"Космос"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Мусафирова Ирина Александровна

Конспект занятия в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_kosmos.docx28.59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по окружающему миру

в подготовительной группе

на тему: «Космос»

Цель:

  • Расширить представления детей о космосе, солнечной системе,

 космонавтике.

Образовательные задачи:

  • Расширять знания детей о космосе, о планете Земля.
  • Познакомить детей с понятием “Солнечная система”.
  • Пополнение, расширение, активизация словарного запаса детей.

Развивающие задачи:

  • Развивать мышление, внимание, память

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать познавательные интересы, умение слушать воспитателя и товарищей.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций на тему “Космос”, беседа о космосе, о планетах;   «Что  я  знаю  о  космосе?»,  «Что  в  небе»,  «Космический

транспорт», «Небесные тела»; чтение стихотворений и рассказов о космосе, чтение энциклопедической литературы. разгадывание загадок о космосе, кроссвордов.

 Дидактические игры: «Что на картинке?», разрезные картинки, пазлы «Планеты  Солнечной  системы»,  «Космос», «Собери  созвездие»,  «Что  это», «Строим ракету», «Подбери словечко».  

Подвижные игры: «Невесомость», «Ракетодром», «Космическая буря», «Ждут нас быстрые ракеты», «Оденься как космонавт».  Театрализованные  игры:  «Игры–этюды  по  мотивам  произведений  о космосе»,  «Космонавты»,  «Корабль»,  «Марсиане»,  «Полет  на  Луну», «Космическое путешествие».  

Сюжетно-ролевые  игры:  «Исследователи  космоса»,  «В  открытом космосе», «Космонавты обедают», «Путешествие на  неизвестную планету».

Оборудование: презентация, экран, проектор,  записи музыкальных композиций по теме «Космос», картинки планет, плакат « солнечная система», кроссворд, мяч, дырокол, картонка размером с открытку, белый конверт, фонарик, иллюстрация звёздного неба, кольцо спортивное, верёвка, иллюстрация Луны, иллюстрация опыта.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Ход занятия.

Организационный момент.

Дети входят в группу.

Игра- приветствие «Друг»

Собрались все дети в круг (встают в круг)

Я твой друг (руки к груди)

И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)

Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)

И друг другу улыбнёмся (улыбаются)

И начнём наше занятие.

Дети обращают внимание на экран проектора.

Воспитатель: что же это такое, кто знает? (ответы детей)

Воспитатель: правильно, звездное небо и телескоп.

Ребята, а вам бы было  интересно заглянуть в телескоп? Вот сейчас мы это и сделаем! Рассаживайтесь на свои места и приготовьтесь к путешествию в волшебный и загадочный космос!

Беседа.

Презентация

Слайд 1

 Космос – это необъятный мир, который находится за пределами земли. Космическая Вселенная наполнена множеством планет, комет и других небесных тел.

Слайд 2

Солнце – это огромный раскалённый шар из газов, это неистощимый источник энергии. Главная работа солнца – светить и греть.

Слайд 3

Солнечная система – это наш дом, в которой расположены планеты в определённой последовательности. Живет во вселенной одна дружная семья — это Солнечная система. В центре ярко светит горячая звезда – это мама Солнце. Вокруг, на разном расстоянии от Солнца, расположены восемь главных планет – это ее Детки и все они разные. Они всегда находятся рядом и вертятся вокруг солнца, потому, что у Солнца есть дорожки, которые называются орбитами.  Именно по этим дорожкам-орбитам и двигаются планеты.

     Самый быстрый сыночек Меркурий. Он находится ближе всего к Солнцу. При этом почти все время поворачивается к Солнцу одной стороной. Поэтому на одной стороне Меркурия очень жарко, а на другой очень холодно.

У мамы Солнца есть две дочки. Одну дочку зовут Венера. Венера – покрыта толстым слоем облаков. Здесь царит испепеляющая жара. Это самая яркая планета.

Вторую самую красивую дочку зовут – Земля. Она самая добрая и щедрая из всех планет. Эта голубая планета, – наш общий дом. Здесь живёте вы, люди, животные, рыбы, птицы. Как и у всех, у планет есть друзья их спутники. Вот и у Земли подружку-спутник зовут Луна, они никогда не расстаются.

Самый драчливый и грозный из детей — это Марс. Марс - четвёртая по удалённости от Солнца планета Солнечной системы.  Иногда Марс называют «красной планетой» из-за красноватого оттенка поверхности.

Юпитером зовут самого толстого и самого большого сыночка, его опоясывает большой круг, который состоит изо льда. И каждый раз, когда Юпитер приближается к Солнцу, вокруг него появляется облако.

