План программа по экологическому воспитанию дошкольников старшего возраста.
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

КУЗЬМИНА  Марина Владимировна
Как же развить в ребенке отзывчивость, как сделать его добрее? Художественная лите-
ратура, а в особенности сказки, вводят детей в сложный мир добра и зла, человеческих взаимо-
отношений. Сказка для ребенка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира
чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Дети с большим удовольствием
погружаются в сказочную ситуацию похожую на нашу жизнь, с большим желанием стремятся
помочь сказочным героям, попавшим в трудную ситуацию, найти причины и исправить их.
Сюжеты сказок и сказочные персонажи помогают детям другими глазами посмотреть на мир
растений и животных. У детей и взрослых, существует множество стереотипов по отношению к
окружающей среде: человек - мера всех вещей, "властелин и хозяин” природы, имеющий право
изменять ее для своих потребностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_ekologii.docx127.83 КБ

Предварительный просмотр:


С детства нужно учить жить в согласии с природой, ее законами и принципами. Использование в работе с детьми сказок, как народных, так и авторских, дает возможность заложить начальные формы осознанного отношения к природе, интерес к ее познанию, сочувствие живому, готовность сохранить и приумножить, умение видеть красоту природы в разных ее формах,

выражать эмоциональное отношение к ней.

План -программа  по экологическому воспитанию

№ п/п

Название разде- ла, темы

Формы заня- тий

Методы, приемы, технологии обуче- ния (в рамках занятия).

Дидактический материал

Материально- техническое оснаще-

ние

Формы контроля

1 Блок "Природа – наш дом"

Сентябрь

1неделя

«Вода вокруг нас»

Цель:                обратить внимание        детей на значение воды в нашей жизни. Показать, где и в каком        виде        су- ществует вода в окружающей жизни, кому она необходима.

Познаватель- ный сеанс

Беседы «Для чего нужна вода», «Во- да вокруг нас».

Рассматривание карты, глобуса.

Чтение художественной литерату- ры: «Речка» Э. Мошковская,

«Истрия одной капли» (экологиче- ская сказка)

Игра «Загадки про воду и ее свой- ствах)

Просмотр мультимедийной презен- тации «Вода вокруг нас».

Решение проблемной ситуации «Что произойдет с цветком, если его не поливать?».

Д/и «Кому нужна вода».

Наглядный материал, образцы воды (грязная и чистая вода), лед, горячая и холодная вода. Карта, глобус, слайды – кар- тинки к загадкам.

Ноутбук для про- смотра презентации, ТВ для просмотра слайд - картинок

Опытно – исследова- тельская

деятель- ность «Чу- до-вода»

2 неделя

«Эта        Волшеб- ница Вода»

Цель: расширять представления

детей о

разнообразии водных

ресурсов, вспом- нить сказки, где встречается вода

Опытно – исследова- тельская дея- тельность

Чтение экологической сказки «Жи- ла-была река» Н.АРыжова

Вопросы: почему говорят живая во- да? Можно ли оживить водой расте- ние или животное? Привести приме- ры. Викторина 2 В каких сказках живет Волшебница Вода»

Вопросы командам.

Просмотр отрывок из мультфильма «сказка о рыбаке и рыбке».

Рассматривание

Иллюстрации с изображением водных сказочных и реальных обитателей.

Презентационные слайды.

Компьютер, презен- тационные слайды, телевизор для про- смотра мультфильма, аудиозапись отрывок из известных сказок.

Конкурс детских рисунков

"Я дружу с водой"

иллюстраций с изображением вод- ных сказочных

обитателей.

Д/ и «Узнай сказку»

Народная игра

«Ручеек».

П/ и «Море волнуется раз!».

Чтение стихотворения

Бальмонта К. «Ручеек».

Исследование проблемной ситуации

3 неделя

«Ходит капель- ка по кругу»

Цель: дать детям элементарные знания о круго- вороте воды в природе.

Игровая                – образова- тельная        дея- тельность

Рассматривание книг и энциклопе- дий

Опыты с водой «Пар, образование конденсата»

Варианты героев для придумывания сказки:

  1. Капелька Капитошка, лесной ру- чей, лягушонок, зайчик, муравей, солнышко (придумай сказку)
  2. Пословицы и поговорки о воде. Рисование схем в экологических тетрадях по теме.

Составление макета «Круговорот воды в природе»

Чтение сказки «Сказка о дождинке, которая хотела напоить дерево

Оборудование для проведения опыта (горячая вода, стекло) Материалы для рисования,

клей, тетради, листы А4.

Презентация «круго- ворот воды в приро- де".

Литера- турный конкурс

каких сказ- ках живет Капелька- Капитошка Опыт "От- куда берет- ся вода"

Цель: по- знакомить с процес- сом кон- денсации.

Опыт "Во- дяная мельница" Цель:        по- знакомить

с силой во- ды.

4 неделя

«Обитатели во-

доемов»

Игровая        –

образова-

Видеофильм «Жизнь рыб водоемов»

- Рассматривание иллюстраций с

Кукла Дюймовочка, иллюстра-

ции, плакат «Обитатели водое-

Аудио запись «Голо-

са обитателей водое-

Творче-

ский        кон-

Цель: дать детям знания, что такое водоем, об оби- тателях рек, бо- лота, пруда.

тельная        дея- тельность

изображением лягушки, рыб, водо- рослей.

Опыт "Кто живёт в воде" -"Зачем лягушке такие лапки" -Лепка "Рыб- ка")

Составление описательного расска- за «Рыбка» по схеме «Рыбы».

мов», пластилин, стеки, доски для лепки. Для опыта, вода, живая рыбка и игрушечная рыбка для сравнения. Схема для   составления   рассказа

«Рыбка

мов»

курс, «Зо- лотая рыб- ка из пла- стилина»

5неделя

«Почему воду нужно беречь» Цель:                привить навыки экологи- чески грамотного поведения                во время        пребыва- ния на водоемах. Научить                        любо- ваться реками

Сказка- терапия

Создание проблемной ситуации: по- чему обиделась речка на людей и убежала.

Чтение рассказа «Как люди обидели речку» Вопросы для обсуждения: - Какой была речка до прихода лю- дей?

