Конспект по обучению грамоте в старшей группе На тему «Дикие животные»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Мусинова Яна Рустамовна

Цель: Систематизация и углубление представление о диких животных

Задачи:

1. Образовательные. Расширять представление детей о внешнем виде, образе жизни и жилищах лесных обитателей. Закрепление обобщающего понятия «дикие животные», умения дифференцировать дикие и домашние животные. Упражнять в умении называть детёнышей животных, в правильном назывании жилища; учить отвечать полными предложениями. Развивать умение анализировать, обобщать и сравнивать, делать выводы. Закрепление обобщающего понятия «дикие животные».

2. Развивающие. Воспитывать любознательность, доброту, любовь к окружающей природе, умение работать в коллективе, активность, самостоятельность. Развивать умение анализировать, обобщать и сравнивать, делать выводы, развивать доказательную речь, расширять знания детей о животном мире.

3. Воспитательные. Формирование интереса к природе, понимания поведения и повадок животных. Воспитания коммуникативных навыков, инициативности, навыков сотрудничества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dikie_zhivotnye.docx27.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 "Радуга" Кулундинского района Алтайского края, ул. Целинная 77

Конспект

по обучению грамоте

в старшей группе

На тему «Дикие животные»

Составила воспитатель: Мусинова Я.Р.

2024

Цель: Систематизация и углубление представление о диких животных

Задачи:

1. Образовательные. Расширять представление детей о внешнем виде, образе жизни и жилищах лесных обитателей. Закрепление обобщающего понятия «дикие животные», умения дифференцировать дикие и домашние животные. Упражнять в умении называть детёнышей животных, в правильном назывании жилища; учить отвечать полными предложениями. Развивать умение анализировать, обобщать и сравнивать, делать выводы. Закрепление обобщающего понятия «дикие животные».

2. Развивающие. Воспитывать любознательность, доброту, любовь к окружающей природе, умение работать в коллективе, активность, самостоятельность. Развивать умение анализировать, обобщать и сравнивать, делать выводы, развивать доказательную речь, расширять знания детей о животном мире.

3. Воспитательные. Формирование интереса к природе, понимания поведения и повадок животных. Воспитания коммуникативных навыков, инициативности, навыков сотрудничества.

Методы и приемы.

Игровое упражнение «Собрались все дети в круг», погружение в тему занятия, отгадывание загадок, беседа с детьми, рассказы детей, просмотр слайдов на тему «Животные и их жилища». «Как кричат дикие животные?», физкультминутка, зрительная гимнастика, пальчиковая гимнастика «У лисы в лесу глухом…», постановка проблемы и её решения: «Надо ли оставлять дикое животное жить в домашних условиях?», игровое упражнение с Лесовиком, Дидактическая игра «Найди детёныша», «Кто где живёт», «Чей хвост чья голова», «Угостим лесных зверей»,рассказ, разъяснение.

Интеграция образовательных областей:

Социально – коммуникативное, речевое развитие, физическое развитие.

Материалы и оборудование:

Ноутбук, интерактивная доска, презентация показ диких животных (лиса, медведь, белка, волк, ёж, заяц, насекомых и птиц

Ход занятия.

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

-Хорошо, ребята, присаживайтесь. Вы помните о каких животных мы с вани недавно говорили? (о домашних) Да, ребта, сегодня мы с вами тоже будем говорить о животных, но уже о других.

-Место, где живёт животное, называется его средой обитания. Если её уничтожить, то животное погибнет. Почти везде: на суше, в океане, в атмосфере и даже в вечных снегах обитают живые существа.

А какие вам известны живые существа? Ответы детей (домашние животные, дикие животные, птицы, насекомые, рыбы).

У нас сегодня необычное задание (интересная работа). Я сама не буду показывать вам картинки. Картинки будут появляться на экране. Но появятся они только в том случае, если вы отгадаете загадки про животных. (Отгадывание загадок про животных)

Просмотр слайдов на тему: «Животные и их жилища».

