конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «Район, в котором я живу»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Новикова Наталья Алексеевна

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «Район, в котором я живу»

Технологическая карта к конспекту

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

«Район, в котором я живу»

для детей старшего дошкольного возраста

Цель: формирование интереса к изучению малой Родины у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

образовательные: - уточнить, закрепить знания и представления детей старшего дошкольного возраста о своей малой Родине;

- обогатить и активизировать словарный запас эмоционально окрашенной лексикой;

развивающие: - развивать память, сообразительность, находчивость;

- развивать выдержку при соблюдении правил игры, умение работать в команде;

воспитательные: - воспитывать эмоционально-положительное отношение к тем местам, где ребёнок родился и живёт – к своей улице, своему микрорайону, своему городу;

- воспитывать бережное отношение к своей малой Родине.

Интегрирование образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.  

Оборудование: конверты с заданиями, фотографии микрорайона «Северный», ближайших к детскому саду улиц, объектов культуры и образования Советского района.

Предварительная работа: беседы о городе, о районе, о названиях улиц, о домашних адресах детей; чтение художественной литературы о родном городе; рассматривание фотографий с изображением объектов культур Советского района, микрорайона «Северный.

Планируемый результат: у детей старшего дошкольного возраста сформированы

Ход деятельности:

Дети сидят полукругом и проговаривают приветствие « Край родной».

Здравствуй солнце золотое!( потянуться, растопырив пальцы)

Здравствуй небо голубое!( помахать «небу»)

Здравствуй вольный ветерок!(волнообразные движения кистей рук)

Здравствуй маленький дубок!( показать, как дубок растет снизу вверх)

Мы живем в одном краю- всех я вас приветствую! (обнимаются)

        Стук в дверь, вносят небольшую, красочную посылку для ребят группы.                                                                                  Педагог: - Ребята, в нашу группу «Ромашка» пришла посылка! Посмотрим, что в ней? (дети и педагог рассматривают содержимое посылки, педагог читает игровое задание). Содержание письма и игровое задание: «Здравствуйте, юные жители Советского района. Пишет вам директор клуба экскурсоводов. Нам в клуб очень нужны талантливые сотрудники! Предлагаем ребятам вашей группы быть экскурсоводами!  Стать экскурсоводами нужно выполнить игровые задания! Желаем вам удачи!»

           Педагог: - Готовы прогуляться по нашему району? Тогда предлагаю начать прогулку с поиска конверта с заданием (ищем стол с письмом с изображенной геометрической фигурой).

Задание 1. Блиц–опрос, стол с изображением фигуры «квадрат», карточки с вопросами.

- Ребята, в первом задании вы должны ответить на несколько вопросов. Справившись с заданием, вы получите первый конверт!

 - Как называется город, в котором мы живем? (Красноярск). Какая река разделяет наш город на два берега? (Енисей). На каком берегу находится наш детский сад? (На левом). Как называется район, в котором мы живем? (Советский). Как называется наш микрорайон (Северный). На какой улице расположен наш детский сад? (ул. Шумяцкого). Какие улицы района вы знаете? (перечисляются улицы, на которых проживают воспитанники).

Ребята, с этим заданием вы справились, возьмите первый конверт, но помните, что полученные конверты вы открываете в конце испытания. А теперь внимательно посмотрите на конверт! Там есть подсказка куда нужно отправляться дальше! Куда отправляемся дальше? (к столу с изображением формы «прямоугольник»)

Задание 2. «Школа», стол с изображением фигуры «прямоугольник», карточки с изображением предметов для сортировки, обручи или круги синего и зелёного цветов.

Педагог: - Рядом с нашим детским садом находится здание, которое посещают ребята, только эти ребята немного старше нас. Как оно называется? (школа). - Ребята, первоклассница собрала портфель в школу, но не знает правильно или нет. Нам нужно ей помочь. На столе стоит коробка с изображениями. Вам нужно каждому взять по одной карточке. Теперь нужно в синий обруч положить карточки с изображением предметов, которые понадобятся девочке в школе, а в зелёный обруч те карточки, на которых изображены предметы, которые первокласснице в школе не пригодятся. Ребёнок складывает в обруч свою карточку, называя изображенный на ней предмет.

