МАСТЕР – КЛАСС «МИР ВОКРУГ НАС» (опытно – экспериментальная деятельность в экологическом воспитании) «Наблюдение за виноградной улиткой»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Волкова Наталья Евгеньевна

Опытно – экспериментальная деятельность  в экологическом воспитании: «Наблюдение за виноградной улиткой»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАСТЕР – КЛАСС «МИР ВОКРУГ НАС»

(опытно – экспериментальная деятельность  в экологическом воспитании)

«Наблюдение за виноградной улиткой»

СЛАЙД  № 1-2

Цель наблюдения: погружение в мир живой природы.  

СЛАЙД № 3

Задачи наблюдения:

  • провести наблюдения за жизнедеятельностью улиток;
  • воспитывать любознательность, экологическое мировоззрение;
  • развивать познавательный интерес к исследовательской работе, желание познавать новое;
  • участвовать в совместной экспериментально – поисковой работе;
  • учит наблюдать, делать выводы;
  • воспитывать умение работать в коллективе, желание делиться информацией.

СЛАЙД  № 4

Дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматривается как важнейшие черты детского поведения. Наблюдая в детском саду за объектами живой природы, мы приучаем детей подмечать все особенности строения живого организма.  

СЛАЙД  № 5

В один из летних дней, воспитанники по дороге на прогулочный участок группы увидели переползающую через дорожку улитку. Она сразу вызвала интерес у детей, глаза их загорелись и каждый хотел подержать ее в руках, рассмотреть поближе. Мы, конечно, знаем, что нельзя объекты живой природы  брать в руки, чтобы не причинить вред. Но данный случай был особенный: улитка находилась на дорожке,  и любой мог на нее наступить. Поэтому мы решили рассмотреть улитку и выпустить ее в безопасное место.

СЛАЙД  № 6

Познавательный интерес был велик, сразу посыпалось много вопросов. Посмотрите, вот домик. Какой он? На что похож? А где же она сама? Прячется в домике – ракушке? А как же с ней познакомиться? Если постучаться она наверное испугается… может с ней надо как-то ласково поговорить?...  

СЛАЙД  № 7

В процессе наблюдения я не только рассказывала, но и задавала вопросы, направляла внимание детей. Мы рассмотрели раковину. Это  - надежный дом для  мягкого тела улитки, вход закрывается крышечкой из затвердевшей слизи и, спрятавшись внутри, улитка может пережить и засуху и холод.  

СЛАЙД  № 8

Дети послушали рассказ о передвижении улиток, имитировали движения улитки ладонью.  Еще составляли небольшие рассказы об улитке: «Что улитка делает в своей раковине», «Лучший друг улиточки», «Где спит улитка», активно фантазировали и развивали свою речь, а с помощью пальчиковой гимнастики просили улитку показать рожки. Содержание в домашних условиях виноградной улитки можно превратить в настоящее исследование.  

Пальчиковая гимнастика «Улитка»

(Одна из рук – «цветочек». Она стоит на  столе, опираясь на локоть. Пальцы полусогнуты, расстопырены. Ладошка – чашечка цветка. Вторая рука – улитка. Большой, средний и безымянный пальцы соприкасаются кончиками. Указательный и мизинец вытянуты вперед «рога улитки»)

В домике она сидит            («Улитка» раскачивается из стороны в сторону)
Рожки высунув, молчит.

Вот улиточка ползет,              (Ползет вперед по столу)   

Потихонечку вперед.

На цветочек заползет              («Улитка» заползает на «цветочек») 

Лепесточки погрызет              («Улитка» поочередно обхватывает - пальцы                

                                                   лепесточки второй руки – «цветочка)

Рожки в голову втянула,         (Рука «улитка втягивает рожки», сворачивается

                                                  в кулачок)

  В домик спряталась, заснула. («Цветочек», вторая рука, закрывается, пряча «улитку в бутоне») 

СЛАЙД  № 9

Мы играли в игры «Найди одинаковую улитку», «Рассади улиток на цветочки», в заключение слепили и смастерили ярких, красочных улиток. Кроме того, мы узнали много интересного из энциклопедии, например, что даже вмерзнув в лед улитка спокойно спит в своей раковине – домике.  

