Проект "Воздух - невидимка" 27 мая 2025 г
проект по окружающему миру (средняя группа)

Николаева Любовь Борисовна

Цель :

раскрыть понятие «воздух», его свойства (прозрачен, невидим, не имеет запаха, с его помощью дышат люди, животные и растения), роль воздуха в жизни человека, животных и растений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Паспорт проекта587.37 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт краткосрочного проекта «Воздух –невидимка».

Автор проекта: Николаева Любовь Борисовна. 27 мая 2025 г

Актуальность.

Воздух – это волшебник, который способен совершать много чудес. Он может поднять с морского дна затонувший корабль, сделать возможным плавный полет дирижабля и стремительное движение самолетов. Дошкольник прожил на свете уже несколько лет и привык встречаться с воздухом везде. Но научиться самостоятельно, изучать его свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался ребенку еще не по силу. Взрослые привыкли передавать ребенку знания в основном через глаза и уши. А вот если они проходили через руки, через деятельность, то мы смогли бы подарить каждому ребенку радостное удивление, пытливый анализ, первый окрыляющий успех естествоиспытателя. Развить у ребенка внимание, мышление, речь. Пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытие и увлекаться наша задача. В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование

Участники проекта:

Воспитанники средней группы .

Воспитатель.

Родители.

Время проведения: неделя

Тип проекта: информационно-исследовательский.

Образовательная область: Познавательная. Развитие речи. Художественно – эстетическое.

Цель проекта: 

раскрыть понятие «воздух», его свойства (прозрачен, невидим, не имеет запаха, с его помощью дышат люди, животные и растения), роль воздуха в жизни человека, животных и растений.

Задачи проекта:

1.Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха посредством организации опытно-экспериментальной деятельности.    

 2.Рассказать детям о значении воздуха в жизни человека и других живых организмов.   

3. Развивать интерес к познавательной деятельности, высказывать свои предложения, мнения .

Организация проекта:

1 этап. Подготовительный

Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы.

Играя в группе с мыльными пузырями, надувая воздушные  шары к празднику детям стало интересно, почему надуваются шары и мыльные пузыри. Что помогает их надувать? Как это все происходит? В ходе размышлений и беседы дети выявили проблему: «Что такое воздух?» «Откуда он берется?»        В соответствие с проблемой, дети вместе с воспитателем поставили задачи дальнейшего исследования проблемы:

1)Узнать про воздух, как можно больше.

2) Провести опыты с воздухом.

      Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.

Создание технической базы для детского экспериментирования:

 Основное оборудование: ёмкости для игр с водой разного объёма и формы;

 природный материал: камешки, песок, утилизированный материал: кусочки кожи, воздушные шары, пакеты

 Работа с родителями:

 Анкетирование.

 Оформление папок – передвижек, папок – раскладушек.  Подбор художественного слова, загадок.

Выставка рисунков. Индивидуальные беседы.

Оформление родительского уголка, размещение статей, консультации, рекомендации по теме проекта

2 этап

Организация исследования в рамках проекта.

 1. Познавательные занятия.

 2. Наблюдения.

 3.Беседы

  4.Опыты и эксперименты.

    Связь с другими видами деятельности: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская (самостоятельные опыты)

коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы, Конструирование, ручной труд

  Рассматривание иллюстраций, книг, видеоматериала по данной проблеме

 Домашнее задание: подбор иллюстраций, поговорок, стихотворений.

 Оформление выставки рисунков «Воздух –невидимка».

3 этап.

Презентация результатов исследовательской деятельности.
1
) Оформление картотеки занимательных опытов и экспериментов с воздухом
2) Творческая презентация с участием детей «Эксперименты с воздухом».

3) Открытое занятие «Что мы знаем о воздухе».

Практическая значимость проекта.

Для общества – ребенок, овладевающий навыками поисково-исследовательской деятельности, способен самостоятельно решать возникающие задачи, что и необходимо для дошкольного обучения.

Для ребенка – развитие познавательных навыков, личностных качеств.

После проведения всех опытов, бесед, посвященных изучению воздуха у детей стойко сформировалось представление о таких понятиях, как воздух, свойствах воздуха.

Многочисленные опыты вызывали у детей познавательную активность, любознательность и стремление к самостоятельному познанию и размышлению.