(Дети называют и просматривают слайды)

№1

Летом бродит без дороги

Между сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (Медведь)

-А что вы можете рассказать о медведе?

(Дети говорят что знают о медведе. Медведь большой, сильный, Коричневый. У него длинные когти, сильные лапы и тёплый мех. Цвет шубы медведь не меняет. Медведь зимует в берлоге, вход в берлогу зимой завален ветками и засыпан снегом. Только весной медведь просыпается. В холодную зиму медведь спит крепко, а в оттепель чутко. Питается медведь овсом, рыбой, муравьями, жуками, а ещё он большой сладкоежка любит мёд и ягоды.)

-А как называют дом медведя? (Берлога)

-Хотите посмотреть, как зимует медведь в берлоге? Посмотрите на экран. (дети смотрят на слайд со спящим в берлоге медведем)

-Вот так медведь спит в своей берлоге. Как вы думаете, ему тепло или холодно? Почему вы так думаете? (Мех тёплый. Вход ветками завален. Снегом сверху замело)

-Всю зиму спит медведь в берлоге. Рассмотрите медведя. Какой он, большой какие у него лапы?

-Познакомимся ещё с одним жителем леса.

№2

Эту хитрую плутовку,

Знают здешние леса.

Кто наводит страх на зайцев?

Это рыжая. (Лиса)

-Что вы можете рассказать о лисе? (У лисы рыжая пушистая шубка, маленькие ушки, остренькая мордочка, конечно, большой и пушистый роскошный хвост, которым она пользуется при резких поворотах как рулём, заметает следы, а ещё хвост ей служит покрывалом, когда она спит. У лисы чувствительный нос, при помощи которого она находит себе пищу. Лиса не меняет своей шубки она зимой и летом рыжая. Лиса очень хитрая. Живёт лиса в глубокой норе с несколькими выходами на случай опасности.)

-Молодцы. Рассмотрите лису, какая она, какой у неё хвост? Как называется дом лисички? (Нора)

Посмотрите на экране – это лисья нора. Вход в неё узкий, длинный. А внутри нора просторная, удобная

-Слушаем следющую загадку

№3

Кто на ветке шишку грыз

И бросал объедки вниз?

Кто по веткам ловко скачет

И в дупле орехи прячет? (Белка)

-Расскажите мне, что вы знаете о белке? (Белка маленького роста, у неё большой и пушистый хвост, который помогает ей прыгать с ветки на ветку, на ушках у неё кисточки, на лапках острые коготки, которые помогают ей цепляться за ветки, ещё у неё острые зубки. Белка от мороза прячется в дупле и хвостиком вход закрывает. Белка готовит корм на зиму, его она прячет в гнездо дупла деревьев, она сушит грибы, ягоды, шишки, орехи. Осенью белка, становится серебристо-серой, такая окраска помогает ей скрываться от врагов).

- Рассмотрите белку. Какая она, Какие у неё ушки и хвост, где живёт белка. Как называется её домик? (дупло)

-Почему белка так высоко дом свой делает? (Чтобы другие звери не достали)

№4

У бедняжки нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода кора. (Заяц)

-Что вы можете рассказать мне о зайце? (Зимой у зайца белая шуба, а весной он меняет её на серую. У него длинные уши и быстрые ноги которые спасают его от врагов маленький пушистый хвост. Нет у зайца дома, под кусточком поспал и убежал. Питается заяц молодыми ветками деревьев, капусту, морковь. Заяц к зиме запасов не готовит, он находит себе пищу и зимой. Заяц путает следы, чтобы спастись от врагов.)

-У медведя есть берлога, у лисы – нора, у белки — дупло, а где же зайка живёт? Какой у него домик?

-Давайте рассмотрим зайку. Какой он, какие у него ушки, ноги. Вспомните, какую шубу носит заяц зимой, и на какую меняет её весной?

№5

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки не одной.

