек")
Мамы разные важны!
(разводят руки, поднимают ладошками вверх)

4. Дидактическая игра «Маленькие помощники»

К детям «пришел расстроенный мишка». Он «поссорился с мамой», потому что «не хотел убирать на место свои игрушки». А теперь не знает, как помириться с мамой.

Воспитатель. Ребята, вы обижаетесь на родных, когда они вас ругают? Родных нужно любить и помогать им. Как вы помогаете дома своим родным? У меня есть бабушкина шкатулка, всю свою помощь вы сложите в нее, а саму шкатулку подарим мишке для того, чтобы он также учился помогать своей маме и не забывал об этом.Дети по очереди рассказывают о том, как они помогают дома маме, папе, брату, сестренке, бабушке, дедушке, а свои рассказы кладут в сундук. Медвежонок «благодарит» детей за «волшебную шкатулку» и возвращается в лес мириться с мамой и помогать ей.

5. Подвижная игра «Мы веселые ребята»

В центре становится водящий, остальные играющие располагаются за линией одного из «домов». По сигналу педагога дети говорят:

Мы веселые ребята, любим бегать и играть.

Но попробуй нас догнать!

После слова «догнать» играющие бегут в противоположный «дом» (нельзя возвращаться «в свой дом»). Водящий пытается догнать их и коснуться рукой. Дети, до которых дотронулся водящий, отходят в сторону. Водящих следует менять через 3-4 пробежки. Вместе со сменой водящих в игру входят пойманные дети

6.Индивидуальная работа

7. Труд

Сбор мелкого мусора

8.Самостоятельная деятельность детей

Сюжетно-ролевая игра по замыслу детей с выносным материалом, предметами-заместителями. Упражнения со спортивным оборудованием

9. Рефлексия

Приглашаю вас в нашу квартиру. Я заметила, что вам нравится играть в дочки-матери. Сейчас мы поиграем.

Педагог с помощью эмблемы дает роль ребенку (бабушка, сын, внук, внучка, папа, мама, дочка) и задает вопросы.

- Выберите предмет. Подумайте, что можно делать этим предметом дома? (Педагог дает пример ответа: «Я как мама выбираю книгу, сегодня вечеров я буду читать своей дочке сказку».) Какой предмет выбрал дедушка? Чем занялась бы дочка? Зачем папе молоток? (Дети обговаривают, кто что взял, для чего это нужно.)

- Дети, я приятно удивлена, что вы так много знаете о том, кто чем любит заниматься в вашей семье каждый вечер и в выходной день. Вы знаете обязанности своих пап, мам, братьев и сестер, свои

Тема третьей недели «Наши добрые дела».

Тема прогулки 48 «Поможем природе!»

Осваиваемые образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.

Цели: продолжать ознакомление с объектами неживой природы; способствовать развитию любознательности; совершенствовать двигательные умения и творческие способности.

Материалы и оборудование: выносной материал, спортивный инвентарь, предметы-заместители

Компонентыпрогулки

Содержание образовательной деятельности

1. Наблюдение за ветром

Понаблюдать за верхушками деревьев. Если деревья качаются, значит, есть ветер. Спросить, мерзнет ли у детей лицо, чувствуют ли они ветер. Когда ветер сильный, он кажется колючим, сильно мерзнут щеки. Обычно тогда на улице мороз. Понаблюдать, как ветер поднимает снег

2. Беседа

В случае если выпал снег, то показать детям, как следует сгрести его к основанию деревьев и кустарников, чтобы они не замерзли. Если снега нет, то опавшую листву сгрести к основанию деревьев и кустарников

3.Пальчиковая гимнастика «Я и мои друзья»

Дружат в нашей группе(Обхватить правой ладонью левую

Девочки и мальчики. и покачивать в ритме стихотворения)

Мы с тобой подружим  

Маленькие пальчики. (наоборот)

Один, два, три, четыре, пять!(Соединить пальцы обеих рук, начиная с большого)

4. Дидактическая игра «Буря»

Все собрались, можно начинать. Потрите ладони, извлекая звук, похожий на начинающийся дождь. Участники вслед за вами должны повторять это движение.

Затем щелкаете пальцами, демонстрируя, что дождь усиливается. Участники повторяют за вами.

Дождь льет все сильнее и сильнее – похлопываете ладонями по коленям. К нему присоединяется гром, который создается потопыванием ног.

И, наконец, наступает пик бури – все вместе сильно топают ногами.

После этого буря начинает стихать, и нужно каждое действие проделать в обратном порядке: топот ног, похлопыванием ладонями по коленям, щелканьем пальцев и, в завершение, потирание рук.

Сообщите, что буря прошла, и вы можете продолжить играть.