В результате проведенной совместно с детьми деятельностью по проекту были:

 Опровергнуты две гипотезы: «Воздух невидим потому, что его нет» и «Мы не можем потрогать воздух потому, что он не предмет».

 Подтверждены следующие высказывания детей: «Воздух можно поймать, он может двигать предметы, может быть холодным и теплым». Дети уяснили и закрепили для себя, что все пространство вокруг заполнено воздухом и, что без него не будет жизни на Земле, воздух есть жизнь.

Ожидаемый результат.

Дети заинтересованы в участии экспериментальной деятельности с воздухом;

 Создают индивидуальные и коллективные рисунки о воздухе, используя разный материал (трубочки, фломастеры и т.п);

  Собирать и обобщать факты, формулировать и представлять собственную точку зрения (самостоятельно и с помощью взрослых);

 Выполняют правила и соблюдают нормы поведения в экспериментальной деятельности с воздухом, соблюдая правила безопасности.

Занимательные опыты с воздухом.

Опыт №1. Способ обнаружения воздуха, воздух невидим 

      Цель:   Доказать, что банка не пустая, в ней находится невидимый воздух.

      Оборудование:

1.     Пустая стеклянная банка 1,0 литр.

2.     Бумажные салфетки – 2 штуки.

3.     Маленький кусочек пластилина.

4.     Кастрюля с водой.

      Опыт:  Попробуем опустить в кастрюлю с водой бумажную салфетку. Конечно, она намокла. А теперь при помощи пластилина закрепим точно такую же салфетку внутри банки на дне. Перевернем банку отверстием вниз и аккуратно опустим в кастрюлю с водой на самое дно. Вода полностью закрыла банку. Аккуратно вынимаем ее из воды. Почему же салфетка осталась сухой? Потому что в ней воздух, он не пускает воду. Это можно увидеть. Опять таким же образом опускаем банку на дно кастрюли и медленно наклоняем ее. Воздух вылетает из банки пузырем.

      Вывод:   Банка только кажется пустой, на самом деле – в ней воздух. Воздух невидимый.

Опыт №2. Способ обнаружения воздуха, воздух невидим .

 Цель: Доказать, что мешочек не пустой, в нем находится невидимый воздух.

 Оборудование:

1. Прочный прозрачный полиэтиленовый мешок.

2. Мелкие игрушки.

      Опыт: Наполним пустой мешочек разными мелкими игрушками. Мешочек изменил свою форму, теперь он не пустой, а полный, в нем – игрушки. Выложим игрушки, расширим края мешочка. Он опять раздулся, но мы ничего не видим в нем. Мешок кажется пустым. Начинаем скручивать мешочек со стороны отверстия. По мере скручивания мешочек вздувается, становится выпуклым, как будто он наполнен чем-то. Почему? Его заполняет невидимый воздух.

      Вывод: Мешочек только кажется пустым, на самом деле – в нем воздух. Воздух невидимый.

Опыт №3. Невидимый воздух вокруг нас, мы его вдыхаем и выдыхаем. 

      Цель:Доказать, что вокруг нас невидимый воздух, который мы вдыхаем и выдыхаем.

      Оборудование:

1.     Стаканы с водой в количестве, соответствующем числу детей.

2.     Коктейльные соломинки в количестве, соответствующем числу детей.

3.     Полоски легкой бумаги (1,0 х 10,0 см) в количестве, соответствующем числу детей.

      Опыт: Аккуратно возьмем за краешек полоску бумаги  и поднесем свободной стороной поближе к носикам. Начинаем вдыхать и выдыхать. Полоска двигается. Почему? Мы вдыхаем и выдыхаем воздух, который двигает бумажную полоску? Давайте проверим, попробуем увидеть этот воздух. Возьмем стакан с водой и выдохнем в воду через соломинку. В стакане появились пузырьки. Это выдыхаемый нами воздух. Воздух содержит много веществ, полезных для сердца, головного мозга и других органов человека.

      Вывод: Нас окружает невидимый воздух, мы его вдыхаем и выдыхаем. Воздух необходим для жизни человека и других живых существ. Мы не можем не дышать.

Опыт №4. Воздух всегда в движении. 

      Цель: доказать, что воздух всегда в движении.

      Оборудование:

1.  Полоски легкой бумаги (1,0 х 10,0 см) в количестве, соответствующем числу детей.

2.  Иллюстрации: ветряная мельница, парусник, ураган и т.д.

3.  Герметично закрытая банка со свежими апельсиновыми или лимонными корками (можно использовать флакон с духами).

      Опыт: Аккуратно возьмем за краешек полоску бумаги и подуем на нее. Она отклонилась. Почему? Мы выдыхаем воздух, он движется и двигает бумажную полоску. Подуем на ладошки. Можно дуть сильнее или слабее. Мы чувствуем сильное или слабое движение воздуха.  В природе такое ощутимое передвижение воздуха называется - ветер. Люди научились его использовать (показ иллюстраций), но иногда он бывает слишком сильным и приносит много бед (показ иллюстраций). Но ветер есть не всегда. Иногда бывает безветренная погода. Если мы ощущаем движение воздуха в помещении, это называется – сквозняк, и тогда мы знаем, что наверняка открыто окно или форточка. Сейчас в нашей группе окна закрыты, мы не ощущаем движения воздуха. Интересно, если нет ветра и нет сквозняка, то воздух неподвижен? Рассмотрим герметично закрытую банку. В ней апельсиновые корочки. Понюхаем банку.Мы не чувствуем запах,потому

что банка закрыта и мы не можем вдохнуть воздух из нее

 (из закрытого пространства воздух не перемещается). А сможем ли мы вдохнуть запах, если банка будет открыта, но далеко от нас? Воспитатель уносит банку в сторону от детей (приблизительно на 5 метров) и открывает крышку. Запаха нет! Но через некоторое время все ощущают запах апельсинов. Почему? Воздух из банки переместился по комнате.

      Вывод:  Воздух всегда в движении, даже если мы не чувствуем ветер или сквозняк. 

Опыт №5. Воздух содержится в различных предметах .

      Цель: Доказать, что воздух находится не только вокруг нас, но и в разных предметах

      Оборудование:

1.  Стаканы с водой в количестве, соответствующем числу детей.

2.  Коктейльные соломинки в количестве, соответствующем числу детей.

3.  Стеклянная кастрюля с водой.

4.  Губка, кусочки кирпича, комки сухой земли, сахар-рафинад.

      Опыт: Возьмем стакан с водой и выдохнем в воду через соломинку. В стакане появились пузырьки. Это выдыхаемый нами воздух. В воде мы видим воздух в виде пузырьков. Воздух легче воды, поэтому пузырьки поднимаются вверх. Интересно, есть ли воздух в разных предметах?

Предлагаем детям рассмотреть губку. В ней есть отверстия. Можно догадаться, что в них воздух. Проверим это, опустив губку в воду и слегка надавив на нее. В воде появляются пузырьки. Это – воздух. Рассмотрим кирпич, землю, сахар. Есть ли в них воздух? Опускаем поочередно эти предметы в воду. Через некоторое время в воде появляются пузырьки. Это воздух выходит из предметов, его вытеснила вода

      Вывод: Воздух находится не только в невидимом состоянии вокруг нас, но и в различных предметах.

     Опыт №6 Плавающий апельсин. 

 Цель: Доказать, что в кожуре апельсина есть воздух.

 Оборудование:

1.  2 апельсина.

2.  Большая  миска с водой.

Опыт: Один апельсин положим в миску с водой. Он будет плавать. И даже, если очень постараться, утопить его не удасться. Очистим второй апельсин и положим его в воду. Апельсин утонул! Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает! Почему? В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет.

 Вывод: Апельсин не тонет в воде, потому что в его кожуре есть воздух и он удерживает его на поверхности воды.

Консультация для родителей.

Опыты с воздухом, которые можно провести с ребенком дома!

Уважаемые родители!

   Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение

им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способа

ми практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.

   Простые опыты помогут вашему ребенку приобрести элементарные естественнонаучные представления об окружающем мире. Он познакомится

с различными свойствами веществ: растворимостью, их взаимодействием и превращениями – замерзанием воды и таянием льда, кипением воды; с основными физическими явлениями: магнитным и земным притяжением, электричеством, отражением и преломлением света.

   Поэтому мы рекомендуем: выделить ребенку в комнате уголок для проведения опытов, помогите найти коробочку для хранения необходимых материалов, требуйте, чтобы на рабочем месте был порядок, опыты с огнем и острыми предметами проводите обязательно вместе.

  Уважаемые родители! Мы предлагаем вашему вниманию несколько опытов

с воздухом ,которые можно провести с ребенком дома.

Можно ли без воздуха чувствовать себя хорошо?

Давайте проверим?

Зажмите нос и рот? (Мы чувствуем себя плохо).

Значит для чего нужен воздух ?(чтобы дышать)

Он невидимка, волшебник.

А как мы узнаем, есть воздух вокруг нас?(Мы должны его почувствовать)

Подуем на ладошку, что мы чувствуем(холод).

Помашите листочком бумаги на себя? Что мы сейчас почувствовали (ветер).

Значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение.

       Кинешь в речку не тонет

       О стенку не стонет

       Будем оземь кидать

       Будет кверху летать (мяч)

Какой удивительный предмет. В речке не тонет, высоко скачет. И играть

с ним одно удовольствие. Почему же он такой, у него внутри (воздух).

Вот видите с воздухом можно играть.

Опыт 1

Дуем через соломинку, вначале тихо. Что мы увидим в стакане (пузырьки).

Что с ними происходит? Они поднимаются вверх? А почему (потому что

они легкие).

Опыт 2

Что это стакан? Посмотрите, есть в нем что-нибудь (нет). Нужно проверить!

Опустить стакан в тазик с водой, дном вверх. Вода в стакан не заходит. По

чему? (потому что там есть воздух и он не пускает воду). Значит и здесь

есть воздух.

Опыт 3

Камешки опустить в банку с водой. Что мы увидим? Он утонет. А деревянный

брусок в воде не тонет. Значит воздух есть везде, только где-то его больше

а где-то меньше.

Из этих опытов можно сделать вывод:

Воздух есть везде – вокруг нас в воде. Эго можно увидеть, поместив перевернутый вверх дном стакан в воду. Вода не войдет полностью в стакан, ей помешает воздух. Он прозрачный, легкий, не заметный. Воздух необходим нам для жизни, мы им дышим. Он имеет вес. Если надуть целлофановый пакет и положить его на весы, стрелка весов отклониться, значит, воздух имеет вес.

 Картотека опытов с воздухом .

1. «Воздух существует!»

Сомните лист бумаги и затолкайте его в стакан так, чтоб он не падал при переворачивании стакана. Погрузите стакан полностью под воду, держа его вниз отверстием. Достаньте стакан. Проверьте, намокла ли в нем бумага? Бумага в стакане остается сухой.

Вода не может заполнить перевернутый стакан, потому что он уже заполнен воздухом. «Пустой» стакан полон воздуха. Воздух – газ. Он не имеет размера и формы, но может заполнить любое пространство

Вывод: Воздух существует!

2. «Воздух – невидимка»

Пусть ребята положат ладошку на грудь и почувствуют, как грудная клетка поднимается при вдохе и опускается при выдохе. Это входит и выходит воздух, которым мы дышим.

Предложите детям ладошками зажать рот и нос, а сами посчитайте вслух, сколько времени (в условных единицах) они могут не дышать. Воздух есть везде: и в группе, и у нас дома, и на улице, просто мы его не видим, но знаем, что он всегда вокруг нас. Воздух никто не видит, поэтому его и называют «невидимка».

Вывод: Человеку необходим воздух, что бы жить. Воздух бесцветный, прозрачный (через него всё видно).

3. «Воздух не имеет вкуса»

Предложите детям вдохнуть ртом воздух.

Вывод: Воздух – безвкусный.

4. «Воздух не имеет запаха»

Предложите детям вдохнуть носом воздух. Затем возьмите лимон, чеснок, одеколон и предложите ребятам поочерёдно попробовать почувствовать запахи,

которые распространяются по помещению.

Вывод: Чистый воздух не имеет собственного запаха, но может запахи передавать.

5. «Мы дышим воздухом»

Возьмите стаканы с водой и соломинки для коктейля, и пусть дети выдыхают воздух через соломинку в воду. В стакане появятся пузырьки воздуха. Это выходит воздух из наших лёгких. Чем больше воздуха, тем больше пузырей.

Вывод: Мы дышим воздухом.

