«Птицы – наши друзья! Помоги другу»
проект по окружающему миру (младшая, средняя группа)
Цель проекта: Формирование у детей представления об особенностях жизни и поведения птиц в холодное время года.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 228.94 КБ | |
| 1.88 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Балаганский Детский сад № 3
Проект
«Птицы – наши друзья! Помоги другу»
Разновозрастная группа (дети 2-3 лет).
Подготовила: воспитатель
Куимова Нина Ивановна
Балаганск 2023г.
Паспорт проекта
Тема проекта | «Птицы – наши друзья! Помоги другу.» | |
Вид проекта | Информационно-познавательный, творческий. | |
Актуальность проекта | Зима – трудное время для птиц, особенно если она суровая и многоснежная. Голодная птица сильно страдает от холода. Нужно поддержать птиц зимой, сделать для них кормушки и не забывать подсыпать в них корм. Зимняя подкормка птиц – довольно старая традиция. Первыми инициаторами ее были сами птицы. Они быстро усвоили, что возле человеческих жилищ можно кое-чем разжиться. Зимой даже лесные птицы начинают тянуться к человеческому жилищу. Голод заставляет на время забыть о естественной осторожности. Подкормка зимующих птиц приносит пользу не только пернатым, но и в обучении и воспитании детей. Дети через беседы, познавательные занятия и наблюдения узнают о различных видах птиц своей местности, узнают характерные особенности внешнего вида, поведения, учатся заботиться о птицах, испытывают радость от осознания того, что, делясь крохами, подкармливая птиц, спасают их от гибели. | |
Цель проекта | Формирование у детей представления об особенностях жизни и поведения птиц в холодное время года. | |
Проблемный вопрос | Как же выживают в зимнее время наши младшие друзья – птицы? Чем мы можем помочь им в это трудное время? | |
Задачи проекта | Для детей | Формировать экологического представления детей об окружающем мире. формировать у детей умения и навыки по уходу за птицами в зимний период. Расширить представление о зимующих птицах; Воспитывать духовно – нравственные качества детей: любовь к родному краю, помочь осознать главные этические законы жизни человека – любви, добра, красоты, справедливости к окружающему миру. Способствовать формированию у детей потребности общения с природой и окружающим миром, ответственности за "братьев наших меньших". Словарь: «крохи», зимующие птицы «названия», «пернатые» |
Для родителей | Повысить педагогическую компетентность родителей в области экологического воспитания детей. Вызвать у родителей желание оказания помощи зимующим птицам, принять непосредственное практическое участие в изготовлении кормушек. | |
Для воспитателей | Развивать познавательные процессы через наблюдения, активные формы работы с детьми и родителями в рамках образовательной деятельности. Формировать стремление, желание передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, и творческих работах. | |
Продукт проекта | Разработка буклета для родителей «Покормите птиц зимой». Изготовление кормушек для птиц, размещение их на участке. Фотовыставка рисунков и поделок по проекту. | |
Практическая значимость проекта | Привлечение детей является внушительным (значимым) фактором экологического развития, воспитания заботливости, чувства сопереживания. Задача педагога и родителей - воспитывать интерес у детей к птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, спасая их от гибели. | |
Сроки реализации | Краткосрочный (октябрь - ноябрь) | |
Подготовительный этап:
Дата | Мероприятия, инициированный воспитателем | Материально-техническое и дидактическое обеспечение проекта | Результаты |
Октябрь | Подбор, изучение художественной литературы по данной теме; Разработка проекта | журналы, статьи, ресурсы интернета, мультфильмы, фотографии живой и неживой природы; дидактические игры, разрезные картинки; материалы для художественного творчества | Ознакомив родителей с планом работы, получили положительные отклики о согласии принять участие. |
Составление календарного плана для реализации проекта | |||
В беседе с детьми выявить проблему Разработка и изготовление панно на стену «В мире природы» | Определение уровня знаний детей о зимующих птицах; Разработка наглядного материала: иллюстрации, разрезные картинки, дидактические игры. | Составление мотивационных вопросов для детей. Беседа с детьми. | |
Проведение Акции. Посвящение детей в Эколята-Дошколята. | |||
Основной этап:
Дата | Мероприятия | Участники образовательного процесса, участвующие в мероприятии | Промежуточные результаты |
Ноябрь
Первая неделя | Организация и пополнение уголка природы. | Воспитатель и дети | У детей развиваются художественно эстетические навыки в процессе наблюдения изготовления уголка природы. |
