Главные вкладки

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ТРИЗ ТЕМА: «ОТКУДА Я ВЗЯЛСЯ» ( ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПОЛНОГО ДНЯ)
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

    Литвинова Галина Борисовна

    Продолжаем учить детей объединять компонентный, структурный, функциональный и генетический подходы в многоэкранную схему талантливого мышления (Системный Оператор) для более полного видения причинно-следственной зависимости.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Мой университет» - www.moi-mummi.ru 

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №38»

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

    ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ

    С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ  ТРИЗ

    ТЕМА: «ОТКУДА Я ВЗЯЛСЯ»

     ( ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПОЛНОГО ДНЯ)

                                                     

                                                                                         

                                                                                     ВОСПИТАТЕЛЬ:

                                                                                       ЛИТВИНОВА Г. Б.                                                                                      

     

    г. Новомосковск.

    Цель:

     продолжать учить детей объединять компонентный, структурный, функциональный и генетический подходы в многоэкранную схему талантливого мышления (Системный Оператор) для более полного видения причинно-следственной зависимости.

    Воспитательные задачи:

    1. воспитывать доброту, заботливость, любовь к родителям и близким, желание оказывать им помощь;
    2. воспитывать целеустремлённость и настойчивость в поиске решения возникающих проблем;
    3. формировать доброжелательность в общении;
    4. формировать умение выслушивать других людей при обсуждении какой-либо проблемной ситуации;
    5. формировать навыки социального поведения.

    Познавательные задачи:

    1.  используя генетический подход, показать становление системы, последовательность её поэтапного развития;
    2. учить рассматривать ребёнка /человека/ как систему; показать взаимосвязь человека и его окружения; дать понятие о роде и поколениях;
    3. используя генетический и функциональные подходы, знаки-символы, показать смену поколений человека, подвести к пониманию зависимости в оценке деятельности от пользы, которую эта деятельность приносит для других;
    4. с помощью функционального подхода показать, что результат действия зависит от способа выполнения и что разным системам для достижения одинаковых результатов нужны разные усилия;
    5. учить защищать выработанное решение, анализируя и доказывая аргументированно его в лучшую сторону;
    6. учить детей произвольно пользоваться языковыми средствами, разному оформлению одной и той же мысли.

    Задачи на развитие связной речи:

    1. формировать словарь по теме;
    2. развивать фонематический слух, связную речь, распространяя предложения путём введения второстепенных членов предложения;
    3. совершенствовать доказательную речь, умение обобщать, делать выводы.

    Коррекционные задачи:

    1. настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками;
    2. продолжать знакомство с навыками релаксации, которые создают условия для формирования способности управлять своим эмоциональным состоянием; учить обсуждать и «проживать» в ситуации, вызывающие разнообразные чувства, повышающие эмоциональную устойчивость ребёнка, что помогает ему легче переносить аналогичные, но более мощные воздействия;
    3. развивать внимание, зрительную память, усидчивость, координацию движений, мелкую моторику рук.

    Предварительная работа:

    6 плановых занятий познавательного цикла на тему «Я – это кто?» - по программе А. М. Страунинг «Росток» том 2; просмотр фотографий с изображением родителей на их разных возрастных этапах; рассматривание «генеалогических древ» семей воспитанников; рисование и обсуждение герба семьи; просмотр и обсуждение диафильма «Детки из клетки», видеофильма «Откуда я взялся»; чтение и разбор поговорок и пословиц о младенцах и пожилых людях.

    Материал для занятия:

    системный оператор с кармашками для карточек ; карточки с изображениями  различных этапов жизни человека; ПК, мультимедиа-проектор, экран, презентация «Я – это кто?», аудиозапись музыки для релаксации «Три этапа беременности», фотографии родителей на разном возрастном этапе, фломастеры.

    Ход занятия.

    Занятие проходит в музыкальном зале, на одной из стен которого висит таблица Системного Оператора с девятью пустыми кармашками, которые дети заполняют в течение занятия. В конце занятия таблица должна выглядеть так:

    Новорожденный

    ПНС

       

    5                              

    Семья с ребёнком

    НС

     

    2

    Институт

    БНС

     8

    Эмбрион

    ПС

     

     4

    Ребёнок в детском саду

    С

     

    1

    Школа

    БС

     7

    Клетка

    ППС

    6

    Ясли

    ПС

     

     3

    Взрослый ребёнок со своими детьми

    БПС

        9

    1. Работа детей с Системным Оператором.

