Экологическое занятие в старшей группе компенсирующей направлености в форме геокешинга
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Попова Евгения Борисовна

Геокешинг - это командная игра, в которой присутствуют: путешествие, нахождение местоположения заданных объектов, поиск информации об объектах и ответов на вопросы.

В ходе  геокешинга, дети исследуют территории, знакомятся с достопримечательностями, выполняют творческие задания. Геокэшинг предполагает и поисковую и исследовательскую деятельность. Точками образовательного геокэшинга могут быть места произрастания редких видов растений (популяции), геологические достопримечательности, памятники культуры, исторические места и др.

Создание и поиск тайников превращаются в активный познавательный процесс, который наполняет обучение новым практическим значением. Внедрение данной технологии помогает расширить границы образовательного пространства и ввести его за рамки обычного обучения. Данное направление становится актуальным, так как помогает осуществить комплексно-деятельный подход к развитию личности каждого ребенка.

Оно позволяет вынести обучение за рамки детского сада. Это лучший способ познакомить детей с природой родного края, достопримечательностями и историческим значением нашего города. Ведь клад можно найти не только в земле, но и во всем многообразии нашего окружающего мира. 

Чаще всего использую в своей работе линейные маршруты, где участники идут от одной точки по определенному маршруту и встречаются в другой точке, на конечной станции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект экологической игры с элементами геокешинга.

Тема: «В поисках тайника»


Возрастная группа:

подготовительная

Виды деятельности детей:

- игровая (дидактические игры и упражнения)

-восприятие художественной литературы и фольклора (отгадывание загадок, рассуждение)

- коммуникативная

- двигательная.

Интегрированная форма:

игра-путешествие с элементами геокешинга.

Цель: доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности. Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь. Закреплять знания детей, полученные ранее.

Образовательные задачи:

Расширять представления детей о разнообразии растительного и животного мира леса.

Закрепить представления о способах охраны животных и растений.

Систематизировать знания о пользе леса в жизни человека и животных, о правильном поведении в лесу.

Формировать представления о том, что для человека экологически чистая окружающая среда является фактором здоровья.

Формировать представления о том, что человек - это часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее.

Развивающие задачи:

Развивать умение взаимодействовать со сверстниками: умение договариваться, слаженно работать в коллективе.

Развивать у детей умение ориентироваться на местности по карте – схеме, определять направление маршрута.

Развивать у детей интерес к самостоятельному решению познавательных, творческих задач.

Воспитательные задачи:

Воспитывать осознанное бережное отношение к миру природы.

Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь.

Доставить детям радость от участия в общей игре.

Материалы и оборудование:

#1057;тимульный материал: письмо от « Эколоят-дошколят» , маршрутный лист путешествия , клад .

#1052;атериалы для деятельности детей: Лепестки цветка « Цветик – семицветик». картинки растений. Кустарников, деревьев и животных.

Ход игры

Воспитатель :

ребята, сегодня мы начнем наше занятие. Ой, кажется кто-то стучится к нам. Подождите минутку! Мне передали письмо. Давайте его прочтем?

Воспитатель :

Кто-нибудь может прочитать, что на конверте?

Кому : МБДОУ « Детский сад » №426 Детям старшей группы « Солнышко»

От кого : «Эколоята-дошколята »

Воспитатель :

Здравствуйте , ребята ! Мы – эколята - дошколята , сказочные герои , очень любим заботятся о природе .

Знаем , что вы очень любите природу и много знаете о ней. Предлагаем вам сыграть с нами в игру , которая называется « Геокешинг» это – приключенческая игра с элементами туризма и краеведения и с розыскивание тайников . Но чтобы найти этот тайник вам нужно выполнить все задания .

Предлагаем Вам поиграть в игру «Геокешинг», с перевода на русский - найди клад по карте. Клад спрятан на территории вашего детского сада , вам его найти и забрать.
Но прежде чем найти клад ,вы должны выполнить задания , пользуясь схемой- картой , которая находится в группе.

«Найди карту ».
Выполни задания по карте.
Собери « Цветик – семицветик» . Но чтобы собрать этот цветок вы должны следовать по маршруту карты «Найди клад »

Воспитатель :

ну что ребята вы согласны поиграть в игру «Геокешинг»
Ответы детей - согласны.
Воспитатель – карта находится, где то в нашей группе и её надо найти.
( карта висит подвешенная на окне)
Дети находят карту, и изучают её .

Воспитатель :

За каждое выполненное задание вы будете получать подсказку - лепесток «цветика – семицветика ». Если вы соберете все лепестки и правильно их соедините, то сможете узнать место, где находится тайник с подарком для вас.

Впереди нас ждет несколько остановок, на каждой из которых вам предстоит выполнить задание.