Педагог: - Задание выполнено! Возьмите второй конверт и посмотрите куда мы отправимся дальше! (смотрят где изображен  овал)    

Физкультминутка.

Мы по городу шагаем(шагают)

То, что видим ,называем: светофоры и машины( поворот головы вправо)

Ярмарки и магазины ( поворот головы влево)

Скверы, улицы, мосты и деревья и кусты( потянулись вверх- присели).

Задание 3. «Гвардейский парк», мольберт с изображением фигуры «овал».  

Педагог обращает внимание детей на фотоколлаж, размещённый на мольберте: – Ребята, посмотрите на эти фото? Знаете, как называется это место? (Парк Гвардейский). Педагог кратко рассказывает о парке: «Парк «Гвардейский» - особое место для ветеранов, является одним из первых мемориалов Победы в Красноярске. В военное время на месте парка располагались военные лагеря, а зеленые насаждения нужны были для маскировки землянок, штабов и других военных объектов. С этого места отправлялись жители нашего края на войну в далёком 1941 г. Война эта продолжалась долгих четыре года. В память о воинах-сибиряках – установили стелу защитникам Родины. Наш народ завоевал победу в этой нелегкой войне. 9 Мая в нашей стране отмечается праздник – День Победы. В этот день в парке «Гвардейский» проходит Парад Победы. Мы вспоминаем всех тех, кто принимал участие в боевых действиях и одержал победу. Дети и взрослые приходят в этот парк и возлагают цветы к стеле защитникам Родины. Ребята, кто - то из вас был здесь? (ответы детей). – Ребята, здесь есть послание для нас.

       Педагог читает послание: - Наравне с солдатами на полях сражений трудились медицинские работники. (Фото медсестры). Они выносили с поля боя раненых бойцов, прикрывали их своей грудью, отправляли тяжелораненых в тыл. Предлагаем и вам побывать в роли раненных бойцов и санитаров. Для этого вам нужно разделиться по трое. Два санитара помогают раненому бойцу добраться до медсанчасти. Раненый стоит посередине на одной ноге, санитары по бокам. Раненый опирается на плечи санитаров и прыжками перебирается до места. Педагог: - Ребята, вы были смелыми, отважными, вынесли всех раненных с поля боя. За это вы получаете еще один конверт. Смотрим внимательно на подсказку. На конверте изображена звезда.

Задание 4. «Аллея Героев Чернобыля», мольберт с изображением фигуры «звезда».                                                                                          Педагог: - Ребята, посмотрите куда это мы пришли? (Аллея Героев Чернобыля).  Да, ребята. Это Аллея Героев Чернобыля, он находится в нашем районе. Она была торжественно открыта в апреле 2006 года в память о двадцатой годовщине аварии на Чернобыльской АЭС.                              

- Ребята, работники аллеи просят нас о помощи. Послушайте их просьбу. «Юные наши красноярцы, пишут вам работники Аллеи Героев Чернобыля.  Мы знаем, что вы каждый год украшаете свой  детского сад, а не могли бы вы нам помочь в благоустройстве сквера? Помогите нам отгадать загадки, и мы узнаем, что нужно сделать для его благоустройства. Поможем работникам сквера, попробуем отгадать загадки? Ребята отгадывают загадки, к каждой загадки есть изображение, которое после отгадки вывешивается на доску.

Загадки: 1) Красивой формы грядка, где можно по порядку нам высадить цветы чудесной красоты (Клумба). 2) У них на веточках листва, весной — она ещё мала, как только осень наступает, листва с них мигом опадает. (Деревья). 3) Как отличить нас? Очень просто! У дерева ствол выше ростом. Стволов же больше – у меня. Так как же называюсь я?  (Куст). 4)Она, конечно, всем знакома, бывает в парке и у дома, на ней приятно отдохнуть, и дальше свой продолжить путь. (Скамейка, лавочка).

Педагог: - С этим заданием вам удалось справиться, забираем конверт (на конверте изображение круга).  Куда мы отправляемся дальше? (проходим к столу с изображением круга).