5. Подвижная игра «Быстро возьми»

На площадке по кругу разложены кубики. Дети идут, затем бегут вокруг кубиков, которых может быть на 1-2 меньше, чем детей. На сигнал «Бери!» быстро останавливаются у любого ближайшего кубика и поднимают его вверх

6. Подвижная игра «Брось через веревку»

Веревку длиной 3 м с грузиками на концах можно повесить на спинки двух стульев или на стойки для прыжков. На расстоянии 1,5 м перед веревкой кладется на пол шнур. Около него лежат один-два мяча диаметром 12-15 см. Дети подходят к шнуру, берут мячи и бросают их, пробегают под веревкой; догнав мячи, возвращаются обратно

7.Индивидуальная работа

8. Труд

Уборка участка

9.Самостоятельная деятельность детей

Сюжетно-ролевая игра по замыслу детей с выносным материалом, предметами-заместителями. Упражнения со спортивным оборудованием

10. Рефлексия

От друзей муравьишка отстал. Дети приставляют ладони к щекам.

Ой-ой-ой, ой-ой-ой. Ритмично покачивают головой.

Ножку тонкую он поломал. Ритмично сгибают и разгибают ноги.

Ай-ай-ай, ай-ай-ай!

Травкой быстро ее обмотал,

В муравейник скорей побежал. Ритмично бегут на месте.

Ну а солнце за лес уж зашло.

Ох-ох-ох! Делают ритмичную «пружинку».

Стало сразу так страшно, темно. Закрывают глаза ладонями.

Хорошо, что друзья помогли, Соединяют ладошки.

Муравьишку домой принесли.

МО - ЛОД - ЦЫ! Делают ритмичные хлопки

Тема прогулки 49«Правила этикета»

Осваиваемые образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.

Цели: формировать представления о том, что все люди разные не только по внешнему виду, но и по характеру: добрые, злые, смелые, трусливые; учить проявлять сочувствие и внимание к сверстникам(делиться игрушкой, уступать, радоваться, отзываться на просьбу другого ребенка, помогать ему); способствовать установлению добрых отношении между детьми; помогать дошкольникам узнавать друг друга, налаживать контакты; продолжить ознакомление с объектами неживой природы; способствовать развитию любознательности; совершенствовать двигательные умения и творческие способности.

Материалы и оборудование: выносной материал, спортивный инвентарь, предметы-заместители

Компонентыпрогулки

Содержание образовательной деятельности

1. Наблюдение за огородом

Привести детей на огород. Вспомнить, что они видели в начале осени. (На грядках росли лук, картофель, свекла. Тогда дети старших групп занимались уборкой урожая, а затем посадкой чеснока.). Сейчас все грядки покрыты снегом. Снег укрыл землю, корни плодов. Чем больше снега будет лежать в огороде, тем теплее будет клубнике, чесноку

2. Беседа

- Жили-были Петушок и Птичка, жили они дружно. Но однажды Петушок и Птичка не стали, как обычно, играть вместе, надулись и отвернулись друг от друга. (Обращается к детям, исполняющим роли Петушка и Птички.)Чтослучилось? Отчего вы такие сердитые? Поссорились? Так надо помириться!

Птичка.Яс Петушком мириться не буду! Он невежливый. Я сказала ему: «Здравствуй!», а он не ответил.

Петушок. А зачем отвечать? Я тебя вчера видел.

П т и ч к а. Но я же сегодня сказала «здравствуй».

Петушок. Ну и что, у меня еще вчерашнее не кончилось.

Педагог. Петушок, ты хочешь, чтобы Птичка заболела?

Петушок. Нет, я не хочу, чтобы она болела!

Педагог.А что же ты для нес слово «здравствуй» пожалел? Ведь «здравствуй» - это значит «будь здоров», «не болей»!

Петушок. Птичка тоже не очень-то вежлива. Когда она ко мне обращается, то кричит; «Эй, ты!»

Педагог. Значит, вы оба виноваты. Надо друг друга уважать.

Петушок. Прости меня, Птичка! Я всегда буду здороваться.

П т и ч к а. И ты прости меня, Петушок! Я всегда буду вежливой.

П е д а г о г. Вы поняли, как надо себя вести? Будьте всегда вежливы и никогда не ссорьтесь

3.Пальчиковая гимнастика «Дружба»

Дружат в нашей группе (Хлопают в ладоши.)
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим 
(Стучат кулачками друг об друга.)
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять 
(Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца.)
Будем снова мы считать.
Раз, два, три, четыре, пять 
(Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца,

Мы закончили считать. на др. руке.) 

4. Дидактическая игра «Хорошо или плохо?»

Воспитатель демонстрирует детям сюжетные иллюстрации, отображающие различные ситуации. Например, на картинке нарисовано, как ребенок разбрасывает игрушки, чистит зубы, помогает пожилому человеку подняться по лестнице и т. д. Детям следует определить и аргументировать ответ о том, какая ситуация является положительной, а какая отрицательной

5. Подвижная игра «Мы веселые ребята»

В центре становится водящий, остальные играющие располагаются за линией одного из «домов». По сигналу педагога дети говорят:

Мы веселые ребята, любим бегать и играть.

