Образовательная область «Речевое развитие» Организованная-образовательная деятельность Раздел «Развитие речи» Тема: «Составление рассказа по картине «Северные олени»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Цель: формировать представление о северных оленях, продолжать формировать у детей умение составлять сюжетный рассказ по картине.

Задачи:

1.     Образовательные:

·        Формировать умение составлять описательный рассказ по картине, соблюдая последовательность, точность и выразительность, продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.

·        Расширять знания детей об особенностях внешнего вида животных, среды их обитания.

·        Обогащать и расширять словарь детей новыми словами: ягель, тундра, важенка.

2.     Развивающие:

·  Развивать монологическую речь детей; умение согласовывать существительные с прилагательными.

·  Развивать внимание, мышление, память.

3.     Воспитательные:

·  Воспитывать умение выслушивать рассказ сверстника, оценивать рассказы товарищей, аргументируя свой выбор.

·  Воспитывать чувство уважения друг к другу.

·  Воспитывать любовь к животным.

Методы и приемы: художественное слово «Приветствие», артикуляционная гимнастика «Шарик», «Барабанщик», беседа, вопросы-ответы по картине, игра «Назови детенышей», физкультминутка, художественное слово, рассматривание картины, загадка, эксперимент, головоломка, сюрпризный момент, итог деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_rr-severnye_oleni-st.gr_.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №40» г.о. Саранск

Образовательная область «Речевое развитие»

Организованная-образовательная деятельность

Раздел «Развитие речи»

Тема: «Составление рассказа по картине «Северные олени»

(старшая группа)

Подготовила и провела воспитатель:

Ишмуратова Н.Н

г. Саранск

                                 Конспект ООД по  развитию речи

      Интеграция областей:  РР., ПР., С-КР., ФР.

      Возрастная группа:  5-6 лет, старшая.

     Дата проведения:  18.02.2020г.

Цель: формировать представление о северных оленях, продолжать формировать у детей умение составлять сюжетный рассказ по картине.

Задачи:

  1. Образовательные:
  • Формировать умение составлять описательный рассказ по картине, соблюдая последовательность, точность и выразительность, продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.
  • Расширять знания детей об особенностях внешнего вида животных, среды их обитания.
  • Обогащать и расширять словарь детей новыми словами: ягель, тундра, важенка.
  1. Развивающие:
  • Развивать монологическую речь детей; умение согласовывать существительные с прилагательными.
  • Развивать внимание, мышление, память.
  1. Воспитательные:
  • Воспитывать умение выслушивать рассказ сверстника, оценивать рассказы товарищей, аргументируя свой выбор.
  • Воспитывать чувство уважения друг к другу.
  • Воспитывать любовь к животным.

Методы и приемы: художественное слово «Приветствие», артикуляционная гимнастика «Шарик», «Барабанщик», беседа, вопросы-ответы по картине, игра «Назови детенышей», физкультминутка, художественное слово, рассматривание картины, загадка, эксперимент, головоломка, сюрпризный момент, итог деятельности.

Словарная работа:

Ягель – лишайник, который служит кормом северным оленям.

Важенка– мать оленёнка.

Оленёнок (или телёнок) – детёныш оленя.

Материалы и оборудование: картина «Северные олени», картинки с изображением животных, «подзорная труба» из бумаги на каждого ребёнка, модель (схема) для рассказывания,  мнемотаблица «Зима», магнитофон, запись «Звуки оленя», песенка, имитация ландшафта тундры.

Раздаточный материал: «подзорная труба» из бумаги на каждого ребёнка.

Предварительная работа.  Рассматривание энциклопедии «Животный мир Севера», сюжетное рисование “Северный олень”, имитация действий с «подзорной трубой» - кто больше заметит интересного, чтение произведений  Б. Житкова «Рассказы о животных».

Ход деятельности:

  1. Организационная часть

- Дети, у нас сегодня гости, поздороваемся с гостями (дети здороваются.)

Воспитатель:

-А теперь поприветствуем друг друга.

Упражнение «Приветствие». Для этого мы встанем в круг: приветствие сопровождается движениями.

-Здравствуй, Небо!        

-Здравствуй, Солнце!        

-Здравствуй, Земля!

-Здравствуй, планета Земля!        

-Здравствуй, наша большая семья!        

Руки поднять вверх

Руками над головой описать большой круг

Плавно опустить руки на ковер

Описать большой круг над головой

Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх

-Выполним, дети, артикуляционную гимнастику: упражнение «Шарик», «Барабанщик».

-Ребята, для чего нужна гимнастика речевому аппарату?

Дети: чтобы язычки, были послушные, а наша речь была четкая и правильная.