    - Дети, подумайте и назовите, что общего между вами и взрослыми /ответы детей: физическое строение, наличие родственников, посещение детского сада – взрослые в качестве родителей и сотрудников/.

    - Если вы сейчас находитесь в группе, частью чего вы являетесь /частью группы/.

    - Найдите на столе карточку с обозначением детского сада, поставьте её в кармашек СО, объясните, в какой кармашек и почему именно туда поставили / карман  № 1/ слайд 2.

    - Скажите, пожалуйста, как вы назывались, когда находились внутри мамы

    / эмбрион/

    - Поставьте карточку с нужным изображением в кармашек СО и объясните, почему именно туда / карман  № 4/ слайд 3.

    2. Упражнение на релаксацию сидя на ковре парами.

    - Давайте поиграем.

    Упражнение на релаксацию « Эмбрион»

    Цель: выявить для последующей работы с родителями, специалистами

    / детьми/ проблемных детей, которые родились не сами / кесарево сечение/, поэтому не такие активные и самостоятельные, не желающие добиваться чего-либо самостоятельно.

    Ход упражнения:

    дети парами сидят по кругу / три раза по 2 минуты/, впереди «Эмбрион»

     / ноги согнуты в коленях, обхваченных руками; голова на коленях, глаза закрыты/, сзади вплотную к «эмбриону» сидит « мама». Она под музыку

    / «Три этапа беременности»/ начинает укачивать малыша, гладить его, целовать, шептать ласковые слова, петь колыбельную песенку на ушко. Дети не должны сдерживать свои эмоции. Музыка рассчитана на 3 части, вначале каждой из которых « мама» переходит к другому ребёнку и продолжает его укачивать. Сидящие впереди дети не должны видеть смену «матерей». По окончании музыки детям задают вопросы:

    - Расскажите о своих ощущениях на всех трёх стадиях / вопрос, как к «маме», так и к «эмбриону»/.

    - С какой «мамой» / «эмбрионом»/ было лучше / хуже/ и почему?

    Слова воспитателя во время звучания музыки:

    - Пожалуйста, эмбриончики, примите свою позу. Закройте глазки, по возможности расслабьтесь и представьте себе, что вы одни, душа, летящая далеко в просторах вселенной. Но вы уже сделали свой выбор и приняли решение родиться и придти на эту землю. Поэтому скоро вам предстоит встреча с вашими будущими родителями и начнётся ваша эмбрионная жизнь. Это ваше собственное желание и ваш выбор. Я желаю вам счастливого пути. Как сложится ваша жизнь, я не знаю. Ну как, все эмбриончики родились? Открываем глаза.

    3. Физкультурная пауза «Как живёшь, малыш»:

    - Как живёшь?

    - Вот так! /выставить большие пальцы рук вперёд /

    - Как идёшь?

    - Вот так! /имитируем ходьбу /

    - А бежишь?

    - Вот так! /имитируем бег /

    - Ночью спишь?

    - Вот так! /склоняем голову к плечу, закрыв глаза; соединённые ладонями руки кладём под голову /

    - Как берёшь?

    - Вот так! / сжимаем, разжимаем ладонь /

    - А даёшь?

    - Вот так! /руки вверх, ладони к потолку /

    - Как шалишь?

    - Вот так! /хлопок руками по надутым щекам /

    - А грозишь?

    - Вот так! /погрозить пальцем соседу /

    4. Работа детей с Системным Оператором.

    - Как вас звала мама, когда вы только родились? / ответ детей /

    - Как звала ваших родителей ваша бабушка, когда они только родились?

    / ответ детей /

    - Частью чего является новорожденный? /роддом, семья/

    Поставьте соответствующую карточку в кармашек СО, объясните, в какой и почему именно туда

    /карман  № 5 / слайд 4.

    - Как вы думаете, имена у людей в течение жизни меняются? Расскажите как.

    - Когда папа познакомился с мамой, как он за ней ухаживал? Как они друг друга называли, почему?

    - Частью чего они вместе стали являться? / частью семьи / слайд 5

    - Я думаю, что все вы появились на свет благодаря большой любви между вашими родителями и их желанию вас иметь. Поэтому давайте подумаем, на какой экран поставить соответствующую карточку и почему

    /карман  № 9 / слайд 6

    5. Беседа с детьми сидя на ковре.

    - Когда родители пошли на работу, как их там стали называть, почему? / по имени и отчеству /

    - В какой экран и почему поставим соответствующую карточку?

