Открытое занятие «Богатыри земли Русской» в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия
Открытое занятие «Богатыри земли Русской» в подготовительной к школе группе.
Цель: формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 431.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие
«Богатыри земли Русской»
в подготовительной к школе группе
г.Новосибирск
Цель: формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Программные задачи:
Область Социально-коммуникативное развитие
- создать условия для умения сотрудничать со сверстниками, формулировать свою точку зрения и участвовать в коллективном разговоре;
- продолжать учить детей говорить по очереди, не перебивая говорящего.
Область Познавательное развитие
- расширять представление о героическом прошлом русского народа, о великих подвигах богатырей- защитников земли русской;
- закреплять знания детей об элементах костюма русских богатырей, названия оружия;
-воспитывать интерес к истории России, чувство гордости за богатырскую силу нашей Родины, уважение к русским воинам, желание им подражать;
-упражнять детей в решении примеров и соотнесении результата с цифрой;
-закреплять детей ориентироваться в пространстве, используя наглядное моделирование.
Область Речевое развитие
-закреплять умение детей связно и последовательно излагать свои мысли;
-расширять словарь детей за счет слов-архаизмов, построения синонимических рядов прилагательных, обозначающих качества личности;
- упражнять детей в умении составлять слова на основе кодированной информации;
-закреплять умение координировать речь с движением.
Область Художественно-эстетическое развитие
-развивать у детей эмоциональное восприятие музыки; умение согласовывать ритм движений с музыкальным сопровождением;
- вызвать интерес к языку преданий о русских богатырях, пословицах и поговорках о доблести русского народа и любви к своей Родине.
Область Физическое развитие
-воспитывать смелость, решительность, чувство товарищества, уверенность в своих силах и настойчивость в преодолении препятствий;
-совершенствовать физические качества в разнообразных формах двигательной активности;
-продолжать знакомить детей с разнообразными играми-эстафетами, развивать чувство ответственности за свою команду;
-способствовать предупреждению детского переутомления;
- учить детей соблюдать и контролировать правила в подвижных играх.
Предварительная работа: чтение произведений «Финист - ясный сокол», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Алеша Попович и Тугарин змей», «Никита Кожемяка», А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», знакомство с жизнью и бытом Древней Руси, разучивание стихов, пословиц, поговорок о доблести и любви к Родине, разучивание русских народных подвижных игр
Изобразительная деятельность:
Рисование: на тему: « Русский богатырь», «Щит богатыря»
Лепка на тему: «Богатырский конь»
Словарная работа: Русь, русичи, славяне, предки, богатыри, былины, доспехи – одежда воина (кольчуга, шлем, щит) народа»; оружие (меч, булава, палица, колчан), застава.
Оборудование: Мультимедийная презентация на тему: «Русские богатыри. История жизни русского народа», ширмы «Лес», «Камень», «Дуб», богатырское снаряжение по количеству детей, спортивное оборудование: канат, дуги для подлезания, кубики, кегли- ориентиры (ЛЕС), «дощечки» с математическими примерами, голубое полотно - река, карточки – буквы (ДРУЖИНА) карточки со словами (ЕСЛИ ДРУЖБА ВЕЛИКА-БУДЕТ РОДИНА КРЕПКА), дидактический материал: карточки с воинским снаряжением, щиты- пазлы, богатырское снаряжение: рубашки, шлемы, мечи по количеству детей.
Ход занятия:
Воевода: Здравствуйте, ребята! Узнали меня?
Ответы детей.
Воевода: Я- Воевода самый главный в дружине воинов. Пришел к вам из далекого прошлого, чтобы рассказать, да и вас послушать о том, как люди жили раньше. Кто мне скажет, как сейчас называется государство, в котором вы живете?
Ответы детей.
Воевода: А всегда ли оно так называлось?
Ответы детей
Воевода: Правильно Русь. Более 1000 лет назад образовалось русское государство. Раньше на месте городов и деревень, где вы сейчас живете, находились непроходимые леса, полные зверей и птиц, равнины, реки, горы. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые, мужественные люди. Среди них были славяне.
Воевода: Как вы думаете, почему их так называли?
Ответы детей.
Воевода: А что же вы знаете про славян?
Ответы детей.
Воевода: Народная мудрость гласит: Родная земля может накормить тебя теплым хлебом, напоить родниковой водой, удивить своей красотой. Но только не может сама себя защитить. Защита Отечества- долг тех, кто ест ее хлеб, кто пьет ее воду, любуется ее красотой. Вспомните, как назывались защитники земли русской?
Ответы детей.
Воевода: А какими были богатыри?
Ответы детей.
Воевода: А откуда вы знаете о богатырях?
Ответы детей.
А что такое былина?
Ответы детей.
Воевода: Назовите былины и сказки о богатырях и их подвигах.
Ответы детей.