  1. Вводная часть.

Педагог начинает образовательную деятельность

с чтения стихотворения «Дети Севера».

«Мы любим смеяться, на нартах кататься,

По белому снегу зимой. И, честное слово, 

С мороза большого идем неохотно домой». 

Воспитатель:  Ребята, о каком времени года говорится в этом стихотворении? (О времени года - зима)

  • Сколько месяцев у зимы? (У зимы 3 месяца)
  • Правильно, а как они называются? (Декабрь, январь, февраль)

-Дети, подойдите к мольберту.

-Какие приметы зимы вы знаете? (Работа по мнемотаблице «Зима»: Наступила зима. Солнце светит, но не греет. Мороз на окнах рисует узоры. Зимой часто идет снег, воет вьюга. дети играют снежки, лепят снеговика, катаются с горки. Зимой люди носят теплую одежду).

Воспитатель: Молодцы, ребята. Это и есть признаки зимы. Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в далекое путешествие, в самый холодный край, в тундру и познакомить вас с одним северным жителем.

Воспитатель: Заводим мотор и полетели (имитация движений).

- Мы летим, летим, летим, и на Север все спешим.

Воспитатель подводит детей к стульям в другом месте группы.

Воспитатель: Прилетели. Садимся. Мы прилетели на Север, а кто нас тут встречает, вы должны отгадать загадку.

Загадка:

Хоть верь, хоть не верь.

Пробегал по тундре зверь.

Нёс на лбу он неспроста

Два развесистых куста…Кто это? (Олень). Воспитатель включает запись «Звук оленя».

Воспитатель: Правильно, ребята!

Воспитатель переворачивает картину «Северные Олени».

Дети рассматривают её некоторое время.

Игра «Подзорная труба»

-А давайте с вами посмотрим на них издалека, чтобы не распугать их. Для этого у меня есть «волшебная подзорная труба». Каждый из вас, через трубу увидит, только один предмет или одно живое существо. Посмотрите в волшебную подзорную трубу и скажите: кого или что вы там видите?

(Дети отвечают со словами «Я вижу…»), говорит каждый ребенок.

-Дети, сделаем гимнастику для глаз.

  1. Рассматривание картины «Северные олени».

А теперь я предлагаю вам посмотреть на картину и ответить на вопросы:

  • Что нарисовано на этой картине? (Олень, важенка и оленёнок)
  • Что делает важенка? (наклонила голову и ест ягель)
  • Что делает оленёнок? (он стоит рядом и смотрит на неё)
  • Сравните важенку с оленёнком.
  • Чем они отличаются? (у оленёнка шерсть тёмная, а у важенки – серая, у оленёнка рожки маленькие и слабые, он ещё не может сам добывать себе пищу, у важенки  крепкие, сильные она ими разгребает снег, находит корм – ягель, мох (Важенка большая и сильная, а оленёнок- маленький и слабый).
  • Чем похожи, Важенка и оленёнок? (шерсть у них густая и тёплая)
  • Что у оленя на голове? (рога). 
  • Какие рога у оленя? (большие, ветвистые). 
  •  На что у них похожи рога? (на ветки дерева, они красивые)
  • Чем покрыто тело оленя? (шерстью). 
  • Какого цвета шерсть у оленей? (коричневая, серая). 
  • А что на ногах у оленя? (широкие копыта). 
  • Для чего оленю нужны широкие копыта? (чтобы он не проваливался в снег). 
  • И еще он добывает себе корм, копытцами разрывает снег до земли и достает мох – это самый любимый корм оленей. 
  • Как вы думаете, какая зима изображена на картине? (морозная, холодная, суровая, лютая, вьюжная, студеная)
  • Дети, олени бывают дикие и домашние. Какую пользу приносят домашние олени? (дети перечисляют).

-Дети, предлагаю, провести эксперимент.( На столике лежит кусочек меха оленя и леечка с водой.)

Дети делают выводы после эксперимента.

4) Составление рассказов детьми.

Воспитатель: Мы с вами внимательно рассмотрели картину и, теперь будем составлять по ней рассказ.

Модель (схема) рассказа:

  1. Название своего рассказа.
  2. Кто изображён на картине? (Герои).
  3. Внешний вид животного, части его тела.
  4. Где живет?
  5. Чем питается?
  6. Какую пользу приносит человеку.

Воспитатель: Кто хочет рассказать о Северных оленях?

Вариант рассказа образца.

