Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с использованием методов экспериментальной деятельности в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Агафонова Ирина Александровна

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе  на тему:  « Удивительный воздух и его свойств »

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с использованием методов экспериментальной деятельности

в старшей группе

на тему: «Удивительный воздух и его свойства»


Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе  на тему:  « Удивительный воздух и его свойств »

Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе проведения элементарных опытов с воздухом.

Задачи:

 1.Обучающая Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха. Показать, что воздух есть везде вокруг нас, способы его обнаружения. Сформировать конкретные понятия о свойствах воздуха. Научить детей выполнять элементарные опыты.

 2.Развивающая –.Развивать способность устанавливать простейшие причинно - следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.

 3.Воспитательная – Воспитывать интерес к познанию окружающего мира и желание исследовать его доступными способами. Воспитывать экологическую культуру;

Словарная работа –  активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме;

 Виды деятельности: Познавательно-исследовательская, двигательная, коммуникативная.

Методы:

Наглядный (показ способов действий).

Словесный (беседа, обсуждение, диалог, пояснение).

Практический (экспериментирование).

Форма организации: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Форма реализации: проблемная ситуация, экспериментирование, двигательная активность.

Оборудование: полиэтиленовые мешочки, пустые стаканчики и стаканчики с чистой водой, горох, пластиковые трубочки , кусок полиэтиленовой пленки, банка, две свечи,   веер из бумаги (по количеству детей), контейнеры (фабричного изготовления) с водой , карточки.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Сегодня мы узнаем много нового и интересного, вы будете делать опыты и, придя домой расскажите родителям и друзьям о том, что узнали на занятии

- Дети, внимание! Начнем с небольшого эксперимента. Одной рукой давайте закроем нос и хорошо, плотно закроем рот. Ни нос, ни рот открывать нельзя.

Дети закрывают нос и рот руками.

- Почему вы открыли нос и рот? Что произошло? Что почувствовали? Какое у вас было ощущение? (ответы детей)

- Я загадаю загадку и, возможно, вы найдете ответ на ваше состояние.

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь,

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем!

Дети: Воздух.

Воспитатель: Правильно ребята. Воздух окружает нашу Землю. Воздух везде: на улице, в комнате, в земле, воде, и даже внутри нас. Воздухом дышат люди, животные, растения, все живое.

- Ребята, а вы видите воздух?

Дети: Нет.

Воспитатель: Я тоже не вижу, но знаю, что он всегда вокруг нас. Воздух никто не видит, поэтому его называют « невидимка». Сквозь воздух мы видим окружающие нас предметы? Давайте воздух обозначим вот таким обозначением – круг с точкой в середине.

На доску прикрепляется карточка-обозначение.

Опыт № 1 « Как поймать воздух»

Воспитатель: Сейчас проверим с вами. Я предлагаю вам поймать воздух. Возьмите каждый в руки пакет. Что в нем?

Дети: он пустой.

Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. А сейчас смотрите, как я раскрываю пакет, провожу им по воздуху и закручиваю как шарик. Раскрывайте пакет и проведите им по воздуху.

Дети выполняют действия вместе с воспитателем.

Воспитатель: Ребята, почему пакет стал выпуклым? Что его раздуло? Кто догадался, что же в пакете?

Дети: Воздух!

Воспитатель: А какой воздух? Мы видим его? Почему мы его не видим?

Дети: Потому что воздух бесцветный.

Воспитатель: Правильно. Давайте сделаем вывод- Воздух не имеет цвета и формы.

На доску прикрепляется карточка-обозначение.

-Хотя воздух невидим, бесцветен и не имеет запаха, все-таки его можно обнаружить и кое-что о нем узнать. Я приглашаю вас пройти в нашу «Лабораторию».

Дети садятся за столы.

Опыт 2. «Обнаружение воздуха»

Воспитатель: Дети возьмите в руке пустой стакан. Что в нем?

Дети: Стакан пустой.

Воспитатель: Сейчас мы проверим, действительно ли в стакане ничего нет. Переверните стакан вверх дном и медленно его опустите в воду. Держать стакан нужно очень ровно. Попала ли вода в стакан?

Ответы детей.

Воспитатель: Достаньте стакан из воды и посмотрите.

Дети: стакан внутри сухой.

Гипотезы детей.

Воспитатель: Ребята, давайте сделаем вывод – В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

На доску прикрепляется карточка-обозначение.

Воспитатель: А теперь еще раз погружаем стакан в воду, но уже в наклонном положении. Что появляется в воде?

Дети: Пузыри.

Воспитатель: Откуда они взялись?

Дети: Воздух выходит из стакана и его место занимает вода.

Опыт 3. «Как увидеть воздух»

Воспитатель: Ребята, у вас на столах стоят стаканчики с водой, а на дне стаканчика лежат горошины. Хотите их оживить? А как вы думаете, что нам может помочь в этом?

Дети: Воздух.

Воспитатель: Правильно, воздух. А как это сделать я вам сейчас расскажу. Возьмите трубочку для коктейля, один конец опустите в стакан с водой, а другой возьмите в рот, осторожно подуйте в трубочку. Что происходит? Что вы увидели?

Дети: Появились пузырьки и горошины двигались.

Воспитатель: Мы выдыхаем в трубочку воздух и в воде он виден в виде пузырьков. Воздух легкий, он легче воды и всегда поднимается вверх. Если в воде появились пузырьки, значит, в ней появился воздух . Это и помогло нам оживить горошины.