-Почему она посерела и погрустне- ла? Инсценировка «Отдых на реке» Рисование «Наша речка», предло- жить детям набор красок и нарисо- вать речку до и после прихода лю- дей

Текст рассказа «Как люди оби- дели речку», Атрибуты для ин- сценировки сюжета «Отдых на реке»

Сюжетные картинки,

Экологические тетради, крас- ки: голубая, синяя, серая, чер- ная, белая, кисточки. Баночки для воды.

Компьютер,

презентационные

слайды, телевизор для просмотра муль- тфильма, аудиоза- пись отрывок из из- вестных сказок.

Конкурс детских рисунков

"Я дружу с водой"

Октябрь

1 неделя

«Путешествие в страну голубого неба»

Цель: ознаком-

ление с понятием "воздух" и его свойствами, его ролью в жизни человека.

Опытно                – эксперимен- тальная        дея- тельность

Опыт с воздухом

«Сколько весит воздух?», «Воздух

- невидимка»»

С-р /игра «Метеобюро» Опыт «Ветер – помощник» Д/ и «Прогноз погоды».

П/и «Дождик и дети».

Беседа «Приборы определяющие силу ветра», «Какие бывают при- родные явления с ветром?»,

«Народные приметы»

Просмотр видеофильма «Сила вет- ра»

Материалы для опытов с воз- духом, водой (стаканчики по количеству детей, трубочки, карточки для фиксации опыта). Атрибуты к сюжетно - ролевой игре.

Мультимедийный

проектор, экран, ноутбук

Мультимедийный проектор, экран, ноутбук

Игра "По- моги

Незнайке собраться в поход на воздушном шаре"

2 неделя

«Птичий мир»

Цель: учить де-

Игровая        об-

разователь-

Чтение стихотворения "Осень" Бара-

тынский.

Слайды, плакат

«Зимующие птицы»,

Слайды, плакат

«Зимующие птицы»,

Дид. игра

"Кто лиш-

тей доброте, приучать их за- ботиться о пти- цах в холодное время года. Дать знание, чем кор- мят птиц, и чем они питаются в лесу.

ная ситуация

Вопросы к детям.

Слушание пения птиц (аудио запись "Голоса птиц")

Подвижные игры: "Совушка -сова", "Прилетели птицы"

Дид. игра «Кто первый соберет кор- мушку», «Угощение для птичек» Подвижные игры: "Совушка - сова", "Прилетели птицы"

Дид. игра «Кто первый соберет кор- мушку», «Угощение для птичек»

Наблюдения за птицами, на участке с использованием сравнения.

Мультимедийная-игра        «Собери птичку по частям».

Рассматривание иллюстраций. Чтение детской природоведческой литературы.

Рассматривание        схемы-модели

«Птицы».

Отгадывание загадок

карточки для

игры «Узнай птицу», листы с изображениями

кормушек для игры «Собери кормушку», Корм для птиц. Аудиозапись «Голоса зимую- щих птиц»

аудиозапись «Голоса зимующих птиц».

Компьютер, магни- тофон

ний" (пе-

релетные и зимующие птицы) Оригами "Белый ле- бедь"

3 неделя

«Осенние забо- ты животных и птиц»

Цель: обобщить и систематизиро- вать знания детей об осенних хло- потах диких жи- вотных и птиц.

(Зимующие пти- цы приблизились к жилью челове- ка)

ОД, работа в микрогруп- пах

Беседа по теме. От лица сказочного персонажа д. Айболита Вопросы к детям:

- Какие лесные животные готовятся к зиме, (привести примеры),

-Что делают животные осенью (ме- няют окрас шкуры, обстраивают но- ры, делают запасы на зиму и т.д.

Д/и «Кто где живет в лесу», «Чьи следы»,

Чтение отрывка В. Бианки «Ав- густ»,

Беседа-игра: Игрушечный зайчик хочет узнать о жизни зайцев в лесу.

Кукла Доктор Айболит. Иг- рушка зайчик. Дидактический игровой материал.

Наглядный материал (плакаты, иллюстрации из книг) Художе- ственная литература. Рассказы, сказки.

Компьютер для про- смотра слайдов

Брейн-ринг по сказкам, в которых живут пти- цы.

4 неделя

«Солнышко- источник света и тепла»

Цель: побуждать интерес к позна- нию космоса, дать представле- ние о солнечной системе, разви- вать наблюда- тельность.

ОД, опытно- эксперимен- тальная        дея- тельность

Опыт с воздухом «Сколько весит воздух?»

Опыт с водой «Воздух - невидим- ка»»

С-р /игра «Метеобюро» Опыт «Ветер – помощник» Д/ и «Прогноз погоды».

П/и «Дождик и дети».

Беседа «Приборы определяющие силу ветра», «Какие бывают при- родные явления с ветром?», «Народ- ные приметы»

Просмотр видеофильма «Сила вет- ра»

Оборудование для проведения опыта: Макет Солнечной си- стемы, Солнце, Земля. Зеркало, дневники наблюдений, рабочие тетради по экологии, флома- стеры, простые карандаши, плакат «Солнечная система», видеофильм «Наше солнце»

Мультимедийный проектор, экран, ноутбук

Рисование "Солнеч- ные зайчи- ки"

Ручной труд. Изго- товление из        папье- маше                ма- кета Солн- ца

Ноябрь 1 неделя

«А что у нас под ногами»

Цель: познако- мить детей со свойствами песка и глины. Воспи- тание уважение и бережное отно- шение к природ- ным богатствам земли. Развивать эстетический

вкус (знакомство с образцами народных глиня- ных игрушек)

Игровая        об- разователь- ная ситуация

Работа в лаборатории свойства песка, глины камня, Эксперимент Беседа, вопросы к детям

  • "Что у нас под ногами"
  • Везде ли земля одинаковая?
  • Где находится больше песка, зем- ли?
  • На каких почвах лучше растут де- ревья и цветы?
  • Почему?

Работа в лаборатории «Чем отли- чаются песок от глины, песок.

Познавательная сказка "Корабль пустыни" Л. Тарасенко.

Театрализованная деятельность "В гостях у Марьи-искусницы - глиня- ных дел мастерицы" Мастер-класс по изготовлению 2 каменного цвет- ка».

