План программа по экологическому воспитанию дошкольников старшего возраста.
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 127.83 КБ |
Предварительный просмотр:
С детства нужно учить жить в согласии с природой, ее законами и принципами. Использование в работе с детьми сказок, как народных, так и авторских, дает возможность заложить начальные формы осознанного отношения к природе, интерес к ее познанию, сочувствие живому, готовность сохранить и приумножить, умение видеть красоту природы в разных ее формах,
выражать эмоциональное отношение к ней.
План -программа по экологическому воспитанию
№ п/п | Название разде- ла, темы | Формы заня- тий | Методы, приемы, технологии обуче- ния (в рамках занятия). | Дидактический материал | Материально- техническое оснаще- ние | Формы контроля |
1 Блок "Природа – наш дом" | ||||||
Сентябрь 1неделя | «Вода вокруг нас» Цель: обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни. Показать, где и в каком виде су- ществует вода в окружающей жизни, кому она необходима. | Познаватель- ный сеанс | Беседы «Для чего нужна вода», «Во- да вокруг нас». Рассматривание карты, глобуса. Чтение художественной литерату- ры: «Речка» Э. Мошковская, «Истрия одной капли» (экологиче- ская сказка) Игра «Загадки про воду и ее свой- ствах) Просмотр мультимедийной презен- тации «Вода вокруг нас». Решение проблемной ситуации «Что произойдет с цветком, если его не поливать?». Д/и «Кому нужна вода». | Наглядный материал, образцы воды (грязная и чистая вода), лед, горячая и холодная вода. Карта, глобус, слайды – кар- тинки к загадкам. | Ноутбук для про- смотра презентации, ТВ для просмотра слайд - картинок | Опытно – исследова- тельская деятель- ность «Чу- до-вода» |
2 неделя | «Эта Волшеб- ница Вода» Цель: расширять представления детей о разнообразии водных ресурсов, вспом- нить сказки, где встречается вода | Опытно – исследова- тельская дея- тельность | Чтение экологической сказки «Жи- ла-была река» Н.АРыжова Вопросы: почему говорят живая во- да? Можно ли оживить водой расте- ние или животное? Привести приме- ры. Викторина 2 В каких сказках живет Волшебница Вода» Вопросы командам. Просмотр отрывок из мультфильма «сказка о рыбаке и рыбке». Рассматривание | Иллюстрации с изображением водных сказочных и реальных обитателей. Презентационные слайды. | Компьютер, презен- тационные слайды, телевизор для про- смотра мультфильма, аудиозапись отрывок из известных сказок. | Конкурс детских рисунков "Я дружу с водой" |
иллюстраций с изображением вод- ных сказочных обитателей. Д/ и «Узнай сказку» Народная игра «Ручеек». П/ и «Море волнуется раз!». Чтение стихотворения Бальмонта К. «Ручеек». Исследование проблемной ситуации | ||||||
3 неделя | «Ходит капель- ка по кругу» Цель: дать детям элементарные знания о круго- вороте воды в природе. | Игровая – образова- тельная дея- тельность | Рассматривание книг и энциклопе- дий Опыты с водой «Пар, образование конденсата» Варианты героев для придумывания сказки:
Составление макета «Круговорот воды в природе» Чтение сказки «Сказка о дождинке, которая хотела напоить дерево | Оборудование для проведения опыта (горячая вода, стекло) Материалы для рисования, клей, тетради, листы А4. | Презентация «круго- ворот воды в приро- де". | Литера- турный конкурс "В каких сказ- ках живет Капелька- Капитошка Опыт "От- куда берет- ся вода" Цель: по- знакомить с процес- сом кон- денсации. Опыт "Во- дяная мельница" Цель: по- знакомить с силой во- ды. |
4 неделя | «Обитатели во- доемов» | Игровая – образова- | Видеофильм «Жизнь рыб водоемов» - Рассматривание иллюстраций с | Кукла Дюймовочка, иллюстра- ции, плакат «Обитатели водое- | Аудио запись «Голо- са обитателей водое- | Творче- ский кон- |
Цель: дать детям знания, что такое водоем, об оби- тателях рек, бо- лота, пруда. | тельная дея- тельность | изображением лягушки, рыб, водо- рослей. Опыт "Кто живёт в воде" -"Зачем лягушке такие лапки" -Лепка "Рыб- ка") Составление описательного расска- за «Рыбка» по схеме «Рыбы». | мов», пластилин, стеки, доски для лепки. Для опыта, вода, живая рыбка и игрушечная рыбка для сравнения. Схема для составления рассказа «Рыбка | мов» | курс, «Зо- лотая рыб- ка из пла- стилина» | |
5неделя | «Почему воду нужно беречь» Цель: привить навыки экологи- чески грамотного поведения во время пребыва- ния на водоемах. Научить любо- ваться реками | Сказка- терапия | Создание проблемной ситуации: по- чему обиделась речка на людей и убежала. Чтение рассказа «Как люди обидели речку» Вопросы для обсуждения: - Какой была речка до прихода лю- дей? -Почему она посерела и погрустне- ла? Инсценировка «Отдых на реке» Рисование «Наша речка», предло- жить детям набор красок и нарисо- вать речку до и после прихода лю- дей | Текст рассказа «Как люди оби- дели речку», Атрибуты для ин- сценировки сюжета «Отдых на реке» Сюжетные картинки, Экологические тетради, крас- ки: голубая, синяя, серая, чер- ная, белая, кисточки. Баночки для воды. | Компьютер, презентационные слайды, телевизор для просмотра муль- тфильма, аудиоза- пись отрывок из из- вестных сказок. | Конкурс детских рисунков "Я дружу с водой" |
