Методическая разработка занятия по познавательному развитию "Помощники весны" в подготовительной группе.
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа)

Дети на занятии вспоминают основные признаки прихода весны. В занятие включены6 Пальчиковая гимнастика с гонзиками, игра "Буквосмешалка", песенные заклички Весны и многое другое

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл https://nsportal.ru/node/add/book-ds133.3 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия по познавательному развитию

на тему «Помощники ВЕСНЫ» (подготовительная группа).

Цель: обобщение знаний детей о времени года – весне.

Задачи:

1. Закреплять с детьми характерные признаки весны, упражнять в подборе прилагательных, упражнять в умении устанавливать простейшие причинно - следственные связи.

2. Совершенствовать умение связно и последовательно излагать свои мысли, полно отвечать на поставленные вопросы.

3. Развивать тонкую моторику рук, используя пособие «гонзики» и технику «бусографии».

4. Развивать память, внимание, мышление.

5. Воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к родной природе, формировать навык сотрудничества, развивать инициативу и самостоятельность.

Материалы: презентация к занятию, «буквосмешалка» на слово «ВЕСНА», коробочка с веточкой, игрушечным жучком, соломинками.

Утренний круг

 Ты – мой друг, и я – твой друг,

(Ладонь направляется на друга, потом к себе)

Как прекрасен мир вокруг!

(Развели руки в стороны)

Мы друг другу улыбнёмся,

(Улыбаемся друг другу)

Дружно за руки возьмёмся!

(Берёмся за руки)

Поздороваемся!

Садятся на стулья

- Ребята, если Вы разгадаете БУКВОСМЕШАЛКУ, то догадаетесь, о чем будет наше сегодняшнее занятие. Правильно сегодня мы поговорим о ВЕСНЕ, об этом прекрасном времени года.

Всё пробудилось ото сна:
По миру шествует ВЕСНА.
Как будто расцветаем мы,
Почувствовав приход ВЕСНЫ.
И захотелось выйти мне
Навстречу молодой ВЕСНЕ.
В листве зелёной утону
И в этом обвиню ВЕСНУ.
Природа дышит лишь одной
Неповторимою ВЕСНОЙ

- Много стихов написано о весне, много пословиц.

Весной трех погожих дней подряд не бывает

Весенний дождь лишним не бывает.

- Как вы понимаете эти пословицы.

- После долгой холодной зимы, люди очень ждали весну и встречали ее праздником! Каким? МАСЛЕНИЦА.

  • А какие месяцы Весна с собой привела? Давайте вспомним по порядку весенние месяцы (март, апрель, май).

- Подскажите, какой месяц весны должен быть самым теплым. (холодным). Почему?

- Ребята, а вы знаете, что художники часто рисовали весну в образе красивой девушки.

Кадр первый. (Весна в образе красивой девушки)

- Посмотрите! (на экране девушка - Весна). Вот такая очень нежная и теплая весна к нам пришла.

Кадр второй. (Весна замерзает)

(неожиданно на экране Весна леденеет и просит помощи у детей, а помочь им могут «помощники весны»).  

Ребята, поможем разморозить весну?                      

  1. У весны много помощников, подумайте, а кто самый главный помощник весны? Если дети не догадываются загадываем загадку.

Эта желтая звезда

Согревает нас всегда,

Все планеты освещает,

От других звезд защищает.

- А что Вы можете рассказать о солнце? Звезда, очень огромная, может вместить в себя несколько планет, как наша Земля, состоит из молекул газа, находится на таком расстоянии от Земли, чтобы на Земле существовала жизнь.

Кадр третий. (Весна понемногу оживает)

  1. Зима не хочет уступать свое место весне. Вначале весны земля в лесу еще покрыта снегом. Поможем солнцу растопить сугроб и найдем еще одного помощника весны.

Кадр четвертый. (На экране сугроб. При каждом слове сугроб постепенно тает).

ТЕПЛАЯ, СОЛНЕЧНАЯ, ДОЖДЛИВАЯ, ЗЕЛЕНАЯ, НЕЖНАЯ, ПОЗДНЯЯ, РАННЯЯ, ЦВЕТУЩАЯ, ТРАВЯНИСТАЯ, ДОЛГОЖДАННАЯ, ВЛАЖНАЯ, СЫРАЯ, СУХАЯ, ЧУДЕСНАЯ, ДРУЖНАЯ, ЧУДЕСНАЯ.                                                                                                                              

- Надо же сколько слов о весне вы знаете! Помогли Солнцу растопить сугроб, а под сугробом самые красивые помощники - первые весенние цветы.

- Почему они так называются?

