Проект "Я - исследователь" тема: "Как ты прекрасен, северный олень!"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Исследовательский проект о среде обитания, питании и значении оленя в жизни народов Севера.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 145.99 КБ |
Предварительный просмотр:
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
ТЕМА: «Как ты прекрасен, северный олень ! ».
Выполнила: воспитанница старшей группы детского сада «Сказка»
Долгоног Вероника Сергеевна
Руководитель: Биккинина Руза Илхамовна
с. Газ- Сале
2022 г.
I. Введение.
Он в тундре живет с
Незапамятных пор,
И север представить
Нельзя без оленя.
Олень – это тундры
Пятнистый ковер… .
Ее вдохновение, ее откровение.
Л.В.Лапцуй
Мы живем на Крайнем Севере. Северный олень для народов Крайнего Севера является основным источником жизни, и наш проект «Как ты прекрасен, северный олень !» как нельзя ближе находится на пути к развитию представлений о родном крае у детей дошкольного возраста.
Нет, наверное, на свете более полезного домашнего животного, чем северный олень. Испокон веков он служил людям пищей, одеждой, транспортом, без оленя жизнь человека в суровом климате севера невозможна. Северный олень – это частичка природы северного края, основа жизни на вечной мерзлоте, это символ и гордость Ямала.
Проблема: Роль северного оленя в жизни людей, живущих на Ямале.
Цель работы: на основе подбора, систематизации и анализа данных разных источников обобщить полученную информацию об уникальных ресурсах выживаемости северного оленя.
Задачи работы:
- Подобрать материал по интересующей теме.
- Чтение литературных произведений о северном олене.
- Беседы с представителями коренных народов Севера, с сотрудниками краеведческого музея.
- Наблюдение за северным оленем в естественных условиях.
5. Обобщить собранную информацию в форме компьютерной презентации.
6. Подготовить и выпустить лэпбук, в котором в оригинальной форме разместить собранную информацию.
Объект исследования: северный олень.
Предмет исследования: особенности строения тела северного оленя; механизмы, защищающие его от переохлаждения и отрицательного воздействия других природных условий; приспособление к условиям обитания.
Методы работы:
1. Консультирование с сотрудником музея по вопросам обитания северного оленя в суровых условиях Крайнего Севера.
2. Посещение праздника оленеводов.
3. Экскурсия в краеведческий музей Тазовского района.
4. Изучение литературы по теме исследования.
5. Анализ собранного материала.
6. Структурирование работы.
7. Изготовление лэпбука.
Продукт: компьютерная презентация, лэпбук «Как ты прекрасен, северный олень!».
Практическое использование исследования заключается в возможности использования лэпбука воспитателями, детьми детского сада как на занятиях, так и в свободной деятельности.
II. Основная часть.
Подобрав литературу, мы прочитали произведения, рассмотрели и сравнили фотографии северного оленя с фотографиями других оленей. Обратили внимание, что особенности строения северного оленя отличаются от других видов оленей. Поиграли в традиционные игры, изготовили поделки и рисунки. Посетили краеведческий музей Тазовского района , где экскурсовод рассказал нам об особенностях строения северного оленя и приспособленности его к жизни в суровом климате..
Посетили праздник оленеводов на реке Таз. Увидели, как проходят соревнования: гонки на оленьих упряжках.
Побеседовали с представителями коренных народов. Нам рассказали, что оленю помогают выжить в суровых климатических условиях высокие термоизоляционные свойства волосяного и кожного покрова. Температура тела северного оленя не зависит от температуры окружающей среды. Провели эксперимент: на ладошку положила кусочек оленьего меха, полили водой, убрали мех, когда промокали салфеткой ладонь, то ладошка была сухая. Сделала вывод, что мех оленя непромокаемый. У оленьего меха трубчатый волос, который напоминает трубку. Если подуть в трубочку, то можно почувствовать, как трубка наполняется теплом. Внутри волоса находится воздух, он и греет животное. Вот почему оленю не страшен сильный мороз и студеный ветер, также мех, наполненный воздухом, отлично держит оленя на воде. Они прекрасно плавают.
Особенности строения копыта северного оленя значительно облегчают перемещение по болотистым и заснеженным местам. Рождение потомства у северных оленей происходит в наиболее благоприятные сроки, когда прекращаются сильные устойчивые морозы и до наступления жары и лета остается достаточно много времени, чтобы телята смогли окрепнуть. Новорожденного олененка мать досуха вылизывает, иначе, мокрый, он замерзнет или что-нибудь отморозит, и за это время (пока лижет) накрепко запоминает его запах. Собрав всю необходимую информацию, мы приступили к оформлению лэпбука, куда вошло: ненецкие сказки, игры, стихотворения, загадки, пословицы, поговорки..
III. Заключение.
В процессе проведенного творческого исследования мы создали лэпбук «Как ты прекрасен, северный олень!» и пришли к выводам: особенности строения тела и поведенческие особенности северного оленя свидетельствуют о его полной адаптации к условиям Крайнего Севера. Природа и ее творения совершенны.
IV. Список источников информации.
- Детские подвижные игры народов Севера. Сост. А.В. Кенеман., М., «Просвещение», 1989 г.
2. Дудников Н. Медвежьи забавы.: Пермь, издательство «Книжный мир», 2000 г.
3. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф. Родной край.:М., Просвещение, 1990 г.
4. Журавель Н. М. Краеведение Ямало – Ненецкого автономного округа., Новый Уренгой: ЗАО «Центр принт», 2003 г.
5. Истомин И. « Ненецкие сказки», Департамент по делам коренных малочисленных народов Севера ЯНАО, 2008 г.
6. Красная книга Ямало-Ненецкого Автономного округа: Животные, растения, грибы/Отв.ред. Л.Н.Добринский. Екатеринбург Изд-во Урал. Ун-та 1997. 240с.: ил.
7. Лапцуй Л.В. Едейко. Салехард, издательство «Красный Север», 2004 г.
8. Мой дом север. Сказки. Легенды.: « Европа – печать и издательство» ЕООД, София ТОО «Вилад» Москва. 2001 г.
9. Северные родники / Автор – составитель Л.В.Федорова. Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2001 г.
10. Серия: «Сказки Евражки». Для дошкольного возраста. Ненецкие сказки. Литературная обработка Меновщикова Г.А., Васильева В.И. Издательство «Малыш», 1991 г.
11. Фёдорова Л.В. Северные родники, Сыктывкар, 1995 г.
Харючи Г.П. «Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса»
12. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. Сост. Жуковская Р.Н. и Пеньковская Л.А.: М., «Просвещение», 1976 г.
13. Шесталов Ю. Сначала была сказка. Повесть, стихи, сказки, загадки, песни. Ленинград «Детская литература». 1985.
14. Шорыгина Т.А. «Беседы о русском Севере». Методические рекомендации М.: ТЦ Сфера, 2008 г.
15. Ядне Н. Н. «Я родом из тундры», Тюмень 1995 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Северный олень"
Знакомим детей с тундрой и ее обитателями...

