«Особенности взаимодействия с родителями в познавательно- исследовательской деятельности с дошкольниками».
статья по окружающему миру (подготовительная группа)
В настоящее время по-прежнему остается актуальной проблема взаимодействия педагогов ДОУ с родителями. Она предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; направлено на повышение педагогической культуры родителей, т. е овладение ими знаниями педагогическими умениями и навыками. Развитие умственных способностей ребенка является одной из основных задач в подготовке детей к школе. Одной из составляющих умственного развития дошкольника является развитие познавательно-исследовательской деятельности. Познавательно-исследовательская деятельность - это способность к преобразованию. Роль взрослых в развитии способности к преобразованию заключается в организации наблюдений за объектами окружающей действительности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №16 «Радуга» г. Петровск Саратовская область
Выступление на педагогическом совете на тему:
«Особенности взаимодействия с родителями в познавательно-
исследовательской деятельности с дошкольниками».
Подготовила: воспитатель Артемьева Л.Е.
Петровск 2025г.
Детство - это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности, опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни-родители. Благодаря их заботе, любви, эмоциональной поддержке ребенок растет и развивается к миру и окружающим его людям.
На определенном этапе жизненного пути ребенок поступает в детский сад. Теперь его окружают новые люди, взрослые и дети, которых он раньше не знал, которые составляют иную общность, чем его семья.
Если родители и воспитатель объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту эмоциональный комфорт, интересную содержательную жизнь в детском саду и дома, а детский сад будет способствовать его развитию, умению общаться со сверстниками, поможет подготовиться к школе, то можно с уверенностью сказать, что произошедшие изменения в жизни ребенка пошли ему на благо. Но если с этого момента родители перестанут принимать активное участие в разрешение трудностей, с которыми встречается малыш, то в школе их ждут печальные последствия.
В настоящее время по-прежнему остается актуальной проблема взаимодействия педагогов ДОУ с родителями. Она предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; направлено на повышение педагогической культуры родителей, т. е овладение ими знаниями педагогическими умениями и навыками.
Развитие умственных способностей ребенка является одной из основных задач в подготовке детей к школе. Одной из составляющих умственного развития дошкольника является развитие познавательно-исследовательской деятельности.
Познавательно-исследовательская деятельность - это способность к преобразованию.
Роль взрослых в развитии способности к преобразованию
заключается в организации наблюдений за объектами окружающей действительности.
Исследования можно проводить с детьми в детском саду и дома, под наблюдением родителей.
Эффективность показателей деятельности дошкольников во многом зависит от четко продуманной системы сотрудничества с родителями.
Для того чтобы выяснить отношение родителей к поисково- исследовательской деятельности было проведено анкетирование.
Анализ полученных данных показал, что родителей интересует данная проблема, они положительно относятся к желанию детей заниматься экспериментированием, и понимают, что роль детского экспериментирования занимает в развитии ребенка важное место. Преобладающими условиями для совместного детско-родительского экспериментирования они считают оказание помощи, поддержки.
На основании проведенного анкетирования родителям была предложена консультация «Поисково -исследовательская деятельность дошкольников», цель которой информировать родителей, как в процессе опытной деятельности дошкольники учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Освоение этих знаний формирует у детей основы логического мышления, обеспечивают максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.
Подготовили для родителей наглядную информацию: картотеку опытов , которые можно провести с ребенком дома ,где раскрыли родителям важность игр с природным материалом для речевого развития , мелкой моторики, памяти, воображения.
Одним из направлений взаимодействия родителей в поисково - исследовательской деятельности стала организация предметно - развивающей среды. Была проведена беседа с родителями на тему: «Создание условий для поисково - исследовательской деятельности в детском саду». Родители с удовольствием откликнулись на нашу просьбу создать в группе мини-лабораторию. Благодаря помощи родителей уголок экспериментирования пополнился приборами - помощниками: лупами, компасом, магнитами, мерными стаканчиками и ложками, колбами. По нашей просьбе дети и родители собирали природный материал: кору деревьев, веточки, камешки, ракушки, шишки, перья, мох, листья, скорлупки орехов приносили для исследований кусочки ткани, поролон, мех , пробки, вату и тд.
Родители являются неотъемлемым звеном проекта. Любой проект включает в себя блок работы с семьей. Важно заинтересовать родителей в поддержке экспериментально-исследовательской деятельности и вызвать у них желание оказывать помощь детям и педагогам в реализации проекта.
В нашей группе успешно реализован проект «Сосны»
семья Магомедова Данияла.
Даниял совместно с мамой узнал историю возникновения памятника природы лесопарка «Сосны» и занял первое место в Региональном конкурсе «По страницам культурного дневника»
В преддверии 80 летия Победы был реализован проект «Танк Т-34» семья Гречкина Кирилла.
Кирилла заинтересовал танк -34 на Аллеи Славы. Они с мамой нашли информацию об этом танке: что такое танк, из каких частей состоит, для чего нужен и изготовили макет этого танка.
Проект «Река Медведица» семья Швецовой Алисы.
Алиса узнала и поделилась красивой историей возникновения реки Медведицы.
Откуда появилась поговорка «Дороже железного моста» нам рассказала Шелевер София, она вместе с мамой участвовала в проекте « Мосты города Петровска» .
Детско –родительский проект «Рябина красная»
Родители вместе с детьми подобрали народные рецепты из рябины.
В начале марта в группе прошел конкурс «Мисс Кис и Мистер Мяу». В нем приняли участие воспитанники, у которых дома есть пушистый питомец. Ребята вместе с родителями путем голосования выбрали победителей конкурса. Победителями стали: «Мистер Мяу» кот Василий –хозяин Тигран Е. и «Мисс Кис» кошка «Мята -хозяйка Алиса Ш . Никто не остался без внимания: приз "Зрительская симпатия" получила кошка Снежка- хозяйка Лада П., "Счастье есть" кошка Мурка- хозяин Даниял М., "Лапки-царапки" кошка Буся -хозяйка Вероника А. Конкурс очень полюбился детям, ведь без этих животных невозможно жить на земле. Они повышают настроение, вызывают положительные эмоции, спасают от одиночества.
Участие родителей в экспериментально - исследовательской деятельности – это важный способ гармонизации и всестороннего развития личности ребенка; педагогически целесообразного влияния на семейную среду; интеграции деятельности дошкольного учреждения и семьи по вопросам воспитания и развития детей.
Совместная деятельность сближает родителей, детей и педагогов, а воспитательно-образовательный процесс становится плодотворным и интересным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников"
Старший дошкольный возраст характерезуется развитием познавательной потребности ребенка. В этом возрасте преобладают вопросы: "Зачем?", "Почему?", "Как?". И сами дети пытаются найти ответы на эти вопр...

Использование технологии исследовательского обучения в развитии познавательно- исследовательской деятельности старших дошкольников
В ФГОС отмечено, что комплексное оснащение образовательного процесса строится на использовании образовательных технологий деятельностного типа. Суть технологий деятельностного типа заключаются как раз...

Консультация для родителей "Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников"
«Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников» ...
Рецензия на методическое пособие "Включение родителей в познавательно исследовательскую деятельность дошкольников" педагога Ямщиковой Валентины Евгеньевны
quot;Включение родителей в познавательно исследовательскую деятельность дошкольников"...

Консультация для родителей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников"
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Чтобы избежать развития у детей интеллектуальной пассивности необходимо развивать у дошк...

Консультация для родителей «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ». Исследова...

Консультация для родителей "Развитие познавательно - исследовательской деятельности у дошкольников в детском саду и дома"
Развитие познавательно - исследовательской деятельности у дошкольников в детском саду и дома....
