Информационная карта проекта "Рыбка в гостях у ребят"
проект по окружающему миру (средняя группа)
Проектная деятельность экологической направленности в средней группе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационная карта проекта
Название проекта: «Рыбка в гостях у ребят»
Авторы проекта: Гришанова Т.И., Петрушенко Т.В.
Тип проекта: Познавательно – исследовательский.
(по классификации Т.В. Фуряевой)
Продолжительность проекта: краткосрочный (18 января – 26 января 2024 года)
Место проведения проекта: ГБДОУ детский сад №23
Участники проекта: Дети средней группы №10, родители, педагоги, помощник воспитателей.
Актуальность:
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. Ребенок начинает выделять себя из предметного мира, понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в предметно-природном окружении, вычленять его ценности. У ребенка закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе.
В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности, которые взрослый человек и не заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает, задаёт массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания.
В авторской концепции С. Н. Николаевой цель экологического воспитания дошкольников — формирование начал экологической культуры, под которым понимается «становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии; к людям, охраняющим ее и созидающим на основе природы материальные и духовные ценности; к себе, как части природы; понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды».
В средней группе детского сада педагог продолжает знакомить детей с многообразием природы, представителями животного и растительного мира. Поощряет стремление исследовать окружающий мир, устанавливать элементарные причинно-следственные связи в поведении животных, росте и развитии растений, в явлениях неживой природы.
Дети сравнительно редко бывают возле каких-либо водоемов и практически не имеют возможности наблюдать рыб в их естественной среде. Даже летом, отдыхая на море или реке, невозможно увидеть рыб и красоту подводного мира. Познакомить детей с обитателями водоёмов можно при посещении океанариума или зоопарка. Или организовав в группе аквариум с рыбками и другими водными обитателями. Это позволит детям длительно наблюдать за их жизнедеятельностью: передвижением, питанием, периодами покоя и бодрствования. Дети усвоят, что у разных животных существуют различные потребности, они приспосабливаются к той среде, в которой живут. И если мы хотим поселить какое-либо животное у себя дома, то должны максимально близко повторить природные условия его жизни в естественной среде.
Постановка проблемы с детьми: Что нужно приготовить для рыбки, прежде чем пригласить её в гости?
Цель проекта: Расширять представления детей о рыбках и условиях их жизни.
Задачи:
для детей:
- Расширять знания детей об обитателях рек и озёр.
- Выяснить наиболее важные условия жизни рыб.
- Познакомить с правилами ухода за аквариумом и его обитателями.
- Формировать у детей умение проводить наблюдения, анализировать полученную информацию, делать элементарные выводы.
- Уточнять и обогащать словарный запас детей (плавники, жабры, чешуя, мотыль, аквариумные растения, грунт)
- Развивать любознательность, умение выделять главное, делать выводы.
- Воспитывать гуманное, эмоционально – доброжелательное отношение к природе.
для педагогов:
- Повысить свою компетентность в вопросах познавательного развития детей и организации проектной деятельности.
- Пополнить методическую базу группы картотеками дидактических игр по ознакомлению детей с природой, мнемосхемами, консультациями для родителей.
- Обогатить опыт взаимодействия с семьями воспитанников.
для родителей:
- Повысить уровень экологической грамотности родителей.
- Привлечь родителей к участию в познавательно-исследовательской деятельности детей.
- Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки.
- Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
Форма проведения итогового мероприятия проекта: Презентация аквариумной рыбки детям других групп.
Продукты проекта
для детей: Мнемосхема «Рыбы».
для педагогов: Подборка иллюстраций по ознакомлению детей с обитателями аквариума. Картотеки дидактических игр по ознакомлению детей с жителями водоёмов, консультации для родителей.
для родителей: Совместная творческая деятельность детей и родителей в домашних условиях «Наша рыбка» (рисование, аппликация и пр.).
Ожидаемые результаты по проекту
для педагогов:
-Повышена компетентность в вопросах экологического воспитания детей и организации проектной деятельности.
-Пополнена методическая база группы консультациями для родителей, картотеками игр.
-Обогащён опыт взаимодействия с семьями воспитанников.
для детей:
- Расширены знания детей об обитателях рек и озёр.
