Проект "Тыква-царица осени"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Фролова Татьяна Леонидовна

Цель работы: пополнение знаний о тыкве, как умном и полезном овоще для здоровья взрослых и детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poekt_tykva-tsaritsa_oseni.docx32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка – детский сад № 35 «Сказка» с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников

Проект

«Тыква-царица осени»

                                                                                     Воспитатель: Фролова Т.Л.

ГО Верхняя Тура

2024год

Проект: «Тыква-царица осени»

Продолжительность проекта: краткосрочный (23.09-27.09.2024)

Тип проекта: познавательно-исследовательский

Участники проекта: воспитатель, родители и дети старшей группы

Возраст детей: 5-6 лет

Актуальность проекта: Готовясь к осенней выставке поделок, ребенок принес в детский сад тыкву необычной формы. У детей сразу возникло куча вопросов. А разве это тыква? А какой еще формы она бывает? А что это - овощ или фрукт?  В чем ее польза? Почему оранжевая? 

Цель работы: пополнение знаний о тыкве, как умном и полезном овоще для здоровья взрослых и детей.

Задачи:

- Расширить представления детей о тыкве, выделить её характерные особенности: величину, форму, цвет, вкус.

-Узнать историю появления тыквы.

- Обогатить и активизировать словарь по теме (круглая, гладкая, ярко-желтая, семена, мякоть, тыква, бахча, огород, тыквенный сок).

- Формировать знания о пользе блюд из тыквы и о ее роли в жизнедеятельности организма.

- Развивать познавательный интерес, творческого воображения, эмоции.

- Развивать внимательность и наблюдательность, мелкую моторику, коммуникативные навыки.

- Воспитывать потребность в необходимости сохранения здоровья через правильное питание.

Предполагаемый результат:

Дети:

- Знать как называется плод тыквы;

- Знать родословную тыквы;

- Знать почему тыква оранжевая;

- Знать о полезных свойствах тыквы;

- Знать, строение плода;

- Знать как использовать в пище; (блюда)

- Знать как и где можно использовать;

- Знать что можно есть в тыкве;

- Уметь творчески подойти к использованию тыквы (рисование штампами из тыквы, поделки и т.д.);

- Ребенок проявляет ярко выраженное эмоциональное отношение к заданиям с экспериментированием. Активно отвечает на вопросы, проявляет любознательность, задает вопросы познавательного характера. Использует в речи экологические термины. Уверен в своих силах, способен к длительному сосредоточению. Проявляет настойчивость.

 

Родители:

- Повышение уровня ответственности родителей за формирование у детей     творческого образа мышления;

- Реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;

- Объединение и реализация инициатив социально - активных родителей в области познавательного   развития и воспитания детей;

- Создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах экологического воспитания детей.

 

Педагог:

- Высокое качество педагогической деятельности, направленной на формирование у всех участников образовательного процесса более углубленных знаний и представлений в области познавательного воспитания детей дошкольного возраста;

-       Создание мотивационной образовательной среды с вовлечением всех участников образовательного процесса;

-       Разработка и успешная реализация активной совместной детско-родительской деятельности по познавательному воспитанию;

-       Обновление воспитательного процесса с учетом современных рекомендаций и условий для познавательного развития детей дошкольного возраста;

-       Изменение восприятия родителями образовательного процесса, как активных участников педагогической деятельности, заинтересованных в успехе своих детей.

Начиная работу над проектом, мы ответили на вопросы:

Что мы знаем о тыкве?

Что хотим узнать?

Где можно узнать?

  • Тыква растёт в огороде, саду
  • Тыква–это овощ
  • Какая она?
  • Как выглядит?
  • Как называется плод тыквы?
  • Почему тыква оранжевая?
  • Что можно есть в тыкве?
  • Где родина тыквы?
  • Какие блюда из неё можно приготовить?
  • Полезна ли тыква для здоровья?
  • Спросить у взрослых
  • В образовательной деятельности с воспитателем
  • По телевизору
  • Из книг и журналов
  • Из интернет- ресурсов

 Этапы исследования:

Первый этап - подготовительный:

1. Подбор художественной литературы о тыкве (С. Александрова «Наша тыква золотая», Е. Груданов «Дремлет тыква золотая», О. Гугнина «Я тыква большая», Ш. Перро «Золушка», сказка «Старик и Тыковка», «Сказка про то, как Васька тыкву обидел», «Про Барыню тыкву», «Тыковка и Бельчонок» и другие).

