Белка - животное нашего парка
проект по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет, и дошкольное детство - это начальный этап формирования личности человека. В это же время закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Олешкевич И. Н.
Белка - животное нашего парка
ВВЕДЕНИЕ
Одной из основных задач воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент которых составляют достоверные знания по экологии и практические умения, направленные на охрану природы. Формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет, и дошкольное детство - это начальный этап формирования личности человека. В это же время закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям. С другой стороны, происходит интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы, которые диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения в данном случае в области экологического воспитания. В своей проектной работе я рассматриваю проблему, на решение которой направлен проект – это недостаточные знания детей о белке на примере одного животного, белки -значимую для детей.
I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА
Проблема:
В современном мире для детей природа не является ценностью, что неудивительно, так как дети являются зеркалом не только своей семьи, но и ценностных ориентиров нашего общества в целом, которые смещены в сторону потребительских интересов и, как следствие, нерационального пользования природой. Задача педагогов, как одного из основных источников информации для дошкольников, донести и помочь осознать ценность природы, ее красоту и гармонию, формировать эмоционально-значимое, доброжелательное отношение к диким животным нашего родного края, дать понять, что именно от людей зависит их жизнь и условия обитания. Будем ли мы бездушно удовлетворять свои потребности, приобретая изделия и одежду из кожи и меха животных (зная при этом о наличии достойных аналогов, не уступающих по основным качественным характеристикам: теплоте, прочности, морозостойкости и проч.), не задумываясь о живущих «по соседству» обитателях наших лесов, живых существах, которыми, по сути, и мы сами являемся? Или в наших силах не только сохранить жизнь диким животным нашего родного края, но и улучшить экологические условия их обитания? На мой взгляд, проблема гуманного отношения к животным как никогда актуальна в современных условиях жизни дошкольников, на мировоззрение которых в отдельных случаях отчасти, а во многих и по большей части, оказывают значимое влияние средства массовой информации, напичканные агрессией, жестокостью, акцентом на потребительские интересы. Плоды этого информационного мусора и замены ценностей мы ежедневно замечаем в поведении детей, когда они с легкостью могут причинить боль живому существу, без всякой цели растоптать, вырвать с корнем растение, сломать кустарник или дерево ради забавы…
Цель:
Формирование познавательного интереса и гуманного отношения дошкольников к диким животным родного края, формирование начал экологической культуры.
Задачи:
Развивающие: поддерживать активный интерес к животным нашего края, расширять знания детей об особенностях жизни, среды обитания, повадках белки, развивать любознательность, внимание, память, творчество;
Обучающие: поощрять желание детей отражать в разнообразной продуктивной деятельности животных нашего края, создавать эмоциональноэстетический образ животного посредством приобщения к произведениям литературы и рассматриванию иллюстраций, расширять словарный запас;
Воспитывающие: воспитывать любовь к животным в природе, интерес и стремление изучать их.
Работа с детьми:
Методы:
Словесные: беседы с детьми, рассказы о животных, чтение художественной литературы, статей энциклопедий, журналов, составление рассказа о животном по схеме;
Игровые: дидактические, настольные, подвижные, сюжетноролевые, театрализованные игры. • Наглядные: рассматривание иллюстраций, фотографий, видеороликов с изображением диких животных родного края; наблюдения, показ способов их изображения;
Практические: создание коллективной композиции с использованием нетрадиционных техник изображения «Беличья семья»;
Работа по обогащению предметно-развивающей среды: Подбор наглядного материала, создание дидактических игр, внесение изобразительных материалов для самостоятельной творческой деятельности детей и занятий.
Работа с родителями:
Совместная творческая деятельность детей и родителей, участие в создании выставок.
Вид проекта: познавательно-творческий, групповой.
Продолжительность проекта:
Долгосрочный с 02.09.2024 – 13.12.2024
Участники проекта:
воспитатель, дети средней группы, родители.
Актуальность:
Экологическое образование ребёнка необходимо начинать со знакомства с объектами природы. Животные становятся такой же неотъемлемой частью детства, как и любимые игрушки. Считаю, что благодаря разработке данного проекта дети познакомятся с описанием жизни дикого животного, повадками животного в природе, получат научнодостоверные знания, обогатится их речь, станут любознательными, появиться любовь к животным.
II КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1-й этап Подготовительный | 2-й этап Основной | 3-й этап Творческий |
Определить уровень знаний детей о диких животных родного края. Подготовка материала для изобразительной деятельности: пластилин, стеки, бумага, клей, краски, кисточки. Подготовка художественной литературы для чтения. Подготовка иллюстраций, фото и видеоматериала по теме "Дикие животные родного края" | Рассматривание иллюстраций и фотографий белок с последующим обсуждением. Беседы и рассказы о белках. Чтение, заучивание; песенки, пословицы, стихи: О.Денисова, А.Ганиев, О.Киселева, В.Речиц, М.Метелева,Е.Шушковская, Л.Кудрявцева, и др., песенки: А.Олейникова «Белка», Е.Шарыгина «Белочка и ёжинька». Загадки про белку Рисование: "Белочка" (дорисуем дом для белки) Лепка: "Бельчонок" Подвижная игра: "Белка обронила орехи…» Игра - инсценировка: "Пых" НОД: «Беличья семья» | Оформление фото - выставки по материалам проекта Выставка рисунков, поделок. I этап. |
