Конспект НОД по познавательному развитию с элементами ТРИЗ технологии Тема: «Волшебные льдинки»
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Залесская Оксана Викторовна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад п. Молодежный

Перелюбского муниципального района Саратовской области»

 

 

 

 

 

 

 

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами ТРИЗ технологии

 

Тема: «Волшебные льдинки»

Младшая группа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Залесская Оксана Викторовна

Воспитатель

МБДОУ «Детский сад п. Молодежный

Перелюбского муниципального района

 Саратовской области»

Категория: высшая

 

 

 

 

 

 

 

2025

 

Методика знакомства с признаками

Тема: «Волшебные льдинки»

Цель:  создавать условия для формирования у детей навыков  исследователя;

Задачи :

Образовательные:

Учить детей на основе восприятия объекта представлять возможные ощущения через разные органы чувств (осязание, зрение);

Повторить признаки (материал, цвет, температура, количество).

Развивающие:

Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

Развивать творческую активность и воображение детей;

Способствовать развитию логического мышления, внимания, памяти.

Воспитательные:

Воспитывать познавательный интерес, умение слушать друг друга;

Поддерживать доброжелательные отношения между детьми.

Реализация образовательных областей:

– Познавательное развитие;

– Речевое развитие;

– Социально-коммуникативное развитие;

– Физическое развитие.

 Оборудование: Кукла Маша, карточки признаки, анализаторы, деревянные пазлы, рыбки, теплая вода.

 

 

 

 

НОД:

1.Организационный момент

Цель: Привлечь внимание детей, создать положительный настрой на предстоящую деятельность, вызвать познавательный интерес:

- Посмотрите ребята, сколько к нам сегодня пришло гостей, давайте с ними поздороваемся. Гости не знают, как всех нас зовут, давайте представимся.

Передавая мяч друг другу произносите ласково своё имя.

Игра на сплочение:

Дети выходят на середину группы, встают в круг и, передавая мяч друг другу, по очереди произносят свое имя ласково.

Мотивация к предстоящей деятельности:

Цель: Вызвать у детей познавательный интерес к совместной деятельности: повторение анализаторов  – глаза, уши, руки,.(помощники умной головы)

И повторение имен признаков –цвет, температура, материал, количество.

1 этап – «Цвет»

–  Ребята, к нам в гости пришла Маша.

Маша просит вашей помощи. Поможем?

- Маша играла в пазлы и перепутала фигурки просит вас помочь разложить все фигуры (показ) по признаку цвет.

- Посмотрите это признак цвет?

- Ребята назовите какие цвета вы видите (красный, синий, жёлтый, зелёный).

– Какой анализатор нам помог увидеть цвет? (глаза)

- Давайте разложим предметы по цветам. (дети работают)

- Маша посмотрит – правильно ли вы разложили фигуры.

Молодцы!

- Посмотрите, Маша принесла новый признак – признак материал – он задает вопрос – из какого материала пазлы фигуры?

- А, какие еще предметы сделаны из дерева? (стол, стул, шкаф).

- Маша приглашает вас на музыкальную физминутку.

Физминутка.

 

2 этап – признак «влажность»

Проблемная ситуация.

- Ребята посмотрите, что же случилось?

 – Маша поймала рыбок для Мишки и положила в морозилку и все рыбки превратились в льдинки.

– Ребята, поможем Маше освободить рыбок из ледяного плена?

Маша показывает признак (количество)  

- Это признак количество.

– Сколько рыбок замерзло?  (по признаку количество – рыбок много)

– Ребята кто скажет, что такое лед? (Это замерзшая вода).

 – Ребята, вы сказали, что лед – это замерзшая вода от определенной температуры. От какой температуры появился лед?  (от низкой температуры)

– Как вы думаете, что с ним нужно сделать, чтобы он превратился в воду?

Маша показывает признак (температуры)

- Посмотрите это признак температура

- Давайте полюбуемся! Потрогаем. Возьмите лед в руки и скажите, какой он. (Твердый, холодный, прозрачный, тяжелый, по признаку цвету – прозрачный, красивые, гладкие, протяните ладошки, какие они по температуре? (холодные)

- Какой помощник умной головы нам помог узнать, что лед холодный? (руки)

- Как вы думаете, что нужно сделать – чтобы растопить лед?

Дети трогают лед, рассуждают, каким образом это можно сделать:

– согреть руками;

– «отковырять» рыбок;

– растопить на батарее;

– подождать, когда лед растает;

– поместить в теплую воду.

 

 

 

 

 

Обсуждаем каждый способ:

Если согреть – то замерзнут руки, можно заболеть;

Ребята, льдинки брать в рот не следует, можно  простудиться и заболеть, так как льдинки очень холодные.

