Конспект ООД по ознакомление с окружающим миром в старшей группе Тема: «Неделя детской книжки»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Самар Наталья Анатольевна

Цель: Систематизировать и пополнять знания детей о книгах.

Задачи: Сформировать у детей понимание, что книга- основной источник знаний, закреплять умение общения с книгой, воспитывать любовь к книге. Расширять словарный запас. Развивать мыслительные процессы. Воспитывать желания и потребности читать книги, бережного отношения к книге. выявить знание детских сказок через различные виды игр;

  • закрепить знания детей о героях сказок;
  • развивать логическое мышление, смекалку;
  • воспитывать желание к постоянному общению с книгой и бережному отношению к ней;
  • обогатить словарный запас, расширить кругозор;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_po_oznakomlenie_s_okruzhayushchim_mirom.docx27.6 КБ

Предварительный просмотр:

 

Конспект ООД по ознакомление с окружающим миром в старшей группе  

Тема: «Неделя детской книжки»

Цель: Систематизировать и пополнять знания детей о книгах.

Задачи: Сформировать у детей понимание, что книга- основной источник знаний, закреплять умение общения с книгой, воспитывать любовь к книге. Расширять словарный запас. Развивать мыслительные процессы. Воспитывать желания и потребности читать книги, бережного отношения к книге. выявить знание детских сказок через различные виды игр;

  • закрепить знания детей о героях сказок;
  • развивать логическое мышление, смекалку;
  • воспитывать желание к постоянному общению с книгой и бережному отношению к ней;
  • обогатить словарный запас, расширить кругозор;

ХОД:

Воспитатель: длятся только день единый именины у людей,

А у книжки именины целых семь веселых дней!

Именины! Именины!

У володи? Шуры? Нины?

У девчонок? У мальчишек?

Нет! У наших детских книжек!

День весенний голубой!

Март спешит к апрелю

И приводит за собой

Книжкину неделю.

Эта книжкина неделя

Пролетит по всей стране.

Как предвестие Апреля,

Как приветствие Весне!

НЕМНОГО ИЗ ИСТОРИИ…

Воспитатель: неделя детской книги отмечается в нашей стране более полувека. С 26 марта 1943 года. Немалый срок, если призадуматься! История этого праздника уходит в военный сорок третий, когда под сводами Колонного зала Дома Союзов звенели ребячьи голоса. Это московская детвора собралась на встречу со своими любимыми писателями, некоторые из которых приехали прямо с фронта. Шла война, не хватало еды, в домах было холодно – а в Колонном зале дети слушали выступления любимых писателей и поэтов: Самуила Яковлевича Маршака, Сергея Владимировича Михалкова, Агнии Львовны Барто, Михаила Михайловича Пришвина, Льва Абрамовича Кассиля, Корнея Ивановича Чуковского  

Воспитатель: сегодня вы принесли из дома ваши любимые сказки, назовите их (вместе с детьми рассматривает обложки книг сказок). В сказках рассказывается о приключениях людей и животных. Кто главные герои в сказке? Волшебные эти сказки или нет?

Мы читаем книги вместе

С папой каждый выходной

У меня картинок 200

А у папы ни одной.

У меня слоны, жирафы

Звери все до одного

И бизоны и удавы,

А у папы никого.

У меня в пустыне дикой

Нарисован львиный след.

Папу жаль. Ну что за книга?

Если в ней картинок нет?

С самого раннего детства мы слышим сказки. Их нам читает мама, когда укладывает спать, рассказывает бабушка тихими зимними вечерами. Мы слушаем сказки в детском саду, встречаемся с ними и в школе. Сказки сопровождают нас всю жизнь. Их любят не только дети, но и взрослые. Слушая и читая сказку, мы попадаем в волшебный мир, где происходят чудеса, где добро всегда побеждает зло.

