Экологический проект "Животные национального парка "Таганай" и малой Родины"
план-конспект занятия (старшая группа)

Сапунова Наталья Анатольевна

Создание условий для формирования экологических представлений о животных национального парка Таганай, ответственного и бережного отношения к ним.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivotnye_nats_parka_taganay.docx29.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад комбинированного вида №76 «Непоседы»

Златоустовский городской округ

Экологический проект

«Животные Национального парка «Таганай» и малой Родины»

                      Автор: Сапунова Наталья Анатольевна

Воспитатель высшей квалификационной категории

Златоуст 2023

1 Краткая аннотация проекта

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели, старший воспитатель, учитель-логопед, сотрудники краеведческого музея, сотрудники детской библиотеки.

Вид проекта: исследовательский, творческий.

Цель проекта: создание условий для формирования экологических представлений о животных Национального парка «Таганай» и малой Родины, ответственного и бережного отношения к ним.

Задачи:

1. Расширить представления детей о животных национального парка «Таганай», о роли человека в животных.

2. Пополнить предметно-пространственную развивающую среду в группе по теме проекта.

3. Развивать наблюдательность, логическое мышление, познавательные процессы.

4. Воспитывать интерес к изучению и сохранению живой природы.

Срок реализации проекта: два года (2022- 2023г.г.)

2. Обоснование необходимости проекта

Постановка проблемы:

Тема проекта «Животные Таганая» выбрана не случайно. Проблема уменьшения численности некоторых видов животных, обитающих на территории Таганая, требует внимания и мер по сохранению биоразнообразия. Увеличение туристической активности и хозяйственной деятельности человека негативно сказывается на состоянии популяции животных и их естественной среде обитания. Отсутствие информации о важности сохранения экосистемы и роли животных в ней может приводить к неправильным действиям, вредящим природе.

Проведя диагностическую беседу, предложив группе детей (13чел.) демонстрационный материал (10 карточек с изображением зимующих птиц): 10 детей назвали правильно почти всех животных, 2 ребёнка– 6 животных, а 1 ребёнок только 4 животных. Из этого следует, что дети затрудняются назвать животных Южного Урала.

Мы решили расширить и углубить представления  детей о животных нашего края. В совместной работе с родителями мы должны воспитывать у детей интерес к животным, желание узнавать новые факты их жизни.  Ведь впечатления, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и влияют на отношение к природе, к Родине.

Актуальность:

Актуальность экологического воспитания представляет собой необходимое условие формирования такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать, бережно обращаться с вещами.

Проблемы сегодняшнего времени:

- сложная экологическая обстановка в мире;

 - ее тяжелые последствия;

- экология родного края;

 - загрязненность среды обитания;

 - чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы;

 - теряют плодородие почвы;

 - обедняются флора и фауна.

 В.А. Сухомлинский считал природу, главным источником всестороннего развития ребенка. К. Д. Ушинский, называл природу великой воспитательницей: «Побудить в детях живое чувство природы – значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний». Великий писатель Михаил Пришвин сказал: «Все прекрасное на Земле – от Солнца, и все хорошее от человека. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. Охранять природу – значит охранять Родину».

Дошкольники – начальное звено системы непрерывного образования, значит, содержание их образования должно быть связано с содержанием экологического образования на следующих ступенях. Элементарные экологические знания, полученные детьми в младшем возрасте, помогут им в дальнейшем осваивать предметы экологической направленности. Поэтому, в дошкольном учреждении проводится целенаправленная работа по формированию у  детей правильного экологического восприятия, воспитанию любви и уважения к природе родного города, а так же развитию познавательного интереса. Не менее важным условием экологического воспитания детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к окружающей среде, сохранению вертикальных семейных связей. Так же важной составляющей проекта является участие детей и их семей в различных экологических акциях – эти акции так или иначе связаны с поддержкой биоразнообразия и сохранением мира животных. Участвуя в них, дошкольники актуализируют свои знания и могут участвовать в практической деятельности по сохранению природы своего края. Такой подход способствует формированию у детей новой системы ценностей, частью которой становится природа.  

3. Цели и задачи проекта

Цель: создание условий для формирования экологических знаний о животных Национального парка «Таганай», ответственного и бережного отношения к ним.

Задачи:        

1. Расширить представления детей о животных национального парка «Таганай», о роли человека в их жизни.

2. Пополнить предметно-пространственную развивающую среду в группе по теме проекта.

3. Развивать наблюдательность, логическое мышление, познавательные процессы.

4. Воспитывать интерес к изучению и сохранению живой природы.

4. Основное содержание проекта

Всю работу, предшествующую созданию проекта, можно разделить на несколько этапов:

1 этап – подготовительный.

Подбор тематической литературы, иллюстративного материала, планирование работы.

2 этап – практический.

На этом этапе проводится вся непосредственная работа по реализации проекта через интеграцию с детьми, коллегами, родителями, социумом – проведение всех запланированных мероприятий

Сотрудничество с родителями:

- ознакомление с проектом;

- семейное словотворчество;

- конкурс кроссвордов о животных.