Но попробуй нас догнать!

После слова «догнать» играющие бегут в противоположный «дом» (нельзя возвращаться «в свой дом»). Водящий пытается догнать их и коснуться рукой. Дети, до которых дотронулся водящий, отходят в сторону. Водящих следует менять через 3-4 пробежки. Вместе со сменой водящих в игру входят пойманные дети

6.Индивидуальная работа

7. Труд

Уборка территории

8.Самостоятельная деятельность детей

Сюжетно-ролевая игра по замыслу детей с выносным материалом, предметами-заместителями. Упражнения со спортивным оборудованием

9. Рефлексия

-Какие вежливые слова вы знаете? Перечислите их

Тема прогулки 50«Дружбу уважайте»

Осваиваемые образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.

Цели: формировать представление о том, что все люди разные не только по внешнему виду, но и по характеру: добрые, злые, смелые, трусливые; учить проявлять сочувствие и внимание к сверстникам (делиться игрушкой, уступать, радоваться, отзываться на просьбу другого ребенка, помогать ему); способствовать установлению добрых отношений между детьми, помогать дошкольникам лучше узнавать друг друга, налаживать контакты; продолжать ознакомление с явлениями неживой природы; способствовать развитию любознательности, совершенствовать двигательные умения и творческие способности.

Материал и оборудование: выносные игрушки, спортивный инвентарь, предметы-заместители

Компонентыпрогулки

Содержание образовательной деятельности

1. Наблюдение за инеем и заморозками

Обратить внимание на иней.

И не снег, и не лёд, а серебром деревья уберёт. (Иней.)

Иней — это капельки водяного пара, только замерзшие, как снежинки.(Пусть дети внимательно рассмотрят иней на деревьях и кустарниках, прикоснутся ладошкой к ветке, покрытой инеем.)Что произошло с веткой и ладошкой? Куда исчез иней?

Вокруг всё бело-синее - стоят деревья в инее,

Заборы тоже в инее и тоже бело-синие.

Зима своим дыханием заинила и здания.

И. Батова

2. Беседа

— Дружба — это когда люди хотят быть вместе, когда вместе играют, не ссорятся. Дружба - это улыбки друзей. Значит, друзья - это люди, с которыми нам интересно и комфортно. А у вас есть друзья? Вы любите своих друзей? Дети, скажите, каким должен быть друг? (Надежным, добрым, друг всегда придет на помощь, и т. д.) Да, ребята, друг должен быть надежным, верным. Это должен быть человек, на которого всегда можно положиться, который тебя не подведет

3.Пальчиковая гимнастика «Добрый друг»

Очищаем апельсин, (изобразить)

На тарелке он один, («тарелка »)

Апельсин я разломлю, (изобразить)

Всех знакомых наделю:   (движения кистями от груди вперёд)

Эту дольку Ване, эту дольку Тане,  (движения кистями, как при раздаче долек)

Эту дольку Толе, эту дольку Коле,

Ну а что останется, только мне достанется!  (движения кистями вперёд, к груди)

4. Дидактическая игра «Волшебный стул»

Один ребёнок садится в центр на «волшебный стул», остальные говорят о нём добрые, ласковые слова, комплименты. Можно обнять сидящего, погладить, поцеловать.

5. Подвижная игра «Затейники»

Затейник показывает какое-нибудь движение, имитирующее любое действие, характерное для одного из видов спорта. Все дети должны повторить это действие и назвать его. После нескольких повторений игры затейник выбирает на свое место кого-нибудь из играющих. Затейники должны стараться вспоминать разнообразные движения спортсменов, не повторять уже показанных

6.Индивидуальная работа

7. Труд

Уборка мусора на участке

8. Самостоятельная деятельность детей

Сюжетно-ролевая игра по замыслу детей с выносным материалом, предметами-заместителями. Упражнения со спортивным оборудованием

9. Рефлексия

Сначала педагог описывает одного из детей, характеризуя его положительные качества в соответствии с половой принадлежностью, дети угадывают; потом дети описывают своего друга. Например: «Это мальчик, он очень хороший, смелый, ловкий, добрый, никогда не обижает девочек, а, наоборот, заступается за них; он любит играть с машинками, с конструктором; у него светлые волосы, голубые глаза; он одет в синюю футболку, черные шорты»

Тема прогулки 51«Дружба»

Осваиваемые образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.

