МАСТЕР – КЛАСС «МИР ВОКРУГ НАС» (опытно – экспериментальная деятельность в экологическом воспитании) «Наблюдение за виноградной улиткой»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Опытно – экспериментальная деятельность в экологическом воспитании: «Наблюдение за виноградной улиткой»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.86 КБ | |
| 1007.27 КБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР – КЛАСС «МИР ВОКРУГ НАС»
(опытно – экспериментальная деятельность в экологическом воспитании)
«Наблюдение за виноградной улиткой»
СЛАЙД № 1-2
Цель наблюдения: погружение в мир живой природы.
СЛАЙД № 3
Задачи наблюдения:
- провести наблюдения за жизнедеятельностью улиток;
- воспитывать любознательность, экологическое мировоззрение;
- развивать познавательный интерес к исследовательской работе, желание познавать новое;
- участвовать в совместной экспериментально – поисковой работе;
- учит наблюдать, делать выводы;
- воспитывать умение работать в коллективе, желание делиться информацией.
СЛАЙД № 4
Дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматривается как важнейшие черты детского поведения. Наблюдая в детском саду за объектами живой природы, мы приучаем детей подмечать все особенности строения живого организма.
СЛАЙД № 5
В один из летних дней, воспитанники по дороге на прогулочный участок группы увидели переползающую через дорожку улитку. Она сразу вызвала интерес у детей, глаза их загорелись и каждый хотел подержать ее в руках, рассмотреть поближе. Мы, конечно, знаем, что нельзя объекты живой природы брать в руки, чтобы не причинить вред. Но данный случай был особенный: улитка находилась на дорожке, и любой мог на нее наступить. Поэтому мы решили рассмотреть улитку и выпустить ее в безопасное место.
СЛАЙД № 6
Познавательный интерес был велик, сразу посыпалось много вопросов. Посмотрите, вот домик. Какой он? На что похож? А где же она сама? Прячется в домике – ракушке? А как же с ней познакомиться? Если постучаться она наверное испугается… может с ней надо как-то ласково поговорить?...
СЛАЙД № 7
В процессе наблюдения я не только рассказывала, но и задавала вопросы, направляла внимание детей. Мы рассмотрели раковину. Это - надежный дом для мягкого тела улитки, вход закрывается крышечкой из затвердевшей слизи и, спрятавшись внутри, улитка может пережить и засуху и холод.
СЛАЙД № 8
Дети послушали рассказ о передвижении улиток, имитировали движения улитки ладонью. Еще составляли небольшие рассказы об улитке: «Что улитка делает в своей раковине», «Лучший друг улиточки», «Где спит улитка», активно фантазировали и развивали свою речь, а с помощью пальчиковой гимнастики просили улитку показать рожки. Содержание в домашних условиях виноградной улитки можно превратить в настоящее исследование.
Пальчиковая гимнастика «Улитка»
(Одна из рук – «цветочек». Она стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы полусогнуты, расстопырены. Ладошка – чашечка цветка. Вторая рука – улитка. Большой, средний и безымянный пальцы соприкасаются кончиками. Указательный и мизинец вытянуты вперед «рога улитки»)
В домике она сидит («Улитка» раскачивается из стороны в сторону)
Рожки высунув, молчит.
Вот улиточка ползет, (Ползет вперед по столу)
Потихонечку вперед.
На цветочек заползет («Улитка» заползает на «цветочек»)
Лепесточки погрызет («Улитка» поочередно обхватывает - пальцы
лепесточки второй руки – «цветочка)
Рожки в голову втянула, (Рука «улитка втягивает рожки», сворачивается
в кулачок)
В домик спряталась, заснула. («Цветочек», вторая рука, закрывается, пряча «улитку в бутоне»)
СЛАЙД № 9
Мы играли в игры «Найди одинаковую улитку», «Рассади улиток на цветочки», в заключение слепили и смастерили ярких, красочных улиток. Кроме того, мы узнали много интересного из энциклопедии, например, что даже вмерзнув в лед улитка спокойно спит в своей раковине – домике.
