Информационная карта проекта "Рыбка в гостях у ребят"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Гришанова Татьяна Ивановна

Проектная деятельность экологической направленности в средней группе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatsionnaya_karta_proekta_rybka_v_gostyah_u_rebyat.docx23.91 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная карта проекта

Название проекта: «Рыбка в гостях у ребят»

Авторы проекта: Гришанова Т.И., Петрушенко Т.В.

Тип проекта: Познавательно – исследовательский.

(по классификации Т.В. Фуряевой)

Продолжительность проекта: краткосрочный (18 января – 26 января 2024 года)

Место проведения проекта: ГБДОУ детский сад №23

Участники проекта: Дети средней группы №10, родители, педагоги, помощник воспитателей.

Актуальность:

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. Ребенок начинает выделять себя из предметного мира, понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в предметно-природном окружении, вычленять его ценности. У ребенка закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе.

В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности, которые взрослый человек и не заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает, задаёт массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания.

В авторской концепции С. Н. Николаевой цель экологического воспитания дошкольников — формирование начал экологической культуры, под которым понимается «становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии; к людям, охраняющим ее и созидающим на основе природы материальные и духовные ценности; к себе, как части природы; понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды».

В средней группе детского сада педагог продолжает знакомить детей с многообразием природы, представителями животного и растительного мира. Поощряет стремление исследовать окружающий мир, устанавливать элементарные причинно-следственные связи в поведении животных, росте и развитии растений, в явлениях неживой природы.

Дети сравнительно редко бывают возле каких-либо водоемов и практически не имеют возможности наблюдать рыб в их естественной среде. Даже летом, отдыхая на море или реке, невозможно увидеть рыб и красоту подводного мира. Познакомить детей с обитателями водоёмов можно при посещении океанариума или зоопарка. Или организовав в группе аквариум с рыбками и другими водными обитателями. Это позволит детям длительно наблюдать за их жизнедеятельностью: передвижением, питанием, периодами покоя и бодрствования. Дети усвоят, что у разных животных существуют различные потребности, они приспосабливаются к той среде, в которой живут. И если мы хотим поселить какое-либо животное у себя дома, то должны максимально близко повторить природные условия его жизни в естественной среде.

Постановка проблемы с детьми: Что нужно приготовить для рыбки, прежде чем пригласить её в гости?

Цель проекта: Расширять представления детей о рыбках и условиях их жизни.

Задачи:

для детей:

- Расширять знания детей об обитателях рек и озёр.

- Выяснить наиболее важные условия жизни рыб.

- Познакомить с правилами ухода за аквариумом и его обитателями.

- Формировать у детей умение проводить наблюдения, анализировать полученную информацию, делать элементарные выводы.

- Уточнять и обогащать словарный запас детей (плавники, жабры, чешуя, мотыль, аквариумные растения, грунт)

- Развивать любознательность, умение выделять главное, делать выводы.

- Воспитывать гуманное, эмоционально – доброжелательное отношение к природе.

для педагогов:

- Повысить свою компетентность в вопросах познавательного развития детей и организации проектной деятельности.

- Пополнить методическую базу группы картотеками дидактических игр по ознакомлению детей с природой, мнемосхемами, консультациями для родителей.

- Обогатить опыт взаимодействия с семьями воспитанников.

для родителей: 

- Повысить уровень экологической грамотности родителей. 

- Привлечь родителей к участию в познавательно-исследовательской деятельности детей.

- Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки.
- Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

Форма проведения итогового мероприятия проекта: Презентация аквариумной рыбки детям других групп.

Продукты проекта

для детей: Мнемосхема «Рыбы».

для педагогов: Подборка иллюстраций по ознакомлению детей с обитателями аквариума. Картотеки дидактических игр по ознакомлению детей с жителями водоёмов, консультации для родителей.

для родителей: Совместная творческая деятельность детей и родителей в домашних условиях «Наша рыбка» (рисование, аппликация и пр.).

Ожидаемые результаты по проекту

для педагогов: 

-Повышена компетентность в вопросах экологического воспитания детей и организации проектной деятельности.

-Пополнена методическая база группы консультациями для родителей, картотеками игр.

-Обогащён опыт взаимодействия с семьями воспитанников.