Цели: формировать представление о том, что все люди разные не только по внешнему виду, но и по характеру: добрые, злые, смелые, трусливые; учить проявлять сочувствие и внимание к сверстникам (делиться игрушкой, уступать, радоваться, отзываться на просьбу другого ребенка, помогать ему); способствовать установлению добрых отношений между детьми, помогать дошкольникам лучше узнавать друг друга, налаживать контакты; воспитывать доброе отношение к животным; способствовать развитию любознательности, совершенствовать двигательные умения и творческие способности.

Материал и оборудование: выносные игрушки, спортивный инвентарь, предметы-заместители

Компонентыпрогулки

Содержание образовательной деятельности

1. Наблюдение за кошкой

Мягонькие лапкн,

А в лапках - цап-царапки.(Кошка.)

Обратить внимание детей на настороженные уши у кошки - она может улавливать любой шорох. («У кошки большие глаза, которые хорошо видят в темноте. Она чувствует, холодная или горячая пища. У кошки мягкие подушечки на лапках. Она может тихо подкрадываться».) Показать детям, как кошка лазает по забору, дереву, выпуская когти.

Вышел зверь усатый,:

Серый, полосатый,

По двору крадется,

На мышку вдруг наткнётся.

Мышка быстро убегает,

Её котик не поймает!

И. Батова

2. Беседа

— Сегодня мы с вами будем говорить о дружбе. Удивительное, волшебное слово! Давайте хором повторим и внимательно вслушаемся в это слово —дружба. (Совместное озвучивание слова.)А как вы понимаете, что такое дружба? (Когда мы делимся игрушками, не обижаем друг друга; когда вместечто-нибудьделаем и т. д.)Дружба — это когда люди хотят быть вместе, когда вместе играют, не ссорятся. Дружба - это улыбки друзей. Значит, друзья — это; люди, с которыми нам интересно и комфортно

3.Пальчиковая гимнастика «Добрый друг»

Наши пальчики дружили (пальца левой руки "обнимают" пальцы правой руки,

А потом вдруг загрустили (пальцы обеих рук сжаты в кулачок,

Захотели пальцы вдруг посчитаться кто их друг? (указательный палец правой руки считает пальчики левой руки)

Оказалось все друзья (пальца левой руки "обнимают" пальцы правой руки,

Больше ссориться нельзя (указательный пальчик правой руки отрицает,

А кто будет обижаться (указательный палец правой руки качается вперед - назад)

Будет он один играться (указательные пальцы обеих рук подняты вверх).

4. Дидактическая игра «Давайте поздороваемся»

Дети по сигналу начинают двигаться по группе и здороваться со всеми, кто встречается на пути. Здороваться надо определенным образом:

Один хлопок – здороваемся за руку;

Два хлопка – здороваемся плечиками;

Три хлопка – здороваемся спинками.

5. Подвижная игра «Трамвай»

Дети встают в шеренгу, одной рукой они держатся за шнур, он помогает сохранять дистанцию между детьми. На конце шнура привязан колокольчик. Последний - «кондуктор» - дает сигнал колокольчиком, и «трамвай» трогается. «Трамвай» то ускоряет, то замедляет ход

6. Подвижная игра «Ловишки»

С помощью считалочки выбирается ловишка. Он становится в центре. Педагог говорит: «Раз, два, три — лови!» Дети стоят на одной стороне площадки. По сигналу дети перебегают на другую сторону, увертываются от ловишки, который старается догнать одного из играющих и коснуться его рукой. Пойманный становится ловишкой. В конце игры определяют, какой ловишка самый ловкий

7.Индивидуальная работа

8. Труд

Сбор камешков на участке

9. Самостоятельная деятельность детей

Сюжетно-ролевая игра по замыслу детей с выносным материалом, предметами-заместителями. Упражнения со спортивным оборудованием

10. Рефлексия

 - Расскажите о своих друзьях. Какие они? Назовите их имена

Тема прогулки52«Дружба начинается с улыбки»

Осваиваемые образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.

Цели: формировать представление о том, что все люди разные не только по внешнему виду, но и по характеру: добрые, злые, смелые, трусливые; учить проявлять сочувствие и внимание к сверстникам (делиться игрушкой, уступать, радоваться, отзываться на просьбу другого ребенка, помогать ему); способствовать установлению добрых отношений между детьми, помогать дошкольникам лучше узнавать друг друга, налаживать контакты; продолжить ознакомление с явлениями  неживой природы; способствовать развитию любознательности, совершенствовать двигательные умения и творческие способности.

Материал и оборудование: выносные игрушки, спортивный инвентарь, предметы-заместители

Компонентыпрогулки

Содержание образовательной деятельности

1.Наблюдение за растениями

Подвести детей к кустарнику, спросить, чем это растение отличается от березы, ели. Попросить детей показать ствол растения. Сделать вывод, что у кустарника нет ствола, есть ветви, которые растут от корня. Ветви тоньше ствола. Кустарник ниже дерева. Показать ребятам красавицу рябинку, дать попробовать ягодки.

