НОД в средней группе по познавательному развитию "Животные на войне"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Конспект занятия в среденй группе "Животные на войне".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivotnye_na_voyne.docx24.1 КБ

Предварительный просмотр:

НОД в средней группе по познавательному развитию

 «Животные на войне»

Задачи:

  1. Рассказать воспитанникам о роли животных на войне.
  2. Расширить знания детей о тех животных, которые помогали солдатам в годы Великой Отечественной войны.
  3. Познакомить   детей с ролью животных в ВОВ, с военными «профессиями» животных и их заслугами.
  4. Развить внимание, воображение, кругозор детей.
  5. Развить чувства гордости за победу русского народа в Великой Отечественной войне.

 Оборудование: предметные картинки. презентация «Животные на войне» 

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас очень интересное и познавательное занятие.

– Ребята, скажите, пожалуйста, какую памятную годовщину будет отмечать вся наша страна в этом году 9 мая?

Дети отвечают на вопрос.

 – Да, в этом году мы будем отмечать 80-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! -Ребята, цена Победы оказалась очень велика. Миллионы семей лишились близких, любимых людей… Разбитые судьбы…Но как бы то ни было, это свершилось, наша страна смогла победить в этой войне. 

Воспитатель: Мы родились уже после войны и, к счастью не узнали её ужасов, но глубоко гордимся тем, что наш народ сумел выстоять в жестокой битве с фашизмом.

В этот день мы вспоминаем погибших и живых, воинов и мирных жителей – всех, благодаря кому была завоевана победа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

 Воспитатель: Победа далась нелегко, использовались все возможные способы. В тяжелые годы рядом с солдатами на фронте воевали и те, кого мы называем нашими меньшими братьями: звери и птицы. Сегодня мы будем говорить именно о них. Тема нашего занятия «Животные на войне».  А вот о каких, именно, вы узнаете, отгадав загадки: 

  1. Машет радостно хвостом,
    Когда идёт хозяин в дом.
    У неё удел таков – 
    Дом хранить от чужаков. (Собака
    )

 

  1. Мне побегать бы по полю:
    Я люблю простор и волю.
    Не нужна мне колбаса!
    Дайте сена и овса. 
    (Лошадь) 

3.Он из леса вышел снова,
Не олень и не корова.
Повстречаться нам пришлось
Познакомьтесь это… (Лось)
 

4.Да, умею я летать,
Да, умею ворковать,
Но, поскольку, не задира,
Я еще и символ мира! (Голубь)
 

– Молодцы, ребята. Так, о каких же животных и птицах мы с вами будем сегодня говорить?

 Дети перечисляют животных.

Воспитатель:

–Им не давали орденов, они не получали званий. Они совершали подвиги, не зная этого. Они просто делали то, чему их научили люди – и гибли, как и люди. Но, погибая, они спасали тысячи человеческих жизней. О многих интересных случаях, когда животные и птицы помогали людям, вы сегодня услышите.

Самыми верными помощниками солдат в годы Великой отечественной войны были, конечно, СОБАКИ.

Немногие из нас знают о четвероногих героях, спасших сотни тысяч человеческих жизней. Однако, они тоже сражались за Победу. Подрывали вражеские танки, ходили в разведку, обнаруживали лазутчиков, были связистами, санитарами, разыскивали фугасы и мины. Собаки взрывали мосты, железнодорожные составы.

 Чтец 1:

У нас уважают собаку недаром:

Собака на фронте была санитаром.

 Чтец 2:

Связистом, сапёром. Порою собаки

На танки бросались во время атаки.

 Чтец 3:

Да, на войне получалось и так,

Что «тигры», «пантеры» боялись собак.

 

Воспитатель:

-Ребята, во Время Великой Отечественной войны на фронте служило 60 000 собак.

Самой известной собакой-сапёром является пес Джульбарс, который сумел обнаружить много мин и снарядов.  Он был обычной дворнягой, но благодаря прирожденному чутью и специальным тренировкам способный пес вскоре стал настоящим асом минно-розыскной служб.

