Технологическая карта деятельности по выбору в подготовительной группе «Волшебница вода»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

КУЗЬМИНА  Марина Владимировна

Развитие детской инициативы, индивидуальности и самостоятельности, в рамках темы «Волшебница вода». Развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта деятельности по выбору

в подготовительной группе «Волшебница вода» 

Цель: Развитие детской инициативы, индивидуальности и самостоятельности, в рамках темы «Волшебница вода». Развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи ребенка.

Задачи:

- Закрепление знаний детей об основных свойствах  воды, ее возможностях.

- Развивать речевое творчество, воображение, умение сочинять загадки, составлять рассказы, сказки.

- Совершенствовать познавательные умения: формирование способности определять взаимосвязи между предметами и явлениями,

  формирование умения делать выводы, открытия.

- Совершенствование навыков продуктивной деятельности при работе с  различными материалами.

- Формирование умений моделировать игровое пространство, создавать игровых персонажей, подбирать средства выразительности при создании образа.          

Предварительная работа: Рассматривание книг, иллюстраций с водоемами, их обитателями. Д/игра «Подбери словечко: я знаю, что вода – это… » (подбор разных состояний воды: роса, дождь, река). Д/игра «Подбери словечко: что вода делает? » (подбор действий) . проведение  экспериментов и опытов. подготовка и сбор материала для создания экологической газеты и изготовления макета «Морское дно».  Ручной труд Изготовление отдельных деталей для макета «Морское дно». П/и«Рыбаки и рыбки» «Земля, вода и воздух» «Море волнуется» Трудовая деятельность. Полив комнатных растений очищенной водой.

Структура

Содержание деятельности

Планируемый результат

Вводная часть: Организация детей установка на предстоящую деятельность, создание проблемной ситуации (вход в деятельность).  Общение в кругу

Мотивация на интерактивной доске – шум шторма и видео Морского царя в гневе. Педагог обращает внимание детей на настроение царя. Выясняют, царь гневается потому, что в его царстве подводном не порядок. Постоянно появляются  незнакомые вещи, во  дворце неуютно, все рыбьи сказки и песни русалок надоели, а ребусы и загадки  Ариэль он разгадать не может. Скучно царю , вот он и устроил шторм на море. Предлагаю загадки морские отгадать и Нептуну настроение поднять.

Отгадывание загадок.

 Пушистая вата

Плывёт куда-то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе. (Облако.)

Течёт, течёт – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит. (Речка.)

На дворе переполох:

С неба сыплется горох.

(Град)

Бел, как мел.

С неба прилетел.

Целую зиму лежал,

А весною в землю убежал.

(Снег)

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали,

А пошли искать их днём,

Ищем, ищем — не найдём.

(Роса)

- Вот и отгадали мы твои загадки, Нептун. Ребята, что объединяет все отгадки?

Игра  «Волшебная  палочка»

Передаем капельку по кругу , отвечая на вопрос «Какая бывает вода?»

(Варианты ответов: холодная, горячая, минеральная, морская и т.д.)

Почему воду называют «волшебницей»? (Вода может превратиться в лед, в пар. Может спокойно плескаться в море и бежать быстрыми ручейками.)

Обсуждение предстоящей работы.

После просмотра видео выясняем с детьми, Что нужно ещё сделать , чтобы Нептун был доволен.

Планета «Любознайки»: проведение опытов по схемам, фиксирование вывода в таблице.

Планета «Речевичок»: составить  рассказ «Вода _ волшебница». проиллюстрировать его. Разгадать кроссворды, ребусы (интерактив). Составить связанные  предложения по схемам – картинкам.

Планета «Творчества: изготовить макет «Подводный мир», нарисовать марины.

Планета «Талантов»: инсценировать легенду «Легенда о старике Байкале и его дочери Ангаре».

Обозначение островков активности, уточнения деятельности детей: 

Воспитатель говорит о том, что сегодня  можно посетить  5 планет, которые уже обозначили дети .

 

Повторение правил работы в центрах:

Перед началом деятельности дети с педагогом вспоминают правила работы на планетах: Что обозначают цифры? (это сколько человек будет работать на планете). А если на планете уже достаточное количество детей? (Можно  договориться с ребятами и поменяться планетами). Чтобы попросить помощь нужно…? (похлопать в ладоши и попросить помощи у педагога).

Определение времени работы

Затем педагог и дети определяют время работы для выполнения заданий. Педагог уточняет время, после которого дети по условному сигналу  возвращаются  в круг и представляют свои работы.

Поддержание игрового интереса и познавательной мотивации

.Актуализация, имеющихся у детей знаний.

.

.

Создание условий для достижения результата каждого ребенка

Уточнение представлений и закрепление знаний детей о воде.

Установка на предстоящую деятельность.

Закрепление правил работы в центах и умения договариваться друг с другом.

.

Способствовать умению самостоятельно устанавливать временные рамки продолжительности работы на планетах.

Основная часть: 

 Самостоятельная деятельность детей в центрах (дети выполняют задания, подготовленные воспитателем заранее, делая выбор из множества вариантов, материалов и способов).