I этап. Организационно – подготовительный.
-Обсуждение темы проекта.
-Подбор методической литературы и изучение ее.
-Планирование работы.
-Изготовление и подбор дидактических игр.
-Подбор художественной литературы для чтения.
На первом этапе проекта мы с детьми обсуждали тему проекта. Подобрали методическую литературу и изучили ее. Составляли план работы над проектом. Собирали информации из разных источников: с интернет ресурсов скачивали картинки, иллюстрации с изображением белки для рассматривания детям, обучающий фильм «Белка»; приобрели энциклопедию «Животный мир»; составляли картотеки с дидактическими играми, подбирали художественную литературу для чтения.
II этап. Основной. Практический. Внедренческий.
-Беседы по данной теме.
-Рассматривание иллюстраций.
-Игровая деятельность
-Чтение художественной литературы.
Реализуя данный проект, во втором этапе мы с детьми беседовали на тему: «Белка – лесной житель», «Запасы белки на зиму»; рассматривали иллюстрации «Белка и бельчата», «Дикие животные», «Зимой в лесу», энциклопедию «Животный мир», альбом «Дикие животные», разучивали загадки про белку.
Играли в дидактические игры: «Разрезные картинки», «Кто, где живет?», «Отгадай животное», «Кому, что дадим», «Угадай, кто?», «Найди детеныша для мамы», «Большие и маленькие»; в словесные игры «Какая белка?», «Назови ласково»; в подвижные игры «Белка прыгает прыг- скок», «Найди белку», «Кто быстрее соберет грибочки для белки?», «Перевоплощение в животного». Читали потешки «Белка щелкает орешки…», стишки Т.Белозёрова «Белка и шишки», рассказ М.Пришвина «Белка».
Наблюдение в природе: «Белка - животное нашего края», где дети расширяли знания об особенностях жизни, среды обитания, повадках белки; «Белка в гостях у ребят», где учились описывать белку, пользуясь прилагательными, глаголами отражающих повадки животного, активизируя словарь, уточняли названия частей тела животного, расширяя словарный запас; у кормушки формировали желание заботиться о белке.
III этап. Результативный.
Результатом этого проекта стало совместное изготовление работы «Белочка» в технике пластилинография.
Цели и задачи: учить создавать выразительный и интересный сюжет, используя нетрадиционную технику исполнения работы - рисование пластилином; совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения, развивать творчество; воспитывать аккуратность в работе с пластилином, бережное отношение к живой природе, желание заботиться о животных. Для реализации проекта было разработано перспективное тематическое планирование
Раздел программы | С детьми | Родителям |
Игровая деятельность | Игра - инсценировка: "Белки на дереве" Игровые упражнения - "Составь животное", "дорисуй животное" "Выбери животное", "Нарисуй животное по точкам", «Смоделируй белку на математическом планшете», и т. д. Дидактические игры: "Кто где живет?", "Где чей домик?", "Животное домашнее или дикое?" "Угадай, кто спрятался?" "Угадай, что изменилось?" | Рекомендации «Как изготовить персонажей для настольного театра», Сделать альбом «Лесная поляна»; |
Природный мир | Наблюдение за белкой на видеоматериале. "Рассматривание и сравнение белки и мышки" НОД: «Беличья семья». | Подбор иллюстрированного материала о белках. |
Речь и речевое общение | Рассказ детей о белке с помощью опорных схем и сюжетной картинки, "Описание белки" (игрушка), Рассматривание иллюстраций и фотографий белок с последующим обсуждением. | Сочинить сказку про "белочку" и записать ее. Выучить стихотворение про белку |
Художественная литература | Чтение с последующим загадыванием загадок про ежа: В.А.Сухомлинский «Как Белочка Дятла спасла», М. Белкина «Про белку и ее друзей», В.Путилина «приключения Дук-Ду», О.Фадеева «Бельчонок, его друзья и волшебная книга», Е. Шарыгина «Белочка и ёжинька». Заучивание: песенки | Список рекомендуемой литературы для детского чтения В.А.Сухомлинский «Как Белочка Дятла спасла», М. Белкина «Про белку и ее друзей», В.Путилина «приключения Дук-Ду», О.Фадеева «Бельчонок, его друзья и волшебная книга» |
ИЗО-деятельность | Лепка: «Домик для белки» Рисование: «Беличья семья» | |
Физическое развитие | Подвижные игры: «Лабиринт», «Белкишишки-орехи», «Третий лишний», «Белочка и зайчик», «Белки на дереве». | Памятка с содержанием игр «Лабиринт», «Белки-шишки-орехи», «Третий лишний», «Белочка и зайчик» |
Музыка | Слушание аудиозаписей с голосами диких животных родного края | Приобрести диски с записями голосов животных, а также веселой гимнастики: "Изобразим животных" |
В итоге реализации проекта дети познакомились с описанием жизни дикого животного, повадками животного в природе, получили научно-достоверные знания, обогатилась их речь, стали любознательными, появилась любовь к животным.
Список литературы:
Н. А.Виноградова, Е. П. Панкова. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М. – Айрис-Пресс. – 2008. – 208с.
И. А. Сырова, О.Г. Чеховских. Проектная и исследовательская деятельность в дошкольном образовательном учреждении: от идеи к реализации: Сборник методических материалов. Самара: Издательство СФМГПУ. – 2009. – 72с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Дикие животные нашего края" к занятию по формированию лексической стороны речи "Дикие животные нашего края"
Материал содержит фотографии диких животных Подмосковья...

