Конспект по экологическому развитию в старшей группе На тему «Животные севера»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Тема: « Животные холодных стран»
Цель: Формировать у детей представление о животных холодных стран
Задачи
Образовательные:
-формировать умение детей по внешнему виду животного делать сравнительный анализ;
- расширять и активизировать словарь детей.
Развивающие:
- развивать связную речь, слуховое внимание;
- развивать наглядно-образное мышление;
- развивать логическое мышление.
Воспитательные:
- воспитывать у детей желание заботиться о природе и охранять ее.
Интеграция образовательных областей:
- речевое развитие;
- познавательное развитие;
- художественно - эстетическое развитие;
- физическое развитие;
- социально-коммуникативное развитие.
Виды деятельности:
- познавательно-исследовательская;
- двигательная;
- изобразительная;
- коммуникативная;
- игровая;
- музыкальная;
- восприятие художественной литературы.
Методические приемы:
- проблемные вопросы;
- сопоставление;
- художественное слово
- физкультминутка.
Необходимый материал, оборудование:
- картинки с изображением животных;
- картинки с изображением следов животных
- магнитная доска;
- магнитофон.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 "Радуга" Кулундинского района Алтайского края, ул. Целинная 77
Конспект
по экологическому развитию
в старшей группе
На тему «Животные севера»
Составила воспитатель: Мусинова Я.Р.
2024
Тема: « Животные холодных стран»
Цель: Формировать у детей представление о животных холодных стран
Задачи
Образовательные:
-формировать умение детей по внешнему виду животного делать сравнительный анализ;
- расширять и активизировать словарь детей.
Развивающие:
- развивать связную речь, слуховое внимание;
- развивать наглядно-образное мышление;
- развивать логическое мышление.
Воспитательные:
- воспитывать у детей желание заботиться о природе и охранять ее.
Интеграция образовательных областей:
- речевое развитие;
- познавательное развитие;
- художественно - эстетическое развитие;
- физическое развитие;
- социально-коммуникативное развитие.
Виды деятельности:
- познавательно-исследовательская;
- двигательная;
- изобразительная;
- коммуникативная;
- игровая;
- музыкальная;
- восприятие художественной литературы.
Методические приемы:
- проблемные вопросы;
- сопоставление;
- художественное слово
- физкультминутка.
Необходимый материал, оборудование:
- картинки с изображением животных;
- картинки с изображением следов животных
- магнитная доска;
- магнитофон.
Ход занятия:
Воспитатель вносит письмо и объясняет, что обнаружила его утром у дверей группы. Письмо пришло от медведя Умки и карта Арктики.
Педагог читает письмо от медведя и демонстрирует карту, на которой изображена только река.
« Здравствуйте, ребята. У нас в Арктике случилась беда, Снежная королева забрала к себе всех жителей материка, а мне сказала, что если я выполню все её задания, то она отпустит всех моих друзей. А задания очень сложные и я не могу их выполнить. Полярная сова подсказала мне, что вы можете мне помочь, так как вы ходите в детский сад и много всего знаете. Задания я вам вложил в конверт. Помогите мне, пожалуйста, мне не хочется оставаться совсем одному. Ваш друг Умка».
-Ребята, поможем Умке вернуть друзей? (Ответы детей)
Тогда давайте приступим. Только сначала надо узнать , что такое Арктика и какие животные там живут?
-Лёд в Арктике никогда не тает. Там Северный Ледовитый океан закован льдами. В Арктике зимой солнце не показывается на небе, и целую зиму длится полярная ночь. Зато в ночном небе бывает северное полярное сияние. Небо часами переливается разноцветными огнями. Очень красиво.
Кругом большие льдины, плавают айсберги.
-На Севере, в холодных странах зима долгая и очень холодная. Лето короткое и прохладное. Даже летом там лежит снег и не тает лёд. (Беру глобус).
-Вы знаете, что это такое? (Ответы детей).
-Это модель нашей планеты Земля – глобус.
Что обозначено на нём голубым цветом? (вода).
Что жёлто-зелёным? (суша).
-Сейчас и посмотрим на глобусе, где находится холодные страны Они расположены на полюсах – Северном и Южном. Их ещё называют снежным материком, но мы с вами поговорим об Арктике самой северной точке нашей родины.
-Чтобы узнать, кто живёт среди снегов и льда, и кого мы должны вернуть в Арктику, нужно отгадать загадку.
Загадка.
Сев на ледяную глыбу,
Я ловлю на завтрак рыбу.
Белоснежным я слыву
И на севере живу.