Коллекция почвы (песок, гли- на, небольшие камушки), лупы по количеству детей, Иллю- страции, познавательная лите- ратура по теме, атрибуты и ко- стюмы к сказке «Каменный

цветок», Гипс или кинетиче- ский песок для мастер -класса. Мультимедийная презентация

«Что у нас под ногами», видео отрывок из мультфильма «Ка- менный цветок». Предметы де- кора из камней, бусы, шкатул- ки, сувениры.

Телевизор для про- смотра мультфильма, музыкальный фон

для постановки сказ- ки

Изготовле- ние игро- вого маке- та "Пусты- ня"

цель: учить использо-

вать в ра- боте бро- совый ма- териал,

развивать интерес        к ручному труду.

2 неделя

«Мышка-

Познаватель-

Приход Дюймовочки. Она хочет по-

Картина «Кроты», рисунок –

Телевизор,        познава-

Чтение по-

норушка, крот и другие подзем- ные жители "

Цель: уточнить представление детей о приспо- соблении неко-

торых животных к жизни под зем- лей

ный сеанс.

делиться своими наблюдениями. Предлагает разгадать загадку про крота. Показ картины «Кроты».

Вопросы к детям: - где живет семья кротов?

-как они оказались на поверхности земли?

- чем питаются кроты?

-как они сумели обнаружить жука?

Рассказ от лица Дюймовочки про жизнь кротов с просмотром видео фильма.

Подвижная игра «Крот и жучка».

схема        «Жизнь        под        землей», кукла Дюймовочка.

Видеофильм «Подземные жи- тели», маска Крота и Жучки

тельный        фильм

«Подземные жители»

знаватель- ной сказки "Гномик в муравей- нике" Л.

Тарасенко

3 неделя

«Волчок – се- рый бочок и Медведь мой батюшка»

Цель: дать детям знание о живот- ных как сказоч- ных героях (по- чему лиса хит-

рая, почему волк отрицательный

герой и т.д.)

ОД, социо- игровая тех- нология

Предложить детям вспомнить рус- ские народные сказки с персонажа- ми медведя и волка: «Вершки ко-

решки», 2 Волк и семеро козлят» и другие. Разделение на команды Бе- седа и вопросы к командам:

-из сказок можно понять, какой у медведя характер?

-Во всех ли сказках у волка одина- ковый характер? (примеры)

-Какой, волк и медведь на самом де- ле?

- какую пользу приносят эти живот- ные? Воспитатель раздает командам игрушки волка и медведя и ставит проблемную ситуацию: составить

рассказ описание.

Рассказ воспитателя почему люди наделяют волка и медведя отрица- тельными качествами.

Дид. игра, «Что боятся лесные зве- ри»

Эмблемы для команд с изобра- жением медведя и волка. Ил- люстрации из русских нар. ска- зок, цветные карандаши, листы белой бумаги, природоохран- ные карты, памятки. Аудиоза- пись, голоса медведя и волка.

Мультимедийны

й проектор, магнито- фон или колонка

Изготовле- ние фото- стенда "Животные тайги»,

как        отно- сится к от- рицатель- ным                ска- зочным

персона- жам

4 неделя

«Лес полон ска-

Познаватель-

Игровая ситуация: к детям в гости

Кукла Морозко, Картотека за-

Музыкальное сопро-

Сказочная

зок и чудес»

ный        образо-

пришел Морозко

гадок о зиме, репродукции кар-

вождение П. И Чай-

викторина

Цель: уточнить и

вательный

Мини-викторина "Зимние сказки"

тин, открытки, иллюстрации из

ковский        «Времена

"Зимние

расширить

игровой        се-

Загадки о зиме

сказок, дидактический матери-

года»

сказки"

представления

анс

Чтение стихотворения Н. Добро-

ал.

детей о

нравов «Здравствуй, русская Зима!»

Фишки для раздачи детям за

значении леса в

Беседа и вопросы:

правильные ответы.

жизни

-какое наступило время года?

человека:

Чем укрыла зима дорожки, деревья,

оздоровитель-

дома?

ном,

- где лежит снег?

эстетическом,

-какой снег на ощупь?

хозяйственном,

-чем полезен снег в природе?

трудовом. Дать

Проблемная ситуация (ТРИЗ)

детям представ-

«Зима это хорошо или плохо».

ление о лесе.

Рассматривание картины И. Леви-

Воспитывать бе-

тан «Зимой в лесу»

режное отноше-

И. Шишкин «Зима в лесу (иней).

ние к лесу.

Дид. игра "Снежные слова"

П/и «Два мороза».

Игра "Снежинки"

Игра "На что похож сугроб"

2 Блок "Живая-неживая природа"

Декабрь

«Здравствуй,

Игровая,  по-

Игра-драматизация "Путешествие

Атрибуты к игре - драматизации,

Музыкальный центр,

Исследова-

1неделя

зимушка-зима»

знавательная

снежного колобка"

игрушка        Снежного        Колобка,

или колонка для му-

тельская

Цель: расширить

деятельность

Аппликация "Ледяная избушка ли-

цветная бумага, картон, флома-

зыкального трека

деятель-

представление

сы Патрикеевны"

стеры, клей, ножницы, Жетоны

ность "В

детей об образе

Викторина "Веселые зверята" (Две

для команд. Муз. Запись хоро-

подснеж-

жизни лесных

команды: Крылатые друзья и весе-

вода «Зимушка – зима

ном цар-

зверей и расте-

лые зверята).

стве"

ний зимой.

Вопросы к командам о жизни жи-

- зачем

Вспомнить сказ-

вотных зимой.

природе

ки.

Вручение жетонов за правильный

нужен

ответ.

снег?

Веселый зимний хоровод под музы-

- что или

ку.

кто лежит под сне-

гом?

- холодно ли букаш- кам, кор- ням дере- вьев, рас- тений? По- чему?

2 неделя

«Новогодние хлопоты. Со- храним елочку зеленую иго-

лочку»

Цель: показать

важность и необ- ходимость этого растения в при- роде. Формиро- вать первоначальные умения и

навыки экологи- чески

грамотного пове- дения

детей в природе

Изобрази- тельная        дея- тельность

Сравнение искусственной и живой ели.

