КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ТРИЗ ТЕМА: «ОТКУДА Я ВЗЯЛСЯ» ( ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПОЛНОГО ДНЯ)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Литвинова Галина Борисовна

Продолжаем учить детей объединять компонентный, структурный, функциональный и генетический подходы в многоэкранную схему талантливого мышления (Системный Оператор) для более полного видения причинно-следственной зависимости.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Мой университет» - www.moi-mummi.ru 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №38»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ

С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ  ТРИЗ

ТЕМА: «ОТКУДА Я ВЗЯЛСЯ»

 ( ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПОЛНОГО ДНЯ)

                                                 

                                                                                     

                                                                                 ВОСПИТАТЕЛЬ:

                                                                                   ЛИТВИНОВА Г. Б.                                                                                      

 

г. Новомосковск.

Цель:

 продолжать учить детей объединять компонентный, структурный, функциональный и генетический подходы в многоэкранную схему талантливого мышления (Системный Оператор) для более полного видения причинно-следственной зависимости.

Воспитательные задачи:

  1. воспитывать доброту, заботливость, любовь к родителям и близким, желание оказывать им помощь;
  2. воспитывать целеустремлённость и настойчивость в поиске решения возникающих проблем;
  3. формировать доброжелательность в общении;
  4. формировать умение выслушивать других людей при обсуждении какой-либо проблемной ситуации;
  5. формировать навыки социального поведения.

Познавательные задачи:

  1.  используя генетический подход, показать становление системы, последовательность её поэтапного развития;
  2. учить рассматривать ребёнка /человека/ как систему; показать взаимосвязь человека и его окружения; дать понятие о роде и поколениях;
  3. используя генетический и функциональные подходы, знаки-символы, показать смену поколений человека, подвести к пониманию зависимости в оценке деятельности от пользы, которую эта деятельность приносит для других;
  4. с помощью функционального подхода показать, что результат действия зависит от способа выполнения и что разным системам для достижения одинаковых результатов нужны разные усилия;
  5. учить защищать выработанное решение, анализируя и доказывая аргументированно его в лучшую сторону;
  6. учить детей произвольно пользоваться языковыми средствами, разному оформлению одной и той же мысли.

Задачи на развитие связной речи:

  1. формировать словарь по теме;
  2. развивать фонематический слух, связную речь, распространяя предложения путём введения второстепенных членов предложения;
  3. совершенствовать доказательную речь, умение обобщать, делать выводы.

Коррекционные задачи:

  1. настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками;
  2. продолжать знакомство с навыками релаксации, которые создают условия для формирования способности управлять своим эмоциональным состоянием; учить обсуждать и «проживать» в ситуации, вызывающие разнообразные чувства, повышающие эмоциональную устойчивость ребёнка, что помогает ему легче переносить аналогичные, но более мощные воздействия;
  3. развивать внимание, зрительную память, усидчивость, координацию движений, мелкую моторику рук.

Предварительная работа:

6 плановых занятий познавательного цикла на тему «Я – это кто?» - по программе А. М. Страунинг «Росток» том 2; просмотр фотографий с изображением родителей на их разных возрастных этапах; рассматривание «генеалогических древ» семей воспитанников; рисование и обсуждение герба семьи; просмотр и обсуждение диафильма «Детки из клетки», видеофильма «Откуда я взялся»; чтение и разбор поговорок и пословиц о младенцах и пожилых людях.

Материал для занятия:

системный оператор с кармашками для карточек ; карточки с изображениями  различных этапов жизни человека; ПК, мультимедиа-проектор, экран, презентация «Я – это кто?», аудиозапись музыки для релаксации «Три этапа беременности», фотографии родителей на разном возрастном этапе, фломастеры.

Ход занятия.

Занятие проходит в музыкальном зале, на одной из стен которого висит таблица Системного Оператора с девятью пустыми кармашками, которые дети заполняют в течение занятия. В конце занятия таблица должна выглядеть так:

Новорожденный

ПНС

   

5                              

Семья с ребёнком

НС

 

2

Институт

БНС

 8

Эмбрион

ПС

 

 4

Ребёнок в детском саду

С

 

1

Школа

БС

 7

Клетка

ППС

6

Ясли

ПС

 

 3

Взрослый ребёнок со своими детьми

БПС

    9

  1. Работа детей с Системным Оператором.