(Еж)

-А что же вы знаете о ёжике? (Мордочка ежа вытянутая. Нос острый и постоянно влажный. Глаза круглые чёрные, уши маленькие, закруглённые. Ёжик темно - серого цвета, на теле ёжика находятся иголки. Растут иглы так же, как и волосы. На голове и брюхе растёт густая жёсткая шерсть. На лапах по пять пальцев, когти острые. Ёжик живёт в норе, и запасов на зиму не делает. Зимой ёжик спит, а весной просыпается. Питается ёжик грибами, ягодами корешками, а вот яблоки на спине носит чтобы спасаться от клещей которые очень беспокоят ёжиков. А яблоки выделяют яблочную кислоту которой очень бояться насекомые.)

Ёжик (просмотр слайда).

-Какая шубка у ёжик? Зачем ёж сворачивается в клубок? (Дети, спасаются, от врагов).

№6

На овчарку он похож,

Что ни зуб - то острый нож,

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк)

-Что же вы знаете о волке? (Волк сильный, смелый, умный. Всегда ходит в серой шубке. У волка длинный и протяжный вой. Волки живут стаями, дом называется логово. Их не зря называют санитарами – ведь, как правило, их жертвами становятся старые, больные или неопытные животные. Чаще всего волки охотятся на копытных животных. Когда мало пищи, волки едят лягушек, ящериц и жуков. Кроме мясной пищи волки охотно поедают фрукты, ягоды грибы, траву и листья. Волки очень выносливые они могут прожить без еды около двух недель.)

-О волке известно немало пословиц и поговорок: «Волка ноги кормят», «С волками жить – по-волчьи выть», «Волков бояться – в лес не ходить», «Как волка ни корми, он всё в лес смотрит».

-Посмотрите, у волка тоже есть дом, какой он? Его дом называется «логово».

-Вы рассмотрели всех животных. Скажите, что у них общего? (У всех животных есть голова, морда, туловище, лапы или копыта, хвост. Тело животных покрыто шерстью.)

-Тело всех ли животных покрыто шерстью? (У ежа иголки)

-Назовите всех животных, которых мы рассматривали и скажите, какие это животные? (заяц, волк, медведь, лиса. Белка).

-Чем дикие животные отличаются от домашних?

(Дикие животные живут в лесу и сами себе ищут еду, жилище. А домашние живут рядом с человеком, который их кормит и ухаживает за ними.)

-Каких ещё диких животных вы знаете которые живут в наших лесах? (Кабан, лось, барсук олень).

-Какие изменения в жизни животных происходят весной?

(Медведь просыпается и выходит из берлоги. Лиса чистит, ремонтирует старую нору или строит новую. Белка приводит в порядок гнездо или ищет новое дупло. Волчица ищет укромное место для своих детишек.)

- Ребята давайте с вами прогуляемся по лесной тропинки.

Физминутка

По тропинке мы пошли

Шишку нашли, подняли,

В корзину положили.

Дальше пошли, белке гриб нашли,

Подняли, белке бросили в дупло.

Опять пошли, заячьи следы нашли,

Присели, посмотрели.

Дальше пошли.

Вот мы шли, жёлуди нашли

Покормили кабана, дальше пошли.

Ой ребята посмотрите куда мы с вами попали? (В лес). Встречает сторож леса старичок Лесовичек.

Проходите ребята рад видеть вас. Я старичок Лесовичок сторож леса. У меня в гостях нужно быть внимательными и осторожными и слушать взрослых, чтобы не попасть в беду. У меня есть для вас стихотворение загадка, вам нужно отгадать (добавить названия детёныша).

-Послушайте, какое стихотворение расскажет вам старичок Лесовичок. Вы будете ему помогать? (да)

Игровое упражнение с Лесовиком (чтение стихотворения).

Как-то днём, простой тропой, Звери шли на водопой:

За мамой зайчихой прыгал….(Зайчонок.)

За мамой волчицей топал…(Волчонок)

За мамой лисицей крался….(Лисенок)

За мамой медведицей шёл …(Медвежонок)

За мамой бельчихой скакал….(Бельчонок)

За мамой ежихой плелся ….(Ежонок)

Лесовичок: Молодцы ребята справились с загадкой.