Подбор информации для родителей, направленных на формирование у ребёнка системы ценностных отношений к природе. | Дети и родители | Развитие воображения | |
Обобщить знания детей о зимующих птицах; | Воспитатель, дети. | Получение новых знаний, знакомство с логотипом экологии | |
Беседа «Птицы живущие рядом с нами». Просмотр презентации «Зимующие птицы». Наблюдение за птицами на прогулке: «Какие птицы прилетают на кормушку?», Д/и «Собери птицу», Лепка «Угощение для снегиря». Чтение художественной литературы: И. Токмакова «Десять птичек – стайка». В. Бианки «Холодно в лесу, холодно!», «Кто сыт, тому голод не страшен». А. Барто «Воробей». В. Берестов «Воробушки». П/и «Воробышки и кот». | Воспитатели, родители | Расширение представление у детей о видах птиц; Развитие творческих способностей детей. Развивать умение работать во взаимодействии со взрослыми. Происходит формирование навыков подкормки птиц; Формирование умения внимательно слушать произведение осознавая его содержание; Проявление активного интереса к игре. | |
Изготовление лэпбука. | Воспитатель | Дети наблюдают за работой, обсуждение. | |
Ноябрь Вторая неделя | Беседа «Почему мы должны помогать птицам зимой» Отгадывание загадок о птицах. Д/и «Угадай что за птица?» Коллективная аппликация «Птичья столовая». П/и «Птицы». Наблюдение за птицами, прилетающими к кормушке. Н. Рубцов «Воробей», Пальчиковые игры «Сколько птиц к кормушке нашей. Прилетело?», «Сорока». Просмотр мультфильма «Серая шейка». | Воспитатель, дети | Развитие творческой способности детей. Развивать умение работать во взаимодействии со взрослыми. закрепление знаний детей о рационе питания птиц зимой, развивать речь, мышление. воспитание доброго отношения к маленьким соседям по планете – птицам. |
Ноябрь Третья неделя | Просмотр презентации «Как живут птицы зимой» Д/и «Один, много». Рисование «Рябина для снегиря». Речевая игра «Скажи наоборот» Слушание песни «Птички», муз. Т. Ломовой. Чтение стихотворения Г. Ладонщикова «Наши друзья». А. Говоров «Снегири». Чтение произведения Л. Н. Толстого «Варя и чиж». П/и «Птички в гнездышках». Проведение Акции «Птицы – наши друзья! Помоги другу.» (изготовление кормушки). | Воспитатель Дети Родители | Развитие творческой способности детей. Развивать умение работать во взаимодействии со взрослыми. закрепление знаний детей о рационе питания птиц зимой, развивать речь, мышление. воспитание доброго отношения к маленьким соседям по планете – птицам. |
Ноябрь четвертая неделя | Беседа «Меню для птиц». Загадки о зимующих птицах. Д/и «Собери картинку» Д/и «Какая птичка улитела?» Речевое упр: «Назови ласково». Раскрашивание картинок с изображением птиц. Лепка «Зернышки для птиц». Чтение художественной литературы А. Яшин «Покормите птиц зимой», Ю. Никонова «Зимние гости». С/р игра «Больница для птиц». П/и «Ворона и воробьи». Наблюдение за следами на снегу. | Воспитатель Дети Родители | Развитие творческой способности детей. Развивать умение работать во взаимодействии со взрослыми. закрепление знаний детей о рационе питания птиц зимой, обогащение словарного запаса детей; воспитание доброго отношения к маленьким соседям по планете – птицам. вызывать желание помогать птицам в зимнюю бескормицу у детей и родителей. |
Заключительный этап:
Дата | Итоговые мероприятия | Оценка эффективности реализации проекта | Степень достижения поставленных целей | Обобщение педагогического опыта |
Размещение кормушек на деревьях на участке детского сада. Фотовыставка по проекту. | В результате реализации данного проекта у детей сформируется богатый внутренний мир. у детей расширилось представление о зимующих птицах; дети знают, каким кормом подкармливать птиц; дети умеющие наблюдать за жизнью птиц в природе. Родители же, в свою очередь, повысят и свой уровень экологической культуры, получат знания в вопросе воспитания у детей любви к природе и бережного отношения к нашим друзьям. | В ходе реализации данного проекта дети достигнут высоких результатов поставленной цели. При этом укрепились детско-родительские отношения. | Проведение презентации Проведенного экологического проекта на пед. совете. |
Список литературы:
1) «Вместе с семьей»- пособие по взаимодействию дошкольных и образовательных учреждений и родителей. Т.Н.Дронова.
2) «Воспитатель» практический журнал дошкольного образовательного учреждения(проектный метод в ДОУ)№8-2009;№1-2008.
3) «Экологическое окно в детском саду» методические рекомендации В.М.Корнилова
4) «Птицы. Какие они?» Т.А.Шорыгина
5) «Времена года» Л.Б.Фесюкова, О.О.Григорьева
6) Интернет ресурсы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Копилка загадок о птицах
Цель: развитие логического мышления, памяти, речи.
Я птица мирная,
Хоть и бесквартирная.
Гнёзда строить не мастак,
Полечу я на чердак.
