Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему «Домашние животные»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Вавилова Вера Васильевна

Закрепить названия домашних животных и их детёнышей, знания об их назначении и пользе для человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл domashnie_zhivotnye.docx574.27 КБ

Предварительный просмотр:

Домашние животные


C:\Мои документы\Домашние животные\животные.jpg

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе
на тему «Домашние животные»

Цели:

Образовательные

  • Закрепить названия домашних животных и их детёнышей, знания об их назначении и пользе для человека.
  • Закрепить знания детей  о том, что домашних животных не может заменить машина: например, не существует машины, которая давала бы нам молоко, мясо, яйца, натуральную шерсть.
  • Рассказать о пище домашних животных.
  • Объяснить происхождение слова «домашние».

Воспитательные

  • Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра.
  • Развивать умение отстаивать своё мнение, доказывать свою правоту.
  • Воспитывать любознательность.
  • Формировать знание о взаимосвязи всего живого в природе.
  • Воспитывать уважение к труду людей, работающих в сельском хозяйстве.

Развивающие

  • Работа по словообразованию: корова – бык – телёнок (телята); свинья – хряк – поросёнок (поросята); лошадь – конь (жеребец) –жеребёнок (жеребята); коза – козёл – козлёнок (козлята); овца – баран – ягнёнок (ягнята).
  • Работа по согласованию существительных множественного числа с числительными ( один поросёнок, три поросёнка, пять поросят и т.д).
  • Названия построек для животных: корова – коровник, свинья – свинарник, конь – конюшня).

Материалы для занятия:

  • Иллюстрации с изображением домашних животных и их детёнышей.
  • Юла с прикреплённой к ней стрелкой и большой круг, вырезанный из фанеры или картона и разделённый на цветные секторы – для игры «Поле чудес».

Ход занятия

Для того чтобы ввести детей в тему занятия, воспитатель предлагает им загадки:

Загадки:

C:\Мои документы\Домашние животные\корова2.jpg

Голодна – мычит. 
Сыта – жуёт,
Малым деткам молоко даёт.

                        (корова)

C:\Мои документы\Домашние животные\овца.jpg

Кто ни в жару ,
Ни в стужу не снимает шубу?
 

                        (баран, овца)

Спереди  пятачок, 
Сзади – крючок,
Посередине спинка,
На спинке  - щетинка.
C:\Мои документы\Домашние животные\свинья.jpg

                        (свинья)


C:\Мои документы\Домашние животные\собака.jpg

На дворе построен дом, 
На цепи хозяин в нём.

                        (собака)


C:\Мои документы\Домашние животные\конь.jpg

Не пахарь, не кузнец, не плотник, 
А первый на селе работник.

                        (лошадь, конь)

Идёт, идёт, бородой трясёт, 
Травки просит:
«Ме-ме-ме,
Дай-ка вкусной травки мне-е-е».
C:\Мои документы\Домашние животные\коза.jpg

                        (коза)

(По мере отгадывания загадок воспитатель вывешивает на доску (выставляет на фланелеграф, коврограф) картинки с изображением отгадок)

Воспитатель:

- Подскажите мне, о ком же все эти загадки? Совершенно верно, о животных, которые называются домашними. И сегодня на занятии пойдёт разговор о домашних животных.

Воспитатель предлагает детям рассказать, что они знают о животных, активизируя их речь. Для того чтобы организовать очерёдность высказываний детей, можно провести игру «Волшебная палочка». Дети встают в круг, в качестве волшебной палочки берётся карандаш, ручка, маленькая указка и т.д.

Воспитатель может выступать в качестве ведущего, предлагая детям вопросы. Отвечая на вопросы, дети передают друг другу «волшебную палочку».

Правила игры таковы: говорить может только тот ребёнок, у которого в руках палочка. Остальные могут выразить своё согласие с его высказыванием хлопками в ладоши, своё несогласие – потопав ногами.

Вопросы детям:

  1. Каких домашних животных вы знаете?
  2. Какую пользу приносит человеку корова, лошадь, собака и т.д?
  3. Как называется детёныш коровы, собаки, лошади и т.д?
  4. Как называется помещение,  в котором живут коровы, лошади и т.д?

Ребёнок, взявший палочку, начинает рассказ о каком-то животном, продолжить может следующий ребёнок, закончить – следующий.

