Конспект по экологическому развитию в старшей группе На тему «Животные севера»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Мусинова Яна Рустамовна

Тема: « Животные холодных стран»

Цель: Формировать у детей представление о животных холодных стран

Задачи

Образовательные: 

-формировать умение детей по внешнему виду животного делать сравнительный анализ;

- расширять и активизировать словарь детей.

Развивающие:

- развивать связную речь, слуховое внимание;

- развивать наглядно-образное мышление;

- развивать логическое мышление.

Воспитательные:

- воспитывать у детей желание заботиться о природе и охранять ее.

Интеграция образовательных областей:

- речевое развитие;

- познавательное развитие;

- художественно - эстетическое развитие;

- физическое развитие;

- социально-коммуникативное развитие.

Виды деятельности:

- познавательно-исследовательская;

- двигательная;

- изобразительная;

- коммуникативная;

- игровая;

- музыкальная;

- восприятие художественной литературы.

Методические приемы:

- проблемные вопросы;

- сопоставление;

 - художественное слово 

 -  физкультминутка.

Необходимый материал, оборудование:

- картинки с изображением животных;

- картинки с изображением следов животных

- магнитная доска;

- магнитофон.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivotye_severa.docx23.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 "Радуга" Кулундинского района Алтайского края, ул. Целинная 77

Конспект

по экологическому развитию

в старшей группе

На тему «Животные севера»

Составила воспитатель: Мусинова Я.Р.

2024

Тема: « Животные холодных стран»

Цель: Формировать у детей представление о животных холодных стран

Задачи

Образовательные:

-формировать умение детей по внешнему виду животного делать сравнительный анализ;

- расширять и активизировать словарь детей.

Развивающие:

- развивать связную речь, слуховое внимание;

- развивать наглядно-образное мышление;

- развивать логическое мышление.

Воспитательные:

- воспитывать у детей желание заботиться о природе и охранять ее.

Интеграция образовательных областей:

- речевое развитие;

- познавательное развитие;

- художественно - эстетическое развитие;

- физическое развитие;

- социально-коммуникативное развитие.

Виды деятельности:

- познавательно-исследовательская;

- двигательная;

- изобразительная;

- коммуникативная;

- игровая;

- музыкальная;

- восприятие художественной литературы.

Методические приемы:

- проблемные вопросы;

- сопоставление;

- художественное слово

- физкультминутка.

Необходимый материал, оборудование:

- картинки с изображением животных;

- картинки с изображением следов животных

- магнитная доска;

- магнитофон.

Ход занятия:

Воспитатель вносит письмо и объясняет, что обнаружила его утром у дверей группы. Письмо пришло от медведя Умки и карта Арктики.

Педагог читает письмо от медведя и демонстрирует карту, на которой изображена только река.

« Здравствуйте, ребята. У нас в Арктике случилась беда, Снежная королева забрала к себе всех жителей материка, а мне сказала, что если я выполню все её задания, то она отпустит всех моих друзей. А задания очень сложные и я не могу их выполнить. Полярная сова подсказала мне, что вы можете мне помочь, так как вы ходите в детский сад и много всего знаете. Задания я вам вложил в конверт. Помогите мне, пожалуйста, мне не хочется оставаться совсем одному. Ваш друг Умка».

-Ребята, поможем Умке вернуть друзей? (Ответы детей)

Тогда давайте приступим. Только сначала надо узнать , что такое Арктика и какие животные там живут?

-Лёд в Арктике никогда не тает. Там Северный Ледовитый океан закован льдами. В Арктике зимой солнце не показывается на небе, и целую зиму длится полярная ночь. Зато в ночном небе бывает северное полярное сияние. Небо часами переливается разноцветными огнями. Очень красиво.

Кругом большие льдины, плавают айсберги.

-На Севере, в холодных странах зима долгая и очень холодная. Лето короткое и прохладное. Даже летом там лежит снег и не тает лёд. (Беру глобус).

-Вы знаете, что это такое? (Ответы детей).

-Это модель нашей планеты Земля – глобус.

Что обозначено на нём голубым цветом? (вода).

Что жёлто-зелёным? (суша).

-Сейчас и посмотрим на глобусе, где находится холодные страны Они расположены на полюсах – Северном и Южном. Их ещё называют снежным материком, но мы с вами поговорим об Арктике самой северной точке нашей родины.

-Чтобы узнать, кто живёт среди снегов и льда, и кого мы должны вернуть в Арктику, нужно отгадать загадку.

Загадка.

Сев на ледяную глыбу,

Я ловлю на завтрак рыбу.

Белоснежным я слыву

И на севере живу.