- Дети, подумайте и назовите, что общего между вами и взрослыми /ответы детей: физическое строение, наличие родственников, посещение детского сада – взрослые в качестве родителей и сотрудников/.

- Если вы сейчас находитесь в группе, частью чего вы являетесь /частью группы/.

- Найдите на столе карточку с обозначением детского сада, поставьте её в кармашек СО, объясните, в какой кармашек и почему именно туда поставили / карман  № 1/ слайд 2.

- Скажите, пожалуйста, как вы назывались, когда находились внутри мамы

/ эмбрион/

- Поставьте карточку с нужным изображением в кармашек СО и объясните, почему именно туда / карман  № 4/ слайд 3.

2. Упражнение на релаксацию сидя на ковре парами.

- Давайте поиграем.

Упражнение на релаксацию « Эмбрион»

Цель: выявить для последующей работы с родителями, специалистами

/ детьми/ проблемных детей, которые родились не сами / кесарево сечение/, поэтому не такие активные и самостоятельные, не желающие добиваться чего-либо самостоятельно.

Ход упражнения:

дети парами сидят по кругу / три раза по 2 минуты/, впереди «Эмбрион»

 / ноги согнуты в коленях, обхваченных руками; голова на коленях, глаза закрыты/, сзади вплотную к «эмбриону» сидит « мама». Она под музыку

/ «Три этапа беременности»/ начинает укачивать малыша, гладить его, целовать, шептать ласковые слова, петь колыбельную песенку на ушко. Дети не должны сдерживать свои эмоции. Музыка рассчитана на 3 части, вначале каждой из которых « мама» переходит к другому ребёнку и продолжает его укачивать. Сидящие впереди дети не должны видеть смену «матерей». По окончании музыки детям задают вопросы:

- Расскажите о своих ощущениях на всех трёх стадиях / вопрос, как к «маме», так и к «эмбриону»/.

- С какой «мамой» / «эмбрионом»/ было лучше / хуже/ и почему?

Слова воспитателя во время звучания музыки:

- Пожалуйста, эмбриончики, примите свою позу. Закройте глазки, по возможности расслабьтесь и представьте себе, что вы одни, душа, летящая далеко в просторах вселенной. Но вы уже сделали свой выбор и приняли решение родиться и придти на эту землю. Поэтому скоро вам предстоит встреча с вашими будущими родителями и начнётся ваша эмбрионная жизнь. Это ваше собственное желание и ваш выбор. Я желаю вам счастливого пути. Как сложится ваша жизнь, я не знаю. Ну как, все эмбриончики родились? Открываем глаза.

3. Физкультурная пауза «Как живёшь, малыш»:

- Как живёшь?

- Вот так! /выставить большие пальцы рук вперёд /

- Как идёшь?

- Вот так! /имитируем ходьбу /

- А бежишь?

- Вот так! /имитируем бег /

- Ночью спишь?

- Вот так! /склоняем голову к плечу, закрыв глаза; соединённые ладонями руки кладём под голову /

- Как берёшь?

- Вот так! / сжимаем, разжимаем ладонь /

- А даёшь?

- Вот так! /руки вверх, ладони к потолку /

- Как шалишь?

- Вот так! /хлопок руками по надутым щекам /

- А грозишь?

- Вот так! /погрозить пальцем соседу /

4. Работа детей с Системным Оператором.

- Как вас звала мама, когда вы только родились? / ответ детей /

- Как звала ваших родителей ваша бабушка, когда они только родились?

/ ответ детей /

- Частью чего является новорожденный? /роддом, семья/

Поставьте соответствующую карточку в кармашек СО, объясните, в какой и почему именно туда

/карман  № 5 / слайд 4.

- Как вы думаете, имена у людей в течение жизни меняются? Расскажите как.

- Когда папа познакомился с мамой, как он за ней ухаживал? Как они друг друга называли, почему?

- Частью чего они вместе стали являться? / частью семьи / слайд 5

- Я думаю, что все вы появились на свет благодаря большой любви между вашими родителями и их желанию вас иметь. Поэтому давайте подумаем, на какой экран поставить соответствующую карточку и почему

/карман  № 9 / слайд 6

5. Беседа с детьми сидя на ковре.

- Когда родители пошли на работу, как их там стали называть, почему? / по имени и отчеству /

- В какой экран и почему поставим соответствующую карточку?

