Конспект МЭР на тему «Как зимуют звери» старшая группа
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект занятия МЭР на тему «Как зимуют звери» в старшей группе с помощью карточек, которые можно проявить водой.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.19 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГБПОУ «МПК»)
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
МЭР на тему «Как зимуют звери»,
проведенного
в подготовительной группе
обучающейся 3 курса гр. К934а
специальность
44.02.04. Специальное дошкольное образование
Чистовой Анны Николаевны
Подготовил(а):
студент(ка) группы _________
ФИО __________________
Подпись методиста:
Галочкина Ю.А. _________
Отметка за проведение:
_____________________________
Подпись воспитателя:
____________________________
Москва, 2024-2025
Цель: формирование представлений о жизни животных в зимний период
Задачи:
Обучающие:
1. Закрепить представление о жизни животных в лесу зимой, способах их приспособления и защиты (медведь, белка, заяц, ёж, лиса,)
2. Дать знания о внешних изменениях животных и птиц к зиме (изменение цвета меха, уплотнение шерсти).
3. Знакомство детей с особенностями жизни животных в зимний период (запасы на зиму, спячка).
4. Узнать о способах добывания пищи; защиты от холода; от врагов.
5. Расширять и активизировать словарь по теме: «Животные»
Развивающие:
1. Развивать память и речь посредством игры «Доскажи словечко».
2.Формировать умение четко и последовательно отвечать на поставленные вопросы.
3.Развивать интерес детей к жизни диких животных.
4. Развивать диалогическую и доказательную форму речи; умение высказывать свою точку зрения, доказывать, объяснять.
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь к природе, уважительное отношение к лесным обитателям, желание им помочь в трудных условиях.
2. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми во время совместных игр.
3. Воспитывать в детях умение внимательно слушать друг друга и воспитателя, отвечать на вопросы не перебивая товарищей.
Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие; Познавательное развитие; Речевое развитие.
Предварительная работа: беседа с детьми с детьми о животных, какие они бывают (дикие или домашние), рассматривание иллюстраций диких животных, чтение познавательной и художественной литературы: чтение рассказов Н. Сладкова «Кто куда», «Под снегом»; Г. Скребицкий «Белая шубка», «Белочка хлопотунья», «Смышлёный зверёк»; Г. Снегирёв «Как звери и птицы к зиме готовятся»; И. Соколов- Микитов «На опушке», «На лесной дороге», «В берлоге», «Волки», заучивание стихов и загадок.
Методы и приёмы: наглядные(иллюстрации), словесные(беседа, дидактические игры, вопросы, загадки, стихи), практические(физминутка)
Словарная работа: мышковать – охотиться за мышами, добыча – приобретённый предмет, спячка –процесс замедления роста, развития, активность временно прекращается, злаки – растения, давно используемые в хозяйстве (пшеница, рожь, овёс, рис, кукуруза, ячмень.
Материалы и оборудование: загадки, изображения следов животных + изображения животных, изображения лисы, белки, медведя, кошки, мяч, раскраски, презентация с изображением животных( Медведь, еж, белка, заяц, лиса, волк, лось)
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, присаживайтесь на стульчики, спины держим ровно, ноги вместе, молодцы! Перед тем, как назвать тему нашего занятия я загадаю вам загадку, послушайте её внимательно, я вам напоминаю, что, если вы уже знаете ответ, нужно дождаться, пока я расскажу её до конца и только потом ответить.
Если снег лежит кругом,
Если речка подо льдом,
Значит, в гости к нам сама
Кто пришла, скажи? (Зима)
Дети: Зима
Воспитатель: Зима? Вы уверены? Может это всё-таки осень?
Дети: Нет, это зима
Воспитатель: А как вы догадались, что стихотворение о зиме?
Дети: В стихотворении говорилось, что озёра покрылись льдом, лес засыпало снегом.
Воспитатель: Хорошо, вы правы, а как мы ещё можем понять, что пришла зима?
Дети: Люди тепло одеваются, солнце совсем слабо греет, рано темнеет.
Воспитатель: Молодцы, всё верно. Назовите мне, пожалуйста зимние месяцы по порядку.
Дети: Декабрь, январь, февраль.
Воспитатель: Замечательно.
Воспитатель: А теперь я предлагаю Вам отправиться в путешествие в зимний лес!
Воспитатель: Ребята, а для того что бы гулять зимой по лесу, нужно что то сделать?