Воспитатель: и сегодня я предлагаю вам принять участие в викторине «Наши любимые книжки», где мы с вами вспомним сказки и сказочных героев, поиграем в игры, узнаем много нового и интересного, отдохнём вместе со сказкой. Итак, по правую сторону от меня играет команда «Находчивые», а по левую сторону команда «Сообразительные». За каждый правильный ответ команда получает жетон. В конце нашей викторины жюри подведёт итоги.

Воспитатель: давайте сядем удобно и полетим в волшебную страну сказок.

«На ковёр мы сели, В сказку полетели»  

Воспитатель: ну вот, ребята, мы с вами и оказались в сказке  

Почти во всех сказках обязательно есть три части – начало, середина, конец. Вспомните, как обычно начинаются сказки? («Жили – были…», «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…»)

Воспитатель: такое начало - зачин сказки - служит для того, чтобы помочь слушателям перенестись в сказочный мир, назвать место и время действия сказки, либо ее героев.

- Какими словами обычно заканчиваются сказки? («И я там был, мед – пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»)

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: такие слова принято называть концовкой. Когда – то, очень давно, существовала профессия сказочника, за свой труд сказочник получал вознаграждение. В концовке сказочник давал понять слушателям, что он хочет получить за свой труд: «Вот вам сказка, а мне кринка масла». Теперь концовка просто подводит итог сказки и завершает ее действие. У разных сказок может быть одна и та же концовка: «Стали жить – поживать и добра наживать».

Воспитатель: а каких писателей-сказочников знаете вы?   (Александр Сергеевич Пушкин, Ганс Христиан Андерсон, Шарль Перо)

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: как много чудесных сказок вы принесли сегодня! Что бы каждый из вас мог еще не раз прочитать эти книги вместе со мной или с родителями, нужно бережно обращаться с ними и хранить в специально отведённом месте. Как называется это место в нашей группе?

Дети: книжный уголок.

Воспитатель: Я всё знаю, всех учу,                                            

А сама всегда молчу.                                           

Чтоб со мною подружиться,                              

Нужно грамоте учиться.

Дети: книга.    

Воспитатель: посмотрите, сколько ярких, интересных, познавательных книг находиться на нашей выставке, предлагаю вам пройти к ней (дети рассматривают книги и иллюстрации в книгах)

Воспитатель: Ребята, вы любите читать книжки?  А много ли вы знаете сказок? Я сейчас проверю, какая команда знает больше сказок. Итак, я объявляю сказочную викторину.

ИГРА: «Дополни имя».

У некоторых сказочных героев двойные имена. Я буду называть первую часть имени, а вы называйте вторую. Посмотрим, кто из вас помнит больше имен сказочных героев.

Барон (Мюнхгаузен), Старуха (Шапокляк), Винни (Пух), Соловей (Разбойник), Дед (Мороз), Старик (Хоттабыч), Доктор (Айболит), Сестрица (Аленушка), Домовенок (Кузя), Финист (Ясный Сокол), Дядя (Степа, Федор), Черепаха (Тортила), Елена (Прекрасная), Красная (Шапочка), Железный (Дровосек), Иванушка (Дурачок), Змей (Горыныч),  Крошечка (Хаврошечка), Иван (Царевич), Кощей (Бессмертный), Кот (Леопольд, Матроскин), Крокодил (Гена), Муха (Цокотуха), Папа (Карло), Почтальон  (Печкин), Илья (Муромец), Василиса (Премудрая), Конек (Горбунок), Баба (Яга).

ИГРА: Какие вы знаете сказки с героями - маленькими человечками?
(«Дюймовочка» и «Оле-Лукойе» Г.-Х. Андерсена; «Путешествие Нильса с дикими гусями» С. Лагерлеф; «Мальчик с пальчик» бр. Гримм; «Муфта, Полботинка и Моховая борода» Э. Рауд; «Необыкновенные приключения Карлика и Вали» Я. Лари; «Гулливер в стране лилипутов» Д. Свифта; «Приключения Незнайки и его друзей» Н. Носова; «Добывайки» А. Нортон; «Хоббит или туда и обратно» Р. Толкиена).

