Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром: "Удивительное рядом: путешествие в царство животных"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Занятие по ознакомлению детей подготовительной группы с окружающим миром на тему: "Удивительное рядом: путешествие в царство животных"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 36.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение № 34 «Детский сад комбинированного вида г. Никольское»
Конспект занятия
по ознакомлению с окружающим миром
на тему: «Удивительное рядом: путешествие в царство животных»
Воспитатель: Лагутенок Юлия Александровна
Возраст детей: подготовительная к школе группа
(6-7 лет)
г. Никольское
2025 г.
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Тема занятия: «Удивительное рядом: путешествие в царство животных».
Вид занятия: комбинированное (включает элементы познавательной, игровой, творческой деятельности).
Тип занятия: занятие-путешествие.
Предварительная работа: Беседы с детьми на темы: «Многообразие живых существ планеты Земля», «Дикие и домашние животные», «Земноводные и пресмыкающиеся: чудеса природы», «Любопытные насекомые», «Рыбы – жители водоемов», «Способы защиты животных», «Где живут животные?», «Охрана животных»; чтение рассказов о животных: М. Пришвин «Еж», «Ребята и утята», «Хромка», К. Ушинский: «Сумка почтальона», Г. Скребицкий «Теплый хлеб», «Июльские кузнечики», В. Драгунский: «Белобокая птица»; чтение и рассматривание энциклопедий о животных; рассматривание иллюстраций и фотографий различных представителей животного мира»; Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Кто, где живет?» (места обитания животных), «Узнай животное по голосу», «Рассели животных правильно», «Выделяем признаки»; подвижные игры: «Звериная эстафета», «Животные повадки», «Лягушки и крокодилы».
Работа с родителями: консультация: «Познакомьте своего ребенка с чудесами животного мира».
Цель занятия: формировать представления детей о многообразии животного мира Земли.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить детей с основными классами животных (рыбы, насекомые, птицы, земноводные, пресмыкающиеся, млекопитающие);
- формировать представления о местах обитания разных видов животных;
- научить выделять основные признаки животных, присущие данному классу животных;
- обучать самостоятельному поиску необходимой информации.
Развивающие:
- развивать интерес к изучению живой природы;
- развивать умение анализировать и систематизировать полученные знания;
- способствовать развитию речи, обогащению активного словаря новыми понятиями.
Воспитывающие:
- воспитывать познавательный интерес к природе;
- способствовать воспитанию бережного, гуманного отношения к миру живой природы;
- воспитывать коммуникативные качества личности: доброжелательность, терпимость, уважение друг к другу.
Словарная работа: понятия: «царство животных», «земноводные», «пресмыкающиеся», «млекопитающие».
Оборудование: проектор, ноутбук для показа видео слайдов, музыкальное сопровождение (аудио запись «звуки животных», «звуки природы»), учебная доска, мебель и столы для выполнения детьми творческих и учебных заданий.
Демонстрационный материал: глобус, игрушки животных (рыбы, насекомые, птицы, земноводные, пресмыкающиеся, млекопитающие), презентация на тему «Разнообразие животного мира»; картинки с иллюстрациями животных и мест их обитания, плакат – вывеска «Царство животных».
Атрибуты: костюм «Матушки Природы», картонный указатель, полотно синего цвета, макет дерева.
Раздаточный материал: цветные мелки (меловые), картон, картинки с изображением планеты Земля, озера, дерева, рыбы, лягушки, птицы, черепахи, комара, зайца, клей (на каждого ребенка), набор счетных палочек на каждого ребенка.
Форма организации работы:
- фронтальная;
- групповая;
- индивидуальная.
Основные методы проведения занятия:
- наглядный (демонстрация);
- словесный (беседа, обсуждение, вопросы,);
- игровой (игровая ситуация, дидактические игры).
Ход занятия.
1.Приветствие. Введение в тему занятия.
В группу входят дети с воспитателем, встают в круг.
Воспитатель: Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнется –
Утро доброе начнется.
Доброе утро!!!
Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие в одно удивительное царство! Мы будем путешествовать вместе, но куда именно мы отправимся, пока неизвестно. Перед вами на столе подсказки. Рассмотрите их и попробуйте предположить, куда же мы отправимся?
На столе располагаются: глобус – модель планеты Земля, картинки с изображением различных животных. Дети рассматривают подсказки и пытаются определить тему путешествия.
Воспитатель: Ребята, глобус – это уменьшенная копия нашей планеты Земля, на которой можно увидеть океаны, моря, горы и страны. В каждом уголке нашей планеты есть жизнь. Живая природа удивительна и разнообразна. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по царству животных. Я предлагаю вам закрыть глазки и не открывать их, пока не услышите волшебную музыку.
(Дети закрывают глаза, воспитатель перевоплощается в Матушку Природу, звучит музыка).