Задача воспитателя – следить за тем, чтобы рассказы детей не затягивались во времени, чтобы все желающие дети  могли высказаться.
Выслушав рассказы детей, воспитатель предлагает детям отдохнуть и сделать физминутку.

Физминутка «Корова»

Слова физминутки

Действия детей

Му-му-му! - мычит корова,

Идут по кругу, сделав рога из указательных пальцев.

Забадаю Катю с Вовой.

Поворачиваются в круг, делают повороты вправо-влево.

Вы не пьёте молоко?

Руки на пояс, делают сердитое лицо.

Убегайте далеко!

Разбегаются по группе.


Воспитатель:
- Ребята, а вы хотите узнать, как появились первые домашние животные? Английский писатель Редьярд Киплинг придумал об этом сказку. Помните русскую пословицу про сказки: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»? Вот и в этой сказке много выдуманного, но кое-что и правда. Сказка называется «Кошка, гулявшая сама по себе». Я прочитаю вам отрывок из этой сказки. Хотите?
Воспитатель читает отрывок из сказки…
Воспитатель:
        
Вот так или примерно так появились первые домашние животные. Первобытные люди сначала добывали себе пищу, охотясь на диких животных. Но охота не всегда была удачной, и люди оставались голодными. И тогда они придумали: «Нужно, чтобы животные всегда жили рядом с нами, Тогда нам не придётся тратить столько сил на охоту, а пища и одежда всегда будут под рукой».
Они стали строить для животных специальные загоны, даже домики, ухаживали за ними. Люди научились запасать траву, чтобы кормить животных, когда наступала зима. Животные тоже вскоре привыкли жить рядом с людьми, наверное, им понравилось, что люди о них заботятся, кормят, строят им тёплые домики. Так и стали жить рядом люди и животные, принося друг другу пользу.
- Ребята, а как называется помещения, в которых содержат домашних животных? Со временем животных стали содержать не только в каждой отдельной семье, но и в больших хозяйствах, в отдельных помещениях и не по одному, а помногу.

  • Для коров строят…коровники. Еще эти постройки называют фермами.
  • Для свиней и поросят…свинарники. Его еще называют свинофермой.
  • Кони живут в ….конюшне.
  • Для кроликов делают …крольчатник.
  • Для овец …овчарню.
  • Раньше в хозяйствах у богатых людей было много собак. Их использовали для охоты, для охраны владений. Для них строили специальное помещение – псарню.
  • Для кур строят …курятник.
  • Для других домашних птиц (уток, гусей, индюшек) – птичник. Его еще называют птицефермой.

При проведении этой части занятия, воспитатель прежде всего даёт детям возможность высказаться, лишь поправляя их при необходимости.
- Ребята, в заключении нашего занятия, я предлагаю вам поиграть в игру-викторину «Поле чудес». Условия игры будут такими: на каждом секторе игрового поля лежит картинка с изображением домашнего животного. Водящий вращает юлу, и когда стрелка остановится и укажет на какую-то картинку, он называет не только изображенное на ней животное, но и всё семейство, а также помещение, в котором оно живёт.

(Оценивая правильные ответы, можно выдавать детям фишки. Очень важно, чтобы дети получали поощрения за оказание помощи своим товарищам. После окончания игры подсчитываются фишки.)

- Скажите, вам понравились отрывки из сказки «Кошка, которая гуляла сама по себе»? Пока мы не знаем, почему сказка  называется именно так. Хотите, мы прочитаем её полностью? Конечно, на этом занятии мы это сделать уже не сможем, но обязательно прочитаем её позже.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе тема: "Моя семья"

Основной целью данного занятия является воспитание чувства любви и привязанности к своим родителям....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе Тема занятия: «Животные севера»

1. Продолжать знакомить детей с животными Севера2. Развивать познавательную активность; способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи3. Воспитывать люб...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром старшая группа.Тема "Транспорт"

Я думаю кому то поможет мой конспект занятия по окружающему миру в старшей группе.Тема "транспорт"...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром старшая группа.Тема "Космос"

Я делала этот конспект для открытого занятия. К конспекту я прикреплю еще презентацию, которая думаю тоже пригодится....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи. Тема: "Домашние животные". Средняя группа

Конспект фронтального  (подгруппового) занятия для детей с ТНР, ЗПР. Тематический цикл: "Домашние животные".  Возрастная группа: средняя....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе. Тема: «Весна»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим встаршей группе.Тема: «Весна»...