Октябрь 1 неделя | «Путешествие в страну голубого неба» Цель: ознаком- ление с понятием "воздух" и его свойствами, его ролью в жизни человека. | Опытно – эксперимен- тальная дея- тельность | Опыт с воздухом – «Сколько весит воздух?», «Воздух - невидимка»» С-р /игра «Метеобюро» Опыт «Ветер – помощник» Д/ и «Прогноз погоды». П/и «Дождик и дети». Беседа «Приборы определяющие силу ветра», «Какие бывают при- родные явления с ветром?», «Народные приметы» Просмотр видеофильма «Сила вет- ра» | Материалы для опытов с воз- духом, водой (стаканчики по количеству детей, трубочки, карточки для фиксации опыта). Атрибуты к сюжетно - ролевой игре. Мультимедийный проектор, экран, ноутбук | Мультимедийный проектор, экран, ноутбук | Игра "По- моги Незнайке собраться в поход на воздушном шаре" |
2 неделя | «Птичий мир» Цель: учить де- | Игровая об- разователь- | Чтение стихотворения "Осень" Бара- тынский. | Слайды, плакат «Зимующие птицы», | Слайды, плакат «Зимующие птицы», | Дид. игра "Кто лиш- |
тей доброте, приучать их за- ботиться о пти- цах в холодное время года. Дать знание, чем кор- мят птиц, и чем они питаются в лесу. | ная ситуация | Вопросы к детям. Слушание пения птиц (аудио запись "Голоса птиц") Подвижные игры: "Совушка -сова", "Прилетели птицы" Дид. игра «Кто первый соберет кор- мушку», «Угощение для птичек» Подвижные игры: "Совушка - сова", "Прилетели птицы" Дид. игра «Кто первый соберет кор- мушку», «Угощение для птичек» Наблюдения за птицами, на участке с использованием сравнения. Мультимедийная-игра «Собери птичку по частям». Рассматривание иллюстраций. Чтение детской природоведческой литературы. Рассматривание схемы-модели «Птицы». Отгадывание загадок | карточки для игры «Узнай птицу», листы с изображениями кормушек для игры «Собери кормушку», Корм для птиц. Аудиозапись «Голоса зимую- щих птиц» | аудиозапись «Голоса зимующих птиц». Компьютер, магни- тофон | ний" (пе- релетные и зимующие птицы) Оригами "Белый ле- бедь" | |
3 неделя | «Осенние забо- ты животных и птиц» Цель: обобщить и систематизиро- вать знания детей об осенних хло- потах диких жи- вотных и птиц. (Зимующие пти- цы приблизились к жилью челове- ка) | ОД, работа в микрогруп- пах | Беседа по теме. От лица сказочного персонажа д. Айболита Вопросы к детям: - Какие лесные животные готовятся к зиме, (привести примеры), -Что делают животные осенью (ме- няют окрас шкуры, обстраивают но- ры, делают запасы на зиму и т.д. Д/и «Кто где живет в лесу», «Чьи следы», Чтение отрывка В. Бианки «Ав- густ», Беседа-игра: Игрушечный зайчик хочет узнать о жизни зайцев в лесу. | Кукла Доктор Айболит. Иг- рушка зайчик. Дидактический игровой материал. Наглядный материал (плакаты, иллюстрации из книг) Художе- ственная литература. Рассказы, сказки. | Компьютер для про- смотра слайдов | Брейн-ринг по сказкам, в которых живут пти- цы. |
4 неделя | «Солнышко- источник света и тепла» Цель: побуждать интерес к позна- нию космоса, дать представле- ние о солнечной системе, разви- вать наблюда- тельность. | ОД, опытно- эксперимен- тальная дея- тельность | Опыт с воздухом – «Сколько весит воздух?» Опыт с водой «Воздух - невидим- ка»» С-р /игра «Метеобюро» Опыт «Ветер – помощник» Д/ и «Прогноз погоды». П/и «Дождик и дети». Беседа «Приборы определяющие силу ветра», «Какие бывают при- родные явления с ветром?», «Народ- ные приметы» Просмотр видеофильма «Сила вет- ра» | Оборудование для проведения опыта: Макет Солнечной си- стемы, Солнце, Земля. Зеркало, дневники наблюдений, рабочие тетради по экологии, флома- стеры, простые карандаши, плакат «Солнечная система», видеофильм «Наше солнце» | Мультимедийный проектор, экран, ноутбук | Рисование "Солнеч- ные зайчи- ки" Ручной труд. Изго- товление из папье- маше ма- кета Солн- ца |
Ноябрь 1 неделя | «А что у нас под ногами» Цель: познако- мить детей со свойствами песка и глины. Воспи- тание уважение и бережное отно- шение к природ- ным богатствам земли. Развивать эстетический вкус (знакомство с образцами народных глиня- ных игрушек) | Игровая об- разователь- ная ситуация | Работа в лаборатории свойства песка, глины камня, Эксперимент Беседа, вопросы к детям