- А какие еще весенние цветы вы знаете? Ветреница, мать и мачеха, ландыш, нарцисс, тюльпан…

- Подскажите чем отличается тюльпан от подснежника? (садовый, лесной).

- Может быть кто-то знает, почему цветок мать-и-мачеха получил такое название?

            3. Подсказка о еще одном помощнике весны лежит в черном ящике.

(в коробочке лежат веточка, соломинка, жучок) Дети предлагают свои варианты «помощника весны». ПТИЦЫ. 

- Какую птицу называют вестником весны?

- Грачи - перелетные птицы, прилетающие к нам из южных стран с первым теплом. В народе говорили: «Грач на горе — так и весна на дворе», «Увидел грача — весну встречай». Испокон веков они считались вестниками весны.

- Каких еще перелетных птиц вы знаете?

- Послушайте пение нескольких птиц и скажите какая птица здесь лишняя и почему?

Кадр шестой. (слушают пение вороны, соловья, утки).

-Голоса каких птиц вы слышали? Какая птица лишня и почему? Ворона неперелетная.

Кадр седьмой. (картинка с изображением жаворонка).

Весной 22 марта очень необычный день. Может, кто-то из Вас знает, что это за день? ДЕНЬ ВЕСЕННЕГО РАВНОДЕНСТВИЯ. Считалось, что в этот день возвращаются жаворонки из теплых краев, а вслед за ними и другие перелетные птицы.  

  С "жаворонками" были связаны разнообразные обряды по призыванию весны ("кликанье" весны). Готовых птичек «сажали» на окно, а часть из них отдавали детям для их забав. Дети печеных птичек цепляли на длинные пруты, несли на самую высокую горку и кричали различные призывающие весну стишки.

ФИЗМИНУТКА

- Вставайте в круг – позовем весну (дети выполняют движения под музыкальную весеннюю закличку).                                                                                      

Молодцы! Еще одного помощника отгадали посмотрите, лед тает весна постепенно оживает.

Смотрите! Скоро лед совсем растает и придет весна.

Кадр восьмой. (Весна постепенно оживает).

  1. У вас на столах лежат листочки с заданием. Если вы в пустые клетки под рисунком впишите первую буквы названия картинки, то прочитаете слово. Отгадаете еще одного помощника весны. (Картинки на всех листах разные,отгадка для всех одна. Правильно. Насекомые.)

- Ребята, а как вы думаете, почему именно весной прилетают из южных краев птицы? ВЕСНОЙ ПРОСЫПАЮТСЯ НАСЕКОМЫЕ, КОТОРЫМИ ПИТАЮТСЯ ПТИЦЫ.

- А какие это насекомые? ОСА, ШМЕЛЬ, ГУСЕНИЦА, МУРАВЕЙ, МУХА.

          Вот и наш гонзик – мужичок, но сегодня он ЖУЧОК

Пальчиковая гимнастика ЖУЧОК с пособием «Гонзики»

(Надеть глазки на средний палец правой руки, слегка приподнять его,

остальные пальцы — это лапки жучка. Руки должны находиться на столе. Левая рука стоя, упирается локтем на стол, ладонь раскрыта к верху с широко расставленными пальцами (в виде дерева). Передвигать пальцами правой руки по столу. Жучок ползёт к левой руке)

Вот в лесу жучок живёт.

Он на дерево ползёт.

(Жучок забирается по левой руке на ладонь)

На листочек он забрался

И тихонько покачался.

(Покачать ладонь левой руки с жучком)

Покачался, покачался, еще выше он забрался.

Тут немножко посидел

        5. - У весны, еще много помощников (дождик, теплый ветерок…)

Но есть у нее еще и ПРИМЕТЫ. Назовите приметы весны. Начиная со слова ВЕСНОЙ.

- Весной стало пригревать солнце.

- Весной стало теплее, день стал длиннее.

- Венной снег потемнел, стал таять.

- Весной появились первые проталины.

- Весной слышно звонкое чирикание воробьёв, они радуются наступлению весны.

- Весной побежали, зазвенели ручьи.

- Весной возвращаются перелётные птицы...

Кадр десятый. (Весна оживет – рисунок становится ярко окрашенным, около нее  летают насекомые, распускаются цветы).   

- Ребята, посмотрите мы разморозили весну.                                                  

- А теперь, давайте оживим весну, возьмем бусы и нарисуем весеннюю картинку.

Дети бусографией рисуют на полу весенние приметы.          

 

РЕФЛЕКСИЯ:

-Что для Вас было самым интересным на занятии?

-Что вы узнали нового?

- Какое задание для Вас показалось трудным?