для детей:

- Расширены знания детей об обитателях рек и озёр.

- С детьми сформулированы наиболее важные условия жизни рыб.

- Дети познакомились с правилами ухода за аквариумом и его обитателями.

- Сформировано умение проводить наблюдения, анализировать полученную информацию, делать элементарные выводы.

- Уточнен и обогащён словарный запас детей (плавники, жабры, чешуя, мотыль, аквариумные растения, грунт)

- У детей повысилась любознательность, умение выделять главное, делать выводы.

- Дети проявляют гуманное, эмоционально – доброжелательное отношение к природе.

для родителей: 

-Повышен уровень экологической грамотности. 

- Родителе активно участвуют в формировании экологической культуры детей.

- Создана атмосфера взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки.
- Активизированы и обогащены воспитательные умения родителей.

Этапы проведения проекта

1. Подготовительный

Действия педагогов

Действия детей

Действия родителей

Изучают и анализируют психолого-педагогическую, методическую литературу и ФГОС по теме проекта. В процессе общения с родителями и детьми совместно формулируют проблемную ситуацию. Разрабатывают конспекты, положения, подбирают материалы. Обсуждает с участниками педагогического процесса возможные варианты решения проблемной ситуации.

Информирует родителей через сайт ДОУ о проекте и о планах его реализации.

В ходе беседы с воспитателем выясняют, что наблюдение за подводными обитателями затруднено. Воспитатель предлагает пригласить в гости рыбку, живущую у него дома. Дети в проблемной беседе выясняют, что необходимо для того, чтобы рыбка «пришла» к детям в гости.

Формулируют с помощью воспитателя проблемный вопрос проекта.

Участвуют в индивидуальных беседах с педагогом по вопросам познавательного воспитания в семье, рассказывают о своих затруднениях в формировании экологической культуры у ребёнка.

2. Основной или деятельностный

Действия педагогов

Действия детей

Действия родителей

Мотивируют детей и родителей на активное участие в мероприятиях проекта. Корректируют настоящую информационную карту в зависимости от промежуточных результатов и запросов участников образовательного процесса.  Размещают фотоматериалы о прохождении детьми этапов проекта на сайте ДОУ и стендах группы. Распространяют опыт проведения познавательно-исследовательской проектной деятельности на уровне детского сада.

Принимают участие в играх, наблюдениях, обсуждениях, художественно-продуктивной деятельности. Готовят совместно с педагогом рассказ о рыбке тернеции, заучивают его отрывки с родителями. Участвуют в составлении мнемосхемы «Рыба». Участвуют в презентации аквариумной рыбки детям других групп. Рассказывают о результатах своей деятельности родителям, педагогам и родственникам. Высказывают свои пожелания по проведению игр и мероприятий.

Выслушивают рассказ детей об аквариумной рыбке. Совместно с детьми заучивают отрывки рассказа о рыбке тернеции. Организуют творческую деятельность с детьми в домашних условиях «Наша рыбка» (рисование, аппликация и пр.). Высказывают свои вопросы и пожелания о тематике мероприятий проекта.

3. Завершающий или аналитический

Действия педагогов

Действия детей

Действия родителей

Анализируют результаты проведения проекта.

Оформляют итоговый творческий альбом «Рыбка в гостях у ребят», мнемосхему «Рыба». Отражают проведённую в рамках проекта работу в зимнем номере экологического журнала «Росток». Проводят рефлексию среди детей и родителей. Прогнозируют дальнейшую работу по формированию экологической культуры детей.

Оформляют совместно с педагогами итоговую мнемосхему «Рыба». Рефлексия «Что интересного запомнилось?», «Что понравилось больше всего». Обсуждают с педагогами возможность продолжения наблюдений за животными в другое время года.

Заполняют странички в Книге отзывов и предложений. Анализируют результаты проведения проекта совместно с педагогами. Высказывают пожелания о продолжения экологической деятельности детей дома и в группе.

Краткое содержание проекта

«Социально-коммуникативное развитие»

Беседа «Мы в ответе за тех, кого приручили», «Правила безопасного поведения у водоёма».

Сюжетно-ролевая игра

«Зоомагазин» (сюжет – покупаем рыбок, заводим аквариум).

