План по самообразованию "Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста”-2024-2025 учебный год
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)

Гарифзянова Эльвера Джалиловна

Месяц начала работы над темой: октябрь 2024 г.

Месяц окончания работы: май 2025 г.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

1. Овладение методами экологического воспитания, совершенствование экологической пропаганды среди родителей;

2. Осуществление систематической работы с детьми;

3. Развивать познавательную активность в процессе ознакомления с окружающим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_luchiki.odt27.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Красносельский детский сад «Тургай» комбинированного вида Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»

 

                                                                             

                                                        Утверждаю:

                                                                 Заведующий МБДОУ «Красносельский

                                                                 детский сад «Тургай» комбинированного вида

                                                                  ____________ Л.Ш. Гатина

                                           

 

 

План по самообразованию на 2024-2025 учебный год

Тема: “Формирование  основ экологической культуры у детей дошкольного возраста”

 

 

 

                                    

                                                                

                                                       Подготовила: воспитатель

                                                                первой квалификационной категории

                                                                Гарифзянова Э.Д.

 

 

 

 

Высокая Гора, октябрь 2024 г

Тема: «Формирование  основ экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Период работы над темой: 1 год

Месяц начала работы над темой: октябрь 2024 г.

Месяц окончания работы: май 2025 г.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

1. Овладение методами экологического воспитания, совершенствование экологической пропаганды среди родителей;

2. Осуществление систематической работы с детьми;

3. Развивать познавательную активность в процессе ознакомления с окружающим.

Ожидаемые результаты для воспитателя:

- повышение уровня педагогической компетенции по экологическому воспитанию детей среднего возраста через игру;

- совместная работа с родителями по экологическому воспитанию детей, разработка цикла консультаций и рекомендаций для родителей на данную тему.

Ожидаемые результаты для детей:

- позитивное и бережное отношение к окружающему миру, к растениям и животным

- осознание детьми социальных норм поведения в природе, привитие экологической культуры через игры

- активность в познании окружающего мира через игры

- воспитание доброты и отзывчивости, стремлении помочь доступными способами птицам, животным и растениям (кормление, бережное отношение и т.д.)

Выход темы:

- консультации для родителей;

-консультация для педагогов;

-картотека дидактических игр по экологическому воспитанию детей;

Формы и методы работы с родителями и детьми:

Родители:

-сотрудничество через консультации;

-родительское собрание;

-беседы;

-совместное изготовление и приобретение дидактического материала.

Дети:

Формы

- наблюдения

ОД:

-экскурсии;

-труд в природе;

-экологическая тропа;

-эксперименты и опыты;

-дидактические игры;

-проекты;

Наглядные методы:

-целевые прогулки;

-наблюдения;

-показа сказок (педагогом, детьми);

-рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

-проведение дидактических игр;

Словесные методы:

-чтение литературных произведений;

-беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

Игровые методы:

-проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);

-загадывание загадок;

-проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

Практические методы:

-организация продуктивной деятельности детей;

-оформление гербария растений, плодов;

-изготовление с детьми наглядных пособий.

Работу по данному направлению я начала с того, что изучила педагогическую литературу, проанализировала исследования учёных по экологическому воспитанию дошкольников.

Таким образом, этапы моей работы можно представить следующим образом:

1 этап- информационно-аналитический и методическая работа.

Изучение психолого–педагогической, методической литературы по теме самообразования:

1. С.Н.Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду». 2002Г;

2. Создание перспективного плана работы;

3. Создание условий для формирования у детей основ экологической культуры;

4. Л.С.Журавлёва «Солнечная тропинка» (Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим). 2006г.

5. Ю.А.Акимова «Знакомим дошкольников с окружающим миром».2007г.;

6. А.И.Иванова «Живая экология» (Программа экологического образования дошкольников».2007г.;

7. Т.А.Шорыгина «Стихи и сказки о родной природе». 2006г.;

8. Н. А. Гуняга «Воспитание основ экологической культуры у детей дошкольного возраста».;

9. О.М.Масленникова, А.А.Филиппенко «Экологические проекты в детском саду»;

10. В.Дрязгунова «Дидактические игры для ознакомления детей в детском саду».

