«Особенности взаимодействия с родителями в познавательно- исследовательской деятельности с дошкольниками».
статья по окружающему миру (подготовительная группа)

Артемьева Лариса  Евгеньевна

В настоящее время по-прежнему остается актуальной проблема взаимодействия педагогов ДОУ с родителями. Она предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; направлено на повышение педагогической культуры родителей, т. е овладение ими знаниями педагогическими умениями и навыками. Развитие умственных способностей ребенка является одной из основных задач в подготовке детей к школе. Одной из составляющих умственного развития дошкольника является развитие познавательно-исследовательской деятельности. Познавательно-исследовательская деятельность -  это способность к преобразованию. Роль взрослых в развитии способности к преобразованию заключается в организации наблюдений за объектами окружающей действительности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №16 «Радуга» г. Петровск Саратовская область

Выступление на педагогическом совете на тему:

«Особенности взаимодействия с родителями в познавательно-

исследовательской деятельности с дошкольниками».
 

                                                 

                                                      Подготовила: воспитатель Артемьева Л.Е.

Петровск 2025г.

Детство - это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности, опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни-родители. Благодаря их заботе, любви, эмоциональной поддержке ребенок растет и развивается к миру и окружающим его людям.

На определенном этапе жизненного пути ребенок поступает в детский сад. Теперь его окружают новые люди, взрослые и дети, которых он раньше не знал, которые составляют иную общность, чем его семья.

Если родители и воспитатель объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту эмоциональный комфорт, интересную содержательную жизнь в детском саду и дома, а детский сад будет способствовать его развитию, умению общаться со сверстниками, поможет подготовиться к школе, то можно с уверенностью сказать, что произошедшие изменения в жизни ребенка пошли ему на благо. Но если с этого момента родители перестанут принимать активное участие в разрешение трудностей, с которыми встречается малыш, то в школе их ждут печальные последствия.

В настоящее время по-прежнему остается актуальной проблема взаимодействия педагогов ДОУ с родителями. Она предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; направлено на повышение педагогической культуры родителей, т. е овладение ими знаниями педагогическими умениями и навыками.

Развитие умственных способностей ребенка является одной из основных задач в подготовке детей к школе. Одной из составляющих умственного развития дошкольника является развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Познавательно-исследовательская деятельность -  это способность к преобразованию.

Роль взрослых в развитии способности к преобразованию

заключается в организации наблюдений за объектами окружающей действительности.

Исследования можно проводить с детьми в детском саду и дома, под наблюдением родителей.

Эффективность  показателей деятельности дошкольников во многом зависит от четко продуманной системы сотрудничества с родителями.

 Для того чтобы выяснить   отношение родителей к поисково- исследовательской  деятельности   было проведено анкетирование.

 Анализ полученных данных  показал, что родителей интересует  данная проблема, они положительно относятся к желанию детей заниматься экспериментированием, и понимают, что роль детского экспериментирования занимает в развитии ребенка важное место. Преобладающими условиями для совместного  детско-родительского экспериментирования они считают  оказание помощи, поддержки.

На основании проведенного анкетирования родителям была  предложена консультация  «Поисково -исследовательская  деятельность дошкольников»,  цель которой информировать родителей, как в процессе опытной деятельности дошкольники учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Освоение этих знаний формирует у детей  основы логического мышления, обеспечивают максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.

 Подготовили   для родителей наглядную  информацию:   картотеку опытов , которые можно провести с ребенком дома ,где раскрыли родителям важность игр с природным материалом   для речевого развития , мелкой моторики, памяти, воображения.

Одним из направлений взаимодействия  родителей в поисково - исследовательской деятельности  стала организация  предметно - развивающей среды.  Была проведена беседа с родителями  на тему: «Создание условий для поисково - исследовательской деятельности в детском саду».  Родители с удовольствием откликнулись на нашу просьбу создать в группе мини-лабораторию. Благодаря помощи  родителей   уголок экспериментирования  пополнился приборами - помощниками:  лупами, компасом, магнитами,  мерными стаканчиками и ложками, колбами.  По нашей просьбе  дети и родители  собирали природный материал: кору деревьев, веточки, камешки, ракушки, шишки, перья, мох, листья,  скорлупки орехов  приносили   для  исследований  кусочки ткани, поролон,  мех , пробки, вату и тд.

Родители являются неотъемлемым звеном  проекта. Любой проект  включает в себя блок работы с семьей.  Важно заинтересовать родителей в поддержке экспериментально-исследовательской  деятельности и вызвать у них  желание  оказывать помощь детям и педагогам в реализации проекта.

В нашей группе  успешно реализован  проект   «Сосны»
семья Магомедова Данияла.

Даниял совместно с мамой узнал историю возникновения памятника природы лесопарка «Сосны» и занял первое место в Региональном конкурсе «По страницам культурного дневника»

В преддверии 80 летия Победы был реализован проект «Танк Т-34» семья Гречкина Кирилла.

Кирилла заинтересовал танк -34 на Аллеи Славы. Они с мамой нашли информацию об этом танке: что такое танк, из каких частей состоит, для чего нужен и изготовили макет этого танка.

Проект  «Река Медведица» семья Швецовой Алисы.

 Алиса  узнала и поделилась красивой историей возникновения реки Медведицы.

Откуда появилась поговорка «Дороже железного моста» нам рассказала Шелевер София, она вместе с мамой участвовала в проекте « Мосты города Петровска» .

Детско –родительский проект «Рябина красная»

Родители вместе с детьми подобрали народные рецепты  из рябины.

В начале марта в группе прошел конкурс «Мисс Кис и Мистер Мяу». В нем приняли участие воспитанники, у которых дома есть пушистый питомец. Ребята вместе с родителями путем голосования выбрали победителей конкурса. Победителями стали: «Мистер Мяу» кот Василий –хозяин  Тигран Е. и «Мисс Кис» кошка «Мята -хозяйка  Алиса Ш . Никто не остался без внимания: приз "Зрительская симпатия" получила кошка Снежка- хозяйка Лада П., "Счастье есть" кошка Мурка- хозяин Даниял М., "Лапки-царапки" кошка Буся -хозяйка Вероника А. Конкурс очень полюбился детям, ведь без этих животных невозможно жить на земле. Они повышают настроение, вызывают положительные эмоции, спасают от одиночества.

Участие родителей в  экспериментально - исследовательской деятельности – это важный способ гармонизации и всестороннего развития личности ребенка; педагогически целесообразного влияния на семейную среду; интеграции деятельности дошкольного учреждения и семьи по вопросам воспитания и  развития детей.

 Совместная деятельность сближает родителей, детей и педагогов, а воспитательно-образовательный процесс становится плодотворным и интересным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников"

Старший дошкольный возраст характерезуется развитием познавательной потребности ребенка. В этом возрасте преобладают вопросы: "Зачем?", "Почему?", "Как?". И сами дети пытаются найти ответы на эти вопр...

Использование технологии исследовательского обучения в развитии познавательно- исследовательской деятельности старших дошкольников

В ФГОС отмечено, что комплексное оснащение образовательного процесса строится на использовании образовательных технологий деятельностного типа. Суть технологий деятельностного типа заключаются как раз...

Консультация для родителей "Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников"

«Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников»                                ...

Консультация для родителей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников"

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Чтобы избежать развития у детей интеллектуальной пассивности необходимо развивать у дошк...

Консультация для родителей «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ». Исследова...

Консультация для родителей "Развитие познавательно - исследовательской деятельности у дошкольников в детском саду и дома"

Развитие познавательно - исследовательской деятельности у дошкольников в детском саду и дома....