Конспект занятия Тема: «Экскурсия в березовую рощу» Группа общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Лобкарева Нина Валерьевна

Конспект  занятия

Группа общеразвивающей направленности

для детей  4-5 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_berezovaya_roshcha_docx.docx27.77 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  занятия

 на патриотической тропе

Тема: «Экскурсия в березовую рощу»

Группа общеразвивающей направленности

для детей  4-5 лет

г. Оренбург, 2025

Организационная информация

Примечание (дополнительная информация к конспекту)

1.

Доминирующая образовательная область

Конспект занятия на патриотической тропе

2.

Вид деятельности детей

  • игровая, познавательная.

Методическая информация

1.

Тема образовательной деятельности

Экскурсия в березовую рощу

2.

Методы и приемы реализации содержания занятия

  1. Методы: 

словесный, наглядный, игровой, практический

3.

Интеграция образовательных областей

Познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

4.

Возрастная группа

4-5 лет.

5.

Цель:

знакомство детей с березовой рощей.

6.

Задачи:

6.1

Образовательные: Знакомство с березой, учить определять деревья по их признакам.

6.2

Развивающие: Развивать память и внимание детей, развивать речевое общение детей.

6.3

Воспитательные: Формирование целостной картины мира, воспитывать забота об окружающей среде, воспитывать внимание и интерес к явлениям природы и окружающим предметам, воспитывать познавательный интерес к природе, желание проводить больше времени на светлом свежем воздухе, видеть красоту живой природы, любите ее. 

7.

Планируемые результаты:

Дети узнают новые слова: березовая рощабереста, чага, деготь березовая лучина; заботятся об окружающей среде, у них появляется  интерес к природе, у них есть желание проводить больше времени на свежем воздухе, видят  красоту живой природы, любят  ее. 

8.

Организация среды для проведения образовательной деятельности

наблюдение за березой в разное время года; рассматривание картин И. Левитана «Березовая роща»«Золотая осень»; К. Юона «Мартовское солнце»; И. Грабаря «Февральская лазурь»; И. Шишкина «Лесная глушь»; А. Рылова «Осень на реке Тесна»; отгадывание загадок о деревьях; чтение стихов и рассказов о березе, заучивание стихотворения С. Есенина «Береза»; дидактические игры «От какого дерева лист»«Узнай дерево по коре» ; подвижная игра «Раз, два, три к дереву беги» .

Конспект занятия

I.

Вводная часть

1.1

Создание проблемной ситуации

- О каком дереве говорится в загадке?

Ствол белеет,

Шапочка зеленеет.

Стоит в белой одежке,

Свесив сережки.

Береза – это куст или дерево?

Береза - самое красивое дерево наших лесов. Хороша она в смешанном лесу, где ее белый ствол и ажурная листва выделяются на фоне темнохвойных деревьев. Но особенно красив лес, состоящий из одних берез – березовая роща.

В ясную погоду их кружевные кроны пронизаны солнечным светом. Цвет березовой коры не случаен : белизна предохраняет стволы и ветви от обжигающего действия весеннего солнца. В любой день белые стволы остаются прохладными на ощупь.

Познавательно – экспериментальная деятельность: нагревание на солнце кусочков ткани белого и черного цвета.

- Проверим, какая ткань сильнее нагреется. А вы как думайте? ( темные предметы нагреваются гораздо сильнее светлых: они поглощают больше энергии). Поэтому в жаркую погоду надо носить светлую одежду, чтобы не было солнечного удара, перегревания.

Ход наблюдения:

1.2

Мотивирование к деятельности детей

Беседа о березе.

Береза светолюбивое растение, иссушает влажную почву. Размножается семенами, порослью от пня.

Как выглядит береза?

По каким внешним признакам можно узнать это дерево? (Ствол белый, ветки свисающие, гибкие, листья маленькие, треугольной формы).

Растет быстро, с берёзами хорошо уживаются молодые ели.

Береза насчитывает собой 20 видов.

В Европейской части нашей страны встречаются два вида:

береза бородавчатая;

береза пушистая.

Чага применяется для лечения некоторых болезней желудка и кишечника, как общеукрепляющее средство, но со временем дерево погибает.


Воспитатель подходит к дереву.

II.

Основная часть

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

 

Что вырастает на березе(Чага) Под березой(Подберезовик)

Что дает береза птицам(тень, питание, дом)

Что дает береза животным(дупло на дереве, нора под деревом)

Что дает береза насекомым (укрытие от врагов, питание)

Что дает береза людям? За что ценят березу в России?