Осень в нашем парке
Цель. Формировать у детей интерес к изобразительной деятельности. Познакомить детей с разными изобразительными техниками; развивать эстетическое восприятие.Задачи. Развивать у детей умение замечать из...

Аппликация силуэтная "Прогулка в нашем парке"
«Ребята! У нас с вами сегодня аппликация на тему «Прогулка в нашем перке» , а что именно мы будем делать вы должны будете отгадать».Воспитатель загадывает детям загадки.Стоят в поле сестри...

Проект "Натуралист". "Животные нашей территори и Филёвского парка.Белка."
В размещённом материале содержится ежедневная работа нескольких месяцев....-Наблюдения с детьми за поведением белок на участке детского сада во время прогулок и из окна группы; -Беседа "Кто ...

ЖИВОТНЫЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ПАРКА "УГРА" ЗАНЕСЕННЫЕ В КРАСНУЮ КНИГУ
Национальный парк «Угра» – расположенный в Калужской области биосферный резерват ЮНЕСКО. Общая площадь на две трети покрытого лесами междуречья Оки, Жиздры и Угры – почти ...

Проект "Белка - дикое животное нашего края"
Животный мир – важная часть нашей жизни. Каждый ребёнок познаёт окружающий мир, стараясь потрогать его, поиграть. Воспитывать любовь к природе нужно начинать с самого детства. Нужно учить заботи...

Экологический проект "Животные национального парка "Таганай" и малой Родины"
Создание условий для формирования экологических представлений о животных национального парка Таганай, ответственного и бережного отношения к ним....