Задание 5. Педагог достает письмо из конверта и зачитывает: (1 часть письма) Ваша прогулка подходит к концу. Но у вас остались конверты, которые вы получили за правильно выполненные задания. Посмотрите, что там. (Дети открывают конверты и находят там фрагменты пазла). -Ребята, это пазлы какого-то изображения. Сложите все части правильно, и вы увидите, куда вас приглашают провести экскурсию (Дети собирают изображение парка «Роев Ручей»). Педагог зачитывает вторую часть письма: (2 часть письма) Ребята, вы справились со всеми заданиями, и мы с удовольствием ждем вас в нашей Школе Экскурсоводов! В благодарность за ваши смекалку и старания мы оправили вам раскраски обитателей нашего зоопарка.    

Рефлексивный этап занятия:

 Педагог: Ребята, в нашем районе много увлекательных и интересных мест. Подскажите, пожалуйста, какие места нашего микрорайона мы сейчас обсуждали? (Парк Гвардейский, Аллея Героев Чернобыля, школа). Что вам больше всего запомнилось из нашего маленького путешествия? Вы сейчас постарались и потрудились, спасибо вам. Предлагаю сейчас рассмотреть и раскрасить ваши подарки. Дети перемещаются в свободную деятельность в центр творчества.  

Этапы занятия/ мероприятия

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы

Вступительная часть. Мотивация.

Организационный момент. Приветствие.

Посылка.

Воспитатель сидит в кругу перед  детьми. Вместе проговаривают приветствие.

Здравствуй солнце золотое!

Здравствуй небо голубое! 

Здравствуй вольный ветерок!

Здравствуй маленький дубок!

Мы живем в одном краю- всех я вас приветствую!

Стук в дверь. Воспитатель открывает дверь и забирает посылку для детей. Достает письмо, читает. Задает вопросы по теме.

Работа с заданиями из посылки.

Дети сидят в кругу т проговаривают приветствие, сопровождая слова действиями.

 потянуться, растопырив пальцы помахать “небу”

волнообразные движения кистей рук показать, как дубок растет снизу вверх

Обнимаются

Дети внимательно слушают письмо из посылки. Отвечают на вопросы. Приступают к выполнению заданий.

Создана благоприятная обстановка для работы. дети организованы.

Внимательно слушают. Отвечают не перебивая друг друга.

Основная часть.

Физкульминутка.

На столах лежат конверты с заданием. В задании обозначена геометрическая фигура для прохождения следующего задания. Воспитатель открывает конверт, читает задание.

Задание 1. Блиц–опрос. Воспитатель задает вопросы о названии города, района, улицы на которой находится детский сад.

Задание 2. «Школа». Воспитатель объясняет правила игры: нужно

выбрать предметы необходимые для школы и предметы, которые в школе не пригодятся.

Перед детьми лежит пешеходный переход и стоит светофор.

Мы по городу шагаем

То, что видим ,называем: светофоры и машины

Ярмарки и магазины 

Скверы, улицы, мосты и деревья и кусты.

Задание 3. «Гвардейский парк». Воспитатель кратко рассказывает о Гвардейском парке, читает следующее послание. Игра “Медсанчасть”. Воспитатель контролирует процесс игры.

Задание 4. «Аллея Героев Чернобыля». Воспитатель рассказывает о возникновении аллеи, загадывает загадки. Достает конверт со следующим заданием.

Задание 5. Воспитатель зачитывает первую часть письма. Необходимо собрать пазлы, на них изображено место для проведения экскурсии детьми. Читает вторую часть письма и показывает детям раскраски.

Дети выполняют задание. По завершению двигаются дальше.

Выполняют задание -отвечают на вопросы.

Дети раскладывают предметы в два обруча.

шагают

поворот головы вправо

поворот головы влево

потянулись вверх- присели

Дети внимательно слушают рассказ. Начинается игра. Делятся по три человека и выполняют действия в игре. Закончив получают следующее задание.

Дети внимательно слушают воспитателя, отгадывают по очереди загадки. Двигаются к следующему заданию.

Дети все вместе собирают картинку. Изображение “Роева ручья”.

Слушают вторую часть письма.

Внимательны. Могут выслушать друг друга, соблюдают правила игры. Организованно отвечают на вопросы, не перебивая друг друга.

Заключительная часть. Рефлексия.

Садится рядом с детьми в круг, начинается обсуждение.

Подскажите, пожалуйста, какие места нашего микрорайона мы сейчас обсуждали?

Что вам больше всего запомнилось из нашего маленького путешествия?