Под кусточком, под кустом

Кто-то вдруг устроил дом,

Кто там притаился.

Ветками прикрылся?

Кустик низкий, под кустом

Ёж устроил себе дом.

В норке ёжику тепло –

И уютно, но темно.

Г. Попова

2.Беседа

- Когда с кем-то дружишь, всегда рад видеть этого человека, скучаешь без него. А теперь возьмемся все за руки и сделаем большой круг. Давайте передадим свои теплые, дружеские отношения друг другу. Ребята, цените дружбу, делайте все для ее сохранения, и, если вдруг ваши отношения испортились, всегда нужно набраться смелости, перебороть себя и сделать первый шаг на восстановление отношений, кто бы ни был виноват

3.Пальчиковая гимнастика «Большие и маленькие»

Были маленькие мы (пальцы согнуты, прижаты к ладони)

Стали вдруг большие (расправить пальцы, растопырить)

Шалунишки, шалуны (движение «фонарики»)

А дружные какие! (сцепляют пальцы обеих рук в замок, ладони сжаты)

4. Дидактическая игра «Назови друга ласково»

Воспитатель объясняет детям, что существует много добрых, приятных и ласковых слов, которые называются комплиментами. Педагог предлагает детям встать в круг так, чтобы видеть глаза друг друга, и, передавая надувное сердечко, говорить какое-нибудь ласковое слово своему соседу. После игры все отмечают, что от теплых слов стало радостней и веселей.

5. Подвижная игра «Мы веселые ребята»

В центре становится водящий, остальные играющие располагаются за линией одного из «домов». По сигналу педагога дети говорят:

Мы веселые ребята, любим бегать и играть.

Но попробуй нас догнать!

После слова «догнать» играющие бегут в противоположный «дом» (нельзя возвращаться «в свой дом»). Водящий пытается догнать их и коснуться рукой. Дети, до которых дотронулся водящий, отходят в сторону. Водящих следует менять через 3-4 пробежки. Вместе со сменой водящих в игру входят пойманные дети

6.Индивидуальная работа

7. Труд

Подметание дорожек

8. Самостоятельная деятельность детей

Сюжетно-ролевая игра по замыслу детей с выносным материалом, предметами-заместителями. Упражнения со спортивным оборудованием

9. Рефлексия

- С чего же начинается дружба? (Сулыбки.) Я хочу поделиться с вами улыбкой. Я дарю вам свою улыбку, я люблю вас. У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что от них ярче становится день и на душе теплеет. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Давайте возьмемся за руки, и каждый, глядя соседу в глаза, подарит ему свою самую добрую и приветливую улыбку

Тема четвертой недели «Зеленые друзья (мир комнатных растений)»

Тема прогулки 53«Строение растений»

Осваиваемые образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.

Цели:совершенствовать умение сравнивать объекты и предметы; ознакомить со строением растений; воспитывать заботливое отношение к птицам; способствовать развитию любознательности, совершенствовать двигательные умения и творческие способности.

Материал и оборудование: выносные игрушки, спортивный инвентарь, предметы-заместители

Компонентыпрогулки

Содержание образовательной деятельности

1.Наблюдение за птицами

Вот ворона, воробей,

Пара сизых голубей,

А ещё синичка –

Птичка-невеличка,

На кормушку села,

Зёрнышки поела.

И. Батова

Рассмотреть внешний вид птиц, вспомнить об их повадках, сравнить. Тело голубя и воробья покрыто перьями, те и другие летают, но голубь больше воробья; голубь воркует, а воробей чирикает, голубь ходит, а воробей прыгает. Голуби не боятся людей

2.Беседа

- Какой цветок нужно поливать? (Выносит два цветка в горшках: в одном - сырая земля, в другом- сухая.) Нужно не только уметь поливать растения, но и знать, когда их необходимо поливать. Посмотрите, какого цвета земля у цветущего растения? (Земля темного цвета.)А в другом горшке земля такого же цвета? (Нет.) Аккуратно потрогайте землю в горшках и скажите, какая она? Какое растение нужно полить? (Нужно полить растение, у которого нет цветка.) Назовите части растения. Что удерживает его в земле? Для чего еще нужен корень растению? (Всасывать из земли воду и полезные вещества.)На чем держатся листья и цветок?

3.Пальчиковая гимнастика «На окне в горшочках»

На окне в горшочках Сидят на корточках.

Выросли цветочки, Медленно встают.

Солнце увидали - Тянутся на носочках,

И расти вдруг стали, Руки вверх, широко в стороны.

Солнцу улыбнулись, Руки вниз.

Листьями встряхнулись. Трясут кистями рук.

К солнышку цветочки Поднимают руки вверх через стороны.

Повернут листочки. Опускают вниз с раскрытыми ладонями.

