Познавательно-исследовательский проект «Здравствуй, гостья зима!» Возрастная группа: подготовительная
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель проекта: способствовать формированию знаний детей о живой и неживой природе зимой. Воспитывать любовь к природе родного края, бережное отношение к ней.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №10 «Умка»
Познавательно-исследовательский проект
«Здравствуй, гостья зима!»
Возрастная группа: подготовительная
Воспитатель: О.В. Хопта
г. Шадринск, 2024
Тема проекта: «Здравствуй, гостья зима!»
Тип проекта: познавательно-исследовательский
Вид проекта: групповой
Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели)
Дата старта проекта: 02.12.2024
Участники проекта: дети, их родители, воспитатели.
Составители: воспитатель Хопта О.В.
Актуальность проекта
В период дошкольного детства у детей закладываются основы личностной культуры. Поэтому необходимо заинтересовывать детей в происходящих вокруг них природных явлениях. Красота зимней природы, множество народных традиций даёт возможность стимулировать интерес и детей и взрослых к совместной деятельности (игры, забавы, эксперименты) и позволяет устанавливать причинно – следственные связи.
Тема проекта способствует созданию необходимых условий в ДОУ по формированию у дошкольников целостного представления о зиме; для общения ребенка с миром природы; развитию у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Цель проекта: способствовать формированию знаний детей о живой и неживой природе зимой. Воспитывать любовь к природе родного края, бережное отношение к ней.
Задачи:
• Расширять представления о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность.
• Знакомить с явлениями неживой природы (морозы, сильные ветры, идет снег, метут метели, замерзли водоёмы, свойствами снега (белый, хрустящий, рассыпчатый, холодный, пушистый, липкий).
• Уточнять и расширять знания об образе жизни диких животных зимой (заяц, лиса, волк, медведь и белка). Расширять представления о разнообразии птиц (снегири, синицы, воробьи, способах добывания пищи, приспособлении к зимним условиям жизни.
• Создавать условия для выявления свойств и качеств снега и льда. Познакомить с процессом превращения воды в лёд, льда и снега в воду.
• Учить устанавливать связи между живой и неживой природой (погода – состояние воды, снега; время года – состояние растений, анализировать, делать выводы.
• Развить любознательность, познавательные интересы, внимание, память, речь, наблюдательность, желание ухаживать за животными и растениями, экологическую воспитанность дошкольников.
• Формировать реалистические представления о природе, умение устанавливать связь между поведением птиц и животных и изменениями в природе.
• Вызывать положительнее эмоции, чувства восхищения природой.
• Воспитывать заботливое отношение ко всему живому, интерес к растительному и животному миру.
4. Вид проекта: познавательно- исследовательский.
5. Участники проекта: дети, воспитатель, родители.
6. Ожидаемый результат: конкретизировать представление детей о зиме, как о времени года.
Методы и формы работы:
- наблюдение;
- непосредственно-образовательная деятельность;
- чтение художественной литературы;
- составление рассказов;
- подбор стихов, загадок, пословиц, поговорок;
- игровая деятельность;
- разные формы бесед;
- продуктивная деятельность: рисование, лепка, аппликация;
- исследовательская деятельность;
- рассматривание репродукций картин, иллюстраций;
- взаимодействие с родителями.
Работа с родителями:
1. Помощь в подборе детской литературы по теме
2. Загадки о зиме
3. Консультация для родителей «Какие сказки почитать ребенку дома»
4. Оформление рисунков и поделок, изготовленных в процессе совместной деятельности: тема «Волшебница зима»
5. Беседы: «Как одевать ребенка зимой», «Как избежать травм в зимнее время года»
6. «Столовая для птиц» - изготовление кормушек для птиц
7. Знакомство с папкой-передвижкой «Прогулки зимой».
8. Информация для родителей «Зимние травмы», «Осторожно, вирусы», «Профилактика простудных заболеваний в зимний период», «Одеваться по погоде – как это важно!», «Осторожно, гололед!».
Предполагаемый результат:
По окончанию проекта дети смогут:
- Устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в природе;
- Осознанно правильно относиться к растениям и животным;
- Расширить знания о природе зимой, укрепить исследовательский интерес к природе;
- Прочесть наизусть одно из видов художественной литературы о зиме (стихотворение, загадку, поговорку и т. д.);
- Повысить речевую активность, активизировать словарь по теме «Зима».
План реализации
Этапы:
1. Подготовительный:
Создание необходимых условий для реализации проекта.
• Разработка и накопление методических материалов.