Воспитатель: Ребята, открывайте глазки! Со мной произошло превращение! Смотрите, я превратилась в Матушку Природу! Я много повидала, много знаю. Сегодня я хочу познакомить вас с представителями «Царства животных». Ребята, какие бывают животные? Где живут разные животные? (высказывания детей?) Ребята, вы готовы? (ответы детей…)
Воспитатель: Итак, наше путешествие по планете Земля в страну животных начинается… Оказались мы с вами на дорожной развилке. Стоит указатель, но на нем ничего не написано. Ребята, давайте вместе решим, куда пойдем дальше: направо или налево? (ребята обсуждают свой маршрут…)
Ребята с воспитателем в образе Матушки Природы отправляются в путь. Впереди видят красочную вывеску «Царство животных».
Воспитатель: Ребята, мы с вами добрались до «Царства животных». Мы познакомимся с представителями (жителями) этого царства и с его разнообразием, составим с вами карту нашего путешествия.
(Воспитатель приглашает детей занять свои места за столом, каждому ребенку раздает лист картона, клей и картинку планеты Земля). Ребятам дается задание приклеить картинку на картон).
2. Основная часть занятия.
В центре группы появляется голубое озеро.
Воспитатель: Ребята, смотрите, перед нами какой-то водоем. Какие водоемы встречаются в природе? (ответы детей…) Перед нами озеро. Предлагаю отметить первый объект на нашей карте.
(Детям раздается картинка «Озеро», которую нужно приклеить на картон рядом с планетой).
Воспитатель: Как вы думаете, кто может обитать в озере? (предположения детей…)
Воспитатель: Слышите, кто-то там плещется. Кто же это, вы узнаете, отгадав загадку:
Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком.
По земле не хожу,
Рот есть, да не говорю.
Глаза есть - не мигаю,
Крылья есть – не летаю.
Ответы детей:……….
(из воды появляется рыба).
Воспитатель: Ребята перед вами на столе лежат картинки с изображением разных рыб. Посмотрите, пожалуйста, на них, и скажите, что общего есть у всех рыб, чем они похожи?
(дети рассматривают картинки, выделяют общие признаки рыб).
Воспитатель: В царстве животных обитают рыбы. Рыбы – это животные, тело которых покрыто скользкой чешуей. Рыбы – водные обитатели. Передвигаться им помогают плавники. С помощью жабр рыбы дышат кислородом, растворенным в воде. Рыбы бывают пресноводными (обитают в пресной воде – реке, озере, в пруду) и морскими (обитают в соленой воде морей и океанов).
(Воспитатель выдает детям картинку «Рыбка», которую они помещают на картон в «озеро»).
Воспитатель: Ребята, вам интересно узнать, как живут рыбы в воде? Чем они питаются? Как проводят зиму? Вы можете задать рыбке интересующие вас вопросы, а я вам помогу их сформулировать.
(воспитатель помогает детям формулировать вопросы к рыбке).
Воспитатель: Ребята, перед вами счетные палочки. Предлагаю вам попробовать выложить из них золотую рыбку.
Игра: «Выложи из счетных палочек золотую рыбку».
Ребята под музыку выкладывают из спичек рыбку.
Воспитатель: Ой, ребята, что что-то холодное и влажное коснулось моей ноги:
Любит мух и комаров,
Да имеет громкий зов,
Вся зеленая скажу,
Дом на речке и в пруду.
Воспитатель: Кто же это?
Ответы детей:……..
Воспитатель: Лягушка – это земноводное животное. Как вы думаете, кто такие земноводные? Почему этих животных так назвали? (предположения детей…)
Воспитатель: Земноводные – это животные, у которых кожа голая, нежная. Часть жизни они проводят на земле (на суше), а часть – в воде. К земноводным относятся лягушки, жабы, тритоны.
(Дети получают картинку «лягушку» и прикрепляют ее рядом с «озером» на картон).
Воспитатель: Ребята, а как передвигаются лягушки?
Ответы детей:…….
Воспитатель: Я предлагаю вам попробовать попрыгать как лягушки.
Подвижная игра: «Попрыгай как лягушка».
Дети под музыку прыгают как лягушки.
Воспитатель: Лягушка не просто так выпрыгнула из воды. Она решила подкрепиться. Чем питаются лягушки? (ответы детей…)
(Раздается писк комара, детям демонстрируется игрушечный комар).
Воспитатель: Комар – это насекомое. Насекомые – это животные, у которых три пары ножек (то есть всего шесть) и тело четко делится на три части: голова, грудь, брюшко.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, перед вами множество фигурок различных животных. Определите, пожалуйста, кого из них мы можем отнести к насекомым? Почему вы так считаете? (ребята обосновывают свой выбор).