Развернут бутоны, Соединяют перед собой ладони «бутоном»,

В солнышке утонут. Поднимают над головой, раскрывают - медленно разводят в стороны

И. Батова

4. Дидактическая игра «Найди по описанию»

 Воспитатель или ведущий называет характерные особенности того или иного растения, не называя его. Дети оттаскивают его изображение среди карточек. Побеждает тот, кто быстро и правильно найдет и назовет отгадку.

5. Подвижная игра «Затейники»

Затейник показывает какое-нибудь движение, имитирующее любое действие, характерное для одного из видов спорта. Все дети должны повторить это действие и назвать его. После нескольких повторений игры затейник выбирает на свое место кого-нибудь из играющих. Затейники должны стараться вспоминать разнообразные движения спортсменов, не повторять уже показанных

6.Индивидуальная работа

7. Труд

Кормление птиц

8. Самостоятельная деятельность детей

Сюжетно-ролевая игра по замыслу детей с выносным материалом, предметами-заместителями. Упражнения со спортивным оборудованием

9. Рефлексия

Предметы: лейка, цветок, грабли, тряпочка, цветочный горшок. Дети запоминают предметы, закрывают глаза. Педагог прячет один предмет. Дети открывают глаза, поворачиваются лицом к центру и вспоминают, какого предмета нет

Тема прогулки 54«Потребности зеленых растений»

Осваиваемые образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.

Цели:совершенствовать умение сравнивать объекты и предметы; ознакомить со строением растений; способствовать развитию любознательности, совершенствовать двигательные умения и творческие способности.

Материал и оборудование: выносные игрушки, спортивный инвентарь, предметы-заместители

Компонентыпрогулки

Содержание образовательной деятельности

1.Наблюдение засобакой

- Рядом с домом стоит маленький домик - будка, в которой живет зверь. Этот зверь грозно рычит, громко лает, у него острые зубы, он грызет кости. Кто этот зверь?

Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек,

Две медали на груди.

Лучше в дом не заходи!

(Собака.)

Дети вместе с педагогом рассматривают собаку

2.Беседа

- В чем нуждаются комнатные растения? (Свет (тепло) нужен им для роста и цветения. Влага необходима для питания и лучшего роста растения. Иначе оно засохнет. Воздух нужен растению для дыхания. Растения при дыхании очищают воздух и наполняют его кислородом.)

3.Пальчиковая гимнастика «Цветочек на окне»

У нас в горшке расцвёл цветок. (Ладошки изображают бутон)

Чтоб стал красив он и высок, (Поднимаем «бутон» вверх)

Раскрыл на утро лепестки, (Раскрываем ладошки)

Должны работать корешки. (Опускаем ладошки вниз, соединив тыльной стороной)

4. Дидактическая игра «Чего не стало?»

 Предметы: лейка, цветок, грабли, тряпочка, цветочный горшок. Дети запоминают предметы, закрывают глаза. Педагог прячет один предмет. Дети открывают глаза, поворачиваются лицом к центру и вспоминают, какого предмета нет

5. Подвижная игра «Мы веселые ребята»

В центре становится водящий, остальные играющие располагаются за линией одного из «домов». По сигналу педагога дети говорят:

Мы веселые ребята, любим бегать и играть.

Но попробуй нас догнать!

После слова «догнать» играющие бегут в противоположный «дом» (нельзя возвращаться «в свой дом»). Водящий пытается догнать их и коснуться рукой. Дети, до которых дотронулся водящий, отходят в сторону. Водящих следует менять через 3-4 пробежки. Вместе со сменой водящих в игру входят пойманные дети

6.Индивидуальная работа

7. Труд

Уборка участка

8. Самостоятельная деятельность детей

Сюжетно-ролевая игра по замыслу детей с выносным материалом, предметами-заместителями. Упражнения со спортивным оборудованием

9. Рефлексия

На окне в горшочках Сидят на корточках.

Выросли цветочки, Медленно встают.

Солнце увидали - Тянутся на носочках,

И расти вдруг стали, Руки вверх, широко в стороны.

Солнцу улыбнулись, Руки вниз.

Листьями встряхнулись. Трясут кистями рук.

К солнышку цветочки Поднимают руки вверх через стороны.

Повернут листочки. Опускают вниз с раскрытыми ладонями.

Развернут бутоны, Соединяют перед собой ладони «бутоном»,

В солнышке утонут.           Поднимают над головой, раскрывают - медленно разводят в стороны

И. Батова

Тема прогулки 55 «Забота о комнатных растениях»

Осваиваемые образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.

Цели:совершенствовать умение сравнивать объекты и предметы; ознакомить со строением растений, явлениями неживой природы; способствовать развитию любознательности, совершенствовать двигательные умения и творческие способности.