     /карман  № 8 /  слайд 7

    - Подумайте и скажите, где чаще всего бывает женщина? / ответ детей /

    - А мужчины? / ответы детей /

    - Кто из них сильнее физически? Кому из родителей легче выполнять любую трудную работу? / ответы  детей /

    Вывод: мама тоже может сделать любую трудную работу, но так как женщина физически слабее, она быстро устаёт. Мальчики – это будущие папы, поэтому сейчас они должны помогать девочкам, а в дальнейшем всем женщинам. Так как маме трудно одновременно работать и заниматься домашними делами, вы с папой должны ей во всём помогать.

    6. Беседа с детьми лёжа на ковре, на животе.

    - Скажите, кем в итоге будут ваши родители и вы сами? / бабушками, дедушками /

    - Объясните, почему так говорят: «Что стар, что млад»? / ответы детей /

    Вывод: необходимо помогать малышам и уважать стариков.

    - Вот прожил человек жизнь и как вы думаете, что нибудь после него осталось? Приведите пример / ответы детей /

    7. Физкультминутка «Зарядка».

    - Чтобы немного отвлечься от грустных мыслей, давайте поиграем:

    Эй, ребята, что вы спите!

    Поскорей сюда бегите.

    Справа друг, слева друг,

    Вместе все в весёлый круг!

    Под весенние напевы повернёмся вправо, влево,

    Руки вверх, руки вниз, вверх, и к полу наклонись.

    Вправо, влево головою, руки вверх, перед собою!

    Топни правою ногой. Вправо шаг, на месте стой.

    Топни левою ногой, влево шаг, и снова стой.

    Повернись направо к другу, правую дай другу руку.

    Повернись налево к другу, левую дай другу руку.

    Шаг назад и два вперёд, вправо-влево поворот.

    Покружимся, повернёмся, снова за руки возьмёмся!

    Три шага вперёд дружок – станет тесен наш кружок.

    Покружились, потолкались, повернулись…

    Разбежались!

    8. Работа за столами с фотографиями.

    - Как вы думаете, похожи ли вы на своих родителей, дедушек, бабушек? Положите свою фотографию на ту фотографию родителей, где вы больше всего на них похожи. Объясните чем /ответ детей /

    - Расскажите, как эта похожесть передаётся от взрослых к их детям /ответы детей /

    В случае затруднения детей с ответом:

    - Хотите, я раскрою вам секрет? Вы появились из самой маленькой клеточки, которая состоит из двух клеточек – папиной и маминой. Она помнит все черты их характера, походку, привычки, внешний вид.

    - В какой экран и почему поставим соответствующую карточку?

    / карман № 6 / слайд 8

    9. Самостоятельная работа детей с фотографиями.

    10. ИТОГ слайд 9

    Итак: маленький ребёнок или став уже взрослым, человек всегда является частью чего либо, а значит, частью общества. Давайте вспомним наше

    сегодняшнее занятие и нарисуем символами над фотографиями части жизненных этапов человека.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с использованием ТРИЗ - РТВ технологии в младшей группе "В лесу"

    Задачи: 1.Расширять представления детей о диких животных, знать и называть их.2. Дать детям представление о жизни лесных зверей зимой.3. Подвести детей к знаково – символической деятельност...

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в форме игры - викторины для детей подготовительной группы "Русь,Россия - Родина моя"

    Закрепляем и обобщаем знания детей о нашей стране , о Родине , о России. Формируем понятие Родины ,как место ,где человек родился ,где он живет . Закрепляем знания детей о символике государства : о фл...

    Конспекты занятий по ознакомлению с окружающим миром с использованием элементарных опытов(1 младшая группа)

    Разработанный материал представлен конспектами занятий  по ознакомлению детей с миром природы, где основное внимание уделяется обучению их обследовательским действиям....

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по ознакомлению с окружающим миром с использованием ЛЕГО-технологий ТЕМА: « Что мы знаем о животных? »

    ·        Дифференцировать знания детей о диких и домашних животных, о месте их обитания, название детёнышей.·        Закрепить уме...

    Конспект занятие по ознакомлению с окружающим миром с использованием здоровье сберегающих технологий

    Конспект занятие по ознакомлению с окружающим  с использованием здоровье сберегающих технологий 2-я младшая группа «Поможем лесным жителям»...

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с использованием ИКТ Тема: «Как дикие звери готовятся к зиме»

    Конспектзанятия по ознакомлению с окружающим миромс использованием ИКТТема: «Как дикие звери готовятся к зиме»...