Технологическая карта экология в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Крупнова Милана Сергеевна

Технологическая карта

Экология в старшей группе с проведением экспериментов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_ekologiya.docx30.38 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта интегрированного занятия в старшей возрастной группе в МАДОУ детский сад №25 «Золотой ключик» в соответствии с ООП ДО Федеральной образовательной программой дошкольного образования

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Тема: «Необыкновенный лебедь».

Цель: Расширение представлений о многообразии объектов живой природы, на примере лебедя, его особенностях, месте обитания, образе жизни, питании с виртуальной экскурсией и включением экспериментальной деятельности с воздухом.

Задачи:

  1. Обучающая: расширять знания об особенностях жизни лебедя: среда обитания, внешний вид, образе жизни в разные сезоны года в ходе виртуальной экскурсии.
  2. Развивающая: развивать интерес детей к самостоятельному познанию объектов окружающего животного мира, на примере лебедя, в процессе беседы.
  3. Воспитательная: воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым; умение видеть красоту, своеобразие окружающей природы и бережно относиться к ней.
  4. Речевая: обогащение природоведческого словаря (клин, оперение, перелетная и водоплавающая птица, воздух, Красная книга).

Дополнительные задачи по экспериментированию:

  1. формировать умение обобщать результаты наблюдений и фиксировать их в мнемотаблицу в ходе экпериментирования.
  2. развивать внимание, наблюдательность, способность анализировать, в  процессе экспериментирования.
  3. воспитывать наблюдательность за действиями взрослого и других детей; воспитывать желание исследовать и  экспериментировать с  объектами неживой природы.

Планируемый результат:

  1. Ребенок знает об особенностях жизни лебедя: среда обитания, внешний вид, питание, образе жизни в разные сезоны года;
  2. Ребенок знает, как использовать приемы экспериментирования для познания объектов живой природы;
  3. Ребенок умеет анализировать полученные знания о лебеде (его месте обитания, внешнем виде, образе жизни);
  4. Ребенок умеет видеть красоту, своеобразие окружающей природы и бережно относиться к ней;
  5. Ребенок умеет обобщать результаты наблюдений экспериментирования и фиксировать их в мнемотаблицу;
  6. Ребенок проявляет внимание, наблюдательность, способность анализировать в процессе экспериментирования;
  7. Ребенок проявляет интерес к самостоятельному познанию объектов окружающего животного мира;
  8. Ребенок проявляет стремление к общению со сверстниками и взрослым в процессе познавательной деятельности, осуществляет обмен информацией.
  9. Ребенок проявляет доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым;
  10. Ребенок проявляет позитивный настрой в самостоятельной и совместной со взрослым и сверстниками деятельности.

Пространственно-временной ресурс: групповое помещение, 25 минут.

Программно-методическое обеспечение:

  1. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2023. – 208с.
  2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c.336
  3. Воздух - невидимка / Н.А. Рыжова; науч. ред. проф. Г.А. Ягодин. – М.: Linka-press, 1998.

Подготовительная работа: монтаж видео-контента для виртуальной экскурсии, разработка раздаточного и демонстрационного материла для детей, беседа с детьми на тему «Перелетные птицы», настольно-печатная игра «Птичье домино», свободное экспериментирование, рассматривание иллюстраций из серии «Перелетные птицы».

Материалы и оборудование: ИКТ-оборудование, музыкальная акустика, конверт с письмом, изображение лебедя, палочка для зрительной гимнастики с изображением лебедя, «Фиолетовый лес», коробка, тазы с водой, листы бумаги, перья, камень, мнемотаблица, кубик Блума.

Содержание

Этап

Задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Методы и приемы

Результат

1.

Сформировать интерес у детей к теме занятия.

Педагог собирает детей.

Стук в дверь. В группу вносят письмо.

Загадка:

Весь наукой увлечённый,

Ставит опыты …

Письмо от ученых. Объяснение, кто такие ученые.

Письмо: «Здравствуйте ребята, мы слышали, что в этой группе живут самые начитанные и любознательные ребята. Мы составляем энциклопедию, но совсем не знаем, что написать про птицу, о которой говорится в пословице: «Белый лебедь серому гусю не товарищ!».

Обсуждение пословицы.

 

Внимательно слушают педагога.

Выполняют указания.

Участвуют в беседе.

Отвечают на вопросы.

Словесный метод:

Пояснение,

Указания,

Вопросы,

Художественное слово (загадка).

Наглядный метод:

Демонстрационный материал (конверт).

Практический метод: проблемная игровая ситуация.

Ребенок проявляет интерес к теме занятия.

Ребенок проявляет позитивный настрой в самостоятельной и совместной со взрослым и сверстниками деятельности.

2.

2.1

Создать проблемную ситуацию, сформулировать проблему в доступной для детей форме.

Педагог показывает изображение лебедя.