Беседа о пользе деревьев и о вреде их вырубания.

Вопросы:

  • чем отличается игрушечная елочка от настоящей (объяснение воспитателя)?
  • растет ли ель зимой (почему нет)?
  • кого боится живая елочка?

Проблемная ситуация:

«Маленькой елочке холодно зи- мой?».

Изготовление листовок:        «Сохра- ним лесную красавицу!».

Игра «Чьи следы?».

Обсуждение проблемной ситуации:

«Кто-то срубил елочку к Новому году. Хорошо это или плохо?»

Чтение        И.        Токмакова        «Живи, елочка!».

Куклы Снегурочка и Морозко.

Искусственная        игрушечная елочка и картинка живой елочки. Исполнение и слушание песни

«Маленькой елочке холодно зи- мой?».

Альбомные листы, краски, цвет- ные и простые карандаши, фло- мастеры, цв. мелки, картонные шаблоны ёлок, фигурки живот- ных, людей готовые надписи.

Магнитофон или ко- лонка для музыкаль- ного сопровождения совместной образо- вательной деятельно- сти

Целевая прогулка к елочке

  • кто поса- дил елочку у детского сада?
  • эта елоч- ка молодая или нет? - какой сим- вол насту- пающего Нового го- да?
  • о чем мечтает наша елоч- ка?
  • что она видит и слышит вокруг се- бя?

Предло-

жить пове- сить иг- рушки, гирлянды на веточки изготов-

ленными своими ру- ками.

3 неделя

«Зимние заба- вы»

Цель: повысить интерес к зим- ним видам спор- та и детских зимних игр. Раз- вивать фантазию, закрепить знания о явлениях нежи- вой природы.

Игры-забавы, спортивные игры

Веселая спартакиада:

  • кто скорее на санках до флажка
  • попади снежком в цель
  • прокатись и не упади (по ледовой дорожке)
  • веселый лыжник (на одной лыже проехать до цели и обратно) Зимние забавы

Подвижная игра "Снежинки и ве- тер"

Игра "Куда ведут следы на снегу" Рисование зимних узоров на снегу Катание с горки по ледовой до-

рожке

Санки, спортивный инвентарь, маски, снежколепы, атрибуты для изготовления снеговиков и снежных фигур

Музыкальное сопро- вождение, USB - колонка

Сказочная викторина Загадка- игра "Кем был рань- ше (напри- мер, бык был телен- ком и т.д.).

4 неделя

«Зимовье зве- рей»

Цель: расширить представление

детей об образе жизни лесных зверей и расте- ний зимой.

ОД,        театра- лизованная

деятельность

Перчаточная кукла Дюймовочка. Воспитатель предлагает отпра- виться в сказку. Разгадывание ре- буса слово «ласточка»

-Как называется сказка, в которой была ласточка.

-на чем можно отправиться в сказ- ку? Чтобы пройти через

Волшебное зеркало, нужно отгадать загадки (о зиме) пришли к домику полевой мышке,

Игра  «Кто,  где  живет»,  Игра

Схема ребуса со словом «ла- сточка», декорации зимнего ле- са, фигурка мышки, зайца зиму- ющих птиц, кормушки. Разнооб- разный корм для птиц. Волшеб- ное зеркало

Звуковое сопровож- дение образователь- ной деятельности, звуки птиц, зверей, шум вьюги. метели.

Выставка детских рисунков "Кому

очень хо- лодно зи- мой"

«Угощение для мышки».

Чтение стихов «Птичкам холодно зимой», Подвижная игра «Ну-ка, звери, все замри!»

Д/ игра «Посади зимующих птиц в кормушку» Исполнение песни

«Снежная сказка»

Январь

1неделя

«Разнообразие природы (жи- вая, неживая природа)»

Цель: знакомство с живой и нежи- вой природой Учить устанав- ливать связи

между изменени- ями в живой и неживой приро- де.

Моделирова- ние, ОД

Прочитать детям стихотворение "Простуженная верба" Г. Горбов- ский

Как сугроб спасал детенышей де- ревьев. Есть ли такие на террито- рии нашего детского сада?

Дид. игра "Живое – неживое" (пе- дагог называет живой предмет – дети двигаются, неживой – стоят)

Составление письма снегирю и всем зимующим птицам

Настольная игра "Живой, неживой мир"

Игра "Тепло и холодно"

Игра "Кто лишний"

Плакаты, иллюстрации, альбо- мы, познавательная литература, плакаты,  схемы  видеофильм

«Явления в неживой природе», Коллекция камней, шишек, ра- кушек. Цветные карандаши, эко тетради по количеству детей

Аудиозапись звуков природы; мультиме- дийная презентация.

Брейн-ринг "Знатоки природы

2 неделя

«Значение воды, солнца, воздуха, почвы для рас- тений, живот- ных»

Цель: система- тизировать зна- ния детей о свой- ствах воды, воз- духа, почвы, солнца, как глав- ных факторах

жизни на Земле.

Опытно- исследова- тельская дея- тельность

-Сегодня, ребята, у нас гости. Да- вайте поздороваемся. Дети: Доброе утро! – солнцу и птицам! Доброе утро! –улыбчивым лицам! И каж- дый становится добрым, доверчи- вым. Пусть доброе утро длится до вечера!

Стих: Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать, Будем вместе развивать качество, как вниматель- ность, А поможет всё узнать наша наблюдательность.

Вопросы:

Глобус, одноразовые стаканчи- ки, раздаточные картинки, во- ронки, бумажные салфетки, ват- ные диски, ластики, резиновые игрушки, два вида почвы, таре- лочки, ложечки.

Учебно-наглядные

пособия, музыкаль- ный центр. Магнит- ная доска.

Выставка детских рисунков "Кто дру- жит с солнцем"

-Ребята, посмотрите на глобус и скажите, чего больше на нашей планете воды или суши?

-Воды больше, чем суши.

-Правильно. А что вы знаете о во- де, какая она?

-Вода – это жидкость, без цвета, без запаха, без формы, растворяет некоторые вещества, может быть твердой, газообразной.

-Когда вода в твердом состоянии как она называется? Это лёд. -А когда вода в газообразном состоя- нии как она называется?