Станет солнце пригревать,
Так люблю поворковать (Голубь)
У нее глаза большие,
Хищный клюв – всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днём. (Сова)
Я весь день ловлю жучков
Уплетаю червячков.
В тёплый край не улетаю,
Здесь, под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый … (Воробей)
Северные гости
Клюют рябины грозди,
Так нарядны и ярки,
На головках – хохолки! (Свиристели)
Кто в берете ярко-красном,
В черной курточке атласной.
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синичка)
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют.
Не боится он простуды,
С первым снегом тут как тут! (Снегирь)
Конспект беседы «Птицы зимой»
Цель: дать представление о том, как зимуют птицы, чем им могут помочь люди.
На дворе стоит зимняя стужа. Все дорожки покрылись снежным ковром. Пруд покрыт льдом. Ночью бывают сильные морозы. Тяжело в такую пору птицам, которые зимуют в наших краях. Многие птички погибают. Воробьи держатся вблизи жилья человека, сооружают себе особое зимнее гнездо в щелях домов, под крышами, даже в пустых скворечниках. Как бы ни было голодно, если воробей нашёл корм, он, прежде всего своим щебетом приглашает своих собратьев к обеду. Синицы селятся в самых разных местах.
Любят жить в лиственных лесах, устраивают гнёзда в старых гнёздах белок, в дуплах дятлов. Зимой часто ищут ночлега возле жилых домов. Иногда поселяются и в почтовых ящиках. Зимой птицам могут помочь только люди. Когда ночная температура упадёт до –10 градусов и ниже, синички за ночь теряют 10% собственного веса. Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. А вот сытой птице и сильный мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека. С самого раннего утра им нужен корм. На ветках рябины устраивают столовую снегири. Кормится ягодами, выедая из них семена, оставляя мякоть.
Послушаете стихотворение Н. Грибачева.
Ну, морозы, ну, морозы,
Нос наружу – ой – ой – ой!
Даже белые березы
В серой корке ледяной.
Даже белки - непоседки
В ожидании тепла
Не снуют на ветку с ветки,
Не вылазят из дупла.
И голодная синица
Тихо плачет у окна:
«Негде греться и кормиться,
Ни козявки, не зерна.
День дымит морозной далью,
Ночи стылы и темны,
Замерзаю, голодаю,
Не дожить мне до весны! »
- Ребята, кто же сможет помочь голодающим птицам?
- Правильно, птицам на помощь должны прийти люди. И надо спешить! Дорог каждый час! Послушайте продолжение стихотворения:
И сказал Сережка: «Ладно!
Потерпи не долгий срок… »
И достал он из чулана
Длинный гвоздь и молоток.
Похрустев по снежной корке,
Где петлял следами лис,
Закрепил у старой елки
На пеньке фанерный лист.
А на лист – зерна,
А на лист – пшена,
Конопли две горсти –
Собирайтесь, гости!
- Ребята, а вы хотите помочь птицам? А как?
- Правильно, можно сделать и повесить кормушки.
Воспитатель предлагает разные варианты кормушек. Дети рассматривают и делятся предположениями, какую кормушку они сделают дома с родителями для «Птичьего кафе». Можно предложить детям сделать две кормушки, одну для детского сада, а другую для дома.
- Но чем мы будем их кормить? Хорошо, если летом собраны семена сорных трав, деревьев, плоды кустарников. А если нет? Что делать? Надо сказать, что в зимнее время птицы становятся менее разборчивы в еде, и едят то, что летом бы не стали есть. Поэтому для подкормки годиться пища с нашего стола. Можно повесить кусочки несоленого сала, жира, мяса, творога. Можно предложить птицам остатки крупяной каши и крошки хлеба. Вороны любят очистки от овощей и любую пищу, воробьи - крупу, семена, хлеб. Снегири – семечки арбуза, тыквы; свиристели – рябину, маслины; голуби - крупу, хлеб. Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила. Во время кормления птиц интересно за ними понаблюдать, как они быстро слетаются, как будто сообщают друг другу. Если мы позаботимся о птицах зимой, летом птицы позаботятся о наших садах, лесах, парках.
Вывод: зимуют в нашей местности, только те птицы, которые приспособились к выживанию в наших краях.
Изготовление кормушек, выбор места для нее.
Цель: возникновение у детей желания накормить птиц, привлечь к совместной деятельности родителей.