2. Подбор видеоматериалов (мультфильмы, документальные видеоролики) :«Весёлые тыквы», «Тина нашла огромную тыкву за городом», «Мультик про тыкву».

3. Планирование целевой экскурсии в медицинский кабинет.

4. Подбор иллюстраций и книг о тыкве: Ю. Р. Соколовой «Я познаю мир»,

Л. Х. Тамбиев «Экологическая азбука для детей. Растения», «Мир растений»;

5. Привлечение родителей к составлению сборника рецептов блюд из тыквы для детей.

Второй этап - основной:

1. Познавательно - образовательная деятельность «Тыква – царица огорода»;

Беседы: «Я расскажу вам о чуде», «Полезные свойства тыквы», «Как тыкву используют в медицине», «Тыква -это овощ или ягода?»;

2. Рассматривание тыквы и её обследование, эксперименты и опыты с тыквой;

3. Беседа с медицинской сестрой детского сада «О пользе тыквы для детей»; Дегустация сырой и запечённой тыквы.

4. Дидактические игры: «Весёлый огород», «На что похожа тыква», «Доскажи словечко», «Чьи семена?», «Кто скорее соберет», «Что растет в саду?», «Что - в огороде?», «Узнай по описанию», «Что нужно цветочку»; 

Подвижные игры: «Тыква», «Тыковка», «Огород у нас в порядке», «Вершки и корешки»; Сюжетно – ролевая игра «Овощной магазин»;

5. Заучивание и чтение детьми стихов о тыкве. Отгадывание загадок про тыкву;

6. Просмотр презентации «Золотое чудо – щедрый подарок»; Просмотр видеороликов «Тыква – интересные факты», «О тыкве для детей» 

7.   Конструирование из бумаги «Тыква»;

8. Чтение худ. литературы: С. Александрова «Наша тыква золотая», Ш. Перро «Золушка», сказка «Старик и Тыковка», «Сказка про то, как Васька тыкву обидел», «Про Барыню тыкву» и др.

Третий этап – Практический:

1. Составление рецептов блюд из тыквы для детей;

2. Изготовление книжки 3D формата про тыкву

3.Конкурс поделок «Чудо – тыковки»

В результате реализации проекта:

Создана предметно – развивающая среда для развития исследовательской деятельности;

Проведен ряд исследований о полезных свойствах тыквы;

Проведена беседа с целью расширения знаний детей о пользе тыквы для детей и взрослых;

У детей старшего дошкольного возраста развита познавательная активность, любознательность, развиты коммуникативные навыки. Дети   изготовили поделки из тыквы, книжку про тыкву.

 В реализации проекта активное участие приняли родители. Они проявили творчество в оформлении журнала блюд из тыкв. Так же родители были проконсультированы о пользе тыквы для детей и им было предложено приготовить дома блюда из тыквы.

 Список литературы:

1. Г. В. Вынаев. Растения. Белфакс 1995г.

2. С. Лаврова Занимательная ботаника. Белый город 2013г

3. Н. А. Смирнов Домашний огород, Москва, 1985г

4. В. Степанов Энциклопедия дошкольника. Москва. 2006г

5. А. Х. Тамбиев Экологическая азбука для детей: Растения – М, Школьная пресса 2000

6. Ю. Школьник. Растения. Полная энциклопедия – М: ЭКСМО,2007г.

7. Сайт «Это интересно» https://tavika.ru/2018/11/tykva.html 

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Игры:

Дидактическая игра  «Кто скорее соберёт»

Цель: учить детей группировать фрукты и  овощи, воспитывать быстроту реакции,  выдержку.

Дидактическая игра «Что растёт в саду? Что - в огороде?»

Цель: закрепить знания о фруктах и овощах, развивать умение  действовать по сигналу быстро.