Воевода: Создателем былины был народ, а былины рассказывали сказители- рассказчики. Они ходили из селения в селение и рассказывали нараспев, как песню, о героях-богатырях, об их доблестных подвигах. «Расскажу я вам,- пел Сказитель, про дела старые, про дела старые, про бывалые, да про битвы, да про сражения, да про подвиги богатырские!» Много на Руси было славных богатырей. Давайте, вспомним их имена.
Ответы детей.
Воевода: А на кого из богатырей вы хотите быть похожими?
Ответы детей.
Воевода: А что интересного вы сможете о них рассказать?
Ответы детей.
Воевода: Молодцы, ребята, много вы знаете о древних защитниках земли русской! А какие вы знаете пословицы и поговорки о доблести и любви к Родине?
Ответы детей.
Воевода: Много поведали вы мне о мудрости народной, да о богатырях славных. Получил я приказ от Князя Владимира одолеть злого Соловья –Разбойника. Украл он у Князя Владимира мудрые слова. Сам захотел стать мудрым и править государством. Не бывать этому! Набираю я дружину. Пойдете на помощь князю? Но мне нужны самые сильные, самые смелые, самых ловкие!
Готовы пройти испытания?
Ответы детей.
СПОРТИВНЫЕ СОСТЯЗАНИЯ
Воевода: Хочу проверить, как вы умеете владеть боевым оружием – мечом!
- Проверка владения мечом. (Упражнение с мечом)
Воевода: Богатырский конь – самый быстрый и выносливый! Все ли умеют управлять конем?
- Проверка способности управлять богатырским конем. (Эстафета «Кони»)
Воевода: Богатыри самые сильные воины на русской земле, а богатырская дружба проверялась в совместных состязаниях.
- Проверка силы (Перетягивание каната)
Воевода: Каждый богатырь должен быть быстр и ловок! Сейчас мы это проверим!
- Проверка ловкости ( Эстафета «Перенеси в руке листок бумаги с буквами и составь из букв слово»)
- Дети составляют слово «ДРУЖИНА»
Воевода: Ребята, знаете ли вы, во что был одет русский богатырь, и какое у него было военное снаряжение?
ИГРА с картинками « Собери воина в поход». (Дети рассматривают картинки, на которых изображены предметы старинной и современной одежды воинов; предметы военного снаряжения и выбирают подходящие).
Воевода: В горячих схватках с врагами на полях сражений ломались копья, разбивались щиты. Вот сколько осколков от щитов. Сейчас каждый из вас выберет себе щит и починит его т.е. найдет к нему подходящие осколки.
Дети собирают щиты.
Воевода: Молодцы! Ловко вы справились с заданиями! Показали богатырскую силу, да молодецкую удаль! Готовы биться со злым ворогом, Соловьем Разбойником?
Ответы детей.
Воевода: В стародавние времена, прежде чем воину-богатырю идти в бой, он всегда подходил к дубу, чтобы попросить у него силы. Почему?
Ответы детей.
Воевода: Дуб всегда почитался за могучесть и жизнестойкость. Давайте расскажем о нем и попросим у дуба силы.
Дети выполняют движения с речью, подходя к дубу.
«Дубок»
У нас дубок- вот таков! (Приседают на корточки и «растут вверх»)
Корень да его вот так глубок, (наклоняются, опускают руки вниз)
Листья, да его вот так широки , (разводят руки в стороны)
Ветки да его- вот так высоки, (поднимают руки вверх)
А ты, дуб-дубок, ты могуч, («силач»)
На ветру ты, дубок, скрипуч, (машут руками влево, вправо)
Дай мне силы, отваги, добра, (прижимают правую руку к сердцу)
Чтобы землю русскую защищать от врага!
Воевода: Ребята, почувствовали силу, отвагу богатырскую?
Воевода: Ну теперь и в поход можно собираться! Снаряжайтесь, други мои, идем на благое дело- мудрые слова Князя Владимира у злого Соловья –Разбойника вызволять!
Дети надевают шлем, берут меч, щит.
Воевода: Все готовы? Давайте скажем богатырским голосом « Я- богатырь!»
Внимание! Слушай мою команду! В одну шеренгу становись! Направо! Плечом к плечу! Раз, два! Сомкнись!
Под марш дети делают круг по залу и останавливаются около камня.
Воевода: На месте стой, раз, два! Смотрите, ребята на пути нам встретился камень. Прочитайте, что на нем написано?
Налево пойдешь – деньги, славу найдешь
Прямо пойдешь – друзей потеряешь
Направо пойдешь – к Соловью разбойнику попадешь
Воевода: Какую дорогу выбираем?
Дружина стройся по двое, плечом к плечу! Сомкнись! За мной шагом марш!
Дети выходят из зала.
СМЕНА ДЕКОРАЦИЙ Полоса препятствий
Воевода: Вот мы и пришли. Кажется это то место, где прячется злодей! Ну что я вижу, мост через реку разломан. Что же нам делать, ребята?
