План по самообразованию "Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста”-2024-2025 учебный год
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)
Месяц начала работы над темой: октябрь 2024 г.
Месяц окончания работы: май 2025 г.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
1. Овладение методами экологического воспитания, совершенствование экологической пропаганды среди родителей;
2. Осуществление систематической работы с детьми;
3. Развивать познавательную активность в процессе ознакомления с окружающим.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Красносельский детский сад «Тургай» комбинированного вида Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ «Красносельский
детский сад «Тургай» комбинированного вида
____________ Л.Ш. Гатина
План по самообразованию на 2024-2025 учебный год
Тема: “Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста”
Подготовила: воспитатель
первой квалификационной категории
Гарифзянова Э.Д.
Высокая Гора, октябрь 2024 г
Тема: «Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Период работы над темой: 1 год
Месяц начала работы над темой: октябрь 2024 г.
Месяц окончания работы: май 2025 г.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
1. Овладение методами экологического воспитания, совершенствование экологической пропаганды среди родителей;
2. Осуществление систематической работы с детьми;
3. Развивать познавательную активность в процессе ознакомления с окружающим.
Ожидаемые результаты для воспитателя:
- повышение уровня педагогической компетенции по экологическому воспитанию детей среднего возраста через игру;
- совместная работа с родителями по экологическому воспитанию детей, разработка цикла консультаций и рекомендаций для родителей на данную тему.
Ожидаемые результаты для детей:
- позитивное и бережное отношение к окружающему миру, к растениям и животным
- осознание детьми социальных норм поведения в природе, привитие экологической культуры через игры
- активность в познании окружающего мира через игры
- воспитание доброты и отзывчивости, стремлении помочь доступными способами птицам, животным и растениям (кормление, бережное отношение и т.д.)
Выход темы:
- консультации для родителей;
-консультация для педагогов;
-картотека дидактических игр по экологическому воспитанию детей;
Формы и методы работы с родителями и детьми:
Родители:
-сотрудничество через консультации;
-родительское собрание;
-беседы;
-совместное изготовление и приобретение дидактического материала.
Дети:
Формы
- наблюдения
ОД:
-экскурсии;
-труд в природе;
-экологическая тропа;
-эксперименты и опыты;
-дидактические игры;
-проекты;
Наглядные методы:
-целевые прогулки;
-наблюдения;
-показа сказок (педагогом, детьми);
-рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
-проведение дидактических игр;
Словесные методы:
-чтение литературных произведений;
-беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
Игровые методы:
-проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);
-загадывание загадок;
-проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
Практические методы:
-организация продуктивной деятельности детей;
-оформление гербария растений, плодов;
-изготовление с детьми наглядных пособий.
Работу по данному направлению я начала с того, что изучила педагогическую литературу, проанализировала исследования учёных по экологическому воспитанию дошкольников.
Таким образом, этапы моей работы можно представить следующим образом:
1 этап- информационно-аналитический и методическая работа.
Изучение психолого–педагогической, методической литературы по теме самообразования:
1. С.Н.Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду». 2002Г;
2. Создание перспективного плана работы;
3. Создание условий для формирования у детей основ экологической культуры;
4. Л.С.Журавлёва «Солнечная тропинка» (Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим). 2006г.
5. Ю.А.Акимова «Знакомим дошкольников с окружающим миром».2007г.;
6. А.И.Иванова «Живая экология» (Программа экологического образования дошкольников».2007г.;
7. Т.А.Шорыгина «Стихи и сказки о родной природе». 2006г.;
8. Н. А. Гуняга «Воспитание основ экологической культуры у детей дошкольного возраста».;
9. О.М.Масленникова, А.А.Филиппенко «Экологические проекты в детском саду»;
10. В.Дрязгунова «Дидактические игры для ознакомления детей в детском саду».
2 этап- проектировочный.
3 этап- творческий.
Актуальность:
«Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала,
Не наукой, а частью души!»
В дошкольном возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально - ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой и его поведение в природе. Благодаря этому, появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении формирования экологической культуры детей и грамотности, умение жить в гармонии с природой. Важно сделать этот процесс интересным и увлекательным для детей; учить и воспитывать – играя в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями.
А. М. Горький писал: «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».
Знания об экологии, полученные детьми при помощи игровой деятельности, влияют на приобретения, уточнения и закрепления знаний о природе и окружающей среде, а также способствуют формированию у них бережного и внимательного отношения к объектам «живой» и «неживой» природы. Именно в игре формируются у детей моральные навыки поведения в природе. В формировании экологической культуры детей используют экологические игры.
Экологические игры - это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании игровой деятельности детей, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса к природе.
Экологические игры можно включать во все режимные моменты исходя из возрастной группы для развития личности ребенка и его экологического сознания, уточняющие и закрепляющие знания о живой и неживой природе.
Играя с детьми, необходимо формировать первоначальные системы ценностных ориентаций, восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы. Развивать способность детей к познанию мира природы. Обучать элементарным нормам поведения в природе, формировать навыки рационального природопользования в повседневной жизни. Воспитывать гуманного отношения к живым организмам.
Для этого воспитателю необходимо самому владеть методикой экологического воспитания, быть носителем экологической культуры, он должен уметь жить в гармонии с природой, потому что дети наблюдательны и внимательны к словам и действиям взрослого и подражают им.
