конспект по познавательно исследовательской деятельности в 1мл.гр. "Занимательные камушки"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

конспект по познавательно исследовательской деятельности  в 1мл.гр. "Занимательные камушки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_kamni_1avtosohranennyy.docx29.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (познавательно-исследовательская деятельность) для детей младшей группы.

Тема: «Эти удивительные камни»

              Воспитатель Булатова О. В.

Цель: создание условий для вовлечения детей в элементарную поисково-исследовательскую деятельность по изучению свойств и качеств неживой природы (практические опыты с камнем).

Задачи:
1. Образовательные: способствовать обогащению представлений детей о свойствах камней (твердый, в воде тонет и меняет цвет, издает звук, имеет определенный вес, может быть гладким и шершавым); формированию первоначальных знаний о способах обследования и сравнения реальных предметов неживой природы (камень, вата, перо);

2. Развивающие: продолжать развивать у детей познавательный интерес, навыки исследовательской деятельности, умение наблюдать, сравнивать, устанавливать простейшие связи между совершаемыми действиями; развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику рук, обогащать словарный запас детей существительными, прилагательными, глаголами по данной теме.

3. Воспитывающие: воспитывать интерес и положительное отношение к элементарной исследовательской деятельности.

Планируемый результат:

- дети определяют свойства камня;

- с интересом используют различные приемы обследования камня;

- отвечают на поставленные вопросы, делают элементарные выводы.
Способ организации детей: с подгруппой.

Тип занятия: интегрированный (включает разнообразные виды детской деятельности).

Основной вид детской деятельности: познавательно-исследовательская.

Форма занятия: игровая.
Методы и приемы: словесный (беседа, указание, вопросы); наглядный (обследование предмета, показ способа действия); практический (опыты с камнем), игровой (пальчиковая игра, подвижная игра).

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Предварительная работа: рассматривание камней в уголке природы, рассматривание иллюстраций по теме, наблюдение и сбор природного материала на прогулке.
Оборудование: камни разного цвета, формы и веса по 2 штуке  каждому ребенку, вата и перо, мягкая игрушка герой, прозрачные пластиковые стаканчики с водой, тарелки,  салфетки для рук, бутылочка с мелкими камнями.
                                           

   Ход занятия.
1 часть. Организационная.

(Воспитатель звенит в колокольчик со словами «Колокольчик позвени, всех ребяток позови». Дети подходят к воспитателю.)

 Воспитатель: Встанем мы в кружочек дружно, поздороваться нам нужно. Говорю тебе привет, улыбнись скорей в ответ. Вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся. Доброе утро, ребята!

(Слышится плач).

- Ребята, вы слышите, кто-то плачет. Ребята, помогите мне пожалуйста найти того, кто плачет и узнаем, что же у него случилось. (Вместе со взрослым дети ищут и находят Зайку с забинтованной лапкой.)

-Здравствуй, Зайка. Ребята поздоровайтесь с Зайкой. (Дети здороваются). Зайка, зачем ты здесь прячешься, идем  к нам  и расскажи нам, почему ты плачешь. (Зайка соглашается, вместе с ребятами проходит в группу и садится).

-Зайка, расскажи нам, что у тебя произошло, почему у тебя лапка забинтована.

Зайка: Я сегодня утром пока вас не было в группе играл с вашими камнями, бросал их вверх и ловил. А один вредный камень, как упал мне на лапку, и мне так стало больно, что убежал и спрятался. А сейчас плачу, потому что лапка болит.

- Не плачь, Зайка, мы тебя пожалеем. Ребята, что же случилось с Зайкой? Почему у него лапка болит? (Ответы детей).

- Ребята, как вы думаете, можно бросать друг в друга камни? (Ответы детей: нет). А почему нельзя так делать? (Ответы детей: потому что он твердый и будет больно, если его в кого-нибудь бросить).

Зайка: Ребята, спасибо вам, я больше не буду бросаться камнями. А вы можете еще, что-нибудь интересное рассказать про камни?

- Конечно сможем. Правда, ребята. (Да).  Проходим к столу.    

2. Основная часть:

Опыт 1. Определение цвета и формы.

- Ребята, посмотрите, что у нас лежит на столе?  (Дети отвечают: камни). Камней на столе много или мало? (Ответы детей: много).

Посмотрите внимательно глазками, какого цвета у вас камни? У тебя, Аделя, какого цвета камень? (Ответ ребенка).  А у тебя, Миша? (Ответ ребенка). Ребята, значит, камни бывают разного цвета. А камни все одинаковой формы  или они разные по форме? (Ответы детей: нет, они разные).

Зайка хочет с нами поиграть, пальчики по разминать. Положите камни на стол и приготовьте свои пальчики

Пальчиковая гимнастика «Веселые камешки»:

Посмотрите, вот какие – эти камешки большие,

А шершавые какие! В руки камешки возьмем

и в руках мы их сожмем!

Тук да тук, тук да тук! Вот какой веселый звук!

 (проводится 2-3 раза)

Опыт 2. Определение твёрдости камней.

- Ребята, возьмите камень в руку и постучите по столу. Послушали, как он стучит? А теперь возьмите в руку вату, постучите ватой по столу. Получился звук? (Ответы детей: нет). А почему это происходит? (Ответы детей: камень твердый, а вата мягкая, поэтому камень издает звук, а вата нет).

