Проект "Мы и Космос"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Ковалёва Елена Михайловна
Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_my_i_komos.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Мы и Космос»

Старшая логопедическая группа №12 «Непоседы»

Воспитатели Ковалёва Е.М, Кузовчикова Е.А., учитель-логопед Сидорова С.М.

Вид проекта: групповой, информационный, творческий

Тип проекта: информационно-познавательный, творческий.

Продолжительность: 2 недели (31.03 – 11.04.2025г).

Участники проекта: воспитатели, учитель-логопед, дети, родители.

Проблема: Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.

Основания для разработки проекта: Способствовать развитию у ребёнка представления об окружающем мире до глубин Вселенной.

Актуальность проекта: поверхностные знания детей о космосе, о планетах, о работе космонавтах. Метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях. Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности Солнечной системы, о Юрии Гагарине – первом космонавте Земли и поможет систематизировать полученные знания и применить их в различных видах детской деятельности.

Цель проекта: создание условий для обогащения знаний детей о нашей солнечной системе, о космосе.

Задачи проекта:

1. Сформировать устойчивый интерес к познанию космического пространства.

2. Познакомить детей с историей развития космонавтики, с символикой некоторых созвездий, строением солнечной системы.

3. Расширять первоначальные представления о звездах и планетах (их величине, о порядке расположения относительно Солнца, некоторых особенностях).

4. Прививать любовь к родному краю, планете, героям освоения космоса.

5. Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

6. Развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

7. Поощрять желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы, совместной исследовательской деятельности.

Ожидаемые результаты:

Дети:

- сформированы понятия и представления о планетах, звёздах, космических аппаратах, космонавтах и т. д;

- сформирован интерес к новому, неизвестному в окружающем мире

- умеют предложить свой собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке и т.д.

- умеют самостоятельно действовать в различных видах деятельности;

- овладевают средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Педагоги:

- активизировалась поисковая деятельность;

- установление доверительных и партнёрских отношений с родителями;

- создадутся условия для благоприятного взаимодействия с родителями.

Родители:

- повышение активного участия родителей в жизнедеятельности группы;

- повышение педагогической культуры родителей.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап.

Выявление первоначальных знаний детей о космосе.

Информация родителей о предстоящей деятельности.

Подбор литературы о космосе, презентаций, фотографий, плакатов, атрибутов.

Основной этап реализации проекта:

Беседы с детьми. ООД .

Художественно-продуктивная деятельность: Аппликация с элементами нетрадиционного рисования, рисование, лепка («Солнечная система», «Ракета в пути», «Забавные инопланетяне», «Путь к звёздам») конструирование («Ракеты»).

Работа с родителями по заданной теме.

Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр, индивидуальной и групповой работы.

Заключительный этап:

Организация выставки «Если только захотим, даже в космос полетим»» (совместная работа детей и родителей)

Спортивное развлечение: «БОЛЬШИЕ КОСМИЧЕСКИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ»

Содержание проекта:

Предварительная работа:

- создание развивающей предметно-пространственной среды;

- подбор информационных ресурсов, художественной литературы;

- атрибутов к сюжетно-ролевой игре;

- выставка совместных работ детей и родителей на тему;

- подбор иллюстраций о космосе, космонавтах, солнечной системе.

Подготовить презентацию «Земля в ладонях»…Космонавтике посвящается.

Подбор мультфильмов на тему космоса.

Подбор фонотеки.

Разработка конспектовзанятий.

Подбор дидактического материала, загадок и стихов о космосе.

Составление картотеки подвижных игр и сюжетно-ролевых игр на заданную тематику.

Беседы с использованием презентаций.

Беседа «Что такое Космос»;

Беседа «Первый космонавт»;

Беседа «Планеты Солнечной системы».

Подвижные игры: «Маленькие планеты», «Соберём космический корабль», «Космостарт», «Возвращение в луноход», «Невесомость», «Космонавты», «Ждут нас быстрые ракеты»,

Сюжетно-ролевые игры: «Космонавты»,«Путешествие на Луну»,«Строители» сюжет «Строим космодром»

Дидактические игры: «Разложи планеты на орбитах», «Подбери пришельцу ракету», «Восстанови порядок в Солнечной системе», «Найди лишнее», «Добавь словечко», «Найди пару», «Космос», «Подбери словечко», «Найди недостающую ракету», «Куда летят ракеты».

