Цикл наблюдений по познавательно- исследовательской деятельности в подготовительной группе «Знакомство детей с условиями, необходимыми для жизни растений»
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

 

Цикл наблюдений по познавательно- исследовательской деятельности в подготовительной группе

«Знакомство детей с условиями, необходимыми для жизни растений»

Подготовила: воспитатель

высшей квалификационной категории

Баулина С. Н.

2023год

 

В настоящее время в дошкольной педагогике уделяется огромное внимание экологическому воспитанию детей. Одно из важнейших условий формирования экологических  представлений — это непосредственные наблюдения детей за объектами и явлениями в природе. Поэтому необходимо предоставить детям возможность общаться с живой природой и наблюдать за растениями и животными. Растения, которые растут на участках детских садов, в палисадниках и парках, могут предоставить малышам богатейший познавательный материал, а педагогу — возможности для реализации полноценного экологического воспитания.

В переводе с греческого термин «экология» означает «наука о доме» (oikos — дом, родина; logos — наука, учение, понятие). Чтобы научиться любить и беречь свой дом, надо узнать его.

Познакомить детей с растениями, научить любить и ценить их — дело не из легких. Основные задачи, которые, на наш взгляд, решает воспитатель, знакомя дошкольников с растениями, следующие:

— дать представления о том, что растения — живые существа, причем очень хрупкие;

— сформировать познавательный интерес к миру растений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsikl_nablyudeniy.docx501.34 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Ромодановский детский сад комбинированного вида»

Подготовила :воспитатель

высшей квалификационной категории

 Баулина С. Н.

2023год

Цикл наблюдений по познавательно- исследовательской деятельности в подготовительной группе

«Знакомство детей с условиями, необходимыми для жизни растений»

Познавательные вопросы

Для активизации детской любознательности используется прием познавательных высказываний, которые отличаются краткостью и, как правило, начинаются со слов «А знаете ли вы, что...».

Этот прием можно использовать как на занятиях, так и на прогулках и в свободном общении с детьми. Можно создать целую копилку интересных фактов. Замечательно, если к этой работе вы подключите своих воспитанников и их родителей.

Проблемные вопросы

Воспитатель создает ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя имеющиеся знания и навыки. Каждое новое знание должно возбуждать интерес и вызывать новые вопросы. Воспитатель может использовать разные типы вопросов: вопросы-сравнения, вопросы-провокации, вопросы-предположения, вопросы этимологического характера, вопросы на классификацию; вопросы, побуждающие задавать вопросы самих детей. Детские вопросы к взрослому являются показателем познавательного интереса ребенка и его умственной активности.

Возможные вопросы:

— Как растения добывают пищу, ведь у них нет ни рук, ни ног?
— Почему растения-хищники вынуждены охотиться?
— Как путешествуют растения, ведь у них нет ног?
— Как растения защищаются от врагов?
— Как растения защищаются от зимней стужи?
— Почему деревья боятся весенних заморозков, а зимой стойко выдерживают лютые морозы?
— Почему береза не боится весенних заморозков?
— Почему ветви у деревьев зимой хрупкие, а весной, летом, осенью гибкие?
— Почему облетают листья?
— Почему у ели ветки не ломаются под тяжестью снега, а другие деревья часто страдают от этого?
— Почему их так называют: мать-и-мачеха, иван-чай, подорожник, тысячелистник, росянка, пастушья сумка, лютик, пушица, черника, голубика, мокрица?
— Почему растения весной быстро растут?
— Почему нельзя сжигать старую траву?
— Растет ли дерево зимой?
— Что случится, если цветы перестанут пахнуть?
— Что случится, если не будет растений?
— Что случится, если на лугах не будет насекомых?
— Почему растения называют «детьми солнца»?
— Что должен сделать каждый, уходя из леса с места отдыха?
— Какие действия человека в лесу несут в себе опасность для лесных жителей?

Опыты и эксперименты

Наблюдения, опыты, эксперименты позволяют обогатить опыт ребенка-дошкольника, стимулируют мыслительную активность, детскую любознательность, самостоятельность, удовлетворяют естественную потребность к деятельности.

При организации опытов и наблюдений важно, чтобы ребенок приобретал гуманный опыт познания действительности, чтобы данные виды деятельности были безопасны не только для самого ребенка (что, безусловно, очень важно), но и для живых объектов, т.е. опыты, наблюдения и эксперименты должны нести не только познавательную нагрузку, но и воспитывать доброжелательное отношение к живой природе.