Работа в лаборатории «Чем отли- чаются песок от глины, песок. Познавательная сказка "Корабль пустыни" Л. Тарасенко. Театрализованная деятельность "В гостях у Марьи-искусницы - глиня- ных дел мастерицы" Мастер-класс по изготовлению 2 каменного цвет- ка». | Коллекция почвы (песок, гли- на, небольшие камушки), лупы по количеству детей, Иллю- страции, познавательная лите- ратура по теме, атрибуты и ко- стюмы к сказке «Каменный цветок», Гипс или кинетиче- ский песок для мастер -класса. Мультимедийная презентация «Что у нас под ногами», видео отрывок из мультфильма «Ка- менный цветок». Предметы де- кора из камней, бусы, шкатул- ки, сувениры. | Телевизор для про- смотра мультфильма, музыкальный фон для постановки сказ- ки | Изготовле- ние игро- вого маке- та "Пусты- ня" цель: учить использо- вать в ра- боте бро- совый ма- териал, развивать интерес к ручному труду. |
2 неделя | «Мышка- | Познаватель- | Приход Дюймовочки. Она хочет по- | Картина «Кроты», рисунок – | Телевизор, познава- | Чтение по- |
норушка, крот и другие подзем- ные жители " Цель: уточнить представление детей о приспо- соблении неко- торых животных к жизни под зем- лей | ный сеанс. | делиться своими наблюдениями. Предлагает разгадать загадку про крота. Показ картины «Кроты». Вопросы к детям: - где живет семья кротов? -как они оказались на поверхности земли? - чем питаются кроты? -как они сумели обнаружить жука? Рассказ от лица Дюймовочки про жизнь кротов с просмотром видео фильма. Подвижная игра «Крот и жучка». | схема «Жизнь под землей», кукла Дюймовочка. Видеофильм «Подземные жи- тели», маска Крота и Жучки | тельный фильм «Подземные жители» | знаватель- ной сказки "Гномик в муравей- нике" Л. Тарасенко | |
3 неделя | «Волчок – се- рый бочок и Медведь мой батюшка» Цель: дать детям знание о живот- ных как сказоч- ных героях (по- чему лиса хит- рая, почему волк отрицательный герой и т.д.) | ОД, социо- игровая тех- нология | Предложить детям вспомнить рус- ские народные сказки с персонажа- ми медведя и волка: «Вершки ко- решки», 2 Волк и семеро козлят» и другие. Разделение на команды Бе- седа и вопросы к командам: -из сказок можно понять, какой у медведя характер? -Во всех ли сказках у волка одина- ковый характер? (примеры) -Какой, волк и медведь на самом де- ле? - какую пользу приносят эти живот- ные? Воспитатель раздает командам игрушки волка и медведя и ставит проблемную ситуацию: составить рассказ описание. Рассказ воспитателя почему люди наделяют волка и медведя отрица- тельными качествами. Дид. игра, «Что боятся лесные зве- ри» | Эмблемы для команд с изобра- жением медведя и волка. Ил- люстрации из русских нар. ска- зок, цветные карандаши, листы белой бумаги, природоохран- ные карты, памятки. Аудиоза- пись, голоса медведя и волка. | Мультимедийны й проектор, магнито- фон или колонка | Изготовле- ние фото- стенда "Животные тайги», как отно- сится к от- рицатель- ным ска- зочным персона- жам |
4 неделя | «Лес полон ска- | Познаватель- | Игровая ситуация: к детям в гости | Кукла Морозко, Картотека за- | Музыкальное сопро- | Сказочная | |
зок и чудес» | ный образо- | пришел Морозко | гадок о зиме, репродукции кар- | вождение П. И Чай- | викторина | ||
Цель: уточнить и | вательный | Мини-викторина "Зимние сказки" | тин, открытки, иллюстрации из | ковский «Времена | "Зимние | ||
расширить | игровой се- | Загадки о зиме | сказок, дидактический матери- | года» | сказки" | ||
представления | анс | Чтение стихотворения Н. Добро- | ал. | ||||
детей о | нравов «Здравствуй, русская Зима!» | Фишки для раздачи детям за | |||||
значении леса в | Беседа и вопросы: | правильные ответы. | |||||
жизни | -какое наступило время года? | ||||||
человека: | Чем укрыла зима дорожки, деревья, | ||||||
оздоровитель- | дома? | ||||||
ном, | - где лежит снег? | ||||||
эстетическом, | -какой снег на ощупь? | ||||||
хозяйственном, | -чем полезен снег в природе? | ||||||
трудовом. Дать | Проблемная ситуация (ТРИЗ) | ||||||
детям представ- | «Зима это хорошо или плохо». | ||||||
ление о лесе. | Рассматривание картины И. Леви- | ||||||
Воспитывать бе- | тан «Зимой в лесу» | ||||||
режное отноше- | И. Шишкин «Зима в лесу (иней). | ||||||
ние к лесу. | Дид. игра "Снежные слова" | ||||||
П/и «Два мороза». | |||||||
Игра "Снежинки" | |||||||
Игра "На что похож сугроб" | |||||||
2 Блок "Живая-неживая природа" | |||||||
Декабрь | «Здравствуй, | Игровая, по- | Игра-драматизация "Путешествие | Атрибуты к игре - драматизации, | Музыкальный центр, | Исследова- | |
1неделя | зимушка-зима» | знавательная | снежного колобка" | игрушка Снежного Колобка, | или колонка для му- | тельская | |
Цель: расширить | деятельность | Аппликация "Ледяная избушка ли- | цветная бумага, картон, флома- | зыкального трека | деятель- | ||