Конечно, кормушку можно купить готовую, но гораздо интереснее сделать ее своими руками. Часто делают кормушки из бумажных коробок. Это недолговечный и ненадежный вариант. Кормушка из пластиковых бутылок – не совсем эстетична, к тому же птицам неудобно садиться на тонкий пластмассовый край, лапки соскальзывают. Эффективны кормушки-сетки, потому что позволяют кормить лесных птиц, которые имеют обыкновение захватывать зерна и семена на лету. В зависимости от типа корма и количества птиц можно выбрать разные типы кормушек-сеток. Но по нашим наблюдениям птицы предпочитают кормушки из натуральных материалов. Поэтому лучше всего запастись деревянными рейками и фанерой. Самая простая деревянная кормушка состоит из фанерного дна с бортиками и жестких опор, на которых крепится крыша. Крыша защищает корм от дождя и снега. Бортики нужно сделать достаточно высокими, чтобы корм не сдувало. В дне нужно просверлить дырочки, чтобы попадающая вода не застаивалась и корм не закисал. Стенки и края у кормушки не должны быть острыми. Можно сделать маленькие кормушки, они привлекают мелких птиц. Кормушки, расположенные низко от земли, предназначены для видов, которые кормятся на земле.
Количество птиц, причем виды их варьировались. Одни птицы питались зерном, другие – салом, третьи – хлебными крошками. Сначала число посещающих птиц было невелико, затем, с наступлением первых заморозков – резко возросло. Птицы быстро привыкали к кормушкам и, убедившись, что корм в них появляется регулярно, навещали их ежедневно.
Чтение и разучивание стихотворения А.Яшина «Покормите птиц зимой!»
Цель: развивать память, речь, учить читать стихотворение выразительно
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетаться, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма,
Горсть одна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их –
Не счесть, видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми…
Наблюдение за птицами у кормушки
Цель: учить детей заботиться о птицах, закрепить название птиц, правило кормления.
Сделать кормушку для птиц недостаточно, нужно регулярно заботиться о том, чтобы в ней была птичья еда. Кормление птиц – дело не простое, оно важное и очень ответственное. Птицам нельзя есть цитрусовые, острые и жаренные продукты.
Нежелательно кормить гречкой и рисом. У разных птиц есть свои предпочтения в еде. Синицы любят несоленое сало, сыр и мясо. Почти у всех пернатых любимое блюдо – семечки подсолнуха, они должны быть мелкими и не жаренными, умные птицы не глотают семечки целиком, а мастерски выклевывают зернышко. Неплохо поместить в кормушке и кальциевую подкормку – скорлупу куриных яиц. Чем разнообразнее будет угощение в кормушке, тем больше разных птиц прилетит в «столовую».
Проведя наблюдения, мы сделали следующие выводы:
1. В холодную погоду на кормушку прилетает больше пернатых гостей.
2. Сытой птице мороз не страшен.
3. Главное правило: не забывать подсыпать корм в кормушки. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых.
Заключение:
Данный проект является важным звеном экологического воспитания дошкольников, через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, необходимости его защиты, пробудить в них стремление быть добрыми и внимательными, научить любить природу. Наблюдения проводились на нашем участке в детском саду.
Дети и взрослые получили огромное эстетическое удовольствие и моральное удовлетворение, когда, сделав своими руками кормушку и наполнив её кормом, наблюдали за поведением обычных домовых воробьев или больших синиц, слетающихся на угощение. Таким образом, привлечение воспитанников к практической природоохранительной деятельности помогает воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в рамках тематической недели «Птицы наши друзья» Тема дня: «Зимующие птицы» Тема НОД: «Совушка - сова» Возраст: младший дошкольный Направление развития: «Художественно – эстетическо
План конспектпроведения непосредственно – образовательной деятельностив рамках тематической недели «Птицы наши друзья»Тема дня: «Зимующие птицы»Тема НОД: «Совушка - сова»Возраст: младший д...

Проект «Птицы – наши друзья», посвященный Году экологии в РФ и Птице года 2017 - буроголовой гаичке - пухляк.
Все хорошее в людях – из детства.Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем, Удивиться, узнать, полюбить. Мы хотим, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы, малыши, Чтоб для них...

Консультация для родителей Пернатые друзья «Птицы — наши друзья».
О том, что птицы- друзья и помощники человека, мы знаем уже давно....

Сценарий празднования дня птиц в средней группе детского сада " Птицы - наши соседи! Птицы - наши друзья! Вместе нам жить на планете Земля!"
Сценарий празднования дня птиц в средней группе детского сада " Птицы - наши соседи! Птицы - наши друзья! Вместе нам жить на планете Земля!" Сценарий может быть полезен педагогам ДОУ....

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПТИЦЫ НАШИ ДРУЗЬЯ ТЕМА: ПТИЦЫ НАШЕГО ДВОРА.
Тема:«Птицы нашего двора»Цель: Закрепить знания детей о птицах нашего города, отмечая их отличительные особенности.Задачи:Образовательные: Активизировать в речи знакомые слова (клюв, корму...

Презентация экологический проект "Птицы наши друзья! Эколята помогают своим друзьям"
Экологический проект, посвящен акции "Покормите птиц зимой"...