Возможные варианты опытов и наблюдений:

  • Заготовьте с осени семена различных растений (конского щавеля, рябины, семена луговых злаков), положите в кормушку, пронаблюдайте, какие птицы предпочитают какой корм.
  • Потрогайте весной ствол белоствольной березы и рябины, сравните, какой ствол теплее. Положите на солнце темную и белую бумагу: какая из них быстрее нагревается?
  • С осени соберите и засушите листья и плоды разных растений. Разложите по коробочкам или мешочкам. (Можно использовать пустые пластиковые баночки из-под витаминов с проделанными дырочками.) Попробуйте по запаху определить, что это за растение.
  • Понаблюдайте и определите, где больше всего растет цветов. Почему?
  • Понаблюдайте, на каких деревьях быстрее желтеют листья.
  • Понаблюдайте, на каких деревьях первыми появляются листочки.
  • Понаблюдайте, как растения «заботятся о своем потомстве». У каких растений семена имеют «крылышки», парашютики? Прогуляйтесь по лугу или опушке леса. Вернувшись домой, вы обнаружите, что к одежде пристали семена разных растений. Рассмотрите их через лупу. Какое приспособление помогло семенам зацепиться за одежду?
  • Наберите как можно больше семян разных видов и рассмотрите их. Как разнообразны их формы и размеры! Затем подбросьте отдельные семена в воздух на улице и проследите, сколько времени и как далеко пролетит каждое семечко, прежде чем упасть. Интересно, кто стал чемпионом?
  • Попробуйте собрать семена мать-и-мачехи и одуванчика и посадить их в группе. Семена этих растений обладают высокой всхожестью и могут порадовать своим цветением и зимой, и ранней весной, когда за окном еще лежит снег. Если вам удалось вырастить и мать-и-мачеху, и одуванчик, вы можете составить карты наблюдений и сравнить: чем похожи и чем отличаются эти растения? Такое наблюдение убедит детей, что растения отличаются не только внешне, но и своим развитием.
  • Попробуйте изготовить краску из растений и ягод. Какие получились цвета? Нарисуйте что-нибудь.

Цикл наблюдений за ростом лука.

E:\Users\Chelios\Desktop\ДЕТ САД\малышок\огород на окошке\IMG20220419110006.jpg E:\Users\Chelios\Desktop\ДЕТ САД\малышок\огород на окошке\IMG20220419110254.jpg

Лук, опущенный в баночку с водой – модель проращивания лука. Наблюдение проводится один раз в неделю в течение 4-6 недель. В промежутках специально наблюдение не ведется, только поддерживается интерес детей.

Подготовить: две луковицы, две майонезные баночки,разноцветные кружки; игрушку-луковицу.

1. Наблюдение.

Цель: Определить с детьми условия, при которых лук-репка будет расти на зелень. Уточнить представления о луке-репке. Воспитывать желание у детей наблюдать за ростом растений на примере лука.

2. Наблюдение

Цель: Учить детей замечать изменения в состоянии луковицы, отражать их в своей речи, связывать изменения лука с наличием условий для роста. Учить отражать наблюдения в календаре.

3. Наблюдение (через две недели)

Цель : Продолжать учить детей видеть изменения в состоянии луковиц, отражать их в речи, связывая рост лука с наличием условием и временем, прошедшим со дня посадки. Закреплять знания о вкусовых свойствах лука. Поддерживать интерес к ведению календаря наблюдений.

4. Наблюдение (через 3 недели)

Цель: Закрепить знания детей об условиях, необходимых для роста лука. Развивать наблюдательность детей, учить видеть изменения в состоянии лука и рассказывать о них, используя при этом зарисовки календаря.

 Цикл наблюдений за цветущими ветками (сирень, яблоня, черемуха, вишня)

1. Наблюдение

Цель: Показать детям, что для пробуждения деревьев от «сна» необходимо тепло. Уточнить знания о том, что ветки деревьев отличаются друг от друга размером, толщиной, строение и расположение почек.

2. Наблюдение (через неделю)

Цель: Учить детей замечать изменения, происходящие с животными объектами. Закрепить знания о том, что необходимое для роста и развитие растений. Воспитывать у детей интерес к опытной работе.

3. Наблюдение (через неделю)

Учить делать выводы и умозаключения при проведении наблюдений за объектами живой природы. Закреплять знания о том, какие условия необходимы для роста и развития растений.

4. Наблюдение (еще через неделю)

Цель: Учить детей любоваться красотой живой природы, радоваться приходу весны. Отмечать изменения, которые происходят с ветками. Познакомить с тем, что у ветки есть листовые и цветочные почки; они у каждого вида деревьев свои и отличаются: формой, размерами, цветом, запахом.

 Цикл наблюдений за мать-и-мачехой и одуванчиком.

1. Наблюдение за мать-и-мачехой.

Цель: Найти на участке место, где появляются первоцветы. Определить, что это солнечные, более сухие теплые места. Обратить внимание детей на строение цветка.

2. Что изменилось у мать-и-мачехи

Цель: Обратить внимание детей на изменение в росте растений, на увеличение количества цветков и их размеров.

3. Мать-и-мачеха и одуванчик (первая неделя)

Цель: Обнаружить изменения в состоянии растений мать-и-мачехи и одуванчика. Выявить различие и сходство их цветков.

