Технологическая карта экология в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Технологическая карта
Экология в старшей группе с проведением экспериментов
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта интегрированного занятия в старшей возрастной группе в МАДОУ детский сад №25 «Золотой ключик» в соответствии с ООП ДО Федеральной образовательной программой дошкольного образования
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Тема: «Необыкновенный лебедь».
Цель: Расширение представлений о многообразии объектов живой природы, на примере лебедя, его особенностях, месте обитания, образе жизни, питании с виртуальной экскурсией и включением экспериментальной деятельности с воздухом.
Задачи:
- Обучающая: расширять знания об особенностях жизни лебедя: среда обитания, внешний вид, образе жизни в разные сезоны года в ходе виртуальной экскурсии.
- Развивающая: развивать интерес детей к самостоятельному познанию объектов окружающего животного мира, на примере лебедя, в процессе беседы.
- Воспитательная: воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым; умение видеть красоту, своеобразие окружающей природы и бережно относиться к ней.
- Речевая: обогащение природоведческого словаря (клин, оперение, перелетная и водоплавающая птица, воздух, Красная книга).
Дополнительные задачи по экспериментированию:
- формировать умение обобщать результаты наблюдений и фиксировать их в мнемотаблицу в ходе экпериментирования.
- развивать внимание, наблюдательность, способность анализировать, в процессе экспериментирования.
- воспитывать наблюдательность за действиями взрослого и других детей; воспитывать желание исследовать и экспериментировать с объектами неживой природы.
Планируемый результат:
- Ребенок знает об особенностях жизни лебедя: среда обитания, внешний вид, питание, образе жизни в разные сезоны года;
- Ребенок знает, как использовать приемы экспериментирования для познания объектов живой природы;
- Ребенок умеет анализировать полученные знания о лебеде (его месте обитания, внешнем виде, образе жизни);
- Ребенок умеет видеть красоту, своеобразие окружающей природы и бережно относиться к ней;
- Ребенок умеет обобщать результаты наблюдений экспериментирования и фиксировать их в мнемотаблицу;
- Ребенок проявляет внимание, наблюдательность, способность анализировать в процессе экспериментирования;
- Ребенок проявляет интерес к самостоятельному познанию объектов окружающего животного мира;
- Ребенок проявляет стремление к общению со сверстниками и взрослым в процессе познавательной деятельности, осуществляет обмен информацией.
- Ребенок проявляет доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым;
- Ребенок проявляет позитивный настрой в самостоятельной и совместной со взрослым и сверстниками деятельности.
Пространственно-временной ресурс: групповое помещение, 25 минут.
Программно-методическое обеспечение:
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2023. – 208с.
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c.336
- Воздух - невидимка / Н.А. Рыжова; науч. ред. проф. Г.А. Ягодин. – М.: Linka-press, 1998.
Подготовительная работа: монтаж видео-контента для виртуальной экскурсии, разработка раздаточного и демонстрационного материла для детей, беседа с детьми на тему «Перелетные птицы», настольно-печатная игра «Птичье домино», свободное экспериментирование, рассматривание иллюстраций из серии «Перелетные птицы».
Материалы и оборудование: ИКТ-оборудование, музыкальная акустика, конверт с письмом, изображение лебедя, палочка для зрительной гимнастики с изображением лебедя, «Фиолетовый лес», коробка, тазы с водой, листы бумаги, перья, камень, мнемотаблица, кубик Блума.
Содержание
Этап | Задачи этапа | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Методы и приемы | Результат |
1. | Сформировать интерес у детей к теме занятия. | Педагог собирает детей. Стук в дверь. В группу вносят письмо. Загадка: Весь наукой увлечённый, Ставит опыты … Письмо от ученых. Объяснение, кто такие ученые. Письмо: «Здравствуйте ребята, мы слышали, что в этой группе живут самые начитанные и любознательные ребята. Мы составляем энциклопедию, но совсем не знаем, что написать про птицу, о которой говорится в пословице: «Белый лебедь серому гусю не товарищ!». Обсуждение пословицы.