Дети: Пар.

Игра «Узнай и назови». Посмотри- те, какие картинки лежат у вас под стаканчиками с водой.

Дети рассматривают и называют карточки-схемы.

-Почему так хорошо видно картин- ку? Вода какая? Дети: Вода про- зрачная, бесцветная. Лучик: Ребя- та, какая вода нужна для жизни? Дети: Пресная и чистая.

Опыт №1 «Вода, прозрачная Опыт №2 «Вода – растворитель» Игра «Ходят капельки по кругу».

Февраль 1 неделя

«Природа род- ного края» (ре- гиональный компонент)

Цель: Закрепить и расширить

представление

Познаватель- ная совмест- ная деятель- ность

Пословицы и поговорки:

  • Нет земли краше, чем Родина наша
  • Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
  • Береги землю любимую, как мать родимую.

Макеты деревьев, иллюстрации птиц, животных, следы живот- ных, музыка из серии «звуки природы», ларец.

Музыкальный центр, или колонка для му- зыкального трека.

Выставка детских сибирских сказок "Снегирь"

(почему у снегирей

детей о природе родного края,

желание беречь и охранять её.

Игра с мячом "Съедобное - несъе- добное"

Лото "Животные Севера"

Дид. игра "Узнай растение по его семечку"

Просматривание гербария "Цветы Сибири".

Лото "Мои любимые сказки"

Чтение познавательной литера- туры Н. Сладков «Белка и Мед-

ведь» схемы-модели «Среда обита- ния».

Видеофильм «Из жизни белочки» Работа в эко-тетрадях

Сочинение сказки от знакомой сказки

Пример:

Посадил дед снежинку. Выросла снежинка…

грудь красной стала)

"Дятел – труженик" "Волк и старик"

2 неделя

«В гостях у сказки»

Цель: развивать воображение,

словотворчество.

ОД,        театра- лизованная

деятельность

Кукла Сказочника. Сказочник жа- луется детям, что сказки в его книжке перепутались, и предлагает детям рассказать сказки на новый лад с использованием игрушек – перчаток, сказочными персонажа- ми.

Голосованием зрителей предлага- ется выбрать самую интересную сказку.

Конкурс сказочников «Сказки на новый лад»

Варианты:

Красная шапочка злая, волк доб- рый

Колобок съел всех зверей

Атрибуты и игровой материал для инсценировки сказочных сюжетов, маски, костюмы. Же- тоны для голосования

Магнитофон или USB -колонка, для озвучивания сказоч- ных героев, шумовое и музыкальное со- провождения детских постановок.

Сказочная викторина

  • кто едва не погубил Буратино?
  • что поте- рял ослик Иа?
  • какое жи- вотное по- могло Гер- де        до-

браться до замка Снежной королевы?

Маша поймала медведя

3 неделя

«Путешествие в прошлое живой природы»

Цель: знакомство с линией жизни живой природы.

Познаватель- ный        сеанс, путешествие по реке вре- мени

Беседа «Путешествие на машине времени. Составление коллажа

«Прошлое. Настоящее и будущее в Природе”

Д/и «Угадай растение по - семеч- ке», «Угадай, что в мешочке на ощупь».

Просмотр познавательного филь- ма

«Как появились растения на Земле»

Вопросы к детям:

-Что происходило на земле милли- оны лет назад?

-какие животные жили в древние времена?

– как человек узнал, какие растения росли в древние времена?

Отгадывание загадок

о природе. Чтение В. Орлов

«Дом под крышей

голубой», С. Кирсанова «Приро- да», И. Мазур «Не губи живое!».

Просмотр презентаций о природе, видеофильма «Охраняйте приро- ду!».

Изготовление плаката.

Из стульчиков построить маши- ну времени, картинки на магни- тах, доска, с тремя разделами, прошлое, настоящее, будущее, мультимедийная презентация, коллекция семян, муляжи ово- щей и фруктов, плакаты иллю- страции по теме

Аудиозапись звуков природы, древних животных; мульти- медийная презента- ция.

Викторина "Путеше- ствие по сказкам"

Цель: Вы- звать у де- тей  жела-

ние        при- нимать участие                в играх- конкурсах. Учить при- думывать новую сказку                по представ-

ленным картинкам.

4 неделя

«Живые цепоч- ки»

Цель: познако- мить с понятием

«пищевая цепоч- ка», о взаимо- действии  в  эко-

ОД

Кукла Лесовичок.

Организационный момент.

-Все мы дружные ребята.

Мотивация.

-Ребята, а вы любите молоко?

Рассказ воспитателя Целеполагание.

Иллюстрации растений и живот- ных (клевер, мышь, сова, трава, заяц, волк, карточки растений и животных; цепочка, круги крас- ного зеленого и желтого цвета;

модели- схемы, что нельзя де- лать        в лесу,        картинки

Музыкальное сопро- вождение, USB - колонка

Наблюде- ние        "Жи- вые цепоч- ки                на

нашем участке"

-  Есть  ли

системе "лес" растений, живот- ных и факторов неживой приро- ды, учить вы- страивать "пи- щевые цепочки".

-Ребята, как вы думаете, сможем мы помочь бабушке и жителям де- ревни? (Ответы детей)

Детям раздаются конверты с картинками животных и растений. Физминутка

Ира «Живые цепочки»

Парная работа «Что нельзя де- лать в лесу?»

- А можно ли человека включить в пищевую цепочку?

–Как человек использует растения леса? (У детей схемы-карточки, чего нельзя делать в лесу)

.Расскажите о правилах поведе- ния в лесу.

Самостоятельная деят-ть. Рефлексия.

с пищевыми цепочками, песоч- ные часы

на        нашем участке живые        це- почки?

Назовите примеры. Например: семена бе- резы        кор-

мят        птиц, птицы рас- простра- няют семе- на. Деревья дают                при- ют птицам, которые строят

здесь гнез- да и по- едают

вредных насекомых. Насеко-

мые, зем- ляные чер- ви перера- батываю

остатки

растений.

3 Блок "Сохраним природу"

Март

1 неделя

«Здравствуй, Весна»

Цель: закрепить

знания о весен-

Развлечение

Под песню музыка входят в зал дети, садятся на стульчики.

