Проект "Я - исследователь" тема: "Как ты прекрасен, северный олень!"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Биккинина Руза Илхамовна

Исследовательский проект о среде обитания, питании и значении оленя в жизни народов Севера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ya-issledovatel.docx145.99 КБ

Предварительный просмотр:

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

ТЕМА: «Как ты прекрасен, северный олень ! ».

Выполнила: воспитанница старшей группы детского сада «Сказка»

Долгоног Вероника Сергеевна

Руководитель: Биккинина Руза Илхамовна

с. Газ- Сале

2022 г.

I. Введение.

Он в тундре живет с

Незапамятных пор,

И север представить

Нельзя без оленя.

Олень – это тундры

Пятнистый ковер… .

Ее вдохновение, ее откровение.

Л.В.Лапцуй

Мы живем на Крайнем Севере. Северный олень для народов Крайнего Севера является основным источником жизни, и наш проект «Как ты прекрасен, северный олень !» как нельзя ближе находится на пути к развитию представлений о родном крае у детей дошкольного возраста.

Нет, наверное, на свете более полезного домашнего животного, чем северный олень. Испокон веков он служил людям пищей, одеждой, транспортом, без оленя жизнь человека в суровом климате севера невозможна. Северный олень – это частичка природы северного края, основа жизни на вечной мерзлоте, это символ и гордость Ямала.

Проблема: Роль северного оленя в жизни людей, живущих на Ямале.

Цель работы: на основе подбора, систематизации и анализа данных разных источников обобщить полученную информацию об уникальных ресурсах выживаемости северного оленя.

Задачи работы:

  1. Подобрать материал по интересующей теме.
  2. Чтение литературных произведений о северном олене.
  3. Беседы с представителями коренных народов Севера, с сотрудниками краеведческого музея.
  4. Наблюдение за северным оленем в естественных условиях.

5. Обобщить собранную информацию в форме компьютерной презентации.

6. Подготовить и выпустить лэпбук, в котором в оригинальной форме разместить собранную информацию.

Объект исследования: северный олень.

Предмет исследования: особенности строения тела северного оленя; механизмы, защищающие его от переохлаждения и отрицательного воздействия других природных условий; приспособление к условиям обитания.

Методы работы:

1. Консультирование с сотрудником музея по вопросам обитания северного оленя в суровых условиях Крайнего Севера.

2. Посещение праздника оленеводов.

3. Экскурсия в краеведческий музей Тазовского района.

4. Изучение литературы по теме исследования.

5. Анализ собранного материала.

6. Структурирование работы.

7. Изготовление лэпбука.

Продукт: компьютерная презентация, лэпбук «Как ты прекрасен, северный олень!».

Практическое использование исследования заключается в возможности использования лэпбука воспитателями, детьми детского сада как на занятиях, так и в свободной деятельности.

II. Основная часть.

Подобрав литературу, мы прочитали произведения, рассмотрели и сравнили фотографии северного оленя с фотографиями других оленей. Обратили внимание, что особенности строения северного оленя отличаются от других видов оленей. Поиграли в традиционные игры, изготовили поделки и рисунки. Посетили краеведческий музей Тазовского района , где экскурсовод рассказал нам об особенностях строения северного оленя и приспособленности его к жизни в суровом климате..

Посетили праздник оленеводов на реке Таз. Увидели, как проходят соревнования: гонки на оленьих упряжках.

Побеседовали с представителями коренных народов. Нам рассказали, что оленю помогают выжить в суровых климатических условиях высокие термоизоляционные свойства волосяного и кожного покрова. Температура тела северного оленя не зависит от температуры окружающей среды. Провели эксперимент: на ладошку положила кусочек оленьего меха, полили водой, убрали мех, когда промокали салфеткой ладонь, то ладошка была сухая. Сделала вывод, что мех оленя непромокаемый. У оленьего меха трубчатый волос, который напоминает трубку. Если подуть в трубочку, то можно почувствовать, как трубка наполняется теплом. Внутри волоса находится воздух, он и греет животное. Вот почему оленю не страшен сильный мороз и студеный ветер, также мех, наполненный воздухом, отлично держит оленя на воде. Они прекрасно плавают.