ИГРА: Какие вы знаете волшебные заклинания?
(«Крекс-фекс-пекс», «По щучьему велению, по моему хотению»,
«Лети, лети, лепесток...», «Мутабор», «Сим-сим, открой дверь», «Снип-снап-снурре...», «Сусака-мусака, пикапу-трикапу, скорики-морики, лорики-йорики»);

Воспитатель: ребята, посмотрите, что это у меня в руках?

Дети: волшебный мешочек.

Воспитатель: я предлагаю вам по очереди доставать из волшебного мешочка предметы и называть, из какой они сказки.

ИГРА: «Волшебный мешочек».

(Дети достают из мешка предметы и называют из какой сказки и кому они принадлежат)

  • Горшочек мёда
  • Банка варенья
  • Горшочек масла
  • Горошина
  • Золотой ключик
  • Клубок ниток
  • Хрустальная туфелька
  • Стрела
  • Красная шапочка
  • Аленький цветочек
  • Яйцо
  • Зеркало
  • Денежка
  • Спички
  • Чемоданчик доктора Айболита

ФИЗМИНУТКА

В тёмном лесу есть избушка (шагаем)

Стоит задом наперёд (поворот)

В той избушке есть старушка (грозим пальцем)

Бабушка – Яга живёт (грозим пальцем другой руки)

Нос крючком (показываем)

Глаза большие (показываем)

Словно угольки горят (качаем головой)

Ух, сердитая какая (бежим на месте)

Дыбом волосы стоят (поднимаем руки вверх)

Воспитатель: загадаю вам, ребятки,

                      Очень трудные загадки.

           Отгадаешь, не зевай,

      Всей командой отвечай!

Игра «Доскажи словечко».

Многим долго неизвестный,                      

Стал он каждому дружком.                    

Всем по сказке интересной                     

Мальчик-луковка знаком.                       

Очень просто, хоть и длинно,

Он зовётся…(Чиполлино).

Всех он любит неизменно,                Уймись, уймись, колдунья злая,

Кто б к нему ни приходил.                  Себя надеждами не тешь-ка,

Догадались? Это Гена,                        В лесу семь гномов повстречала –

Это Гена… (Крокодил).                        Спасётся наша… (Белоснежка).

 

Всех на свете он добрей,                   Враг людей и враг зверей.

Лечит он больных зверей,               Злой разбойник…(Бармалей).

И однажды бегемота                       Любит мёд, друзей встречает

Вытащил он из болота.                     И ворчалки сочиняет.

Он известен, знаменит,                 А ещё пыхтелки, кричалки, сопелки…Ух!

Это доктор… (Айболит).                Забавный медвежонок… (Винни-Пух).

 

У отца был мальчик странный,            Она легко, как по канату,

Симпатичный, деревянный,                Пройдёт по тоненькой верёвочке.

И любил папаша сына –                     Она жила в цветке когда-то.

Шалунишку… (Буратино).                   Ну, а зовут её… (Дюймовочка).

 

И на мачеху стирала,

И горох перебирала

По ночам при свечке.

А спала у печки.

Хороша, как солнышко.

Кто же это? (Золушка)

 

Воспитатель: вот ещё одна игра,

Вам понравится она.

Я вопрос хочу задать.

Ваше дело – отвечать.

Конкурс «Назови сказку и героя сказки».

Кто работать не хотел,                    Зимним утром баба с дедом

А играл и песни пел?                      Внучку сделали из снега.

К братцу третьему потом               Но не знала крошка эта,

Прибежали в новый дом.              Что беда грозит ей летом.

От волка хитрого спаслись,            (Снегурочка из сказки «Снегурочка»)

Но долго хвостики тряслись.

