Конспект занятия "Ходит капелька по кругу"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Захарова Марина Николаевна

Конспект занятия по ознакомлению с природой для детей 6-7 лет. В ходе занятия дети знакомятся с круговоротом воды в природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Ходит капелька по кругу"

Конспект занятия для детей подготовительной группы

Цель: Познакомить детей с круговоротом воды в природе.
Задачи:
Обучающие: Формировать систему знаний о воде, ее признаках, свойствах.
Развивающие: Развивать у детей познавательное отношение к природе, внимание, мышление, умение анализировать и обобщать.
Воспитательные: Воспитывать интерес к экспериментированию, экологическую грамотность и бережливое отношение к воде.

Ход занятия 

(1 слайд) Дети играют в группе, неожиданно видят слайд с волнами и слышат шум воды.

Воспитатель: Ребята, что мы слышим? Верно это шум воды. А какого сказочного героя вы знаете, который управляет всеми морями, океанами, реками, озерами?

Дети: Водяной.

Воспитатель: Верно. Ребята, я вчера прочитала сказку про Водяного и хочу поделиться ею с вами. Хотите послушать?  Слушайте внимательно…

Сказка

Жил на белом свете Водяной, не простой, а самый главный. Водой руководил и неглавными водяными командовал. Решил он как-то раз проверить, вся ли вода в его царстве на месте. Недоверчивый он был, подозрительный. Боялся все, что вдруг вся вода пропадет.
Воспитатель: Ребята, а если вся вода пропадет? Что будет?
(подвести детей к выводу, что без воды не будет жизни на земле, ничего не останется одна пустыня).
Надел главный Водяной очки, взял для точности счеты и стал воду из полной банки в пустые переливать. Как не считает, а воды не хватает, часть воды драгоценной от последнего дождя пропала. Ничего Водяной понять не может. Куда вода подевалась? Может, испарилась? А может сквозь землю провалилась? Нигде ни проливалась нигде, ни появлялась. Но куда-то же она подевалась?

Воспитатель: Ребята, а вы как думаете, где может быть потерянная вода?
(гипотезы детей)
Воспитатель: Нужно во всем этом разобраться. Ведь не шуточное дело - Вода пропала! Нужно

Водяному помочь найти пропавшую водичку. Делать то, что будем?
(предложения детей)

Воспитатель: Отправимся мы с вами в сказку и там, на месте во всем разберемся.
Вы согласны? Тогда вперед!
Превратимся мы все в капельки, и спустимся в этот волшебный колодец.

(2 слайд Включить звук)

 «Волшебный колодец» (дети перешагивают через обруч).
(2 слайд) На экране анимированное изображение подводного царства.

Воспитатель: Вот мы с вами в сказке, а в сказке могут происходить любые чудеса.
Смотрите, а Водяной, то какой, грустный - прегрустный сидит. Будем ему помогать воду потерянную искать и первым делом нужно нам выяснить, может ли вода испаряться.

Решение проблемы:

Опыт №1 испарение воды

Воспитатель: Ребята смотрите что там, на столе стоит, скатертью волшебной прикрыто (дети поднимают скатерть, там термос). Ух ты! Откуда здесь термосу взяться? Наверное, Водяной нам помогает. Интересно, а что же в нем может быть? Сейчас откроем и проверим.
Дети! Это термос и значит в нем что- то горячее. Вы сможете его сами открыть? (дети) Правильно! Дети самостоятельно термос не должны открывать. Это могут делать только взрослые.
Вы позволите мне его открыть?
(Воспитатель открывает термос, чтобы дети увидели пар).


Воспитатель: А что это выходит из термоса? (дети отвечают)
Откуда пар в термосе? (дети отвечают)
(Вода при нагревании превратилась в пар)

Опыт №2 капли на зеркале.

Воспитатель: А вдруг это не вода? У меня есть один способ это проверить.
(Воспитатель подносит к струе пара зеркало, держит некоторое время над паром).
(Предлагаю детям проверить, потрогать капли воды на зеркале)

Воспитатель: Точно! Капельки воды. Значит в термосе вода.
Горячая вода испаряется, в пар превращается.
Выходит, может вода испаряться?
Воспитатель: Как вы думаете, во что превращается пар, когда поднимается вверх? (гипотезы детей)

Опыт №3 «Облако в банке»

Дети сидят на стульчиках на небольшом расстоянии от стола. Воспитатель наливает горячую воду в банку. На железную крышку накладывает лед, а крышку ставит на банку.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что происходит внутри банки?

Пар, охлаждаясь, образует облако.


Воспитатель: Ребята давайте представим, что мы стали облаками и легко парим по небу (физминутка «Капельки-дождинки»)

(3 слайд включить звук)

Звучит аудио запись минус «Белые кораблики» дети двигаются по группе, выполняя движения.
Воспитатель сопровождает текстом:
Облака парят легкие воздушные. Подул ветер-ветерок. Холодно-холодно. Облака собираются все в кучку и превратились в большую тучку.
Капелькам-дождинкам скучно в тучке сидеть, хочется на мир посмотреть.
Из тучки идет дождик поливает цветочки и грибочки.

(4 слайд)

Воспитатель: Ребята! Пока мы с вами облаками по небу летали, Водяной зря время не теряет, да и нас подгоняет. Не терпится ему поскорей узнать, где его водица. Вот он нам и стаканчики с землей доставил, хочет узнать может ли вода сквозь землю просочиться. Сейчас мы это с вами проверим.

