Конспект МЭР на тему «Как зимуют звери» старшая группа
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Чистова Анна Николаевна

Конспект занятия  МЭР на тему «Как зимуют звери» в старшей группе с помощью карточек, которые можно проявить водой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_osen.docx28.19 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБПОУ «МПК»)

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

МЭР на тему «Как зимуют звери»,

проведенного

в подготовительной группе

обучающейся 3 курса гр. К934а

специальность

44.02.04. Специальное дошкольное образование

Чистовой Анны Николаевны

Подготовил(а):

студент(ка) группы _________

ФИО __________________

Подпись методиста:

Галочкина Ю.А. _________

Отметка за проведение:

_____________________________

Подпись воспитателя:

____________________________

Москва, 2024-2025


Цель: формирование представлений о жизни животных в зимний период

Задачи:

Обучающие:

1. Закрепить представление о жизни животных в лесу зимой, способах их приспособления и защиты (медведь, белка, заяц, ёж, лиса,)

2. Дать знания о внешних изменениях животных и птиц к зиме (изменение цвета меха, уплотнение шерсти).

3. Знакомство детей с особенностями жизни животных в зимний период (запасы на зиму, спячка).

4. Узнать о способах добывания пищи; защиты от холода; от врагов.

5. Расширять и активизировать словарь по теме: «Животные»

Развивающие:

1. Развивать память и речь посредством игры «Доскажи словечко».

2.Формировать умение четко и последовательно отвечать на поставленные вопросы.

3.Развивать интерес детей к жизни диких животных.

4. Развивать диалогическую и доказательную форму речи; умение высказывать свою точку зрения, доказывать, объяснять.

Воспитательные:

1. Воспитывать любовь к природе, уважительное отношение к лесным обитателям, желание им помочь в трудных условиях.

2. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми во время совместных игр.

3. Воспитывать в детях умение внимательно слушать друг друга и воспитателя, отвечать на вопросы не перебивая товарищей.

Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие; Познавательное развитие; Речевое развитие.

Предварительная работа: беседа с детьми с детьми о животных, какие они бывают (дикие или домашние), рассматривание иллюстраций диких животных, чтение познавательной и художественной литературы: чтение рассказов Н. Сладкова «Кто куда», «Под снегом»; Г. Скребицкий «Белая шубка», «Белочка хлопотунья», «Смышлёный зверёк»; Г. Снегирёв «Как звери и птицы к зиме готовятся»; И. Соколов- Микитов «На опушке», «На лесной дороге», «В берлоге», «Волки», заучивание стихов и загадок.

Методы и приёмы: наглядные(иллюстрации), словесные(беседа, дидактические игры, вопросы, загадки, стихи), практические(физминутка)

Словарная работа: мышковать – охотиться за мышами, добыча – приобретённый предмет, спячка –процесс замедления роста, развития, активность временно прекращается, злаки – растения, давно используемые в хозяйстве (пшеница, рожь, овёс, рис, кукуруза, ячмень.

Материалы и оборудование: загадки, изображения следов животных + изображения животных, изображения лисы, белки, медведя, кошки, мяч, раскраски, презентация с изображением животных( Медведь, еж, белка, заяц, лиса, волк, лось)


Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, присаживайтесь на стульчики, спины держим ровно, ноги вместе, молодцы! Перед тем, как назвать тему нашего занятия я загадаю вам загадку, послушайте её внимательно, я вам напоминаю, что, если вы уже знаете ответ, нужно дождаться, пока я расскажу её до конца и только потом ответить.

Если снег лежит кругом,

Если речка подо льдом,

Значит, в гости к нам сама

Кто пришла, скажи? (Зима)

Дети: Зима

Воспитатель: Зима? Вы уверены? Может это всё-таки осень?

Дети: Нет, это зима

Воспитатель: А как вы догадались, что стихотворение о зиме?

Дети: В стихотворении говорилось, что озёра покрылись льдом, лес засыпало снегом.

Воспитатель: Хорошо, вы правы, а как мы ещё можем понять, что пришла зима?

Дети: Люди тепло одеваются, солнце совсем слабо греет, рано темнеет.

Воспитатель: Молодцы, всё верно. Назовите мне, пожалуйста зимние месяцы по порядку.

Дети: Декабрь, январь, февраль.

Воспитатель: Замечательно.

Воспитатель: А теперь я  предлагаю Вам отправиться в путешествие в зимний лес!