Дидактическая игра «Узнай по описанию»

Цель: развивать память, внимание, умение выслушивать педагога.

Дидактическая игра «Что нужно цветочку»

 Цель: закрепить знания детей об условии роста растений.

Ход игры: из предложенных вперемешку карточек с изображением   солнышка, леечки, горшочка с землёй и различных предметов, дети выбирают те карточки, на которых  изображено то, что необходимо растению для роста.

Игра-хоровод «Тыковка»

Цель: развивать музыкальный слух, чувство ритма; формировать творческий потенциал.

Ход игры. Один из детей становится тыквой. Он стоит в центре круга, дети водят вокруг него хоровод и поют:

Тыква, тыква, тыковка,

Тоненькие ножки,

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили,

На ноги поставили,

Танцевать заставили.

Танцуй, сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь!

Тыква  танцует, а потом выбирает другого ребенка, который становится тыковкой.  Тыква может танцевать в паре с тем, кого выбрал.

Игра малой подвижности «Огород у нас в порядке»

Цель:  развивать внимание, способность координировать свои движения с движениями других детей.                 

Мы весной вскопали грядки (имитируем работу с лопатой)

Мы пололи огород (наклоняемся)

Поливали огород (показываем, как поливали лейкой)

В лунках маленьких не густо

Посадили тыковку (присесть на корточки, обхватить руками

колени).

Лето все она толстела,

Разрасталась вширь и ввысь (медленно

поднимаемся).

А сейчас ей тесто, бедной,

Говорит: «Посторонись!» (топнуть ногой в  конце фразы)    

Подвижная игра «Тыква»

Играющие образуют круг, в середине которого становится ребенок – это будет тыква. Все ходят вокруг тыквы по кругу:

Мы посадим тыкву – вот, вот!

Пускай наша тыква растет, растет!

Вырастай ты, тыква, вот такой вышины;

Вырастай ты, тыква, вот такой ширины;

Вырастай ты, тыква, вырастай в добрый час!

Потанцуй, ты тыква, покрутись для нас!

А мы эту тыковку будем все щипать.

И от нашей тыковки убегать будем!

Тыква в середине круга должна изображать все то, о чем поется в песне (танцевать, крутиться). На слова «Вот такой вышины» руки вверх, а на слова «Вот такой ширины» в стороны. Когда поют: «А мы эту тыковку будем все щипать», все приближаются к груше, чтобы дотронуться до нее, и быстро убегают, а «тыква» -  ловит.

Сюжетно – ролевая игра

«Увозим урожай с дачи»

 Цель:  уточнить знания детей о хозяйственно – бытовой деятельности

человека осенью, побуждать детей принимать  активное участие в развитии сюжета игры.

  Ход игры. Воспитатель предлагает детям создать игровую ситуацию сбора урожая на  даче и отъезда семьи в город.

  Материал: корзинки, коробки, сумки, предметы заместители.

Стихи о тыкве

                                             Груданов Е.

Там, на солнышке, сверкая, 
Дремлет тыква золотая. 
Заполняя огород!
И растёт, растёт, растёт, 
Если солнце припечёт,
Если дождичек польёт,
То одной огромной тыквы,
Хватит нам на целый год!
Будем жарить, печь, томить,
Будем кашу с ней варить.

Днепровская М.

Желтая как солнце тыква,
           Как арбуз больших размеров.
           Но мы к ней давно привыкли,
           И в ее полезность верим.
           Замечательные каши
                         Нам готовят мамы наши,
                         И пекут нам пироги,
                         Что вкуснее всех других.
                         Надо маму, папу слушать,
                         И побольше тыквы кушать.



Загадки о тыкве.

Голова съедобная,

Цвета Солнца жёлтого,

Варят, жарят, запекают,

Даже семечки съедают!

Круглолица, желтокожа,
                        На Луну она похожа.
                        Словно спелая Луна,
                        Из травы густой видна.


