познавательно - исследовательская деятельность "Такие удивительные камни" (средняя группа)
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)
Это занятие знакомит с разнообразием мира камней, их свойствами и особенностями. Дети проводят ряд опытов с камнями. Развивать интерес к разнообразным природным ресурсам, экологическую культуру дошкольников.
В ходе занятия дети могут познакомиться с речными и морскими камнями, узнать, что многие из них очень твёрдые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог. Также можно рассказать о свойствах каменного угля и мела, о том, как их добывают и используют.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка № 17 «Звездочка» г. Большой Камень
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
«ТАКИЕ УДИВИТЕЛЬНЫЕ КАМНИ»
(средняя группа)
Подготовила:
Танина М.А.
2025 год
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Такие удивительные камни» (средняя группа)
Интеграция образовательных областей: «Познавательная», «Социально-коммуникативная», «Речевая», «Физическое развитие», «Художественно - эстетическое развитие»,
Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская,
коммуникативная, двигательная.
Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней, их свойствами и особенностями.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать элементарные представления о живой и неживой природе
- Закрепить умение грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, учить составлять рассказ по итогам исследовательской работы.
- Поддерживать интерес к изучению камней, упражнять в классификации их по разным признакам (цвет, форма, размер, вес, температура, плавучесть).
Развивающие:
- Развивать познавательную деятельность в процессе экспериментирования.
- Развивать любознательность, внимание, наблюдательность, мелкую моторику, воображение, логическое мышление, речь.
Воспитательные:
- Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности.
- Формировать навык безопасного поведения с лабораторным оборудованием.
- Воспитывать бережное отношение к неживой природе.
Предварительная работа.
Беседа с детьми о горах, рассматривание иллюстраций, больших картин с горными ландшафтами, сбор коллекции камней.
Словарная работа.
Жёсткий, плотный, шершавый, шероховатый, крепкий, твёрдый, холодный, неровный, гладкий, тяжёлый, блестящий, прозрачный, светлый, тёмный, прочный, надёжный.
Демонстрационный материал: набор схем-рисунков о свойствах камней, весы.
Раздаточный материал: наборы камней, кусочки глины, стаканы с водой, салфетки тканевые, солома, ветки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети входят в зал.
Организационный момент:
Колокольчик звенит, заливается
Все ребята в круг собираются.
Приветствие:
Здравствуйте, ручки -хлоп- хлоп- хлоп,
Здравствуйте, ножки - топ- топ- топ,
Здравствуйте, глазки -миг- миг- миг,
Здравствуй мой носик - бик- бик -бик,
Здравствуйте, щёчки -плюх- плюх- плюх,
Здравствуй мой ротик -чмок- чмок -чмок,
Здравствуйте, зубки -щёлк- щёлк- щёлк,
Мы руки вверх поднимаем
И доброе утро всем желаем!
Сюрпризный момент.
Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости. Вы их узнали? Из какой они сказки?
Дети: Это поросята из сказки «Три поросёнка».
Воспитатель: Кого они боялись больше всего на свете?
Дети: Серого волка!
Воспитатель: Что же помогло нашим героям спастись от волка?
Дети: Они построили дома.
Воспитатель: Правильно! Из чего же были сделаны дома поросят?
Дети: Ниф-Ниф построил дом из соломы, Нуф-Нуф построил дом из веток, а Наф-Наф – дом из камня.
Воспитатель: Скажите, какой дом оказался самым крепким и надёжным?
Дети: Дом Наф-Нафа из камня.
Воспитатель: Правильно. Только Ниф-Ниф и Нуф-Нуф не понимают, почему их домики оказались такими непрочными. Поможем поросятам разобраться?
Дети: Да!
Воспитатель: Ребята, наши поросята пришли не с пустыми руками, они принесли с собой коробки. Давайте посмотрим, что в них.
Дети открывают коробки. В первой находится солома, во второй – ветки, в третьей – камни. Воспитатель опытным путём предлагает детям проверить, какой из этих материалов самый прочный. Дети рассматривают, изучают и пытаются сломать солому, ветки и камни, затем дуют на них, как делал это, волк в сказке, и приходят к выводу, что солома легко ломается, её легко сдвинуть с места при помощи дыхания. Ветки прочнее соломы, но их тоже можно сломать, приложив усилия. Содержимое третьей коробки – камни – не сломать, они твёрдые и тяжёлые.
Воспитатель: Из какого же материала получится самый надёжный дом?
Дети: Из камня.
Воспитатель: Правильно! Камни – очень удивительные и необычные. Мы о них знаем очень мало. Вы, хотите, познакомимся с камнями поближе?
Дети: Да!
Опыт №1. Определение характера поверхности камней.
Воспитатель: Сейчас нам понадобятся очень чувствительные пальчики. Возьмите и погладьте каждый камушек. Какая поверхность камней?
Дети делятся открытиями.
Воспитатель: Покажите самый гладкий камень. А теперь – самый шершавый.
Вывод: камни могут быть гладкими и шероховатыми.
Воспитатель прикрепляет на доску схему «Поверхность камней».
Опыт №2. Определение размера камней.
Воспитатель: Рассмотрите внимательно камни и скажите: все ли камни одинакового размера?
Ответы детей.
Воспитатель: Найдите и покажите мне самый большой камень. А теперь самый маленький.
Вывод: камни бывают разных размеров.
Воспитатель прикрепляет на доску схему-рисунок «Размер камней».