Сказка известна любому ребёнку

И называется… («Три поросёнка», Нуф-Нуф, Наф-Наф, Ниф-Ниф)

  

Девочка по лесу шла                Буратино приютила

И на домик набрела.                И лечила, и учила,

Видит, что хозяев нет.            Когда ж он стал озорничать,

На столе стоит обед.              Пришлось его ей наказать.

Из трёх чашек похлебала,       (Мальвина из сказки «Золотой ключик)

В  трёх постелях полежала.      

(Маша из сказки «Три медведя»).

Строго приказала капризная принцесса

Принести зимой цветы из леса.

Кто же зимой смог собрать те цветы?

Я помню ту девочку! Помнишь ли ты?

(Падчерица из сказки « Двенадцать месяцев»)

 

Появилась из цветочка,                                  Уговаривала братца

Всего дюйм была росточком.                           Старшая сестрица:

На ней хотел жениться Крот,                         «Ты из лужицы не пей

Но Ласточка взяла в полёт.                           Мутную водицу».

И девочку она спасла                                   Не послушался мальчонка –

От старого мрачного Крота.                        Превратился он в козлёнка.

(Дюймовочка из сказки «Дюймовочка»)     (Алёнушка из сказки «Сестрица Алёнушка и                                                                     братец Иванушка»)

 

Воспитатель: наша викторина продолжается, и теперь объявляется блицтурнир.

Блицтурнир. (Быстрый вопрос – быстрый ответ.)

•  Жилище Бабы-Яги.

•  Кто из обитателей болот стал женой Ивана-царевича?

•  Аппарат, на котором Баба-Яга совершает полёт.

•  Что потеряла Золушка?

•  Какие цветы собирала Падчерица в сказке «Двенадцать месяцев»?

•  Весёлый человечек-луковка.

•  Герой сказки, путешествующий на печи.

•  Кто смастерил Буратино?

•  Кем стал гадкий утёнок?

•  Почтальон из деревни Простоквашино.

•  Крокодил, друг Чебурашки.

•  Черепаха, подарившая Буратино Золотой ключик.

•  Чем ловил рыбу Волк из сказки «Лисичка-сестричка и Серый Волк»?

•  В какой сказке Людоед превращается в мышку, и кот съедает её?

•  Кого вылепили старик со старухой из снега?

Воспитатель: а теперь мы вспомним русские народные сказки и не только …

Русские народные сказки

1. Домашняя птица, которая снесла золотое яичко. (Курочка ряба)

2. Какой овощ пытались вытащить из земли несколько поколений людей и животные? (Репку)

3. Как звали в сказке очень маленького мальчика. (Мальчик с пальчик)

4. Сказка про Ивана-царевича, Василису Премудрую, лягушку и других героев. (Царевна-лягушка)

5. Как звали трех богатырей из сказок и былин? (Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич)

6. Вредный шарик, укатившийся и убежавший от всех. (Колобок)

7. Сказка, в которой трёх косолапых. (Три медведя)

8. Лентяй, любящий спать на печи. (Емеля)

9. Сказка о сером хищнике и семи детках мамы-козы. (Волк и семеро козлят)

10. Домик, в котором ютилось много разных животных. (Теремок)

Зарубежные сказки 

1. Мяукающее животное в обуви из сказки. (Кот в сапогах)

2. Сказка – Аленький … ? (Аленький цветочек)

3. Бедная и трудолюбивая девушка, ставшая впоследствии принцессой. (Золушка)

4. Маленькая девочка, которая жила в цветочке. (Дюймовочка)

5. Трубадур и компания животных-музыкантов. (Бременские музыканты)

6. Деревяный человечек с длинным носом. (Буратино)

7. Сказочная героиня, подруга Буратино. (Мальвина)

8. Сказка о солдатике. (Стойкий оловянный солдатик)

9. Изнеженная принцесса, любившая очень мягкую и пышную перину. (Принцесса на горошине)

10.  Приключения девочки в необычной стране. (Алиса в стране чудес)

Воспитатель: а теперь, ребята, вам предстоит показать свою смекалку, сообразительность и знание сказок.