Пословицы

И в хорошем огороде гнилые тыквы находят (осетинская поговорка). Когда в тыкве много семечек, в ней мало мякоти (китайская пословица). Когда наступает урожай тыкв, у плетня возникают трудности (марокканская поговорка). Пшено не в тыкве родится да с тыквой сеется (русская пословица). Созревшая тыква от ботвы сама отпадает (китайская поговорка). Тронутая инеем тыква бывает слаще (ингушская поговорка). Тыква любит воду, арбуз — солнце (китайская поговорка). Тыква на арбуз похожа и росла себе лёжа (советская поговорка). Тыква на арбуз похожа, да вкусом с ним не схожа (русская поговорка). Тыква с плетня прикатилась (везение) (корейская поговорка). Тыквенная бахча не принесёт арбуз (креольская поговорка). Чужая голова подобна тыкве (мысли другого человека отгадаешь не сразу, если вообще отгадаешь (индийская поговорка).


Познавательная беседа  «Тыква — королева осени»

Воспитатель. Титул королевы осени смело можно отдавать оранжевому чуду, что тыквой зовётся. Она такая ярко-рыжая, вкусная и полезная! Её ещё называют солнечной ягодой, потому что она любит тепло и яркий солнечный свет, ведь она прибыла к нам из Мексики, страны с жарким климатом.

Тыква является одним из самых древних овощей на нашей планете. Мексиканские крестьяне возделывают её уже более пяти тысяч лет. Довольно быстро тыкву признали и в России. Она не прихотлива во время выращивания, у неё длительные сроки хранения и большие урожаи.

Как и в старину, так и сейчас тяжело представить огород без этой красавицы золотисто-оранжевого цвета, который она приобретает с приходом золотой осени.

Золотая тыква

К солнышку привыкла.

Она свет горячий пьёт,

Наливается, растёт.

Крутобока и вкусна,

Зреют в тыкве семена.

У тыквы большие листья, толстые стебли. Усиками она цепляется за любую опору. У тыквы крупные, ярко- жёлтые, ароматно пахнущие цветы. Оказывается, тыква - это ягода. Считается, что крупнее её плода не бывает.

Тыквы, растущие в Азии и Африке, имеют самую разнообразную форму: вытянутые, словно бутылки, плоские, шарообразные.

Цвет кожуры тыквы может быть разным: ярко – оранжевого, золотисто-жёлтого, зеленовато-коричневого, темно-зелёного и даже фиолетово-синего!

Воспитатель. А теперь я предлагаю рассмотреть тыкву, которую мы с вами можем встретить на огороде у бабушки и дедушки, а также на сельскохозяйственных ярмарках, где станичники и фермеры предлагают свой товар – овощи, фрукты, ягоды, выращенные на своих участках и полях.

Вопросы детям

Какой величины тыква?

Какой формы тыква?

Какого цвета у неё кожура?

Что находится внутри тыквы?

Какого цвета мякоть тыквы?

Итог совместного обсуждения

Тыква большая, овальная, у неё ярко-оранжевая мякоть, а внутри тыквы много семян.

Про тыкву есть много загадок

Желта и толстокожа,

Всю жизнь проводит лежа

В огороде – жёлтый мяч,

Только не бежит он вскачь,

Он как полная луна,

И вкусны в нём семена.

Круглый домик без оконцев,

Цветом он похож на солнце.

А на ниточках внутри

Семена живут, смотри!

На бахче он зреет, спеет,

Бок оранжевый там греет!

Физкультминутка

Посадили дети тыкву (садятся на корточки)

Тыква росла, росла (потихоньку поднимаются)

Солнышко на неё светило (руки вверх перебирают пальчиками)

Дождик её поливал (руки в стороны кружатся)

И выросла тыква большая пребольшая (руки в стороны сделали круг)

Воспитатель. Дети, а как вы думаете, полезна ли тыква?

Ответы детей.

Воспитатель. Тыква – полезный продукт, она очень богата ценными веществами. Тыква отлично подходит для питания детей и взрослых.

Ароматная тыквенная мякоть полна витаминами. Есть в ней аскорбинка, которая спасёт нас от осенних простуд, и другие витамины. Тыква - чемпион по содержанию железа, а значит, у тех, кто её употребляет в пищу, всегда будет весёлое настроение.