Вопросы о лебеде, что о нем знают дети, уточняющие вопросы.

Подтверждение (опровержение) слов детей и объяснение.

- Как же у них получается так далеко летать?

- Что помогает лебедю летать на дальние расстояния и возвращаться обратно?

Дети подходят к фиолетовому лесу и на деревьях выводят гипотезы.

-Те, кто считают, что лебедю помогают длинные и широкие крылья с оперением прикрепите зеленые листочки к первому дереву, те кто считают, что лебедя несет только ветер прикрепите желтые листочки ко второму дереву, а те, кто считают, что лебедю помогают его лапки, то прикрепите красные листочки к третьему дереву.

Внимательно слушают педагога.

Выполняют указания.

Участвуют в беседе.

Отвечают на вопросы.

Анализируют проблемную ситуацию: выявляют известное  и неизвестное.

Выдвигают гипотезы.

Словесный метод:

Пояснение,

Указания,

Вопросы,

Беседа.

Наглядный метод:

Демонстрационный материал (изображение лебедя).

Практический метод: проблемная игровая ситуация.

Проблемно-поисковый метод: Формулирование проблемного вопроса детьми.

Ребенок понимает проблемную ситуацию.

Ребенок самостоятельно формулируют проблему

«Что помогает лебедю летать на дальние расстояния и возвращаться обратно?)».

Ребенок проявляет интерес к самостоятельному познанию объектов окружающего животного мира.

2.2

Расширять представления у детей о лебеде, его особенностях, месте обитания, образе жизни, питании в процессе виртуальной экскурсии.

Видеофрагмент о лебеде.

Правила, как сидим за столом.

Демонстрация видеофрагмента.

- Лебедь – грациозная и красивая птица. С давних времен он считается символом жизни, любви и чистоты.

Лебеди — водоплавающие птицы, они селятся там, где озера и болота, подальше от людей и хищных животных. Свои гнезда лебеди вьют недалеко от воды, в густых зарослях трав, и устилают их пухом.

Царственные птицы имеют  белоснежное оперение и изогнутую длинную шею. С её помощью они достают растения со дна водоёмов. Среди водоплавающих птиц лебеди являются самыми крупными. Их крылья в размахе достигают двух метров (это как рост 2х человек из наших ребят), а вес может доходить до пятнадцати килограммов (примерно как ваш вес). Но, не смотря на такой большой вес, лебеди очень хорошо держатся в воздухе и могут во время сезонных миграций пролетать тысячи километров.

Лебеди – перелетные птицы. Поздней осенью, когда уже на землю ложится первый снег, лебеди собираются в стаи и красивым клином улетают в теплые страны. А ранней весной, когда водоемы только начинают освобождаться от ледового покрова, лебеди возвращаются на родину из теплых стран. Их появлению сопутствуют громкие, трубные звуки, которыми переговариваются друг с другом белые красавцы. Весной в дружной лебединой семье появляются птенцы. В семейной жизни лебеди отличаются постоянством. Однажды образовавшаяся пара не расстается никогда.

Всего существует 7 видов лебедей, а самый красивый из них – лебедь-шипун. Все виды лебедей занесены в Красную Книгу и охота на этих величественных птиц строжайше запрещена.

Гимнастика для глаз.

Внимательно слушают педагога.

Выполняют указания.

Смотрят видеофрагмент.

Выполняют гимнастику для глаз.

Словесный метод:

Пояснение,

Указания,

Рассказ.

Наглядный метод:

Демонстрация видеофрагмента.

Практический метод:

Гимнастика для глаз.

Метод наблюдения за объектом:

Звукоподражание,

Словесный рассказ.

Ребенок проявляет внимание, наблюдательность.

Ребенок проявляет интерес к самостоятельному познанию объектов окружающего животного мира.

Ребенок знает об особенностях, месте обитания, образе жизни, питании.

Ребенок умеет видеть красоту, своеобразие окружающей природы и бережно относиться к ней.

Ребенок проявляет стремление к общению со сверстниками и взрослым в процессе познавательной деятельности, осуществляет обмен информацией.

2.3

Расширять и актуализировать представления детей о лебеде, его особенностях, месте обитания, образе жизни, питании.

Формировать умения находить самостоятельное решение проблемы о влиянии воздуха на способность лебедей летать.

Беседа.

Стук в дверь.

Прислали посылку. Дети смотрят, посылка от ученых.

В посылке предметы для экспериментирования.

Экспериментирование.

1-ый опыт: Поймай воздух.

Дети берут целлофановые мешки и пробуют поймать воздух.

Дети закручивают пакеты.

Обсуждение эксперимента.  

Вывод: Воздух не имеет цвета, запаха и формы, он приобретает форму того предмета в который он попадает. Воздух можно ощутить при резких движениях, что и помогает птицам при взлете.

2-ой опыт: Воздух и движение.

Педагог предлагает детям узнать, влияет ли воздух на скорость полета лебедей.

