Конспект занятия по Петербурговедению на тему: «Легенды Аничкова моста» старшая группа
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Тюрина Елена Олеговна

Цель: познакомить детей с архитектурным ансамблем Аничкова моста.

Задачи:

  • познакомить детей с архитектурной группой Аничкова моста;
  • развивать познавательный интерес к изучению исторических и архитектурных достопримечательностей города;
  • развивать у детей способность любоваться Санкт-Петербургом;
  • готовить детей к осознанию «Я – петербуржец».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл legendy_anichkogo_mosta.docx460.26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по Петербурговедению

на тему: «Легенды Аничкова моста»

старшая группа

Цель: познакомить детей с архитектурным ансамблем Аничкова моста.

Задачи:

  • познакомить детей с архитектурной группой Аничкова моста;
  • развивать познавательный интерес к изучению исторических и архитектурных достопримечательностей города;
  • развивать у детей способность любоваться Санкт-Петербургом;
  • готовить детей к осознанию «Я – петербуржец».

Ход занятия:

- Ребята вы знаете, что наш город стоит на островах?  (ответы детей)

- Как вы думаете, как можно перебраться с острова на остров? (ответы детей)

- Отгадайте загадку:

Из металла на века Собран чудо-великан.

Добрым делом он увлёкся — Поперёк реки улёгся.

По нему, забыв о чуде, Переходят реку люди (Мост)

- Конечно, это мост! Послушайте стихотворение о петербуржских мостах:

Знаю я и знаешь ты, Бывают разные мосты:

Мосты красивые, цепные, Мосты с секретом - разводные.

Мосты украшены конями. Мосты, что сделаны из камня,

Мосты, что тайны все хранят И никому не говорят.

- И сегодня мы с вами отправимся на экскурсию к одному из мостов Санкт-Петербурга.

Город спит,

И Невский стройный

Уплывает в темноту.

Только кони неспокойны

На Аничковом мосту.

Страшно мне:

Рванутся кони!

Кто таких коней догонит?  (Сергей Скаченков)

- Это один из самых красивых и известных мостов города (слайд 1). Изначально мост был деревянным (слайд 2). Строительством моста занимались инженерные войска под руководством полковника Михаила Аничкова. Именно его фамилия и дала мосту название. Современный вид он приобрел в середине 19 века. Три пролета, перекры-тых пологими сводами, выложили из кирпича и облицевали гранитом. (слайд 3) 

 - (слайд 4)  Арочный мост через реку Фонтанку в Центральном районе Санкт-Петербурга, соединяющий Спасский и Безымянный острова. Несмотря на небольшие размеры, Аничков мост — одно из главных сооружений архитектурного ансамбля Невского проспекта.

- (слайд 5) Посмотрите, какие красивые четыре скульптуры украшают Аничков мост. Кто знает, как они называются?  (ответы детей)

- Скульптуры называются «Покорение коня человеком». Изображение укрощаемого коня стало одним из символов города. Скульптор, который работал над созданием этой архитектурного ансамбля это Петр Клодт. В 1846году замысел скульптора был полностью воплощен в четырех скульптурных группах:

- (слайд 6) Первая группа в западной части моста — «Конь с идущим юношей». Животное еще покорно и обнаженный атлет сдерживает вздыбленного коня, взяв его за узду.

- (слайд 7) Вторая группа изображает борьбу — ноги коня раскинуты и голова высоко вздернута, пасть оскалена и ноздри раздуты, а юноша с трудом сдерживает вырывающееся животное.

- (слайд 8) В третьей группе юноша повержен на землю и конь почти вырвался. Голова лошади победоносно поднята и юноша с трудом удерживает животное одной левой рукой.

- (слайд 9) И наконец, в четвертой группе атлет покоряет коня. Припав на колено, он двумя руками сжимает узду и укрощает животное.

Физкультминутка

Наш трамвайчик на Фонтанке
Оттолкнулся и дал ход,                 
(Дети встали)
Он шагнул назад сначала                  
(Шаг назад)
А потом шагнул вперёд,                      
(Шаг вперёд)

И поплыл, поплыл по речке,                 (Волнообразное движение руками)
Набирая полный ход.                             
(Ходьба на месте)
По Фонтанке покатили
Мы вперед, вперед, вперед…

- (слайд 10) Отлитые в бронзе первые две скульптуры "Конь с идущим юношей" и "Юноша, берущий коня под уздцы" появились на западной стороне в 1841. Скульптуры же на восточном берегу повторяли западные, но были временными, из гипса, покрашенного под бронзу. Только отлитые им на замену и едва остывшие бронзовые кони прямо с литейного двора Николай I подарил прусскому королю Фридриху Вильгельму IV.