СЛАЙД  № 10

Весь летний день прошел под впечатлением от увиденного, а когда пришли родители, то дети с удовольствием рассказывали им о своих наблюдениях, делились впечатлениями.

Дома Варя спросила у мамы:

- Мама, что ты знаешь об улитках?

Мама: Я знаю такую потешку: «Улитка, улитка, высуни рога, дам тебе я кусок пирога».

Варя: Мама, это не рога вовсе, а глаза на стебельках, очень удобные.

Мама: Варвара, а давай поищем ответы на твои многочисленные вопросы в книгах.

Варя: И я узнала, что улиток в природе бывает очень много, они обитают на суше и воде.  

СЛАЙД  № 11

Когда за Максимом пришла мама, он спросил:

- Мама, а ты наблюдала за улиткой?

Мама: Нет.

Максим: А как  передвигается улитка быстро или медленно?

Мама: Она передвигается медленно.

Максим: А почему?

Мама: А ты сам как думаешь, сынок?

Максим: Она передвигается медленно, потому что у нее всего одна нога. Мама, когда я вырасту, то стану улитковедом и заведу дома улиток.  

СЛАЙД  № 12

Нелли: Мама, а ты знаешь, есть ли у улитки враги? Кого боятся улитки?

Мама: Наверное есть.

Нелли: это ежи, мыши, лягушки, птицы. Улитка прячется от врагов в домике.

Мама: А если у улитки не будет домика?

Нелли: Тогда она погибнет.   

СЛАЙД  № 13

Лиза:

Улитка медленно ползет,

Качаясь на листке, Улитка целый день несет

Свой домик на себе.

Ей тяжело его носить,
Нельзя его ей снять!

Улитке нужно где-то жить,

Ей нужно где-то спать! 

Зато туда никто чужой

Не проберется никогда!

И охраняет домик свой

Улитка всегда сама!  

СЛАЙД  № 14

Как сказал  Р. Бунеев «Дети – прирожденные исследователи, неутомимые и старательные. Нужно только по настоящему увлечь их предметом исследования.  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №26 «ЗВЁЗДОЧКА» Московская область, г. Клин, Бородинский пр., д.12 Презентация из опыта работы «Организация наблюдений за живым объектом» (Улитка) старший дошкольный возраст (5 – 6 лет) Подготовила воспитатель Волкова Наталья Евгеньевна

Слайд 2

Цель наблюдения: Воспитание экологического сознания через наблюдение за объектами живой природы.

Слайд 3

Задачи наблюдения: Узнать как можно больше о мире моллюсков( в частности улиток),условиях их обитания и особенностях жизнедеятельности. Развивать познавательный интерес к миру моллюсков, поощрять любознательность и исследовательскую деятельность. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы. Развивать эмоциональную отзывчивость. Развивать творческие способности. Воспитывать бережное, экологически грамотное отношение к природе.

Слайд 4

Наблюдение – это неисчерпаемый кладезь эстетических впечатлений , благотворно воздействующих на эмоциональное состояние детей . Наблюдения в детском саду необходимо использовать систематически, чтобы приучить детей внимательно приглядываться и подмечать все особенности живой природы, развивая тем самым у них наблюдательность и, следовательно, решая задачи экологического воспитания.

Слайд 5

Ежедневно мы осуществляем наблюдения в природе. Однажды, выходя на прогулку, воспитанники увидели переползающую через дорожку улитку. Она сразу вызвала интерес у детей, глаза их загорелись и каждый хотел подержать ее в руках, рассмотреть поближе. Но когда один из воспитанников взял ее в руки, она скрылась в раковину.

Слайд 6

Но через некоторое время познавательный интерес взял свое и дети положили нашу гостью, как мы ее назвали, на листок. Воспитанники задавали различные вопросы, с большим интересом рассматривали улиток. Посмотрите, вот домик . Какой он? На что похож? А где же она сама? Прячется в домике-ракушке ? А как же с ней познакомиться ? Если постучаться она наверно испугается…может с ней надо как-то ласково поговорить ? ... ... Сначала долго рассматривали, не решаясь её потревожить.