4. Мать-и-мачеха и одуванчик (вторая неделя)

Цель: Показать массовое цветение одуванчиков – красоту маленьких «солнышек» среди «моря» зеленой травы. Сравнить места цветения одуванчиков и мать-и-мачехи. Установить разницу стадий в развитии растений. Рассмотреть пушистые семена мать-и-мачехи, уточнить, что они летят от дуновения ветра.

5. Мать-и-мачеха и одуванчик (третья неделя)

Цель: Сравнение листьев по форме, окраске, характеру поверхности. Показать, что листья мать-и-мачехи продолжают расти и увеличиваются. Рассмотреть их, выявить различие, объяснить название. Учить детей наблюдать как «спят» цветы одуванчика, когда «ложатся», когда «просыпаются»

6. Одуванчик и мать-и-мачеха (четвертая неделя)

Цель: Познакомить детей с тем, что это лекарственные растения. Объяснить использование их отдельных частей для лечения, пищи человека и животных; способа сбора семян.

Цикл наблюдений за елочкой.

E:\Users\Chelios\YandexDisk\Фотокамера\2015-01-23 14-00-10.JPGhttp://kidwelcome.ru/content%5Cimages%5Cpro-el.jpg

1. Рассмотрим нашу елочку.

Цель: Познакомить детей с елочкой, которая растет на территории детского сада. Уточнить знания детей об особенностях внешнего вида елочки. Учить любоваться живой елочкой.

2. Условия, необходимые для роста елочки.

Цель: Познакомить детей с условиями, которые необходимы для роста ели. Учить бережно относится к зеленому другу.

3. Чем пахнет елочка.

Цель: Познакомить детей с специфическим запахом ели- запахом смолы. Объяснить, в чем польза хвойных лесов для здоровья человека.

4. Чем ель отличается от лиственных деревьев

Цель: Показать детям разницу между хвойными и лиственными деревьями.

5. Сравнение ели с лиственницей.

Цель: Дать детям понятие, что ель и лиственница – хвойные деревья. Учить сравнивать их между собой.

6. Сравнение елки с сосной.

Цель: Расширить представление детей о хвойных деревьях, продолжать знакомит детей с их пользой для здоровья людей.

7. Наблюдение за иголочками.

Цель: Уточнить знания детей об иголках у елки – это видоизмененные листья. Воспитывать бережное отношение к зеленым насаждениям.

8. Красива ли наша елочка

Цель: Учить детей видеть красоту родной природы, беречь и охранять ее.

9. Сломанная елка – не красиво.

Цель: Показать детям, что сломанное дерево – не красиво; учить беречь все живое.

10. Сравнение игрушечной елки и живой.

Цель: Учить сравнивать живое и искусственное, учить ценить и беречь живое.

Цикл наблюдений за цветущими растениями

1. Что цветет в сентябре на нашем участке?

Цели: Закрепить знания детей о цветущих растениях участка (однолетних, многолетних, дикорастущих, помочь запомнить их названия. Показать красоту цветущих растений, учит детей любоваться красотой цветущих растений, бережно к ним относится.

2. Какие они цветущие растения. Их строение.

Цели: Закрепить знания детей о цветущих растениях цветника. Выделить части растения и объяснить их назначение, роль в жизни растения. Воспитывать бережное отношение к растениям.

3. Соберем семена цветущих садовых растений

Цели: Учить детей правильно собирать семена

4. Что было до цветка. Что будет потом.

Цели: Систематизировать знания детей о росте и развитии растения от семени до семени. Воспитывать желание у детей сажать цветы, создавать красоту вокруг себя.

5. Нужно ли собирать семена дикорастущих растений

Цели: Показать детям приспособленность дикорастущих растений к распространению семян – как они сами заселяют землю. Учить детей не губить растения, если они не мешают человеку.

6. Украсим группу цветами

Цели: Показать детям эстетическую ценность растений. Воспитывать бережное отношение к цветущим растениям, желание любоваться ими.

7. Лекарственные растения вокруг нас.

Цели: Познакомить детей с лекарственными травами, растущими на территории детского сада, рассказать. Воспитывать бережное отношение к травам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий ООД по познавательно – исследовательской деятельности в подготовительной группе «Жесткая, мягкая вода для комнатных растений»

       Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершен...

Конспект познавательного-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему «В мире комнатных растений»

Конспект познавательного-исследовательской деятельностив подготовительной группе на тему «В мире комнатных растений»...

Развитие познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему: " Как растения пьют воду".

            Цель: ознакомление со строением растений, функциями частей растений, выявить причину потребнгости растений в воде, показать, как вода влияет на рост ра...

Знакомство детей с условиями, необходимыми для роста растений

Познавательно-исследовательская деяьтельность с детьми старшего дошкольного возраста....

Конспект организованно-образовательной по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Комнатные растения»

Цель:Уточнить и систематизировать знания детей о комнатных растениях.Задачи:1. Закрепить знания об основных потребностях растений.2. Закрепить умение наблюдать и делать выводы.3. Побуждать детей к сра...