21 марта 1945 года за успешное выполнение боевого задания Джульбарс был награжден медалью «За боевые заслуги». Это единственный случай за время войны, когда собака удостоилась боевой награды.

В конце войны Джульбарс был ранен и не смог самостоятельно участвовать в Параде Победы в Москве 24 июня 1945 года. Верховный главнокомандующий   приказал нести этого пса по Красной площади на своем кителе.  И в день Великого Парада вслед за «коробкой» солдат у ноги каждого из них шла собака- миноискатель, шел командир 37-го отдельного батальона разминирования майор Александр Мазовер, неся Джульбарса с забинтованными лапами и гордо вскинутой мордой на кителе генералиссимуса…

 Воспитатель:

Я хочу рассказать вам о собаке Дине. Дина — это первая собака-диверсант в Красной армии.19 августа 1943 года на железнодорожной линии Полоцк овчарка Дина пустила под откос вражеский эшелон. Ею на расстоянии управлял солдат дрессировщик Филатов. Дина сбросила на рельсы взрывчатку и по следу догнала своего вожатого. С её помощью было уничтожено 10 вагонов с живой силой противника. С нашей стороны потерь не было. А в конце войны Дина ещё дважды отличалась при разминировании города Полоцка, где в одном из случаев нашла в кроватном матрасе в немецком госпитале мину-сюрпризов.

Восточноевропейская овчарка Аста, нёсшая донесение, от которого зависела судьба полка, была смертельно ранена. Но, истекая кровью, она сумела всё-таки доползти до своих и доставить донесение. В период разгрома немцев под Москвой пущенные в атаку танки противника были обращены в бегство собаками истребительного батальона. Противник боялся   противотанковых собак и специально за ними охотился.

Использовались собаки и   для поиска диверсионных групп противника, особенно для поиска вражеских снайперов-“кукушек”.

Вытащить с поля боя раненого задача почти непростой. Молодые медсестры под огнем противника должны были найти раненого, оказать ему помощь и на себе вытащить с поля боя, да еще и его оружие. Скорость передвижения с раненым минимальна. И здесь на помощь пришли собаки санитары. Из них формировали санитарные упряжки. На них под огнем противника с поля боя вывозили тяжело раненных, а обратными рейсами эти собаки подвозили в подразделения переднего края боеприпасы, медикаменты, снаряжение.

 

Воспитатель: Ребята, во время Великой Отечественной войны собаки вытащили с поля боя около 700 тысяч раненых (стоит отметить, что санитару за 80 человек, вынесенных с поля боя, присваивали звание Героя Советского Союза), нашли   миллионы мин и фугасов,

участвовали в разминировании крупных городов, в боевой обстановке доставили   тысячи документов, проложили тысяч километров телефонного провода, уничтожили 300 вражеских танков.

 -Итак, ребята, о каких собаках вы сейчас узнали?

-Как она помогала людям в годы ВОВ?

-Ребята, ещё о каких собаках вы сейчас услышали?

-А как она помогала людям?

 Дети отвечают на вопросы воспитателя. 

-Скажите, пожалуйста, а сейчас собаки помогают людям? Каким образом?

 Дети отвечают на вопросы воспитателя. 

Воспитатель:

Молодцы, ребята!

А сейчас мы поговорим с вами о благородных животных – О ЛОШАДЯХ.  

Воспитатель:Несмотря на то, что вторую мировую войну называли войной моторов, конница играла в ней немаловажную роль. Конница всегда идёт по кратчайшему пути, через овраги и болота, там, где не пройдет ни одна техника. Быстрые и неутомимые, целые партизанские соединения иногда проходили незамеченными в нескольких метрах от фашистов. Конь бежит с небольшой скоростью, но он может пройти там, где не пройдёт никакая техника – и сделает это незаметно.

В войну лошадей применяли и как транспортную силу, особенно в артиллерии. Упряжка в шесть лошадей тянула пушку, меняя огневые позиции батареи. Лошадей использовали для переброски боеприпасов, и перевозки раненых. Много лошадей пало на полях сражений. Лошадь не могла спрятаться в траншеи или укрыться в блиндаже от пуль и осколков снарядов.