• Создание развивающей среды.
• Подбор художественной литературы по теме.
• Разработка мероприятий.
2. Основной:(Практический)
Интеграция темы по образовательным областям
Наблюдения
Занятия
Речевое развитие
Чтение художественной литературы: Андерсен «Снежная Королева», В. Одоевский «Мороз Иванович», С. Иванов «Каким бывает снег», Е. Трутнева «Первый снег», К. Бальмонт «Снежинка», Г. Снегирёв «Про птиц», Н. Сладков «Еловая каша», В. Зотов «Клёст», «О птицах», В. Бианки «Кто к кормушке прилетел?», «Синичкин календарь», «Молодая ворона», С. Маршак «Двенадцать месяцев», «Лиса и волк», «Заюшкина избушка», «Зимовье зверей» Братья Гримм «Госпожа Метелица». Чтение и заучивание стихотворений о зиме.
Проговаривание чистоговорок.
Пословицы и поговорки о зиме.
Составление описательного рассказа «Зимушка-зима».
Творческие беседы: «Мои любимые сказки о зиме», «Сказка о Снежной Королеве».
Беседы: «Почему мне нравится зима», «Как звери в лесу зимуют», «Как зимуют домашние животные», «Как человек помогает зимой животным в лесу», «Зачем зимой снег», «Помоги птицам», «Осторожно! Зимние травмы».
Д/и «Какой, какая, какие» (снег, зима, снежинки и т. д.); «Подбирай, называй, запоминай», «Из чего -какой?» (горка из снега-снежная и т. д.); Д/и: «Когда это бывает?», «Доскажи словечко», «Снежные слова»; «Когда это бывает»; «Найди пару»; «Найди такой же».
Изготовление книг-самоделок на тему «Гостья зима».
Картина для рассматривания «Зима в лесу», «Зимние забавы». Иллюстрации по теме «Зима», книги для рассматривания. Рассматривание альбомов, иллюстраций на тему: «Зимние мотивы» (репродукции картин русских художников).
Художественно-эстетическое развитие
Рисование на тему «Зима»; Лепка снежинок, вырезывание снежинок; Рисование карандашами «Кто как зимует?».
Слушание детских песен о зиме:
- песня «Коньки» - сл. Денис Червяцов, муз. В. Богатырёв
- песня «Зимы я вовсе не боюсь»
- песня «Кабы не было зимы»
- песня «Морозный денёк» - сл. М. Львовский, муз. Марк Мильман
- песня «Три белых коня» - сл. Л. Дербенёва, муз. Е. Крылатова
Д/и «Найди такую же снежинку», «Угадай, на что похожи?» (узоры на окнах).
Познавательное развитие
Дидактические игры: «Найди ошибки» (чего не бывает зимой), «Кто что делает зимой», «Найди по следу», «Найди такую же снежинку», «Разведчики» (заметить, что изменилось в природе), «Угадай, на что похожи?» (узоры на окнах).
Рассматривание репродукций картин русских художников по теме «Зима».
Опыты и эксперименты.
Загадки о зимних явлениях в природе
Презентации: «Зимушка- зима», «Зимние месяцы», «Зимующие птицы», «Животные леса зимой», «Зимние забавы».
Беседы: «Первые признаки зимы»
Рассматривание альбома «Зимний лес».
Физическое развитие
Подвижные игры: П/и «Два Мороза», «Смелее вперед», «Серенький заинька», «Ловишки», «Затейники», «Ледяные фигуры».
Игры – имитации образов персонажей зимних сказок.
Дыхательная гимнастика: «Подуй на снежинку»; Артикуляционная гимнастика: «Часы», «Лошадка», «Вкусное варенье» и т. д. Речевые упражнения «Самолет», «Поезд», «Лошадки». Спортивные эстафеты.
Пальчиковые игры: «Мы во двор пошли гулять», «Кормушка», «Елочка», «Пирог», «На елке» Иллюстрации о зимних видах спорта.
Папка – передвижка «Одеваемся на прогулку»
Социально-коммуникативное развитие
Беседы «Гололед», «Что делать, чтобы не замерзнуть», «Зимняя одежда».
Опыты: «Свойства снега», «Каким бывает снег, «Почему снег мягкий?», «Почему снег греет?»
Изготовление цветных льдинок.
Пополнение уголка экспериментирования предметами, необходимыми для проведения опытов с водой, снегом, воздухом (формочки, баночки, пищевой краситель, лупа, вертушек)
3этап. Заключительный: Выставка рисунков «Зимушка – зима»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческо-исследовательский проект «Здравствуй, гостья-зима!» в средней группе
Актуальность : Дети в недостаточной степени имеют представление о зимних явлениях в природе; что происходит со снегом, во что превращается вода, зачем нужна теплая одежда, почему ведут себя по-разному...

Проект «Здравствуй, гостья-зима!» в младшей группе
Проект «Здравствуй, гостья-зима!» в младшей группеТип проекта:По тематике: творческо-информационныйПо времени проведения: долгосрочный (с 01.12.2019г. по 29.01.2019г.)Участники п...

ПРОЕКТ "ЗДРАВСТВУЙ,ГОСТЬЯ ЗИМА!" в старшей группе
ПРОЕКТ "ЗДРАВСТВУЙ,ГОСТЬЯ ЗИМА!" в старшей группе...

Познавательно-исследовательский краткосрочный проект «Здравствуй, Зимушка-зима!»
Познавательно-исследовательский краткосрочный проект...

Краткосрочный проект " Здравствуй, гостья Зима!" в средней группе
Проект «Здравствуй, гостья-зима» развивает активность, самостоятельность, умение работать в коллективе, расширяет и укрепляет связь детей с природой, развивае...