Дети: Тепло одеться.
Игра «Зимняя прогулка»
(выполнение движений за текстом)
Очень холодно зимой, (погладить себя за плечи)
Но мы пойдем гулять с тобой (шаги на месте)
Мы наденем шапку, (имитируем движение «надеваем шапку»)
Мы наденем шубку (показываем, как надеваем шубку)
Мы наденем шарфик
А потом красивые, Теплые, пушистые, (показываем кисти рук)
Крошки - рукавички
На руки натяни (поглаживаем тыльную сторону ладоней)
Мы уже не маленькие (руки на пояс)
Но наденем валенки (ноги поочередно выставляем на пяточку)
Воспитатель: Ну вот мы и готовы, закройте глаза и ....
Крибли, крабли, бумс вокруг себя обернись и в зимнем лесу очутись!
Воспитатель: Вот и очутились мы с вами в лесу.
Посмотрите, какой красивый лес! Весь лес засыпан снегом, который сверкает, словно серебро.
Как красиво в лесу, спокойно, тихо, а какой в лесу свежий воздух. (Вдох-выдох)
Дидактическая игра «Чьи следы?»
Воспитатель: Ребята, может быть, в лесу никого нет? С приходом зимы исчезли все звери и птицы. Смотрите! Вот чьи-то следы! Как вы думаете, кто здесь побывал?
Дети: может быть заяц?
Воспитатель: Верно !
А теперь давайте по очереди найдем и соединим зверя с его следами.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы отлично справились!
Воспитатель: Наша тема занятия называется «Как зимуют звери», как вы думаете про, что мы с вами поговорим на занятии?
Дети: Про то, как животные готовятся к зиме, про их жизнь зимой.
Игра «Вопрос- ответ»
Воспитатель: Ребята, Сейчас мы поиграем с вами в игру «Вопрос-ответ», и узнаем о том, как звери готовятся к зиме. Перейдем к правилам игры. Я задаю поочерёдно вопросы, а Вы на них отвечаете. Но еще одно немаловажное правила нельзя друг друга перебивать, я принимаю ответ только по поднятой руке. Начнем?
Дети: Да!
Воспитатель: Правильно, посмотрите на доску, перед вами 4 картинки, скажите, какая из них лишняя? (на картинках лиса, белка, медведь, кошка)
Дети: кошка
Воспитатель: Простой вопрос для малышей: Кого боится кот?
Дети: Мышей (собак)
Воспитатель: А почему вы решили, что кошка лишняя?
Дети: Потому что это домашнее животное, а остальные дикие
Воспитатель: Да. А что значит дикое животное?
Дети: Которое живёт на свободе в дикой природе
Воспитатель: Хорошо, а каких диких животных вы можете назвать?
Дети: Кабан, лось, олень, заяц, волк, ёж, бобры.
Воспитатель: Верно, каких домашних животных вы знаете?
Дети: Собака, хомяк, морская свинка, шиншилла, корова, курица, баран, конь…
Воспитатель: Хорошо, молодцы. Сейчас вам предстоит отгадать загадку о животном, про которого мы будем говорить сначала.
Мимо улья проходил
Косолапый…
Дети: Крокодил
Воспитатель: разве крокодилы ходят мимо ульев?
Дети: Нет, это медведь
Воспитатель: Всё верно! Что делает медведь зимой?
Дети: впадает в спячку
Воспитатель: А что такое спячка?
Дети: Ответы
Воспитатель: Зимой некоторые животные впадают в сон, у них замедляется рост, развитие и активность прекращается, это и называется спячкой. Как вы думаете, почему одни животные впадают в спячку, а другие нет?
Дети: Им нечего есть.
Воспитатель: Да. Хоть медведь и считается хищником, на самом деле он всеяден, и наш бурый медведь предпочитает ягоды, травянистые растения, жёлуди, орехи. Зимой у нас ягоды не растут, кругом снег, поэтому медведь засыпает до весны. А какие животные ещё впадают в зимнюю спячку?
Дети: …
Воспитатель: Раз никто не знает, я загадаю вам загадку про этого животного:
Под соснами, под ёлками
Лежит мешок с иголками.
Дети: Ёж
Воспитатель: Да, вы правы, ежи тоже впадают в спячку. Вы знаете почему?
Дети: Им тоже не хватает еды?