- С детьми сформулированы наиболее важные условия жизни рыб.
- Дети познакомились с правилами ухода за аквариумом и его обитателями.
- Сформировано умение проводить наблюдения, анализировать полученную информацию, делать элементарные выводы.
- Уточнен и обогащён словарный запас детей (плавники, жабры, чешуя, мотыль, аквариумные растения, грунт)
- У детей повысилась любознательность, умение выделять главное, делать выводы.
- Дети проявляют гуманное, эмоционально – доброжелательное отношение к природе.
для родителей:
-Повышен уровень экологической грамотности.
- Родителе активно участвуют в формировании экологической культуры детей.
- Создана атмосфера взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки.
- Активизированы и обогащены воспитательные умения родителей.
Этапы проведения проекта
1. Подготовительный
Действия педагогов | Действия детей | Действия родителей |
Изучают и анализируют психолого-педагогическую, методическую литературу и ФГОС по теме проекта. В процессе общения с родителями и детьми совместно формулируют проблемную ситуацию. Разрабатывают конспекты, положения, подбирают материалы. Обсуждает с участниками педагогического процесса возможные варианты решения проблемной ситуации. Информирует родителей через сайт ДОУ о проекте и о планах его реализации. | В ходе беседы с воспитателем выясняют, что наблюдение за подводными обитателями затруднено. Воспитатель предлагает пригласить в гости рыбку, живущую у него дома. Дети в проблемной беседе выясняют, что необходимо для того, чтобы рыбка «пришла» к детям в гости. Формулируют с помощью воспитателя проблемный вопрос проекта. | Участвуют в индивидуальных беседах с педагогом по вопросам познавательного воспитания в семье, рассказывают о своих затруднениях в формировании экологической культуры у ребёнка. |
2. Основной или деятельностный
Действия педагогов | Действия детей | Действия родителей |
Мотивируют детей и родителей на активное участие в мероприятиях проекта. Корректируют настоящую информационную карту в зависимости от промежуточных результатов и запросов участников образовательного процесса. Размещают фотоматериалы о прохождении детьми этапов проекта на сайте ДОУ и стендах группы. Распространяют опыт проведения познавательно-исследовательской проектной деятельности на уровне детского сада. | Принимают участие в играх, наблюдениях, обсуждениях, художественно-продуктивной деятельности. Готовят совместно с педагогом рассказ о рыбке тернеции, заучивают его отрывки с родителями. Участвуют в составлении мнемосхемы «Рыба». Участвуют в презентации аквариумной рыбки детям других групп. Рассказывают о результатах своей деятельности родителям, педагогам и родственникам. Высказывают свои пожелания по проведению игр и мероприятий. | Выслушивают рассказ детей об аквариумной рыбке. Совместно с детьми заучивают отрывки рассказа о рыбке тернеции. Организуют творческую деятельность с детьми в домашних условиях «Наша рыбка» (рисование, аппликация и пр.). Высказывают свои вопросы и пожелания о тематике мероприятий проекта. |
3. Завершающий или аналитический
Действия педагогов | Действия детей | Действия родителей |
Анализируют результаты проведения проекта. Оформляют итоговый творческий альбом «Рыбка в гостях у ребят», мнемосхему «Рыба». Отражают проведённую в рамках проекта работу в зимнем номере экологического журнала «Росток». Проводят рефлексию среди детей и родителей. Прогнозируют дальнейшую работу по формированию экологической культуры детей. | Оформляют совместно с педагогами итоговую мнемосхему «Рыба». Рефлексия «Что интересного запомнилось?», «Что понравилось больше всего». Обсуждают с педагогами возможность продолжения наблюдений за животными в другое время года. | Заполняют странички в Книге отзывов и предложений. Анализируют результаты проведения проекта совместно с педагогами. Высказывают пожелания о продолжения экологической деятельности детей дома и в группе. |
Краткое содержание проекта
