Конспект по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Знакомство с буквой Бб»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Черникова Светлана Анатольевна

Материал для педагогов ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект по обучению грамоте в старшей группе на тему:

«Знакомство с буквой Бб»

Задачи: знакомство со звуками [б], [б’], буквой Бб. Формирование понятий о твердости-мягкости, звонкости-глухости согласных звуков. Совершенствование навыка чтения слогов и слов с новой буквой. Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза слов, мышления, общей и тонкой моторики, координации речи с движением. Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельность, инициативность, ответственность.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Педагог: ребята, сегодня у нас в гостях клоуны БИМ и БОМ, которые приготовили для вас разные задания и хотят вместе с вами заниматься и чему учится.

2.Основная часть

Педагог. Посмотрите внимательно на картинки, которые лежат перед вами. Могут сесть те дети, у кого на карточках предметы, в названиях которых есть звук [б].

Педагог. Что за предметы у вас на картинках?

1-й ребенок. Барабан.

2-й ребенок. Бочка.

3-й ребенок. Бусы.

Педагог. Правильно. А почему не сел Петя? Что у тебя на картинке?

4-й ребенок. У меня пушка. В этом слове нет звука [б].

Педагог. Верно. Все молодцы. Сегодня мы будем учится различать звук [б] c другими звуками, познакомимся с буквой б, почитаем и поиграем.

Игра «Подними кружок». 

Педагог. Произнесите звук [б].

Дети произносят звук.

Педагог. Обратите внимание, когда мы произносим этот звук, мы смыкаем губы. Значит, для прохождения воздуха есть преграда из губ. Как вы думаете, звук [б] гласный или согласный?

Дети. Согласный.

Педагог. Верно. Его нельзя петь. И во рту есть преграда. Это губы.

Каким кружком мы будем обозначать этот звук?

Дети. Синим.

Педагог. Правильно. Поэтому возьмите в руки по одному синему кружку. Вы будете их поднимать тогда, когда услышите звук [б]. Слушайте меня внимательно.

Для упражнения используется следующий материал: а, б, п, б, м, т, б, н, б, к; ат, об, ин, ба, бу, ты, бо, по; бык, бак, мак, суп, банан, каблук, бумага, палка.

Молодцы! Вы были очень внимательными.

Упражнение «Кто скорее?» 

Педагог. А сейчас новая игра. Она называется «Кто скорее?» Я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно. Кто скорее сообразит, тот и получит фишку. У победителя должно быть фишек больше всех. О, б. Что получилось?

Педагог. Верно. Получи фишку. У, б.

Педагог. Правильно. Возьми фишку.

Аналогично проводится работа по синтезу слогов и слов: ба, бо, бу, бак, бок.

Педагог. Чудесно! У кого же накопилось фишек больше всех?

Работа по букварю. (Педагог раздает детям буквари)

Педагог. Посмотрите на картинку в верхней части страницы. Я прочитаю вам стихотворение к ней.

Бэллочка и Боря, сидя на заборе,

Булочки, баранки ели спозаранку.

В каких словах этого стихотворения есть звук [б]?

Дети. Бэллочка, Боря, заборе, булочки, баранки.

Педагог. Посмотрите на картинку над стихотворением. Кого вы видите на ней?

Дети. Это Бэллочка и Боря.

Педагог. Правильно. А теперь посмотрите на буквы слева от картинки.

Это большая и маленькая буквы Бб. Под ними вы видите два кружка. Это значит, что буква Б обозначает два звука [б] и [б’]. Синим кружком обозначают твердый согласный звук [б], а зеленым — мягкий согласный звук [б’]. В русском языке много букв, которые обозначают по два звука. Например, буква П обозначает звуки [п] и [п’] а буква Н — звуки [н] и [н’]. Буква К обозначает звуки [к] и [к’] а буква М — звуки [м] и [м’]. Теперь мы с вами будем учиться узнавать и различать твердые и мягкие согласные звуки. Но это еще не все из того, что вы узнаете сегодня о согласных звуках. Произнесите звук [б] и в это время прижмите ладонь к горлышку.

Дети выполняют задание.

Педагог. Шумно или тихо в горлышке при произнесении звука [б]?

Дети. Шумно.

Педагог. Это значит, что звук [б] — звонкий. А теперь произнесите звук [п] и в это время прижмите ладонь к горлышку.

Педагог. Шумно или тихо в горлышке при произнесении звука [п]?

Дети. Тихо.

Педагог. Это значит, что звук [п] — глухой. Все согласные в русском языке делятся на звонкие и глухие.

А теперь посмотрите на картинку в нижней части страницы. Сначала назовите предметы, названия которых начинаются со звука [б], а потом — со звуком [б’].

Дети. Ботинки, барабан, баран, булка, бананы; бинокль, белка, бидон.

Педагог. Молодцы. Теперь давайте почитаем, что написано в зеленой рамке. (Дети читают)

Педагог. Очень хорошо. Посмотрите на слоги под рамкой. Прочитайте их.

Дети. Ба, бо, бу, би.

Педагог. Посмотрите: под первым слогом нарисованы синий и красный

кружки. Что они обозначают?

Дети. Синий кружок обозначает звук [б], а красный — звук [а].

Педагог. А кружки под вторым слогом?

Дети. Синий кружок обозначает звук [б], а красный — звук [о].

Педагог. Какие кружки вы нарисуете под слогом бу?

Дети. Синий и красный.

ФИЗМИНУТКА

Работа в тетради

Педагог приглашает детей за столики, раздает им тетради, ставит на столики контейнеры с карандашами.

Педагог. Посмотрите на левую страницу. Вы видите большую и маленькую буквы Бб. Раскрасьте обе буквы. Каким карандашом вы их раскрасите и почему?

Дети. Синим. Это согласная буква.

Педагог. Верно. Какие картинки вы видите рядом с буквой? Обведите синим карандашом те предметы, в которых звук б-твёрдый, а зелёным-мягкий.

3.Подведение итогов.

-С какой буквой познакомились?

-Какое задание сложное?

-Какое понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого показа ООД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Знакомство со звуками З-Зь и буквой З».

В материале представлен конспект открытого показа организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Знакомство со звуками З-Зь и...

Открытое занятие обучение грамоте в старшей группе на тему: "Знакомство со звуком и буквой П"

Современная начальная школа требует от будущих первоклассников развитого фонематического слуха, умения производить звуковой и слоговой анализ слов, предложений, читать слова, простые предложения и тек...

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: "Знакомство с звуком [А]"

Методическая разработка Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: "Знакомство с звуком [А]"...

Конспект итоговой ООД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе на тему: «Знакомство с буквой «Я»».

Тема: «Знакомство с буквой «Я».Основная образовательная деятельность: развитие речи.Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.Цель: по...

Конспект занятия по обучению грамоте в логопедической группе на тему: «Знакомство с звуком Л, Ль. Буквой Л.»

Данный конспект познакомит дошкольников с новыми звуками и буквой. Научит правильно произносить звук , дифференцировать его на слух и в произношении, пополнить словарный запас детей словами с изу...