Воспитатель: Ребята, а для того что бы гулять зимой по лесу, нужно что то сделать?

Дети: Тепло одеться.

Игра «Зимняя прогулка»

(выполнение движений за текстом)

Очень холодно зимой, (погладить себя за плечи)

Но мы пойдем гулять с тобой (шаги на месте)

Мы наденем шапку, (имитируем движение «надеваем шапку»)

Мы наденем шубку (показываем, как надеваем шубку)

Мы наденем шарфик

А потом красивые, Теплые, пушистые, (показываем кисти рук)

Крошки - рукавички

На руки натяни (поглаживаем тыльную сторону ладоней)

Мы уже не маленькие (руки на пояс)

Но наденем валенки (ноги поочередно выставляем на пяточку)

Воспитатель: Ну вот мы и готовы, закройте глаза и ....

Крибли, крабли, бумс вокруг себя обернись и в зимнем лесу очутись!

Воспитатель: Вот и очутились мы с вами в лесу.

Посмотрите, какой красивый лес! Весь лес засыпан снегом, который сверкает, словно серебро.

Как красиво в лесу, спокойно, тихо, а какой в лесу свежий воздух. (Вдох-выдох)

Дидактическая игра «Чьи следы?»

Воспитатель: Ребята, может быть, в лесу никого нет? С приходом зимы исчезли все звери и птицы. Смотрите! Вот чьи-то следы! Как вы думаете, кто здесь побывал?

Дети: может быть заяц?

Воспитатель: Верно !

А теперь давайте по очереди найдем и соединим зверя с его следами.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы отлично справились!

Воспитатель: Наша тема занятия называется «Как зимуют звери», как вы думаете про, что мы с вами поговорим на занятии?

Дети: Про то, как животные готовятся к зиме, про их жизнь зимой.

Игра «Вопрос- ответ»

Воспитатель: Ребята, Сейчас мы поиграем с вами в игру «Вопрос-ответ», и узнаем о том, как звери готовятся к зиме. Перейдем к правилам игры. Я задаю поочерёдно вопросы, а Вы на них отвечаете. Но еще одно немаловажное правила нельзя друг друга перебивать, я принимаю ответ только по поднятой руке. Начнем?

Дети: Да!

Воспитатель: Правильно, посмотрите на доску, перед вами 4 картинки, скажите, какая из них лишняя? (на картинках лиса, белка, медведь, кошка)

Дети: кошка

Воспитатель: Простой вопрос для малышей: Кого боится кот?

Дети: Мышей (собак)

Воспитатель: А почему вы решили, что кошка лишняя?

Дети: Потому что это домашнее животное, а остальные дикие

Воспитатель: Да. А что значит дикое животное?

Дети: Которое живёт на свободе в дикой природе

Воспитатель: Хорошо, а каких диких животных вы можете назвать?

Дети: Кабан, лось, олень, заяц, волк, ёж, бобры.

Воспитатель: Верно, каких домашних животных вы знаете?

Дети: Собака, хомяк, морская свинка, шиншилла, корова, курица, баран, конь…

Воспитатель: Хорошо, молодцы. Сейчас вам предстоит отгадать загадку о животном, про которого мы будем говорить сначала.

Мимо улья проходил

Косолапый…

Дети: Крокодил

Воспитатель: разве крокодилы ходят мимо ульев?

Дети: Нет, это медведь

Воспитатель: Всё верно! Что делает медведь зимой?

Дети: впадает в спячку

Воспитатель: А что такое спячка?

Дети: Ответы

Воспитатель: Зимой некоторые животные впадают в сон, у них замедляется рост, развитие и активность прекращается, это и называется спячкой. Как вы думаете, почему одни животные впадают в спячку, а другие нет?

Дети: Им нечего есть.

Воспитатель: Да. Хоть медведь и считается хищником, на самом деле он всеяден, и наш бурый медведь предпочитает ягоды, травянистые растения, жёлуди, орехи. Зимой у нас ягоды не растут, кругом снег, поэтому медведь засыпает до весны. А какие животные ещё впадают в зимнюю спячку?

Дети: …

Воспитатель: Раз никто не знает, я загадаю вам загадку про этого животного:

Под соснами, под ёлками

Лежит мешок с иголками.

Дети: Ёж

Воспитатель: Да, вы правы, ежи тоже впадают в спячку. Вы знаете почему?