- Говорят, что Император недолюбливал Клодта. Но талант его признавал. У Петра Клодта были очень хорошие лошади и кучер-забияка. Он, шельмец, имел привычку обгонять все экипажи на улице. Однажды, Клодт в своем экипаже обогнал экипаж самого императора. А обогнать самого царя - дело нешуточное. Большая дерзость и нарушение всех устоев приличия. Можно было и в ссылку загреметь. К царю даже подъезжать близко не позволялось... Император узнал Клодта и шутливо погрозил ему пальцем. Клодт побранил хорошенько кучера и приказал даже не ездить мимо дворца. Но он не учел самолюбие кучера царского, и тот передал кучеру Клодта, мол держись, я не был готов, в следующий раз посмотрим, чья возьмет... словом, был брошен вызов на состязание. И ведь случай как назло вскоре представился. Ехал Клодт по Сенатской площади, а у Морской улицы толпа, Раздается "ура!". Значит - царь. Клодт кричит кучеру и тычет его палкой в спину, чтобы остановить, - ничего не помогает! И вот, кучер царя, увидав своего соперника, нажал на лошадей, и кучер Клодта не слушая хозяина ударил вожжами... и началась скачка, к ужасу сопровождавшей царя охраны и полиции, не знавшей, что и подумать. Самое удивительное, что и на этот раз лошади Клодта победили. А император, вроде бы показал ему в окно кулак.
История кончилась бы для Клодта плохо, но его выручили из беды те же кони, только медные. Он в это время окончил и уже отлил лошадей для Аничкова моста.
Царь приехал, посмотрел и пришел в полный восторг.
- Это они? - спросил царь, тонко намекая на живых клодтовских лошадей, его обогнавших. Действительно, Клодт лепил именно с них.
- За этих, - сказал царь, указав на медных, - прощаю...
Но частенько Император дарил за границу этих полюбившихся ему лошадей. И каждый раз они снимались с моста и заменялись гипсовыми копиями.

- Наконец, в 1851 мост был окончательно укомплектован. Клодт не стал повторять прежние скульптуры, а создал две новых композиции, в результате статуи стали изображать четыре разных стадии покорения коня.
- (
слайд 11) Статуи ещё дважды покидали мост: в 1941 году во время блокады. В начале войны конные скульптуры не успели вывезти из города. Их поместили в ящики и закопали во дворе Аничкова дворца. (слайд 12) На гранитных парапетах и перилах остались следы снарядов. Один из этих страшных следов заделывать не стали, оставив память о блокаде. К 1 мая 1945 г. коней вернули на свои места.

- А в 2000-м они были увезены на реставрацию и к 300-летию города возвращены на прежнее место.

-  (слайд 13) Статуи коней, которые "смотрят" в сторону Адмиралтейства имеют на своих копытах подковы, (слайд 14) а статуи коней, смотрящих в сторону площади Восстания (бывшая Знаменская) подков не имеют. Ранее в Кузнечном переулке располагались (как ни странно) кузнецы ))) и там подковывали почти всех лошадей в городе. Поэтому, подкованные лошади идут от кузниц, к началу проспекта, а неподкованные лошади наоборот располагаются лицом в направлении Кузнечного переулка.

- Если вы окажитесь на Аничковом мосту, обязательно проверьте у каких коней есть подковы, а каких их нет. А теперь по традиции я предлагаю вам раскраски по теме. Надеюсь вы постараетесь раскрасить все аккуратно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Занятия по рисованию на тему «Дерево». Предметная монотипия (старшая группа)

Все дети любят рисовать, вот только не всех это хорошо получается. Поэтому у некоторых детей появляется неуверенность в себе, нежелание рисовать и иногда приходится слышать: «Я не умею». В этом случае...

Конспект занятия обобщенного типа на тему: «Страна цветов» в старшей группе

Задачи: 1. Обобщить знания детей о цветах, как виде растений. Продолжать знакомить детей с тем, что цветы являются частью природы.2. Совершенствовать навыки работы с использованием моделей. Расш...

Конспект занятия по развитию речи Тема: «Творческое составление рассказа» (старшая группа)

Занятие по ФГТ по развитию речи с элементами детской театральной деятельности. «Творческое составление рассказа»    Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивна...

Конспект занятия по экологии по теме "Золотая осень" в старшей группе.

Конспект занятия по экологии  по теме "Золотая осень" в старшей группе....

Конспект занятия по лексико-грамматической теме «Домашние звери» в старшей группе с обучающимися ОНР с использованием презентации по теме "Домашние звери".

Тема: Домашние звери.Цель: актуализация словаря детей по теме “Домашние звери”. Задачи:- Закрепление представлений о домашних животных. Уточнение и расширение словаря по   теме “Домашни...