Я на солнышке цвела,

Плети длинные плела,

Тяжелела с каждым днём,

Не поднять и вчетвером.

Знают все в округе нашей,

Как вкусна я с пшённой кашей.

Я желта и кругла,

Витаминами полна!

Воспитатель. А как ещё использовали тыкву, знаете?

Тыква годится не только в пищу, но и для приготовления различной посуды. Когда кожура тыквы высыхает, она становится очень твёрдой и прочной. В древности люди пользовались этим свойством и делали из неё предметы утвари: тарелки, бутылки, миски и даже вёдра.

В легких сосудах из тыквы, оплетенных сеткой, хозяева хранили крупу, муку, масло и воду. До сих пор в Молдавии используют тыкву как сосуд, в котором солят огурцы.

Самые первые музыкальные инструменты тоже мастерили из тыкв - насыпали мелкие камешки в высушенную тыкву. Когда тыкву трясли, камешки в ней пересыпались и громко стучали, задавая танцу определенный ритм.

А если ударять в большую пустую тыкву деревянными палочками, она издает громкий, гулкий звук, напоминающий звук барабана. Так что тыкву можно считать и первым ударным музыкальным инструментом.

Индейцы в Северной Америке мастерили из тыкв домики для птиц и развешивали их на высоких деревьях возле огородов и полей, чтобы защитить посевы от вредителей.

Теперь вы знаете, как много полезных вещей можно сделать из самой обыкновенной тыквы. Послушайте стихотворение.

Тыкву в древности любили,

И из тыквы мастерили

И сосуды для пшеницы,

И кувшины для водицы,

Табакерки и шкатулки,

Барабан весёлый гулкий,

И причудливый фонарик,

И цветной узорный шарик,

Домик, где живёт скворец.

Ай да тыква! Молодец!

Итог занятия. Вопросы детям:

- что нового узнали?

- что вам понравилось?

- что запомнилось?

Опыт 1.Плод тыквы – тыквина.

Метод наблюдения  –  это один из основных  методов познания мира.  В процессе наблюдения за различными овощами мы пришли к выводу, что плод у тыквы, арбуза, дыни и огурца называется «тыквина». От ягод тыквины отличаются большим количеством семян и строением околоплодника: снаружи твердый слой (кора), средний слой – мясистая мякоть, а внутренний слой – сочный. Выяснили, что болгарский перец – ягода. Тыква относится к царству – растения, отдел- цветковые, класс – двудольные, порядок – тыквоцветные, семейство – тыквенные, род-тыква, вид-тыква обыкновенная.

2.Полезные свойства тыквы.

Лечебные свойства тыквы разнообразны. Тыква — незаменимый продукт диетического питания. В народной и официальной медицине могут применять при болезнях сердца, почек, ожирении, гипертонии, холецистите, заболеваниях желудка, расстройствах нервной системы и бессоннице. Тыква состоит из витаминов: аскорбиновая кислота, спасающая от осенних простуд, и витамины группы B, которые справляются с усталостью,  делают волосы пышными, а ногти крепкими. Содержащиеся в тыкве витамины A и E — помогают при  раннем старением, а редкий витамин K влияет на свертываемость крови. Мякоть тыквы содержит антиоксиданты и бета-каротин (о чем свидетельствует ее насыщенный оранжевый цвет). В организме бета-каротин преобразуется в витамин A, который отвечает за функционирование иммунной системы и здоровье кожи, волос, за состояние костной ткани и зрения. Каротина в тыкве в пять раз больше, чем в моркови, и в три раза — чем в говяжьей печени. По этой причине офтальмологи рекомендуют людям с нарушениями зрения употреблять тыкву и тыквенный сок. К тому же тыква — чемпион по содержанию железа. В тыкве есть витамин С.

Опыт 2. Почему тыква оранжевая?