Сатурн - весельчак, Его удивительная особенность, которую можно увидеть с Земли в телескоп – это кольцо вокруг планеты.

    Силой и спокойным характером отличается Уран. Таинственная планета, которая по непонятным причинам лежит на боку и вращается совсем не так, как другие планеты. Уран называют зелёной планетой.

Ледяная и очень холодная планета Нептун. Находится он очень далеко от Солнца и солнечные лучи почти не достают до поверхности этой  планеты.

А самый маленький и самый плаксивый — это Плутон. Он слишком мал для звания планеты и его  называют карликовой планетой.

– Солнечная система эта большая, дружная семья.  Эту семью окружают их друзья – звезды.

 Слайд 4

Люди с самых давних времен смотрели на звезды, и мечтали покорить неизведанные пространства.

Константин Эдуардович Циолковский почти сто лет назад произвел расчеты, сделал чертежи и придумал летательный аппарат, который смог бы долететь до другой планеты, но у него не было возможности его построить.

Слайд  5

Дело Циолковского продолжил его ученик, конструктор Сергей Павлович Королёв. Под его руководством был изготовлен и удачно запущен первый космический спутник.

Слайд 6

Первой в космос отправилась собака Лайка, но она навсегда осталась в космическом пространстве, т. к. в то время космические аппараты ещё не умели возвращать с орбиты

Слайд 7

Через 3 года, в космос отправляются уже две собаки – Белка и Стрелка. В космосе они пробыли всего один день и удачно приземлились на Землю.

Слайд 8

Впервые 12 апреля 1961 года  с космодрома Байконур, стартовала  ракета-носитель «Восток» с человеком на борту.

Слайд 9

Пилот в космической ракете,

 На землю глянул с высоты.

 Еще никто на белом свете,

 Не видел столько красоты.

Корабль пилотировал советский космонавт Ю. А. Гагарин. Он за 108 минут сделал виток вокруг Земли и увидел, что наша планета круглая, большей частью покрыта водой и прекрасна.

С тех пор, 12 апреля наша страна  отмечает День Космонавтики.

1Ребёнок:        В космической ракете

                С названием «Восток»

                Он первым на планете

                Подняться к звёздам смог.

2 ребёнок:        Поет об этом песни
                        Весенняя капель:
                        Навеки будут вместе
                        Гагарин и апрель.

Слайд 10

 Затем были другие покорители космоса и среди них, первая женщина-космонавт Валентина Терешкова.

В космосе очень и очень холодно. Если выйти в космос без специального костюма – можно моментально замерзнуть и задохнуться от нехватки воздуха - поэтому на космонавта одевают скафандр. Он очень теплый и защищает космонавта от холода и снабжает воздухом.

Слайд 11

Питаются космонавты консервами, которые помещены в тюбики, разогревают их, а пакеты с первым и вторым блюдами, разводят водой.

Для того чтобы стать настоящим космонавтом, нужно быть здоровым, выносливым, смелым, и ловким. Значит, будем делать космическую зарядку.

 Логоритмическое упражнение «Космонавты» (речь с движением)

(Звучит музыка)

Будем очень мы стараться, (дети делают рывки согнутыми руками перед грудью)

Дружно спортом заниматься:

Бегать быстро, словно ветер, (бегут на носочках)

Плавать лучше всех на свете. (делают гребки руками)

Приседать и вновь вставать (приседают)

И гантели поднимать. (выпрямляют согнутые руки вверх)

Станем сильными, и завтра (руки на поясе)

Всех возьмут нас в космонавты! (маршируют на месте)

Воспитатель: А теперь я вам загадаю загадки про космос.

Загадки:

1.Освещает ночью путь,

Звездам не дает заснуть.

Пусть все спят, ей не до сна,

В небе светит нам… (Луна)

2.Планета голубая,

Любимая, родная.

 Она твоя, она моя,

А называется… (Земля)

3.Желтая тарелка на небе висит.

Желтая тарелка всем тепло дарит. (Солнце)

4.Человек сидит в ракете.

 Смело в небо он летит.

И на нас в своем скафандре

 Он из космоса глядит. (Космонавт)

Молодцы ребята, все загадки отгадали. А теперь, давайте поиграем в игру

Дидактическая игра «Солнечная система»

Помогите мне вернуть планеты на свою орбиту.