Работа с сотрудниками:

- консультации для педагогов;

- проведение открытого показа НОД.

3 этап – итоговый.

- Мониторинг знаний детей о зимующих птицах.

- Презентация проекта.

Проект реализуется по следующим направлениям:

  1. Совместная деятельность с детьми.
  2. Взаимодействие с родителями.
  3. Взаимодействие со специалистами детского сада.
  4. Взаимодействие с коллективом детского сада.
  5. Сотрудничество с краеведческим музеем.
  6. Сотрудничество с детской библиотекой.

Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с животными, ребенок учится осознавать и себя частью живой природы.

Центральным звеном социализации «процесса развития человека во взаимодействии с окружающим миром» является гуманистическое воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности, на любовь к природе, родному краю, безусловно, к природе нашей Родины.

В этой связи успешность развития дошкольников при знакомстве с природой родного края станет возможным только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности свойственные дошкольному возрасту.

Мы живем и работаем в небольшом уральском городке. Наш город богат своей флорой и фауной. Практически в черте города расположен Национальный парк «Таганай». И нам захотелось помочь детям узнать больше нового о животных, обитающих в Национальном парке Таганай и на нашей малой Родине.

 Теоретические знания подкрепляются продуктивной деятельностью (рисованием, аппликацией, ручным трудом, пространственным моделированием), а затем реализуются в самостоятельной деятельности и повседневной жизни за пределами дошкольного учреждения.

Большое внимание уделяется игровой деятельности, которая помимо дидактических игр включает в себя строительные, сюжетно-ролевые и игры фантазии.

В группе создан тематический уголок, где дети могут закрепить и обогатить полученные знания и навыки.

Для закрепления знаний используются экскурсии, целевые прогулки, беседы, чтение художественной и документальной литературы, организуются встречи с представителями из краеведческого музея.

Совместно с родителями воспитанников проводятся выставки рисунков, фотовыставки, семейное словотворчество, конкурс кроссвордов.

    Работа с родителями по формированию у детей основ экологического воспитания включает  следующие мероприятия:

- стенды с наглядной информацией;

- консультации;

- тематические папки-передвижки;

- семейные конкурсы;

- тематические родительские собрания;

- анкетирование, беседы;

- совместная детско-родительская досуговая деятельность.

5.  Ресурсы

1. Нормативно-правовые

-Конституция Российской Федерации;

- ФГОС ДО;

- Закон «Об Образовании в РФ»;

- Концепция дошкольного воспитания;

- Конвенция ООН и Всемирная декларация по проблемам детства;

- Национальная доктрина образования в Российской Федерации.

2. Информационные:

-сайт ДОУ,

- стенды,

- родительские уголки,

- памятки для родителей,

- ИКТ,  

- мультимедийные презентации,

- фотопрезентации,

- DVD диски.

3. Организационные:

- сотрудничество с библиотекой,

- сотрудничество с краеведческим музеем,

-сотрудничество с национальным парком «Таганай».

- сотрудничество с сотрудниками учреждения,

- работа по управлению деятельностью участников проекта.

4. Материально-технические:

- уголок природы  в групповом помещении.

- демонстрационный материал

- фонотека с голосами животных.

- атрибуты для сюжетно-ролевых и подвижных игр

- методические, наглядные и дидактические пособия

- картотека

5. Методические:

- теоретическая и методическая литература,

- периодическая печать,

- материалы по передовому педагогическому опыту.

6. Кадровое (в проекте участвуют):

- дети старшего дошкольного возраста,

- родители воспитанников,

- воспитатели группы,

- специалисты детского сада,

- старший воспитатель,

     - коллектив библиотеки,

     - коллектив краеведческого музея,

     - коллектив сотрудников национального парка.

6. Социальные партнёры:

Воспитатели, специалисты детского сада, старший воспитатель, родители детей, коллектив детской библиотеки, коллектив краеведческого музея, представители национального парка.

7. Целевая аудитория:

Дети  старшего дошкольного  возраста.

8. План реализации проекта

План-график подготовки, этапы и сроки реализации проекта с намеченными мероприятиями, указанием дат и ответственных за каждое мероприятие.

9. Ожидаемые результаты и социальный эффект

В ходе реализации проекта нами были разработаны и апробированы:

- Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста

- Игротека

- Комплекс теоретических мероприятий по реализации проекта

- Комплекс практических мероприятий по реализации проекта

- Комплекс письменных  консультаций для родителей

- Разработаны критерии эффективности образовательного процесса по направлению «Экологическое воспитание дошкольников».

Критерии эффективности образовательного процесса по направлению     «Экологические знания дошкольников».

  1. Познавательный.
  1. Знание животных обитающих в Национальном парке «Таганай» и на нашей малой Родине.

      а) Низкий уровень – не знает животных совсем.

      б) Средний уровень – может рассказать о животных с помощью картинок.

      в) Высокий уровень – может самостоятельно рассказать о животных.

1.2. Начальные знания о животных Национального парка «Таганай».

       а) Низкий уровень – неосознанный интерес, навязанный из вне, мотив

            случайный, кратковременный.