Материал и оборудование: выносные игрушки, спортивный инвентарь, предметы-заместители

Компонентыпрогулки

Содержание образовательной деятельности

1.Наблюдение заснегом

Вьюги нет, и нет метели.

Но вдруг мухи налетели –

Мухи в воздухе летают.

Hа ладошку сядут - тают.

И. Батова

- О каких белых мухах идет речь в стихотворении? (Предложить поймать снежинку на ладошку, лицо.) Что произошло со свежинкой? Во что она превратилась? Давайте поймаем снежинку на варежку и рассмотрим ее

2.Беседа

Дети рассказывают о том, какие у них дома есть комнатные растения, как они ухаживают за ними, поливают их по мере засыхания почвы и протирают листочки от пыли.

Затем дети с педагогом рассматривают растения на картинках и показывают, какие им знакомы

3.Пальчиковая гимнастика «Цветочек»

Утром рано он закрыт,     ладошки собраны в «бутончик»
Но к полудню ближе
Раскрывает лепестки, красоту их вижу    
развести пальцы рук
К вечеру цветок опять закрывает венчик,  
ладошки собрать в «бутончик»
И теперь он будет спать
До утра, как птенчик.

4. Дидактическая игра «Найди ошибки»

В ноябре дети носят легкую одежду.

В ноябре набухают почки, распускаются листья.

В ноябре солнце сильно греет.

В ноябре бывают заморозки и снег.

В ноябре птицы прилетают из теплых краев

5. Подвижная игра «Перелет птиц»

Дети стоят врассыпную на одном конце площадки. Это «птицы». На другом конце - вышка для влезания или гимнастическая стенка с несколькими пролетами. По сигналу «Птицы улетают!» «птицы летят», расправив «крылья». По сигналу «Буря!» «птицы» возвращаются на вышку. По сигналу «Буря прекратилась!» - «летают»

6.Индивидуальная работа

7. Труд

Уборка участка детского сада

8. Самостоятельная деятельность детей

Сюжетно-ролевая игра по замыслу детей с выносным материалом, предметами-заместителями. Упражнения со спортивным оборудованием

9. Рефлексия

Наступают холода,

Лед на речке - не беда!

Туча снег бросает редкий –

Скоро будет красота!

Будет всё белым-бело,

Станет чисто и светло!

И. Батова

Тема прогулки 56«Описание комнатных растений»

Осваиваемые образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.

Цели: совершенствовать умение сравнивать объекты и предметы; ознакомить со строением растений, явлениями неживой природы; способствовать развитию любознательности, совершенствовать двигательные умения и творческие способности.

Материал и оборудование: выносные игрушки, спортивный инвентарь, предметы-заместители

Компонентыпрогулки

Содержание образовательной деятельности

1.Наблюдение за деревьями

Поспевает брусника, стали дни холоднее,

И от птичьего крика в сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают прочь, за синее море.

Все деревья блистают в разноцветном уборе.

К. Бальмонт

Подвести детей к дереву, вспомнить его основные части. Дать детям наглядное представление, что деревья бывают разной толщины и высоты. Напомнить, что на ветвях растут листья, но с наступлением осени они опадают Предложить погладить ствол дерева. Обратить внимание, что дерево высокое, и чтобы его рассмотреть, надо поднять голову. Предложить найти низкое дерево. Рассмотреть стволы молодого и старого дерева, сравнить. Предложить побегать по опавшим листьям деревьев

2.Беседа

- Рассмотрите картинки с изображением комнатных растений. Выберите одну из них и опишите форму листьев, высоту растения, его ствол и цветы. (Дети составляют описательные рассказы.)

3.Пальчиковая гимнастика «Цветок»

Посадили в землю зернышко,      «положить» в ладонь «зернышко»
На небе выглянуло солнышко.
Свети, солнышко, свети!                сжимаем кисти и по очереди разжимаем
Расти, зернышко, расти!  ладони соединить вместе и поднимать руки вверх
Появляются на стебельке листочки, 
соединить ладони, пальцы один за одним соединить с

большим пальцем и одновременно на двух руках
Распускаются на стебельке цветочки,  сжимаем кисти и  по очереди разжимаем

4. Дидактическая игра «Листик»

 Воспитатель просит детей внимательно рассмотреть листья на невысоком дереве. «А теперь по пробуйте найти такие же на земле,— говорит педагог.— Раз, два, три — ищи! Кто нашел, быстрее ко мне». Дети с листьями бегут к воспитателю.

