Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе №2 «Северные олени»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Малова Анастасия Владимировна

 

 Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе №2

«Северные олени» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostavlenie_rasskaza_po_kartine.docx23.6 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе №2

«Северные олени»

Подготовила:

Малова А.В.

Москва 2013

Задачи:

1)связная речь:

- учить составлять сюжетный рассказ по картине, используя свои знания о внешнем виде и жизни животного;

2) Словарь:

-учит подбирать наиболее точные определения при описании внешнего вида животных, активизировать в речи антонимы;

3) Грамота:

- продолжать обучение звуковому анализу слова;

- продолжать знакомить с тем, что бывают звуки гласные и согласные, а согласные – твердые и мягкие;

3) Звуковая культура речи:

-уточнять и закреплять правильное произношение звуков «л», «ль», учить различать эти звуки, отчетливо и внятно произносить и придумывать слова с данными звуками.

Демонстрационные материалы: картина «Северные олени», картины-схемы слов «луна», «лиса», красные, синие, зеленые фишки по 4 штуки, указка, мяч.

Раздаточный материал: картины-схемы слов «луна», «лиса», красные, синие, зеленые фишки по 4 штуки  на ребенка.

Ход занятия

I часть (составление рассказа по картине)

Проводится артикуляционная гимнастика:

1. Качели

Цель. Вырабатывать умение удерживать и чередовать определенные артикуляционные уклады.

Описание. Улыбнувшись, отрыть рот и напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к нижним и верхним зубам. Качели раскачиваются сначала быстро, а затем медленнее, стараясь удержать язык в верхнем или нижнем положении несколько секунд.

2. Лошадка

Цель. Закрепить верхний подъём языка, растянуть подъязычную связку (уздечку).

Описание. Улыбнувшись, широко открываем рот и "приклеиваем" широкий язык к верхнему нёбу, затем опускаем язык вниз. Темп убыстряется по мере совершенствования данного упражнения. При правильно выполнении упражнения, звук становится похож на цокот копыт лошади.

3. Самолёт гудит

Цель. Вызвать звук, близкий по акустическим признакам к звуку Л.

Описание. Приоткроем рот, улыбнёмся и длительно произнося звук Ы, протолкнём кончик языка между верхними и нижними зубами. Правильно удерживая язык в таком положении, как правило, слышится звук Л.

Загадка

Словно царскую корону,

Носит он свои рога,

Ест лишайник, мох зелёный,

Любит снежные луга.  (Олень)

На стенде вывешена картина «Северные олени». Воспитатель предлагает внимательно рассмотреть ее и ответить на вопросы.

Вопросы:

  1. Кто нарисован на этой картине?
  2. Что делает олениха? Оленёнок? Олень?
  3. Сравните олениху с олененком. Чем они отличаются?
  4. Олениха большая и сильная, а оленёнок?
  5. Чем похожи друг на друга олениха и оленёнок?
  6. Что еще изображено на картине?

Воспитатель: Теперь придумайте рассказ о жизни северных оленей, о малыше - оленёнке и его маме и папе. Давайте вспомним что обязательно должно быть у рассказа – название, начало, середина, конец. Продумайте как вы назовете рассказ, как продолжите и чем закончите. Не забудьте придумать название своему рассказу.

После двух рассказов проводится их оценка. Если рассказы детей будут сводится к описанию внешнего вида животных, можно предложить образец.

Жили-были на севере олененок и олениха . Олененок был маленький,  с маленькими рожками, они пока еще совсем немножко выросли. Он неуверенно стоял на своих маленьких ножках. А у мамы оленихи были большие, ветвистые рога, голова на красивой длинной шее. Мама заботилась об олененке, рассказывала ему про жизнь оленей. Наклонялась есть ягель и говорила «Ешь, это вкусно. Вырастешь большой, и у тебя будут такие же большие и ветвистые рога как у папы, красивые длинные, крепкие ноги!». Оленёнок всегда слушался маму.

Если дети не смогли составить собственные рассказы, то выступают с пересказами данного.

Физкультминутка.

В: Ребята, а давайте станем маленькими оленятами.

Встанем с наших стульчиков. Покажите ваши рожки. Как оленята идут по снегу? (высоко поднимают ножки). Как они наклоняются, чтобы сорвать ягель? Покажите, как разгребают снег копытами?

Молодцы, а теперь предлагаю встать в кружок и поиграть. Мы закроем глазки, каждому из вас я раздам картинки, на которых будут изображены слова - противоположности (антонимы). Как только заиграет музыка вы откроете глазки и будете искать парочку противоположность, вам нужно успеть найти свою парочку пока играет музыка.

Молодцы, а теперь поиграем в уже знакомую нам игру с мячом «Старший/младший братец».

II Грамота (звуковой анализ слов лиса и луна)

Садимся за столики.

У детей за столами фишки красного, синего, зеленого цвета в конвертиках, картинки схемы слов луна и лиса.

На доске висит картинка-схема слова луна.

Давайте вспомним какие звуки у нас бывают: гласные (их можно долго и громко произносить во рту ничего не мешает, они красного цвета), согласные (их нам мешают произносить язык, зубы, губы, согласные бывают синие – твердые, зеленые –мягкие). Старший братец это твердый согласный - синий  (как лед), младший братец это мягкий согласный – зеленый (как травка).

Воспитатель произносит слово луна и спрашивает, сколько звуков в этом слове? Совместно с детьми проводится звуковой анализ слова луна.

Воспитатель вывешивает картину-схему слова лиса рядом. Проводится совместный звуковой анализ слова лиса.

Воспитатель спрашивает какой первый звук в слове луна и какой первый звук в слове лиса? Какие это звуки – звуки братцы, старший и младший.

А теперь давайте придумаем слова со звуком «л» (дети получают фишку за каждое придуманное слово). А теперь придумаем слова со звуком «ль» (дети получают фишку за каждое придуманное слово).

Молодцы ребята мы сегодня хорошо позанимались, а теперь давайте посмотрим у кого больше всего сегодня фишек? Воспитатель благодарит детей за хорошее занятие (тот, у кого больше всего фишек собирает их все в контейнер).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи и обучению грамоте в старших группах

1.Обогатить активный словарь детей по теме: «Времена года».2.Составлять правильно простые и сложные предложения.3.Упражнять в правильном употреблении падежных конструкций...

Конспект открытого мероприятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе «Грамота, мой лучший друг!»

Открытое мероприятие для родителей старшей группы в образовательной области " Речевое развитие" - Обучение грамоте на конец учебного года.Речевое развитие включает владение речью как средством общения...

Конспект НОД по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе «Зимние забавы».

Программное содержание: упражнять детей в диалогической речи. Составление рассказов –миниатюр из 3-4 предложений по представлениям детей. Развивать творческое воображение детей. Воспитывать любо...

Конспект итоговой образовательной деятельности по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе "В стране красивой речи"

Чему научились дети старшей группы за год? Что узнали нового? Насколько они готовы к школе? Ответом на эти вопросы может стать  итоговая НОД....

Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе: «В стране красивой речи».

Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе: «В стране красивой речи»....