6. «Сколько воздуха в лёгких»

Наполните доверху пластиковую бутылку водой, закройте крышкой. Затем опустите бутылку горлышком в ёмкость с водой, снимите крышку (бутылку необходимо держать под водой), вставьте в горлышко под водой трубку от медицинской капельницы. Устройство готово. Попросите ребёнка набрать в лёгкие как можно больше воздуха и дуть изо всех сил в шланг. Воздух будет из лёгких поступать в бутылку и вытеснять воду, то есть в верхней части бутылки будет образовываться пустота. Чем больше воздуха ребёнок сумел набрать в свои лёгкие за один вдох, тем больше воды он сумеет вытеснить из бутылки.

Вывод: Воздух вытесняет воду.

7. «Весёлые пузырьки»

Дайте, детям пустую пластиковую бутылку, и попросите опустить её в таз с водой. Из горлышка бутылки начинают выходить и подниматься вверх воздушные пузырьки.

Вывод: Бутылка не пустая – в ней воздух. Воздушные пузырьки поднимаются к поверхности, потому что воздух легче воды.

8. «Дрессированные изюминки

Налейте в стакан газированной воды или лимонада и положите в него несколько изюминок – пусть это будут рыбки. Рыбки упадут на дно. Теперь

сделайте пассы руками: «Крибле, крабле, бумс! Изюминки, – вы рыбки плывите!».

И на глазах изумлённых детей изюминки начнут всплывать. Что, неужели и правда, изюминки стали рыбками? Да, конечно же нет.

Вначале изюминки тонут, т.к. он тяжелее воды, затем пузырьки воздуха из лимонада (они напоминают маленькие воздушные шары) облепляют изюминки и они всплывают на поверхность.

Вывод: Воздух легче воды, поэтому воздушные пузырьки и поднимают изюминки на поверхность.

9. «Поймаем воздух»

Дайте детям полиэтиленовые пакеты и помогите им захватывающим движением поймать воздух и закрыть пакет. Пакеты становятся похожи на подушечки.

Вывод: Воздух не «невидимка». Его можно увидеть, заключив в оболочку.

10. «Весёлые игры»

Предложите детям поиграть с мыльными пузырями и воздушными шарами (этим вы докажите, что воздух легкий). Шарики легко подпрыгивают вверх, а мыльные пузыри можно перемещать даже дыханием. Вывод: Воздух очень лёгкий.

экспериментирование поможет ребёнку узнать ответы на интересующие его вопросы, сделать правильные выводы, а так же услышать доказательства более доступным языком. Детское экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.

Список литературы:

  1. Данюкова А. Вы любите проекты? //Обруч. -2001.-№4.-с. 11-13.
  2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М. : ТЦ «Сфера», 2001.-192с.
  3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. /Авт. -сост. : Л. С. Киселева и др. – М. : АРКТИ, 2003.– 96 с.
  4. Рагулина Л., Крюкова Н., Каргопольцева Л. Бизнес проект в ДОУ. //Обруч. – 2002.– № 6.– С. 7-9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИКАЗ от 09.01.2025.№ 12-ОД. О подготовке и проведении мероприятий посвященных рождественским праздникам. В соответствии с календарным планированием воспитательной работы МБДОУ "Д/с "Островок" на 2024-2025 учебный год.

1). ПРИКАЗ  от 09.01.2025.№ 12-ОД. О подготовке и проведении мероприятий посвященных рождественским праздникам. В соответствии с календарным планированием воспитательной работы  МБДОУ ...

План проведения «Калейдоскоп зимних игр и забав» с 27.01.2025 по 31.01.2025 г. в старшей группе.

Развивать интерес к зимним играм и забавам ; формировать представления о соблюдении правил безопасного поведения в играх на воздухе; создать условия для организации экспериментальной деятельности дете...

27.01.2025 - 31.01.2025- "МОЯ РОССИЯ" тема: "27 января: День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, День освобождения Красной армией крупнейшего «лагеря смерти» Аушвиц-Беркенау (Освенцима) – День памяти жертв Холокоста; 2 февраля:

День снятия блокады Ленинграда: история освобождения и подвиги27 января исполняется 81 год со дня полного снятия блокады Ленинграда. 81 год назад, 27 января 1944 года, закончился один из самых тр...

Сертификат - Новые эффективные инструменты и методические разработки по взаимодействию педагога и семьи воспитанника в сете задач и целей ФОП ДО - 2025 – 2025 г

Сертификат -  Новые эффективные инструменты и методические разработки по взаимодействию педагога и семьи воспитанника в сете задач и целей ФОП ДО - 2025...