5. Подвижная игра «Эстафета»

Дети стоят на одной стороне за начерченной линией. Все по сигналу бросают мячи вдаль. Каждый должен заметить, куда упал его мяч. По сигналу дети бегут к своим мячам, игра повторяется

6. Подвижная игра «Ловишки»

С помощью считалочки выбирается ловишка. Он становится в центре. Педагог говорит: «Раз, два, три — лови!» Дети стоят на одной стороне площадки. По сигналу дети перебегают на другую сторону, увертываются от ловишки, который старается догнать одного из играющих и коснуться его рукой. Пойманный становится ловишкой. В конце игры определяют, какой ловишка самый ловкий

7.Индивидуальная работа

8. Труд

Подметание дорожки на участке

9. Самостоятельная деятельность детей

Сюжетно-ролевая игра по замыслу детей с выносным материалом, предметами-заместителями. Упражнения со спортивным оборудованием

10. Рефлексия

Осенние листья по ветру кружат.

Осенние листья в тревоге вопят:

«Всё гибнет, всё гибнет! Ты чёрен и гол,

О лес наш родимый, конец твой пришёл!»

Не слышит тревоги их царственный лес.

Под темной лазурью суровых небес

Его спеленали могучие сны,

И зреет в нём сила для новой весны.

А. Майков

Тема прогулки 57«Сравнение комнатных растений»

Осваиваемые образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.

Цели: совершенствовать умение сравнивать объекты и предметы; ознакомить со строением растений, явлениями неживой природы; способствовать развитию любознательности, совершенствовать двигательные умения и творческие способности.

Материал и оборудование: выносные игрушки, спортивный инвентарь, предметы-заместители

Компонентыпрогулки

Содержание образовательной деятельности

1.Наблюдение за елью, сравнение с березой

Подвести детей к ели. Вспомнить песенку, стихи о елке.

- Где у елки ствол? Где у елки корень? Где у елки ветки? У елки есть листья? Какого цвета иголки? Какие иголки на ощупь? Сравните ель с березой

2.Беседа

Дети получают по две картинки с изображением комнатных растений. Сравнивают их по внешнему виду: части растения, их величина, толщина и цвет и величина самого растения; способы использования растения человеком

3.Пальчиковая гимнастика «На окне в горшочках»

На окне в горшочках Сидят на корточках.

Выросли цветочки, Медленно встают.

Солнце увидали - Тянутся на носочках,

И расти вдруг стали, Руки вверх, широко в стороны.

Солнцу улыбнулись, Руки вниз.

Листьями встряхнулись. Трясут кистями рук.

К солнышку цветочки Поднимают руки вверх через стороны.

Повернут листочки. Опускают вниз с раскрытыми ладонями.

Развернут бутоны, Соединяют перед собой ладони «бутоном»,

В солнышке утонут.           Поднимают над головой, раскрывают - медленно разводят в стороны

И. Батова

4. Дидактическая игра «Найди по описанию»

 Воспитатель или ведущий называет характерные особенности того или иного растения, не называя его. Дети оттаскивают его изображение среди карточек. Побеждает тот, кто быстро и правильно найдет и назовет отгадку.

5. Подвижная игра «Мы веселые ребята»

В центре становится водящий, остальные играющие располагаются за линией одного из «домов». По сигналу педагога дети говорят:

Мы веселые ребята, любим бегать и играть.

Но попробуй нас догнать!

После слова «догнать» играющие бегут в противоположный «дом» (нельзя возвращаться «в свой дом»). Водящий пытается догнать их и коснуться рукой. Дети, до которых дотронулся водящий, отходят в сторону. Водящих следует менять через 3-4 пробежки. Вместе со сменой водящих в игру входят пойманные дети

6.Индивидуальная работа

7. Труд

Очистка дорожки от снега

8. Самостоятельная деятельность детей

Сюжетно-ролевая игра по замыслу детей с выносным материалом, предметами-заместителями. Упражнения со спортивным оборудованием

9. Рефлексия

В лесу заметней стала елка,

Он прибран засветло и пуст.

И оголенный, как метелка,

Забитый грязью у проселка,

 Обдутый изморозью золкой,

Дрожит, свистит лозовый куст.

А. Твардовский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Прогулок в средней группе.

Конспекты прогулок в средней группесоставила: воспитатель Константинова О.В. Средняя группа«Осенняя фантазия».(сентябрь) Ход .Наблюдение: «Цветы на клумбе».Цель: обогащение представлений о цветах; вос...

Конспекты прогулок в средней группе

Конспекты прогулок в средней группе...

Конспекты прогулок в средней группе на апрель месяц

Задачи: 1.Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения. Формировать бережное отношение к результатам труда взрослых, побуждать детей соблюдать порядок, чис...

Конспекты прогулок в средней группе на май месяц

Цель: Формировать у детей умение видеть красоту неба, вызвать желание фантазировать, глядя на небо, развивать творческое воображение, развивать познавательные интересы, устойчивое внимание, наблюдател...

Конспекты прогулок в средней группе январь

Материал для воспитателей ДОУ по природному миру...

Конспекты прогулок в средней группе февраль

Материал предназначен для проведения прогулок в средней группе ДОУ...