Выбор детьми деятельности и центра:

Планета «Любознайки»

Вид деятельности: познавательно – исследовательская , проведение опытов, изготовление плаката «Берегите моря и океаны!». Опыт «Очистка воды». Очистить  воду   несколькими способами. 1.  фильтровать   воду  через  марлю,  2. через  плотную  ткань,  3. через  песок,  4.при  помощи  активированного  угля.   Приступаем к нашему исследованию.   Возьмите пустой стакан,   вставьте в него воронку, а  в   воронку    положите   фильтр.  А теперь  мы  воду профильтруем,   тонкой  струйкой  переливаем.  .  Вы  очистили  грязную  воду  при  помощи  различных  материалов.  Что  мы  наблюдаем? Вывод: Фильтр  из  активированного  угля  лучше  очищает  воду. Опыт «Тонет – не тонет» . По одному опускаем  предметы в таз с водой и наблюдаем за происходящим. Результаты сразу занести в таблицу.

Оборудование и материалы: фартуки   и  нарукавники;   грязная, мутная вода;  пустые стаканы;  воронки;  марля; плотная ткань;  песок;  активированный  уголь; салфетки;  таблица с иллюстрациями для результатов,   вырезанные  буквы;  картинки  рыбок,  морских животных и птиц,  плакат  с  голубым  фоном.  Предметы из металла,  пластмассы, пробки, дерева, стекла, таз с водой

Планета «Творчества»

Вид деятельности: продуктивная, изготовление макета, рисование марин.  Оборудование и материалы: клей, ножницы, шаблоны рыб, материалы для декора, листы бумаги, ватмана,  карандаши, фломастеры,  гуашь, кисти,  стаканчики – непроливайки. восковые карандаши, репродукции марин.

Планета «Талантов»

Вид деятельности: музыкально – художественная,

(Дети распределяют роли, подбирают  элементы костюмов и музыкальное сопровождение , репетируют и подготавливают сюжет к показу)

Оборудование и материалы: элементы костюмов героев сказки, ширма, куски ткани различного цвета, музыкальные инструменты для озвучивания выхода героев и передачи характера  того или иного момента сказки.

 Планета «Речевичок»

Вид деятельности: речевая, составление  рассказа про воду, иллюстрирование  его в виде книжки - малышки. Разгадывание  кроссвордов, ребусов. Составление  связанных  предложений по схемам – картинкам.

Оборудование и материалы: клей, ножницы, листы бумаги, карандаши, фломастеры, картинки и фото, связанные с водой,  схема для составления рассказа, кроссворды и ребусы по данной теме, схемы – картинки.

Развитие умения самостоятельно выбирать себе деятельность и организовывать её.

Создание условий для разнообразной активной познавательной деятельности детей.

Активизация интереса к приемам продуктивной деятельности.

Совершенствование  сценических навыков, развитие умения следовать правилам и договариваться.

Развития умений в составлении историй

Совершенствование навыков в создании книги.

Развитие логического мышления, внимания.  

Заключительная часть: подведение итогов деятельности поощрение детей (выход из деятельности).

Презентация продуктов детской деятельности

Воспитатель подает условный сигнал. Дети собираются на круг, рассказывают, что они делали на планетах, что у каждого из них получилось, показывают свои работы.  Появляется на экране Нептун, внимательно слушает рассказы и выступления детей ( ответ на вопрос почему во дворце появляются странные предметы, почему воду называют волшебницей, радуется постановке и картинам).  Остается доволен, ждет подарки от ребят в своем царстве ( макет, картины)

Обсуждение дальнейшей работы. Что ещё мы можем сделать, чтобы люди бережно относились к воде (листовки). Делаем во вторую половину дня, вечером раздаём взрослым.

 Работа с рефлексивными дневниками 

Педагог предлагает детям заполнить дневники. Дети обозначают, на какой планете   они работали и смайликом выражают степень удовлетворенности своей деятельностью (веселый – доволен, очень понравилось работа; грустный – доволен, но что то не получилось, или не успел доделать, плачущий – не понравилось, ничего не делал)

.

Развитие умения показывать и рассказывать о результате своей деятельности.  

Развитие умений анализировать и оценивать свою деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию основ экологических знаний для детей подготовительной группы "Волшебница вода"

Ознакомить детей со значением воды в жизни людей, животных, растений. Вызвать у детей интерес, желание заботиться об окружающей среде, беречь воду....

Технологическая карта к занятию по детскому экспериментированию "Волшебница вода"

Технологическая карта, которая заменит написание конспектов....

Конспект экспериментальной деятельности в подготовительной группе "Волшебница вода"

Сформировать представление у детей о переходе воды из одного агрегатного состояния в другое (из твёрдого в жидкое, из жидкого в пар и наоборот)....

Технологическая карта Организация НОД по экологическому воспитанию с применением познавательно – исследовательской деятельности во второй младшей группе. «Волшебница – вода»

Технологическая картаОрганизация НОД по экологическому воспитанию с применением познавательно – исследовательской деятельности во второй младшей группе.«Волшебница – вода»...