А таёжный бурый брат
Меду и малине рад. (Белый медведь)
-Правильно это белый медведь. Белый медведь – это самый крупный хищный зверь. Живёт он почти 40лет, а питается он рыбой, тюленями. Хотя белого медведя мы представляем себе сухопутным зверем, но большую часть жизни он проводит в воде. Да не просто в воде, а в ледяной воде Северного Ледовитого океана! Для человека при пребывании в воде с температурой 2-3 градуса Цельсия через 10-15 минут наступает смерть. А медведь весь день проводит, ныряя в воде с отрицательной температурой. И прекрасно себя чувствует! Так что же помогает ему не мёрзнуть?
Во-первых, у медведя очень толстый подкожный слой жира. Он достигает 10 см! Этот жир создаёт хорошую прокладку между ним и окружающей средой. И повышает плавучесть зверя в воде.
Во-вторых, у белого медведя чёрная кожа! Она прекрасно нагревается на солнце и помогает медведю быстро просыхать. А, в-третьих, шерсть у белого медведя вовсе не белая. Она совсем лишена окраски. И состоит из тонких полых трубочек. Это прекрасная теплоизоляция - медведь находится как бы в термосе, сохраняющем его тепло. А ещё шерсть медведя покрыта жиром и поэтому когда медведь вылезает на льдину из воды, он встряхивается и вода скатывается с шерсти и медведь остаётся сухой.
-Слушаем следующую загадку.
Растянулся среди льдин
Толстокожий господин.
В холодину, братцы,
Лезет он купаться.
Проведя в воде часы,
Вылез он на льдину,
Важно фыркает в усы,
Чешет ластой спину.
Важен, грозен, толстокож
Господин усатый. (Морж)
-Правильно, ещё один житель Арктики - морж. Морж – это тоже большое животное. Посмотрите, что есть у моржа.
У моржа есть туловище, голова, толстая шея, длинные клыки, широкие ласты, усы.
-Кожа моржа покрыта редкими жёсткими волосками, ласты помогают плавать и нырять. В ледяной воде он не замерзает, так как спасает моржа толстый слой подкожного жира. Моржи могут спать не только на берегу, но и в море. Во время сна они не тонут в воде. Моржи плохо видят, но у них хорошее обоняние. Они узнают по запаху о приближении опасности. Как вы думаете, чем моржи питаются? (Ответы детей)
-Правильно, моржи питаются рыбками, рачками.
-Отдыхать и спать моржи могут прямо в воде. Наполнив воздухом внутренние воздушные мешки, животное принимает, как бы положение стоя, и покачиваясь на волнах, как поплавок, и спит. Чем старше морж, тем длиннее у него клыки. На верхней губе у моржа находятся толстые длинные усы – вибриссы, похожие на щётку. С их помощью морж обследует дно в поисках пропитания, ведь на большой глубине, да ещё подо льдом, почти ничего не видно приходится искать на ощупь.
-А кто же еще живет в Арктике узнаем, когда отгадаем следующую загадку.
Этот житель круглый год
Лишь на Севере живет.
Он с ветвистыми рогами
И со стройными ногами.
А на ножках тех копыта,
Зверь хороший, не сердитый.
Мох жуёт он целый день.
Это северный … (Олень).
-Правильно, это северный олень. Дикие северные олени хорошо приспособлены к суровым условиям жизни.
Посмотрите на оленя, на его голову, она у него вытянутая. Что находится на его голове? (Длинные рога.)
- Тело покрыто волосяным покровом. Он защищает оленя от стужи. Особенно длинная шерсть на шее.
- У северного оленя крепкие ноги. На ногах широкие копыта которые не проваливаются в снег К зиме олени накапливают жир. Это помогает им переносить сильные морозы. В морозную погоду они сбиваются в плотные стада.
Чем же питаются северные олени? (Мхом, травой.)
- Правильно, лишайником, ягелем. Летом кормится всевозможными травами, грибами, побегами ив и берёз.
-Молодцы, ребята, ещё одного жителя мы с вами вернули в Арктику. Слушаем следующую загадку:
В Арктике кто живет,
Обожает снег и лёд?
Вместо плюшек и конфет
Рыбку кушает в обед.
Ловит он её весь день
С лёгкостью! Ведь он - (Тюлень).
-Правильно, тюлень. Тюлени хорошо приспособлены к жизни в воде. У них веретенообразное тело, короткая шея. Большую часть времени проводят в воде, быстро в ней передвигаются и ловко ныряют. Посмотрите на тюленя. Что у него вместо ног? (ответы детей)
- Верно, плавники, а не ласты. Передние плавники – вместо вёсел, а задние – как руль. Тело покрыто шерстью, состоящей из коротких жёстких волосков. Если тюлень – водное животное, то, как вы думаете, чем он питается? (ответы детей)
-Правильно, он питается рыбой, разными морскими животными.
