Проект познавательно- исследовательской деятельности в разновозрастной группе. «Статическое электричество».
опыты и эксперименты по окружающему миру

Ботнарь Алёна Константиновна

В современное время мы очень часто сталкиваемся с электричеством. Оно живёт по всюду, в каждом доме присутствуют всевозможные электрические приборы, мы настолько к ним привыкли, и без них наша жизнь стала бы невозможной. Всем известно, что в дошкольные годы жизни ребенка идет становление основ его личности. С малых лет с детьми проводятся беседы, игры о  правилах безопасного обращения с приборами, работающими от электричества. Проводятся экскурсии в пожарную часть. Ведь любое неосторожное обращение с электрическими приборами могут стать причиной травм или пожара. Во время таких бесед, у детей возник вопрос: «Есть ли в природе неопасное электричество?». «Как образуется статическое электричество?»

Нас очень заинтерисовало это физическое явление, и мы решили вместе с детьми раскрыть секрет статического электричества. С помощью эксперементов и опытов выяснить и доказать свою гипотезу: Статическое электричество невидимое, неопасное. Возможно «живёт» почти в каждом предмете. И возникает в результате трения предметов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskiy_proekt_staticheskoe_elektrichestvo.docx119.21 КБ

Предварительный просмотр:

Проект позновательно- исследовательской деятельности в разновозрастной группе.

«Статическое электричество».

Тема проекта: «Статическое электричество». 

Руководитель: Ботнарь Алёна Константиновна

Должность: воспитатель

Место работы: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Чебурашка» с. Ныда»

 Месторасположение: с. Ныда

Вид, тип  проекта: позновательно- исследовательский, краткосрочный.

Сроки реализации проекта: с 17.01. 2024 по 16.02. 2024.

Субъекты, включенные в реализацию проекта:

- дети 5-6  лет,

- родители (законные представители),

- педагогические работники: воспитатели

Проблема: Есть ли в природе неопасное электричество? Как образуется статическое электричество?

Цель исследования: изучить причину образования статического электричества.

Гипотеза: Статическое электричество невидимая, неопасная форма электричества. Возможно «живёт» почти в каждом предмете. И возникает в результате трения предметов.

Продукт проекта: 

Содержание:

  • Обоснование актуальности проекта
  • Ресурсное обеспечение, методическое обеспечение
  • Материально-техническое обеспечение
  • Описание комплекса работ в рамках реализации проекта
  • Предполагаемые результаты
  • Список литературы

Обоснование актуальности проекта

В современное время мы очень часто сталкиваемся с электричеством. Оно живёт по всюду, в каждом доме присутствуют всевозможные электрические приборы, мы настолько к ним привыкли, и без них наша жизнь стала бы невозможной. Всем известно, что в дошкольные годы жизни ребенка идет становление основ его личности. С малых лет с детьми проводятся беседы, игры о  правилах безопасного обращения с приборами, работающими от электричества. Проводятся экскурсии в пожарную часть. Ведь любое неосторожное обращение с электрическими приборами могут стать причиной травм или пожара. Во время таких бесед, у детей возник вопрос: «Есть ли в природе неопасное электричество?». «Как образуется статическое электричество?»

Нас очень заинтерисовало это физическое явление, и мы решили вместе с детьми раскрыть секрет статического электричества. С помощью эксперементов и опытов выяснить и доказать свою гипотезу: Статическое электричество невидимое, неопасное. Возможно «живёт» почти в каждом предмете. И возникает в результате трения предметов.

 На основе вышеизложенного я определила тему своего проекта: «Статическое электричество».

Цель проекта:

1. Создание условий непосредственного усвоения ребёнком комплекса знаний, умений и навыков при проведениииследовательской деятельности.

2. Способствовать расширению и систематизировать знания о физическом явлениях.

3. Помочь выяснить причину возникновения статического электричества.

4. Познакомить со свойствами статического электричества, где оно образуется в природе.

Задачи:

 1. Содействовать развитию творческой исследовательской активности ребёнка, подводить причинно- следственных связей.

2. Формировать умение разработать правила безопасного обращения с электричеством и электроприборами;

3. Приобщить родителей (законных представителей) к активному участию в реализации проекта.

4. Закрепить умения проводить опыты со статическим электричеством.

В основе работы с детьми лежат следующие принципы:

- Принцип дифференциации — создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о видах электричества с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.

- Принцип интегративности - сотрудничество с семьей.

Новизна работы состоит в комплексном приобщении детей проектно-исследовательскую деятельность на основе педагогики сотрудничества: дети, родители (законные представители), педагоги.

Реализация проекта осуществляется по основным темам: «Что такое электричество», «Правила безопасного обращения с бытовыми электроприборами», «Статическое электричество», «Электричество вокруг нас».

Основными формами работы являются: Беседы со взрослыми и детьми, наблюдение, игры, изучение литературы, творческая деятельность, эксперементы, опыты.

Материально-техническое обеспечение проекта:

№ п/п

Наличие специального помещения

1.