- Стукнем камнями друг о дуга. Что мы слышим: камни между собой могут создавать звук. Из камней можно сделать музыкальный инструмент. Ими можно стучать между собой, а можно насыпать в коробочку немного мелких камушков. Закроем и погремим.

 Камень твердый и потому им можно постучать и получится звук, а вот у ваты звук не получается, потому что она….. Какая? (Ответы детей: мягкая).

Опыт 3. Определение размера.

- Ребята, посмотрите внимательно, у нас на столе все камни одинакового размера? (Ответы детей: нет). Найдите и покажите у себя на тарелке самый большой камень, самый маленький. Значит камни бывают разного размера.

 Зайка: Ребята, посмотрите какой у меня гладкий камень, погладьте по очереди свои камешек. Выберите гладкий камень. Его приятно трогать руками. Он такой гладкий, что может выскользнуть из рук. Покажите мне его. (Дети выбирают гладкий камень и показывают его ). А теперь выберем шершавый, угловатый камушек. Покажите его. Какой он? (Ответы детей)  Камни могут быть и гладкими, и шершавыми.

Зайка: как интересно. Но что-то я устал. Давайте поиграем в мою любимую игру. Подвижная игра «Зайка»

Скок-поскок, скок-поскок,
Зайка прыгнул на пенек.
В барабан он громко бьет,
Всех  играть зовет.
Зайцу холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки подтянись.
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мерзли лапки.

 Опыт 4. Определение веса камня.

- А можно сдуть камень с ладошки?

- Вот мы и проверим с тобой вместе. Ребята, положите свои камень на ладошку и подуйте на него. У нас получилось сдуть камень с ладошки? (Ответы детей: нет). А теперь возьмите кусочек ваты, положите его на ладошку и подуйте на него. Что произошло с ватой? (Ответы детей: вата улетела). Почему вата улетела, в камень нет? (Ответы детей: вата легкая, а камень тяжелый).

Опыт 5. Камень в воде.

-Ребята, что будет с камнем, если положить его в воду? Он утонет или будет плавать? (Ответы детей:). Проверим ваши предположения: положите камни в воду, что произошло? (Ответы детей: он утонул). Почему? (Ответы детей: потому, что он тяжёлый. Теперь перышко и опустите его в воду. Что увидели? (Ответы детей: перышко не утонуло). Почему перышко не утонуло, а камень утонул? (Ответы детей: перышко легкое, а камень тяжелый).

3. Итоговая часть занятия.

 Зайка: Ребята, я и не знал, что камни такие удивительные. Мне так было интересно, а вам было интересно? (Ответы детей). Ребята, когда  я прибегу к своим друзьям, я  расскажу им о камне. Что он может быть…. ой забыл.

- Ребята, давайте поможем зайке вспомнить то, что мы узнали о камне (использование схем)

Камни по цвету бывают... (разного цвета).

Камни по форме бывают… (разной формы), а по размеру.. (маленькие и большие).

По весу камни …(тяжелые), поэтому камни в воде ….(тонут).

Зайка: Спасибо, ребята, за помощь. А еще я запомнил, что с камнями надо играть аккуратно и бросаться ими нельзя.

-Ребята, а давайте Зайке сделаем подарок. Хотите?  Что  здесь? Картинки. Мы доделаем картинки. Что мы будем приклеивать?  Кружочки, правильно. Надо взять кусочек пластилина   такого же цвета как и картинка, оторвать от него кусочек, скатать кружок  и приклеить в отверстие.  А   камни бывают круглые, да.

(дети наклеивают заплатки, называют цвет заплатки, куда они ее приклеивают)

Зайка:  Спасибо ребята за подарок, а можно я у вас еще останусь.-Да.

Дети играют с Зайчиком (угощают чаем, показывают книжки). Затем он прощается.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД познавательно-исследовательской деятельности (средняя группа)

Замечательное средство интеллектуального развития детей - детское экспериментирование. Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение, их любознательность и постоянное стремление к экс...

конспект интегрированной познавательно-исследовательской деятельности сдетьми старшей компенсирующей направленности "Снежный колобок" "

Готовясь к этому открытому мероприятию, я много материала просмотрела на сайтах, очень хотелосьпостроить занятие интересно непринуждённо.Дети на занятие очень порадовали, их не смутило присутствие ...

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «ВОЛШЕБНОЕ ЗЕРКАЛО»

Программные задачи:Через практическую деятельность и экспериментирование познакомить детей с историей изготовления зеркал, его оптическими свойствами.Развивать познавательные способности детей.О...

Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме: «Волшебница соль» (образовательная область «Познавательное развитие»)

    Уважаемые работники дошкольного образования, для расширения и уточнения представлений детей о соли и ее свойствах , можно провести занятие по опытно-эксперементальной деятель...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Удивительные свойства воздух «Познавательное развитие» на тему: «Удивительные свойства воздуха» для подготовительной группы

Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздуха, развивать познавательную и речевую активность в процессе экспериментирования. Задачи:ОО «Познавательное развитие»Способс...

Конструкт познавательно-исследовательской деятельности "Природные и декоративные камушки в жизни человека" с детьми 3-4 лет

Материал направлен на формирование у детей элементарных представлений о природных и декоративных камушках, на формирование навыков исследовательской деятельности....