На этой планете такая жара, Что там оказаться опасно, друзья! (Меркурий)

А эта планета нам всем дорога, Нам жизнь подарила планета....(Земля)

К планете Земля две планеты близки. Дружок, имена их скорей назови. (Венера, Марс)

А эта планета гордится собой, Поскольку, считается самой большой. (Юпитер)

Планета кольцами окружена.  И этим от всех отличилась она. (Сатурн)

А что за таинственная планета лежит на боку? (Уран)

А эту планету холод страшный сковал, Теплом ее солнечный луч не достал. (Плутон)

Карликовая планета. (Нептун)

Дидактическая игра «Каким должен быть космонавт?» (с мячом)

-Ребята, а сейчас мы свами поиграем в игру. Каждый из вас назовёт мне качества, которыми должен обладать космонавт.

Космонавт должен быть каким?

(Ответы детей: смелым, сильным, храбрым, решительным, умным, ловким, выносливым, трудолюбивым, отважным, мужественным, дисциплинированным, скромным, здоровым)

-Молодцы ребята, из вас получаться хорошие космонавты.

Следующее задание «Занимательный космический кроссворд». На мольберте плакат – кроссворд.

1. Одежда космонавта (скафандр).

2. Огромный, раскалённый шар из газов  (солнце).

3. Летательный аппарат, на котором летают в космос  (ракета).

4. Первый космонавт (Гагарин).

5. Куда летает космонавт (в космос).

6. Спутник Земли  (Луна).

7. Название ракеты, на которой Гагарин полетел в космос («Восток»).

8. Планета на которой мы живём  (Земля).

Пальчиковая гимнастика «Планеты»

По порядку все планеты
Назовёт любой из нас: (дети сжимают и разжимают кулаки)
Раз — Меркурий, (по очереди выставляем каждый палец, сначала на одной                                      
Два — Венера,       руке, потом на другой)
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.

Воспитатель: В безоблачный ясный вечер всё небо над нашей головой усыпано множеством звёзд. Они кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся далеко от Земли. На самом деле звёзды - это огромные раскалённые газовые шары, похожие на Солнце. Звёзды не светят так ярко, как солнце, но они светятся. Звезды светятся всегда, но днём мы их не видим. Почему?

Опыт № 1 «Дневные звёзды»

Цель: показать, что звёзды светятся всегда.

Ход: в освещенной комнате пробить дыроколом в картонке несколько отверстий. Вложить картонку в конверт. Взять в одну руку конверт, а в другую фонарик. Посветить на обращённую к нам сторону конверта – дырки не видны. Посветить с другой стороны конверта – дырки хорошо заметны. Свет проходит через дырки в любом случае, но видим мы их, только если дырка выделяется на темном фоне.

Вывод: днём звёзды светятся тоже, но на светлом небе их не видно. Звёзды хорошо видны только ночью на тёмном небе.

Разгадайте загадку: Освещает ночью путь,

Звездам не дает заснуть.

Пусть все спят, ей не до сна,

В небе светит нам. (Луна)

Луна – это спутник земли. Она вращается вокруг земли. Почему луна не улетает в космос и не падает на Землю, предлагаю провести опыт.

Опыт № 2 «Почему Луна не падает на Землю?»

Цель: объяснить детям, почему Луна не падает на землю.

Ход: один конец верёвки привязать к кольцу, а другой зажать в руке. Кольцо - это луна, а ребёнок – земля. Попросить ребёнка раскрутить кольцо за верёвку. Кольцу не даёт улететь верёвка. Верёвка - это сила земного притяжения. Как только луна перестанет вращаться, так сразу сила земного притяжения её приземлит, притянет к земле.

Вывод: весь секрет в движении.

Итог занятия.

Воспитатель: Ребята, вот и подошло наше занятие к концу! Вы все сегодня очень хорошо поработали!

- Давайте вспомним, какой весенний праздник в апреле?

- А как звали человека, который первым побывал в космосе?

- Что вы еще запомнили из нашего занятия?

- Что вам больше всего понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию речи "Космос, космос - это интересно"

Эти конспекты занятий по развитию речи адресованы воспитателям дошкольных образовательных учреждений, которые работают с детьми старшего дошкольного возраста. Материалы, представленные вашему вн...

Космос - Вселенная. Загадочный мир космоса

интегрированное занятие по окружающему миру...

Познавательная беседа о космосе "Первооткрыватели космоса"

Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосо...

Игра на тему "Космос" в 1 младшей группе №1 «Медвежата» Конспект игры-путешествия для детей 2-3 лет. Тема: «Космос» Тема: Путешествие в космос. 20.10.2021 г.

Игра на тему "Космос" в 1 младшей группе №1 «Медвежата»Конспект игры-путешествия для детей 2-3 лет. Тема: «Космос»Тема: Путешествие в космос.Цель: сфо...