Ответы детей.
Воевода: Сдать оружие и приступить к ремонту моста!
Дети строят мост через реку, выполняя задание: на дощечках написаны примеры. Надо их решить и выложить дощечки согласно последовательности чисел.
Воевода: Нам предстоит пробраться через ущелье, но вход в него завален камнями. Силы хватит разобрать завалы? Тогда вперед!
Воевода: Совсем близко злодей. Но нелегко до него добраться. Впереди непроходимая чаща, в которой можно заблудиться, если не знать дороги. Но я однажды ходил по этому лесу и составил план. (Показывает план) Идти надо по плану. Давайте вместе прочитаем его. ( обязательно огибая елочки, указанные по плану).
Дети идут по плану и выходят к дубу.
Звучит тревожная музыка и свист Соловья –разбойника.
Воевода: Давайте подготовимся к бою!
Дети берут мечи и щиты.
Выходит Соловей -разбойник
Соловей: Кто вы такие? И зачем пожаловали?
Как засвищу кА я по соловьиному,
Да как зарычу ка я , да по- звериному,
Да так, что маковки на теремах покривятся,
А околенки во теремах рассыпятся!
Воевода: Богатыри, испугал ли вас Соловей-разбойник? Давайте ответим ему грозным голосом, чтобы он испугался! Повторяйте за мной!
Тебе полно то свистать по соловьиному!
Тебе полно то рычать, да по звериному!
Тебе полно то стращать, да малых детушек!
Отдавай нам мудрые слова князя Владимира!
Разбойник прячется за дуб.
Соловей: Ой, боюсь русских богатырей. У них мечи заточены, у них копья заострены, у них луки натянуты. Забирайте свои слова, а я пойду пока цел в свое татаро-монгольское ханство. С русскими богатырями мне не справится.
Воевода: Молодцы, богатыри прогнали злодея! Ну что я вижу? Хитрый Соловей – разбойник заколдовал все мудрые слова и теперь их невозможно прочитать. Что делать? Сможете ли вы, богатыри, разобраться с этим?
Дети расшифровывают слова и составляют пословицу. Объясняют ее смысл.
Воевода: Молодцы, ребята, сегодня вы были настоящими богатырями. Показали свою силу, смелость, ловкость, смекалку. Родина может гордиться Вами. Богатыри, слушай мою команду! В шеренгу становись! Меч к плечу!
Ан сильные, могучие богатыри на славной Руси! Ни скакать врагам по нашей земле! Не топтать их коням землю русскую! Не затмить им солнце наше красное! Век стоит Русь не шатается! И века простоит - не шелохнется! А предание старины забывать мы не должны! Слава русской старине! Слава русской стороне!
Дети «Слава» 3 раза
Воевода: Путешествие в прошлое нашей Родины закончилось. Раз, два, три, четыре, пять и мальчишки вы опять! Превращайтесь в мальчишек.
Дети снимают шлемы, кладут мечи и щиты.
Воевода: На память о сегодняшнем путешествии хочу подарить вам вот такие книжки о богатырях, чтобы вы, раскрашивая иллюстрации, еще раз вспомнили о славных русских богатырях, их подвигах во имя жизни других и подумали о том, что когда вы вырастите, то обязательно будете охранять свою любимую Родину.
Оператор: Стоп ! Снято! Про вас, ребята, и про ваши богатырские подвиги снят фильм. Скажите на камеру: Трудно быть богатырем? Что вам особенно запомнилось из вашего исторического путешествия?
Хотите ли вы еще раз попутешествовать в прошлое русского народа?
Ответы детей.
Воевода: А сейчас я прощаюсь с вами. До новых путешествий в историю Русского государства!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе
ЗанятиеПодготовительная группаЦель. Учить пересказывать художественный текст (К.Д. Ушинский «Утренние лучи») по опорным картинкам. Упражнять в подборе определений, сравнений к заданному слову (с...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе с использованием здоровьесберегающих технологий на тему: «ЗЕМЛЯ — ПЛАНЕТА, НА КОТОРОЙ МЫ ЖИВЕМ»
Цели:— закрепить понятие «Солнечная система», уточнить знания детей о планетах Солнечной системы, их особенно...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе. Тема занятия: Россия - моя Родина.
Конспект открытого занятия по познавательному развитиюв подготовительной к школе группе.Тема занятия: Россия - моя Родина....
Презентация к занятию "Богатыри земли русской" в подготовительной группе
Материал к занятию "Богатыри земли русской" в подготовительной группе...
Конспект открытого занятия по детскому экспериментированию в подготовительной к школе группе №13. Тема занятия "Свойства воздуха"
Тема занятия: "Свойства воздуха".Конспект открытого занятия по детскому экспериментированию в подготовительной к школе группе №13. Родители принимают участие в проведении опытов....