Настя, я использую очень хороший прием с резинкой. Большая резинка метров 10, сшита в круг. На ней привязан бант (можно другое). Дети держатся за нее и передвигают. Можно включить музыку, когда она останавливается, тот у кого бантик отвечает на вопрос. Мы его используем на

утреннем круге (здороваемся, говорим вежливые слова и другое). С ней можно коллективно выполнять разные движения. Моим нравится.

Задания на листах

Раскраска Жираф для малышей распечатать или скачать

Раскраска Улитка (улитка) | Раскраски для самых-самых ...

Раскраски часов. 80 картинок - самая большая коллекция ...

Раскраски Раскраска Котик милый , Раскраски .

о

Раскраска кит - распечатать картинки для детей

Раскраска Очки (очки) | Раскраски для самых-самых маленьких ...

C:\Users\JustMouse\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.MSO\2194CC88.tmp

Раскраска Рыба Карась — Мир раскрасок

м

Раскраски Одежда для кукол распечатать в хорошем качестве ...

Раскраска Единорожка Рарити распечатать на А4 и скачать - Единороги

Раскраска Лук | Ozornik.net

Раскраска Арбуз для детей распечатать и скачать бесплатно

ч

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Физкультминутка «Заботливое солнышко».

Солнце с неба посылает

Лучик, лучик, лучик. Дети ритмично скрещивают руки над головой.

И им смело разгоняет

Тучи, тучи, тучи. Плавно покачивают руки вверху.

Потом нежно согревает

Щечки, щечки, щечки. Ритмично потирают щечки.

И весной на носик ставит

Точки, точки, точки. Ритмично постукивают пальцем по носу.

Золотят веснушки деток.

Очень нравится им это. Прыжки на месте, руки на поясе.

1. Воспитатель: А теперь, докажите, что весной природа оживает.

Игра с мячом ««Скажи наоборот» (подбор признаков-антонимов.))

Зимой дни холодные, а весной – (теплые).

Зимой деревья голые, а весной – (зелёные)

Зимой птицы грустные, а весной (весёлые).

Зимой солнце тусклое, а весной – (яркое).

Зимой лед на реке толстый, а весной – (тонкий)

Зимой небо пасмурное, а весной –(ясное)…

2. Чтобы Весна пришла быстрее, подарим ей красивые слова.

Вставайте в круг.

Вот вам сундучок, в нем таинственный клубок.

Кто этот клубок в руки возьмет – тот слово красивое о весне назовет (теплая, красивая, солнечная, пахучая, звонкая, яркая, зеленая, цветущая, шумная).

Ребята, мы сейчас помогли весне расстопить сугроб, а что помогает весне в природе растопить снега. Солнце

Правильно солнце, а наше солнышко не может помочь весне. Почему? Не хватает солнечных лучей.

Мы можем помочь весне, если  и добавим лучи к солнцу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятий по ручному труду в подготовительной группе. Тема: «Волшебные ладошки». Изготовление деда Мороза, Снегурочки, елочки, снеговика.

Методическая разработка занятий по ручному труду в подготовительной группе.Тема: «Волшебные ладошки». Изготовление деда Мороза, Снегурочки, елочки, снеговика.Цель: организация занятости де...

Методическая разработка занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы»

Тема: Дифференциация звуков [Б] - [П].Лексическая тема: Зимующие птицы.Цель: Научить детей дифференцировать звуки [Б] - [П].Образовательные задачи:·        На...

Методическая разработка Сценарий физкультурно-познавательного досуга для подготовительной группы «В гостях у Светофорика»

Сценарий физкультурно-познавательного досуга для подготовительной группы «В гостях у Светофорика»Цель: Профилактика детского травматизма. Пропаганда Правил дорожного движенияЗадачи:Закрепл...

методическая разработка занятия непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе

Обучение математике детей дошкольного возраста невозможно без игр, задач, развлечений....

методическая разработка занятия по познавательному развитию в средней группе "ТРАНСПОРТ"

Πрограмное ϲодержание:-образоʙательная задача: продолжать заĸреплять знания детей о различных ʙидах транϲпорта (наземный, ʙодный, ʙоздушный, ϲпециальный); раϲĸрыть значение транϲпорта ʙ жизни лю...

Методическая разработка занятия по познавательному развитию в старшей группе "Подсолнух -солнечный цветок"

Методическая разработка составлена для детей 5-6 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, на основе образовательной программы, используемой в МБДОУ «Детский сад №24 «...

Методическая разработка конспекта по познавательному развитию в подготовительной группе "Путешествие в страну Математика"

Цель: Закрепление математических знаний, умений и навыков посредством игровой формы и занимательных заданий.Задачи:- Закреплять знания в решении простых арифметических задачах на сложение и на вычитан...