Слайд 7

В процессе наблюдения воспитатель не только рассказывала, но и задавала вопросы, предложила внимательно рассмотреть обследовать живой объект. Юные исследователи узнали много нового: где живёт улитка, чем питается, как за ней ухаживать в домашних условиях . Рассмотрели раковину и её удивительный окрас. Убедились, что раковина закручена в правую сторону, внутри окрашена в светлые цвета (белый, розовый, перламутровый).

Слайд 8

Дети через лупу рассматривают улиток , называют части тела: голова, нога, раковина, а тело мягкое , влажное . Еще мы составляли небольшие истории об улитках: "Что улитка делает в своей раковине ", "Лучший друг улиточки ", " Где спит улитка", активно фантазировали и развивали свою речь, а с помощью пальчиковой гимнастики просили улитку показать рожки. Содержание в домашних условиях виноградной улитки можно превратить в настояще е исследование .

Слайд 9

Дети вместе с педагогом играли в игры «Найди одинаковую улитку », «Рассади улиток на цветочки», а в заключении слепили и смастерили ярких , красочных улиток.

Слайд 10

Вроде бы ничего необычного, но дети были в восторге ! В конце прогулки мы попрощались с нашей гостьей и отпустили ее , но всю вторую половину дня дети вспоминали эту интересную встречу , а когда приходили родители с удовольствием рассказывали им о своих наблюдениях . Дома Варя спросила у мамы: Мама, что ты знаешь об улитках? Мама: Я знаю такую потешку : «Улитка, улитка, высуни рога, дам тебе я, кусок пирога ». Варя: Мама, оказывается это и не рога вовсе, а глаза на стебельках, очень удобные. Мама: Варвара, а давай поищем ответы на твои многочисленные вопросы в книгах. Варя: И я узнала, что улиток в природе бывает очень много, они обитают на суше и в воде.

Слайд 11

Когда за Максимом пришла мама, он спросил : - Мама, а ты наблюдала за улиткой Мама: Нет Максим: А как передвигается улитка быстро или медленно? Мама: Она передвигается медленно. Максим: А почему? Мама: А ты как сам думаешь, сынок? Максим: Она передвигается медленно, потому что у нее всего одна нога. Мама, когда я вырасту, я стану улитковедом и заведу дома улиток.

Слайд 12

Нелли: - Мама, а ты знаешь, есть ли враги у улиток? Кого бояться улитки? Мама: Наверное есть. Нелли: Это ежи, мыши, лягушки, птицы. Улитка прячется от врагов в домике. Мама: А если у улитки не будет домика? Нелли: Тогда она погибнет. .

Слайд 13

Лиза: Улитка медленно ползет, Качаясь на листке, Улитка целый день несет Свой домик на себе. Ей тяжело его носить Нельзя его ей снять! Улитке нужно где-то жить, Ей нужно где-то спать! Зато туда никто чужой Не проберется никогда! И охраняет домик свой Улитка всегда сама! Дети всегда найдут на территории детской площадки что- то интересное. Они получили огромное удовольствие , положительные эмоции и приятные впечатления.

Слайд 15

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для педагогов по опытно-экспериментальной деятельности

Организация  игровой деятельности опытно-экспериментального характера....

Мастер – класс для педагогов по опытно – экспериментальной деятельности. Тема: « Путешествие любопытного лягушонка».

Данный мастер – класс может быть интересен и педагогам, использующим экспериментирование в своей работе, возможно, они найдут для себя что-то новое, и начинающим, так как они  поймут, наско...

Мастер – класс для педагогов по опытно - экспериментальной деятельности.

Демонстрация экспериментов с цветом[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11272517","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 240px; height: 150px;"}}]]...

Мастер класс для педагогов по опытно–экспериментальной деятельности.

Мастер класс для педагогов по опытно–экспериментальной деятельности....

Мастер-класс для педагогов МДОУ "Опытно-экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников"

Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а остальные пойму, насколько это интересное и увлекательное занятие....

Мастер – класс для родителей воспитанников «Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников»

Мастер – класс для родителей воспитанников«Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников»...