Методическая разработка « Игровые технологии в экологическом образовании дошкольников».
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Развитие российской системы образования последних лет характеризуется интенсивным поиском наиболее рациональных форм обучения, новых технологий, подавляющее число которых имеет комплексный характер. Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением научно выведенных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii.docx34.63 КБ

Предварительный просмотр:

 « Игровые технологии в экологическом образовании дошкольников».

Развитие российской системы образования последних лет характеризуется интенсивным поиском наиболее рациональных форм обучения, новых технологий, подавляющее число которых имеет комплексный характер. Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением научно выведенных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое. 

Не секрет, что сегодня одним из стратегически важных вопросов образования является экологическое воспитание подрастающего поколения. Поскольку дошкольное образование — является первой ступенью в воспитательной системе, то особенно важно именно в этот возрастной период уделить внимание экологической составляющей. Эмоциональность, особая восприимчивость, открытость и огромный интерес к миру природы у ребенка дошкольного возраста являются основополагающими факторами для начала успешного экологического воспитания в учреждениях дошкольного образования.

Экологическое образование дошкольников имеет важное значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры, что является частью духовной культуры. Это целенаправленный процесс. Составные экологической культуры дошкольника – это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в игре, труде, в быту). Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребёнка в активное освоение окружающего мира позволит именно игра. Обязательным условием использования игр является применение системы игр.

      Понятие «игровые педагогические технологии» включает   группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В первую очередь, игровые технологии  нашли широкое применение в  дошкольном образовании, потому что реализация программ ДО  в форме  игры – один из принципов   ФГОС ДО.                           Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

       Цель игровой терапии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность “прожить” в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого,  а также повышение мотивации к занятиям, актуализация  знаний дошкольников, обеспечение заинтересованного восприятия изучаемого материала, стимуляция речевой активности, формирование положительного отношения к  образовательному процессу в целом, который  благодаря игре,   становится эмоциональным, действенным, позволяющим ребёнку усвоить свой собственный опыт, активизируя познавательную деятельность.

Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрять любую выдумку и фантазию ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества с взрослым.

Под игровыми технологиями в образовании подразумевается:

  • технология (процесс) проведения конкретной игры;
  • технология проведения группы игр или игровых программ;
  • применение игры в других различных видах деятельности.

В современной концепции экологического воспитания и образования дошкольников  основополагающее значение имеют игровые занятия по экологии, в которых используются активные методы обучения детей.

Место и роль игровых занятий по экологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания педагогом целей и задач игры. Выделяют несколько наиболее важных функций игровых занятий по экологии:

  1. Функция самореализации.

Она важна как сфера реализации ребенком себя как личности. Процесс игровых занятий — это пространство самореализации, раскрытие проблем человека.

  1. Коммуникативная функция.

Игровые занятия по экологии вводят ребенка в контексте сложнейших человеческих взаимоотношений, взаимопониманий, взаимоуступок.

  1. Терапевтическая функция.

Игровые занятия могут и должны быть использованы для преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в процессе общения с окружающим миром, в том числе и с природой. Именно практика реальных отношений с природой приводит к терапевтическому эффекту.

  1. Социокультурное назначение игровых занятий.

Игра — сильнейшее средство социализации ребенка, через игру ребенок усваивает богатство культуры, духовные ценности, накопленные в обществе.

  1. Развлекательная функция игровых занятий.

Развлекательная функция игровых занятий по экологии связана с созданием комфорта, благоприятной атмосферой, с реализацией уровня притязаний личности.

  1. Диагностическая функция игры.

Игра обладает предсказательностью: индивид ведет себя в игре на максимуме проявлений, познавательных и творческих, и это особое «поле самовыражения».

  1. Функция коррекции в игре.

Коррекционные игры способны оказать помощь детям с отклоняющимся поведением, то есть способны помочь им справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию.

Исходя из вышесказанного, игровые занятия по экологии решают ряд важнейших задач:

  • они способствуют общему развитию ребенка;
  • приобщают ребенка к миру природы;
  • являются плодотворной формой обучения младших школьников жизненно важным умениям, необходимым для охраны природы;
  • знакомят ребенка с широким спектром экологической деятельности;
  • являются профессиональной формой эколого-педагогического тренинга, а также эффективным способом формирования товарищества и дружбы между детьми.

Экологическая деятельность дошкольников проходит преимущественно в игровой, занимательной форме. Во-первых,   игра занимает существенное место в их жизни. А во-вторых, небольшой объем знаний о природе не способствует серьезной познавательной деятельности в экологическом воспитании, и она требует яркого игрового оформления. Именно через игру формируется позитивное отношение к окружающему миру, формируются положительные чувства и эмоции. Получение детьми знаний о природе и овладение способами их реализации в игре — смыкают игровую деятельность с экологическим воспитанием дошкольников.