В чем были сложности?

Подводим итоги. Для чего была проведена эта работа?

Воспитатель заканчивает занятие.

Мы похлопаем в ладошки-раз, два, три.

И попрыгаем немножко-раз, два, три.

Мы тихонько покружились.

И на землю опустились.

Поднялись и потянулись.

И друг другу улыбнулись.

Здесь мы вместе-Ты и Я, потому что мы друзья.

Отвечают на вопросы воспитателя, делятся эмоциями, опытом.  Подводят итоги.

Парк Гвардейский, Аллея Героев Чернобыля, школа.

Понравилось играть. Очень было интересно дойти до конца и узнать место для экскурсии.

Сложно было в игре поддерживать “раненого”.

Проходили задания, чтобы узнать, где будет проходить экскурсия.

Хлопают в ладоши

Прыгают

Руки на пояс, кружатся

Присели

Встают, руки тянут вверх

Поворачиваются друг к другу, улыбаются

Обнимают рядом стоящего.

Слышат вопрос. Отвечают развернуто.

Дети знают объекты культуры и образования и называют. Могут кратко о них рассказать.

Получили положительные эмоции от занятия.

 



Предварительный просмотр:

 

Технологическая карта занятия*

Ф.И.О. воспитателя Новикова Наталья Алексеевна

Название и тема занятия «Район, в котором я живу»

Форма организации занятия- групповая, фронтальная, индивидуальная.

Возрастная группа Возраст 5-6 лет. Старшая группа ДОУ.

Цель занятия** формирование устойчивого интереса к изучению малой Родины у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи занятия*** Образовательные задачи:

- уточнить, закрепить знания и представления детей старшего дошкольного возраста о своей малой Родине;

- обогатить и активизировать словарный запас эмоционально окрашенной лексикой;

Развивающие задачи:

- развивать память, сообразительность, находчивость;

- развивать выдержку при соблюдении правил игры, умение работать в команде;

Воспитательные задачи:

- воспитывать эмоционально-положительное отношение к тем местам, где ребёнок родился и живёт – к своей улице, своему микрорайону, своему городу;

- воспитывать бережное отношение к своей малой Родине.

Планируемый результат: - дети старшего дошкольного возраста узнают и называют объекты культуры и образования своего района и микрорайона. Могут рассказать про данный объект.

Проектирование образовательной среды****

В игровой комнате группы стоят столы. На каждом столе фигуры-обозначения и конверты с заданиями.

Для мотивации- утреннее приветствие. Стук в дверь, приносят в группу посылку для детей.

Для физминутки – светофор, пешеходный переход.

Для основного этапа деятельности- конверты с изображением геометрических фигур-обозначений.

Этапы и ход занятия

Этапы занятия

Задачи этапа

Деятельность воспитателя

Предполагаемая деятельность детей

Диагностика достижения планируемых результатов

Мотивационный этап

направлен на организацию детей, создание положительного эмоционального настроя, мотивацию детей на включение в деятельность, принятие цели, озвученной взрослым/определение собственной цели

Создана благоприятная обстановка для работы, дети организованы.

У детей появилась заинтересованность, положительная мотивация на дальнейшую деятельность.

Развивается память, сообразительность, находчивость.

Развивается диалоговая речь.

Детьми определена тема недели и поставлены цели.

Комментарий к заполнению:

определена задача/задачи (из перечисленных выше), которая будет решаться на данном этапе

Обогащать и активизировать словарный запас детей по лексической теме «Район, в котором я живу» эмоционально окрашенной лексикой.

-Развивать у детей познавательные процессы: мышление, внимание, память.

-Способствовать развитию воображения.

Комментарий к заполнению:

описана деятельность (не речь) воспитателя, направленная на решение поставленной задачи

Воспитатель обогащает и активизирует словарный запас детей по лексической теме: «Район, в котором я живу»;

Стимулирует познавательный интерес к дальнейшим действиям. Развивает у детей мышление, внимание, память, воображение.

Комментарий к заполнению:

описана предполагаемая деятельность детей (не запланированные ответы на вопросы взрослого)

Дети обогащают и активизируют словарный запас по лексической теме: «Район, в котором я живу»;

Стимулируется познавательный интерес к дальнейшим действиям. Развивается мышление, внимание, память. воображение.