Педагогический образовательный проект «Корабли тундры» - северные олени»
Одним из необходимых условий экологического воспитания является формирование у детей эмоционального отношения к миру природы. Желательно, чтобы они радовались, огорчались, удивлялись природным объекта...

Образовательный проект "Так вот ты какой, северный олень"
. Северный олень – это частичка природы северного края, основа жизни на территории края белых снегов, это символ и гордость Воркуты.. ....
Тематическая площадка «Этнолегоконструирование» выставка творческих проектов в номинации «Животные - помощники коренных народов Севера» Команда «Юные изобретатели». Название модели: «Северные олени» «Животные - помощники коренных народов Севера»
Изготовление животных севера с помощью конструктра "Кукуруктора"...

Познавательный, творческий проект "Жители тундры - северные олени"
Актуальность данного проекта мы видим в том, что он позволяет в специально организованных условиях воспитательно-образовательного процесса ДОУ, пробудить творческую инициативу и речевую ак...

Проект «Откуда к нам пришел Северный олень?»
ЦельИзучить особенности образа жизни одомашненного северного оленя и его значимость в жизни коренных народов Севера....

Проект с ребёнком "Уникальный мех северного оленя"
Цель: исследование приспособленности северного оленя для проживания в условиях Крайнего Севера за счет своего уникального меха. Задачи: -познакомиться...