Игровые занятия по экологии способствуют формированию у детей экологических представлений о взаимосвязи и полезности всех природных объектов, о непрерывности жизни, ее сложности, уникальности, хрупкости.

Формы игровых технологий, применяемые в экологическом образовании;

Экологические занятия

Формы игровых технологий, которые применяются в экологическом образовании, разнообразны и многочисленны. По содержанию, методике и технологии проведения игровых занятий по экологии можно выделить несколько форм: познавательные экологические занятия с элементами игры, ролевые игры, сценарии экологических мероприятий (акций), праздники, КВН, брейн-ринги, конкурсы, игры-путешествия, викторины, игровые конкурсные программы, инсценировки, игры-практикумы, экологические опыты, эколого-психологические тренинги и многое другое.

Игровые занятия

Проведение игровых занятий по экологии предполагает также последовательное осуществление следующих этапов:

  1. Проектирование педагогом проблемных ситуаций: определение цели, содержания, методов и средств, состава творческих групп.
  2. Постановка проблемы.
  3. Работа с творческими микрогруппами — реализация программы коллективной мыслительной деятельности; выражение индивидуальной позиции.
  4. Общее обсуждение, защита позиций каждой группы.
  5. Организация рефлексии. Анализ познавательной и коммуникативной деятельности каждого участника, группы в целом. Педагог анализирует наблюдаемые занятия, опираясь при этом на модифицированную методику анализа данных игровых занятий.

Содержанием игровых занятий выступают:

  • ценностные отношения детей к окружающему миру (к природе, к себе, к окружающим);
  • умения детей взаимодействовать с природой;
  • знания о природе;
  • способы деятельности человека в природе;
  • способы охраны природы;
  • здоровьесберегающие технологии.

В методической литературе существуют несколько вариантов проведения игровых занятий по экологии:

1.Такие занятия можно представить как алгоритм творческого усилия педагога.

На первом этапе определяется содержание игрового занятия и формулируется в четком виде основная идея.

На втором этапе рассматриваются последовательно вариации реального событийного проявления данной идеи.

Третий этап предполагает создание такого явления, как психологическое заражение: эмоциональный накал.

На четвертом этапе обозначается название игры: оно должно быть легким, простым, запоминающимся.

На следующем этапе происходит распределение функций в групповой деятельности, согласно с индивидуальными склонностями и интересами.

И, наконец, разрабатывается реквизит игры.

2.Игровое занятие по экологии можно представить в виде таблицы:

3.Игровое занятие по экологии — в виде схемы.

Экологическая игра          Познавательная цель          Воспитательная цель         Способы   действия в природе           Способы сотрудничества, общения, отношения к природе.

Педагог разрабатывает игровые занятия по экологии и использует игру как средство воспитания, следовательно, содержание таких занятий отражает содержание экологического воспитания и образования.

Познавательные экологические занятия с элементами игры экологического характера проводятся непосредственно в природе или в помещении. Эти игры развивают наблюдательность, память, образное мышление, воображение. Условно можно выделить несколько типов познавательных экологических занятий:

Игры-беседы (диалоги). Наиболее часто их применяют при работе с детьми дошкольного возраста. В основе игры-беседы лежит общение педагогов и детей друг с другом. Это общение носит особый характер игрового обучения и игровой деятельности дошкольников. В игре-беседе педагог часто сообщает информацию, задает вопросы не от собственного лица, а от лица близкого персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость ребенка. Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Основным средством игры-беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ о чем-то.

Игры-поручения. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.

Игры-предположения (диспуты). Они основаны на допущении какой-либо ситуации, вводимой вопросами «Что было бы?..» или «Что бы я сделал?..», «Как я могу помочь?..».

Игры-конкурсы, игры-состязания основаны на такой особенности детей, как желание постоянно сравнивать себя с другими, соперничать, что заложено в детской природе. Игры-конкурсы построены на соревновательности, состязательности в области познания. Они требуют смекалки, интеллектуальных знаний. В них есть и победители, и побежденные. В любом случае выигрыш или проигрыш в игре стимулирует познавательную активность ребенка. Ценность таких игр — командное участие. Особенно любят работать в группах  дошкольники, и их надо учить совместной умственной работе.

Игры-путешествия, реальные и воображаемые, отличаются интересным сюжетом: это исследование какого-либо объекта, явления, области знаний, построенных на «передвижении» детей во времени и пространстве. Такие игровые занятия требуют самостоятельности и активности детей. Готовясь к ним, дети больше работают с книгой, научно-познавательной литературой, ищут нужный материал, формулируют вопросы. Главное в игре-путешествии - познание, а не соревнование.

Игры с правилами и их роль в экологическом воспитании детей

В формировании у детей эмоционального отношения к природе воспитатель использует многие виды игр.