Комментарий к заполнению:

описаны/перечислены индикаторы, по которым воспитатель может определить, решена поставленная задача или нет

Ребёнок активно проявляет интерес к лексической теме, как во взаимодействии со взрослыми и сверстниками, задавая вопросы, так и самостоятельно, устанавливая причинно-следственные связи.

Основной этап

направлен на выполнение практических действий и достижение результата

Дети включаются в совместную игровую деятельность, соблюдают правила игры, отзывчивы, доброжелательны друг к другу. 

Появилось желание пройти экскурсию по району своего района. Уточняются, закрепляются знания и представления детей о своем районе;

обогащается и активизируется словарный запас детей;

развиваются познавательные процессы мышление, внимание, память, воображение.

Создать условия для включения детей в совместную игровую деятельность, соблюдения правил игры, отзывчивости и доброжелательности друг к другу.

Воспитывать эмоционально-положительное отношение к тем местам, где ребёнок родился и живёт – к своей улице, своему микрорайону, своему городу;

воспитывать бережное отношение к своей малой Родине.

Способствовать умению находить ответы на поставленные задачи.

Воспитатель создает условия для включения детей в совместную игровую деятельность, соблюдения правил игры, отзывчивости и доброжелательности друг к другу.

Уточняет представления детей о своем районе, микрорайоне.

Побуждает детей включаться в совместную игровую деятельность.

Развивает у детей познавательные процессы: мышление, внимание, память, воображение;

Развивает эмоциональную отзывчивость, доброжелательность у детей;

Развивает способность к установлению причинно-следственных связей.

Дети включаются в совместную игру, уточняют представления о своем районе, микрорайоне.

Развивают познавательные процессы: мышление, внимание, память, воображение;

Развивают эмоциональную отзывчивость, доброжелательность друг к другу;

Развивают способности к установлению причинно-следственных связей.

-Ребёнок активно участвует в совместной игре, отвечает на вопросы воспитателя.

-Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения.

-у ребенка развиты познавательные процессы: мышление, внимание, память, воображение;

Ребенок может называть и узнавать объекты культуры и образования своего района и микрорайона.

-Ребёнок получает положительные эмоции по отношению отношения к к своей малой Родины.

-Ребенок овладевает способностью договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других.

Рефлексивный этап

направлен на оценку собственный действий и действий партнеров по деятельности, соотнесение результата деятельности поставленной цели

Формируются способности к обобщению, установлению причинно-следственных связей, речевому планированию и речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности.

Формировать у детей способности к обобщению, установлению причинно-следственных связей, и речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности;

Стимулировать познавательный интерес к объектам культуры и образования своего района; 

Воспитывать бережное отношение к своей малой Родине.

 

Воспитатель сформировал у детей способности к обобщению, установлению причинно-следственных связей, речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности;

Стимулировал познавательный интерес к объектам культуры и образования своего района.

Дети формируют способности к установлению причинно-следственных связей, речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности;

Стимулируется познавательный интерес к объектам культуры и образования своего района.

Прививается бережное отношение к своей малой Родине.

У детей сформированы способности к обобщению, установлению причинно-следственных связей, и речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности;

Появился познавательный интерес объектам культуры и образования своего района, бережное отношение к своей малой Родине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗАНЯТИЕ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ "ГОРОД, В КОТОРОМ Я ЖИВУ"

Занятие направлено на расширение, уточнение и систематизацию представлений дошкольников о родном городе (прошлое и настоящее). Используемые слайдовые презентации к занятию наглядно знакомят с достопри...

Конспект НОД по конструированию для детей старшей группы «Дом, в котором я живу»

Архитектура это то, что нас окружает, и она бывает разная:·         жилые здания — это наши с вами дома, общественные здания — больницы, детский сад, школа, дом...

Конспект НОД по конструированию для детей старшей группы «Дом, в котором я живу»

Данный материал cпособствует развитию творческих способностей, самостоятельности, инициативы, конструкторских  навыков, развитию эмоциональной сферы у детей....

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе " Дом, в котором мы живем"

НОД по познавательному развитию в подготовительной группе " Дом, в котором мы живем"...

Конспект познавательной деятельности в старшей группе "Край, в котором я живу"

Образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром...