Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: "Знакомство с звуком [А]"
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа)

Андронова Светлана Геннадьевна

Методическая разработка Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: "Знакомство с звуком [А]"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

логопедического занятия по обучению грамоте

в старшей группе на тему:

«Знакомство со звуком [А]»

Цели:

-  познакомить детей со звуком [А];

-  уточнить артикуляцией звука [А];

-  учить выделять звук [А] из начала слов;

-  учить давать характеристику звуку;

-  учить согласованию существительных с числительными;

-  закреплять умение образовывать множественное число существительных;

-  развивать слуховое внимание;

-  воспитывать чувство успешности и значимости;

-  воспитывать навыки самоконтроля, произвольной регуляции деятельности

Материал:

Раздаточный:

- картинки (лежат на столах на тарелочках): арбуз, аист, акула, апельсин, автобус, кит, кот, утюг, колесо, улитка;

- символы звука [А] на палочках (большой круг красного цвета);

- красные ниточки на тарелочках;

- индивидуальные зеркала

Демонстрационный:

- кукла; картинки: аист, акула, апельсин, автобус (по пять штук);

- символ звука [А] - большой круг красного цвета

Используемые современные технологии:

- ТРИЗ;

- здоровьесберегающие технологии;

- динамическая пауза;

- положительная оценка

Ход занятия:

1. Организационная часть:

Учитель-логопед: Ребята сегодня к нам пришла гостья, которая поможет нам познакомиться с одним звуком. Что бы узнать, кто эта гостья, вам надо отгадать загадку:

Я хорошая игрушка,
Буду девочкам подружкой.
Я могу сидеть в коляске,
Закрывать умею глазки.
Я прошу меня любить,
Не ронять меня, любить.

Дети: Это кукла.

Учитель-логопед: Правильно, это кукла!

(вноситься игрушка-кукла)

2. Практическая часть:

Учитель-логопед: Молодцы! Куклу зовут Аня.  Аня хочет нас познакомить со своим главным звуком. Это звук, на который начинается ее имя Аня. Какой это звук?

Дети: Это звук [А].

Учитель-логопед: Правильно. Имя Аня начинается на звук [А]. Давайте возьмем нашу волшебную ниточку красного цвета и посмотрим, как долго мы сможем произносить звук [А].

Дети: «Протянув» ниточку, делают вывод, что звук поется, тянется, преграды во рту нет.

Учитель-логопед: Ребята, звуки, которые долго произносятся, называются «гласными» и обозначаются красным цветом.

Учитель-логопед: Возьмите, пожалуйста, зеркала и скажите, что делают наши губы, когда мы произносим звук [А]?

(дети, глядя в зеркала, определяют положение губ

при произнесении звука [А])

Учитель-логопед: Когда мы произносим звук [А], наши губы становятся похожи на большой круг, поэтому этот звук мы будем обозначать большим кругом красного цвета.

(выкладывается символ звука [А])

Упражнение «Поймай звук»

Учитель-логопед: Кукла Аня предлагает вам поиграть со звуком [А]. Я сейчас буду называть разные звуки, а если вы услышите звук [А], то поднимайте карточку с символом звука [А].

Дети: Выполняют задание.

Учитель-логопед: Попробуем усложнить задание. Я закроюсь экраном, чтобы вы не видели, как работают мои губы, а вы слушайте звук [А]. Если услышите звук [А], то поднимайте карточку с символом звука [А].

Дети: Выполняют задание.

(на столах у детей символы звука [А] на палочке)

Упражнение «Определение слов, начинающихся на звук [А]

Учитель-логопед: Аня принесла картинки. У вас на тарелочках лежат по две картинке. Положите их перед собой, рассмотрите. Из двух картинок вам нужно выбрать одну. У меня тоже есть две картинки и на своём примере я покажу, как надо выбирать картинку.

(на ковролине картинки – «арбуз» и «колесо»)

Учитель-логопед: Я выбираю «арбуз», потому что слово «арбуз» начинается на звук [А].

Дети: Выбирают картинки, обосновывая свой выбор.

(у детей пары картинок: аист-кит, акула-кот, апельсин-утюг,

автобус-улитка. У логопеда: арбуз-колесо).

Динамическая пауза

Учитель-логопед: Кукла Аня предлагает вам поиграть в игру.

Раз, два, три, четыре.                            (шаги на месте)

Апельсин дадим мы Ире.                     (руки вперед, ладонями вверх)

Пять, шесть, семь, восемь,                   (шаги на месте)

Ананас у Сени спросим.                       (руки вперед, ладонями вверх)

Девять, десять – завернем,                   (моталочка руками)

Его Боре отнесем.                                 (наклон вперед, руки тоже вперед,

                                                                 ладонями вверх)

Вот на грядке посмотри:                       наклон вперед, дотронуться руками

                                                                 до пола)

Есть арбузы -                                         (руки вытянуть вперед и округлить,

                                                                 затем развести в стороны)

Раз, два, три.                                          (сцепить округленные руки перед собой,

                                                                 поднять их вверх, развести в стороны)

А на ветке – абрикос.                            (потянуться вверх руками)

Он на солнце так подрос!                     (развести руки в стороны)

Ты за ним тянись, тянись,                     (подняться на носочки, потянуться

                                                                  руками вверх)

Но смотри не оступись.                         (быстро присесть)

                                                                                   

Игра с мячом «Назови много»

Учитель-логопед: Я буду кидать вам мячик и называть предмет, когда он один, а вы, возвращая мне мяч, называете, когда их много. Только я вам буду называть слова, которые начинаются на звук [А]. Например: аист-аисты, акула-акулы, апельсин-апельсины, автобус-автобусы и т.д.

Упражнение «Посчитай»

Учитель-логопед: Ребята, кукла Аня еще маленькая, и не умеет считать. Но очень хочет научиться. А вы умеете считать?

Дети: Умеем.

Учитель-логопед: Научим Аню? Я буду показывать предметы, а вы сосчитайте их.

(на ковролин поочередно выставляются картинки:

аисты (акулы, апельсины, автобусы): один, два, три, четыре, пять)

Дети (считают): 1 аист, 2 аиста, 3 аиста, 4 аиста, 5 аистов.

(затем дети считают акул, апельсины, автобусы)

Упражнение «Договори словечко»

Учитель-логопед: Перед вами лежат картинки, которые вы выбрали, выполняя задание: аист, акула, апельсин, автобус. Сейчас они нам пригодятся. Я буду произносить предложения и загадывать загадки, в которых потерялось последнее слово. Ваши картинки будут подсказками,

Учитель-логопед: Я видела в деревне на крыше дома гнездо … (аиста)

                                В море мы видели … (акулу)

                                С виду он как рыжий мяч,

                                Только вот не мчится вскачь.

                                 В нем полезный витамин – это спелый … (апельсин)

                                 Что за чудо этот дом?

                                 Окна светлые кругом.

                                 Носит обувь из резины,

                                 И питается бензином … (автобус)

Дети: Договаривают подходящее слово.

3. Заключительная часть:

Учитель-логопед: С каким звуком мы сегодня познакомились? Какой это звук? Молодцы. Вы правильно выполняли все задания, помогли кукле Ане. Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему "Звук У".

В приложенном файле представлен конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: "Звук У". Он включает в себя цели и задачи, оборудование и ход занятия. К ко...

Конспект Фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе. На тему: «Путешествие в страну гласных звуков.»

Коррекционно-образовательные задачи: уточнять понятие «гласный звук»,учить различать и четко артикулировать гласные звуки [А,У,И,О,Ы ], определять наличие изолированного гласного звука в словах,...

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему "Звук Т".

Конспект разработан с применением ИКТ технологий. К нему прилагается презентация....

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: Наши помощники - звуки С и Ш

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: Наши помощники - звуки С и Ш...

Открытое занятие обучение грамоте в старшей группе на тему: "Знакомство со звуком и буквой П"

Современная начальная школа требует от будущих первоклассников развитого фонематического слуха, умения производить звуковой и слоговой анализ слов, предложений, читать слова, простые предложения и тек...

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.Тема: «Мы построить дом хотим»Цель: развитие фонематических процессов.За...