 

-И так, ребята, о каких благородных животных вы сейчас узнали?

А как же они помогали нашим солдатам?

-А сколько в упряжке должно было быть лошадей, чтобы тянуть пушку?

-Ребята, опишите мне, пожалуйста, этих животных. Какие они?

 

Дети отвечают на вопросы

 

Воспитатель:

Молодцы, ребята, а теперь давайте немного отдохнём

(физкультминутка)

-Если я назову животных, которые участвовали в ВОВ, то вы хлопаете, если эти животные не участвовали в войне, то нужно потопать.

-Бегемот

-Жираф

-Собака

-Носорог

-Дельфин

-Крокодил

-Кошка

-Курица

-Медведь

-Страус

-Лошадь

-Голубь

-Гиппопотам

-Верблюд

-Сорока

-Лось

 

Воспитатель:

Ребята, с первых дней войны началось формирование партизанского движения. Применение лошадей, для того чтобы незаметно перевезти боевую технику или людей на большие расстояния, зачастую приводило к расшифровке расположение партизанского лагеря: отпечатки подков лошадей были хорошо заметны в лесу.

Тогда и появилась идея использовать для этой цели ЛОСЕЙ. 

Воспитатель:Следы лося не вызывали подозрений. Лось может питаться тонкими ветками деревьев, а лосиное молоко обладает целебными свойствами. Определённый опыт в этом направлении уже был. Первая попытки одомашнивания лосей в СССР были предприняты ещё в 1930 году. Для подготовки лосей была создана специальная группа. Лосей объезжали и приучали к выстрелам. Лоси показали себя сильными, неприхотливыми и совершенно бесстрашными животными. Даже слишком бесстрашными: если лошади, услышав гул самолетов, пытались убежать в укрытие, то лоси стояли как вкопанные.

Около двадцати лосей были направлены в разведотделы армии. Известны случаи успешных рейдов наших разведчиков на лосях в тыл противника.

 

Воспитатель:

-Итак, ребята, чем же были полезны эти животные на ВОВ?

-Ребята, а для чего лосей приучали к выстрелам?

-А как вы думаете, в какой-то момент лось стал выгодней лошади или нет?

(Дети: Лось был во многом выгодней лошади: его следы не привлекали внимания противника, а с кормом в лесу для лося проблем не было. Ещё можно было пить лосиное молоко.)

Следующая страничка нашего занятия будет посвящена птицам. ГОЛУБИ. 

Воспитатель:

Как не странно, символ мира может оказаться эффективным средством войны. Голубиная почта существовала ещё со времён глубокой древности, но с приходом радио казалось, что её век окончен. Но первые бои Великой Отечественной войне показали, что проводная связь действовала только на расстоянии- 3 км, радио – 5 км. Зачастую техника выходила из строя. Тогда и начали вновь использовать голубиную почту. В этом плане показательным является сражение при форсировании реки Великая в 1944 г. Наши войска захватили плацдарм и оторвались от основных частей более, чем на 25 км. Связи на таком расстоянии не было и быть не могло. И тогда были применены голуби. Они ежечасно приносили сведения с немецких позиций. Применялись голуби и для уничтожения объектов противника. 

-Как эта птица помогла в годы ВОВ?

Дети отвечают на вопрос.

 Воспитатель:

– Вот таким образом, наши четвероногие друзья внесли свою частичку в общую Победу! Они совершали героические поступки, смело шли вперед!

Людям – героям в память об их подвиге ставят памятники.

-А как же братья наши меньшие?

– Как вы думаете, они достойны того, чтобы и их героизму был воздвигнут памятник?

-А вы видели такие памятники?

Дети отвечают на вопросы. 

Воспитатель:-Военным животным у нас в России и в других странах установлены памятники. В Колтушах (ныне с. Павлово) под Санкт-Петербургом стоит памятник нашим верным фронтовым помощникам – военным собакам. Это право они заслужили своей кровью и спасенными жизнями людей.

 

И собачья честь
Не замарана подлым предательством!
Жалким трусом из псов
Не отметил себя ни один!
 

И когда в майский день
На могилы приходим святые.
И святое храня
Мы минуту молчанья стоим.