СЛАЙД № 10
Весь летний день прошел под впечатлением от увиденного, а когда пришли родители, то дети с удовольствием рассказывали им о своих наблюдениях, делились впечатлениями.
Дома Варя спросила у мамы:
- Мама, что ты знаешь об улитках?
Мама: Я знаю такую потешку: «Улитка, улитка, высуни рога, дам тебе я кусок пирога».
Варя: Мама, это не рога вовсе, а глаза на стебельках, очень удобные.
Мама: Варвара, а давай поищем ответы на твои многочисленные вопросы в книгах.
Варя: И я узнала, что улиток в природе бывает очень много, они обитают на суше и воде.
СЛАЙД № 11
Когда за Максимом пришла мама, он спросил:
- Мама, а ты наблюдала за улиткой?
Мама: Нет.
Максим: А как передвигается улитка быстро или медленно?
Мама: Она передвигается медленно.
Максим: А почему?
Мама: А ты сам как думаешь, сынок?
Максим: Она передвигается медленно, потому что у нее всего одна нога. Мама, когда я вырасту, то стану улитковедом и заведу дома улиток.
СЛАЙД № 12
Нелли: Мама, а ты знаешь, есть ли у улитки враги? Кого боятся улитки?
Мама: Наверное есть.
Нелли: это ежи, мыши, лягушки, птицы. Улитка прячется от врагов в домике.
Мама: А если у улитки не будет домика?
Нелли: Тогда она погибнет.
СЛАЙД № 13
Лиза:
Улитка медленно ползет,
Качаясь на листке, Улитка целый день несет
Свой домик на себе.
Ей тяжело его носить,
Нельзя его ей снять!
Улитке нужно где-то жить,
Ей нужно где-то спать!
Зато туда никто чужой
Не проберется никогда!
И охраняет домик свой
Улитка всегда сама!
СЛАЙД № 14
Как сказал Р. Бунеев «Дети – прирожденные исследователи, неутомимые и старательные. Нужно только по настоящему увлечь их предметом исследования.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель наблюдения: Воспитание экологического сознания через наблюдение за объектами живой природы.
Задачи наблюдения: Узнать как можно больше о мире моллюсков( в частности улиток),условиях их обитания и особенностях жизнедеятельности. Развивать познавательный интерес к миру моллюсков, поощрять любознательность и исследовательскую деятельность. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы. Развивать эмоциональную отзывчивость. Развивать творческие способности. Воспитывать бережное, экологически грамотное отношение к природе.
Наблюдение – это неисчерпаемый кладезь эстетических впечатлений , благотворно воздействующих на эмоциональное состояние детей . Наблюдения в детском саду необходимо использовать систематически, чтобы приучить детей внимательно приглядываться и подмечать все особенности живой природы, развивая тем самым у них наблюдательность и, следовательно, решая задачи экологического воспитания.
Ежедневно мы осуществляем наблюдения в природе. Однажды, выходя на прогулку, воспитанники увидели переползающую через дорожку улитку. Она сразу вызвала интерес у детей, глаза их загорелись и каждый хотел подержать ее в руках, рассмотреть поближе. Но когда один из воспитанников взял ее в руки, она скрылась в раковину.
Но через некоторое время познавательный интерес взял свое и дети положили нашу гостью, как мы ее назвали, на листок. Воспитанники задавали различные вопросы, с большим интересом рассматривали улиток. Посмотрите, вот домик . Какой он? На что похож? А где же она сама? Прячется в домике-ракушке ? А как же с ней познакомиться ? Если постучаться она наверно испугается…может с ней надо как-то ласково поговорить ? ... ... Сначала долго рассматривали, не решаясь её потревожить.
В процессе наблюдения воспитатель не только рассказывала, но и задавала вопросы, предложила внимательно рассмотреть обследовать живой объект. Юные исследователи узнали много нового: где живёт улитка, чем питается, как за ней ухаживать в домашних условиях . Рассмотрели раковину и её удивительный окрас. Убедились, что раковина закручена в правую сторону, внутри окрашена в светлые цвета (белый, розовый, перламутровый).