Из бумаги дети делают лодочки.

Показ педагога, как делать лодочку.

Лодочку кладут на воду (тазики с водой), дети дуют на нее. Обсуждение, что произошло.

Паре лодочек делают паруса.

Соревнование, какая лодочка быстрее.

Обсуждение результатов.

Вывод: на парус давит воздух, поэтому лодочка с парусом движется быстрее. Поэтому, когда птица летит в направлении ветра, она движется быстрее.

3-ий опыт: Почему птицы не падают?

Дети рассматривают перышки на столе.

Обсуждение перышек.

Объяснение значения перышек для лебедя.

Педагог предлагает проверить, почему птицы летают и не падают.

Дети берут перышко и камень. Дети бросают их одновременно с одинаковой высоты.

Вывод: тяжелые предметы опираться о воздух не могут, они резко падают вниз. Воздух удерживает легкие предметы с широкой поверхностью, поэтому птицы умеют летать.

Физминутка.

Фиксирование результатов

Помогаю сформулировать все выводы.

Дети рассказывают результаты опытов и заполняют таблицу.

Дети подходят к фиолетовому лесу и обсуждают гипотезу.

Внимательно слушают педагога.

Выполняют указания.

Участвуют в беседе.

Отвечают на вопросы.

Выполняют физминутку.

Участвуют в проведении опытов.

Высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях. Формулируют выводы.

Фиксируют результаты в мнемотаблице.

Словесный метод:

Пояснение,

Указания,

Вопросы,

Беседа.

Наглядный метод:

Демонстрационный материал (материал для опытов, мнемотаблица).

Практический метод:

Проведение экспериментов,

Физминутка.

Метод экспериментирования:

Проведение экспериментов,

Фиксирование результатов.

Ребенок знает, как использовать приемы экспериментирования для познания объектов живой природы.

Ребенок проявляет стремление к общению со сверстниками и взрослым в процессе познавательной деятельности, осуществляет обмен информацией.

Ребенок проявляет внимание, наблюдательность.

Ребенок знает об особенностях, месте обитания, образе жизни, питании.

Ребенок проявляет внимание, наблюдательность, способность анализировать в процессе экспериментирования.

Ребенок умеет обобщать результаты наблюдений экспериментирования и фиксировать их в мнемотаблицу.

Ребенок проявляет позитивный настрой в самостоятельной и совместной со взрослым и сверстниками деятельности.

3.

Подвести итоги деятельности.

Обобщить полученный опыт.

Дети садятся на места.

Игровое упражнение «Расскажи-ка».

-Давайте же с вами поделимся впечатлениями с помощью кубика. Каждый, по очереди будет подкидывать кубик.

Обсуждение результатов, экспериментов, как это влияет на лебедя и почему, подведение итогов.

Подводят итоги.

Выполняют игровое упражнение «Расскажи-ка».

Проводят рефлексию: высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы и воплощения собственного замысла, своего эмоционального состояния и т.д.

Анализ.

Самоанализ.

Словесный метод:

Пояснение,

Вопросы,

Беседа,

Рефлексия,

Анализ,

Самоанализ.

Наглядный метод:

Демонстрационный материал (кубик Блума).

Практический метод:

Игровое упражнение «Расскажи-ка».

Решение проблемной игровой ситуации.

Ребенок проявляет доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым.

Ребенок умеет обобщать полученный опыт, проводить анализ и самоанализ.

Ребенок проявляет стремление к общению со сверстниками и взрослым в процессе познавательной деятельности, осуществляет обмен информацией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта НОД в старшей группе на тему"Народная игрушка"

Конструирование технологической карты полезно не только педагогам, осваивающим новые методики, но и  каждому  из нас, т.к. ее использование поможет определить структуру образовательной деяте...

Технологические карты по ФЭМП старшая группа

Технологические карты в соответствии с ФГОС...

Технологическая карта НОД в старшей группе по теме "Амурский тигр"

На занятии дети узнали об особенностях жизни амурского тигра,почему он занесен в красную книгу,научились его лепить....

Технологическая карта прогулки в старшей группе "Кто живет на нашем участке"

Организация совместной образовательной деятельности с детьми на прогулке....

Технологическая карта конструирования в старшей группе "Качели"

Технологическая карта НООД по конструированию в старшей группе . Тема "Качели"...

Технологическая карта занятия в старшей группе (технология «Ситуация» Л.Г.Петерсон) Монеты. Путь денежной единицы от товара до современных денег и банковских карт. (Муниципальный конкурс "Воспитатель года 2021г)

Технологическая карта занятия в старшей группе (технология «Ситуация» Л.Г.Петерсон) Монеты. Путь денежной единицы от товара до современных денег и банковских карт. (Муниципальный конкурс ...

Технологическая карта Экология в средней группе

Технологическая карта Экология в средней группе ...