Образовательный проект "Так вот ты какой, северный олень"
проект (средняя группа)

Галимова Зульфира Габдулловна

.  Северный олень – это частичка  природы северного края, основа жизни на территории края белых снегов, это символ и гордость Воркуты.

. .

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx31.19 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт педагогического проекта

Структура

Содержание

Тема

«Так вот ты какой, северный олень»

Адресация проекта

Дети  средней группы.

Руководитель проекта

Галимова Зульфира Габдулловна - воспитатель

Церфус Ольга Евгеньевна - воспитатель

Участники проекта

Дети средней группы, родители (законные представители) воспитанников, воспитатели МБДОУ

Возраст воспитанников

4-5лет

Особенности проекта

По характеру создаваемого продукта: игровой, практико-ориентированный информационный    

по количеству детей, вовлеченных в проект: групповой

по продолжительности: краткосрочный

по уровню контактов: на уровне образовательного учреждения

Цель проекта

Цель педагогов:  Формирование представлений у детей о северном олене, как о животном тундры.

Цель, поставленная перед детьми: создание экспозиции “Северный олень”, книг «Все о северном олене», рисунков.

Задачи проекта

  • Расширять представления детей о животных тундры.
  • Способствовать умению выделять основные признаки и особенности северного оленя;
  • Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы;
  • Формировать первоначальную систему ценностных ориентаций (взаимосвязи человека с природой)
  • Развивать познавательный интерес к животному миру Севера
  • Развивать у детей эстетические способности (видеть, чувствовать красоту природы северного края);
  • Развивать творческие способности (рисование, лепка, танец «северного оленя»)
  • Развивать коммуникативные способности (обсуждение, высказывание гипотез, установление договоренностей со сверстниками)
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе.

Ресурсы проекта

Для эффективной реализации проекта необходимы следующие ресурсы:

  •  Материалы к занятиям: плакаты, схемы, модели, репродукция картины  Торлопова «Белое утро», иллюстраций «Северный олень» «Пастбища оленей»                                                                                                                                                                                                                          
  • Дидактическая игра «Путешествие в тундру», «Животные и их детеныши», «Собери картинку», «Животные леса и тундры», «Пищевые цепочки», «Чей домик», «Рассели животных»
  • Информационная обеспеченность: энциклопедии, учебно-методическая литература.

Предполагаемые результаты и продукты проекта

Результат деятельности педагогов – систематизация работы по разрабатываемой теме.

Продукты деятельности педагогов: 

- перспективный план;

- конспекты непосредственной образовательной деятельности;

- дидактические разработки, учебное пособие.

Результат деятельности детей – максимальное раскрытие индивидуального возрастного потенциала, гармоничное развитие личностных качеств, осознание самого себя, своих возможностей и индивидуальных особенностей, умение общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками, приобретение знаний, умений, навыков путем активного деятельного участия в процессе познания и творчества.

 Продукты деятельности детей:

- рисунки «Северный олень – житель тундры»
- игра «Собери картинку», атрибутов для подвижной игры «Олени и волки»

- модель «Животные севера», «Олень – полезное животное»

- книга рассказов о Северном олене

- экспозиция «Северный олень»

Аннотация

Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом. Экологическое воспитание должно учить детей понимать себя и всё, что происходит вокруг. Нужно учить ребят правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать адекватную линию поведения. Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей. Но как?

Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т.д.) а активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами и т.д. кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому.

Освоение этих знаний детьми дошкольного возраста —  первая ступенька на пути эмоционально-ценностного отношения  к  природным богатствам родного края, формирования нравственно — экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях человека с природой. Данный проект направлен на воспитание ответственного отношения к природе, к людям, к потомкам, которым надо оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать себя и всё, что происходит вокруг.

Этапы работы над проектом

I этап  - Погружение в проект.

1) выбор направления работы - определение темы, цели;

2) определение системы задач;

3) создание методической базы.