«Социально-коммуникативное развитие» | Беседа «Мы в ответе за тех, кого приручили», «Правила безопасного поведения у водоёма». Сюжетно-ролевая игра «Зоомагазин» (сюжет – покупаем рыбок, заводим аквариум). Игра с правилами «Поймай рыбку по двум признакам» Дидактические игры: «Чей плавник», «Кто где живет», «Чья тень?», «Собери рыбу», «Узнай, что изменилось», «Найди такую же» Труд: Помощь в оформлении аквариумного уголка, обустройстве аквариума. |
«Познавательное развитие» | Занятие «Наблюдение за рыбкой» Воронкевич, 2014, с.103 Обсуждение: Что такое аквариум, его устройство. Как живут рыбки в аквариуме. Разнообразие аквариумных рыб. Чем питаются рыбки. Чем дышат в воде рыбки. Как надо ухаживать за аквариумом. Беседы: «Кто живет в воде?». «Что мы знаем о рыбах»; «Чем дышат рыбы» Презентации «Экскурсия в океанариум», «Аквариум и его обитатели» Коллекционирование «Ракушки» Рассматривание энциклопедии «Подводный мир». Оформление мнемотаблицы «Рыба» |
«Речевое развитие» | Рассматривание и беседа по сюжетной картинке «Дети кормят рыбок» Чтение художественной литературы: Энциклопедиия «Подводный мир». Л.Берг «Рыбка» Н.Нищева. Стихи, загадки. Л.Берг «Левушка - рыбак». Пословицы «Без труда не выловишь рыбку из пруда»; «Нем как рыба». Обсуждение прочитанных произведений, ответы детей на вопросы, составление пересказов по опорным вопросам. Составление описательного рассказа «Тернеция в нашем аквариуме». Речевые игры «Опиши рыбку», «Отгадай загадку», «Какой, какая, какие?», «О ком расскажу» |
«Художественно – эстетическое развитие» | Ритмические движения «На дне аквариума» (муз. Л. Бражниковой). Этюд «Рыбки плавают в воде» Прослушивание песни «Рыбки в аквариуме» Рисование «Рыбка в гостях у ребят» Лепка «Аквариум с рыбками» Конструирование «Домик для глубинных рыбок» Коллаж «Обитатели аквариума» Самостоятельная художественная деятельность: раскрашивание раскрасок. Рассматривание иллюстраций. |
«Физическое развитие» | Беседа ЗОЖ: «О пользе плавания», «Сколько человек может прожить под водой» Пальчиковая гимнастика «Рыбки». Дыхательная гимнастика «Листок на воде». Подвижные игры «Караси и щука», «Невод», «В океанариуме», «Самая внимательная» |
Взаимодействие с семьёй | Папка-передвижка «Аквариумные рыбки». Рекомендации для родителей «Аквариум для здоровья» Индивидуальные консультации, беседы. Книга отзывов и предложений. |
Литература:
- Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию – Издательство Санкт-Петербург: ООО Детство-Пресс. 2014 – 496 с.
- Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Дидактический материал для работы с детьми 4-5 лет. Средняя группа. Коллажи, мнемотаблицы, модели, пиктограммы. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2022.
- Николаева С.Н. Экологическое воспитание в средней группе детского сада. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2022.
- Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 96 с.
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/06/30/proekt-akvariumnye-rybki
- https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-dlja-starshei-grupy-rybki.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная карта проекта «В гостях у дымковских мастеров»
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей и с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. А ведь развитие гармоничной самодостаточной творческой личности...
Технологическая карта ОУД для детей старших групп «Кукла в гостях у ребят»
Тема: «Кукла в гостях у ребят»Цель: Обогащать музыкальные впечатления детей; развивать эмоциональную отзывчивость на музыку разного харктера; поощрять творческие проявления и инициативу детей.Ожидаемы...

Технологическая карта по математике (подготовительная группа) "Дикие животные в гостях у ребят"
quot;Дикие животные в гостях у ребят"...
Тех.карта "Матрешки в гостях у ребят"
Технологическая карта...
Информационная карта проекта «В гости дедушка Корней приглашает всех детей»
Полное название проекта: «В гости дедушка Корней приглашает всех детей»Воспитатель проекта: Анушян Р.В.Тип проекта: познавательно-творческийПродолжительность проекта: долгос...
Информационная карта проекта «В гости дедушка Корней приглашает всех детей»
Полное название проекта: «В гости дедушка Корней приглашает всех детей»Воспитатель проекта: Анушян Р.В.Тип проекта: познавательно-творческийПродолжительность проекта: долгос...