 /карман  № 8 /  слайд 7

- Подумайте и скажите, где чаще всего бывает женщина? / ответ детей /

- А мужчины? / ответы детей /

- Кто из них сильнее физически? Кому из родителей легче выполнять любую трудную работу? / ответы  детей /

Вывод: мама тоже может сделать любую трудную работу, но так как женщина физически слабее, она быстро устаёт. Мальчики – это будущие папы, поэтому сейчас они должны помогать девочкам, а в дальнейшем всем женщинам. Так как маме трудно одновременно работать и заниматься домашними делами, вы с папой должны ей во всём помогать.

6. Беседа с детьми лёжа на ковре, на животе.

- Скажите, кем в итоге будут ваши родители и вы сами? / бабушками, дедушками /

- Объясните, почему так говорят: «Что стар, что млад»? / ответы детей /

Вывод: необходимо помогать малышам и уважать стариков.

- Вот прожил человек жизнь и как вы думаете, что нибудь после него осталось? Приведите пример / ответы детей /

7. Физкультминутка «Зарядка».

- Чтобы немного отвлечься от грустных мыслей, давайте поиграем:

Эй, ребята, что вы спите!

Поскорей сюда бегите.

Справа друг, слева друг,

Вместе все в весёлый круг!

Под весенние напевы повернёмся вправо, влево,

Руки вверх, руки вниз, вверх, и к полу наклонись.

Вправо, влево головою, руки вверх, перед собою!

Топни правою ногой. Вправо шаг, на месте стой.

Топни левою ногой, влево шаг, и снова стой.

Повернись направо к другу, правую дай другу руку.

Повернись налево к другу, левую дай другу руку.

Шаг назад и два вперёд, вправо-влево поворот.

Покружимся, повернёмся, снова за руки возьмёмся!

Три шага вперёд дружок – станет тесен наш кружок.

Покружились, потолкались, повернулись…

Разбежались!

8. Работа за столами с фотографиями.

- Как вы думаете, похожи ли вы на своих родителей, дедушек, бабушек? Положите свою фотографию на ту фотографию родителей, где вы больше всего на них похожи. Объясните чем /ответ детей /

- Расскажите, как эта похожесть передаётся от взрослых к их детям /ответы детей /

В случае затруднения детей с ответом:

- Хотите, я раскрою вам секрет? Вы появились из самой маленькой клеточки, которая состоит из двух клеточек – папиной и маминой. Она помнит все черты их характера, походку, привычки, внешний вид.

- В какой экран и почему поставим соответствующую карточку?

/ карман № 6 / слайд 8

9. Самостоятельная работа детей с фотографиями.

10. ИТОГ слайд 9

Итак: маленький ребёнок или став уже взрослым, человек всегда является частью чего либо, а значит, частью общества. Давайте вспомним наше

сегодняшнее занятие и нарисуем символами над фотографиями части жизненных этапов человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с использованием ТРИЗ - РТВ технологии в младшей группе "В лесу"

Задачи: 1.Расширять представления детей о диких животных, знать и называть их.2. Дать детям представление о жизни лесных зверей зимой.3. Подвести детей к знаково – символической деятельност...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в форме игры - викторины для детей подготовительной группы "Русь,Россия - Родина моя"

Закрепляем и обобщаем знания детей о нашей стране , о Родине , о России. Формируем понятие Родины ,как место ,где человек родился ,где он живет . Закрепляем знания детей о символике государства : о фл...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «День рождения города Санкт-Петербург» в подготовительной группе

Цель: Воспитание у детей любви к малой родине, чувство патриотизма; приобщение к отечественной и мировой культуре на основе знакомства с достопримечательностями Петербурга.Задачи: Формирование у детей...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с использованием методов экспериментальной деятельности в старшей группе

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе  на тему:  « Удивительный воздух и его свойств »...

КОНСПЕКТ занятия по ознакомлению с окружающим миром с использованием элементов экологического воспитания в старшей группе. «Азбука безопасности в природе – путешествие по экологической тропе»

КОНСПЕКТзанятия по ознакомлению с окружающим миром с использованием элементов экологического воспитания в старшей группе.«Азбука безопасности в природе – путешествие по экологической тропе...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему «Путешествие в космос» в подготовительной группе

Уточнить представление о космосе. Закрепить знания детей об истории развития космонавтики. Вызвать интерес к космосу. Активизировать словарь дошкольников....