Если «отковырять» – небезопасно;

Если ждать, когда лед растает на батарее – долго.

- Несколько льдинок останутся лежать в контейнере.

- Несколько льдинок польем теплой водой.

- Потрогайте термос, он какой по признаку температуры?

- Что произошло с нашими льдинками?

- Ой куда же делись наши льдинки? (растаяли)

- Каких красивых рыбок поймала Маша?

(не торопить детей, побуждать к анализу и обсуждению каждой гипотезы)

Поливаем водой кубики льда, дети наблюдают за тем, как лед тает,

несколько кубиков остаются лежать на подносе. Дети замечают, что лед в теплой воде растаял быстрее. Объясняют – почему.

Возьмите салфетки вытирайте руки

– Ребята, какой анализатор нам помог услышать о помощи Маши? (уши)

 

Рефлексия:

Маша и ребята проходят на стульчики….

- Кому мы с вами помогали? А что делали?

- Какие помощники умной головы нам сегодня помогли?

- А какие признаки? (материал, цвет, температура, количество)

- Мне понравилось, как вы старались, были активными (назвать положительные моменты и отрицательные, если таковые имелись).

- Маша благодарит за вашу помощь и принесла в подарок для вас удочку и теперь вы сами можете поиграть и половить рыбок.

Спасибо вам, ребята, что мне помогли. Спасибо вам за работу.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад п. Молодежный

Перелюбского муниципального района Саратовской области»

Конспект НОД по познавательному развитию

с элементами ТРИЗ технологии

Тема: «Волшебные льдинки»

Младшая группаC:\Users\я\Pictures\триз признаки\кляксы.jpg

C:\Users\я\Pictures\3806085.png

C:\Users\я\Pictures\1. триз картинки\картинки триз +\признаки\материал.jpg

Залесская Оксана ВикторовнаC:\Users\я\Pictures\1. триз картинки\триз признаки мои\kolichestvo-ili-kachestvo6.jpg

Воспитатель

МБДОУ «Детский сад п. Молодежный

Перелюбского муниципального района

 Саратовской области»

Категория: высшая

2025

Методика знакомства с признаками

Тема: «Волшебные льдинки»

Цель:  создавать условия для формирования у детей навыков  исследователя;

Задачи :

Образовательные:

Учить детей на основе восприятия объекта представлять возможные ощущения через разные органы чувств (осязание, зрение);

Повторить признаки (материал, цвет, температура, количество).

Развивающие:

Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

Развивать творческую активность и воображение детей;

Способствовать развитию логического мышления, внимания, памяти.

Воспитательные:

Воспитывать познавательный интерес, умение слушать друг друга;

Поддерживать доброжелательные отношения между детьми.

Реализация образовательных областей:

– Познавательное развитие;

– Речевое развитие;

– Социально-коммуникативное развитие;

– Физическое развитие.

 Оборудование: Кукла Маша, карточки признаки, анализаторы, деревянные пазлы, рыбки, теплая вода.

НОД:

1.Организационный момент

Цель: Привлечь внимание детей, создать положительный настрой на предстоящую деятельность, вызвать познавательный интерес:

- Посмотрите ребята, сколько к нам сегодня пришло гостей, давайте с ними поздороваемся. Гости не знают, как всех нас зовут, давайте представимся.

Передавая мяч друг другу произносите ласково своё имя.

Игра на сплочение:

Дети выходят на середину группы, встают в круг и, передавая мяч друг другу, по очереди произносят свое имя ласково.

Мотивация к предстоящей деятельности:

Цель: Вызвать у детей познавательный интерес к совместной деятельности: повторение анализаторов  – глаза, уши, руки,.(помощники умной головы)

И повторение имен признаков –цвет, температура, материал, количество.

1 этап – «Цвет»

–  Ребята, к нам в гости пришла Маша.

Маша просит вашей помощи. Поможем?

- Маша играла в пазлы и перепутала фигурки просит вас помочь разложить все фигуры (показ) по признаку цвет.

- Посмотрите это признак цвет?

- Ребята назовите какие цвета вы видите (красный, синий, жёлтый, зелёный).

– Какой анализатор нам помог увидеть цвет? (глаза)

- Давайте разложим предметы по цветам. (дети работают)

- Маша посмотрит – правильно ли вы разложили фигуры.

Молодцы!

- Посмотрите, Маша принесла новый признак – признак материал – он задает вопрос – из какого материала пазлы фигуры?

- А, какие еще предметы сделаны из дерева? (стол, стул, шкаф).

- Маша приглашает вас на музыкальную физминутку.

