Конспект НОД по окружающему миру «Свойства воды» в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект НОД по окружающему миру «Свойства воды» в старшей группе
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по окружающему миру «Свойства воды» в старшей группе
Цель: Закрепить у детей уже имеющиеся знания о воде и её свойствах и познакомить с некоторыми новыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.
Задачи:
•Развивать умение делать выводы, умозаключения;
•Развивать речь, мышление, любознательность;
• Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
•Воспитывать экологическую культуру;
•Воспитывать аккуратность при работе.
Исследовательская и экспериментальная деятельность детей – основа для удовлетворения их любопытства об окружающем мире. Интерес к свойствам воды, почвы, воздуха и других природных материалов и объектов появляется у детей в старшем дошкольном возрасте, когда ребенок начинает устанавливать причинно-следственные зависимости, прослеживать логику событий. Провести опыты с водой можно в процессе занятий с в детском саду или дома. Важно, чтобы каждый ребенок самостоятельно опробовал проведение метода, который показан ему взрослым человеком. Манипуляции с водой можно повторять несколько раз, пока малыш не усвоит то знание, которое получил с помощью исследования.
I. Вводная часть
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада Вас видеть! Какие вы сегодня красивые и улыбчивые.
-Ребята, посмотрите, на полу у нас какие-то мокрые следы, кто к нам приходил. Пойдем по этим следам и увидим (дети находят конверт). Нам оставили конверт, а кто не понятно. Давайте посмотрим, что же в нем написано. Загадка! Очень интересно! Ребята, если отгадаете загадку, мы узнаем от кого конверт.
Я и туча, и туман
И ручей, и океан
Я летаю, и бегу
И стеклянной быть могу!
-Ребята, как вы думаете, кто это? (вода)
-Да ребята, это Волшебница вода! Давайте послушаем, что же она хочет нам сказать.
Слайд №1 «Здравствуйте! Дорогие ребята, я нуждаюсь в вашей помощи. Люди мало знают о моей пользе и загрязняют реки, озера, моря и океаны. Прошу Вас отправиться в путешествие, чтобы узнать какую пользу я приношу всему живому и рассказать об этом людям».
- Вы хотите узнать много интересного о воде и помочь ей? (да).
-Давайте я буду ученым, а вы маленькими исследователями. Мы отправляемся в путешествие.
-А как вы думаете, на чем мы отправимся?
Отгадайте-ка загадку и узнаете:
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились,
И помчались, в путь далек,
Лишь оставили дымок (поезд).
-Правильно, поезд. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на поезде. Внимание, внимание! Пассажиры, займите свои места! (под музыку). Ходьба в колонне по одному, руки согнуты в локтях. Дети имитируют движение колес поезда («чух – чух -чух»).
II. Основная часть
Наша первая станция «Для чего нужна вода?»
-Ребята, кто знает что это? (Глобус)
-Глобус – это маленький макет земли. - Каким цветом изображена вода на глобусе? (синим).
- Много воды на нашей планете? (воды очень много).
-Ребята, а для чего нам нужна вода? (чтобы пить, купаться, стирать, готовить еду).
- Вы знаете, воду еще используют на мельнице, чтобы молоть муку; на гидроэлектростанции, чтобы производить электроэнергию, вода дает нам свет. Показать картинки
-А теперь давайте посмотрим, зачем нужна вода живым объектам (растениям, животным, человеку) показываем картинки
-А вы сегодня пользовались водой? (мыли руки, чистили зубы, пили чай).
Я думаю, Волшебница вода довольна вашими ответами, молодцы.
Беседа: «Какая бывает вода»
- Ребята, как вы думаете, какая бывает вода?
(Газированная, минеральная, горячая, холодная, морская, океаническая, речная, родниковая, болотная).
- А вы в море купались? (да купались). - Какая вода на вкус в море (солёная).
-Её можно пить? (нельзя).
-Если купаться в морской воде или полоскать горло морской водой – то реже будешь болеть.
-Морская вода это «хорошо» или «плохо» (хорошо- лечебная, плохо- нельзя пить, можно купаться, нельзя варить суп, приятно смотреть, когда штормит).
-Наше интересное путешествие продолжается. Пассажиры, займите свои места. (под музыку)
Третья станция «Круговорот воды в природе»
-Мы приехали на станцию «Круговорот воды в природе»
-А вы знаете, как капельки воды попадают в реку? Капельки воды в природе движутся по кругу. (показ схемы «Круговорот воды в природе»).
-Про этих капелек хочу рассказать вам интересную сказку. Слушайте внимательно! В речке жили маленькие капельки. Плыли капельки в реке, путешествовали. Вот выглянуло солнышко и начало пригревать. Капельки потянулись вверх к солнышку, превратились в пар, испарились и оказались на небе и образовали облако. А там было холодно, пар превратился в капельки. Собрались капельки все вместе и образовали тучку. Капелек было много, тучка не выдержала их тяжести, и уронила на землю. Опять они попали в речку. Капельки падали на землю в виде дождя, града, снега. И каждый раз эта история повторялась.
-Ребята, чтобы было, если капельки не возвращались на землю? (краткая беседа об услышанном). (на земле совсем не осталось бы воды).
-Наше путешествие продолжается. Чтобы дойти до следующей станции, нам надо проехать по мостику.
- По мосточку мы пройдём
И на станцию придём. (под музыку)
Четвёртая станция «Опытническая»
-Вот и дошли до станции. Это лаборатория, здесь проводят опыты с водой. Вы сегодня будете моими помощниками, и мы будем проводить опыты.
Опыт№1
Дать детям два стаканчика, один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. –Льётся вода? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.
Вывод: Свойство воды - текучая.
Опыт № 2 Вода прозрачная
-Вода прозрачная или мутная? (прозрачная) Из следующего опыта мы узнаем об этом.
Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой с молоком.
-В оба стаканчика положите ложечки. В стаканчике с водой мы видим ложечку, а в стаканчике с молоком нет.
Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.
Давайте немного подумаем, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Как в сказке «Гуси-Лебеди» : речка молочная с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках? (Нет. Непрозрачная вода не пропускает солнечные лучи, а без этого в реках не могут жить растения.) А не будет растений- не будет рыб и других животных. Животным тоже нужна прозрачная вода, чистая. Значит. Нельзя загрязнять воду.
Опыт № 3 В воде вещества растворяются.
- Что растворяется в воде? Мы вместе проверим и это.
-Перед вами стоят стаканчики с водой, возьмите ложечкой сахар насыпьте ее в воду и перемешайте.
-Что произошло? Сахар растворился. Но вода растворяет не все. А теперь закиньте в воду песок, которые лежат перед вами и перемешайте. Растворились? (нет).
Вывод: Не все растворяется в воде.
Опыт №4: У воды нет вкуса.
Предлагаю попробовать через соломинку воду. Есть ли у нее вкус? (Нет. Вода не имеет вкуса).
Воспитатель: Когда человек хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует. Для сравнения попробуйте молоко.
Опыт №5: У воды нет запаха.
Предложить детям понюхать воду. Чем она пахнет? (совсем не пахнет). Вода не имеет запаха, если она чистая. Подчеркнуть, что вода из водопроводного крана может иметь запах, т. к. ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной.
Опыт №6 : Вода бывает теплой и холодной.
Перед детьми поставить стаканчики с водой разной температуры. Предложить попробовать пальчиком и определить, в каком стаканчике самая холодная, а в каком – самая теплая. Можно измерить температуру воды в разных стаканчиках.
Подчеркнуть, что в реках, озерах, морях тоже бывает вода разной температурой: и теплая, и холодная. Некоторое растения, улитки, рыбы, звери могут жить только теплой воде, другие- только в холодной.
Опыт №7: Тонет - плавает.
Ставим таз с водой опускаем в него разные предметы (металлические, деревянные, пластмассовые). Наблюдаем, делаем вывод: тяжелые металлические предметы тонут, а легкие - плавают.
А вы знаете, что в морской воде плавать легче, потому что она может держать предметы на поверхности?
Опыт №8. Свойства соленой воды.
Воспитатель: Передо мной на столе стоят банки с пресной водой (т. е с водой из-под крана, лежат яйца. С ними надо обращаться аккуратно, чтобы не разбить их. Я беру в руки яйцо и опускаю в банку с водой. Что случилось с яйцом? (утонуло). Яйцо утонуло, потому что оно тяжелей воды.
А теперь во второй банке мы с вами сделаем морскую воду. Для этого нам нужно добавить в банку соль и хорошо перемешать. Опустите туда яйцо. Что с ним произошло? (не тонет). Это потому, что солёная вода тяжелей пресной, поэтому плавать в море легче, чем в реке.
А сейчас я покажу вам небольшой фокус. Если подлить в банку с солёной водой немного пресной воды, то мы можем увидеть, что яйцо будет плавать посередине банки. Это происходит потому, что если разбавить солёную воду пресной, она уже не будет такой тяжёлой и яйцо немного опустится вниз.
И в заключение смешной фокус «Раскрасим воду»
Спрашиваем детей, может ли вода, стать цветной только по одному «волшебному слову». Скорее всего, дети ответят «нет». На глазах изумленных детей превращаем бесцветную воду в цветную. Секрет заключается в том, чтобы взять банку с плотно закрывающейся крышкой. Внутреннюю сторону крышки красим акварельной краской. Наливаем воду в банку и, закручиваем её крышкой (не показывая окрашенную сторону). В нужный момент стряхнуть банку с водой и, вода становится цветной!
III. Заключительная часть
-Вот и закончилось наше путешествие.
-Вы хотите встретиться ещё с Волшебницей водой (да, хотим)
-А почему вы хотите встретиться? Что вам понравилось?
(мне понравилось путешествовать, понравилось делать опыты, много узнали о воде, что надо беречь воду)
Мне тоже очень понравилось с вами путешествовать. Мы вместе много интересного узнали о воде, о том, что надо беречь и охранять водное богатство нашей земли. На этом наше занятие закончилось, всем Вам, ребята, спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия по окружающему миру: «Воздух невидимка». В старшей группе (наблюдения и опыты).
Конспект занятия: «Воздух невидимка».В старшей группе (наблюдения и опыты).Цели и задачи: Развивать наблюдательность у детей, их умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи и де...

Конспект занятия по окружающему миру "Зимой в лесу" старшая группа
Конспект занятия по окружающему миру "Зимой в лесу" старшая группа...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Свойства воды" в средней группе
Занятие-экспериментирование в средней группе...
Конспект занятия по окружающему миру образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Воздух и его свойства»
Конспект занятия по окружающему мируобразовательной деятельности в старшей группепо теме: «Воздух и его свойства»...

Конспект занятия по окружающему миру "Свойства снега" в средней группе
Знакомство детей со свойствами снега, какой снег, что с ним произойдет в тепле......

Конспект занятия по окружающему миру образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Воздух и его свойства»
Конспект занятия по окружающему мируобразовательной деятельности в старшей группепо теме: «Воздух и его свойства»...

Конспект занятия по окружающему миру «ДЕНЬ ВОДЫ» в разновозрастной группе комбинированной направленности
Цель:Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, воспитание экологического сознания, представления о необходимости сохранения окружающей природы в экологическом равновесии....