2 этап- проектировочный.

3 этап- творческий.

Актуальность:

                                                             «Всё хорошее в людях – из детства!

                                                             Как истоки добра пробудить?

                                                             Прикоснуться к природе всем сердцем

                                                             Удивиться, узнать, полюбить!

                                                             Мы хотим, чтоб земля расцветала,

                                                             И росли, как цветы, малыши,

                                                             Чтоб для них экология стала,

                                                             Не наукой, а частью души!»

В дошкольном возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально - ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой и его поведение в природе. Благодаря этому, появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении формирования экологической культуры детей и грамотности, умение жить в гармонии с природой. Важно сделать этот процесс интересным и увлекательным для детей; учить и воспитывать – играя в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями.

А. М. Горький писал: «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».  

Знания об экологии, полученные детьми при помощи игровой деятельности, влияют на приобретения, уточнения и закрепления знаний о природе и окружающей среде, а также способствуют формированию у них бережного и внимательного отношения к объектам «живой» и «неживой» природы. Именно в игре формируются у детей моральные навыки поведения в природе. В формировании экологической культуры детей используют экологические игры.

Экологические игры - это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании игровой деятельности детей, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса к природе.

Экологические игры можно включать во все режимные моменты исходя из возрастной группы для развития личности ребенка и его экологического сознания, уточняющие и закрепляющие знания о живой и неживой природе.

Играя с детьми, необходимо формировать первоначальные системы ценностных ориентаций, восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы. Развивать способность детей к познанию мира природы. Обучать элементарным нормам поведения в природе, формировать навыки рационального природопользования в повседневной жизни. Воспитывать гуманного отношения к живым организмам.

Для этого воспитателю необходимо самому владеть методикой экологического воспитания, быть носителем экологической культуры, он должен уметь жить в гармонии с природой, потому что дети наблюдательны и внимательны к словам и действиям взрослого и подражают им.

Игра как метод экологического воспитания –это игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней.

При отборе экологических игр необходимо соблюдать следующие требования: 

а) игры необходимо подбирать с учетом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе;

б) игра должна давать ребенку возможность применять на практике уже полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых;

в) содержание игры не должно противоречить экологическим знаниям, формируемых в процессе других видов деятельности;

г) игровые действия должны производиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе;

д) в играх необходимо решать не только задачи экологического образования, но и они должны обеспечивать решение общих задач воспитания и развития ребенка дошкольника;

е) необходимо прослеживать внутреннюю связь каждой игры с предыдущими и последующими играми для прогнозирования нового шага вперед в развитии детей.

План работы на 2024-2025 учебный год

Работа с детьми

Месяц

Формы работы

Октябрь

1. Чтение художественной литературы по теме «Осень».

2. Загадывание загадок.

3. Д/И «Большой-маленький».

4. Разработка дидактических игр.

Ноябрь

Тема «Жиотный мир»

1. Беседы: «Домашние животные»; «Забавные истории о добрых животных»; «Охрана природы»

2. Д/И «Угадай».

3. Загадывание загадок.

Декабрь

  1. Беседы «Пришла зима», «Снег».
  2. Беседа «Лесные жители».
  3. Д/И «Зимушка-зима».

Январь

Наблюдение за птицами на кормушке.

1. Рассматривание фотоиллюстраций с изображением птиц и их жизни.

2. Беседы: «Что ты знаешь о птицах?»;

 «Зачем помогать птицам зимой»;

«Как живут наши пернатые друзья зимой»; «Пользу или вред приносят птицы?»; «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой».

3. Акция «Помоги пернатым».

Февраль

1. Чтение художественной литературы по теме «Птицы-наши друзья».

2. Загадывание загадок.

3. Дидактические игры: «Где чье гнездо?», «Подбери птице клюв и ноги», «Собери картинку».

4. Рисование «Птицы на кормушке».

Март

Тема «Комнатные растения»

1. Беседы о цветах. «Мой любимый цветок».

2. «Кто живет на подоконнике?»