представление | сы Патрикеевны" | стеры, клей, ножницы, Жетоны | ность "В | ||||
детей об образе | Викторина "Веселые зверята" (Две | для команд. Муз. Запись хоро- | подснеж- | ||||
жизни лесных | команды: Крылатые друзья и весе- | вода «Зимушка – зима | ном цар- | ||||
зверей и расте- | лые зверята). | стве" | |||||
ний зимой. | Вопросы к командам о жизни жи- | - зачем | |||||
Вспомнить сказ- | вотных зимой. | природе | |||||
ки. | Вручение жетонов за правильный | нужен | |||||
ответ. | снег? | ||||||
Веселый зимний хоровод под музы- | - что или | ||||||
ку. | кто лежит под сне- гом? - холодно ли букаш- кам, кор- ням дере- вьев, рас- тений? По- чему? | |||||
2 неделя | «Новогодние хлопоты. Со- храним елочку зеленую иго- лочку» Цель: показать важность и необ- ходимость этого растения в при- роде. Формиро- вать первоначальные умения и навыки экологи- чески грамотного пове- дения детей в природе | Изобрази- тельная дея- тельность | Сравнение искусственной и живой ели. Беседа о пользе деревьев и о вреде их вырубания. Вопросы:
Проблемная ситуация: «Маленькой елочке холодно зи- мой?». Изготовление листовок: «Сохра- ним лесную красавицу!». Игра «Чьи следы?». Обсуждение проблемной ситуации: «Кто-то срубил елочку к Новому году. Хорошо это или плохо?» Чтение И. Токмакова «Живи, елочка!». | Куклы Снегурочка и Морозко. Искусственная игрушечная елочка и картинка живой елочки. Исполнение и слушание песни «Маленькой елочке холодно зи- мой?». Альбомные листы, краски, цвет- ные и простые карандаши, фло- мастеры, цв. мелки, картонные шаблоны ёлок, фигурки живот- ных, людей готовые надписи. | Магнитофон или ко- лонка для музыкаль- ного сопровождения совместной образо- вательной деятельно- сти | Целевая прогулка к елочке
Предло- |
жить пове- сить иг- рушки, гирлянды на веточки изготов- ленными своими ру- ками. | ||||||
3 неделя | «Зимние заба- вы» Цель: повысить интерес к зим- ним видам спор- та и детских зимних игр. Раз- вивать фантазию, закрепить знания о явлениях нежи- вой природы. | Игры-забавы, спортивные игры | Веселая спартакиада:
Подвижная игра "Снежинки и ве- тер" Игра "Куда ведут следы на снегу" Рисование зимних узоров на снегу Катание с горки по ледовой до- рожке | Санки, спортивный инвентарь, маски, снежколепы, атрибуты для изготовления снеговиков и снежных фигур | Музыкальное сопро- вождение, USB - колонка | Сказочная викторина Загадка- игра "Кем был рань- ше (напри- мер, бык был телен- ком и т.д.). |
4 неделя | «Зимовье зве- рей» Цель: расширить представление детей об образе жизни лесных зверей и расте- ний зимой. | ОД, театра- лизованная деятельность | Перчаточная кукла Дюймовочка. Воспитатель предлагает отпра- виться в сказку. Разгадывание ре- буса слово «ласточка» -Как называется сказка, в которой была ласточка. -на чем можно отправиться в сказ- ку? Чтобы пройти через Волшебное зеркало, нужно отгадать загадки (о зиме) пришли к домику полевой мышке, Игра «Кто, где живет», Игра | Схема ребуса со словом «ла- сточка», декорации зимнего ле- са, фигурка мышки, зайца зиму- ющих птиц, кормушки. Разнооб- разный корм для птиц. Волшеб- ное зеркало | Звуковое сопровож- дение образователь- ной деятельности, звуки птиц, зверей, шум вьюги. метели. | Выставка детских рисунков "Кому очень хо- лодно зи- мой" |
«Угощение для мышки». Чтение стихов «Птичкам холодно зимой», Подвижная игра «Ну-ка, звери, все замри!» Д/ игра «Посади зимующих птиц в кормушку» Исполнение песни «Снежная сказка» | ||||||
Январь 1неделя | «Разнообразие природы (жи- вая, неживая природа)» Цель: знакомство с живой и нежи- вой природой Учить устанав- ливать связи между изменени- ями в живой и неживой приро- де. | Моделирова- ние, ОД | Прочитать детям стихотворение "Простуженная верба" Г. Горбов- ский Как сугроб спасал детенышей де- ревьев. Есть ли такие на террито- рии нашего детского сада? Дид. игра "Живое – неживое" (пе- дагог называет живой предмет – дети двигаются, неживой – стоят) Составление письма снегирю и всем зимующим птицам Настольная игра "Живой, неживой мир" Игра "Тепло и холодно" Игра "Кто лишний" | Плакаты, иллюстрации, альбо- мы, познавательная литература, плакаты, схемы видеофильм «Явления в неживой природе», Коллекция камней, шишек, ра- кушек. Цветные карандаши, эко тетради по количеству детей | Аудиозапись звуков природы; мультиме- дийная презентация. | Брейн-ринг "Знатоки природы |