Физминутка.

2 этап – признак «влажность»

Проблемная ситуация.

- Ребята посмотрите, что же случилось?

 – Маша поймала рыбок для Мишки и положила в морозилку и все рыбки превратились в льдинки.

– Ребята, поможем Маше освободить рыбок из ледяного плена?

Маша показывает признак (количество)  

- Это признак количество.

– Сколько рыбок замерзло?  (по признаку количество – рыбок много)

– Ребята кто скажет, что такое лед? (Это замерзшая вода).

 – Ребята, вы сказали, что лед – это замерзшая вода от определенной температуры. От какой температуры появился лед?  (от низкой температуры)

– Как вы думаете, что с ним нужно сделать, чтобы он превратился в воду?

Маша показывает признак (температуры)

- Посмотрите это признак температура

- Давайте полюбуемся! Потрогаем. Возьмите лед в руки и скажите, какой он. (Твердый, холодный, прозрачный, тяжелый, по признаку цвету – прозрачный, красивые, гладкие, протяните ладошки, какие они по температуре? (холодные)

- Какой помощник умной головы нам помог узнать, что лед холодный? (руки)

- Как вы думаете, что нужно сделать – чтобы растопить лед?

Дети трогают лед, рассуждают, каким образом это можно сделать:

– согреть руками;

– «отковырять» рыбок;

– растопить на батарее;

– подождать, когда лед растает;

– поместить в теплую воду.

Обсуждаем каждый способ:

Если согреть – то замерзнут руки, можно заболеть;

Ребята, льдинки брать в рот не следует, можно  простудиться и заболеть, так как льдинки очень холодные.

Если «отковырять» – небезопасно;

Если ждать, когда лед растает на батарее – долго.

- Несколько льдинок останутся лежать в контейнере.

- Несколько льдинок польем теплой водой.

- Потрогайте термос, он какой по признаку температуры?

- Что произошло с нашими льдинками?

- Ой куда же делись наши льдинки? (растаяли)

- Каких красивых рыбок поймала Маша?

(не торопить детей, побуждать к анализу и обсуждению каждой гипотезы)

Поливаем водой кубики льда, дети наблюдают за тем, как лед тает,

несколько кубиков остаются лежать на подносе. Дети замечают, что лед в теплой воде растаял быстрее. Объясняют – почему.

Возьмите салфетки вытирайте руки

– Ребята, какой анализатор нам помог услышать о помощи Маши? (уши)

Рефлексия:

Маша и ребята проходят на стульчики….

- Кому мы с вами помогали? А что делали?

- Какие помощники умной головы нам сегодня помогли?

- А какие признаки? (материал, цвет, температура, количество)

- Мне понравилось, как вы старались, были активными (назвать положительные моменты и отрицательные, если таковые имелись).

- Маша благодарит за вашу помощь и принесла в подарок для вас удочку и теперь вы сами можете поиграть и половить рыбок.

Спасибо вам, ребята, что мне помогли. Спасибо вам за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами ТРИЗ и проф. ориентацией «Поможем зайчику» 2-ая младшая группа

Цель моего конспекта учить детей творчески подходить к решению той или иной проблемы. Развивать умение анализировать, сравнивать, осуществлять познавательные действия. Учить детей выделять в предметах...

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами ТРИЗ « Путешествие по островам ».

Активизировать мышление детей путемразрешения проблемной ситуации. Умение пользоваться морфологической таблицей, использовать символы для характеристики объекта, использование дидактических игр по ТРИ...

Конспект по познавательному развитию с элементами ТРИЗ в старшей группе тема «спасение муравьишки»

Воспитатель:Воспитатель вместе с детьми сидит на коврике (на подушках).На ковре лежат красива осенние листочки.Воспитатель: Ребята посмотрите какая у нас в группе красота, а что это лежит у нас н...

Конспект непрерывной совместной образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию с элементами ТРИЗ Тема: «Волшебные превращения» возраст детей 5- 6 лет

Совместная образовательная деятельность организованна в форме " Творческой мастерской" совместно с родителями. Цель: создание художественных образов на основе природных форм – ка...

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами ТРИЗ

Непосредственно-образовательная деятельность  по познавательному развитию в младшей группе "Поможем солнышку"...

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами ТРИЗ "Что таит сундучок Феи?" Старшая группа

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами ТРИЗ "Что таит сундучок Феи?"...

Конспект НОД по познавательному развитию с использованием ТРИЗ – технологии: «Волшебное путешествие»

Создание условий для естественного психологического и социально – коммуникативного развития детей, обогащения опыта самостоятельной деятельности, решения доступных познавательных задач посредств...