Опыт №4 с землей

Воспитатель: Подходите к столу. У нас на столе стаканчики с землей и стаканчики с водой. Польем землю водой. Смотрим, что же получается?
Что происходит? Вода просачивается и земля становится влажной.
(одновременно дети с воспитателем поливают землю)
Воспитатель: Ну и как? Может вода сквозь землю просочиться?
(дети отвечают)
Воспитатель: Вода сквозь землю просочилась. А дальше что? Так под землей и останется?
(гипотезы детей)

(5 слайд - нажать на раковину и раковина увеличивается)

Воспитатель: Ребята! Мне рыбка, проплывающая намекнула, что нужно к этой раковине приглядеться, она не простая, а волшебная, там скрыта какая-то тайна.

Смотрите, какая большая жемчужина, да это же настоящая сказочная скрытая подводная фотокамера.
(нажать на жемчужину она увеличивается)

Все сняла, что с водой происходило. Целый фильм получился.
Сейчас мы с вами его посмотрим. Но сначала давайте сядем на палас и будем водить глазками за движущимися капельками воды и очень внимательно слушать.
(Мультимедийная зрительная гимнастика «Ходит капелька по кругу»)

(6 - 19 слайд включить звук, затем кликнуть мышкой)

Воспитатель:
*
Солнышко греет, вода нагревается, из реки испаряется, паром вверх поднимается.
* В облака собирается.
* Облака по небу плывут. Легкие воздушные.
* Ветерок их подгоняет.
* Облака в тучку собираются.
* Тучка дождик несет.
* А как станет тяжело нести, на землю прольет.
* Дождинки все польют и цветочки, и грибочки, а самые любопытные капельки сквозь землю просочатся.
* В реки подземные попадут и потекут не спеша.
* А как к земле пробьются, родником обернутся.
* Ручейками по земле потекут.
* А ручейки в озёра, реки впадают.
* Погуляет капелька, попутешествует по кругу да к Водяному вернется.
* А путешествие такое круговоротом называется. Кружится капелька по кругу как белка в колесе.

(20 слайд)

Воспитатель: Ребята как вы думаете, нашли мы пропавшую воду?
(дети отвечают)
Осталось только отчет для Водяного составить, куда вода пропадает.
Воспитатель:
Будем работать в командах: девочки – снежинки, мальчики – дождинки.
Воспитатель: Смотрите, какие красивые конверты в раковине волшебной были.
Проходите каждая команда за свой стол.
(Воспитатель дает конверты с заданием)

Воспитатель: Интересно, что в этих конвертах? Доставайте, посмотрим, что нам Жемчужина подарила.
Ух ты! С таким материалом любой отчет можно подготовить.
Смотрите внимательно на схеме номера стоят, выкладывайте последовательно, как капелька ходит по кругу. Не запутайтесь.
(дети работают в командах, воспитатель подходит по очереди к столам, при надобности, задает наводящий вопрос, подводит к последовательности).
Воспитатель: Прекрасно все получилось, осталось только Водяному подарить.
Воспитатель: А как вы думаете, мы нашли пропавшую воду?
(ответы детей)
Давайте и Водяного успокоим. Расскажем ему, что мы узнали. Что вода на месте не сидит, а по кругу путешествует.
(дети рассказывают Водяному)
Воспитатель: Не грусти больше Водяной и не переживай, никуда твоя вода не денется, попутешествует, пробежит по кругу, да к тебе же и вернется.
Воспитатель: Ребята! Водяной очень рад вашим отчетам, больше никогда воду не потеряет.
Мы неплохо потрудились, воду пропавшую нашли. Водяному помогли! А сейчас детвора нам в обратный путь пора!

(21 слайд - Включить звук)

 «Волшебный колодец» (дети перешагивают через обруч).

Рефлексия:

Воспитатель:
Ребята у нас с вами получилось помочь Водяному?
Что нам для этого пришлось сделать?

У кого сейчас хорошее настроение? Тот весело хлопает и дружно топает!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подвижной игры «Ходят капельки по кругу»

Конспект подвижной игры «Ходят капельки по кругу» к занятию по познавательному развитию "Свойства воды"...

Конспект НОД по теме «ХОДИТ КАПЕЛЬКА ПО КРУГУ»

Формирование экологического сознания дошкольников – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывест...

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром и экологией "Ходит капелька по кругу"

В природе много чудес: солнце, воздух, но самое интересное чудо природы - это вода. Ведь только на земле есть вода. Именно вода её сделала зелёной и обитаемой. Поэтому в работе поставленны следующие з...

Конспект образовательной ситуации в подготовительной группе « Ходит капелька по кругу».

Конспект поможет в игровой форме познакомить детей со сложным явлением в природе "Круговорот воды в природе" Использование мультимедийных презентаций способствует лучшему усвоению данного понятия....

План -конспект Тема: «Ходят капельки по кругу».

план- конспект непосредственно- образовательной деятельности в подготовительной к школе группе. тема: "Ходят капельки по кругу"...

Конспект занятия «Ходит капелька по кругу»

Цели: дать детям первые элементарные представления о круговороте воды в природе; показать разнообразие состояний воды в окружающей среде.Задачи: показать детям, что капельки воды в природе «ходят, дви...

Утренний круг "Ходят капельки по кругу"

Закрепить знания о весне и весенних месяцах....