Опыт № 3. Определение веса.
Воспитатель: У меня камешки разного размера, большие и маленькие. Какие из них легче, а какие тяжелей? Как вы думаете?
Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень.
Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые. Чем больше камень, тем он тяжелее.
Воспитатель: При помощи чего, можно определить вес камня?
Дети: С помощью весов.
Воспитатель на весах взвешивает камни и доказывает детям, что они правы и камень, который больше размером тяжелее, чем тот который меньше.
Воспитатель: А теперь поспешим в нашу исследовательскую лабораторию и проведём с камнями интересные опыты. Но сначала вспомним правила поведения в лаборатории. Какие?
Дети: Не мешать друг другу, быть аккуратными и внимательными, ничего не брать в рот, не размахивать камнями и не кидать их.
Опыт №4. Плавучесть камней.
Перед детьми прозрачные стаканы с водой.
Воспитатель: Как думаете, что произойдёт, если мы положим камень в стакан?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте опустим камни в воду и понаблюдаем.
Каждый ребёнок опускает камень в свой стакан. Дети высказывают свои мнения.
Вывод: камни в воде не растворяются, не впитывают воду, потому что они тяжёлые и плотные.
Воспитатель: Как изменились камни в воде?
Дети: Они стали темнее, ярче.
Воспитатель прикрепляет на доску схему «Плавучесть камней»
Физминутка «Гора»
Стоит гора-Старушка –
До небес макушка.
Ее ветер обдувает,
Ее дождик поливает.
Стоит гора страдает.
И камешки теряет
И каждый день,
И каждую ночь
Катятся, катятся
Камешки прочь
Раскатились камешки,
И с той самой поры
Ничего не осталось
От нашей горы!
Воспитатель: Я предлагаю вам вернуться в нашу лабораторию , рассмотреть и сравнить между собой камни и глину.
Опыт №5. Определение формы камней.
Воспитатель: Можно ли изменить форму предложенных природных материалов? (Ответы детей.)
(Воспитатель предлагает нажать на камень, глину.) .
Воспитатель: Как вы думаете, что прочнее? (Ответы детей)
Воспитатель. Где осталась ямка от пальца? Какая глина? (Мягкая.) Какой камень? (Твердый.) Можно ли камень поцарапать? Можно ли поцарапать ногтем? Давайте попробуем поцарапать камень монеткой. Остался ли след? Легко ли поцарапать камень? (Камень прочный, его нелегко поцарапать.)
Затем воспитатель предлагает детям по очереди взять в руки камень, глину – попробовать помять, покатать в ладонях, потянуть в разные стороны.
Воспитатель. Изменил ли форму камень? Можно ли отломить от него кусочек? Какой камень? (Твердый, из него ничего нельзя слепить, нельзя разделить на части.) Чем глина отличается от камня? (Глина мягкая, делится на части, меняет форму, из нее можно лепить.) Ребята, вспомните, что происходит с вашими поделками, когда они высыхают? (Они становятся твердыми.)
Воспитатель: Ребята, давайте украсим камни узором из глины.
Дети по своему выбору делают узор из глины на камне.
Воспитатель: Какие красивые у вас получились камни. Мы их подарим поросятам, чтобы их дом стал прочнее и красивее.
Рефлексия:
Мы с вами доказали поросятам, что камень – очень надёжный материал для строительства дома? К тому же камни очень красивые.
1. Камни одного цвета или все разного цвета?
2. Какой формы бывают камни?
3. Какая бывает поверхность у камней?
4. Как определить вес камня?
5. Какие помощники нам помогали изучать камни?
6.Как и где мы можем использовать камни?
7. Вам понравились опыты?
А теперь нам пора прощаться с нашими гостями.
Мы похлопаем в ладошки. Раз, два, три.
И попрыгаем немножко. Раз, два, три.
Мы тихонько покружились.
И на землю опустились.
Поднялись и потянулись
И друг другу улыбнулись.
Здесь мы вместе – Ты и Я,
Потому что мы друзья.
Ребята спасибо вам за старание,
Лаборатория закрывается, всем «До свидания!».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект Оздоровительно познавательно - игровой "Удивительный космос"(старшие группы).
Расширить представления детей о Дне космонавтики через двигательную активность....

Проект Оздоровительно познавательно - игровой "Удивительный космос"(старшие группы). вторая часть.
Расширить представления детей о Дне космонавтики через двигательную активность....

Конспект ОД по познавательному развитию "Удивительные камешки"(вторая группа раннего возраста)
Дать детям раннего возраста первоначальные знания о свойствах камня....

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Удивительные камни» (средняя группа)
Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней, их свойствами и особенностями.Задачи:Формировать элементарные представления о живой и неживой природе. Поддерживать интерес к изучению ка...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Удивительные камни» (средняя группа)
Формировать элементарные представления о живой и неживой природе. Поддерживать интерес к изучению камней, упражнять в классификации их по разным признакам (цвет, форма, размер, вес, температура, ...

Конспект познавательно- исследовательской деятельности" Удивительные камни" ( средняя группа)
Формировать элементарные представления о живой и неживой природе. Поддерживать интерес к изучению камней, упражнять в классификации их по разным признакам (цвет, форма, размер, вес, температура, ...

Конспект открытой образовательной деятельности по познавательному развитию «Удивительный космос» Подготовительная группа
Конспект открытой образовательной деятельности по познавательному развитию «Удивительный космос» Подготовительная группа...