Воспитатель показывает детям маршрутный лист игры-путешествия, на котором отмечены станции. Предлагает отправиться на поиски тайника, следуя предложенному маршруту. Одеваются и выходят на улицу.

Вместе с детьми рассматривает маршрутную карту.

Дети изучают карту. На карте изображен наш детский сад, маршруты заданий. ----Ребята, давайте изучим маршрут. Следуем по маршруту. В добрый путь !

Первая станция :

#1057;танция: «Экологическая » ( уголок леса)

Задание

В лесу надо вести себя очень осторожно, чтобы не навредить растениям и животным. Поэтому необходимо выполнять следующие правила поведения:

не шумите, не тревожьте обитателей леса;

не рвите цветы, не ломайте деревья;

не разоряйте гнёзда и муравейники;

оберегайте растения и животных, особенно занесённых в Красную книгу;

устраивайте домики и кормушки для птиц и других животных;

убирайте за собой мусор.

- Вот мы и справились с первым заданием! Можно взять с собой первый лепесток.

Предлагает рассмотреть карту и отправиться дальше по маршруту.

2. Станция «Деревья и кустарники» ( между плакатом и цветником)

Определить по листьям название дерева или кустарника.

За правильно выполненное задание вручает детям второй лепесток .

Воспитатель предлагает рассмотреть карту и отправиться дальше по маршруту.

3. Станция « Мир домашних животных »

Воспитатель:

Животные — одна из важных составляющих окружающего нас мира. Воздействие их на людей и на природную среду очень разнообразно.

Задание ( загадки )

Голосисто он поет,
Когда солнышко встает.(Петух)

У бабушки живет в хлеву,
И сочную жует траву.
Деток поит молоком,
Каждый с детства с ней знаком.(Корова)

Заплелись густые травы,

Закудрявились луга,

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога. (Баран)

Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек.

Две медали на груди.

Лучше в дом не заходи! (Собака)

У кого рога длинней хвоста? (Коза)

Вместо хвостика — крючок,

Вместо носа — пятачок.

Пятачок дырявый,

А крючок вертлявый. (Свинья)

За правильно выполненное задание вручает детям третий лепесток .

Воспитатель предлагает рассмотреть карту и отправиться дальше по маршруту.

4. Станция «Мир растений « Альпийская горка»»

Воспитатель:

Значение растений для живой природы и человека не просто важное. Существующий ныне на Земле животный мир находится в неразрывной зависимости от царства растений.

Растения дают нам кислород для дыхания

Растения очищают воздух от выдыхаемого нами углекислого газа

Растения обеспечивают нас питательными веществами.

Растения создают среду обитания для животных, обеспечивают людей строительными материалами и топливом.

Задание ( ответить на вопросы )

#1044;ревесина какого дерева очень прочна и устойчива против гниения? ( Лиственница)

#1042; каком лесу более влажная почва – там, где больше брусники или черники? (Черника более влаголюбивая, чем брусника)

#1050;акая сосна имеет более крепкую древесину- растущая быстро или медленно? (Самая крепкая часть кольца древесины позднелетняя. Чем медленнее растет дерево, тем ближе один к другому позднелетнее слоиии, тем крепче дерево).

#1063;то можно использовать в лесу для заварки чая ?(Листья земляники, малины, черники..)

#1055;очему лесные дороги после дождя дольше по сравнению с полевыми не просыхают? (В лесу нет ветра, а без ветра процесс испарения замедляется)

#1048;з древесины какого дерева делают спички? ( Осина)

7 . Какая ягода может заменить лимон? (Клюква)

За правильно выполненное задание вручает детям четвёртый лепесток .

Воспитатель предлагает рассмотреть карту и отправиться дальше по маршруту.

5 .Станция «Лесная аптека»

Воспитатель:

Лесная аптека не похожа на обычную, где лекарства хранятся в таблетках и бутылочках. В лесной аптеке целебными свойствами обладают корни, стебли, листья, цветы растений. Богат и разнообразен выбор лекарств в лесной аптеке, но здесь нет этикеток. Поэтому надо точно знать какие растения от каких болезней лечат.

Вопросы о лекарственных растениях, которые произрастают в лесу и показать их на картинках.

1. Ты натер ногу в пути, как облегчить боль? (Приложить лист подорожника.)

2. Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? (Мох сфагнум, или торфяной мох. Он хорошо впитывает и содержит дезинфицирующее вещество.)

3. Какая лесная ягода может заменить лимон? (Клюква, она содержит лимонную кислоту.)

4. Плоды каких кустарников богаты витамином С? (Черной смородины, шиповника.)

5. Каким лечебным свойством обладает мать-и-мачеха? (Отвар из листьев и цветов - хорошее средство от кашля.)

6. Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает людям? (Валериана. Капли, настои употребляют при нервных расстройствах, бессоннице.)

7. Какие болезни лечит медуница? (Медуница, свойства которой основаны на богатом составе микроэлементов прекрасно справляется со следующими проблемами: снимает воспаление, способствует отхождению мокрот, очищает кровь)

8. Чем полезны ягоды земляники? (Богаты минеральными солями, полезны при малокровии, содержат много витаминов)

За правильно выполненное задание вручает детям пятый лепесток .

Воспитатель предлагает рассмотреть карту и отправиться дальше по маршруту.

6 .Станция «Спортивная»

На этой станции дети должны будут показать свою ловкость, быстроту, выносливость.

Детям предлагаются эстафеты:

Подвижная игра "Найди себе пару", Игра "Горелки".

Вручает детям шестой лепесток.

Воспитатель предлагает рассмотреть карту и отправиться дальше по маршруту.

7 . Остновка «Берёзовая »

Воспитатель:

Что за белый сарафан у русской красавице?

Дети: Это ствол дерева. Только у березы ствол белый.

Воспитатель:

Правильно,верхний слой коры у березы покрыт тонкой шелковистой берестой. Ребята, а вы знаете, что делают из бересты?

Дети: Из бересты делают лукошки, шкатулки, красивые картины.

Воспитатель: А какое дерево носит «сережки»?

Дети: «Сережки» носит береза.

Воспитатель:

Ранней весной на ее веточках набухают почки, из которых потом появляются листочки. Распускаются сережки – это ее цветы.

В сережках созревают семена, похожие на крошечные самолетики. Ветер уносит их в разные места. Они падают на землю, прорастают. Постепенно проростки превращаются в тонкоствольные молодые березки. Береза любит свет и простор, не боится морозов и живет более 100 лет. Но, еще береза – это лекарственное растение. Целебными свойсвами обладают ее почки (которые собирают ранней весной, сок и даже листья). Из них готовят отвары, настои, делают примочки.

Игра «Березка».

На березку посмотрите, и в нее вы превратитесь.

Ветки выше поднимайте

Их под ветром покачайте,

Как скажу вам 1, 2, 3,

Так к березе ты беги!

(дети обнимают березу).

Воспитатель:

Давайте мы погладим ствол березки и назовем ее ласково. Послушаем, что она нам говорит.

Молодцы ребята, мы с вами выполнили последнее задание и получил 7-й лепесток .

Собираем « Цветик – семицветик» .

Воспитатель:

Ребята, мы с вами выполнили все задания, а клад еще не нашли. На карте указана место, где спрятан клад. И это место обозначено крестиком. Теперь, посмотрите по сторонам, и если увидели красный крест, то покажите нам.

Ура! Мы наконец – то нашли клад! «Ребята раз вы читаете это послание, значит, вы нашли клад. Поздравляем вас, вы это заслужили. Нужно съесть эти конфетки. А в жёлтой коробочке находятся семена цветов , посейте их у себя на клумбе . Пусть они приносят всем радость !!! Если все сделаете правильно, то исполнятся ваши заветные желания! Удачи! Ваши друзья ». Проводится конкурс рисунка на асфальте : « Мир , в котором и живу !»

Подведение итогов игры.

Понравилась ли вам игра «геокэшинг»?

Какие качества вы проявили во время поиска клада (внимательность, находчивость, смекалку, дружбу, ловкость). Что понравилось больше всего? Какое задание оказалось самым трудным?

Интересным?

Что нового сегодня вы узнали?

Молодцы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по экологическому воспитанию в старшей группе компенсирующей направленности «Красная книга»

Конспект по экологическому воспитанию в старшей группе компенсирующей направленности «Красная книга»...

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ (ТНР) в естественной экологической среде ТЕМА «ОСЕНЬ. ПРИЗНАКИ ОСЕНИ. ДЕРЕВЬЯ»

Коррекционно-образовательные цели. Формирование представлений об осени на основе ознакомления с существенными признаками сезона. Уточнение и расширение словаря по теме «Осень» (о...

Экологическое занятие в старшей группе компенсирующей направлености в форме геокешинга

Цель занятия:Формирование ответственного отношения  к окружающей среде у детей дошкольного возраста....

Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР в системе взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя ДОУ. Тема занятия: «Путешествие в зимний лес».

Конспект занятия описывает совместную работу (в тесной взаимосвязи)  учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы.Данное занятие позволяет  закрепить и систематизировать знания...

Экологическое занятие в старшей группе компенсирующей направлености в форме геокешинга

Эта игра позволяет формировать интерес к интеллектуальной деятельности. Развивать целеустремленность, настойчивость, умение работать сообща. Закреплять имеющиеся у детей знания. Учить детей ориентиров...