            «На картине изображёны оленёнок, важенка и олень . Важенка-

большая, у неё серая густая шерсть, большие ветвистые рога, которые служат ей защитой от врагов. У матери оленёнка и папы оленя широкие копыта. С помощью их она откапывает себе ягель в суровую холодную зиму, и они позволяют ей не проваливаться на снегу. Рядом с важенкой стоит оленёнок. Он намного меньше своей мамы, но его тело также покрыто густой коричневой шерстью. Оленёнок совсем ещё маленький, рожки у него только немножко выросли. Он неуверенно стоит на своих длинноногих, тоненьких, слабых ногах и смотрит на свою маму, как она добывает и ест ягель. Домашние олени служат для людей, живущих в тундре средством передвижения, их шкурами покрывают чумы, шьют верхнюю одежду, мясо , жир и молоко оленей употребляют в пищу.»

5) Музыкальная физкультминутка: «У Оленя дом большой».

У оленя дом большой,

Он сидит, глядит в окошко.

Зайка по полю бежит,

В дверь к нему стучит:

«Тук-тук, дверь открой,

Там в лесу охотник злой».

«Зайка, зайка, забегай!

Лапку мне давай».

Руки над головой – изображаем крышу дома.

Правым кулачком подпираем щёчку, левой рукой  поддерживаем правую.

Бег на месте.

Топот ногами, руки на поясе.

Имитация стука в дверь поочерёдно каждой рукой.

Руки на поясе, поворачиваемся вправо и влево.

Зазывание движения рукой.

Протягиваем руки с открытой ладонью.

Воспитатель: Вот как хорошо мы поиграли с олененком и его другом зайкой. А какие еще у олененка друзья?

Дидактическая игра «Назови детенышей»

Дети по очереди открывают перевернутые карточки, называют, кто на ней изображен и говорят кто у нее детеныш.

6) Рефлексия

Воспитатель: Ребята, вот и заканчивается наше путешествие. Дети, здесь очень холодно, у меня руки начали замерзать. Мне, кажется, надо собираться в детский сад. Заводим моторы, полетели?

-Мы летим, летим, летим, в сад попасть скорей хотим.

Воспитатель: Вот мы и прилетели, в детский сад, здесь тепло и светло. Уважаемые гости, мы вернулись с детьми из путешествия не с пустыми руками, для вас - у нас головоломка (воспитатель объясняет задание).

-Дети, а мы пока вспомним, что мы сегодня с вами делали, где побывали, о чем говорили, что нового узнали и т.п.? (ответы детей).

-Ребята, а у меня для вас сюрприз от Олененка (воспитатель дарит небольшие подарки детям), и дарит вам цветные карандаши. Может быть, вы отобразите на листке бумаги все ваши впечатления, от увиденного в путешествии, нарисуете образ олененка. Ему думаю, будет приятно.

- Дети, я хочу вас тоже поблагодарить за ваше трудолюбие, терпение, правильные ответы. Вы все большие молодцы! Спасибо вам, ребята.

-Дети, поблагодарим и наших гостей за их участие в нашем путешествии, и попрощаемся с ними.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие в младшей группе. Образовательная область «Речевое развитие». Организованная образовательная деятельность – Развитие речи. Тема: «Петушок в гостях у детей младшей группы»

Цели: Способствовать развитию речи как средства общения, развивать у детей все функции тесно связанные с речью: мелкую моторику рук, память, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение...

Образовательная область "Речевое развитие" непосредственно-образовательная деятельность по «Развитию речи» Тема: «Золотая осень»

Образовательная область "Речевое развитие"непосредственно-образовательная деятельность по «Развитию речи»Тема: «Золотая осень»(группа общеразвивающей направленности для детей от пяти  до сем...

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы. Развитие речи. Тема. Составление рассказа на предложенную тему

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы. Развитие речи.Тема.  Составление рассказа на предложенную тему     Форма организации: речевая ситуацияЦель.  Ф...

Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы. Развитие речи. Тема. Составление повествовательного рассказа по сюжетной картине «Лиса с лисятами».

Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы. Развитие речи.Тема. Составление повествовательного рассказа по сюжетной картине «Лиса с лисятами». Форма организац...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи Тема «Составление рассказа по картине «Зимние развлечения» с использованием технологий здоровьесберегающая, игровая, ИКТ в компенсирующей группе детей 6-7 лет

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речиТема «Составление рассказа по картине «Зимние развлечения»с использованием технологий здоровьесберегающая, игров...

Конспект занятия по образовательной области "Речевое развитие" в старшей группе для детей с ТНР "Составление рассказа по сюжетной картине "Зимние забавы"

quot;Составление рассказа по сюжетной картине "Зимние забавы"Программное содержание:1. Уточнить и обобщить знания детей об играх детей зимой на свежем воздухе; отметить, какую пользу они пр...