Дети: Им тоже не хватает еды?

Воспитатель: Совершенно верно, они впадают в спячку по той же причине, что и медведи, им недостаточно корма, и температура слишком низкая, так как ежи не умеют запасаться едой, а букашек и насекомых, которыми они питаются, нет, то им приходится засыпать на зиму. Про следующего зверя вам тоже нужно будет отгадать загадку.

Она прыгать мастерица,

Она прыгать не боится.

Небольшой у неё рост,

Но зато пушистый хвост.

Дети: Белка

Воспитатель: Да, это белка. Что она любит есть?

Дети: грибы, орехи, шишки.

Воспитатель: А их можно найти зимой?

Дети: Нет

Воспитатель: Что же тогда будет есть белка?

Дети: Она делает запасы летом, чтобы зимой их есть.

Воспитатель: Верно. А белка зимой так и остаётся рыжей?

Дети: Нет. Она меняет шубку на серую.

Воспитатель: А зачем её менять окрас?

Дети: Чтобы её меньше было видно.

Воспитатель: Верно, чтобы её было легче спрятаться. Перейдём к следующему лесному жителю.

Летом серым я бываю,

Про морозы забываю.

Ты, дружок, меня узнай-ка:

Длинноухий робкий…

Дети: зайка

Воспитатель: Правильно. Что у нас едят зайцы в летнее время?

Дети: листья, траву, грибы, ягоды.

Воспитатель: А злаки они едят?

Дети: Да

Воспитатель: А какие вы знаете злаки?

Дети: Пшеница, рожь, овёс, кукуруза.

Воспитатель: Хорошо, заяц тоже делает запасы на зиму, как и белка?

Дети: Нет

Воспитатель: Чем же он питается?

Дети: Корой деревьев, выкапывает из-под снега траву, ягоды или шишки.

Воспитатель: А он меняет окрас?

Дети: Да, он меняет серую шубу на белую.

Воспитатель: А зачем?

Дети: Чтобы его не смогли найти ни волк, ни лиса.

Воспитатель: Молодцы. Давайте с вами немного разомнёмся, встаём со стульчиков, подходим ко мне, сейчас мы с вами будем выполнять звериную зарядку.

Зайки серые сидят, (Присели.)

Ушки длинные торчат. (Показываем руками ушки.)

Вот наши ушки,

Вот наши ушки;

Ушки на макушке.

Вот бежит лисичка, (Бег на месте.)

Хитрая сестричка.

Прячьтесь,прячьтесь, (Присели.)

Зайки-попрыгайки.

По лесной полянке

Разбежались зайки. (Прыжки на месте.)

Вот такие зайки,

Зайки-попрыгайки.

Воспитатель: Продолжим, следующий зверь:

За деревьями, кустами,

Промелькнуло будто пламя,

Промелькнуло, пробежало…

Нет ни дыма, ни пожара.

Дети: Лиса

Воспитатель: Да, это лисица. Она меняется внешне к зиме?

Дети: Нет

Воспитатель: Вы правы. Кто может сказать почему?

Дети: ответы

Воспитатель: На самом деле, лиса в отличие, например, от белки, не меняет рыжую шубу на серую. И происходит так, потому что грызуны, на которых она охотится не воспринимают рыжий цвет, они видят её серой. Вот так, поэтому не даром говорят, что лисица хитрая. А чем же она у нас питается зимой?

Дети: Она ест мышей, зайцев.

Воспитатель: Верно. Лиса хоть и не видит мышей под снегом, но у неё очень хороший слух. Когда она слышит писк или шуршание под снегом, то подпрыгивает и ныряет в него мордой вниз. Такой способ охоты называется мышкование. А как по-другому можно назвать пойманную мышку?

Дети: Добычей.

Воспитатель: Правильно. Пойдём к следующему лесному зверю.

Если долго в брюшке пусто,

На луну он воет грустно.

Дети: Волк

Воспитатель: Да. А с их шерстью что-то происходит?

Дети: Она становится длиннее, чтобы им было теплее.

Воспитатель: Верно. Скажите, волки охотятся в одиночку?

Дети: Нет, они ходят стаями.

Воспитатель: Правильно. Ещё волки у нас готовят логово для зимовки, но отдыхать там будут только волчицы и потомство, а самцы их караулят. Как вы думаете, их лапам холодно стоять зимой на снегу?