-А почему детёныши Тюленя белого цвета, для чего им нужен белый окрас, как вы думаете? (Для того, чтобы быть незаметным для хищников.)
-Правильно, ведь мать приплывает к детёнышу один раз в день, чтобы покормить его молоком. Что спасает от холода тюленей? (От холода спасает толстая кожа и толстый слой жира.)
-Верно, молодцы!
-И так с этими заданиями мы справились и на нашей карте появились жители Арктики. А теперь, прежде чем мы приступим к выполнению следующих заданий, давайте немножко отдохнём и проведём разминку.
Физкульминутка «Мы идём!»
Мы идём, идём вперёд, – ( шагаем на месте).
Очень удивляемся. (пожимают плечами).
Справа лёд и слева лёд, (повороты головы).
Перед нами тоже лёд. (руки в стороны).
Где же он кончается? (пожимают плечами).
Дуют ветры ледяные, (машут руками).
Горы снежные, крутые (руки вверх, поднимаются на носки).
Там о лете не слыхали, (ладонь приставляют к уху).
Там согреешься едва ли… (обнимают себя).
Он не мал и не велик (разводят руки в стороны и сводят).
Этот снежный материк. (хлопают в ладоши).
-Идём дальше. Чтобы выполнить следующее задание, мы должны с вами посмотреть изображение следов животных Севера. Посмотрели? Запомнили, как выглядят следы животных? (Ответы детей)
-А теперь слушайте задание. На ковре разложены дорожки из следов разных животных. Мы сейчас с вами разделимся на три команды. По команде одна команда должна собрать следы оленя, вторая команда следы волка, а третья следы медведя.
-Молодцы ребятки, мы вернули на карту сразу нескольких зверей.
-А теперь садитесь за столы, мы с вами должны выполнить ещё одно последнее задание. На каждом столе лежат разрезные картинки с изображением разных животных (работа в подгруппах). Дети по команде собирают животное. На каждом столе лежит по конверту с картинками животных севера по количеству игроков. По мере окончания задания, дети Называют животное которое у них получилось. (Животные появляются на карте)
-А теперь давайте поиграем в игру « Кто лишний?»
(Морж, тюлень, бегемот, белый медведь)
(Песец, зебра, морж, тюлень)
-Ну вот и выполнили мы с вами все задания. Давайте вспомним какие животные живут в холодных странах?
- Чтобы вспомнить, что больше всего понравилось на севере, я вам сейчас загадаю загадки и посмотрю отгадаете ли вы их.
В бурном море поохотясь,
С белой пеной на боках
Из холодных вод выходим
Мы на ластах и клыках. (Моржи)
В океане тёмно – синем,
Лапой выудив моржа,
На полярной скользкой льдине
Я дрейфую не дрожа. (Белый медведь)
Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зелёный.
Любит снежные луга. (Олень)
-Как приспособились животные Севера к большим холодам? Почему они не замерзают? Что помогает животным выжить в этих суровых условиях:
- Толстый слой жира, густая шерсть,
- Широкие лапы, окраска меха.
- Молодцы, вспомнили .
- Что нового узнали?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи в старшей группе на тему "Животные Севера"
Цель: Расширение знаний детей о животных Севера....

Конспект занятия по художественно- эстетическому развитию в старшей группе на тему: «Животные крайнего Севера» (Аппликация из ниток)
Развивать умение выполнять объёмное изображение с помощью шерстяных ниток, развивать пространственное мышление и воображение, закреплять умение работы с клеем, ножницами, бумагой, работать с шабл...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «Животные Севера».
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «Животные Севера»....
Конспект НОД по развитию речи для детей старшей группы по теме " Животные Севера и жарких стран"
Конспект НОД по развитию речи для детей старшей группы по теме «Животные Севера и жарких стран»Задачи:Образовательные:— систематизировать и закрепить знания о животных;&mda...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему "Животные севера"
Конспект занятия разработан для воспитателей старшей группы детского сада.Цель занятия: расширение представления детей о многообразии животных севера, их особенностях, среде обитания и обра...

Конспект по экологическому развитию в старшей группе На тему «Морские обитатели»
Тема: «Морские обитатели»Цель: Расширять, углублять и закреплять знания детей об обитателях морей и океанов.Задачи:-Продолжать знакомить детей с морскими животными, некоторыми предста...

Конспект по экологическому развитию в старшей группе На тему «Домашние животные»
Цель: расширять представление детей о домашних животныхЗадачи:-выявление, обогащение и закрепление знаний детей о домашних животных, пользе, приносимой людям, местах обитания и профессиях людей, ...
