Выступление на семинаре на тему «Краеведческий подход к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа)

«Краеведческий подход к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_seminare_na_temu.docx17.52 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на семинаре на тему «Краеведческий подход к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»

Подготовила воспитатель Абаштова О.Б.

Краеведение — всестороннее изучение определённой области, округа, посёлка, села, города и т.д., и других поселений жителями данного места, для которого эта территория считается родным краем.

Краеведение —я считаю, что это необходимое направление работы с детьми. Его значение трудно переоценить: мы воспитываем детей на событиях, тесно связанных с историей, природой родного края, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости. 

Реализация работы по краеведению у детей старшего дошкольного возраста предполагает:

  • Последовательное;
  •  Систематическое;
  •  разностороннее взаимодействие дошкольников с окружающим миром родного края на базе деятельного подхода и эмоционального восприятия.

На основе восприятия окружающего мира формируется патриотизм у дошкольников. Я выделяю два основных принципа патриотического воспитания:

  • принцип системности – обеспечивает организацию взаимодействия различных структур и объединение мер по обеспечению: методико-педагогического, материально-технического и информационного обеспечения реализации регионального компонента;
  •  принцип адресности - предполагает использование особых форм и методов патриотического воспитания в рамках регионального компонента с учетом каждой возрастной группы;
  • принцип активности и наступательности.

Целью работы по краеведению считаю: формирование у дошкольников основ патриотизма в процессе:

  • патриотического воспитания;
  •  гражданского воспитания;
  •  историко-краеведческого воспитания;
  •  духовно-нравственного воспитания.

Также выделяю две основные задачи:

1. Формирование у дошкольников начальных представлений о родном крае, его особенностях, истории и культуре, знаменитых людях нашего посёлка и Амурской области.

2. Развитие у дошкольников положительных чувств к родному краю, гордости за достижения родного края, способствующих возникновению чувств любви к Родине.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности. В соответствии с ФГОС ДО для детей ведущие виды деятельности:

  • игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры;
  •  коммуникативная - общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками;
  •  познавательно-исследовательская -  это исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними, а также восприятие художественной литературы и фольклора;
  •   конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
  •  Изобразительная - рисование, лепка, аппликация;
  •  Музыкальная - восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах;
  •  и двигательная - овладение основными движениями через подвижные игры коренных народов нашей области.

Ознакомление детей с родным посёлком будет для них увлекательным только в том случае, если знания, которые будут передавать им взрослые, они смогут каким-либо образом применить в организованной им деятельности (игровой, познавательно-исследовательской и др.). При этом должно быть рациональное сочетание разных видов деятельности, интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок на ребенка.

При обучение детей по краеведению следует выделять следующие задачи по ознакомлению с Серышевским округом, организуя те или иные виды детской деятельности:

- формировать у детей представления об истории посёлка;

– о разнообразии и уникальности природы нашего округа - его растительном и животном мире;

- с достопримечательностями посёлка и области;

– с традициями народа;

- с биографией заслуженных людей Серышевского округа;

- о Героях Великой Отечественной Войны;

- о фольклоре.

Также стоит помнить о что, чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, к отцу, бабушке, дедушке. При этом важно, чтобы дети изучали родословную своей семьи и традиции.

Следует помнить, что, знакомство с посёлком начинается со знакомства с детским садом, с улицей, на которой живет ребенок или по которой идет в детский сад.

Также следует применять различные методики по формированию знаний у дошкольников:

  • Игровые – различные тематические игры;
  • Творческие – изготовление различных поделок, рисунков на разные темы;
  • Экскурсии и прогулки – прогулки к памятным местам;
  • Мультимедиа – виртуальные экскурсии, просмотр мультфильмов, презентаций;
  • Беседы – помогает закреплять знания и выражать своё мнение по поводу разных событий;
  • Также может и проектная деятельность – более глубоко изучить ту или иную тему;
  • Совмещение с культурными праздниками – помогает изучит различные события более подробно.

Таким образом, систематически правильно организованная работа по краеведению у детей старшего дошкольного возраста поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили её наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском возрасте в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у ребёнка могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему:"Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников".

 Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из  самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравст...

Статья по теме "Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста"

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы . У детей стали искажены представления ...

Выступление на педсовете на тему: «Современные подходы к гражданско-патриотическому воспитанию в ДОУ»

Понимая важность данного вопроса, одним из важнейших направлений в ДОУ становится работа по гражданско-патриотическому воспитанию, эта задача входит в годовой план....

Выступление на педагогическом совете тема «Опыт работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей в средней группе »

Понятие патриотизм включает в себя чувство ответственности передобществом, чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому,Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.Чувство п...

Сертификат о выступлении на педсовете с темой: "Духовно-нравственное и нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"

Сертификат о выступлении на педсовете с темой: "Духовно-нравственное и нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"...

Презентация на тему «Краеведческий подход к нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников»

Презентация на тему «Краеведческий подход к нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников»...