А таёжный бурый брат

Меду и малине рад. (Белый медведь)

-Правильно это белый медведь. Белый медведь – это самый крупный хищный зверь. Живёт он почти 40лет, а питается он рыбой, тюленями. Хотя белого медведя мы представляем себе сухопутным зверем, но большую часть жизни он проводит в воде. Да не просто в воде, а в ледяной воде Северного Ледовитого океана! Для человека при пребывании в воде с температурой 2-3 градуса Цельсия через 10-15 минут наступает смерть. А медведь весь день проводит, ныряя в воде с отрицательной температурой. И прекрасно себя чувствует! Так что же помогает ему не мёрзнуть?
Во-первых, у медведя очень толстый подкожный слой жира. Он достигает 10 см! Этот жир создаёт хорошую прокладку между ним и окружающей средой. И повышает плавучесть зверя в воде.
Во-вторых, у белого медведя чёрная кожа! Она прекрасно нагревается на солнце и помогает медведю быстро просыхать. А, в-третьих, шерсть у белого медведя вовсе не белая. Она совсем лишена окраски. И состоит из тонких полых трубочек. Это прекрасная теплоизоляция - медведь находится как бы в термосе, сохраняющем его тепло. А ещё шерсть медведя покрыта жиром и поэтому когда медведь вылезает на льдину из воды, он встряхивается и вода скатывается с шерсти и медведь остаётся сухой.

-Слушаем следующую загадку.

Растянулся среди льдин

Толстокожий господин.

В холодину, братцы,

Лезет он купаться.

Проведя в воде часы,

Вылез он на льдину,

Важно фыркает в усы,

Чешет ластой спину.

Важен, грозен, толстокож

Господин усатый. (Морж)

-Правильно, ещё один житель Арктики - морж. Морж – это тоже большое животное. Посмотрите, что есть у моржа.

У моржа есть туловище, голова, толстая шея, длинные клыки, широкие ласты, усы.

-Кожа моржа покрыта редкими жёсткими волосками, ласты помогают плавать и нырять. В ледяной воде он не замерзает, так как спасает моржа толстый слой подкожного жира. Моржи могут спать не только на берегу, но и в море. Во время сна они не тонут в воде. Моржи плохо видят, но у них хорошее обоняние. Они узнают по запаху о приближении опасности. Как вы думаете, чем моржи питаются? (Ответы детей)

-Правильно, моржи питаются рыбками, рачками.

-Отдыхать и спать моржи могут прямо в воде. Наполнив воздухом внутренние воздушные мешки, животное принимает, как бы положение стоя, и покачиваясь на волнах, как поплавок, и спит. Чем старше морж, тем длиннее у него клыки. На верхней губе у моржа находятся толстые длинные усы – вибриссы, похожие на щётку. С их помощью морж обследует дно в поисках пропитания, ведь на большой глубине, да ещё подо льдом, почти ничего не видно приходится искать на ощупь.

-А кто же еще живет в Арктике узнаем, когда отгадаем следующую загадку.

Этот житель круглый год

Лишь на Севере живет.

Он с ветвистыми рогами

И со стройными ногами.

А на ножках тех копыта,

Зверь хороший, не сердитый.

Мох жуёт он целый день.

Это северный … (Олень).

-Правильно, это северный олень. Дикие северные олени хорошо приспособлены к суровым условиям жизни.

Посмотрите на оленя, на его голову, она у него вытянутая. Что находится на его голове? (Длинные рога.)

- Тело покрыто волосяным покровом. Он защищает оленя от стужи. Особенно длинная шерсть на шее.

- У северного оленя крепкие ноги. На ногах широкие копыта которые не проваливаются в снег К зиме олени накапливают жир. Это помогает им переносить сильные морозы. В морозную погоду они сбиваются в плотные стада.

Чем же питаются северные олени? (Мхом, травой.)

- Правильно, лишайником, ягелем. Летом кормится всевозможными травами, грибами, побегами ив и берёз.

-Молодцы, ребята, ещё одного жителя мы с вами вернули в Арктику. Слушаем следующую загадку:

В Арктике кто живет,

Обожает снег и лёд?

Вместо плюшек и конфет

Рыбку кушает в обед.

Ловит он её весь день

С лёгкостью! Ведь он - (Тюлень).

-Правильно, тюлень. Тюлени хорошо приспособлены к жизни в воде. У них веретенообразное тело, короткая шея. Большую часть времени проводят в воде, быстро в ней передвигаются и ловко ныряют. Посмотрите на тюленя. Что у него вместо ног? (ответы детей)

- Верно, плавники, а не ласты. Передние плавники – вместо вёсел, а задние – как руль. Тело покрыто шерстью, состоящей из коротких жёстких волосков. Если тюлень – водное животное, то, как вы думаете, чем он питается? (ответы детей)

-Правильно, он питается рыбой, разными морскими животными.

