Экологический проект "Животные национального парка "Таганай" и малой Родины"
план-конспект занятия (старшая группа)
Создание условий для формирования экологических представлений о животных национального парка Таганай, ответственного и бережного отношения к ним.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №76 «Непоседы»
Златоустовский городской округ
Экологический проект
«Животные Национального парка «Таганай» и малой Родины»
Автор: Сапунова Наталья Анатольевна
Воспитатель высшей квалификационной категории
Златоуст 2023
1 Краткая аннотация проекта
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели, старший воспитатель, учитель-логопед, сотрудники краеведческого музея, сотрудники детской библиотеки.
Вид проекта: исследовательский, творческий.
Цель проекта: создание условий для формирования экологических представлений о животных Национального парка «Таганай» и малой Родины, ответственного и бережного отношения к ним.
Задачи:
1. Расширить представления детей о животных национального парка «Таганай», о роли человека в животных.
2. Пополнить предметно-пространственную развивающую среду в группе по теме проекта.
3. Развивать наблюдательность, логическое мышление, познавательные процессы.
4. Воспитывать интерес к изучению и сохранению живой природы.
Срок реализации проекта: два года (2022- 2023г.г.)
2. Обоснование необходимости проекта
Постановка проблемы:
Тема проекта «Животные Таганая» выбрана не случайно. Проблема уменьшения численности некоторых видов животных, обитающих на территории Таганая, требует внимания и мер по сохранению биоразнообразия. Увеличение туристической активности и хозяйственной деятельности человека негативно сказывается на состоянии популяции животных и их естественной среде обитания. Отсутствие информации о важности сохранения экосистемы и роли животных в ней может приводить к неправильным действиям, вредящим природе.
Проведя диагностическую беседу, предложив группе детей (13чел.) демонстрационный материал (10 карточек с изображением зимующих птиц): 10 детей назвали правильно почти всех животных, 2 ребёнка– 6 животных, а 1 ребёнок только 4 животных. Из этого следует, что дети затрудняются назвать животных Южного Урала.
Мы решили расширить и углубить представления детей о животных нашего края. В совместной работе с родителями мы должны воспитывать у детей интерес к животным, желание узнавать новые факты их жизни. Ведь впечатления, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и влияют на отношение к природе, к Родине.
Актуальность:
Актуальность экологического воспитания представляет собой необходимое условие формирования такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать, бережно обращаться с вещами.
Проблемы сегодняшнего времени:
- сложная экологическая обстановка в мире;
- ее тяжелые последствия;
- экология родного края;
- загрязненность среды обитания;
- чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы;
- теряют плодородие почвы;
- обедняются флора и фауна.
В.А. Сухомлинский считал природу, главным источником всестороннего развития ребенка. К. Д. Ушинский, называл природу великой воспитательницей: «Побудить в детях живое чувство природы – значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний». Великий писатель Михаил Пришвин сказал: «Все прекрасное на Земле – от Солнца, и все хорошее от человека. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. Охранять природу – значит охранять Родину».
Дошкольники – начальное звено системы непрерывного образования, значит, содержание их образования должно быть связано с содержанием экологического образования на следующих ступенях. Элементарные экологические знания, полученные детьми в младшем возрасте, помогут им в дальнейшем осваивать предметы экологической направленности. Поэтому, в дошкольном учреждении проводится целенаправленная работа по формированию у детей правильного экологического восприятия, воспитанию любви и уважения к природе родного города, а так же развитию познавательного интереса. Не менее важным условием экологического воспитания детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к окружающей среде, сохранению вертикальных семейных связей. Так же важной составляющей проекта является участие детей и их семей в различных экологических акциях – эти акции так или иначе связаны с поддержкой биоразнообразия и сохранением мира животных. Участвуя в них, дошкольники актуализируют свои знания и могут участвовать в практической деятельности по сохранению природы своего края. Такой подход способствует формированию у детей новой системы ценностей, частью которой становится природа.
3. Цели и задачи проекта
Цель: создание условий для формирования экологических знаний о животных Национального парка «Таганай», ответственного и бережного отношения к ним.
Задачи:
1. Расширить представления детей о животных национального парка «Таганай», о роли человека в их жизни.
2. Пополнить предметно-пространственную развивающую среду в группе по теме проекта.
3. Развивать наблюдательность, логическое мышление, познавательные процессы.
4. Воспитывать интерес к изучению и сохранению живой природы.
4. Основное содержание проекта
Всю работу, предшествующую созданию проекта, можно разделить на несколько этапов:
1 этап – подготовительный.
Подбор тематической литературы, иллюстративного материала, планирование работы.
2 этап – практический.
На этом этапе проводится вся непосредственная работа по реализации проекта через интеграцию с детьми, коллегами, родителями, социумом – проведение всех запланированных мероприятий
Сотрудничество с родителями:
- ознакомление с проектом;
- семейное словотворчество;
- конкурс кроссвордов о животных.
Работа с сотрудниками:
- консультации для педагогов;
- проведение открытого показа НОД.
3 этап – итоговый.
- Мониторинг знаний детей о зимующих птицах.
- Презентация проекта.
Проект реализуется по следующим направлениям:
- Совместная деятельность с детьми.
- Взаимодействие с родителями.
- Взаимодействие со специалистами детского сада.
- Взаимодействие с коллективом детского сада.
- Сотрудничество с краеведческим музеем.
- Сотрудничество с детской библиотекой.
Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с животными, ребенок учится осознавать и себя частью живой природы.
Центральным звеном социализации «процесса развития человека во взаимодействии с окружающим миром» является гуманистическое воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности, на любовь к природе, родному краю, безусловно, к природе нашей Родины.
В этой связи успешность развития дошкольников при знакомстве с природой родного края станет возможным только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности свойственные дошкольному возрасту.
Мы живем и работаем в небольшом уральском городке. Наш город богат своей флорой и фауной. Практически в черте города расположен Национальный парк «Таганай». И нам захотелось помочь детям узнать больше нового о животных, обитающих в Национальном парке Таганай и на нашей малой Родине.