Воспитатель: Совершенно верно, они впадают в спячку по той же причине, что и медведи, им недостаточно корма, и температура слишком низкая, так как ежи не умеют запасаться едой, а букашек и насекомых, которыми они питаются, нет, то им приходится засыпать на зиму. Про следующего зверя вам тоже нужно будет отгадать загадку.
Она прыгать мастерица,
Она прыгать не боится.
Небольшой у неё рост,
Но зато пушистый хвост.
Дети: Белка
Воспитатель: Да, это белка. Что она любит есть?
Дети: грибы, орехи, шишки.
Воспитатель: А их можно найти зимой?
Дети: Нет
Воспитатель: Что же тогда будет есть белка?
Дети: Она делает запасы летом, чтобы зимой их есть.
Воспитатель: Верно. А белка зимой так и остаётся рыжей?
Дети: Нет. Она меняет шубку на серую.
Воспитатель: А зачем её менять окрас?
Дети: Чтобы её меньше было видно.
Воспитатель: Верно, чтобы её было легче спрятаться. Перейдём к следующему лесному жителю.
Летом серым я бываю,
Про морозы забываю.
Ты, дружок, меня узнай-ка:
Длинноухий робкий…
Дети: зайка
Воспитатель: Правильно. Что у нас едят зайцы в летнее время?
Дети: листья, траву, грибы, ягоды.
Воспитатель: А злаки они едят?
Дети: Да
Воспитатель: А какие вы знаете злаки?
Дети: Пшеница, рожь, овёс, кукуруза.
Воспитатель: Хорошо, заяц тоже делает запасы на зиму, как и белка?
Дети: Нет
Воспитатель: Чем же он питается?
Дети: Корой деревьев, выкапывает из-под снега траву, ягоды или шишки.
Воспитатель: А он меняет окрас?
Дети: Да, он меняет серую шубу на белую.
Воспитатель: А зачем?
Дети: Чтобы его не смогли найти ни волк, ни лиса.
Воспитатель: Молодцы. Давайте с вами немного разомнёмся, встаём со стульчиков, подходим ко мне, сейчас мы с вами будем выполнять звериную зарядку.
Зайки серые сидят, (Присели.)
Ушки длинные торчат. (Показываем руками ушки.)
Вот наши ушки,
Вот наши ушки;
Ушки на макушке.
Вот бежит лисичка, (Бег на месте.)
Хитрая сестричка.
Прячьтесь,прячьтесь, (Присели.)
Зайки-попрыгайки.
По лесной полянке
Разбежались зайки. (Прыжки на месте.)
Вот такие зайки,
Зайки-попрыгайки.
Воспитатель: Продолжим, следующий зверь:
За деревьями, кустами,
Промелькнуло будто пламя,
Промелькнуло, пробежало…
Нет ни дыма, ни пожара.
Дети: Лиса
Воспитатель: Да, это лисица. Она меняется внешне к зиме?
Дети: Нет
Воспитатель: Вы правы. Кто может сказать почему?
Дети: ответы
Воспитатель: На самом деле, лиса в отличие, например, от белки, не меняет рыжую шубу на серую. И происходит так, потому что грызуны, на которых она охотится не воспринимают рыжий цвет, они видят её серой. Вот так, поэтому не даром говорят, что лисица хитрая. А чем же она у нас питается зимой?
Дети: Она ест мышей, зайцев.
Воспитатель: Верно. Лиса хоть и не видит мышей под снегом, но у неё очень хороший слух. Когда она слышит писк или шуршание под снегом, то подпрыгивает и ныряет в него мордой вниз. Такой способ охоты называется мышкование. А как по-другому можно назвать пойманную мышку?
Дети: Добычей.
Воспитатель: Правильно. Пойдём к следующему лесному зверю.
Если долго в брюшке пусто,
На луну он воет грустно.
Дети: Волк
Воспитатель: Да. А с их шерстью что-то происходит?
Дети: Она становится длиннее, чтобы им было теплее.
Воспитатель: Верно. Скажите, волки охотятся в одиночку?
Дети: Нет, они ходят стаями.
Воспитатель: Правильно. Ещё волки у нас готовят логово для зимовки, но отдыхать там будут только волчицы и потомство, а самцы их караулят. Как вы думаете, их лапам холодно стоять зимой на снегу?
Дети: Нет
Воспитатель: Хорошо. Обычно лапы волка чуть теплее, чем снег, а вот нос им греть необходимо, ведь если он замёрзнет, то волк может потерять обоняние. Поэтому они спят, уткнувшись носом в хвост. Чем они питаются?