Особенности строения копыта северного оленя значительно облегчают перемещение по болотистым и заснеженным местам. Рождение потомства у северных оленей происходит в наиболее благоприятные сроки, когда прекращаются сильные устойчивые морозы и до наступления жары и лета остается достаточно много времени, чтобы телята смогли окрепнуть. Новорожденного олененка мать досуха вылизывает, иначе, мокрый, он замерзнет или что-нибудь отморозит, и за это время (пока лижет) накрепко запоминает его запах. Собрав всю необходимую информацию, мы приступили к оформлению лэпбука, куда вошло: ненецкие сказки, игры, стихотворения, загадки, пословицы, поговорки..

III. Заключение.

В процессе проведенного творческого исследования мы создали лэпбук «Как ты прекрасен, северный олень!» и пришли к выводам: особенности строения тела и поведенческие особенности северного оленя свидетельствуют о его полной адаптации к условиям Крайнего Севера. Природа и ее творения совершенны.

IV. Список источников информации.

  1. Детские подвижные игры народов Севера. Сост. А.В. Кенеман., М., «Просвещение», 1989 г.

2. Дудников Н. Медвежьи забавы.: Пермь, издательство «Книжный мир», 2000 г.

3. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф. Родной край.:М., Просвещение, 1990 г.

4. Журавель Н. М. Краеведение Ямало – Ненецкого автономного округа., Новый Уренгой: ЗАО «Центр принт», 2003 г.

5. Истомин И. « Ненецкие сказки», Департамент по делам коренных малочисленных народов Севера ЯНАО, 2008 г.

6. Красная книга Ямало-Ненецкого Автономного округа: Животные, растения, грибы/Отв.ред. Л.Н.Добринский. Екатеринбург Изд-во Урал. Ун-та 1997. 240с.: ил.

7. Лапцуй Л.В. Едейко. Салехард, издательство «Красный Север», 2004 г.

8. Мой дом север. Сказки. Легенды.: « Европа – печать и издательство» ЕООД, София ТОО «Вилад» Москва. 2001 г.

9. Северные родники / Автор – составитель Л.В.Федорова. Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2001 г.

10. Серия: «Сказки Евражки». Для дошкольного возраста. Ненецкие сказки. Литературная обработка Меновщикова Г.А., Васильева В.И. Издательство «Малыш», 1991 г.

11. Фёдорова Л.В. Северные родники, Сыктывкар, 1995 г.

Харючи Г.П. «Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса»

12. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. Сост. Жуковская Р.Н. и Пеньковская Л.А.: М., «Просвещение», 1976 г.

13. Шесталов Ю. Сначала была сказка. Повесть, стихи, сказки, загадки, песни. Ленинград «Детская литература». 1985.

14. Шорыгина Т.А. «Беседы о русском Севере». Методические рекомендации М.: ТЦ Сфера, 2008 г.

15. Ядне Н. Н. «Я родом из тундры», Тюмень 1995 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Северный олень"

Знакомим детей с тундрой и ее обитателями...

Педагогический образовательный проект «Корабли тундры» - северные олени»

Одним из необходимых условий экологического воспитания является формирование у детей эмоционального отношения к миру природы. Желательно, чтобы они радовались, огорчались, удивлялись природным объекта...

Образовательный проект "Так вот ты какой, северный олень"

.  Северный олень – это частичка  природы северного края, основа жизни на территории края белых снегов, это символ и гордость Воркуты.. ....

Познавательный, творческий проект "Жители тундры - северные олени"

Актуальность данного проекта мы видим в том, что он позволяет в специально организованных условиях воспитательно-образовательного процесса  ДОУ, пробудить творческую инициативу и речевую ак...

Проект «Откуда к нам пришел Северный олень?»

ЦельИзучить особенности образа жизни одомашненного северного оленя и его значимость в жизни коренных народов Севера....

Проект с ребёнком "Уникальный мех северного оленя"

   Цель: исследование приспособленности северного оленя для проживания в условиях Крайнего Севера за счет своего уникального меха.      Задачи: -познакомиться...