- За окном снег лежит белый – бе- лый,

Костюмы главных героев, де- корации, полотенце. Вода. Та- зик,  игрушка.  Подснежники-

поделки.

Музыкальный зал, Костюмы зайчика. Ежика. Медведя. Ли-

сы,  Весны.   Музы-

Викторина "Времена

года        в

сказках"

них приметах и

И мороз нас пугает по утрам.

кальный центр

-        в        какое

явлениях приро-

Дети исполняют песню «Ждем Вес-

время года

ды. познакомить

ну»

появился

детей с разной

Звучит музыка, входит Машенька.

гадкий

весной – поле-

Идет по тропинке, ей встречается

утенок?

вой, речной, лес-

ежик, зайчик, лиса. Мишка. Подхо-

-

ной.

дят к домику Весны.

…полетела

Показать красоту

Стучатся в окошко будят Весну

лягушка-

весны

просыпается. Звери приносят в ве-

путеше-

дёрках «воду», полотенце и подают

ственница

всё в домик.

на Юг

Дети водят хоровод «Весна», муз.

- какой из

М.В. Сидоровой.

месяцев

Игра «Найди игрушку».

помог пад-

Весна дарит подснежники, сделан-

черице  со-

ные руками детей.

брать  под-

снежники?

-        в        какое

время года

петушок

подавился

бобовым

зерныш-

ком? И т.д.

2 неделя

«Возвращение

Экологиче-

Игрушка Гадкий утенок

Презентация или иллюстрации

Презентация «Пер-

Брейн-ринг

домой (птицы)»

ское познава-

Дид. игра "Возращение птиц домой"

с изображением весенних птиц,

вые вестники весны»,

"Знатоки

Цель:        активизи-

тельное заня-

Игра "В каких сказках побывала

аудиозапись пения птиц. Разда-

аудиозапись пения

птиц"

ровать        знания

тие

Весна".

точный материал к дидактиче-

птиц, песни про

Выставка

детей  о  птицах,

Опыт "Почему так говорят: как с

ским играм.

птиц, весну.

детских

уметь        выделять

гуся вода".

рисунков

существенные        и

Цель: установить связь между стро-

"Весна

отличительные

ением и образом жизни птиц в эко-

пришла

признаки.        Пока-

системе.

зать, какую поль-

Игра "Птичьи гнезда" (рассели птиц)

зу приносят пти-

Этюд на воображение "Представь

цы человеку

себя птицей" (пригрело весеннее

солнышко, птички проснулись, рас- правили крылышки…)

3 неделя

«Огород на окошке»

Предложить схе- матично изобра- зить этапы по- садки и роста

растений.

Эксперимен- тально-

исследова- тельская дея- тельность

Сказочный персонаж Чипполино. Дид.игра "Что сначала, что потом" (этапы роста растения из семечка) Дид. игра "Что лишнее" (разные ви- ды растений) Беседа, что такой го- рох.

Обобщение

Показ с объяснением

Моделирование:- Вспомнить, что нужно сделать сначала, что потом Дети выполняют весь процесс, опи- раясь на модель

Дети сажают горох в свой именной стаканчик.

Декорирование стаканчика.

Пророщенные семена, баноч- ки, дренаж, земля, совки, мар- керы палочки, лейки, подносы тряпочки, стаканчики по коли- честву детей, фломастеры. Наклейки для декора стаканчи- ков

Музыкальная запись песенок про урожай, песенка Чипполино, телевизор для про- смотра видеоотрывка из        мультфильма

«Чипполино»

Сказочный блиц- турнир Вопрос -

быстрый ответ. Оч-

ко присуж- дается то- му, кто первый от- ветит на вопрос.

  • назовите героев сказки те- ремок
  • кто пел

песню мышонку?

4 неделя

«Весна – время пробуждения

всего живого» Цель: дать детям представление о характерных признаках весны в живой и нежи- вой природе.

ОД, познава- тельный се- анс

Сказочный гость кукла Весна Музыкальный хоровод «Что весна ты принесла», «Ну, Весна, как дела?» Народные приметы и пословицы "Когда наступает весна"

  • Увидел грача – весну встречай.
  • Вода с гор потекла – весну принес- ла и др.

Вопросы:

  • как можно назвать весну"
  • как можно назвать весну? (радост- ная звонкая)
  • еще какая бывает весна? (затяжная)

Набор  сюжетных  карти- нок «Времена года» (солнце, сосульки, река, птицы, ветка с почками, трава. Венок Весны для ведущего Листы бумаги, цветные карандаши, шаблоны по количеству детей.

Музыкальный центр, аудиозапись музыки и песен о весне, зву- ки ручейка и пение птиц,        световое оформление.

Азбука

безопасно- сти "Пра- вила пове- дения в ве- сеннее

время го- да"

- каким цветом можно нарисовать

весну? Рисование «Наряд для Вес- ны»

Апрель

1 неделя

«О диких и до- машних живот- ных»

Цель: закрепить знания детей об особенностях внешнего вида животных, об

особенностях их жизни. Развивать умение сравни-

вать объекты природы.

Познаватель- ная совмест- ная деятель- ность

Сказочный гость Буратино. Прихо- дит Буратино и говорит:

-Ребята! Я сегодня в лесу был и там зверей фотографировал. И, пред- ставляете, собачку увидел. Вот по- смотрите на фотографию (слайд - лиса)

Вопросы:

-ребята, разве это собака? Кто это? Поисковая деятельность

Беседа:

-Ребята, давайте расскажем какая разница между собакой и лисой. (сравнение)

Физкультминутка с Буратино. Буратино потянулся,

Раз - нагнулся,

Игра «Отгадай животное по описа- нию».

Игра "Фотоохота" (узнай животное по его части тела)

По желанию дети рисуют или лепят

ПК, листы бумаги, карандаши, пластилин, игрушка лисы и со- баки.

Компьютер для про- смотра презентации, слайдов.

Театрали- зованная деятель- ность.

Наф-Наф и волчок

рассказы- вают де- тям, как

вести себя в лесу, чтобы не

причинить вреда его обитате- лям.

из пластилина собаку или лисицу.