Дети: Они охотятся на грызунов, лосей, оленей.
Воспитатель: Молодцы. И последний зверь, про которого мы поговорим:
Он из леса вышел снова,
Не олень и не корова.
Повстречаться нам пришлось
Познакомьтесь это...
Дети: Лось
Воспитатель: Да, всё верно. Лоси у нас ходят по одному или стадом?
Дети: Стадом
Воспитатель: Олени у нас хищники?
Дети: Нет, травоядные.
Воспитатель: Что же они тогда едят зимой?
Дети: Кору
Воспитатель: Правильно. А где же они спят?
Дети: ответы
Воспитатель: Так как лоси большие и прятаться им бесполезно, они ложатся за землю и долго ждут, пока их не присыплет хорошенько снегом, после чего получается большой сугроб. Лоси очень осторожные животные и даже когда отдыхают, они ложатся так, чтобы видеть свои следы, ведь именно они приводят хищников к стаду.
Воспитатель: Ребята, вы все молодцы, но сегодня выиграла …… команда, давайте им похлопаем! Вторая команда тоже активно работала и я уверена ,что в следующий раз у них все получится.
Игра «Закончите предложения».
Воспитатель: Давайте поиграем в игру под названием «Закончи предложение».
Воспитатель: Давайте образуем с вами большой круг, сейчас я буду бросать Вам мяч, а ваша задача закончить предложение. Поняли?
Дети: Да!
Воспитатель: Заяц зимой белый, летом…
Дети: Серый.
Воспитатель: У зайца хвост короткий, а уши…
Дети: Длинные.
Воспитатель: У зайца задние лапы длинные, а передние…
Дети: Короткие.
Воспитатель: Заяц пушистый, а еж…
Дети: Колючий.
Воспитатель: Еж спит днем, а охотится…
Дети: Ночью.
Воспитатель: Еж маленький, а медведь…
Дети: Большой.
Воспитатель: Белка зимой белая, а летом…
Дети: Оранжевая.
Воспитатель: У белки хвост длинный, а у зайца…
Дети: Короткий.
Воспитатель: Белка живет в дупле, а еж…
Дети: В норе.
Воспитатель: Лиса живет в норе, а медведь в…
Дети: Берлоге.
Воспитатель: Давайте не будем здесь шуметь, а то разбудим косолапого, пусть спит до весны.
Воспитатель: Ребята, Пришла пора нам возвращаться в детский сад.
Крибли, крабли, бумс вокруг себя обернись и в детском саду очутись
Мы снимаем шапку,
Мы снимаем шубку,
Мы снимаем шарфик,
А теперь красивые,
Теплые, пушистые,
Крошки – рукавички
На полку положи
И конечно валенки
Снимем аккуратненько.
Воспитатель: Ребята, понравилась вам прогулка в зимний лес? Что особенно вам запомнилось?
Дети: (Ответы детей).
Воспитатель: Кого сегодня встретили в лесу?
Дети: (Ответы детей).
Воспитатель: А какие трудности у Вас возникли?
Дети: ( Ответы детей).
Воспитатель: Спасибо вам, ребята, вы порадовали меня своими знаниями.
Ребята, забыла Вам сказать, зимующие животные просили Вам передать раскраски с их изображением. В свободное время, Вы можете взять их и раскрасить, их я положу вот на эту полочку!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия на тему: "Волшебница зима" в старшей группе.
Конспект интегрированного занятия на тему: "Влшебница зима" в старшей группе....

Речевое развитие. Конспект по развитию речи по теме "Зимушка-зима" в старшей группе
конспект по развитию речи по теме "Зимушка-зима" в старшей группе....

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию(рисование)по теме «Деревья зимой» в старшей группе
Учить детей передавать в рисунке картину зимы в лесу...

Конспект НОД "Как зимуют звери" (старшая группа)
Расширять и закреплять представление детей о диких животных: где живут, чем питаются, об их поведении: как готовятся к зиме и как проводят зиму....
Конспект беседы на тему"Как зимуют звери"
Конспект беседы на тему «Как зимуют звери» Задачи: - обобщение и систематизация знаний детей о зимующих животных: медведь, волк, лиса, медведь, заяц, еж, белка; их приспособленность: пища, спосо...

«Как дикие звери к зиме готовятся?» - конспект занятия на тему "Дикие животные" в старшей группе
laquo;Как дикие звери к зиме готовятся?»...