2 неделя | «Значение воды, солнца, воздуха, почвы для рас- тений, живот- ных» Цель: система- тизировать зна- ния детей о свой- ствах воды, воз- духа, почвы, солнца, как глав- ных факторах жизни на Земле. | Опытно- исследова- тельская дея- тельность | -Сегодня, ребята, у нас гости. Да- вайте поздороваемся. Дети: Доброе утро! – солнцу и птицам! Доброе утро! –улыбчивым лицам! И каж- дый становится добрым, доверчи- вым. Пусть доброе утро длится до вечера! Стих: Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать, Будем вместе развивать качество, как вниматель- ность, А поможет всё узнать наша наблюдательность. Вопросы: | Глобус, одноразовые стаканчи- ки, раздаточные картинки, во- ронки, бумажные салфетки, ват- ные диски, ластики, резиновые игрушки, два вида почвы, таре- лочки, ложечки. | Учебно-наглядные пособия, музыкаль- ный центр. Магнит- ная доска. | Выставка детских рисунков "Кто дру- жит с солнцем" |
-Ребята, посмотрите на глобус и скажите, чего больше на нашей планете воды или суши? -Воды больше, чем суши. -Правильно. А что вы знаете о во- де, какая она? -Вода – это жидкость, без цвета, без запаха, без формы, растворяет некоторые вещества, может быть твердой, газообразной. -Когда вода в твердом состоянии как она называется? Это лёд. -А когда вода в газообразном состоя- нии как она называется? Дети: Пар. Игра «Узнай и назови». Посмотри- те, какие картинки лежат у вас под стаканчиками с водой. Дети рассматривают и называют карточки-схемы. -Почему так хорошо видно картин- ку? Вода какая? Дети: Вода про- зрачная, бесцветная. Лучик: Ребя- та, какая вода нужна для жизни? Дети: Пресная и чистая. Опыт №1 «Вода, прозрачная Опыт №2 «Вода – растворитель» Игра «Ходят капельки по кругу». | ||||||
Февраль 1 неделя | «Природа род- ного края» (ре- гиональный компонент) Цель: Закрепить и расширить представление | Познаватель- ная совмест- ная деятель- ность | Пословицы и поговорки:
| Макеты деревьев, иллюстрации птиц, животных, следы живот- ных, музыка из серии «звуки природы», ларец. | Музыкальный центр, или колонка для му- зыкального трека. | Выставка детских сибирских сказок "Снегирь" (почему у снегирей |
детей о природе родного края, желание беречь и охранять её. | Игра с мячом "Съедобное - несъе- добное" Лото "Животные Севера" Дид. игра "Узнай растение по его семечку" Просматривание гербария "Цветы Сибири". Лото "Мои любимые сказки" Чтение познавательной литера- туры Н. Сладков «Белка и Мед- ведь» схемы-модели «Среда обита- ния». Видеофильм «Из жизни белочки» Работа в эко-тетрадях Сочинение сказки от знакомой сказки Пример: Посадил дед снежинку. Выросла снежинка… | грудь красной стала) "Дятел – труженик" "Волк и старик" | ||||
2 неделя | «В гостях у сказки» Цель: развивать воображение, словотворчество. | ОД, театра- лизованная деятельность | Кукла Сказочника. Сказочник жа- луется детям, что сказки в его книжке перепутались, и предлагает детям рассказать сказки на новый лад с использованием игрушек – перчаток, сказочными персонажа- ми. Голосованием зрителей предлага- ется выбрать самую интересную сказку. Конкурс сказочников «Сказки на новый лад» Варианты: Красная шапочка злая, волк доб- рый Колобок съел всех зверей | Атрибуты и игровой материал для инсценировки сказочных сюжетов, маски, костюмы. Же- тоны для голосования | Магнитофон или USB -колонка, для озвучивания сказоч- ных героев, шумовое и музыкальное со- провождения детских постановок. | Сказочная викторина
браться до замка Снежной королевы? |
Маша поймала медведя | ||||||
3 неделя | «Путешествие в прошлое живой природы» Цель: знакомство с линией жизни живой природы. | Познаватель- ный сеанс, путешествие по реке вре- мени | Беседа «Путешествие на машине времени. Составление коллажа «Прошлое. Настоящее и будущее в Природе” Д/и «Угадай растение по - семеч- ке», «Угадай, что в мешочке на ощупь». Просмотр познавательного филь- ма «Как появились растения на Земле» Вопросы к детям: -Что происходило на земле милли- оны лет назад? -какие животные жили в древние времена? – как человек узнал, какие растения росли в древние времена? Отгадывание загадок о природе. Чтение В. Орлов «Дом под крышей голубой», С. Кирсанова «Приро- да», И. Мазур «Не губи живое!». Просмотр презентаций о природе, видеофильма «Охраняйте приро- ду!». Изготовление плаката. | Из стульчиков построить маши- ну времени, картинки на магни- тах, доска, с тремя разделами, прошлое, настоящее, будущее, мультимедийная презентация, коллекция семян, муляжи ово- щей и фруктов, плакаты иллю- страции по теме | Аудиозапись звуков природы, древних животных; мульти- медийная презента- ция. | Викторина "Путеше- ствие по сказкам" Цель: Вы- звать у де- тей жела- ние при- нимать участие в играх- конкурсах. Учить при- думывать новую сказку по представ- ленным картинкам. |