Дидактическая игра «Дорисуй насекомое».
На доске изображен незаконченный рисунок насекомого. Ребятам предлагается дорисовать насекомое. Обсуждаем вместе с детьми их рисунки.
Воспитатель: Насекомые – многочисленные представители царства животных. Они обитают и на земле, и в воде, и в воздухе, и под землей. К насекомым мы относим: жуков, бабочек, пчел, кузнечиков.
(Дети приклеивают комара на картон).
Воспитатель: Ребята, предлагаю нам немного отдохнуть и потанцевать вместе с веселым ежиком.
Физкультминутка «Танец веселого ежика».
Дети повторяют забавные движения танцующего ежика из видеоролика.
Воспитатель: Ребята, вы слышите чудесное пение (звучит песня соловья).
Прекрасная мелодия доносилась со стороны большого дерева.
(Детям выдается картинка «дерево», которую они приклеивают рядом с «замком»).
Воспитатель: Ребята, вы догадались, кто исполняет эту прекрасную мелодию? (Ответы детей…).
Воспитатель: Это соловей.
(Дети помещают картинку «соловья» на «дерево»).
Воспитатель: Соловей – это птица. Что вам известно о птицах? (ответы детей?) Птицы тоже являются жителями царства животных. Птицы – животные, тело которых покрыто перьями, они откладывают яйца. Вместо передних конечностей – крылья. Большинство из них умеют летать. Мир птиц очень разнообразен: встречаются лесные птицы (дятел, иволга), водоплавающие птицы (гуси, лебеди, утки) и даже такие птицы, которые и вовсе не умеют летать (пингвин). Как вы думаете, где на планете Земля обитают пингвины? (ответы детей…)
Заслушалась Матушка Природа пение соловья, да присела на камень, который лежал под деревом. Вдруг этот камень ожил!!!
Воспитатель: Ребята, вы знаете, кто же это? (ответы детей…).
(Ребята помещают картинку «черепаха» под дерево).
Воспитатель: Черепаха – это пресмыкающееся животное. Пресмыкающиеся – животные, тело которых покрыто сухими чешуйками, а у некоторых еще и панцирем. Всю свою жизнь они ползают – «пресмыкаются». Как вы думаете, каких животных мы относим к пресмыкающимся? Где обитают пресмыкающиеся? (ответы детей…)
Воспитатель: К пресмыкающимся относятся черепахи, крокодилы, змеи, ящерицы. Пресмыкающиеся распространены практически по всей Земле, исключая лишь места, где самые суровые природные условия, например Антарктида.
Пошли ребята и Матушка Природа по дорожке, и увидели чьи-то петляющие следы (появляется слайд с изображением следов зайца).
Воспитатель: Дети, догадались ли вы, кто здесь пробегал? (предположения детей…).
Воспитатель: Следы на дорожке оставил зайчик. (Дети приклеивают картинку «зайчик» на картон).
Заяц – это зверь. Звери – это животные, тело которых покрыто шерстью. Они рождают живых детенышей и выкармливают молоком, поэтому их еще называют млекопитающие.
Воспитатель: Ребята, а каких зверей вы еще можете назвать? Знаете ли вы, где они обитают? (Ответы детей…).
Заключительная часть занятия. Подведение итогов. Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на карту нашего царства, которая у нас получилась. Как называется царство, в котором мы путешествовали сегодня? Какие животные живут в этом царстве? (ответы детей…).
Воспитатель: Мне очень понравилось в Царстве Животных, а вам? (высказывания детей…).
Воспитатель: Ребята, человек – тоже является частью природы и относится к царству животных. Люди и животные должны жить вместе в гармонии друг с другом!
Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Что вам понравилось больше всего на занятии? Что нового для себя вы сегодня узнали? (дети делятся впечатлениями от занятия).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему «Домашние животные»
Закрепить названия домашних животных и их детёнышей, знания об их назначении и пользе для человека....
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром "Удивительный космос"
Программное содержание1. Закрепить знания детей об истории развития космонавтики.2. Познакомить с Солнцем как раскаленном космическим объектом, строением солнечной системы из планет (их размерах...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром "Удивительный мир насекомых"
Цель: познакомить с миром насекомых и их особенностями.Задачи:1. Систематизировать знания детей о насекомых.2. Развивать познавательный интерес, внимание, память.3. Воспитывать доброжелательное отноше...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим в младшей группе «Путешествие к диким животным»
Формировать знание детей о диких животных посредством двигательной активности....

Итоговое занятие по ознакомлению с окружающим миром «Удивительный мир»
Обобщить знания детей об окружающем мире, полученные в течение года....
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром " Удивительные предметы"
Данный материал разработан для информирования детей о различных свойствах предметов...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Удивительный воздух» в средней группе
представление о воздухе и его свойствах...