Игра с правилами «Поймай рыбку по двум признакам»

Дидактические игры: «Чей плавник», «Кто где живет», «Чья тень?», «Собери рыбу», «Узнай, что изменилось», «Найди такую же»

Труд: Помощь в оформлении аквариумного уголка, обустройстве аквариума.

«Познавательное развитие»

Занятие «Наблюдение за рыбкой» Воронкевич, 2014, с.103

Обсуждение:

Что такое аквариум, его устройство.

Как живут рыбки в аквариуме.

Разнообразие аквариумных рыб.

Чем питаются рыбки.

Чем дышат в воде рыбки.

Как надо ухаживать за аквариумом.

Беседы: «Кто живет в воде?».

«Что мы знаем о рыбах»; «Чем дышат рыбы»

Презентации «Экскурсия в океанариум», «Аквариум и его обитатели»

Коллекционирование «Ракушки»

Рассматривание энциклопедии «Подводный мир».

Оформление мнемотаблицы «Рыба»

«Речевое развитие»

Рассматривание и беседа по сюжетной картинке «Дети кормят рыбок»

Чтение художественной литературы:

Энциклопедиия «Подводный мир».

Л.Берг «Рыбка»

Н.Нищева. Стихи, загадки.

Л.Берг «Левушка - рыбак».

Пословицы «Без труда не выловишь рыбку из пруда»; «Нем как рыба».

Обсуждение прочитанных произведений, ответы детей на вопросы, составление пересказов по опорным вопросам.

Составление описательного рассказа «Тернеция в нашем аквариуме».

Речевые игры «Опиши рыбку», «Отгадай загадку», «Какой, какая, какие?», «О ком расскажу»

«Художественно – эстетическое развитие»

Ритмические движения «На дне аквариума» (муз. Л. Бражниковой). 

Этюд «Рыбки плавают в воде»

Прослушивание песни «Рыбки в аквариуме»

Рисование «Рыбка в гостях у ребят»

Лепка «Аквариум с рыбками»

Конструирование «Домик для глубинных рыбок»

Коллаж «Обитатели аквариума»

Самостоятельная художественная деятельность: раскрашивание раскрасок.

Рассматривание иллюстраций.

«Физическое развитие»

Беседа ЗОЖ: «О пользе плавания», «Сколько человек может прожить под водой»

Пальчиковая гимнастика «Рыбки».

Дыхательная гимнастика «Листок на воде».

Подвижные игры «Караси и щука», «Невод», «В океанариуме», «Самая внимательная»

Взаимодействие с семьёй

Папка-передвижка «Аквариумные рыбки».

Рекомендации для родителей «Аквариум для здоровья»

Индивидуальные консультации, беседы.

Книга отзывов и предложений.

Литература: 

  1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию – Издательство Санкт-Петербург: ООО Детство-Пресс. 2014 – 496 с.
  2. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Дидактический материал для работы с детьми 4-5 лет. Средняя группа. Коллажи, мнемотаблицы, модели, пиктограммы. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2022.
  3. Николаева С.Н. Экологическое воспитание в средней группе детского сада. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2022.
  4. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 96 с.
  5. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/06/30/proekt-akvariumnye-rybki
  6. https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-dlja-starshei-grupy-rybki.html

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная карта проекта «В гостях у дымковских мастеров»

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей и с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. А ведь развитие гармоничной самодостаточной творческой личности...

Технологическая карта ОУД для детей старших групп «Кукла в гостях у ребят»

Тема: «Кукла в гостях у ребят»Цель: Обогащать музыкальные впечатления детей; развивать эмоциональную отзывчивость на музыку разного харктера; поощрять творческие проявления и инициативу детей.Ожидаемы...

Тех.карта "Матрешки в гостях у ребят"

Технологическая карта...

Информационная карта проекта «В гости дедушка Корней приглашает всех детей»

Полное название проекта: «В гости дедушка Корней приглашает всех детей»Воспитатель проекта: Анушян Р.В.Тип проекта: познавательно-творческийПродолжительность проекта: долгос...

Информационная карта проекта «В гости дедушка Корней приглашает всех детей»

Полное название проекта: «В гости дедушка Корней приглашает всех детей»Воспитатель проекта: Анушян Р.В.Тип проекта: познавательно-творческийПродолжительность проекта: долгос...