4 неделя | «Живые цепоч- ки» Цель: познако- мить с понятием «пищевая цепоч- ка», о взаимо- действии в эко- | ОД | Кукла Лесовичок. Организационный момент. -Все мы дружные ребята. Мотивация. -Ребята, а вы любите молоко? Рассказ воспитателя Целеполагание. | Иллюстрации растений и живот- ных (клевер, мышь, сова, трава, заяц, волк, карточки растений и животных; цепочка, круги крас- ного зеленого и желтого цвета; модели- схемы, что нельзя де- лать в лесу, картинки | Музыкальное сопро- вождение, USB - колонка | Наблюде- ние "Жи- вые цепоч- ки на нашем участке" - Есть ли |
системе "лес" растений, живот- ных и факторов неживой приро- ды, учить вы- страивать "пи- щевые цепочки". | -Ребята, как вы думаете, сможем мы помочь бабушке и жителям де- ревни? (Ответы детей) Детям раздаются конверты с картинками животных и растений. Физминутка Ира «Живые цепочки» Парная работа «Что нельзя де- лать в лесу?» - А можно ли человека включить в пищевую цепочку? –Как человек использует растения леса? (У детей схемы-карточки, чего нельзя делать в лесу) .Расскажите о правилах поведе- ния в лесу. Самостоятельная деят-ть. Рефлексия. | с пищевыми цепочками, песоч- ные часы | на нашем участке живые це- почки? Назовите примеры. Например: семена бе- резы кор- мят птиц, птицы рас- простра- няют семе- на. Деревья дают при- ют птицам, которые строят здесь гнез- да и по- едают вредных насекомых. Насеко- мые, зем- ляные чер- ви перера- батываю остатки растений. | |||||
3 Блок "Сохраним природу" | ||||||||
Март 1 неделя | «Здравствуй, Весна» Цель: закрепить знания о весен- | Развлечение | Под песню музыка входят в зал дети, садятся на стульчики. - За окном снег лежит белый – бе- лый, | Костюмы главных героев, де- корации, полотенце. Вода. Та- зик, игрушка. Подснежники- поделки. | Музыкальный зал, Костюмы зайчика. Ежика. Медведя. Ли- сы, Весны. Музы- | Викторина "Времена года в сказках" | ||
них приметах и | И мороз нас пугает по утрам. | кальный центр | - в какое | |||
явлениях приро- | Дети исполняют песню «Ждем Вес- | время года | ||||
ды. познакомить | ну» | появился | ||||
детей с разной | Звучит музыка, входит Машенька. | гадкий | ||||
весной – поле- | Идет по тропинке, ей встречается | утенок? | ||||
вой, речной, лес- | ежик, зайчик, лиса. Мишка. Подхо- | - | ||||
ной. | дят к домику Весны. | …полетела | ||||
Показать красоту | Стучатся в окошко будят Весну | лягушка- | ||||
весны | просыпается. Звери приносят в ве- | путеше- | ||||
дёрках «воду», полотенце и подают | ственница | |||||
всё в домик. | на Юг | |||||
Дети водят хоровод «Весна», муз. | - какой из | |||||
М.В. Сидоровой. | месяцев | |||||
Игра «Найди игрушку». | помог пад- | |||||
Весна дарит подснежники, сделан- | черице со- | |||||
ные руками детей. | брать под- | |||||
снежники? | ||||||
- в какое | ||||||
время года | ||||||
петушок | ||||||
подавился | ||||||
бобовым | ||||||
зерныш- | ||||||
ком? И т.д. | ||||||
2 неделя | «Возвращение | Экологиче- | Игрушка Гадкий утенок | Презентация или иллюстрации | Презентация «Пер- | Брейн-ринг |
домой (птицы)» | ское познава- | Дид. игра "Возращение птиц домой" | с изображением весенних птиц, | вые вестники весны», | "Знатоки | |
Цель: активизи- | тельное заня- | Игра "В каких сказках побывала | аудиозапись пения птиц. Разда- | аудиозапись пения | птиц" | |
ровать знания | тие | Весна". | точный материал к дидактиче- | птиц, песни про | Выставка | |
детей о птицах, | Опыт "Почему так говорят: как с | ским играм. | птиц, весну. | детских | ||
уметь выделять | гуся вода". | рисунков | ||||
существенные и | Цель: установить связь между стро- | "Весна | ||||
отличительные | ением и образом жизни птиц в эко- | пришла | ||||
признаки. Пока- | системе. | |||||
зать, какую поль- | Игра "Птичьи гнезда" (рассели птиц) | |||||
зу приносят пти- | Этюд на воображение "Представь |
цы человеку | себя птицей" (пригрело весеннее солнышко, птички проснулись, рас- правили крылышки…) | |||||
3 неделя | «Огород на окошке» Предложить схе- матично изобра- зить этапы по- садки и роста растений. | Эксперимен- тально- исследова- тельская дея- тельность | Сказочный персонаж Чипполино. Дид.игра "Что сначала, что потом" (этапы роста растения из семечка) Дид. игра "Что лишнее" (разные ви- ды растений) Беседа, что такой го- рох. Обобщение Показ с объяснением Моделирование:- Вспомнить, что нужно сделать сначала, что потом Дети выполняют весь процесс, опи- раясь на модель Дети сажают горох в свой именной стаканчик. Декорирование стаканчика. | Пророщенные семена, баноч- ки, дренаж, земля, совки, мар- керы палочки, лейки, подносы тряпочки, стаканчики по коли- честву детей, фломастеры. Наклейки для декора стаканчи- ков | Музыкальная запись песенок про урожай, песенка Чипполино, телевизор для про- смотра видеоотрывка из мультфильма «Чипполино» | Сказочный блиц- турнир Вопрос - быстрый ответ. Оч- ко присуж- дается то- му, кто первый от- ветит на вопрос.