2 неделя

«Космос, все- ленная»

Цель: пробуж- дать интерес к

познанию космо- са, умение делать выводы по ре- зультатам экспе- римента. С по-

Эксперимен- тально - по- знавательная деятельность

Стихотворение

Дети: Я здороваюсь везде, дома и на улице,

Даже здравствуй, говорю я сосед- ской курице

Здравствуй солнце золотое, здрав- ствуй небо голубое

Здравствуй вольный ветерок Здравствуй маленький дубок

Портрет Юрия Гагарина, изоб- ражение собак Белки и Стрел- ки. Материалы для опытов.

Шарики «метеориты», ободки с изображением земли и луны. Макет луны, ночник солнца, глобус

Музыкальный центр, записи песен о кос- мосе, проектор, ПК презентация «Косми- ческие загадки»

Выставка детских рисунков "Космиче- ские при- шельцы"

Космодром из лего- конструк-

мощью экспери- мента устано- вить, что удер- живает планеты на орбите.

Здравствуй утро, здравствуй день Нам здороваться не лень.

Вопрос:

  • что в стихотворение золотое? Солнце
  • где живет солнце? люди давно смотрят в небо и видят разное.

Беседа: днём мы видим – солнце и тучи, а ночью звёзды и луну. А как еще можно назвать место, где живут солнце, луна и звезды?

Опыт «Ракета из воздушного шари- ка».

Показ портрета Юрия Гагарина

Беседа о космонавтах. На столе гло- бус, рядом ночник «Солнце». Шар желтый и макет земли. Дети рас- сматривают луну, кратеры.

Загадки про космос

тора.

3 неделя

«Природа и че- ловек»

Цель: воспиты-

вать у детей при- родоохранное

поведение. Какие действия челове- ка вредят приро- де и как природа страдает..

Викторина

Звучит музыка, дети собираются в круг. Говорят хором приветствие держась за руки.

Дети садятся на ковёр.

В соответствии с изображением на карточке, делятся на 2 команды (название, девиз) Детям показыва- ются плакаты с запрещающими зна- ками "Что нельзя делать в лесу")

Работа с карточками

-Нельзя шуметь, бегать в лесу.

  • Надо беречь муравейники, потому что муравьи – санитары леса.
  • Не стоит подходить близко к гнёз- дам птиц.
  • Нельзя обрывать в лесу паутину и

Картинки с изображением жи- вотных, деревьев, медали, эм- блемы командам, мяч, песоч- ные часы.

Аудиоза-

пись «Звуки природы», «Голос а птиц»;

природоохранительные знаки; эмблемы с изображением сол- нышка и радуги; фишка для подсчета баллов, зарисовки следов животных, плакат «Что нельзя делать лесу», картинки перелётных и зимующих птиц, природоохранительные

знаки, картинки для коллажа.

Музыкальный зал. мультимедийное

оснащений. проек- тор, слайды – вопро- сы. Информацион- ные технологии.

Брейн-ринг "Мы знаем и любим природу" Цель: За- крепить знания де- тей о явле- ниях, про- исходящих в жизни

растений, животных весной.

Точно и кратко вы-

убивать пауков.

  • В лесу нужно ходить по тропин- кам, чтобы не втаптывать траву в почву, нельзя рвать цветы, ловить бабочек, стрекоз и других насеко- мых.
  • Нельзя ловить животных и птиц и уносить их домой.
  • Нельзя разжигать костёр. Вопросы командам

Задание на смекалку из предложен- ных материалов сделать гнездо "Из чего птицы строят гнезда"

Материал для постройки гнез- да.

ражать свои мыс- ли.

4 недели

«Труд человека весной»

Цель: дать детям представление о характерных признаках весны в живой и нежи- вой природе.

Познаватель- ный сеанс, ОД

Сказочный гость кукла Весна Музыкальный хоровод «Что весна ты принесла», «Ну, Весна, как дела?» Народные приметы и пословицы "Когда наступает весна"

  • Увидел грача – весну встречай.
  • Вода с гор потекла – весну принес- ла и др.

Вопросы:

  • как можно назвать весну"
  • как можно назвать весну? (радост- ная звонкая)
  • еще, какая бывает весна? (затяж- ная)
  • каким цветом можно нарисовать весну?

Рисование «Наряд для Весны»

Набор  сюжетных  карти- нок «Времена года» (солнце, сосульки, река, птицы, ветка с почками, трава. Венок Весны для ведущего Листы бумаги, цветные карандаши, шаблоны по количеству детей.

Музыкальный центр, аудиозапись музыки и песен о весне, зву- ки ручейка и пение птиц,        световое оформление.

Азбука

безопасно- сти "Пра- вила пове- дения в ве- сеннее

время го- да"

Май

1 неделя

«Первоцветы» Цель: закреп- лять представлен ие детей о пер-

воцветах

НОД,        заня- тие-

путешествие.

Дети стоят в кругу, читают стихо- творение о весне:

Снег теперь уже не тот – Потемнел он в поле.

Беседа «Какие приметы весны в

Лист ватмана с изображением лесной поляны, фото цветов: первоцветов. Аудиозапись Чайковского  «Вальс  цветов»,

мяч,  веточка  вербы,  фишки,

Аудиозапись,        деко- рации леса.

Конкурс детских

рисунков и поделок

"Подснеж-

Воспитывать бе- режное отноше- ние к природе.

стихотворении?».

А что ещё, кроме молодых листоч- ков украсит лес? (цветы)

Когда появляются первые цветы в лесу?

1 остановка «Волшебная»

Загадка: Из - под снега расцветает, Раньше всех весну встречает (Под- снежник)

2 остановка «Солнечная» «Мать-и- мачеха».

3 остановка «Музыкальная»:

«Вальс цветов» Чайковского, дети танцуют под музыку. 4 остановка

«Жёлтая полянка»

Золотой и молодой за неделю стал седой,

Спрячу – ка в карманчик бывший одуванчик.

Игра: "Кто больше назовет весенних цветов".

копилка. Ободки весенних цве- тов.

ники"

Экологиче- ская вик- торина "Многооб- разие рас- тительного царства"

Узнать

цветок, из чего кашу варят, чьи в    лесу

шишки.

2 неделя

«Природа- наш учитель».