II этап  - Организация деятельности.

1) создание перспективного плана;

2) накопление ресурсов;

3) координация действий участников проекта.

III этап – Осуществление деятельности.

1) проведение непосредственно образовательной деятельности в соответствии с перспективным планом;

2) работа с родителями (законными представителями) детей (консультации, индивидуальные беседы, практическая деятельность совместно с ребенком);

3)  итог, анализ работы.

IV этап – Оформление.

1) оформление продуктов проектной деятельности (педагоги: перспективный план, рекомендации, пособия; дети: дидактические игры, рисунки);

2) презентация экспозиции «Северный олень» детьми – участниками проекта своим сверстникам и родителям, а так же детям младших групп.

V этап – Презентация.

1) окончательное оформление проекта;

2) презентация на уровне МБДОУ.

        

                                                      Пояснительная записка.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.

Ребенок дошкольного возраста находится в самом начале своего развития, о духовности этого периода можно говорить лишь условно, необходимо воспитание, способное обеспечить развитие таких качеств, как: дружелюбие; любознательность; устойчивый интерес к знаниям; стремление познать окружающий мир; развитие способности сопереживать, сочувствовать; стремление стать лучше; умение сдерживать свои желания; совестливого отношения к своим поступкам.

Одним из необходимых условий экологического воспитания является формирование у детей эмоционального отношения к миру природы. Желательно, чтобы они радовались, огорчались, удивлялись природным объектам, чтобы мир природы сделался неотъемлемой частью мира каждого ребенка.

Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и с самим собой. Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения. Исходя из этого, разработала проект «Так вот ты какой, северный олень» для детей среднего возраста. Цель проекта: Формирование представлений у детей о северном олене, как об основе  жизни в тундре.

Исходя из цели, наметила задачи:

  •  Расширять представления детей о животных тундры, в частности северного оленя;
  • Способствовать умению выделять основные признаки и особенности северного оленя;
  • Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы;
  • Формировать первоначальную систему ценностных ориентаций (взаимосвязи человека с природой)
  • развивать познавательный интерес к животному миру Севера
  • Развивать у детей эстетические способности (видеть, чувствовать красоту природы северного края);
  • Развивать творческие способности (рисование, лепка, танец «северного оленя»)
  • Развивать коммуникативные способности (обсуждение, высказывание гипотез, установление договоренностей со сверстниками)
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе.

Мотивация.

Рассматривая, геральдику города Воркуты, дети обратили внимание на герб нашего города, зная, что наш город славится профессией шахтера и поэтому на гербе изображен террикон шахты, вопросов у дошкольников не возникло, но увидев оленя, ребята спросили,  почему он изображен на гербе города.  Чтобы ответить на этот вопрос я предложила детям самостоятельно  узнать как можно больше о северном олене, о значении северного оленя для народов Севера.

На втором этапе разработали перспективный план по данной теме  на  основе программы «Детство» с учетом возрастных особенностей, уровня развития каждого ребенка. Для реализации поставленных задач включили  в перспективное планирование игровую, художественную деятельность и систематизировали работу.

Разработали комплекс определенных занятий: «Звери тундры», «Северный олень – составление описательных рассказов», «Азбука правил поведения в природе», подобрала  материал для бесед «На Севере крайнем», «Северный олень», « Польза северного оленя для человека».

Изготовила необходимые учебные пособия «Дорисуй чего не хватает», «Цепочки питания», «Какие звери здесь спрятались», «Правила поведения в природе» подобрали дидактические игры «Кто чем питается», «Животные тундры и леса», «Животные и их детеныши».

Для реализации проекта  было необходимо создать предметно пространственную развивающую среду.  В ходе проекта пополнили уголок по патриотическому воспитанию новыми пособиями, систематизирован необходимый демонстрационный материал. Организовали выставку рисунков «Животные тундры», подобрали книги о животном и растительном мире тундры.