Теоретические знания подкрепляются продуктивной деятельностью (рисованием, аппликацией, ручным трудом, пространственным моделированием), а затем реализуются в самостоятельной деятельности и повседневной жизни за пределами дошкольного учреждения.
Большое внимание уделяется игровой деятельности, которая помимо дидактических игр включает в себя строительные, сюжетно-ролевые и игры фантазии.
В группе создан тематический уголок, где дети могут закрепить и обогатить полученные знания и навыки.
Для закрепления знаний используются экскурсии, целевые прогулки, беседы, чтение художественной и документальной литературы, организуются встречи с представителями из краеведческого музея.
Совместно с родителями воспитанников проводятся выставки рисунков, фотовыставки, семейное словотворчество, конкурс кроссвордов.
Работа с родителями по формированию у детей основ экологического воспитания включает следующие мероприятия:
- стенды с наглядной информацией;
- консультации;
- тематические папки-передвижки;
- семейные конкурсы;
- тематические родительские собрания;
- анкетирование, беседы;
- совместная детско-родительская досуговая деятельность.
5. Ресурсы
1. Нормативно-правовые
-Конституция Российской Федерации;
- ФГОС ДО;
- Закон «Об Образовании в РФ»;
- Концепция дошкольного воспитания;
- Конвенция ООН и Всемирная декларация по проблемам детства;
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации.
2. Информационные:
-сайт ДОУ,
- стенды,
- родительские уголки,
- памятки для родителей,
- ИКТ,
- мультимедийные презентации,
- фотопрезентации,
- DVD диски.
3. Организационные:
- сотрудничество с библиотекой,
- сотрудничество с краеведческим музеем,
-сотрудничество с национальным парком «Таганай».
- сотрудничество с сотрудниками учреждения,
- работа по управлению деятельностью участников проекта.
4. Материально-технические:
- уголок природы в групповом помещении.
- демонстрационный материал
- фонотека с голосами животных.
- атрибуты для сюжетно-ролевых и подвижных игр
- методические, наглядные и дидактические пособия
- картотека
5. Методические:
- теоретическая и методическая литература,
- периодическая печать,
- материалы по передовому педагогическому опыту.
6. Кадровое (в проекте участвуют):
- дети старшего дошкольного возраста,
- родители воспитанников,
- воспитатели группы,
- специалисты детского сада,
- старший воспитатель,
- коллектив библиотеки,
- коллектив краеведческого музея,
- коллектив сотрудников национального парка.
6. Социальные партнёры:
Воспитатели, специалисты детского сада, старший воспитатель, родители детей, коллектив детской библиотеки, коллектив краеведческого музея, представители национального парка.
7. Целевая аудитория:
Дети старшего дошкольного возраста.
8. План реализации проекта
План-график подготовки, этапы и сроки реализации проекта с намеченными мероприятиями, указанием дат и ответственных за каждое мероприятие.
9. Ожидаемые результаты и социальный эффект
В ходе реализации проекта нами были разработаны и апробированы:
- Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста
- Игротека
- Комплекс теоретических мероприятий по реализации проекта
- Комплекс практических мероприятий по реализации проекта
- Комплекс письменных консультаций для родителей
- Разработаны критерии эффективности образовательного процесса по направлению «Экологическое воспитание дошкольников».
Критерии эффективности образовательного процесса по направлению «Экологические знания дошкольников».
- Познавательный.
- Знание животных обитающих в Национальном парке «Таганай» и на нашей малой Родине.
а) Низкий уровень – не знает животных совсем.
б) Средний уровень – может рассказать о животных с помощью картинок.
в) Высокий уровень – может самостоятельно рассказать о животных.
1.2. Начальные знания о животных Национального парка «Таганай».
а) Низкий уровень – неосознанный интерес, навязанный из вне, мотив
случайный, кратковременный.
б) Средний уровень – интерес иногда поддерживается самостоятельно,
мотивация неустойчивая, связанная результативной стороной процесса.
в) интерес поддерживается самостоятельно, устойчивая мотивация,
ведущий мотив – познавательный и общение среди сверстников.
2.Мировозренческо-ценностный.
Гордость за флору и фауну малой Родины.
а) Низкий уровень – не понимает, кто такие животные.
б) Средний уровень – может согласиться со взрослым с опорой на картинки
в) Высокий уровень – гордится природой родного края.
3.Мотивационно-потребностный.
Потребность в познании зимующих птиц Южного Урала.
а) Низкий уровень – не проявляет самостоятельного интереса.
б) Средний уровень – интерес проявляется, но неустойчивый,
кратковременный.
в) Высокий уровень – интерес к животным родного города и национального парка «Таганай» устойчивый, проявляется самостоятельно.
4. Деятельно-поведенческий.
Готовность к активности в качестве субъекта экологической деятельности.
а) Низкий уровень – не готов к активности, не понимает
её сути.
б) Средний уровень – может, с помощью взрослого, проявить
активность.
в) Высокий уровень – понимает значимость активности,
проявляет её самостоятельно и осознанно.
10. Ожидаемые результаты.
- У детей сформированы представления о животных национального парка «Таганай» и нашего города;
- Дети узнают животных Национального парка «Таганай», которые занесены в Красную книгу;
- У детей сформировано представление о необходимости сохранения животных на земле;
- В группе созданы необходимые условия по формированию целостного представления о жизни животных.
11. Оценка качества реализации проекта
Для того, чтобы установить уровень полученных детьми знаний, разработаны критерии оценки знаний и умений в форме вопросника в рамках проведения проекта:
- Уровень сформированности представлений:
- о животных национального парка «Таганай».
- о животных нашей малой Родины.
- о профессии егерь.
- о работниках национального парка «Таганай».
2. Уровень сформированности знаний о животных
- как человек может помочь животным;
3. Уровень культуры поведения:
- закрепление правил поведения в лесу;
- правила ухода за животными.
Данные по результатам опроса детей заносятся в сводную таблицу.
12. Практическая значимость результатов
- созданы достаточные условия для организации деятельности ДОУ по экологическому воспитанию детей;
- установлены прочные связи с библиотекой, НП «Таганай»;
- апробирован перспективный план работы с детьми и родителями;
- проведен цикл непосредственной образовательной деятельности по теме «Животные национального парка «Таганай» и малой Родины»;
- разработаны критерии оценки знаний и умений детей в рамках знакомства с животными национального парка «Таганай» и малой Родины;
- уровень усвоения знаний по ознакомлению с животными родного края в группе составляет 95 %.
13. Перспективы дальнейшего развития проекта.
Мы планируем расширять возможности проекта по следующим направлениям:
- создание творческого проекта «Животные малой Родины».
- создание методических рекомендаций для воспитателей по организации и проведению работы по экологическому воспитанию;
- создание мультимедийных презентаций к мероприятиям по ознакомлению с животными родного края;
- распространение опыта работы среди педагогической общественности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...