-Кого вы сейчас называли?(Детёнышей животных.)

Проблемная ситуация.

-Ребята, Лесовичок встретил своего знакомого охотника. Он ему рассказал, что когда он был на охоте и увидел на дороге слабого маленького серого волчонка. Взял его домой, лечил и кормил. И теперь, когда волчонок окреп, он мог бы его отнести в лес, но ему стало его жалко. Ведь он привык к нему и не хочет с ним расставаться. «Пусть поживёт у меня дома» - сказал охотник.

- Ребята, что делать? Оставить волчонка или отпустить в лес? (Отпустить в лес. Оставить, он уже привык к нему. Волчонку будет плохо без мамы. Волчонок дикое животное и должен жить в лесу) Мы вернёмся к этому вопросу в конце занятия.

Лесовичок: Я хочу проверить ваши знания, на сколько хорошо вы знаете о диких животных.

Игра: "Кто, где живёт?"

-Нужно назвать дикого животного и его жилище.

(Медведь спит в берлоге. Волк живёт в логове. Лиса живёт в норе. Белка живёт в дупле. Заяц живёт под кустиком)

-Молодцы и с этим заданием вы справились.

Игра: «Чей хвост»

-Наовите каому живоному пренадлежит хвост.

Игра «Четвёртый лишний»

(Картины с изображением зверей птиц и насекомых). Кто здесь лишний?

(Звери, птицы, насекомые)

Игра: «Угостим лесных зверей».

- Давайте, вспомним чем любят полакомиться лесные звери.

Мясо - Волку, лисе, медведю и т. д.

Овощи - ёж, заяц

Фрукты - белка, лиса, ёж

Рыбу - медведь, лиса….

Грибы - ёж, белки, лисы, волки…

Ягоды - медведь, лисы, зайцы…

Итог занятия:

-Мы сегодня много говорили, о каких животных? Ребята, что мы посоветуем охотнику? Оставить волчонка или отпустить на волю?

Ответы детей.

Воспитатель. Я считаю, что дикие животные обязательно должны находиться в той среде обитания, в которой они будут чувствовать себя комфортно.

Нуждаются ли дикие животные в нашей помощи?

М. Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца. Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы. В горах, в лесах разные ценные животные - будем охранять леса и горы. Рыбе нужна вода, птице - воздух, зверю - лес, горы, а человеку нужна родина и охранять природу - значит охранять родину!»

Лесовичек: Молодцы ребята вы сегодня очень хорошо работали, справились со всеми заданиями, которые я вам предложил. Ребята для вас я приготовил маленькие подарки, перед вами две корзины: Солнышко Радости и Солнышко Грусти. Возьмите такое солнышко, какое у вас настроение.

Я очень рад, что у вас у всех хорошее настроение, и это солнышко радости пусть всегда будет вместе с вами. А сейчас давайте мы с вами попрощаемся ребята.

Лесовичек: Да новых встреч.

А сейчас мы отправляемся домой по нашей лесной тропинке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»...

Конспект по развитию речи в старшей группе на тему "Дикие животные весной"

Дать представление об изменениях в жизни диких животных весной....

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему "Дикие животные"

Тема: «Дикие животные».Цель: закрепить знания детей о диких         животных, их детенышах, о месте проживания.ЗАДАЧИ:Образовательные:- Уточнить представ...

Конспект НОД по апплекации в старшей группе на тему: "Дикие животные" "Царь леса"

Конспект НОД по апплекации в старшей группе на тему: "Дикие животные" "Царь леса"...

Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему: «Дикие животные»

Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему: «Дикие животные»...

Конспект по обучению грамоте в старшей группе На тему «Урок грамоты в лесной школе»

Тема: «Урок грамоты в лесной школе»Задачи:-закрепить знание гласных и согласных звуков, умение их дифференцировать на твёрдые и мягкие согласные, упражнять в звуковом анализе слов; де...