Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) «Коллекционер бумаги»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Расширить представление детей о разных видах бумаги и ее свойствах.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №3 «Сказка» города Котовска Тамбовской области
Конспект занятия в старшей группе
по познавательному развитию
(ознакомление с окружающим миром)
«Коллекционер бумаги»
Воспитатель:
Шепелева Галина Михайловна
2025 г.
Цель: расширить представление детей о разных видах бумаги и ее свойствах.
Задачи:
Образовательные задачи:
- Познакомить детей с историей бумаги.
- Расширять знания детей о бумаге, ее качествах и свойствах посредством опытно-экспериментальной деятельности.
Развивающие задачи:
- Развивать познавательно-исследовательский интерес, привлекая к простейшим опытам с бумагой.
- Продолжать развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность.
- Развивать умение выдвигать предположения.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать бережное отношение к предметам из бумаги, к книге.
- Побуждать к доброжелательному взаимодействию с педагогом и сверстниками.
Материалы и оборудование: ноутбук, образцы разных видов бумаги, предметы из бумаги (книга, газета, журнал, тетрадь, открытка, коробка, папка, плакат, альбом, обои, фотография, поделка из бархатной бумаги,
салфетки, туалетная бумага, полотенца, копировальная бумага), спички
Образцы разных видов бумаги для опытов на каждого ребенка (газетная и картонная, салфетная), емкость с водой по количеству детей, емкость пустая для складывания материала после проведенных опытов, платочки для вытирания рук на каждого ребенка.
Словарная работа:
Обогащать речь детей глаголами и прилагательными, характеризующими свойства и качества разных видов бумаги (мнется, намокает, тонет, издает звуки; тонкая, толстая).
Руководство образовательной деятельностью:
Организационный момент.
Воспитатель: Доброе утро, ребята! Я очень рада вас видеть таких красивых, добрых. Пусть сегодняшнее утро принесет вам радость и много новых открытий!
Здравствуй, солнышко родное!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, матушка-земля!
Здравствуй, ты, и здравствуй Я!
Раздается стук в дверь. (Привлечение внимания детей) Приносят телеграмму. Воспитатель зачитывает телеграмму:
«Здравствуйте, ребята! Я – коллекционер, собираю различные виды бумаги. Я путешествую по городам и селам и всем рассказываю о своей коллекции. Но в вашем городе у меня случилась неприятность: подул сильный ветер, и моя коллекция разлетелась, а часть коллекции попала в вашу группу. Помогите мне отыскать образцы бумаги из моей коллекции. Вот список пропавших образцов бумаги:
1 - газетная бумага
2 - тетрадная бумага
3 - картон
4 - цветная
5 - альбомная бумага
6 - обойная
7 - фотобумага
8 - бархатная бумага
9 - салфетная бумага
10 - копировальная бумага.
Заранее благодарю вас за помощь».
Воспитатель предлагает детям искать образцы бумаги (их педагог заранее прячет в помещении группы). Дети приносят найденные образцы.
Воспитатель: Спасибо вам огромное! Вы спасли коллекцию! Давайте рассмотрим с вами эти образцы бумаги.
Основная часть.
Дети рассматривают найденные образцы бумаги, а педагог побуждает их к выделению качественных ее характеристик, задавая вопросы о том, какая она, как это можно определить – гладкая или шершавая, толстая или тонкая. Ребята гладят листы, ощупывают, отвечают на вопросы.
Дидактическая игра «Найди сходство и различия».
Воспитатель называет вид бумаги, а дети должны отыскать на столе предмет, изготовленный из бумаги данного вида
1 - газетная бумага (книга, газета, журнал)
2 - тетрадная бумага (тетрадь)
3 - картон (открытка, коробка, папка, плакат)
4 - цветная (аппликация)
5 - альбомная бумага (рисунок)
6 - обойная (обои для оклейки стен)
7 - фотобумага (фотография)
8 - бархатная бумага (поделка)
9 - салфетная бумага (салфетки, туалетная бумага, полотенца)
10 - копировальная бумага
Таким образом, воспитатель подводит ребят к пониманию, что все найденные предметы изготовлены из бумаги, но бумаги разных видов.
Воспитатель:
Бумага удивительный материал, с ним мы сталкиваемся ежедневно.
Когда и как появился материал под названием – бумага. И из чего её делают? Вы знаете, ребята?
- В древние времена люди редко ездили из одной страны в другую. Но им тоже нужно было общаться. Они писали друг другу письма. Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу.
- В Греции писали на сырых глиняных плитках. На них буквы выдавливали острой палочкой. Удобно ли было хранить и переносить такие дощечки?
(они очень хрупкие, легко ломались, разбивались, были тяжелые)
- В Египте из листьев растения папируса склеивали полоски и писали на них долгое время. Длина склеенных полос достигала сто шагов.
- Пока в Турции в городе Пергам не изобрели пергамент. Его изготавливали из тонкой кожи молодых животных. Это очень прочный материал. Были даже целые пергаментные книги.
- А на Руси писали на березовой коре – бересте.
Эти способы письма были неудобны, свитки из бересты занимали много места.
- Впервые бумага была изобретена в древнем Китае. Бумагой восхищались все страны. На ней было очень просто писать, но китайцы держали в тайне чудесный способ её изобретения. Прошло много времени, пока секрет изготовления бумаги узнали все.
- Как вы думаете из чего китайцы стали делать бумагу?
- В наше время бумагу по китайской технологии, изготавливают из деревьев на специальных бумажных фабриках.
Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру «Бумажные самолетики». Самолетики летают с расправленными крыльями и возвращаются по сигналу на «аэродром» (игра повторяется 2-3 раза)
Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь мы с вами с помощью опытов проверим свойства бумаги. Мы попробуем провести опыты с разными видами бумаги и определить ее отличие.
Опыт 1. «Сминание бумаги».
– Попробуйте смять бумагу. Получилось? (ответы детей)
– Какая полоска смялась очень сильно, какая нет. Почему? (ответы детей)
– Правильно, ребята, самая тонкая бумага мнется сильнее, чем бумага толстая. Но все-таки бумага мнется всякая – и тонкая, и толстая, и белая, и цветная.
Вывод: значит, бумага мнется.
Опыт 2. «Распрямить бумагу».
– Попробуйте распрямить бумагу, разгладьте ее ладошкой. Получилось? Почему? (ответы детей)
Вывод: Итак, бумага легко мнется и совсем не разглаживается, не становится прежней.
Опыт 3. «Как бумага звучит?»
– Какая бумага шуршит громко, а какая – тихо?
– Почему бумага издает звук? (Маленькие волокна бумаги трутся друг о друга создавая вибрации, которые в воздухе превращаются в звук).
Вывод бумага издает звук.
Опыт 4. «Разрывание бумаги».
– Перед вами разные виды бумаги. Попробуйте разорвать каждую. (Дети выполняют задание)
– Что можно сказать о бумаге?
Вывод: Бумага легко рвётся.
Опыт 5. «Разрезание».
– Возьмите ножницы и разрежьте бумагу. Какая бумага режется легче? (ответы детей)
– Вся ли бумага режется?
– Какой вывод вы можете сделать?
Вывод: бумага легко режется ножницами.
Опыт 6. «Намокание».
– Оторвите от каждой полоски по кусочку, поместите в стакан с водой. Как вы думаете, что произойдет с бумагой? (ответы детей) Какая бумага намокла быстрее?
– Достаньте полоски и положите на подносы, потрогайте бумагу. Какая она стала? (мокрая).
Вывод: бумага намокает.
– Как вы думаете, ребята, если на улице пойдёт дождь, мы будем прятаться под бумажным зонтиком? (Нет). А почему? Потому, что бумага промокает и пропускает воду.
Опыт 7. «Опасная бумага».
– Вот такая полезная бумага. Но так ли бумага безобидна мы сейчас проверим. Скатаем из пластилина сначала большую колбаску – ствол дерева. И еще скатаем несколько колбасок поменьше – ветки. Слепим дерево и хорошенько прикрепим к дощечке, чтобы оно стояло. Натянем полоску бумаги и проведем краем по стволу нашего дерева.
– Что произошло? (ответы детей).
– Теперь мы поняли, что бумагой по-настоящему можно порезаться из-за острого ровного края. Попробуйте то же проделать с картоном, салфеткой или газетой.
Вывод: бумага опасная.
Опыт 8. «Горит ли бумага?».
– Горит ли бумага покажу вам я. Так как огонь это очень опасно.
Воспитатель поджигает разные виды бумаги.
– Как мы видим, все виды бумаги очень быстро загораются и быстро сгорают. Поэтому важно помнить правило: «Не кладите бумажные предметы около газовой плиты – может случиться пожар!».
Рефлексия:
– Что сегодня мы рассматривали на занятии?
– Что вы узнали о бумаге нового, интересного? (Бумага бывает цветная, гладкая, шершавая, тонкая и толстая; бумага шуршит, легко мнется, не принимает прежнюю форму; бумага легко режется, рвется; бумага намокает в воде, она опасная и полезная). Вся бумага рвется, мнется, режется и намокает, но по-разному.
Ребята, помните - бумагу надо беречь, не рвать и не выбрасывать ее понапрасну. Ведь бумагу делают из деревьев. Чтобы сделать 10 альбомов для рисования (показ) надо срубить одно небольшое деревце. Чем больше делается бумаги, тем меньше остается деревьев. Если вы будете беречь бумагу, то сохраните много деревьев.
Не забывайте беречь бумагу, и бережно относится к вещам, сделанным из бумаги.
А найденные вами образцы бумаги мы отошлем посылкой коллекционеру бумаги. Он будет очень доволен!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в средней группе по познавательному развитию (ознакомлению с окружающим миром ) «Лунтик ухаживает за комнатными цветами»
Целью занятия является продолжать ухаживать за комнатными растениями;закрепить знания о приемах ухода; развивать речь, умение рассуждать, делать выводы; воспитывать самостоятельность, ответствен...

Конспект открытого НОД в старшей группе по познавательному развитию ознакомление с окружающим миром "Волшебница - вода"
Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного; дать детям представление о роли воды в жизн...

Открытое занятие в старшей группе. Область: Познавательное развитие. Ознакомление с социальным миром. Тема: " Все профессии важны"
План - конспект открытого занятия. Познавательное развитие. Ознакомление с социальным миром. Старшая группа....

Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию (ознакомление с природой) Тема: «Зимние явления в природе»
Цель: закреплять знания о природных явлениях в природе в зимнее время; закреплять знания о зимних месяцах; активизировать словарный запас; закреплять познавательную активность.Демонстрационный материа...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром)
Конспект образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) на тему «Масленица»....

Технологическая карта занятия в младшей группе ОО: «Познавательное развитие» Ознакомление с окружающим миром. «Варвара краса- длинная коса»
Занятие по окружающему миру...

Конспект занятия «Курица с цыплятами» ОО Познавательное развитие( ознакомление с окружающим миром) Ранний дошкольный возраст (2-2,5 года года)
Цель: способствовать расширению представлений об окружающем мире.Задачи:Обучающие -познакомить с домашними животными (курица и цыплята) (Познавательное развитие)-учить сравнивать по величине, раз...