Перспективный план для воспитателей по ознакомлению детей 5—7 лет с национально—региональным компонентом. (План работы и смены развивающей среды в «Уголке Малой Родины»)
Пояснительная записка.Воспитание чувства патриотизма и толерантности у дошкольников—процесс сложный и длительный. Эта весьма...

Перспективный план для воспитателей по ознакомлению детей 5—7 лет с национально—региональным компонентом. (План работы и смены развивающей среды в «Уголке Малой Родины»)
Пояснительная записка.Воспитание чувства патриотизма и толерантности у дошкольников—процесс сложный и длительный. Эта весьма...
КОНСПЕКТ Организации интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию с национально-региональным компонентом с детьми подготовительной к школе группы по теме: «Малая Родина»
Организации интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию с национально-региональным компонентом с детьми подготовительной к школе группы ...

Выступление в межрегиональном семинаре "Поликультурное воспитание в дошкольных образовательных организациях". Тема: "Мордовский национальный костюм как средство воспитания у детей любви к Малой Родине"
В данной статье говорится о мордовском народном костюме, как о бесценном неотъемлемом достоянии культуры народа, накопленное веками. Народный костюм не только яркий самобытный элемент культуры, ...

Статья на сайте МДОУ " Белоснежка" о патриотическом воспитании и любви к Малой Родине ( Ямал) у детей,в рамках совместного проекта" Культура народов Ямала"с " Центром национальных культур".
https://belosnezhka-nadym.tvoysadik.ru/site/pub?id=312 Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе ...

Конспект по окружающему миру с использованием национально-регионального компонента "Будущим защитникам отечества о большой стране и малой Родине"
Продолжаем закреплять знания о России,Северной Осетии, о родном городе.Составляем и описываем герб ифлаг России ,Осетии, Моздока.Продолжаем закреплять знания о достопримечательностях родно...