Чтение художественной литературы:

Цель: знакомить детей с литературой о космосе; воспитывать познавательную активность.

- Я. К. Голованов «Дорога на космодром»,
- В. Кащенко «Созвездие драконов»,
- П. О. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»,
- О. А. Скоролупова «Покорение космоса»,
- Н.Носов « Незнайка на луне»
- стихотворения о космосе.
- загадки о космосе .

Индивидуальная и групповая работа:

- развитие мелкой моторики (раскрашивание картинок о космосе).
- собирание пазлов (тема «Космические пазлы»)
- выкладывание картинок из счетных палочек
- индивидуальная работа по развитию речи игра “Скажи наоборот”  

Просмотр электронных презентаций:

«Планеты Солнечной системы».

«Животные в космосе».

«Освоение космоса»

Просмотр фильмов:

«Юрий Гагарин».

«Первый полёт».

«Экскурсия по МКС».

Мультфильмы о Земле, о Солнце, космических машина, планетах Солнечной системы.

Слушание космической музыки.

Музыкальные произведения группы Зодиак.

Старые советские песни:

«Мы в космос улетаем на работу»

«Я-Земля!».

"На пыльных тропинках далёких планет...".

"Мы в космос улетаем на работу...".

"И на Марсе будут яблони цвести".

Александр Зацепин «Тайна третьей планеты». Ксения Ларионова «Ключ на старт».

С.Светикова «Свет любви» (из мультфильма "День рождения Алисы") Земляне «Трава у дома».

Результаты проекта:

Педагогами были определены и проведены наиболее эффективные интегрированные виды деятельности по теме «Космос», способствующих развитию свободного общения с детьми и взрослыми. В проекте были использованы разные интегрированные виды детской деятельности:

На практике убедились, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт возможность ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с взрослыми, тесно общаться, что позволяет ему успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру

В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию чувства гордости за свою страну. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой.

Практическая значимость проекта состоит в том, что  его может использовать  в своей работе любой творческий педагог, адаптировав его содержание к условиям своего ДОУ и возможности взаимодействия с социумом.

Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о космосе.

Используемая в работе с детьми литература и сайты:

Гонтарук Т., “Я познаю мир”, М., АСТ: Транзиткнига.

Гонтарук Т., “Я познаю мир”, М., АСТ: Транзиткнига.

Гордон Уэллс «Звездочет и обезьянка Микки».

Дубкова С.И., “Сказки звёздного неба”, “Белый город”, М.

Левитан Е.П. «Малышам о звездах и планетах». Москва, Педагогика-Пресс.

Левитан Е, П. "Твоя Вселенная".

Левитан Е.П. "Звёздные сказки".

Майорова Г. “Игры и рассказы о космосе”, “Лист”

Парамонов Ж., “Забавная астрономия для малышей”.

Порцевский К.А.“Моя первая книга о Космосе”.

«Расскажите детям о космосе». (Карточки для занятий в детском саду.)

Юрлин «Что внутри?». Издательство малыш. Рассказ «Счастливого пути, космонавты».

Талимонова Л. "Сказки о созвездиях".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию речи "Космос, космос - это интересно"

Эти конспекты занятий по развитию речи адресованы воспитателям дошкольных образовательных учреждений, которые работают с детьми старшего дошкольного возраста. Материалы, представленные вашему вн...

Космос - Вселенная. Загадочный мир космоса

интегрированное занятие по окружающему миру...

Познавательная беседа о космосе "Первооткрыватели космоса"

Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосо...

Игра на тему "Космос" в 1 младшей группе №1 «Медвежата» Конспект игры-путешествия для детей 2-3 лет. Тема: «Космос» Тема: Путешествие в космос. 20.10.2021 г.

Игра на тему "Космос" в 1 младшей группе №1 «Медвежата»Конспект игры-путешествия для детей 2-3 лет. Тема: «Космос»Тема: Путешествие в космос.Цель: сфо...