| Внимательно слушают педагога. Выполняют указания. Участвуют в беседе. Отвечают на вопросы. | Словесный метод: Пояснение, Указания, Вопросы, Художественное слово (загадка). Наглядный метод: Демонстрационный материал (конверт). Практический метод: проблемная игровая ситуация. | Ребенок проявляет интерес к теме занятия. Ребенок проявляет позитивный настрой в самостоятельной и совместной со взрослым и сверстниками деятельности. |
2. | |||||
2.1 | Создать проблемную ситуацию, сформулировать проблему в доступной для детей форме. | Педагог показывает изображение лебедя. Вопросы о лебеде, что о нем знают дети, уточняющие вопросы. Подтверждение (опровержение) слов детей и объяснение. - Как же у них получается так далеко летать? - Что помогает лебедю летать на дальние расстояния и возвращаться обратно? Дети подходят к фиолетовому лесу и на деревьях выводят гипотезы. -Те, кто считают, что лебедю помогают длинные и широкие крылья с оперением прикрепите зеленые листочки к первому дереву, те кто считают, что лебедя несет только ветер прикрепите желтые листочки ко второму дереву, а те, кто считают, что лебедю помогают его лапки, то прикрепите красные листочки к третьему дереву. | Внимательно слушают педагога. Выполняют указания. Участвуют в беседе. Отвечают на вопросы. Анализируют проблемную ситуацию: выявляют известное и неизвестное. Выдвигают гипотезы. | Словесный метод: Пояснение, Указания, Вопросы, Беседа. Наглядный метод: Демонстрационный материал (изображение лебедя). Практический метод: проблемная игровая ситуация. Проблемно-поисковый метод: Формулирование проблемного вопроса детьми. | Ребенок понимает проблемную ситуацию. Ребенок самостоятельно формулируют проблему «Что помогает лебедю летать на дальние расстояния и возвращаться обратно?)». Ребенок проявляет интерес к самостоятельному познанию объектов окружающего животного мира. |
2.2 | Расширять представления у детей о лебеде, его особенностях, месте обитания, образе жизни, питании в процессе виртуальной экскурсии. | Видеофрагмент о лебеде. Правила, как сидим за столом. Демонстрация видеофрагмента. - Лебедь – грациозная и красивая птица. С давних времен он считается символом жизни, любви и чистоты. Лебеди — водоплавающие птицы, они селятся там, где озера и болота, подальше от людей и хищных животных. Свои гнезда лебеди вьют недалеко от воды, в густых зарослях трав, и устилают их пухом. Царственные птицы имеют белоснежное оперение и изогнутую длинную шею. С её помощью они достают растения со дна водоёмов. Среди водоплавающих птиц лебеди являются самыми крупными. Их крылья в размахе достигают двух метров (это как рост 2х человек из наших ребят), а вес может доходить до пятнадцати килограммов (примерно как ваш вес). Но, не смотря на такой большой вес, лебеди очень хорошо держатся в воздухе и могут во время сезонных миграций пролетать тысячи километров. Лебеди – перелетные птицы. Поздней осенью, когда уже на землю ложится первый снег, лебеди собираются в стаи и красивым клином улетают в теплые страны. А ранней весной, когда водоемы только начинают освобождаться от ледового покрова, лебеди возвращаются на родину из теплых стран. Их появлению сопутствуют громкие, трубные звуки, которыми переговариваются друг с другом белые красавцы. Весной в дружной лебединой семье появляются птенцы. В семейной жизни лебеди отличаются постоянством. Однажды образовавшаяся пара не расстается никогда. Всего существует 7 видов лебедей, а самый красивый из них – лебедь-шипун. Все виды лебедей занесены в Красную Книгу и охота на этих величественных птиц строжайше запрещена. Гимнастика для глаз. | Внимательно слушают педагога. Выполняют указания. Смотрят видеофрагмент. Выполняют гимнастику для глаз. | Словесный метод: Пояснение, Указания, Рассказ. Наглядный метод: Демонстрация видеофрагмента. Практический метод: Гимнастика для глаз. Метод наблюдения за объектом: Звукоподражание, Словесный рассказ. | Ребенок проявляет внимание, наблюдательность. Ребенок проявляет интерес к самостоятельному познанию объектов окружающего животного мира. Ребенок знает об особенностях, месте обитания, образе жизни, питании. Ребенок умеет видеть красоту, своеобразие окружающей природы и бережно относиться к ней. Ребенок проявляет стремление к общению со сверстниками и взрослым в процессе познавательной деятельности, осуществляет обмен информацией. |