Дети: Нет

Воспитатель: Хорошо. Обычно лапы волка чуть теплее, чем снег, а вот нос им греть необходимо, ведь если он замёрзнет, то волк может потерять обоняние. Поэтому они спят, уткнувшись носом в хвост. Чем они питаются?

Дети: Они охотятся на грызунов, лосей, оленей.

Воспитатель: Молодцы. И последний зверь, про которого мы поговорим:

Он из леса вышел снова,

Не олень и не корова.

Повстречаться нам пришлось

Познакомьтесь это...

Дети: Лось

Воспитатель: Да, всё верно. Лоси у нас ходят по одному или стадом?

Дети: Стадом

Воспитатель: Олени у нас хищники?

Дети: Нет, травоядные.

Воспитатель: Что же они тогда едят зимой?

Дети: Кору

Воспитатель: Правильно. А где же они спят?

Дети: ответы

Воспитатель: Так как лоси большие и прятаться им бесполезно, они ложатся за землю и долго ждут, пока их не присыплет хорошенько снегом, после чего получается большой сугроб. Лоси очень осторожные животные и даже когда отдыхают, они ложатся так, чтобы видеть свои следы, ведь именно они приводят хищников к стаду.

Воспитатель: Ребята, вы все молодцы, но сегодня выиграла …… команда, давайте им похлопаем! Вторая команда тоже активно работала и я уверена ,что в следующий раз у них все получится.

Игра «Закончите предложения».

Воспитатель: Давайте поиграем в игру под названием «Закончи предложение».

Воспитатель: Давайте образуем с вами большой круг, сейчас я буду бросать Вам мяч, а ваша задача закончить предложение. Поняли?

Дети: Да!

Воспитатель: Заяц зимой белый, летом…

Дети: Серый.

Воспитатель: У зайца хвост короткий, а уши…

 Дети: Длинные.

Воспитатель: У зайца задние лапы длинные, а передние…

Дети: Короткие.

Воспитатель: Заяц пушистый, а еж…

Дети: Колючий.

Воспитатель: Еж спит днем, а охотится…

Дети: Ночью.

Воспитатель: Еж маленький, а медведь…

Дети: Большой.

Воспитатель: Белка зимой белая, а летом…

Дети: Оранжевая.

Воспитатель: У белки хвост длинный, а у зайца…

Дети: Короткий.

Воспитатель: Белка живет в дупле, а еж…

Дети: В норе.

Воспитатель: Лиса живет в норе, а медведь в…

Дети: Берлоге.

Воспитатель: Давайте не будем здесь шуметь, а то разбудим косолапого, пусть спит до весны.

Воспитатель: Ребята, Пришла пора нам возвращаться в детский сад.

Крибли, крабли, бумс вокруг себя обернись и в детском саду очутись

 Мы снимаем  шапку,  

Мы снимаем шубку, 

Мы снимаем шарфик,

А теперь красивые,

Теплые, пушистые,

Крошки – рукавички

На полку положи  

И конечно  валенки

Снимем аккуратненько.

 Воспитатель: Ребята, понравилась вам прогулка в зимний лес? Что особенно вам запомнилось? 

Дети: (Ответы детей).  

Воспитатель: Кого сегодня встретили в лесу?

Дети: (Ответы детей).        

Воспитатель: А какие трудности у Вас возникли?

Дети: ( Ответы детей).

Воспитатель: Спасибо вам, ребята, вы порадовали меня своими знаниями.

Ребята, забыла Вам сказать, зимующие животные просили Вам передать раскраски с их изображением. В свободное время, Вы можете взять их и раскрасить, их я положу вот на эту полочку!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия на тему: "Волшебница зима" в старшей группе.

Конспект интегрированного занятия на тему: "Влшебница зима" в старшей группе....

Речевое развитие. Конспект по развитию речи по теме "Зимушка-зима" в старшей группе

конспект по развитию речи по теме "Зимушка-зима" в старшей группе....

Конспект НОД "Как зимуют звери" (старшая группа)

Расширять и закреплять представление детей о диких животных: где живут, чем питаются, об их поведении: как готовятся к зиме и как проводят зиму....

Конспект беседы на тему"Как зимуют звери"

Конспект беседы на тему «Как зимуют звери» Задачи: - обобщение и систематизация знаний детей о зимующих животных: медведь, волк, лиса, медведь, заяц, еж, белка; их приспособленность: пища, спосо...