Ветвями берёзы украшают церкви и жилища на Троицу. Считалось, что запах берёзы излечивает и помогает от сглаза, а берёзовый сок, собранный в особые дни марта и апреля, очищает кровь.

Листья дают с квасцами жёлтую краску для шерсти.

Берёзовая лучина считалась в старину лучшей для освещения крестьянских изб - она горит ярко и почти без копоти.

Берёзовые веники заготавливаются как корм для домашнего скота, на зимний период. Берёзовые веники в России традиционно использовали в лечебных и профилактических целях в русской бане.

Берёза используется при заготовке дров, дает больше тепла.

На постройки берёза мало годится, так как скоро загнивает благодаря развитию грибка.

Используется для изготовления высококачественной фанеры, лыж, мелких резных игрушек, прикладов огнестрельного оружия.

При сухой перегонке белой коры образуется дёготь. (Нагревание без доступа кислорода). Берёзовый дёготь применяется в медицине и парфюмерии, преимущественно как противовоспалительное и антисептическое средство. В старину им смазывали ступицы тележных колёс для уменьшения трения.

Верхний слой коры берёзы имеет собственное название - берёста, или береста (допустимы оба варианта написания и произношения).

Благодаря присутствию смолистых веществ береста отличается чрезвычайной прочностью. Береста издавна применялась в народных промыслах, для изготовления туесков, корзинок, коробок, ковшей, лукошек, другой кухонной утвари, простейшей обуви (лапти, служила материалом для письма).

Вопросы к детям:

III.

Заключительная часть

3.1

Подведение итогов.

- Давайте посмотрим на них и полюбуемся их красотой. Послушайте стихотворение Т. А. Шорыгиной «Береза» :

Березка бела

Сарафан надела,

Кудри завила,

Косы заплела.

До чего же хороша,

Словно девица-душа!

- На Руси всегда любили белоствольную красавицу березу. Ее называли деревом счастья. Считали символом девичьей нежности и красоты.

- Ребята, какие еще деревья растут на нашем участке?

- Смотрите, как много деревьев у нас растет. Как мы будем заботиться о них? (Окапывать, рыхлить землю, поливать.)

Подвижная игра «1, 2, 3 к дереву беги»

Цель: Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве; развивать двигательную активность, воспитывать интерес к подвижным играм.

Понравилась ли вам прогулка? Хотели бы вы еще сюда вернуться? Что нового вы узнали сегодня? К сожалению, нам всем пора идти, но мы обязательно сюда еще вернемся. 

.

Дети становятся парами, и отправляется в группу



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ТРИЗ ТЕМА: «ОТКУДА Я ВЗЯЛСЯ» ( ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПОЛНОГО ДНЯ)

Продолжаем учить детей объединять компонентный, структурный, функциональный и генетический подходы в многоэкранную схему талантливого мышления (Системный Оператор) для более полного видения причинно-с...

Поэтапно –перспективный план работы над методической темой Хайруллиной Р.Г., воспитателя группы общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет №6 «Белочка» АУ ДОУ ДСОВ №1 " Колокольчик" города Радужный на 2014-2015 учебный год

Поэтапно –перспективный план работы над методической темой Хайруллиной Р.Г., воспитателя   группы общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет №6 «Белочка»АУ ДОУ ДСОВ №1 " Колокольчик" город...

План-конспект открытой непосредственно образовательной деятельности на тему: «Домашние животные» в средней группе общеразвивающей направленности

Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация, Художественное творчество. Цель: развитие диалогической речи средних дошкольников. Задачи:Образовательные задачи:ОО «Познание» - ...

Статья по теме: "Физкультурно-оздоровительная работа в группе общеразвивающей направленности"

Воспитание здорового ребёнка - это главная задача, как родителей, так и воспитателей. Поэтому, целью физического воспитания является формирование здорового, крепкого, закаленного, жизнерадостного...

Конспект занятия по физическому развитию на тему «Капелька» во второй младшей группе общеразвивающей направленности

Технология: Здоровьесберегающая технология из серии здоровье.Цель: воспитание здорового, гармонично развитого, физически стойкого и психически уравновешенного ребенка. Развитие всех функций и систем о...

Конспект организованной образовательной деятельности Тема: «Где живут витамины» Возрастная группа общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет

Программное содержание:Рассказать детям о роли витаминов в жизни человека. Дать представление детям о витаминах А, В, С.Рассказать в каких продуктах они содержатся, какую роль играют для здоровья чело...