- Мы воздух не только нашли, но и увидели, как он заставил двигаться горошины.

Вывод: Воздух легче воды.

На доску прикрепляется карточка-обозначение.

Физкультминутка: Игра с воздухом «Парашют»

Воспитатель: А теперь давайте немного отдохнем. Давайте на какое-то время покинем нашу «лабораторию».

- У меня для вас приготовлен сюрприз. Посмотрите, какой у меня кусок полиэтиленовой пленки. Она легкая, воздушная, воздуху послушная. Вы знаете кто такие парашютисты?

Дети: Да. Они прыгают с самолета.

Воспитатель: Что у них раскрывается над головой при прыжке с самолета?

Дети: Парашют.

Воспитатель: Давайте тоже сделаем парашют. А поможет нам в этом, конечно же, воздух.

Воспитатель предлагает всем детям встать в круг и взяться за края пленки.

Дружно мы все встали в круг,

Будем делать - парашют

Друг за другом мы идем,

Парашют в руках несем.

Руки вверх все поднимаем

Парашют наш надуваем.

Руки вниз мы опускаем,

Парашютик мы сдуваем.

И давайте еще раз:

Руки вверх все поднимаем

Парашют наш надуваем.

Руки вниз мы опускаем,

Парашютик мы сдуваем.

Вот такой наш парашют

Легким воздухом надут.

Воспитатель: Ребята, возвращаемся в нашу «лабораторию».

Дети садятся за столы.

Опыт 4. «Как почувствовать воздух»

Воспитатель: А еще мы можем ощутить, почувствовать воздух. Возьмите веер и помашите им перед лицом. Что вы чувствуете?

Дети: Ветерок.

Воспитатель: Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. Ветер- это движение воздуха. Когда воздух перемещается над землей с одного места на другое, мы говорим, что дует ветер. Перемещаясь, воздух заставляет двигаться и другие предметы. Когда дует ветер, колышутся ветви деревьев, начинает перемещаться вода, образуя волны в морях, озерах, океанах. Ветер может быть разным, легким и приятным, а может быть сильным, порывистым, как ураган.

Вывод: Воздух движется.

На доску прикрепляется карточка-обозначение.

Опыт 5. «Почему гаснет пламя»

Воспитатель: Я сейчас возьму две свечи, зажгу их. Одну накрою банкой, и мы с вами будем наблюдать, что происходит.

Почему свеча в банке погасла? В банке закончился кислород и образовался углекислый газ. Вот так и мы не можем жить без кислорода в воздухе. Если бы не было растений, мы не смогли бы дышать. Нужно сажать больше растений и не загрязнять воздух выхлопными газами. Нужно беречь нашу планету – Земля, заботясь о чистоте воздуха.

Вывод: Мы дышим воздухом. Он часть природы.

На доску прикрепляется карточка-обозначение.

Опыт 6. «Запахи воздуха»

Воспитатель: Сейчас я познакомлю вас с еще одним свойством воздуха.

В начале занятия я вам сказала, что воздух не имеет запаха. Чистый воздух действительно не имеет запаха. Но воздух может присваивать запахи других веществ. У меня на столе стоят закрытые баночки. Что в них находится?

Дети: Ничего. Пусто. Воздух.

Воспитатель: Я открою вам небольшой секрет. Утром я разложила в эти баночки некоторые вещества, а перед занятием я их вынула. Давайте, попробуем по запаху определить, что же было в каждой в баночке .

1 – чеснок, 2- лимон, 3 – духи, 4 – чистый воздух

Дети по запаху определяют, что находится в баночке.

Вывод: Чистый воздух запаха не имеет, но может присваивать запахи других веществ.

На доску прикрепляется карточка-обозначение.

Воспитатель: Молодцы ребята! Вы очень хорошо работали, много узнали нового и интересного о воздухе, и я надеюсь, все запомнили.

- Давайте вспомним по карточкам – обозначениям все, о чем мы говорили на занятии.

1. Воздух не имеет цвета.

2. Воздух легче воды.

3. Воздух не имеет запаха.

4.Воздух движется.

5.Мы дышим воздухом. Он часть природы.

Воспитатель: Наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными, активными. Молодцы, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с использованием ТРИЗ - РТВ технологии в младшей группе "В лесу"

Задачи: 1.Расширять представления детей о диких животных, знать и называть их.2. Дать детям представление о жизни лесных зверей зимой.3. Подвести детей к знаково – символической деятельност...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ТРИЗ ТЕМА: «ОТКУДА Я ВЗЯЛСЯ» ( ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПОЛНОГО ДНЯ)

Продолжаем учить детей объединять компонентный, структурный, функциональный и генетический подходы в многоэкранную схему талантливого мышления (Системный Оператор) для более полного видения причинно-с...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и социальной действительностью "Праздник русской берёзки", старшая группа

Данный конспект поможет воспитателям приобщить детей к традициям национальной русской культуры....

КОНСПЕКТ занятия по ознакомлению с окружающим миром с использованием элементов экологического воспитания в старшей группе. «Азбука безопасности в природе – путешествие по экологической тропе»

КОНСПЕКТзанятия по ознакомлению с окружающим миром с использованием элементов экологического воспитания в старшей группе.«Азбука безопасности в природе – путешествие по экологической тропе...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с использованием интеллект карты в старшей группе

Тема: «Овощи и фрукты» Цель: обобщение знаний детей об овощах и фруктах.Задачи: закреплять умение детей классифицировать предметы по теме «Овощи и фрукты». Продолжать развивать...