Цель: воспиты- вать у детей при- родоохранное

поведение. Какие действия челове- ка вредят приро- де и как природа страдает..

Викторина

Звучит музыка, дети собираются в круг. Говорят хором приветствие держась за руки.

Дети садятся на ковёр.

В соответствии с изображением на карточке, делятся на 2 команды (название, девиз) Детям показыва- ются плакаты с запрещающими зна- ками "Что нельзя делать в лесу")

Работа с карточками

Нельзя шуметь, бегать в лесу.

  • Надо беречь муравейники, потому что муравьи – санитары леса.
  • Не стоит подходить близко к гнёз-

Картинки с изображением жи- вотных, деревьев, медали, эм- блемы командам, мяч, песоч- ные часы.

Аудиоза-

пись «Звуки природы», «Голос а

птиц»; природоохранительные знаки; эмблемы с изображени- ем солнышка и радуги; фишка для подсчета баллов, зарисовки следов животных, плакат «Что

нельзя делать лесу», картинки перелётных        и        зимующих

Музыкальный зал. мультимедийное

оснащений. проек- тор, слайды – вопро- сы. Информацион- ные технологии.

Брейн-ринг "Мы знаем и любим природу"

Цель:        За- крепить знания де- тей о явле- ниях, про- исходящих в        жизни растений, животных

весной.

дам птиц.

  • Нельзя обрывать в лесу паутину и убивать пауков.
  • В лесу нужно ходить по тропин- кам, чтобы не втаптывать траву в почву, нельзя рвать цветы, ловить бабочек, стрекоз и других насеко- мых.
  • Нельзя ловить животных и птиц и уносить их домой.
  • Нельзя разжигать костёр. Вопросы командам

Задание на смекалку из предложен- ных материалов сделать гнездо "Из чего птицы строят гнезда"

птиц, природоохранительные знаки, картинки для коллажа. Материал для постройки гнез- да.

Точно                и кратко вы- ражать свои        мыс- ли.

3 неделя

«Экологическая безопасность и как нужно вести себя в природе» Цель: формиро- вание целостного восприятия

окружающего мира.

Если ты человек – веди себя по- человечески

ОД по эколо- гии

Внесение картины с изображением природы Вопросы:

  • поговорим о природе
  • что такое природа?

Природа – это то, что нас окружает: солнце, цветы, деревья, растение, животные.

Беседа. В нашей группе много пыли и поэтому воздух не чистый.

А для того, чтобы он стал чистым нужно комнату проветривать, делать влажную уборку.

  • А как вы думаете, кто еще загряз- няет воздух?

Заводы, выпускают вредные и ядо- витые газы. Машины загрязняют воздух выхлопными газами.

  • растениям и животным, и человеку, зачем нужен чистый воздух?
  • а чем опасен загрязненный воздух?

Сюжетная картинка с изобра- жением природы, 2 графина с чистой водой, один с загряз- ненной, картинки с водными обитателями: рыбы, лягушки, раки,   пауки.   Мультфильм.

«Почему обиделась Земля»

Телевизор, декора- ции, глобус, музы- кальный центр.

Прогулка "Экологи- ческая тропа"

Проблем- ные ситуа- ции:

  • что слу- чится, если все деревья исчезнут?
  • каким об- разом свя- заны меж- ду собой

деревья и птицы, де- ревья и че- ловек?

  • какую

- а где самый чистый воздух? (в лесу, на море)

Физкультминутка:

К речке быстрой мы спусти- лись (дети идут по кругу)

Наклонились и умы-

лись (выполняют движения)

Раз, два, три, четыре –

Вот как славно освежились.

Опыт: 2 графина с чистой роднико- вой водой и кипяченой водой Вопро- сы

  1. Что будет с нами, если не будет воды? почему?
  2. Зачем человеку нужна вода?
  3. Почему нельзя пить воду из рек и озер?
  4. Что нужно делать, чтобы воздух стал чистым?
  5. Как сохранить воду чистой? Игра: "Что угрожает сказочным ге- роям"

Игра: "Чему учит нас природа"

пользу приносят деревья, растущие на терри- тории нашего

детского сада?

4 неделя

«Праздник сказки»

Цель: через ма- лые формы фольклора вы- звать у детей чувство радости, восхищения,

воспитывать чув- ство доброго и

бережного отно- шения ко всему

Итоговая по- знавательная экологиче- ская деятель- ность

Гостя на празднике Сказочница. Звучит песня В. Шаинского на стихи М. Матусовского “Вместе весело шагать”. Конкурс на знание сказок о природе.

Эстафета “Продолжи песню!” Игра

«Кто спрятался под маской»

Встают масках в круг и, под мело- дию песни “Дружба начинается с улыбки”, поздравляют.

Карты-схемы

«Напоминающих знаков», кас- сета с записью, медали, кар- точки.

Иллюстрации сказок, маски сказочных героев по количе- ству детей.

Музыкальный зал. мультимедийное

оснащений. проек- тор, слайды, фотома- териалы

Игры                        на режиссер- ском        ков- рике "Сказки на новый лад" Учить                са- мостоя- тельно

разыгры-

вать скаку. Конкурс на

живому и близ- кому.

оригиналь- ную        по-

делку        из природно- го матери- ала.

Диагностика

Определить уровень

сформированности первичного эко- логического сознания и экологиче- ски ответственного поведения.

Наблюдение. Опрос.

Диагностические задания.

Диагностические таблицы,

опросные листы.

Виктори- ны,        кон-

курсы, вы- ставки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников (старшая группа).

Перспективный план работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников....

Квест – походы как средство экологического воспитания дошкольников старшего возраста

Методические  рекомендации по организации походов в форме квеста со старшими дошкольниками в рамках экологического восптания детей....

План работы по экологическому воспитанию дошкольников старшего возраста

План работы по экологическому воспитанию поможет воспитателям организовать непосредственно образовательную деятельность по формированию у дошкольников экологических представлений. Научит понимать...

Экологическое воспитание дошкольников старшего возраста

Экологическое воспитание дошкольников старшего возраста...

Картотека игр по экологическому воспитанию дошкольников старшего возраста.

Картотека экологических игр для родителей "Поиграй со мною мама"...