песню мышонку? |
4 неделя | «Весна – время пробуждения всего живого» Цель: дать детям представление о характерных признаках весны в живой и нежи- вой природе. | ОД, познава- тельный се- анс | Сказочный гость кукла Весна Музыкальный хоровод «Что весна ты принесла», «Ну, Весна, как дела?» Народные приметы и пословицы "Когда наступает весна"
Вопросы:
| Набор сюжетных карти- нок «Времена года» (солнце, сосульки, река, птицы, ветка с почками, трава. Венок Весны для ведущего Листы бумаги, цветные карандаши, шаблоны по количеству детей. | Музыкальный центр, аудиозапись музыки и песен о весне, зву- ки ручейка и пение птиц, световое оформление. | Азбука безопасно- сти "Пра- вила пове- дения в ве- сеннее время го- да" |
- каким цветом можно нарисовать весну? Рисование «Наряд для Вес- ны» | |||||||
Апрель 1 неделя | «О диких и до- машних живот- ных» Цель: закрепить знания детей об особенностях внешнего вида животных, об особенностях их жизни. Развивать умение сравни- вать объекты природы. | Познаватель- ная совмест- ная деятель- ность | Сказочный гость Буратино. Прихо- дит Буратино и говорит: -Ребята! Я сегодня в лесу был и там зверей фотографировал. И, пред- ставляете, собачку увидел. Вот по- смотрите на фотографию (слайд - лиса) Вопросы: -ребята, разве это собака? Кто это? Поисковая деятельность Беседа: -Ребята, давайте расскажем какая разница между собакой и лисой. (сравнение) Физкультминутка с Буратино. Буратино потянулся, Раз - нагнулся, Игра «Отгадай животное по описа- нию». Игра "Фотоохота" (узнай животное по его части тела) По желанию дети рисуют или лепят | ПК, листы бумаги, карандаши, пластилин, игрушка лисы и со- баки. | Компьютер для про- смотра презентации, слайдов. | Театрали- зованная деятель- ность. Наф-Наф и волчок рассказы- вают де- тям, как вести себя в лесу, чтобы не причинить вреда его обитате- лям. | |
из пластилина собаку или лисицу. | |||||||
2 неделя | «Космос, все- ленная» Цель: пробуж- дать интерес к познанию космо- са, умение делать выводы по ре- зультатам экспе- римента. С по- | Эксперимен- тально - по- знавательная деятельность | Стихотворение Дети: Я здороваюсь везде, дома и на улице, Даже здравствуй, говорю я сосед- ской курице Здравствуй солнце золотое, здрав- ствуй небо голубое Здравствуй вольный ветерок Здравствуй маленький дубок | Портрет Юрия Гагарина, изоб- ражение собак Белки и Стрел- ки. Материалы для опытов. Шарики «метеориты», ободки с изображением земли и луны. Макет луны, ночник солнца, глобус | Музыкальный центр, записи песен о кос- мосе, проектор, ПК презентация «Косми- ческие загадки» | Выставка детских рисунков "Космиче- ские при- шельцы" Космодром из лего- конструк- | |
мощью экспери- мента устано- вить, что удер- живает планеты на орбите. | Здравствуй утро, здравствуй день Нам здороваться не лень. Вопрос:
Беседа: днём мы видим – солнце и тучи, а ночью звёзды и луну. А как еще можно назвать место, где живут солнце, луна и звезды? Опыт «Ракета из воздушного шари- ка». Показ портрета Юрия Гагарина Беседа о космонавтах. На столе гло- бус, рядом ночник «Солнце». Шар желтый и макет земли. Дети рас- сматривают луну, кратеры. Загадки про космос | тора. | ||||
3 неделя | «Природа и че- ловек» Цель: воспиты- вать у детей при- родоохранное поведение. Какие действия челове- ка вредят приро- де и как природа страдает.. | Викторина | Звучит музыка, дети собираются в круг. Говорят хором приветствие держась за руки. Дети садятся на ковёр. В соответствии с изображением на карточке, делятся на 2 команды (название, девиз) Детям показыва- ются плакаты с запрещающими зна- ками "Что нельзя делать в лесу") Работа с карточками -Нельзя шуметь, бегать в лесу.
| Картинки с изображением жи- вотных, деревьев, медали, эм- блемы командам, мяч, песоч- ные часы. Аудиоза- пись «Звуки природы», «Голос а птиц»; природоохранительные знаки; эмблемы с изображением сол- нышка и радуги; фишка для подсчета баллов, зарисовки следов животных, плакат «Что нельзя делать лесу», картинки перелётных и зимующих птиц, природоохранительные знаки, картинки для коллажа. | Музыкальный зал. мультимедийное оснащений. проек- тор, слайды – вопро- сы. Информацион- ные технологии. | Брейн-ринг "Мы знаем и любим природу" Цель: За- крепить знания де- тей о явле- ниях, про- исходящих в жизни растений, животных весной. Точно и кратко вы- |
убивать пауков.
Задание на смекалку из предложен- ных материалов сделать гнездо "Из чего птицы строят гнезда" | Материал для постройки гнез- да. | ражать свои мыс- ли. | ||||
4 недели | «Труд человека весной» Цель: дать детям представление о характерных признаках весны в живой и нежи- вой природе. | Познаватель- ный сеанс, ОД | Сказочный гость кукла Весна Музыкальный хоровод «Что весна ты принесла», «Ну, Весна, как дела?» Народные приметы и пословицы "Когда наступает весна"
Вопросы:
Рисование «Наряд для Весны» | Набор сюжетных карти- нок «Времена года» (солнце, сосульки, река, птицы, ветка с почками, трава. Венок Весны для ведущего Листы бумаги, цветные карандаши, шаблоны по количеству детей. | Музыкальный центр, аудиозапись музыки и песен о весне, зву- ки ручейка и пение птиц, световое оформление. | Азбука безопасно- сти "Пра- вила пове- дения в ве- сеннее время го- да" |
Май 1 неделя | «Первоцветы» Цель: закреп- лять представлен ие детей о пер- воцветах | НОД, заня- тие- путешествие. | Дети стоят в кругу, читают стихо- творение о весне: Снег теперь уже не тот – Потемнел он в поле. Беседа «Какие приметы весны в | Лист ватмана с изображением лесной поляны, фото цветов: первоцветов. Аудиозапись Чайковского «Вальс цветов», мяч, веточка вербы, фишки, | Аудиозапись, деко- рации леса. | Конкурс детских рисунков и поделок "Подснеж- |
Воспитывать бе- режное отноше- ние к природе. | стихотворении?». А что ещё, кроме молодых листоч- ков украсит лес? (цветы) Когда появляются первые цветы в лесу? 1 остановка «Волшебная» Загадка: Из - под снега расцветает, Раньше всех весну встречает (Под- снежник) 2 остановка «Солнечная» «Мать-и- мачеха». 3 остановка «Музыкальная»: «Вальс цветов» Чайковского, дети танцуют под музыку. 4 остановка «Жёлтая полянка» Золотой и молодой за неделю стал седой, Спрячу – ка в карманчик бывший одуванчик. Игра: "Кто больше назовет весенних цветов". | копилка. Ободки весенних цве- тов. | ники" Экологиче- ская вик- торина "Многооб- разие рас- тительного царства" Узнать цветок, из чего кашу варят, чьи в лесу шишки. | |||
2 неделя | «Природа- наш учитель». Цель: воспиты- вать у детей при- родоохранное поведение. Какие действия челове- ка вредят приро- де и как природа страдает.. | Викторина | Звучит музыка, дети собираются в круг. Говорят хором приветствие держась за руки. Дети садятся на ковёр. В соответствии с изображением на карточке, делятся на 2 команды (название, девиз) Детям показыва- ются плакаты с запрещающими зна- ками "Что нельзя делать в лесу") Работа с карточками Нельзя шуметь, бегать в лесу.