Физкультурный зал

2.

Группа ДОУ

        

1. Физкультурный зал 

- Пособия для подвижных игр (воздушные шарики, мячики, флажки, обручи и т.д.)

- Пособия для развития физических качеств детей.

2. Группа ДОУ 

- Уголок художественного творчества

- Уголок эксперементирования

- Уголок ряжения

Этапы осуществления проекта

№ п/п

Мероприятия

Дата проведения

1.

Разработка проекта по теме «Статическое электричество»

2.

Подбор методической литературы.

3.

Дидактические пособия для реализации проекта.

Провести эксперименты со статическим электричеством.

Оборудование: 

Предполагаемые результаты работы по реализации проекта:

  1. У детей сформируется представление о безопасной форме электричества.
  2. Появится интерес к исследовательской деятельности.
  3. В процессе совместной деятельности взрослых и детей сформируется коммуникативные навыки.

Эксперимент №1. «Волшебный шарик»

Цель: Опытным путем (на примере воздушного шарика) доказать, что при трении предметы заряжаются электричеством – электризуются, после чего притягиваются.

Материалы: воздушный шарик; шерстяная ткань.

Вывод: во время трения шарика о шерстяную ткань он заряжается электричеством, то есть электризуется, после чего может притягиваться к другим предметам.

  

Эксперимент №2. «Мы и электричество»

Цель: Опытным путем доказать, что наше тело и волосы вырабатывают статическое электричество.

Материалы: воздушный шарик.

Вывод: при трении нашей кожи и волос о некоторые предметы можно почувствовать и увидеть воздействие статического электричества.

Эксперимент №3 «Послушный кораблик»

Цель: продолжаем знакомить детей со статическим электричеством.

Материал: тонкая бумага, шерстяная ткань, ластиковая линейка, пластиковый таз с водой.

Вывод: при трении о шерстяную ткань линейка электризуется, то есть на ее поверхности возникает отрицательный электрический заряд. Кораблик притягивается к линейке и следует за ней.

Эксперимент №4 «Веселая прическа»

Цель: продолжать знакомить детей, что положительно и отрицательно заряженные частицы притягиваются.

Материал: воздушный шарик, шерстяная ткань, ваши волосы.

Вывод: если потереть шарик о ткань и поднести его к своим волосам. Отрицательно заряженный воздушный шарик будет притягивать к себе положительно заряженные волосы и поднимать их. Волосы встанут дыбом.

Заключительный этап: в процессе наших исследований пришли к выводу, что гипотеза подтвердилась- статическое электричество невидимое, «живёт» почти в каждом предмете. Возникает в результате трения предметов друг о друга.

Используемая литература

  1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В.  Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О.В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. - Москва: Творческий центр Сфера. 2011.

https://www.youtube.com/watch?v=nu7KzyeMWjY

https://7flamme.com/ru/themes/18377-static-electricity-for-kids-basic-science-fun-facts-explain

https://nau-lab.ru/kak-ponyatno-rasskazat-detyam-o-staticeskom-elektricestve/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта ОС, познавательно – исследовательская деятельность в разновозрастной группе (4-6 лет) «Дикие животные Прибайкалья». Воспитатель Халикова Валентина Владимировна

Цель: создать условия для расширения и конкретизации представления детей о типичных представителях животного мира Прибайкалья, познакомить с соболем, рысью.Задачи: -  организовать деятельно...

Технологическая карта ОС. Познавательно-исследовательская деятельность в разновозрастной группе «Здравствуй, лес!». Воспитатель Халикова Валентина Владимировна

Цель: создать условия для развития представления детей о значении леса в жизни человека (оздоровительном, эстетическом, хозяйственном).Задачи: -  организовать деятельность детей по знакомству с п...

Технологическая карта ОС. Познавательно-исследовательская деятельность в разновозрастной группе «Семья и семейные ценности».

Цель: Создать условия для формирования  определения понятия «семья», формирования понятия «счастливая семья».Задачи:- Организовать деятельность для формирования раскрытия  понятия «семья» и ...

Проект творческо-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Волшебное электричество».

Проект творческо-исследовательской деятельности в подготовительной группе«Волшебное электричество».Занимательные опыты со статическим электричеством.Вид проекта: творческо-исследовате...

Мастер - класс по теме: « Бизиборды как средство формирования навыков познавательно-исследовательской деятельности в разновозрастной группе детей с ОВЗ»

Цель мастер - класса: повысить мотивацию педагогов  к работе по использованию бизибордов для формирования навыков по познавательно-исследовательской деятельности в разнов...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в разновозрастной группе

Тема: Тайна появления радуги.Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательно-исследовательской деятельности «Тайна появления радуги»Задачи:Познакомить детей с особенно...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в разновозрастной группе на тему: « Этот удивительный мир магнита»

Образовательная область: Познавательное развитие.Раздел: Познавательно-исследовательская деятельность.Тема: «Этот удивительный мир магнита»Возрастная группа: разновозрастная...