Фишбоун
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Методическое руководство для организации совместной деятельности педагога с детьми:
подготовительной группы
по окружающему миру
«Полет на космическую станцию»
Метод "Фишбоун" (Рыбий скелет): что это такое, формы работы
Воспитатели: Гроцкая Г.И.
Махмутова Г.Ш.
Одним из методических приёмов, который можно использовать в группах, является приём «Фишбоун». Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме. Суть данного методического приёма — установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы. Что такое фишбоун?
Диаграмма Исикавы
В основе Фишбоуна — схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. В мире данная диаграмма широко известна под именем Ишикавы (Исикавы) — японского профессора, который и изобрёл метод структурного анализа причинно-следственных связей. Схема Фишбоун представляет собой графическое изображение, позволяющее наглядно продемонстрировать определённые в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения.
Схемы Фишбоун дают возможность:
- организовать работу участников в парах или группах;
- развивать критическое мышление;
- визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;
- ранжировать факторы по степени их значимости.
С помощью схемы можно найти решение из любой рассматриваемой сложной ситуации, при этом возникают каждый раз новые идеи. Эффективным будет её применение во время Мозгового штурма.
Составление схемы Фишбоун
Схема Фишбоун может быть составлена заранее. С применением технических средств её можно сделать в цвете. При их отсутствии используется обычный ватман либо ежедневный инструмент учителя — цветной мел.
В зависимости от возрастной категории учащихся, желания и фантазии педагога схема может иметь горизонтальный или вертикальный вид. Суть приёма Фишбоун форма схемы не меняет, поэтому особо не имеет значения. По завершению её заполнения вместе с ребятами можно изобразить фигуру вдоль скелета и загадать желание, чтобы золотая рыбка и в дальнейшем помогала решить любую жизненную проблему. (Приложение 1.)
Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.
- Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.
- Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
- Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.
- Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.
Прием Фишбоун предполагает ранжирование понятий, поэтому наиболее важные из них для решения основной проблемы располагают ближе к голове. Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий.
Методическое руководство по применению метода Фишбоун на занятии в подготовительной группе
Схема Фишбоун может быть использована в качестве отдельно применяемого методического приёма для анализа какой-либо ситуации, либо выступать стратегией целого занятия. Эффективнее всего её применять во время занятия по обобщению и систематизации знаний, когда материал по теме уже пройден и необходимо привести все изученные понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между её элементами.
Так, детям предлагается информация (текст, видеофильм) проблемного содержания и схема Фишбоун для систематизации этого материала. Работу по заполнению схемы можно проводить в индивидуальной или групповой форме. Важным этапом применения технологии Фишбоун является презентация полученных результатов заполнения. Она должна подтвердить комплексный характер проблемы во взаимосвязи всех её причин и следствий. Иногда при заполнении схемы дети сталкиваются с тем, что причин обсуждаемой проблемы больше, чем аргументов, подтверждающих её наличие. Это возникает вследствие того, что предположений и в жизни всегда больше, чем подтверждающих фактов. А потому некоторые нижние косточки могут так и остаться незаполненными. Далее в ходе занятия педагог самостоятельно определяет действия — предлагает либо и далее исследовать проблему, либо попытаться определить её решение.
Овладев технологией Фишбоун, педагог может с успехом её применять на любом занятии. Этап занятия с применением метода Фишбоун приобретает исследовательский характер.
Формы работы на занятии
- Индивидуальная работа. Всем детям раздаётся для анализа одинаковый текст (картинка) и перед каждым ставится цель — заполнить схему «Рыбий скелет» на протяжении 10 минут. Затем проходит обсуждение результатов, обмен мнениями и заполнение общей схемы на доске.
- Работа в группах. Каждая из групп получает свой текст (картинку). Чтение текста (рассказывание рассказа по картинке) происходит индивидуально, а его обсуждение – в группах. Общая схема Фишбоун заполняется на основе мнений групп.
Использование метода Фишбоун развивает
- умения детей работать в группах,
- анализировать явление, объект, текст,
- выделять основные события и искать их причины,
- умение мыслить нестандартно и креативно,
- умение отстаивать своё мнение,
- обобщать и делать выводы.
«Фишбоун» помогает подать большое количество информации в удобном и интересном визуальном формате. Благодаря этому дети не только лучше и быстрее усваивают тему, но и понимают, как применить полученные знания на практике. А это и есть основа функциональной грамотности человека. Возвращаясь к моему первому вопросу, почему так бывает, что во взрослой жизни люди не всегда успешны и востребованы, можно с уверенностью ответить, чтобы человек был успешен, нужно развивать навык критического мышления.
Методическое руководство для организации совместной деятельности педагога с детьми:
№п\п | Части | Содержание |
Образовательные задачи | задаёт вопросы в виде распространённого вопросительного высказывания познавательного характера из 5-ти и более слов с логической структурой, требующие развёрнутого ответа, содержащего запрашиваемую информацию, (С помощью какого транспорта возможно доставить груз на космическую станцию?) | |
Материалы и атрибуты | Каврограф, карточки с видами транспорта, голова рыбы, хвост, карточки с ответами написанными детьми | |
Организация и руководство совместной деятельности педагога с детьми | Воспитатель предлагает детям путешествие на космическую станцию (изображение станции на голове рыбы со знаком вопроса) и предлагает выбрать вид транспорта (изображения 4-5 видов) расположив картинки на верхних рёбрах. На нижних под каждой картинкой подписать причину, по которой данный вид транспорта не подходит. Путём рассуждений и обсуждений находим подходящий вид транспорта и располагаем нужную картинку на хвосте. | |
4. | Варианты работы с методическим пособием |
«Голова»: Как вы думаете, что нужно уметь, чтобы было легче учиться в школе? «Верхние кости»: Что на ваш взгляд, необходимо уметь будущему школьнику? «Нижние косточки»: Воспитатель заслушивает ответы детей, привлекает их к обсуждению высказываний сверстников. «Хвост»: Нам надо научиться слушать и слышать педагогов; работать не отвлекаясь; толково, понятно рассказывать о чем-либо, пересказывать; быть самостоятельными в своих суждениях и поступках. Справимся?
«Голова»: «Избушка на курьих ножках». «Верхние кости»: находить аппликативные способы для создания выразительного образа сказочной избушки на курьих ножках. Направить на поиск средств художественной выразительности (избушка скособочилась, крыша покрыта мхом и др.). «Нижние косточки»: Цветная и фактурная бумага, цветные бумажные салфетки (для обрывной аппликации), клей, клеевые кисточки, салфетки бумажные и матерчатые, коробочки для обрезков. «Хвост»: Анализ готовых работ. |
5. | Фото совместной деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей.Педагогическая технология «Фишбоун» в помощь развития личности дошкольника.
Технология "Фишбоун" является одним из инновационных методов обучения, которая отвечает на вопрос: как научить ребёнка мыслить. Она позволяет добиться позитивных резуль...
Фишбоун как средство технологии критического мышления
технологии критического мышления...

Мастер-класс «Применение технологии «Фишбоун» для развития речевой активности детей дошкольного возраста»
Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка детей...