       б) Средний уровень – интерес иногда поддерживается самостоятельно,

            мотивация неустойчивая, связанная результативной стороной процесса.

        в) интерес поддерживается самостоятельно, устойчивая мотивация,

             ведущий мотив – познавательный и общение среди сверстников.        

2.Мировозренческо-ценностный.

   Гордость за флору и фауну малой Родины.

        а) Низкий уровень – не понимает, кто такие животные.

        б) Средний уровень – может согласиться со взрослым с опорой на картинки

  в) Высокий уровень – гордится природой родного края.

3.Мотивационно-потребностный.

   Потребность в познании зимующих птиц Южного Урала.

        а) Низкий уровень – не проявляет самостоятельного интереса.

        б) Средний уровень – интерес проявляется, но неустойчивый,

             кратковременный.

        в) Высокий уровень – интерес к животным родного города и национального парка «Таганай» устойчивый, проявляется самостоятельно.

4. Деятельно-поведенческий.

Готовность к активности в качестве субъекта экологической деятельности.

    а) Низкий уровень – не готов к  активности, не понимает

        её сути.

    б) Средний уровень – может, с помощью взрослого, проявить

       активность.

     в) Высокий уровень – понимает значимость активности,

         проявляет её самостоятельно и осознанно.

10. Ожидаемые результаты.

- У детей сформированы представления о животных национального парка «Таганай» и нашего города;

- Дети узнают животных Национального парка «Таганай», которые занесены в Красную книгу;

- У детей сформировано представление о необходимости сохранения животных на земле;

-  В группе созданы необходимые условия по формированию целостного представления о жизни животных.

11. Оценка качества реализации проекта

Для того, чтобы установить уровень полученных детьми знаний, разработаны критерии оценки знаний и умений в форме вопросника в рамках проведения проекта:

  1. Уровень сформированности  представлений:

      - о животных национального парка «Таганай».

- о животных нашей малой Родины.

- о профессии егерь.

- о работниках национального парка «Таганай».

2. Уровень сформированности знаний о животных

 - как человек может помочь животным;

3. Уровень культуры поведения:

- закрепление правил поведения в лесу;

- правила ухода за животными.

Данные по результатам опроса детей заносятся в сводную таблицу.

12. Практическая значимость результатов

- созданы достаточные условия для организации деятельности ДОУ по экологическому воспитанию детей;

- установлены прочные связи с библиотекой,  НП «Таганай»;

- апробирован перспективный план работы с детьми и родителями;

- проведен цикл непосредственной образовательной деятельности по теме «Животные национального парка «Таганай» и малой Родины»;

- разработаны критерии оценки знаний и умений детей в рамках знакомства с животными национального парка «Таганай»  и малой Родины;

- уровень усвоения знаний по ознакомлению с животными родного края в группе составляет 95 %.

13.  Перспективы дальнейшего развития проекта.

Мы планируем расширять возможности проекта по следующим направлениям:

- создание творческого проекта  «Животные малой Родины».

- создание методических рекомендаций для воспитателей по организации и проведению работы по экологическому  воспитанию;

- создание мультимедийных  презентаций к мероприятиям по ознакомлению с животными родного края;

- распространение опыта работы среди педагогической общественности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня  одна  из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...

Перспективный план для воспитателей по ознакомлению детей 5—7 лет с национально—региональным компонентом. (План работы и смены развивающей среды в «Уголке Малой Родины»)

Пояснительная  записка.Воспитание  чувства  патриотизма  и  толерантности  у  дошкольников—процесс  сложный  и  длительный.  Эта  весьма...

Перспективный план для воспитателей по ознакомлению детей 5—7 лет с национально—региональным компонентом. (План работы и смены развивающей среды в «Уголке Малой Родины»)

Пояснительная  записка.Воспитание  чувства  патриотизма  и  толерантности  у  дошкольников—процесс  сложный  и  длительный.  Эта  весьма...

КОНСПЕКТ Организации интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию с национально-региональным компонентом с детьми подготовительной к школе группы по теме: «Малая Родина»

Организации интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию с национально-региональным компонентом  с детьми подготовительной к школе группы ...

Выступление в межрегиональном семинаре "Поликультурное воспитание в дошкольных образовательных организациях". Тема: "Мордовский национальный костюм как средство воспитания у детей любви к Малой Родине"

В данной статье говорится о мордовском народном костюме, как о  бесценном неотъемлемом достоянии культуры народа, накопленное веками. Народный костюм не только яркий самобытный элемент культуры, ...

Статья на сайте МДОУ " Белоснежка" о патриотическом воспитании и любви к Малой Родине ( Ямал) у детей,в рамках совместного проекта" Культура народов Ямала"с " Центром национальных культур".

  https://belosnezhka-nadym.tvoysadik.ru/site/pub?id=312 Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе ...

Конспект по окружающему миру с использованием национально-регионального компонента "Будущим защитникам отечества о большой стране и малой Родине"

Продолжаем   закреплять знания о России,Северной Осетии, о родном городе.Составляем и описываем герб ифлаг России ,Осетии, Моздока.Продолжаем закреплять знания о достопримечательностях родно...