3.Акция «Чудо-огород растет на окошке».

Апрель

1. Праздник «Всемирный день Земли».

2. Коллективная работа «Земля-наш дом».

3. Акция «Зеленая весна».

Май

1. Акция «Отходы-в доходы!».

2. Проект «Ромашка-цветок родного края».

Работа с педагогами

Месяц

Формы работы

Октябрь-ноябрь

Семинар-практикум для педагогов: «Педагогические условия формирования у дошкольников экологического сознания».

Декабрь-февраль

Круглый стол «Художественные произведения, средство экологической культуры родителей»

Март-апрель

Консультация для педагогов ДО «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка».

Май

Доклад с презентацией «Формирование  основ экологической культуры у детей дошкольного возраста».

Работа с родителями

Месяц

Формы работы

Октябрь

Анкетирование «Все, что хочется сказать детскому саду!»

Ноябрь

Выставка поделок "Щедрые дары природы".

Декабрь

Родительское собрание «Экологическое воспитание детей в семье». 

Январь

Совместное изготовление родителями с детьми кормушек для птиц.

Февраль

Памятка «Как помочь птицам пережить зиму»

Март

Консультация «Весенние прогулки»

Фотовыставка «Лучшие места отдыха и прогулок с детьми в нашем селе».

Апрель

Семинар-практикум для детей и родителей: «Игра и развлечения, как средство воспитания у детей любви к природе».

Май

Привлечь родителей к участию в акции «Отходы-в доходы!»

Изготовление альбомов и поделок «Ромашка-цветок родного края».

Литература

1. Зверев А. Т. Экологические игры. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Дом педагогики, 1998. – 56 с.

2. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников - М:. Издательский центр «Академия», 2001.

3. Зверев А. Т. Экологические игры. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Дом педагогики, 1998. – 56 с.

4. Иванова А. И. Живая экология. Программа экологического образования дошкольников. 2-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 80 с.

5. Л. Г. Селихова. «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» - интегрированные занятия для работы с детьми

6. Л.С. Журавлева. «Солнечная тропинка» Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. Москва. Издательство «Мозаика-синтез» 2006г.

7. Н.А. Рыжова «Не просто сказки» Экологические рассказы, сказки и праздники. Москва. «Линка-пресс» 2002г.

8. О.Ф. Горбатенко. «Система экологического воспитания в ДОУ»2- издание 2008г. «Учитель» Волгоград.

9. Т.И. Попова. «Мир вокруг нас» Москва. Издательство «Линка-пресс».1998г.

10.  maam.ru>detskijsad.

11.https://www.maam.ru/detskijsad/plan-raboty-s-roditeljami-po-yekologicheskomu-vospitaniyu-v-srednei-grupe.html

12.https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/10/11/plan-po-samoobrazovaniyu-ekologicheskoe-vospitanie

13.http://2.vospitately.ru/publikacii-vospitateley/noyabr/no-3187-plan-raboty-po-ekologicheskomu-vospitaniyu-doshkolnikov-v-mbdou-detskiy-sad-solnyshko/

14. http://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

« Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста » на тему: «Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС) по формированию основ экологической культуры «В гостях у лягушонка»

Игровая обучающая ситуация«В гостях у лягушонка»(с игрушкой- аналогом) Дидактические задачи:1)    Дать детям представление о лягушке, ее внешнем виде, ее среде обитания, питании и ...

Примерное перспективное планирование в старшей группе на 2019 - 2020 учебный год по теме: «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста»

В данной статье составлен план работы на учебный год с детьми старшего дошкольного возраста  по формированию экологической культуры. Материал будет полезен воспитателям детских садов, углублённо ...

Проект «ОРИГАМИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» 2024 – 2025 учебный год

Оригами – это сложение различных  фигур из разноцветных квадратных, прямоугольных  листов бумаги. Сами эти цветные листы бумаги тоже называют по-японски оригами.Не перечислить всех дос...

Педагогический проект по патриотическому воспитанию Тема: Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.2024-2025

Патриотизм – очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе (подсознании). О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека. (вплоть до границ своего государства), чем больше...