-А почему детёныши Тюленя белого цвета, для чего им нужен белый окрас, как вы думаете? (Для того, чтобы быть незаметным для хищников.)

-Правильно, ведь мать приплывает к детёнышу один раз в день, чтобы покормить его молоком. Что спасает от холода тюленей? (От холода спасает толстая кожа и толстый слой жира.)

-Верно, молодцы!

-И так с этими заданиями мы справились и на нашей карте появились жители Арктики. А теперь, прежде чем мы приступим к выполнению следующих заданий, давайте немножко отдохнём и проведём разминку.

Физкульминутка «Мы идём!»

Мы идём, идём вперёд, – ( шагаем на месте).

Очень удивляемся. (пожимают плечами).

Справа лёд и слева лёд, (повороты головы).

Перед нами тоже лёд. (руки в стороны).

Где же он кончается? (пожимают плечами).

Дуют ветры ледяные, (машут руками).

Горы снежные, крутые (руки вверх, поднимаются на носки).

Там о лете не слыхали, (ладонь приставляют к уху).

Там согреешься едва ли… (обнимают себя).

Он не мал и не велик (разводят руки в стороны и сводят).

Этот снежный материк. (хлопают в ладоши).

-Идём дальше. Чтобы выполнить следующее задание, мы должны с вами посмотреть изображение следов животных Севера. Посмотрели? Запомнили, как выглядят следы животных? (Ответы детей)

-А теперь слушайте задание. На ковре разложены дорожки из следов разных животных. Мы сейчас с вами разделимся на три команды. По команде одна команда должна собрать следы оленя, вторая команда следы волка, а третья следы медведя.

-Молодцы ребятки, мы вернули на карту сразу нескольких зверей.

-А теперь садитесь за столы, мы с вами должны выполнить ещё одно последнее задание. На каждом столе лежат разрезные картинки с изображением разных животных (работа в подгруппах). Дети по команде собирают животное. На каждом столе лежит по конверту с картинками животных севера по количеству игроков. По мере окончания задания, дети Называют животное которое у них получилось. (Животные появляются на карте)

-А теперь давайте поиграем в игру « Кто лишний?»

(Морж, тюлень, бегемот, белый медведь)

(Песец, зебра, морж, тюлень)

-Ну вот и выполнили мы с вами все задания. Давайте вспомним какие животные живут в холодных странах?

- Чтобы вспомнить, что больше всего понравилось на севере, я вам сейчас загадаю загадки и посмотрю отгадаете ли вы их.

В бурном море поохотясь,

С белой пеной на боках

Из холодных вод выходим

Мы на ластах и клыках. (Моржи)

В океане тёмно – синем,

Лапой выудив моржа,

На полярной скользкой льдине

Я дрейфую не дрожа. (Белый медведь)

Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зелёный.

Любит снежные луга. (Олень)

-Как приспособились животные Севера к большим холодам? Почему они не замерзают? Что помогает животным выжить в этих суровых условиях:

- Толстый слой жира, густая шерсть,

- Широкие лапы, окраска меха.

- Молодцы, вспомнили .

- Что нового узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи в старшей группе на тему "Животные Севера"

Цель: Расширение знаний детей о животных Севера....

Конспект занятия по художественно- эстетическому развитию в старшей группе на тему: «Животные крайнего Севера» (Аппликация из ниток)

Развивать умение выполнять объёмное изображение с помощью шерстяных ниток, развивать пространственное мышление и воображение, закреплять умение работы с клеем, ножницами, бумагой, работать с шабл...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «Животные Севера».

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «Животные Севера»....

Конспект НОД по развитию речи для детей старшей группы по теме " Животные Севера и жарких стран"

Конспект НОД по развитию речи для детей старшей группы по теме «Животные Севера и жарких стран»Задачи:Образовательные:— систематизировать и закрепить знания о животных;&mda...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему "Животные севера"

Конспект занятия разработан для воспитателей старшей группы детского сада.Цель занятия: расширение представления детей о многообразии  животных севера, их особенностях, среде обитания и обра...

Конспект по экологическому развитию в старшей группе На тему «Морские обитатели»

Тема: «Морские обитатели»Цель: Расширять, углублять и закреплять знания детей об обитателях морей и океанов.Задачи:-Продолжать знакомить детей с морскими животными, некоторыми предста...

Конспект по экологическому развитию в старшей группе На тему «Домашние животные»

Цель: расширять представление детей о домашних животныхЗадачи:-выявление, обогащение и закрепление знаний детей о домашних животных, пользе, приносимой людям, местах обитания и профессиях людей, ...