Совместно с детьми выработали план действий:

1. Постановка проблемы: Что мы знаем об олене? Что хотим узнать?

                           Что мы знаем

                           Что хотим узнать

  1. Что мы живем на Севере
  2. Климатические особенности .
  3. Растительный мир – тундра.
  4. Что в тундре живет северный олень и как он выглядит.
  1. Особенности внешнего вида оленя.
  2. Чем питается и как добывает еду.
  3. Кого боится северный олень – враги.
  4. Польза северного оленя для человека.

        

2. Определение предстоящей деятельности: Как нам найти ответы на вопросы?

-спросить у родителей (законных представителей)

-изучить энциклопедии

-посетить музей

-чтение худ. литературы

        При реализации следующего, III этапа, происходило осуществление следующих видов деятельности:

1) проведение непосредственно образовательной деятельности в соответствии с перспективным планом работы по теме. Реализовалась следующая непосредственно образовательная деятельность по познанию «Звери тундры», «Азбука правил поведения в природе»; коммуникация «Составление описательного рассказа с опорой на мнемотаблицу». Успешность развития дошкольников при знакомстве с животным миром тундры становится возможной при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту: по художественной деятельности, на музыкальном занятии и на занятии по физической культуре.

2) для работы с родителями  воспитанников подобрали информацию в родительский уголок «Это интересно», «Экологическое воспитание дошкольников », «Северный олень».

3) Совместно с родителями каждый из воспитанников создал  страничку  книги «Северный олень», нарисовали рисунки и создали коллажи.

4) Организовали экскурсию в отдел «Воркутинского музейно-выставочного центра» на п. Воргашор по теме «Животные северного края».

        На следующем IV этапе  оформили  продукты проектной деятельности:

 -педагоги: перспективный план, рекомендации для родителей, пособия;

-дети: дидактические игры, выставка рисунков  «Северный олень», экспозиция «Северные олени», книги «Северный олень».

 Прошла презентация экспозиции «Северные олени», дети – участники проекта с большим энтузиазмом рассказали своим  сверстникам и детям младшей группы об олене, его особенностях и пользе для человека, а так же своим родителям, демонстрируя свои знания и эрудированность.

         Считаем, что дошкольники получили возможность узнать много интересного о животном мире, в частности об олене, о  взаимосвязи с предметами и объектами окружающей действительности и жизни общества, приняли участие в созидательной деятельности – в этом заключается главный смысл данной работы. Проект - познавателен и полезен.  

На  заключительном V этапе прошла презентация проекта для коллег.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе №2 «Северные олени»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе №2«Северные олени»...

Педагогический образовательный проект «Корабли тундры» - северные олени»

Одним из необходимых условий экологического воспитания является формирование у детей эмоционального отношения к миру природы. Желательно, чтобы они радовались, огорчались, удивлялись природным объекта...

Открытое занятие по образовательной области и «Коммуникация» в старшей группе Тема: Составление рассказа по картине «Северные олени».

Задачи:Образовательные:Подвести детей к составлению небольшого связного рассказа по картине;Обогащать и активизировать словарь детей.Развивающие:Развивать монологическую речь детей;Продолжать упражнят...

Образовательная область «Речевое развитие» Организованная-образовательная деятельность Раздел «Развитие речи» Тема: «Составление рассказа по картине «Северные олени»

Цель: формировать представление о северных оленях, продолжать формировать у детей умение составлять сюжетный рассказ по картине.Задачи:1.     Образовательные:·...

Проект «Вот ты какой, северный олень»

Мы живем в Западной Сибири. И, так, как северный олень для народов крайнего Севера является основным источником жизни, то наш проект, «Ознакомление дошкольников с северным оленем», как нел...

Проект «Вот ты какой, северный олень»

Мы живем в Западной Сибири. И, так, как северный олень для народов крайнего Севера является основным источником жизни, то наш проект, «Ознакомление дошкольников с северным оленем», как нел...