| Картинки с изображением жи- вотных, деревьев, медали, эм- блемы командам, мяч, песоч- ные часы. Аудиоза- пись «Звуки природы», «Голос а птиц»; природоохранительные знаки; эмблемы с изображени- ем солнышка и радуги; фишка для подсчета баллов, зарисовки следов животных, плакат «Что нельзя делать лесу», картинки перелётных и зимующих | Музыкальный зал. мультимедийное оснащений. проек- тор, слайды – вопро- сы. Информацион- ные технологии. | Брейн-ринг "Мы знаем и любим природу" Цель: За- крепить знания де- тей о явле- ниях, про- исходящих в жизни растений, животных весной. |
дам птиц.
Задание на смекалку из предложен- ных материалов сделать гнездо "Из чего птицы строят гнезда" | птиц, природоохранительные знаки, картинки для коллажа. Материал для постройки гнез- да. | Точно и кратко вы- ражать свои мыс- ли. | ||||
3 неделя | «Экологическая безопасность и как нужно вести себя в природе» Цель: формиро- вание целостного восприятия окружающего мира. Если ты человек – веди себя по- человечески | ОД по эколо- гии | Внесение картины с изображением природы Вопросы:
Природа – это то, что нас окружает: солнце, цветы, деревья, растение, животные. Беседа. В нашей группе много пыли и поэтому воздух не чистый. А для того, чтобы он стал чистым нужно комнату проветривать, делать влажную уборку.
Заводы, выпускают вредные и ядо- витые газы. Машины загрязняют воздух выхлопными газами.
| Сюжетная картинка с изобра- жением природы, 2 графина с чистой водой, один с загряз- ненной, картинки с водными обитателями: рыбы, лягушки, раки, пауки. Мультфильм. «Почему обиделась Земля» | Телевизор, декора- ции, глобус, музы- кальный центр. | Прогулка "Экологи- ческая тропа" Проблем- ные ситуа- ции:
деревья и птицы, де- ревья и че- ловек?
|
- а где самый чистый воздух? (в лесу, на море) Физкультминутка: К речке быстрой мы спусти- лись (дети идут по кругу) Наклонились и умы- лись (выполняют движения) Раз, два, три, четыре – Вот как славно освежились. Опыт: 2 графина с чистой роднико- вой водой и кипяченой водой Вопро- сы
Игра: "Чему учит нас природа" | пользу приносят деревья, растущие на терри- тории нашего детского сада? | |||||
4 неделя | «Праздник сказки» Цель: через ма- лые формы фольклора вы- звать у детей чувство радости, восхищения, воспитывать чув- ство доброго и бережного отно- шения ко всему | Итоговая по- знавательная экологиче- ская деятель- ность | Гостя на празднике Сказочница. Звучит песня В. Шаинского на стихи М. Матусовского “Вместе весело шагать”. Конкурс на знание сказок о природе. Эстафета “Продолжи песню!” Игра «Кто спрятался под маской» Встают масках в круг и, под мело- дию песни “Дружба начинается с улыбки”, поздравляют. | Карты-схемы «Напоминающих знаков», кас- сета с записью, медали, кар- точки. Иллюстрации сказок, маски сказочных героев по количе- ству детей. | Музыкальный зал. мультимедийное оснащений. проек- тор, слайды, фотома- териалы | Игры на режиссер- ском ков- рике "Сказки на новый лад" Учить са- мостоя- тельно разыгры- вать скаку. Конкурс на |
живому и близ- кому. | оригиналь- ную по- делку из природно- го матери- ала. | |||||
Диагностика | Определить уровень сформированности первичного эко- логического сознания и экологиче- ски ответственного поведения. | Наблюдение. Опрос. Диагностические задания. | Диагностические таблицы, опросные листы. | Виктори- ны, кон- курсы, вы- ставки | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Экологическое воспитание дошкольников старшего возраста на занятиях и в повседневной жизни»
В помощь воспитателям....

Перспективный план работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников (старшая группа).
Перспективный план работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников....

Квест – походы как средство экологического воспитания дошкольников старшего возраста
Методические рекомендации по организации походов в форме квеста со старшими дошкольниками в рамках экологического восптания детей....

План работы по экологическому воспитанию дошкольников старшего возраста
План работы по экологическому воспитанию поможет воспитателям организовать непосредственно образовательную деятельность по формированию у дошкольников экологических представлений. Научит понимать...

Экологическое воспитание дошкольников старшего возраста
Экологическое воспитание дошкольников старшего возраста...
Презентация Дидактические игры и упражнения как средство экологического воспитания дошкольников старшего возраста
Цель:Формирование экологической культуры через игровую деятельность....

Картотека игр по экологическому воспитанию дошкольников старшего возраста.
Картотека экологических игр для родителей "Поиграй со мною мама"...