ЗАГАДКИ:

Это сказочный, летучий,                       Слово – сказочный герой,
Огнедышащий, могучий                       Чаще – добрый, реже – злой,
(Часто – многоглавый) змей.               Маг, колдун и чародей.
Назови его скорей!                               Назови его скорей.   (Волшебник.)
(Дракон.)

Кто знает город Изумрудный,                 Он одежду мирно шил,
Тем мне помочь не будет трудно.           Но отважно говорил:
Читал я: в нём волшебник был,             «Силачом слыву недаром,
А звали как его – забыл!                         Семерых – одним ударом!»
(Гудвин.)                                                   (Храбрый Портняжка.)

Знайте, этого плутишку                           Хоть он стоек был и смел,
Никому не обхитрить:                              Но в огне не уцелел.
Людоеда, словно мышку,                        Младший сын столовой ложки,
Умудрился проглотить!                           Он стоял на крепкой ножке.
И шпоры звенят у него на ногах,            Не железный, не стеклянный,
Скажите мне, кто это?...                           Был солдатик...     (Оловянный.)
(Кот в сапогах.)

В шапочке я красной,                              В детстве все над ним смеялись,
Пирожки в корзинке.                                Оттолкнуть его старались:
Вот шагаю к бабушке                                Ведь никто не знал, что он
По лесной тропинке.                                 Белым лебедем рождён.
Если встречу Волка,
Я не зареву,                                                (Гадкий утёнок.)
Я тогда охотников
Громко позову.
(Красная Шапочка.)

Предупредить я вас должна:                        Чтоб друга верного спасти,
Я так хрупка, я так нежна,                            Её полстраны пришлось пройти:
Что через тысячу перин                               От разбойников бежать,
Горошину одну                                              В снежной буре замерзать,
Я буду чувствовать всю ночь                       Через льды перебираться,
И так и не засну!                                            С королевою сражаться.
(Принцесса на горошине.)                            (Герда.)

Появилась девочка
В чашечке цветка.                                      Смышленость этого мальчишки
И была та девочка                                     Спасла его и шесть братишек,
Чуть больше ноготка.                                Хоть ростом мал он да удал,
В ореховой скорлупке                               Так кто из вас о нём читал?
Девочка спала.                                            (Мальчик-с-пальчик.)
Вот такая девочка,
Как она мила!
(Дюймовочка.)

Воспитатель: вот и подошла к концу наша викторина, жюри подвела итоги и в нашей игре победила дружба. Я хочу подарить вам настольную игру по сказке «Снежная королева» и предлагаю, взявшись за руки подарить друг другу улыбку, частичку тепла и хорошего настроения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе, тема "Виды транспорта"

Задачи:Познакомить детей с возникновением различных видов транспорта. Закрепить знания о профессии водителя, о необходимости соблюдения правил дорожного движения. Упражнять в умении классифицировать...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: «Животные и их детёныши».

Целью занятия является: закрепление знаний детей о диких и домашних животных и птицах, их детенышах....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: "НАСЕКОМЫЕ ОСЕНЬЮ"

Целью занятия является: развитие представлений детей о насекомых как живых существах, живущих на земле, которые могут ползать, летать в воздухе, и имеющих типичное строение; активировать познавательны...

План-конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: "Путешествие по историческим местам Республики Татарстан".

- ознакомление с историческими местами РТ;- приобщать детей к духовным традициям и культуре татарского народа;- обогащать и активизировать словарный запас;- развивать интерес к изучению родного края;-...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Тема: «В мире профессий»

Цель: Вызвать у детей интерес к окружающему миру; расширять знания и представления о профессиях.Задачи:Образовательные:Формировать у детей представление о разных профессиях, показать значимость к...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Тема: «В мире профессий»

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группеКонспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Тема: «В мире профессий»

Цель: Вызвать у детей интерес к окружающему миру; расширять знания и представления о профессиях....