Метод хроматографии  – ученые с его помощью анализируют состав различных веществ. Оборудование и материалы: оранжевые и красные плоды, спирт, влажные салфетки с содержанием спирта, тёрка, ёмкость.
Мы натерли плоды моркови, перца и тыквы – каждый в свою емкость. Залили натертую массу спиртом, закрыли крышкой и настаивали 6 часов – пока раствор в емкости не окрасился. Когда раствор настоялся, опустили в него край влажной салфетки. Под действием капиллярных сил вода поднялась вверх и окрасила салфетки.  Когда салфетка промокла сантиметров на 5, мы ее достали, высушили, рассмотрели. Больше всего насыщенный цвет получился от настоя моркови и тыквы, что и доказало наличие в них бета-каротина. Чем плод ярче, тем каротина больше.
Особенно много его в морковке и тыкве и как мы выяснили лидер-красный перец. Каротин   — жёлто-оранжевый пигмент, который содержится в листьях всех растений, а также в корне моркови, плодах шиповника ТЫКВЫ и является провитамином витамина А.

 Что в тыкве можно есть?

В тыкве кушают не только плоды и ее семена, но и ростки, и цветы. Цветы тыквы и тушат. Часто блюда цветы тыквы используются в Италии. Плод тыквы – тыквина является самым большим в мире плодом. Полезные вещества есть в мякоти, семенах, цветах и проростках тыквы, которые очень полезны. В пищу применяют чуть подрощенные ростки их кладут в салаты и добавляют к мясным блюдам. Особенно они актуальны зимой. Прорастить семечко тыквы несложно.

 Опыт 3. Проращивание.

Взяли семена из сырой тыквы, замочили и положили во влажную тряпочку, поставили в теплом темном месте на 6 дней. Когда проклюнулся корешок, высадили семена в землю. И через 3 дня у нас зазеленели росточки. Когда раскрылись первые два семядольных листика, росточки сорвали и использовали в пищу, а один росток оставили расти. Несколько семян не посадили, а рассмотрели. Сняли с них плотную семенную кожуру. Семя раскрылось на две половинки – семядоли. То есть тыква двудольное растение. Между семядолями зародыш будущей тыквы. У него есть корень, есть стебелек и почка – все части будущего растения. Все этапы опыта мы зарисовываем на страницах лэпбука.

В результате проведенных исследований мы выяснили, что тыква — это кладезь витаминов. В питание употребляют мякоть, семена, цветы и проростки. Есть тыквенные образы в литературе, живописи и фольклоре разных стран. Чаще всего тыква является символом процветания, изобилия, долголетия, щедрости, доброты и счастливой жизни. Тыкву можно использовать для    дизайна дома, из нее делают музыкальные инструменты, в древние времена использовали вместо денег. В тыкве есть каротин, значит она богата витамином А. (www.tavika.ru)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осенний праздник "Осень, осень в гости просим."

Праздник для детей среднего возраста....

«Осень. Осенние месяцы. Периоды осени».

Итоговое тематическое занятие Осень. Приметы осени....

Праздник Осени в детском саду "Осень, Осень в гости просим!"

«Осень, Осень, в гости просим!» Чего в детском саду обычно ждут дети? Конечно, праздника! Пусть в календаре и нет никакой знаменательной даты, но почему бы не устроить праздник в честь другого со...

Осенние сценарии "Что у осени в корзинке?", "Чудеса в осеннем лесу" (для младшей, средней и старшей дошкольной возрастной группы)

Данные осенние сценарии - это увлекательные осенние путешествия, с песнями, танцами, играми, загадками,  и конечно же встреча со сказочными героями......

логопедическое занятие с детьми 6-7 лет «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью» Звук Ц], буква Йй

«Осень. Осенние месяцы.Периоды осени. Деревья осенью»Звук Ц], буква ЙйКоррекционно-образовательные цели. Обобщение и системати­зация представлений об осенних изменениях в природе. Форми­рование ...

Логопедическое занятие с детьми 6-7 лет «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью» Звук Ц], буква Йй

Коррекционно-образовательные цели. Обобщение и системати­зация представлений об осенних изменениях в природе. Форми­рование представлений о периодах осени и их характерных осо­бенност...

«Осень, осень снова к нам пришла! Осень, осень чудная пора!»

Осень - это не только слякоть, пронизывающий холод. Осень - это золотая пора, богатая своей цветовой палитрой, и невозможно не восхищаться работой этой художницы. Крона деревьев, багрян...