Дети через лупу рассматривают улиток , называют части тела: голова, нога, раковина, а тело мягкое , влажное . Еще мы составляли небольшие истории об улитках: "Что улитка делает в своей раковине ", "Лучший друг улиточки ", " Где спит улитка", активно фантазировали и развивали свою речь, а с помощью пальчиковой гимнастики просили улитку показать рожки. Содержание в домашних условиях виноградной улитки можно превратить в настояще е исследование .
Дети вместе с педагогом играли в игры «Найди одинаковую улитку », «Рассади улиток на цветочки», а в заключении слепили и смастерили ярких , красочных улиток.
Вроде бы ничего необычного, но дети были в восторге ! В конце прогулки мы попрощались с нашей гостьей и отпустили ее , но всю вторую половину дня дети вспоминали эту интересную встречу , а когда приходили родители с удовольствием рассказывали им о своих наблюдениях . Дома Варя спросила у мамы: Мама, что ты знаешь об улитках? Мама: Я знаю такую потешку : «Улитка, улитка, высуни рога, дам тебе я, кусок пирога ». Варя: Мама, оказывается это и не рога вовсе, а глаза на стебельках, очень удобные. Мама: Варвара, а давай поищем ответы на твои многочисленные вопросы в книгах. Варя: И я узнала, что улиток в природе бывает очень много, они обитают на суше и в воде.
Когда за Максимом пришла мама, он спросил : - Мама, а ты наблюдала за улиткой Мама: Нет Максим: А как передвигается улитка быстро или медленно? Мама: Она передвигается медленно. Максим: А почему? Мама: А ты как сам думаешь, сынок? Максим: Она передвигается медленно, потому что у нее всего одна нога. Мама, когда я вырасту, я стану улитковедом и заведу дома улиток.
Нелли: - Мама, а ты знаешь, есть ли враги у улиток? Кого бояться улитки? Мама: Наверное есть. Нелли: Это ежи, мыши, лягушки, птицы. Улитка прячется от врагов в домике. Мама: А если у улитки не будет домика? Нелли: Тогда она погибнет. .
Лиза: Улитка медленно ползет, Качаясь на листке, Улитка целый день несет Свой домик на себе. Ей тяжело его носить Нельзя его ей снять! Улитке нужно где-то жить, Ей нужно где-то спать! Зато туда никто чужой Не проберется никогда! И охраняет домик свой Улитка всегда сама! Дети всегда найдут на территории детской площадки что- то интересное. Они получили огромное удовольствие , положительные эмоции и приятные впечатления.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для педагогов по опытно-экспериментальной деятельности
Организация игровой деятельности опытно-экспериментального характера....

Мастер – класс для педагогов по опытно – экспериментальной деятельности. Тема: « Путешествие любопытного лягушонка».
Данный мастер – класс может быть интересен и педагогам, использующим экспериментирование в своей работе, возможно, они найдут для себя что-то новое, и начинающим, так как они поймут, наско...

Мастер – класс для педагогов по опытно - экспериментальной деятельности.
Демонстрация экспериментов с цветом[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11272517","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 240px; height: 150px;"}}]]...

Мастер класс для педагогов по опытно–экспериментальной деятельности.
Мастер класс для педагогов по опытно–экспериментальной деятельности....

Мастер-класс для педагогов МДОУ "Опытно-экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников"
Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а остальные пойму, насколько это интересное и увлекательное занятие....

САМООБРАЗОВАНИЕ на тему: «Формирование экологической культуры и познавательного развития детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности» (экологическое воспитание)
Самообразовние воспитателя старшего дошкольного возраста...

Мастер – класс для родителей воспитанников «Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников»
Мастер – класс для родителей воспитанников«Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников»...