Игра требует от ребенка включенности в свои правила; он должен быть внимательным к развивающемуся в совместной игре со сверстниками сюжету, он должен запомнить все обозначения, должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильно выйти. Однако, весь комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс преднамеренного обучения - ребенок учится играя.

Дидактические игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняя их с учетом возраста детей. Усложнение должно идти за счет расширения знаний и развития мыслительных опёраций и действий. Дидактические игры проводят в часы досуга, на занятиях и прогулках.

Дидактические игры по характеру используемого материала делятся на предметные игры, настольно-печатные и словесные

Дидактические игры — игры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных.

В своей работе с детьми я использую такие дидактические игры, как: « Найди такую же форму и цвет», « Кто в домике живет?», « Найди чем отличаются?», и другие

Предметные игры - это игры с использованием различных предметов природы («Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», «Найди такой же по цвету», «Принеси желтый листок», «Разложи листочки по порядку -- самый большой, поменьше, маленький» и т.д.), которые позволяют упражнять детей в различении предметов по качествам и свойствам. Задания способствуют формированию сенсорики, развивают наблюдательность. Проводятся они со всей группой детей и с ее частью.

Настольно-печатные         игры - это игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки («Овощи и фрукты», « Животные и птицы», «Круглый год», «Садовод» и т.д.).

В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы. Игры сопровождаются словом, которое либо предваряет восприятие картинки, либо сочетается с ним (у детей формируется умение по слову восстанавливать образ), а это требует быстрой реакции и мобилизации знаний. Подобные игры предназначены для небольшого числа играющих и используются в повседневной жизни. В младшей группе дети чаще всего подбирают картинки с изображением цветов, овощей, фруктов, животных попарно или на общую карту. В старшей группе большое место уделяется играм, где дети классифицируют предметы и делают обобщения

Словесные игры - это игры, содержанием которых, являются разнообразные знания и само слово. Проводятся они для закрепления знаний у детей о свойствах и признаках тех или иных предметов. В некоторых, играх знания о природе обогащаются и систематизируются. Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Это игры типа «Кто летает, бегает и прыгает?», «Что это за птица?», «Когда это бывает?», «В воде, в воздухе, на земле», «Нужно -- не нужно» и т.д.

     Подвижные игры - природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. В некоторых, отражаются явления неживой природы. К таким играм относятся, например, «Наседка с цыплятами», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик», «Воробышки и автомобиль» и т.д. Подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания; получаемая входе игры радость, способствует углублению интереса к природе.

Игра доставляет большую радость ребёнку, потому что она даёт ему возможность активно действовать.

            В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.

         При использовании игр и игровых ситуаций на занятиях по экологии дети более внимательные. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных интересующих их вопросов.

        На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников: пособие для спец. по дощк. воспитанию / С.Н. Николаева. - М.:, 1998. - 43 с.
  2.  Николаева С.Н. Актуальность экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева. - Ниж. Новгород: Академия развития, 1991. - 56 с.
  3.  Бондаренко А.К. Словесные дидактические игры / А.К.Бондаренко. - М.: Наука, 1984. - 86 с.
  4. Дрязгунова В.А. Как знакомить дошкольников с природой / В.А. Дрязгунова, П.Г. Саморукова. - М.: Воспитание дошкольника, 1997. - 64 с.
  5. Методика ознакомления детей с природой в детском саду: учеб. пособие для пёд. училищ / Под ред. П.Г. Саморукова. - М.: Просвещение, 1998. - 222 с.
  6.  Николаева С.Н. Как приобщить ребенка к природе / С.Н. Николаева. - М.: Новая школа, 1996. - 63 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки. Игровые технологии участия куклы в формировании первых игровых действий у детей раннего возраста.

Здесь представлены подробные примеры занятий различной направленности - конструирование, развитие речи и т.п. Все эти занятия объединяет то, что во всех них используется кукла в качестве основного пре...

"Использование игровых технологий в экологическом образовании старших дошкольников"

Описание системы работы  «Использование   игровых технологий   в экологическом образовании старших дошкольников»...

Современные игровые технологии в экологическом образовании детей дошкольного возраста: игры - квесты.

Данная работа посвящена проблеме экологического развития детей дошкольного возраста. Автор статьи отмечает важность современных технологий в образовательном процессе....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: «Использование инновационных технологий в экологическом образовании дошкольников»

Работа была представлена на муниципальный конкурс на лучшую методическую разработку по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста среди воспитателей дошкольных образовательных учреждений гор...

Методическая разработка Игровые технологии как эффективное средство активизации познавательной деятельности и реализации деятельного подхода в образовании

Игровые технологии включены в образовательную деятельность как необходимый элемент формирования универсальных учебных действий, повышают уровень восприятия учебного материала. Игра занимае...

Методическая разработка «Игровые технологии как средство экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста»

Главная цель экологического воспитания - формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающий, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам пр...