Игра как метод экологического воспитания –это игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней.
При отборе экологических игр необходимо соблюдать следующие требования:
а) игры необходимо подбирать с учетом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе;
б) игра должна давать ребенку возможность применять на практике уже полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых;
в) содержание игры не должно противоречить экологическим знаниям, формируемых в процессе других видов деятельности;
г) игровые действия должны производиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе;
д) в играх необходимо решать не только задачи экологического образования, но и они должны обеспечивать решение общих задач воспитания и развития ребенка дошкольника;
е) необходимо прослеживать внутреннюю связь каждой игры с предыдущими и последующими играми для прогнозирования нового шага вперед в развитии детей.
План работы на 2024-2025 учебный год
Работа с детьми
Месяц | Формы работы |
Октябрь | 1. Чтение художественной литературы по теме «Осень». 2. Загадывание загадок. 3. Д/И «Большой-маленький». 4. Разработка дидактических игр. |
Ноябрь | Тема «Жиотный мир» 1. Беседы: «Домашние животные»; «Забавные истории о добрых животных»; «Охрана природы» 2. Д/И «Угадай». 3. Загадывание загадок. |
Декабрь |
|
Январь | Наблюдение за птицами на кормушке. 1. Рассматривание фотоиллюстраций с изображением птиц и их жизни. 2. Беседы: «Что ты знаешь о птицах?»; «Зачем помогать птицам зимой»; «Как живут наши пернатые друзья зимой»; «Пользу или вред приносят птицы?»; «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой». 3. Акция «Помоги пернатым». |
Февраль | 1. Чтение художественной литературы по теме «Птицы-наши друзья». 2. Загадывание загадок. 3. Дидактические игры: «Где чье гнездо?», «Подбери птице клюв и ноги», «Собери картинку». 4. Рисование «Птицы на кормушке». |
Март | Тема «Комнатные растения» 1. Беседы о цветах. «Мой любимый цветок». 2. «Кто живет на подоконнике?» 3.Акция «Чудо-огород растет на окошке». |
Апрель | 1. Праздник «Всемирный день Земли». 2. Коллективная работа «Земля-наш дом». 3. Акция «Зеленая весна». |
Май | 1. Акция «Отходы-в доходы!». 2. Проект «Ромашка-цветок родного края». |
Работа с педагогами
Месяц | Формы работы |
Октябрь-ноябрь | Семинар-практикум для педагогов: «Педагогические условия формирования у дошкольников экологического сознания». |
Декабрь-февраль | Круглый стол «Художественные произведения, средство экологической культуры родителей» |
Март-апрель | Консультация для педагогов ДО «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка». |
Май | Доклад с презентацией «Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста». |
Работа с родителями
Месяц | Формы работы |
Октябрь | Анкетирование «Все, что хочется сказать детскому саду!» |
Ноябрь | Выставка поделок "Щедрые дары природы". |
Декабрь | Родительское собрание «Экологическое воспитание детей в семье». |
Январь | Совместное изготовление родителями с детьми кормушек для птиц. |
Февраль | Памятка «Как помочь птицам пережить зиму» |
Март | Консультация «Весенние прогулки» Фотовыставка «Лучшие места отдыха и прогулок с детьми в нашем селе». |
Апрель | Семинар-практикум для детей и родителей: «Игра и развлечения, как средство воспитания у детей любви к природе». |
Май | Привлечь родителей к участию в акции «Отходы-в доходы!» Изготовление альбомов и поделок «Ромашка-цветок родного края». |
Литература
1. Зверев А. Т. Экологические игры. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Дом педагогики, 1998. – 56 с.
2. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников - М:. Издательский центр «Академия», 2001.
3. Зверев А. Т. Экологические игры. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Дом педагогики, 1998. – 56 с.
4. Иванова А. И. Живая экология. Программа экологического образования дошкольников. 2-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 80 с.
5. Л. Г. Селихова. «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» - интегрированные занятия для работы с детьми
6. Л.С. Журавлева. «Солнечная тропинка» Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. Москва. Издательство «Мозаика-синтез» 2006г.
7. Н.А. Рыжова «Не просто сказки» Экологические рассказы, сказки и праздники. Москва. «Линка-пресс» 2002г.
8. О.Ф. Горбатенко. «Система экологического воспитания в ДОУ»2- издание 2008г. «Учитель» Волгоград.
9. Т.И. Попова. «Мир вокруг нас» Москва. Издательство «Линка-пресс».1998г.
10. maam.ru>detskijsad.
14. http://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».
Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

« Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста » на тему: «Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС) по формированию основ экологической культуры «В гостях у лягушонка»
Игровая обучающая ситуация«В гостях у лягушонка»(с игрушкой- аналогом) Дидактические задачи:1) Дать детям представление о лягушке, ее внешнем виде, ее среде обитания, питании и ...

План по самообразованию педагога Хайруллиной Руфины Рафатовны. Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»...
План по самообразованию на 2013-2018 учебные года по теме «Роль художественной литературы в формировании начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Роль художественной литературы в формировании экологического воспитания дошкольников...

Примерное перспективное планирование в старшей группе на 2019 - 2020 учебный год по теме: «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста»
В данной статье составлен план работы на учебный год с детьми старшего дошкольного возраста по формированию экологической культуры. Материал будет полезен воспитателям детских садов, углублённо ...

Проект «ОРИГАМИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» 2024 – 2025 учебный год
Оригами – это сложение различных фигур из разноцветных квадратных, прямоугольных листов бумаги. Сами эти цветные листы бумаги тоже называют по-японски оригами.Не перечислить всех дос...

Педагогический проект по патриотическому воспитанию Тема: Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.2024-2025
Патриотизм – очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе (подсознании). О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека. (вплоть до границ своего государства), чем больше...