2.3 | Расширять и актуализировать представления детей о лебеде, его особенностях, месте обитания, образе жизни, питании. Формировать умения находить самостоятельное решение проблемы о влиянии воздуха на способность лебедей летать. | Беседа. Стук в дверь. Прислали посылку. Дети смотрят, посылка от ученых. В посылке предметы для экспериментирования. Экспериментирование. 1-ый опыт: Поймай воздух. Дети берут целлофановые мешки и пробуют поймать воздух. Дети закручивают пакеты. Обсуждение эксперимента. Вывод: Воздух не имеет цвета, запаха и формы, он приобретает форму того предмета в который он попадает. Воздух можно ощутить при резких движениях, что и помогает птицам при взлете. 2-ой опыт: Воздух и движение. Педагог предлагает детям узнать, влияет ли воздух на скорость полета лебедей. Из бумаги дети делают лодочки. Показ педагога, как делать лодочку. Лодочку кладут на воду (тазики с водой), дети дуют на нее. Обсуждение, что произошло. Паре лодочек делают паруса. Соревнование, какая лодочка быстрее. Обсуждение результатов. Вывод: на парус давит воздух, поэтому лодочка с парусом движется быстрее. Поэтому, когда птица летит в направлении ветра, она движется быстрее. 3-ий опыт: Почему птицы не падают? Дети рассматривают перышки на столе. Обсуждение перышек. Объяснение значения перышек для лебедя. Педагог предлагает проверить, почему птицы летают и не падают. Дети берут перышко и камень. Дети бросают их одновременно с одинаковой высоты. Вывод: тяжелые предметы опираться о воздух не могут, они резко падают вниз. Воздух удерживает легкие предметы с широкой поверхностью, поэтому птицы умеют летать. Физминутка. Фиксирование результатов Помогаю сформулировать все выводы. Дети рассказывают результаты опытов и заполняют таблицу. Дети подходят к фиолетовому лесу и обсуждают гипотезу. | Внимательно слушают педагога. Выполняют указания. Участвуют в беседе. Отвечают на вопросы. Выполняют физминутку. Участвуют в проведении опытов. Высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях. Формулируют выводы. Фиксируют результаты в мнемотаблице. | Словесный метод: Пояснение, Указания, Вопросы, Беседа. Наглядный метод: Демонстрационный материал (материал для опытов, мнемотаблица). Практический метод: Проведение экспериментов, Физминутка. Метод экспериментирования: Проведение экспериментов, Фиксирование результатов. | Ребенок знает, как использовать приемы экспериментирования для познания объектов живой природы. Ребенок проявляет стремление к общению со сверстниками и взрослым в процессе познавательной деятельности, осуществляет обмен информацией. Ребенок проявляет внимание, наблюдательность. Ребенок знает об особенностях, месте обитания, образе жизни, питании. Ребенок проявляет внимание, наблюдательность, способность анализировать в процессе экспериментирования. Ребенок умеет обобщать результаты наблюдений экспериментирования и фиксировать их в мнемотаблицу. Ребенок проявляет позитивный настрой в самостоятельной и совместной со взрослым и сверстниками деятельности. |
3. | Подвести итоги деятельности. Обобщить полученный опыт. | Дети садятся на места. Игровое упражнение «Расскажи-ка». -Давайте же с вами поделимся впечатлениями с помощью кубика. Каждый, по очереди будет подкидывать кубик. Обсуждение результатов, экспериментов, как это влияет на лебедя и почему, подведение итогов. | Подводят итоги. Выполняют игровое упражнение «Расскажи-ка». Проводят рефлексию: высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы и воплощения собственного замысла, своего эмоционального состояния и т.д. Анализ. Самоанализ. | Словесный метод: Пояснение, Вопросы, Беседа, Рефлексия, Анализ, Самоанализ. Наглядный метод: Демонстрационный материал (кубик Блума). Практический метод: Игровое упражнение «Расскажи-ка». Решение проблемной игровой ситуации. | Ребенок проявляет доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым. Ребенок умеет обобщать полученный опыт, проводить анализ и самоанализ. Ребенок проявляет стремление к общению со сверстниками и взрослым в процессе познавательной деятельности, осуществляет обмен информацией. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта НОД в старшей группе на тему"Народная игрушка"
Конструирование технологической карты полезно не только педагогам, осваивающим новые методики, но и каждому из нас, т.к. ее использование поможет определить структуру образовательной деяте...
Технологическая карта НОД в старшей группе по теме "Амурский тигр"
На занятии дети узнали об особенностях жизни амурского тигра,почему он занесен в красную книгу,научились его лепить....

Технологическая карта прогулки в старшей группе "Кто живет на нашем участке"
Организация совместной образовательной деятельности с детьми на прогулке....

Технологическая карта конструирования в старшей группе "Качели"
Технологическая карта НООД по конструированию в старшей группе . Тема "Качели"...

Технологическая карта занятия в старшей группе (технология «Ситуация» Л.Г.Петерсон) Монеты. Путь денежной единицы от товара до современных денег и банковских карт. (Муниципальный конкурс "Воспитатель года 2021г)
Технологическая карта занятия в старшей группе (технология «Ситуация» Л.Г.Петерсон) Монеты. Путь денежной единицы от товара до современных денег и банковских карт. (Муниципальный конкурс ...