То пускай эта дань
И огонь, и цветы полевые
Будут памятью светлой

Будут скромной наградой и им! 

Воспитатель:

На Поклонной горе по установлен памятник лошадям–участникам Великой Отечественной войны. Бесспорно, они это заслужили по праву. Трудно представить нашу победу без этих красивых и благородных животных. 

Памятник посвящен шестидесяти видам животных. Это памятник миллионам животным-героям войн, проявившим храбрость под огнем и своей преданной службой приблизившим победу.

В Лондоне был открыт мемориал животным, которые тем или иным образом принимали участие в военных действиях на стороне британцев: лошадям, мулам, слонам, ослам, голубям, верблюдам, собакам, а также рогатому скоту, кошкам и даже канарейкам.

Эти животные изображены на барельефе, являющемся частью мемориала. Кроме того, на барельефе есть светлячки, оказавшие большую помощь военным во время Первой мировой войны: их свет позволял читать карты в окопах. В мемориал также входят бронзовые изображения собаки, лошади и двух мулов, нагруженных боеприпасами.

Надпись на барельефе гласит: «Посвящается всем животным, которые служили и погибли в рядах британских и союзных сил. У них не было другого выбора».

Животные проявляют свою мужество и стойкость не только в военные годы, но и мирной жизни.

 Воспитатель:

-Итак, сегодня мы с вами говорили о некоторых животных, которые помогли людям победить в тяжелые военные годы. Какие это животные?

– Чем они занимались?

-А как вы думаете, смогли бы люди победить в этой войне без помощи животных?

-Как вы считаете, мы должны заботиться о наших маленьких друзьях? 

Дети отвечают на вопросы. 

-Я с вами полностью согласна, мы должны любить и заботиться о наших питомцах, без которых мы бы просто не смогли бы победить в этой битве.

 

Воспитатель:

– Ребята, прошло уже 77 лет с того дня, как закончилась Великая Отечественная война. Многое изменилось с тех пор, но мы с вами должны навсегда оставить в своей памяти подвиг, который совершил народ, ради женщин и детей, ради внуков и правнуков, то есть ради нас с вами, ради мира на земле. Мы должны помнить тех, кто погиб, дав нам возможность видеть чистое небо над головой. Но нужно вспоминать и добрых друзей человека, помогавших ему на трудном пути к победе. Ребята, давайте ценить мир! 

Рефлексия 

Воспитатель:

– Ребята, сейчас каждый из вас подумает о своей роли на нашем занятии…

Вы заметили, что наше солнышко без лучей, если вам наше занятие понравилось, прикрепите к солнышку желтые лучики, а если вам на занятии не хватило чего-то или что-то было не понятно, то прикрепите красные лучики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий тематической гостиной с родителями и детьми средней группы № 3 «Мир – без войны!»

Задачи взаимодействия с детьми: ü развивать у детей высокие нравственные качеств - патриотизм: гордость за свою родину.ü прививать уважение к истории своего Отечества, к людям, защищавшим родной край ...

Конспект открытого занятия в средней группе "Важнее знамени на войне нет"

Конспект открытого занятия в средней группе к ВОВ  "Важнее знамени на войне нет"...

Сценарий утренника к 9 Мая в средней группе «Пусть не будет войны никогда»

Формировать у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств, уважения к защитникам Родины на основе конкретных исторических фактов; ярких впечатлений., вызывающих эмоциональные переживания...

Конспект занятия в средней группе "Давным-давно была война"

Конспект занятия в средней группе "Давным-давно была война"...

Сценарий утренника к 9 Мая в средней группе «Пусть не будет войны никогда»

В нашем детском саду прошел утренник, праздник, посвященный Дню Победы. День Победы в детском саду – это праздник мира, дань мужеству и героизму советских солдат в борьбе с фашизмом. С целью фор...

Конспект занятия в средней группе «Давным-давно была война»

Конспект занятия для детей 4–5 лет «Давным-давно была война»...

Проект в средней группе № 16 "Великая Отечественная война. Книга памяти"

: Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Воспитание патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста, потому что именно на д...